Формирование представлений о здоровье по окружающему миру при изучении раздела «Здоровье» у младших школьников (Окружающий мир)
|
Есть приложения (анкеты).
База исследования: МБОУ Нювчимская начальная школа - детский сад, 2 класс (4 обучающихся).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ 14
§3. АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
§5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА МБОУ «НЮВЧИМСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
База исследования: МБОУ Нювчимская начальная школа - детский сад, 2 класс (4 обучающихся).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ 14
§3. АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
§5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА МБОУ «НЮВЧИМСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Актуальность проблемы исследования: Забота о здоровье человека занимает во всём мире приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Однако, на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Статистика показывает, что за период обучения в школе положение их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема поддержания здоровья детского населения появилась в результате взаимодействия большого количества факторов риска, порожденных неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями.
Важным звеном социализации растущего поколения сегодня должна и может стать школа. Через школу проходит все население, и на этой стадии социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Особое значение в решении данной проблемы принадлежит начальной школе. Это обусловлено тем, что одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС НОО второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Одним из возможных решений проблемы улучшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровье и здоровом образе жизни, которые формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. Особое место в этом процессе отведено урокам курса «Окружающий мир». Это обусловлено тем, что программой курса предусмотрен материал, направленный на формирование установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью разработаны соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом и др.
В ходе изучения данного курса происходит формирование у учащихся здоровьесберегающих компетенций на основе усвоения ими знаний о здоровье и безопасности, практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, повседневной практической деятельности по сохранению собственного здоровья и здоровья других людей, утверждение ценностного отношения к жизни и здоровью.
Проблема: какие способы используются при формировании представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Противоречие: между требованиями ФГОС НОО в котором заключается эффективность курса «Окружающий мир» в процессе формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников и недостаточной разработанностью методического инструментария в данном направлении.
Ученые, методисты работающие в этой области: С.И. Варламова, В.В. Васильева, Н.А. Горохова, Н.К. Смирнов и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Определить возрастные психологические и физиологические особенности младших школьников с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Определить условия формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
5. Определить уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся 2 класса МБОУ «Нювчимская начальная школа-детский сад».
Методы исследования:
Теоретические:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Практические:
- Анкетирование учащихся;
- Анкетирование родителей;
- Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ Нювчимская начальная школа - детский сад, 2 класс (4 обучающихся).
Важным звеном социализации растущего поколения сегодня должна и может стать школа. Через школу проходит все население, и на этой стадии социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Особое значение в решении данной проблемы принадлежит начальной школе. Это обусловлено тем, что одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС НОО второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Одним из возможных решений проблемы улучшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровье и здоровом образе жизни, которые формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. Особое место в этом процессе отведено урокам курса «Окружающий мир». Это обусловлено тем, что программой курса предусмотрен материал, направленный на формирование установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью разработаны соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом и др.
В ходе изучения данного курса происходит формирование у учащихся здоровьесберегающих компетенций на основе усвоения ими знаний о здоровье и безопасности, практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, повседневной практической деятельности по сохранению собственного здоровья и здоровья других людей, утверждение ценностного отношения к жизни и здоровью.
Проблема: какие способы используются при формировании представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Противоречие: между требованиями ФГОС НОО в котором заключается эффективность курса «Окружающий мир» в процессе формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников и недостаточной разработанностью методического инструментария в данном направлении.
Ученые, методисты работающие в этой области: С.И. Варламова, В.В. Васильева, Н.А. Горохова, Н.К. Смирнов и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Определить возрастные психологические и физиологические особенности младших школьников с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Определить условия формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
5. Определить уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся 2 класса МБОУ «Нювчимская начальная школа-детский сад».
Методы исследования:
Теоретические:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Практические:
- Анкетирование учащихся;
- Анкетирование родителей;
- Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ Нювчимская начальная школа - детский сад, 2 класс (4 обучающихся).
Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников является одной из главных задач любого общеобразовательного учреждения. В первую очередь это связано с решением проблемы сохранения, поддержания и улучшения здоровья подрастающего поколения. Изучитв психолого-педагогическую и методическую литературу можно сказать, что под категорией «здоровье» подразумевается интегративная характеристика личности младшего школьника, охватывающая как его внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты. При этом здоровый образ жизни рассматривается, как образ жизни, направленный на поддержание и развитие индивидуального здоровья; объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, бытовых и общественных функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья
Определив возрастные психологические и физиологические особенности учащихся с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни было выявлено, что в младшем школьном возрасте формируется и значительно обогащается воображение детей, этому способствует накопление опыта их знаний, усложнение взаимоотношений с другими людьми. Память, в основном непроизвольная, однако теперь для запоминания школьникам требуется произвести сознательные волевые усилия. В учении становится очевидной взаимосвязь памяти и мышления. У младших школьников доминирует конкретно-образное мышление. По этой причине развитие образных взглядов о ЗОЖ является основной задачей учителя. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст – довольно значимый период для развития представлений о здоровом образе жизни. Данный процесс наиболее эффективно может происходить на уроках по изучению окружающего мира
Проанализировав программу по изучению курса «Окружающий мир» 1-4 классы УМК «Школа России» А. А. Плешакова с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровый образ жизни у младших школьников можно сказать, что в процессе обучения по курсу «Окружающий мир» деятельность учащихся направлена на формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, посредством развития познавательных, метапредметных, личностных, предметных навыков. Это заключается в развитии речевых навыков, ориентировании и понимании полученной информации в отношении правил сохранения и укрепления здоровья, использовании этих знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни, выполнении изученных правил охраны и укрепления здоровья. Кроме того, младшие школьники по завершению курса «Окружающий мир» смогут оценивать полезность продуктов и движений для здоровья, объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека, а также применять знания о воем организме в жизни.
