Есть приложения (анкеты).
База исследования: МБОУ Нювчимская начальная школа - детский сад, 2 класс (4 обучающихся).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ 14
§3. АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
§5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗОЖ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА МБОУ «НЮВЧИМСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Актуальность проблемы исследования: Забота о здоровье человека занимает во всём мире приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Однако, на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Статистика показывает, что за период обучения в школе положение их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема поддержания здоровья детского населения появилась в результате взаимодействия большого количества факторов риска, порожденных неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями.
Важным звеном социализации растущего поколения сегодня должна и может стать школа. Через школу проходит все население, и на этой стадии социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Особое значение в решении данной проблемы принадлежит начальной школе. Это обусловлено тем, что одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС НОО второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Одним из возможных решений проблемы улучшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровье и здоровом образе жизни, которые формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. Особое место в этом процессе отведено урокам курса «Окружающий мир». Это обусловлено тем, что программой курса предусмотрен материал, направленный на формирование установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью разработаны соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом и др.
В ходе изучения данного курса происходит формирование у учащихся здоровьесберегающих компетенций на основе усвоения ими знаний о здоровье и безопасности, практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, повседневной практической деятельности по сохранению собственного здоровья и здоровья других людей, утверждение ценностного отношения к жизни и здоровью.
Проблема: какие способы используются при формировании представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Противоречие: между требованиями ФГОС НОО в котором заключается эффективность курса «Окружающий мир» в процессе формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников и недостаточной разработанностью методического инструментария в данном направлении.
Ученые, методисты работающие в этой области: С.И. Варламова, В.В. Васильева, Н.А. Горохова, Н.К. Смирнов и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию представлений о здоровье у младших школьников при изучении раздела «Здоровье» по окружающему миру.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Определить возрастные психологические и физиологические особенности младших школьников с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Определить условия формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
5. Определить уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся 2 класса МБОУ «Нювчимская начальная школа-детский сад».
Методы исследования:
Теоретические:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Практические:
- Анкетирование учащихся;
- Анкетирование родителей;
- Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ Нювчимская начальная школа - детский сад, 2 класс (4 обучающихся).
Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников является одной из главных задач любого общеобразовательного учреждения. В первую очередь это связано с решением проблемы сохранения, поддержания и улучшения здоровья подрастающего поколения. Изучитв психолого-педагогическую и методическую литературу можно сказать, что под категорией «здоровье» подразумевается интегративная характеристика личности младшего школьника, охватывающая как его внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты. При этом здоровый образ жизни рассматривается, как образ жизни, направленный на поддержание и развитие индивидуального здоровья; объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, бытовых и общественных функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья
Определив возрастные психологические и физиологические особенности учащихся с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни было выявлено, что в младшем школьном возрасте формируется и значительно обогащается воображение детей, этому способствует накопление опыта их знаний, усложнение взаимоотношений с другими людьми. Память, в основном непроизвольная, однако теперь для запоминания школьникам требуется произвести сознательные волевые усилия. В учении становится очевидной взаимосвязь памяти и мышления. У младших школьников доминирует конкретно-образное мышление. По этой причине развитие образных взглядов о ЗОЖ является основной задачей учителя. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст – довольно значимый период для развития представлений о здоровом образе жизни. Данный процесс наиболее эффективно может происходить на уроках по изучению окружающего мира
Проанализировав программу по изучению курса «Окружающий мир» 1-4 классы УМК «Школа России» А. А. Плешакова с точки зрения формирования представлений о здоровье и здоровый образ жизни у младших школьников можно сказать, что в процессе обучения по курсу «Окружающий мир» деятельность учащихся направлена на формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, посредством развития познавательных, метапредметных, личностных, предметных навыков. Это заключается в развитии речевых навыков, ориентировании и понимании полученной информации в отношении правил сохранения и укрепления здоровья, использовании этих знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни, выполнении изученных правил охраны и укрепления здоровья. Кроме того, младшие школьники по завершению курса «Окружающий мир» смогут оценивать полезность продуктов и движений для здоровья, объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека, а также применять знания о воем организме в жизни.
Также в процессе написания курсовой работы были определены условия формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир», к которым относится: создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровьесбережения; обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся; установление межпредметных связей; логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности в процессе изучения курса «окружающий мир»; эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр; формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
С целью рассмотрения сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников было проведено исследование на базе МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад». В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса (3 человека), преподаватели (6 человек), родители учащихся (3 человека). Методами исследования являлись следующие: анкетирование и тестирование учащихся; наблюдение; анкетирование педагогов и анкетирование родителей.
