Введение 3
ГЛАВА I. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 7
1.1. Понятие лексической нормы 7
1.2. Требования к уровню подготовки по русскому языку 13
1.3. Типология лексических ошибок 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 23
2.1. Обогащение словарного запаса учащихся 23
2.2. Лексический разбор слова 43
2.3. Работа над словом и фразеологизмом на уроках русского языка 48
2.4. Работа над образностью и выразительностью слова (тропами) на уроках
русского языка 53
2.5. Работа по предупреждению лексических ошибок на уроках русского
языка 59
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованной литературы
Состояние современного русского языка (стилистическое снижение письменной и устной речи, расшатывание традиционных литературных норм и т. д.) является достаточно актуальной темой на сегодняшний день, так как вызывает многочисленные обсуждения в ряде исследований передовых филологов и специалистов других наук, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Сейчас наблюдается резкое снижение уровня речевой культуры людей, что вызывает особую тревогу. Поэтому очевидна необходимость в проведении целенаправленной работы в совершенствовании языковой подготовки на протяжении всего курса обучения русскому языку.
На сегодняшний день главной целью обучения русскому языку является формирование речевых и языковых умений учащихся. Для этого необходимо организовать последовательную и систематическую работу педагогов с целью сформировать у детей той или иной возрастной группы устойчивые навыки нормативной речи. Вот, на наш взгляд, что является первостепенной задачей в процессе обучения русскому языку.
Лексическая работа включает в себя совершенно разные приемы работы со словом. Ее можно проводить и в качестве количественного обогащения словаря детей, и в качестве работы над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т. д. Но такие приемы работы не ориентируют детей на систематизацию лексических знаний. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что «лишь система, конечно разумная, дает нам совершенную власть над всеми нашими знаниями» [Руднев 2007: 13].
Вместе с тем значительная часть такой лексической работы в современной школе играет второстепенную роль, потому что семантизация слов, знакомство с некоторыми фактами многозначности, со словами противоположного и сходного значения организуются лишь в связи с обучением правописанию и изучением грамматики. Из-за этого у
школьников недостаточно формируются лексические умения, которые являются основой овладения лексическим богатством языка. Таким образом, возникает необходимость совершенствовать приемы работы со словом на уроках русского языка. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Вместе с тем значительная часть такой лексической работы в современной школе играет второстепенную роль, потому что семантизация слов, знакомство с некоторыми фактами многозначности, со словами противоположного и сходного значения организуются лишь в связи с обучением правописанию и изучением грамматики. Из-за этого у школьников недостаточно формируются лексические умения, которые являются основой овладения лексическим богатством языка. Таким образом, возникает необходимость совершенствовать приемы работы со словом на уроках русского языка. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Сегодня в методике преподавания русского языка проблемы изучения словарной работы и лексики в школе освещаются в работах таких ученых, как А. В. Прудникова, М. Т. Баранов, Т А. Ладыженская и других. Здесь внимание акцентируется на создании системы работы по обогащению словарного запаса и лексики.
Вопросы изучения отдельно взятых разделов лексической системы: антонимов, синонимов, многозначности слов, эмоционально-экспрессивной лексики - разрабатываются И. Н. Зайдман, Л. А. Введенской, Ж. Я. Ермола, П. И. Колосовым, H. A. Ипполитовой, Н. К. Никитиной, Ю. П. Плотниковой, П. С. Пустоваловым, В. П. Озерской и многими другими. В связи с развитием речи лексическая работа рассматривается в исследованиях В. Е. Мамушина, H. A. Купиной, К. П. Щепиной, Н. А. Моралевой, Т М. Фалиной, И. Е. Синицы, В. Я. Булохова и других. Данный раздел методики разрабатывается следующими учеными: В. А. Добромысловым,
М. Т Барановым, О. П. Мистратовой, В. М. Богуславским и другими.
