Практическая часть сделана на примере Топкинского района (запад Кемеровской области).
Есть приложение (Структура администрации Топкинского муниципального района).
Введение 3
1 Теоретические аспекты обеспечения пожарной безопасности муниципального образования 6
1.1 Законодательное закрепление полномочий органов местного самоуправления в сфере пожарной безопасности 6
1.2 Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях 9
2 Особенности обеспечения пожарной безопасности в Топкинском муниципальном районе Кемеровской области 14
2.1 Общая характеристика Топкинского муниципального района 14
2.2 Организация системы пожарной безопасности в Топкинском муниципальном районе 19
3 Разработка направлений совершенствования системы пожарной безопасности в муниципальном образовании 23
Выводы и предложения 27
Список использованных источников 29
Приложение А 32
Сегодня в современной России обеспечение необходимых требований пожарной безопасности является предметом деятельности всех публично-территориальных образований – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. И это не случайно, учитывая, что пожары наносят немалый материальный ущерб в различных областях народного хозяйства, нередко приводят к травматизму, а в ряде случаев и к гибели людей.
Муниципальные образования являются не только административно-территориальными единицами, но и первичными сообществами людей, которые проживают на одной территории и самоорганизуются для совместной хозяйственной и общественной деятельности. Важнейшим условием устойчивого развития муниципальных образований является создание безопасных условий их существования.
Пожары являются одной из самых распространенных и опасных угроз жизнедеятельности муниципальных образований. Так, в 2017 году в Российской Федерации произошло около 140 тыс. пожаров, приведших к гибели 8,7 тыс. человек и прямому материальному ущербу свыше 12 млрд. руб. [15].
Для борьбы с пожарами в стране создана и функционирует система обеспечения пожарной безопасности, представляющая собой совокупность сил, средств и мер различного характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Наибольшее количество пожаров регистрируется в жилом секторе, в производственных и общественных зданиях, расположенных на территориях муниципальных образований. В связи с этим Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на органы местного самоуправления, поселений и городских округов функцию обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Осуществление этих мер означает реализацию органами местного самоуправления приведенных выше основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на местном муниципальном уровне в пределах их полномочий и финансово-экономических возможностей. Координацию обеспечения первичных мер пожарной безопасности выполняет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или Совет безопасности органа местного самоуправления.
Пожарная безопасность муниципального образования складывается в результате сложного и нередко труднопредсказуемого взаимодействия многих факторов, охватывающих как субъекты противопожарной деятельности, так и проводимые ими мероприятия.
Объект исследования – специфика и проблематика государственного и муниципального управления в современных условиях. Предмет – обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании.
Цель исследования – изучить обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть теоретические аспекты обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
- исследовать особенности обеспечения пожарной безопасности в Топкинском муниципальном районе Кемеровской области;
- определить направления совершенствования системы пожарной безопасности в муниципальном образовании.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по государственному и муниципальному управлению, таких как В.В. Иванов, С.А. Липски, О.С. Сёмкина, Д. С. Хайруллов и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; во второй главе проведен анализ особенностей обеспечения пожарной безопасности в Топкинском муниципальном районе Кемеровской области; в третьей главе определены направления совершенствования системы пожарной безопасности в муниципальном образовании. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Ряд первичных мер пожарной безопасности имеют слишком общий характер (например, реализация полномочий, имеющихся у органов местного самоуправления, связанных с решением «вопросов организационно-правового, материально-технического и финансового обеспечения пожарной безопасности») в отличие от таких конкретных мер, как «обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара», «обеспечение связи и оповещения населения о пожаре» и других первичных мер пожарной безопасности.
Одной из нерешенных проблем в сфере обеспечения пожарной безопасности, является разграничение полномочий между органами государственного управления (федеральный и региональный уровень), с одной стороны, и органами муниципального управления (местный уровень) – с другой.
В целях предупреждения пожаров в муниципальных образованиях сотрудниками отдела управления надзорной деятельности и профилактических работ проводятся следующие меры:
- проверка соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности;
- также осуществляется проведение консультаций по вопросам пожарной безопасности;
- ведется агитационная пропагандистская деятельность.
При проверке соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности инспекторы часто применяют метод экспертных оценок, особенно если эта проверка касается деятельности органов местного самоуправления. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
На территории г. Топки и Топкинского района на 09.04.2019 зарегистрировано 26 пожаров, что на 5 пожаров больше, чем в аналогичном периоде в 2018 года (21 или +19%). При пожарах в 2019 г. погибло 4 человека, в 2018 г. погибли 2 человека.
В структуре причин пожара по группам в текущем году основное место занимает нарушение правил устройства и эксплуатации электрического оборудования и нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации отопительных печей и дымоходов и неосторожное обращение с огнем.
В целях предупреждения пожаров и гибели людей на территории г.Топки и Топкинского района отделением надзорной деятельности (ОНД) Топкинского района УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области проводится большая организационная и профилактическая работа.
Анализ тушения пожаров свидетельствует, что косвенный ущерб от пожаров в несколько раз превышает непосредственный ущерб от самих пожаров. В этой связи, назрела необходимость совершенствования системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности, на объектах муниципальной собственности. С целью преодоления негативных тенденций в организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия служб администрации Топкинского муниципального района, а также предприятий, организаций, общественных объединений и граждан.
1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.04.2019).
2. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.04.2019).
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.04.2019).
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный Закон Российской Федерации от 18.10.2007 №230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.04.2019).
5. О гражданской обороне: Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.04.2019).
6. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3579.
7. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. №794 (ред. от 29.11.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.04.2019).
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники:
8. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий [Текст] / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М. : Инфра-М, 2018. - 222 c.
9. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба [Текст] / С.А. Липски. - М. : Русайнс, 2018. - 112 c.
10. Макаркин, С. В. Роль органов местного самоуправления в обеспечении пожарной безопасности муниципальных образований (организационно-правовые аспекты) [Текст] / С. В. Макаркин. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. – 214 с.
11. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты : материалы III международной научно-практической конференции. том 2. [Текст] / О.С. Сёмкина. - М. : Русайнс, 2019. - 189 c.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
12. Ильичев, И. Е. Безопасность муниципальных образований как политико-правовая проблема [Текст] / И. Е. Ильичев // 150-летие принятия земской и судебной реформ Александра II : сб. матер. междунар. научно-практ. конф. Уфа, 3 июля 2014 г. - Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2014. - С. 100-108.
13. Курченков, В. В., Морозова Н. И. Особенности муниципального образования как сложной саморазвивающейся социальной системы [Текст] / В. В, Курченков, Н. И. Морозова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2017. - № 5 (53). - С. 148-154.
14. Фомин, А. В., Тужиков Е. Н. Экспертный метод оценки деятельности органов местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности [Текст] / А. В. Фомин, Е. Н. Тужиков // Вестник Санкт-Петербургского университета МЧС России. - 2015. - № 2. - С. 27-34.
15. Хайруллов, Д. С. Муниципальное управление безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования [Текст] / Д. С. Хайруллов // Актуальные проблемы муниципальной экономики, управления местным развитием. - Казань : Познание : ИЭУП, 2018. - С. 150-163.