Также в процессе написания курсовой работы были определены условия формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир», к которым относится: создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровьесбережения; обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся; установление межпредметных связей; логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности в процессе изучения курса «окружающий мир»; эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр; формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
С целью рассмотрения сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников было проведено исследование на базе МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад». В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса (3 человека), преподаватели (6 человек), родители учащихся (3 человека). Методами исследования являлись следующие: анкетирование и тестирование учащихся; наблюдение; анкетирование педагогов и анкетирование родителей.
По результатам исследования было выявлено, что большинство учащихся владеют навыками здорового образа жизни, при этом затрудняются внекоторых моментах по определению режима дня, правил гигиенического поведения, а также правильного питания. Однако часть опрошенных младших школьников в высшей степени владеют навыками здорового образа жизни, знают правила гигиенического поведения и основы правильного питания, соблюдают режим дня, а также осознанно применяют данные знания. При этом все опрошенные родители имеют представления о здоровье и здоровом образе жизни, но не всегда используют мероприятия по укреплению здоровья своих детей и формированию здорового образа жизни. Преподаватели МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад» в процессе обучения отводят формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни ключевую роль, используя при этом применение здоровьесберегающих технологий и проведение внеклассных мероприятий. Также стоит отметить, что для более успешного формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников преподавателям образовательного учреждения следует уделять больше внимания работе не только с детьми, но и сродителями.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Определив возрастные психологические и физиологические особенности учащихся с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни было выявлено, что в младшем школьном возрасте формируется и значительно обогащается воображение детей, этому способствует накопление опыта их знаний, усложнение взаимоотношений с другими людьми. Память, в основном непроизвольная, однако теперь для запоминания школьникам требуется произвести сознательные волевые усилия. В учении становится очевидной взаимосвязь памяти и мышления. У младших школьников доминирует конкретно-образное мышление. По этой причине развитие образных взглядов о ЗОЖ является основной задачей учителя. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст – довольно значимый период для развития представлений о здоровом образе жизни. Данный процесс наиболее эффективно может происходить на уроках по изучению окружающего мира
Проанализировав программу по изучению курса «Окружающий мир» 1-4 классы УМК «Школа России» А. А. Плешакова с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровый образ жизни у младших школьников можно сказать, что в процессе обучения по курсу «Окружающий мир» деятельность учащихся направлена на формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, посредством развития познавательных, метапредметных, личностных, предметных навыков. Это заключается в развитии речевых навыков, ориентировании и понимании полученной информации в отношении правил сохранения и укрепления здоровья, использовании этих знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни, выполнении изученных правил охраны и укрепления здоровья. Кроме того, младшие школьники по завершению курса «Окружающий мир» смогут оценивать полезность продуктов и движений для здоровья, объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека, а также применять знания о воем организме в жизни.
Также в процессе написания курсовой работы были определены условия формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир», к которым относится: создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровьесбережения; обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся; установление межпредметных связей; логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности в процессе изучения курса «окружающий мир»; эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр; формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
С целью рассмотрения сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников было проведено исследование на базе МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад». В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса (3 человека), преподаватели (6 человек), родители учащихся (3 человека). Методами исследования являлись следующие: анкетирование и тестирование учащихся; наблюдение; анкетирование педагогов и анкетирование родителей.
По результатам исследования было выявлено, что большинство учащихся владеют навыками здорового образа жизни, при этом затрудняются внекоторых моментах по определению режима дня, правил гигиенического поведения, а также правильного питания. Однако часть опрошенных младших школьников в высшей степени владеют навыками здорового образа жизни, знают правила гигиенического поведения и основы правильного питания, соблюдают режим дня, а также осознанно применяют данные знания. При этом все опрошенные родители имеют представления о здоровье и здоровом образе жизни, но не всегда используют мероприятия по укреплению здоровья своих детей и формированию здорового образа жизни. Преподаватели МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад» в процессе обучения отводят формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни ключевую роль, используя при этом применение здоровьесберегающих технологий и проведение внеклассных мероприятий. Также стоит отметить, что для более успешного формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников преподавателям образовательного учреждения следует уделять больше внимания работе не только с детьми, но и сродителями.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интересамладших школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Формирование геометрических знаний на уроках математики в младших классах (обучение детей с умственной отсталостью) (Академия социального управления)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов в школе с углубленным изучением предметов
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2022 - ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ О ПРАВИЛАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - Формирование экологической компетентности как показателя качества выпускника в техническом вузе
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Отношение к здоровью и совпадающее поведение медицинских работников паллиативного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