Словарная и лексическая работа невозможна без опоры на различные лингвистические словари. Направления работы в школе с такими словарями рассматривались в трудах М. Т. Баранова, М. В. Ушакова, Е. А. Бариновой, P. E. Нохриной, Н. И. Дорошенко, А. Н. Тихонова, Ф. И. Вирченко.
Всё перечисленное определило выбор темы исследования.
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть содержание работы педагога по формированию навыков соблюдения лексических норм у учащихся основной общеобразовательной школы.
Объект исследования - лексические нормы в процессе изучения русского языка.
Предмет исследования - организация работы, направленной на формирование навыка соблюдения лексических норм обучающимися общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать определение понятию лексических норм;
2) изучить требования к уровню подготовки по русскому языку;
3) рассмотреть типологию лексических ошибок;
4) изучить основные приемы и методы работы над лексическими нормами на уроках русского языка;
5) описать работу по обогащению словарного запаса учащихся;
6) рассмотреть методику лексического разбора слов;
7) разработать упражнения по работе над словом и фразеологизмами, над образностью и выразительностью слова на уроках русского языка;
8) описать работу, нацеленную на предупреждение лексических ошибок у учащихся на уроках русского языка.
Научная новизна исследования заключается в уточнении большой методической проблемы, а его практическая значимость состоит в том, что будет разработана система уроков, направленных на усвоение лексических норм у учащихся на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретическое исследование методической и научной литературы по проблеме работы; методическая разработка упражнений и приемов для работы различной лексической направленности на уроках русского языка.
Теоретическая значимость заключается в определении роли работы над лексическими нормами на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования: разработанные нами
материалы могут быть использованы учителями русского языка.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.
Лексическая работа является неотъемлемой частью всей школьной программы обучения русскому языку, потому что способствует решению большинства важных задач, а в особенности развитию речи.
Обогащение словарного состава школьников как важный процесс с позиции современной методической науки, опирается на лингвистические (некоторая сумма знаний обучающихся о языке, с которой органически связана работа по обогащению речи); психологические (знания учителя о процессе обогащения речи школьников); педагогические (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса) предпосылки. Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение речи школьников.
В процессе освоения лексических норм, обучающиеся получают как языковые, так и неязыковые знания. Знания о языке дети приобретают в процессе его изучения, и вместе с ними они пополняют свой словарный запас, усваивая лингвистическую терминологию. Внеязыковые
(экстралингвистические) знания (об окружающем мире) обучающиеся черпают частично из текстов упражнений, а также на экскурсиях на природу, в результате знакомства с произведениями искусства, участия в спорте, посещения театров, музеев, производственных объектов и т. д., где они вместе с новыми знаниями усваивают новые слова. Задача учителя - использовать новые слова в учебном процессе при изучении грамматики и в работе по развитию речи детей.
В результате изучения литературы по данной теме мы можем сделать следующие выводы:
1) лексикология - раздел науки о языке, изучающий лексику: значение слова, соотношение лексических единиц, сочетаемость слов, частоту их употребления и т. д.;
2) лексическими нормами называют правильное использование слов в речи в соответствии с их значением и с учетом их лексической сочетаемости и стилистической окраски. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокое утро или глубокая молодость. На становление норм русского языка оказали влияние различные факторы, такие как: заимствование, просторечие, неграмотность и др.;
3) в методике преподавания русского языка принято выделять
следующие лексические ошибки учащихся: нарушение лексической
сочетаемости, тавтология и плеоназм, лексическая избыточность, смешение паронимов, ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и омонимов, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, искажение фразеологических оборотов.
Во второй главе нами были разработаны основные приемы работы над лексическими нормами на уроках русского языка. Мы предложили различные эффективные средства, способствующие обогащению словаря детей (дидактические игры, лексические упражнения, использование метода образных ассоциаций, этимологическое комментирование); представили направления лексической работы на уроках русского языка; нами была разработана система упражнений по изучению фразеологизмов и средств выразительности. Мы считаем, что систематическая работа по обогащению словарного запаса детей, по изучению лексического значения слов, по использованию фразеологизмов и средств выразительности - будет способствовать предупреждению большинства ошибок школьников.