По результатам исследования было выявлено, что большинство учащихся владеют навыками здорового образа жизни, при этом затрудняются внекоторых моментах по определению режима дня, правил гигиенического поведения, а также правильного питания. Однако часть опрошенных младших школьников в высшей степени владеют навыками здорового образа жизни, знают правила гигиенического поведения и основы правильного питания, соблюдают режим дня, а также осознанно применяют данные знания. При этом все опрошенные родители имеют представления о здоровье и здоровом образе жизни, но не всегда используют мероприятия по укреплению здоровья своих детей и формированию здорового образа жизни. Преподаватели МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад» в процессе обучения отводят формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни ключевую роль, используя при этом применение здоровьесберегающих технологий и проведение внеклассных мероприятий. Также стоит отметить, что для более успешного формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников преподавателям образовательного учреждения следует уделять больше внимания работе не только с детьми, но и сродителями.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. – М.: Сталкер, 2009. – 502 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. – М: Академия, 2012. – 384 с.
3. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В.Ф. Базарный. – М.: Академия, 2014. – 96 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Владос, 2008. – 207 с.
5. Баете А.К. Формирование деятельностного компонента культуры здоровья младших школьников в классе / А.К. Баете. – М.: Сталкер, 2009. – 197 с.
6. Боровская Л.А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Л.А. Боровская. Психологические и педагогические науки. – 2013. – №2. – С. 97 – 102.
7. Варламова С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. – 2003. – №2. – С.65 – 66.
8. Васильева В.В. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. / В.В. Васильева. – М: Физкультура и спорт, 2014. – 315 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2011. – 479 с.
10. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – №7. – С. 33 – 38.
11. Гурин В.Е. Лечебная педагогика / В.Е. Гурин, Е.А. Дегтерев, A.A. Дубровский. – Краснодар, 2010. – 195 с.
12. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2008. – 176 c.
13. Дегтерев Е.А. Воспитательно-оздоровительная работа с учащимися образовательных учреждений. История, теория, методика, технология / Е.А. Дегтерев, Ю.Н. Синицын. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
14. Дубровский A.A. Лечебная педагогика: пособие / A.A. Дубровский. – М.: Владос, 2019. – 196 с.
15. Жихор О.В. Здоровье ребёнка — богатство страны // ОБЖ, всё для учителя. – 2017. – №9. – С. 31 – 34.
16. Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков. – М: Академия, 2019. – 340 с.
17. Змановский Ю.Ф. Здоровье младших школьников / Ю.Ф. Замановский. – М.: Олма-пресс, 2019. – 390 с.
18. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 264 с.
19. Ковч Ю.Н. Здоровый образ жизни в школе и дома / Ю.Н. Ковч. – М.: Олма-пресс, 2009. – 442 с.
20. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. – М.: Педагогика, 2011. – 176 с.
21. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни школьников / Н.И. Лебедева. – М.: ИВЦ Минфина, 2009. – 112 с.
22. Макеева А.Г. Образовательные технологии формирования у школьников основ культуры здоровья // Воспитание школьников. – 2017. – №4. – С. 56 – 62.
23. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева.- М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
24. Мухаметрахимова А.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни как одна из задач начального образования // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 7(51). URL: https://sibac.info/journal/student/51/133043 (дата обращения: 10.09.2019)
25. Правдина, Л.Р. Психология профессионального здоровья : учебное пособие / Л.Р. Правдина ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. – 208 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 240 с.
27. Рымкевич В.В. Лицеистам - здоровый образ жизни / В.В. Рымкевич. – Минск: БГУ, 2011. – С. 42 – 43.
28. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Смирнов Н.К. – М.: АРКТИ, 2011. – 120 с.
29. Смольникова, Л.В. Психология : учебное пособие / Л.В. Смольникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР). - Томск : ТУСУР, 2016. - 337 с.
30. Соловьев Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. – Минск: БГУ, 2013. – С. 15 – 20.
31. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 57 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2015. – 31 с.
33. Харламов И. Ф. Здоровый образ жизни в школе / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 2011. – 576 с.
34. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции / Б.Н. Чумаков. – М.: Российское педагогическое агентство, 2011. – 245 с.
35. Явна, Д.В. Сенсорные и перцептивные процессы : учебное пособие / Д.В. Явна, И.В. Куприянов, М.В. Буняева ; под науч. ред. В.В. Бабенко ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. – 140 с.
36. УМК «Школа России» А. А. Плешаков
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224с.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224с.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224с.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224с.