Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделений социальной помощи семье и детям

Работа №40191

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
672
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГОВ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению психологических особенностей
профессионального «выгорания» 7
1.2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома профессионального
«выгорания» 18
1.3. Содержание профессиональной деятельности педагогов-психологов и психологов и личностно-профессиональные особенности в сфере образования и
отделениях социальной помощи семье и детям 27
1.4. Факторы, влияющие на развитие профессионального «выгорания» и
деформацию личности педагога-психолога и психолога 35
Выводы по 1 главе 40
2. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 42
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННОГО С РАБОТОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»
3.1. Анкетные данные 48
3.2. Анализ данных опросника поведения и переживания, связанного с работой
(AVEM) 59
3.3. Анализ данных по методике В.В. Бойко «Синдром эмоционального
выгорания» 79
3.4. Анализ взаимосвязей изучаемых показателей 87
Выводы по 3 главе 104
Заключение 107
Литература 112
Приложения 120


Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, развитием синдрома профессионального выгорания среди педагогов- психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям. Во-вторых, профессиональное выгорание оказывает отрицательное влияние на физическое здоровье, самочувствие, эмоциональную устойчивость педагогов- психологов и психологов, их профессиональное общение с коллегами, а также на учащихся образовательных учреждений и клиентов отделения социальной помощи семье и детям. В-третьих, процесс развития и распространения профессионального выгорания создает условия для текучести квалифицированных кадров, как в учреждениях системы образования, так и социальной сферы, а также сказывается отрицательно на исполнении профессиональных обязанностей. В-четвертых, необходимостью разработки и внедрения эффективных методов предупреждения и профилактики профессионального выгорания. В-пятых, отсутствием психологической службы для педагогов-психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям.
Современному педагогу-психологу и психологу ОСПСиД необходимо решать задачи, которые требуют больших усилий. Освоение новых форм и методов работы, поиск эффективных путей решения проблем клиентов, необходимость учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе - все это под силу лишь профессионально компетентному психологически здоровому специалисту. От психологического здоровья педагога-психолога и психолога ОСПСиД во многом зависит психологическое здоровье его клиентов. Действие многих негативных факторов (объективных и субъективных) оказывает воздействие на нарастающее чувство неудовлетворенности педагога-психолога и психолога ОСПСиД, ухудшение общего самочувствия и усталости. Эти показатели характеризуют физическую напряженность в профессиональной деятельности, что приводит к профессиональному напряжению, стрессам, истощению и, следовательно, к эмоциональному выгоранию. В результате влияния этих процессов происходит снижение качества профессиональной деятельности педагога-психолога и психолога ОСПСиД: они перестают справляться со своими профессиональными обязанностями, теряют творческую составляющую труда относительно предмета и продукта своей деятельности, происходит деформация профессиональных отношений и ролей.
Разработанность темы - информационно-аналитический обзор источников научных работ, электронных ресурсов, журналов, статей и опыта по исследованию «психологических особенностей профессионального выгорания» как отечественных, так и зарубежных ученых показал, что проблема все активнее входит в предметное поле отечественной психологии и социологии и является актуальной и изучаемой. При этом существует недостаточная систематичность данных исследований, отсутствие единого понимания специфики данного феномена, факторов, оказывающих влияние на его происхождение и развитие, механизмов преодоления и профилактики профессионального выгорания.
Таким образом, имеют место противоречия между формированием «психологических особенностей профессионального выгорания» у педагогов- психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям и отсутствием комплексной системы, направленной на предупреждение и профилактику, необходимостью в создании психологической службы в учреждениях системы образования и в социальной сфере и отсутствие такой психологической службы.
Эти противоречия обусловили проблему исследования: отсутствие психологической поддержки педагогов-психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям и системы профилактики профессионального выгорания.
Объект исследования - феномен профессионального выгорания.
Предмет исследования - психологические особенности профессионального выгорания в условиях профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования и психологов отделений социальной помощи семье и детям.
Цель исследования - выявить психологические особенности профессионального выгорания педагогов-психологов и психологов отделений социальной помощи семье и детям.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по профессиональному выгоранию педагогов-психологов и психологов, изучить степень теоретической и практической разработанности темы психологических особенностей профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям;
2. Изучить феномен «профессиональное выгорание» во взаимосвязи с влиянием психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) в профессиональной деятельности педагогов-психологов и психологов.