Для каждого школьника правильная, хорошо развитая и выразительная речь является не только средством успешного общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самообразования. И не только школьный успех детей, но и дальнейшая успешная социализация зависят от уровня их речевых навыков и способностей.
1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М.: Академия, 2011. - 370 с.
2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь - тезаурус / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука, 2013. - 384 с.
3. Баенская, Е. Р. Специальная педагогика: учебник / [Е. Р. Баенская и др.]. - Москва: Академия, 2013. - 350 с.
4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 547 с.
5. Воронкова Л. М. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Центрполиграф, 2011. - 545 с.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
7. Вайндорф - Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
8. Гайбарян О. Е. Школьный словарь синонимов и антонимов. - М.: Феникс, 2015. - 386 с.
9. Гагаев, П.А. Русская цивилизация и крестьянство: Педагогика соборности: Монография / П.А. Гагаев, А.А. Гагаев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 151 с.
10. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 2009. - 209 с.
11. Девятых, С. Ю. Основы психологии и педагогики: психологические тесты и упражнения / С. Ю. Девятых. - Минск: Республиканский институт высшей школы, 2016. - 59 с.
12. Зарецкая Н. В. В помощь учителю русского языка. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2013. - 163 с.
13. Зверева Е. Н. Основы культуры речи. - М.: ЕАОИ, 2010. - 218 с.
14. Захаренко, М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход педагогика / М.П. Захаренко. - СПб.: Профессия, 2013. - 240 с.
15. Захаренко, М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход педагогика / М.П. Захаренко. - СПб.: Профессия, 2013. - 240 с.
16. Иванова С. Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников. - М.: Просвещение, 2014. - 114 с.
17. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций. - М.: ТК Велби, 2007. - 343 с.
18. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 с.
19. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, 2011. - 497 с.
20. Киреева, Э.А. Психология и педагогика / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. — 496 с.
21. Костомаров В. Г. Актуальные проблемы культуры речи. - М.: Просвещение, 2002 - 368 с.
22. Кукушин, В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие / В.С.
Кукушин. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2013. - 432 с.
23. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.
24. Латышина, Д.И. Этнопедагогика / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 394 с.
25. Лекант П. А. Современный русский литературный язык. - М.: Высшая школа, 2006. - 388 с.
26. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
27. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика : Учебно-методическое пособие / Д.В. Лоренц. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 112 с.
28. Львов М.Р., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 2007. - 270 с.
29. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. - М.: Академия, 2014. -
273 с.
30. Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения. - 2017. - 120 с.
31. Мамушин В. Е. О характере и причинах ошибок и об «ошибках контроля». - Русский язык в школе. - 1997. - №2. - 37 с.
32. Никандров, В. В. Вербально - коммуникативные методы в психологии / В.В. Никандров. - Москва: ИЛ, 2014. - 444 с.
33. Руднев А. Н. Русский язык и культура речи. - М.: КНОУРС, 2006.
- 297 с.
34. Педагогика, психология, методики преподавания: практикум / Учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы». - Гродно: ГрГУ, 2016. - 50 с.
35. Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры: Учебник / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б. Синюхин. - М.: Альянс, 2016. - 292 с.
36. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. - М.: Просвещение, 2009. - 145 с.
37. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
38. Руднев А. Н. Русский язык и культура речи. - М.: КНОУРС, 2007.
- 297 с.
39. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
40. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. - Мозырь: Содействие, 2015. - 215 с.
41. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с.
42. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 с.
43. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2010. - 416 с.
44. Текучев А. В. Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 2013. - 289 с.
45. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационнообразовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 с.
46. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
47. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 2012. - 146 с.
48. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. - М.: СПб: РГПУ им А.И.Герцена, 2017. - 497 с.
49. Щербак М. К. Психологические вопросы развития речи учащихся в школе. - М.: Академия педагогических наук, 2003. - 197 с.
50. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 с.