3. Провести статистическую обработку, сравнительный анализ между педагогами- психологами и психологами в степени подверженности профессиональному выгоранию;
4. Выделить главные факторы, обуславливающие профессиональное выгорание среди психологов и педагогов-психологов, проанализировать способы предотвращения профессионального выгорания.
Методологические (теоретические) основы исследования составляют основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах Аболина Л.М.[11], Башмакова О.В.[17], Бойко В.В.[20], Винокур В.А.[27], Влах Н.И.[28], Водопьяновой Н.Е., Старченкова Е.С.[33], Глиницкий С.Ю.[36], Клевцова Н.А.[47], Королева Е.Г.[51], Леонова А.Б.[55], Котова Е.В.[53], Орел В.Е.[66], Ревина Н.Е.[75], Сафаргалиева С.Г.[76], Смирнова И.Е.[78], Форманюк Т.В.1[83], Шамис В.А.[86].
Методы и методики исследования: анализ, опрос (анкетирование), тестирование с использованием методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и опросника поведения и переживания, связанного с работой «AVEM», разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Потсдамского университета и адаптирован под руководством Т.И. Ронгинской, позволяющих определить наличие синдрома «профессионального выгорания» и личностные особенности педагогов- психологов и психологов, проведение математических методов обработки данных: вычисление средних арифметических, методы математической статистики коэффициент корреляции Пирсона.
Экспериментальная база исследования: ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «город Казань» отделения социальной помощи семье и детям, Муниципальные бюджетные образовательные учреждения средние образовательные школы города Казани.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для выявления особенностей профессионального выгорания, и разработки рекомендаций профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического и физического здоровья педагогов-психологов и психологов ОСПСиД.
Полученные теоретико-экспериментальные данные и предложенные рекомендации психопрофилактики профессионального выгорания могут использоваться в работе с психологами отделений социальной помощи семье и детям, и педагогами-психологами средних образовательных школ.
Выборка: контингент - педагоги-психологи учреждений системы образования (40 респондентов) и психологи отделений социальной помощи семье и детям (40 респондентов). Общее количество исследуемых - 80 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование посвящено психологическим особенностям профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделений социальной помощи семье и детям. Данная проблема заслуживает особого внимания в связи с профессиональной подготовкой и профессиональной деятельностью психологов и педагогов-психологов.
Психологи и педагоги-психологи работают в системе «человек-человек», оказывают профессиональную психологическую помощь клиентам, среди которых встречаются разные категории населения, а также несовершеннолетние дети. И очень важным является своевременное проведение профилактических мер, направленных на предупреждение развития эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание - приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими [70].
Профессиональное выгорание - системное качество субъекта профессиональной деятельности, возникшее в результате нарушения взаимодействия в системе «человек- профессия-организация-социум» [31].
Профессиональное выгорание - это длительный динамичный процесс, проходящий в три стадии. Третья стадия - полное выгорание, или истощение - обнаруживается редко. Выгоранию подвержены не только люди с большим профессиональным стажем, но и молодые специалисты, недавно начавшие свою трудовую деятельность.
По данным исследования коррелограммы психологов ОСПСиД (рис. 39) переменная стажа работы положительно взаимосвязана с возрастом респондентов, а также с удовлетворенностью выбранной профессией, через которую связана с
характером труда, размером заработной платы, чувством успешности и удовлетворенностью жизнью.
В коррелограмме педагогов-психологов (рис. 40) прослеживается положительная связь переменной стажа работы с проблемами с физическим здоровьем, тенденцией к отказу в ситуации неудачи, и фазой напряжения опросника уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. В свою очередь эти переменные имеют еще больше положительных связей с другими переменными.
Как показали результаты исследования, развитию профессионального выгорания способствуют как внешние факторы, так и внутренние. К внешним факторам относятся: коммуникативно-ролевые - отношение в коллективе, отношение с руководством, отношение с клиентами, организационные - высокая психологическая и физическая нагрузка, недостаточная возможность контролирования ситуации, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость в той или иной ситуации, недостаточно продуманные вопросы организационного характера, характер труда, график работы, отсутствие сознания значимости выполняемой работы.
К внутренним факторам относятся: субъективное значение деятельности - место работы в жизни человека, профессиональные притязания, готовность к энергетическим затратам, способность поддерживать дистанцию по отношению к работе, тенденция к отказу в ситуации неудачи, активная стратегия решения проблем, внутреннее спокойствие и равновесие, стремление к совершенству, чувство успешности в профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнью, чувство социальной поддержки. Т.е. те показатели, которые мы определяли по 11 шкалам опросника поведения и переживания AVEM, соответствующим трем сферам личности: профессиональная активность, психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных ситуаций, эмоциональное отношение к работе.
В исследовании респондентов групп педагогов-психологов и психологов выявлена тесная взаимосвязь внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие профессионального выгорания.
При проведении сравнительного анализа должностных обязанностей педагогов- психологов и психологов выявлены сходства и различия в выполняемых обязанностях, а также отмечено, что и педагоги-психологи и психологи выполняют большое количество трудовых обязанностей, охватывающих широкую сферу направлений работы, что в свою очередь требует от них высокой степени образованности, познавательной активности, желания и готовности учиться, развиваться, заниматься научной деятельностью, которым необходимо выделять как рабочее, так и личное время.
Все это требует от профессионала больших личностный ресурсов, умения разграничивать личностную сферу жизнедеятельности и профессиональную, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владеть навыками саморегуляции. Педагог-психолог и психолог должен четко понимать какой объем работы он может выполнить, не ставить перед собой невыполнимых задач, определить свое отношение к выполняемой работе. Также важным фактором является наличие интересов человека, хобби, позволяющего отвлечься, переключиться от профессиональной деятельности.
К психологическим особенностям профессионального выгорания педагогов- психологов относятся такие факторы как: физическая напряженность работы, психологическая напряженность, стремление к совершенству, способность поддерживать дистанцию по отношению к работе, чувство успешности в профессиональной деятельности, удовлетворенность своей жизнью, фаза напряжения, фаза резистенции и фаза истощения.
Тот факт, что показатели «фаза напряжения», «фаза резистенции», «фаза истощения» в корреляции у педагогов-психологов являются системообразующими, свидетельствует о необходимо психологического сопровождения данной группы респондентов, направленное на восстановление ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов, проведение работы по смягчению воздействия организационных факторов, приводящих к выгоранию, четкое разграничение должностных обязанностей.
К психологическим особенностям профессионального выгорания психологов ОСПСиД относятся такие факторы как: размер заработной платы, стремление к совершенству, способность поддерживать дистанцию по отношению к работе, активная
В данном исследовании, исходя из коррелограммы респондентов педагогов- психологов и психологов ОСПСиД выявлено, что респонденты группы педагогов- психологов более предрасположены к профессиональному выгоранию. Данный вывод сделан исходя из количества взаимосвязей по переменным фазы напряжения, резистенции и истощения опросника уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, тогда как в группе респондентов психологов ОСПСиД переменные фазы напряжения, резистенции и истощения имеют отрицательные взаимосвязи с другими переменными.
Исходя из данных исследования составлены рекомендации для респондентов, с целью принятия во внимания данных факторов в дальнейшей профессиональной деятельности:
1) внедрение психологической службы с целью проведения обучения способам саморегуляции.
2) разработка психологических программ профилактики развития синдрома профессионального выгорания педагогов-психологов и психологов ОСПСиД.
3) проведение работы с организационными ресурсами по смягчению действия организационных и ролевых факторов выгорания в профессиональной деятельности.
4) четкость должностных обязанностей.
5) регулирование отношений с руководителем, коллегами, клиентами, как в рабочее время, так и во внерабочее время.
6) внедрение психологических тренингов, деловых игр, дней здоровья.
7) оказание психологической помощи по восстановлению ресурсов и преодолению профессионального стресса.
8) программа «Профилактика профессионального выгорания педагогических работников» (автор: Хусаинова Р.М., 2017), прошедшая экспертизу и вошедшая в реестр программ повышения квалификации РТ Программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов (автор Брынских К.Г., 2011-2013 г. г.).



1. Anderson V. // School Psychology Quarterly. 1999. V. 14 (1)
2. Burish M. Burnout-Sundrom-Theorie der inner Erschopfung. Berlin, 1989. -457 c.
3. Burke R. J. // Human Relations. 1995. V. 48 (2). P. 187-202.
4. Leiter M. P. // J. of Applied Behavioral Science. 1996. V. 32 (1). P. 29-47.
5. Maslach C. Understanding burnout: Definition issues in analyzing a complex phenomenon // Job stress and burnout: Research, theory and intervention perspectives / Ed. W.
5. Pain. Beverly Hills, London, New Delhi, 1982. P. - 29-40.
6. Maslach С., Professional burnout: Recent developments in the theory and research, Taylor & Francis, Washington D.C, 1993. P. 19-32.
7. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future Research // Human Relations. 1982. April. Vol. 35, № 4. P. 283-305. URL: http://hum.sagepub.com. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 03.02.2017)
8. Pines A. and Maslach C. Characteristics of staff burnout in mental health settings. Hosp. Community Psychiatry 29. Apr. 1978. P. 233-237.
9. Pines A. M., Aronson E., and Kafry D. Burnout. From Tedium to Personal Growth. New York: Free Press. 1981. P. 14-17.
10. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P. 225-237.
11. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: Изд. Казанского университета, 1987. - С. 47.
12. Аминов Н. А., Молоканов М. В. // Психологический журнал. 1992. №5. С. 104110.
13. Анкетирование педагога. [Электронный ресурс]. URL: http://kdpconsulting.ru. (Дата обращения 11.02.2017).
14. Асхаков С.И. Справочник социального работника / С.И. Асхаков. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - С. 440.
15. Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций / М.А. Багрий. - М.:2009. - С. 56.
112
16. Балыкина О.С., Петухова Л.П. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, №11 (105) - 2013. С. 18-23.
17. Башмакова О.В. Психосоциальные факторы в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов / О.В. Башмакова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 7. - С. 53-57.
18. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 194.
19. Бодров В.А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов [Под ред. В.А. Барабанщикова и А.В. Карпова]. - М.-Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. Вып. 2. С. 98-117.
20. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996. -345 с.
21. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - С. 215.
22. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - С. 38-40.
23. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: Дашков и К, 1996. - 254 с.
24. Боровкова Т.И. Тьюторская позиция преподавателя высшей школы в процессе сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 1(4). С. 27-31.
25. Бузовкина Н.Ю. Синдром эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4. - С. 1100-1102.
26. Василенко А.Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. № 4(7). С. 53-55.
27. Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях / В.А. Винокур // Медицинская психология России. 2010. №1. - С. 58.
28. Влах Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. 2015. - №8. - С. 356-358.
29. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 443—463.
30. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб. : Питер, 2005. - 258с.
31. Водопьянова Н.Е., Наумова Т.С. Интрасубъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию молодых специалистов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №1(45). С. 148-157.
32. Водопьянова Н.Е., Никифоров Г.С., Назарян О.Н. Интрасубъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию преподавателей в условиях реформирования высшей школы в России // Современные исследования социальных проблем. 2013. №2. С. 162-183.
33. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. С. 232-233.
34. Вязникова Л.Ф. Психологическая культура, как основа профессиональной
компетентности специалист // Психологическая культура личности как стратегия социально-образовательного развития региона: сборник докладов всероссийской
научн.-практ. конференции. Биробиджан, 25 апреля 2007 г. Ч.1. - Биробиджан: изд-во ДВГСГА. - 2007. С. 35-37.
35. Гаранина М.М. Специфика оказания психологической помощи в центрах социальной помощи семье и детям // Материалы конгресса «Здоровые дети - будущее страны» - 2017. Том 8. Спецвыпуск. - С. 94.
36. Глиницкий С.Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога / С.Ю. Глиницкий // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 4-1. [Электронный ресурс]. URL: http://ciberleninka.ru. Дата обращения: 20.05.2018г.
37. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. СПб., 2008. - С. 26-27.
38. Гришина Н. В. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 143-156.
39. Гулиева Р.Р. Профилактика эмоционального выгорания будущих социальных педагогов / Р.Р. Гулиева // Система ценностей современного общества. 2012. №23. - С. 190-191.
40. Гунзунова Б.А. Практикум по психодинамике. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. С - 38.
41. Должностная инструкция педагога-психолога средней общеобразовательной
школы [Электронный ресурс]. URL: http://psyholog-school.ru. (Дата обращения:
03.09.2018)
42. Должностная инструкция психолога отделения социальной помощи семье и детям ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «город Казань», 2016г.
43. Звенигородская Г.П. Феноменология педагогического роста // Сборник научных статей международной научн.-прак. конференции. Ч.2. - М. - 2004. С. 151-156.
44. Зиновьева М.В. Проблемы взаимодействия педагога-психолога с администрацией образовательного учреждения // Психологическая наука и образование / Под ред. В.В. Рубцова. Москва. 2004. №3. С. 98-100.
45. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - С. 212-215.
46. Киенко Т.С. Организационные факторы профессионального выгорания социальных работников муниципальных учреждений социального обслуживания // Вестник пермского университета. Выпуск 3 (27) - 2016г. - С. 153-159.
47. Клевцова Н.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста // Территория науки. 2015. - С. 63-67.
115
48. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. С. 49-57.
49. Козин В., Агибалова Т. Синдром «эмоционального выгорания»: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения // Неврологический вестник. 2013. Т. XLV, вып. 2. С. 44-52.
50. Колесникова М.Г., Резников М.А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога / М.Г. Колесникова, М.А. Резников // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: Материалы IV Междунар. науч. практ. конф. - СПб., 2004. - С. 12-13.
51. Королева Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева // Журнал Гроненского государственного медицинского университета. - 2007. - № 3 (19). - С. 7881.
52. Коростелев А.А. Порядок осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 1(4). С. 88-92.
53. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учеб. пособие / Е.В. Котова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - С.87-88.
54. Кусакина М.В. Исследование синдрома эмоционального выгорания и разработка комплекса психопрофилактических мер в коррекции СЭВ у работников сферы социального обслуживания / М.В. Кусакина // Работник социальной службы. 2016. № 1 (119). - С. 116.
55. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы. - 2001. - № 11. - С. 2-16.
56. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -312 с. 13. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. -200 с.
57. Миронова М.Н., Варфоломеев С.А. Психология развития личности педагога в системе профессионального образования; Учебно-методическое пособие для педагогов- психологов. - Калуга, КОИПКРО. 2004. - С. 53-57.
58. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков. - М.: Смысл, 2001. С. 44-48.
59. Мушастая Н.В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностносмысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций / Н.В. Мушастая. - Ростов н/Д, 2007. - С. 146.
60. Новикова Л.В. Социально-психологические, личностные и профессиональные
факторы риска психического выгорания // Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». - 2006-2007г. Режим доступа:
http: //festival .1 september.ru/articles/413786.
61. Ножичкина Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции / Л.В. Ножичкина // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. - С. 66-68.
62. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. - С. 477.
63. Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM). [Электронный ресурс] URL: http:психологическая-лаборатория.рф (Дата обращения 08.02.2017).
64. Орел В. Е. // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.
65. Орел В.Е. // Психологический журнал. 2001. Т. 22,№1.С. 90-101.
66. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. 2001. №1. - С. 90-101.
67. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 376-380.
68. Петрушин В.И. Проблемы эмоционального выгорания лиц гуманистических профессий / В.И. Петрушин // Современные наукоемкие технологии. 2008. №8. - С. 5758.
69. Покровский В.И. Домашняя медицинская энциклопедия / В.И. Покроский. - М.: Медицина, 1993. - С. 366.
70. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / авт. - сост.
О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 23-24.
71. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2014. №4. С. 33-42.
72. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» - М.: ЭКСМОС, 1999. - С. 186.
73. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 558-559.
74. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.psvchologos.ru. (Дата обращения: 01.10.2018).
75. Ревина Н.Е. Психосоматические аспекты развития синдрома эмоционального выгорания / Н.Е. Ревина // Вестник Новгородского государственного университета Ярослава Мудрого. 2012. № 66. - С. 114-116.
76. Сафаргалиева С.Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания / С.Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы. 2011. № 10. - С. 96-100.
77. Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В. Обработка и интерпретация результатов психологического исследования [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Слепко, Т.В. Ледовская. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 88-117.
78. Смирнова И.Е. Оценка и критерии профессионального выгорания // Научнотеоретический журнал. Выпуск №3 (20). 2004. - С. 43-46.
79. Ткачук Л.А., Малышева Л.В., Ларионова Л.Ю., Щапова М.Г. Сущность феномена профессионального выгорания // Педагогическая и коррекционная психология. Психология и педагогика: методика и проблемы. 2006. - С. 65-68.
80. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова / Д.Н. Ушаков. - 1935-1940. - С. 209.
81. Федеральный закон «Об оказании психологической помощи населению Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Ц^:Ы1р:рпо.рф. (Дата обращения: 21.07.2018).
82. Форманюк Т. В. // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 57-63
83. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель
профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 29.
84. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель
профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 5763.
85. Черных А.А., Санжаева Р.Д. Особенности проявления синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов // Психология образования / Ученые записки ЗабГУ. 2017. Том 12, №2. С. 75-78.
86. Шамис В.А. Особенности эмоционального выгорания сотрудников организации / В.А. Шамис // V Манякинские чтения: «Опыт, достижения, перспективы торговли и экономики»: материалы международной практической конференции - Омск, 2016. 0 С. 79-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