Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игры и этюды как средство воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Работа №40004

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы30
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.
Работа носит чисто теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
1. Понятие , значение и особенности речевого этикета в жизни ребенка 6
2. Задачи и содержание работы по воспитанию речевого этикета детей старшего дошкольного возраста 10
3. Игровые этюды как средство развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 15
4. Возможности использования игр и этюдов при решении задач воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 31

Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы не только практикующие специалисты, но и просто неравнодушные люди отмечают значительное снижение уровня сформированности этикетной речи у детей дошкольного возраста. Речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта избранной тональности. Соблюдение речевого этикета является основой культуры общения.
Грамотное использование этикетной речи способствует установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в вежливой тональности, облегчает взаимопонимание между людьми. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей взаимодействия с окружающими людьми: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устрой речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи [25].
Формирование навыков этикетной речи – важная часть воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как в этот период происходит активное развитие нравственных качеств личности. Соответственно, освоение этикетной речи происходит в единстве с изучением общих правил культурного и нравственного поведения.
Степень разработанности проблемы исследования. Л.С. Выготский, В.М. Лущихина, В.А. Синицын и др. считали обращение к речевой культуре личности возрождением через приобщение ребенка к ценностям культуры. С.А. Иванова, Л.А. Кухоренко и др. доказывали, что дети дошкольного возраста не могут самостоятельно освоить речевые нормы. Необходимость раннего формирования этикета речевого общения подчеркивали Н.В. Гавриш, И.М. Ладогова, В.Н. Макарова и др. Проблему изучения речевого этикета у детей дошкольного возраста в своих трудах А.В. Пименова, А. Светличная и др. Они считали речевой этикет формулой хорошего тона, которая обеспечивает установление доброжелательных взаимоотношений. Лингвистическое образование детей дошкольного возраста исследовали такие представители методической науки, как М.М. Алексеева, И.А. Стернин и др. Они полагают, что, осваивая лексику этикета, дети усваивают культурно-речевые эталоны, характерные для культурной среды, в которой он живет.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал недостаточный уровень работы в ДОУ по формированию навыков этикетной речи дошкольников:
- не учитываются психолого-педагогические особенности формирования этикетной речи дошкольников;
- используются недостаточно эффективные методы и приемы, способствующие формированию речевого этикета;
- в широкой педагогической практике недостаточно разработаны программы, способствующие формированию навыков этикетной речи в старшем дошкольном возрасте.
Проблема исследования заключается в поиске условий формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков речевого этикета посредством игр и этюдов.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков речевого этикета посредством игр и этюдов.
Целью исследования является разработка комплекса организационно-педагогических условий применения игр и этюдов, способствующих формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: игры и этюды способствуют успешному формированию речевых этикетных умений в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к формированию речевого этикета у дошкольников.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности и методические основы формирования речевого этикета в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить условия подбора игр и этюдов для формирования речевого этикета в старшем дошкольном возрасте.
4. Проанализировать возможности использования игр и этюдов для формирования речевых этикетных умений в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: обобщение, систематизация, анализ теоретических положений, методы аналогии и классификации.
Практическая значимость исследования состоит в определении условия использования игр и этюдов в работе по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Структура исследования: введение, четыре раздела, заключение, список использованных источников. Приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда). Этикет – это в известном смысле порядок поведения, удобный для всех. Соблюдать его означает не нарушать правила поведения, следовать им. Этикет – это также порядок поведения, способствующий созданию оптимальных условий для эффективного общения самых разных людей, самых разных возрастов и социальной принадлежности. Его суть – уметь быть приятным для окружающих, понимать и принимать их, располагать к общению с собой.
Под навыками этикетной речи дошкольников понимается выработанное упражнениями и привычкой умение придерживаться правил речевого поведения и в соответствии с ситуацией использовать нужные речевые формулы общения. Основная функция этикетной речи – установление и поддержание контакта. Важнейшей чертой этикетной речи является ситуативность, т. е. этикетные формы, должны подбираться в соответствии с коммуникативной ситуацией. При овладении навыками этикетной речи, дошкольник должен усвоить разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и научиться ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения, должен освоить доступные способы «развертывания» вежливых формул.
Наиболее полно и структурированно работа по формированию навыков этикетной речи представлена авторами программы «От рождения до школы». Данное направление отражено в двух разделах: «Развитие речи» и «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание». В рамках раздела «Развитие речи» идет работа по овладению детьми нормами речи; сделан акцент на формирование практических навыков: (освоение форм речевого этикета, нормального темпа, умения не перебивать). Раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» включает воспитание стремления общаться вежливо, спокойно, используя вежливые слова. В качестве средств формирования навыков этикетной речи авторами программ предлагается использовать специальные ситуации (во время игры, занятия, на прогулке), театрально-игровая деятельность, специальные упражнения для употребления вежливых форм обращения.
В качестве средств формирования этикетной речи у старших дошкольников выступает сюжетно-ролевая игра, дидактические игры, игровые ситуации. Именно в игре, проявляются первые задатки навыков культурной речи, старшие дошкольники имеют возможность учиться соблюдать правила, контролировать свое поведение.
Для успешного формирования навыков этикетной речи, необходимо соблюдать ряд педагогических условий, которые включают взаимодействие с родителями, разработку комплекса игр, а также игровых ситуаций, направленных на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста, работу по повышению компетентности педагогов в области формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников в игровой деятельности, а также создание предметно-развивающей игровой среды планируется осуществлять при взаимодействии родителей воспитанников.



1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Выготский Л.С. Речь и мышление. – М.: Академия, 2011. – 874 с.
3. Гавриш Н.В. Формирование образности речи у дошкольников / Н.В. Гавриш, О.В. Осика / Вопросы речевого развития – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 224 с.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство‐Пресс, 2013. – 321 с.
6. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №1. – С. 142-147.
7. Иванова С.А. Методика развития речи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 299 с.
8. Игнатьева С.А. Функции основных типов речевой деятельности // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 1. – С. 87-93.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Академия развития, 2017. – 192 с.
10. Кухоренко Л.А. Речевое развитие дошкольников. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 248 с.
11. Ладогова И.М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников с. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2017. – 249 с.
12. Лещенко К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
13. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание // Психология / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Владос, 2011. – 584 с.
14. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с
15. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
16. Нужнова М.А. Формирование образной речи у старших дошкольников на занятиях в ДОУ. – СПб. Речь, 2016. – 211 с.
17. От рождения до школы: пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н.А. Арапова-Пискарева [и др.]; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
18. Перышкина О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
19. Пименова А.В. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета / А.В. Пименова, А.В. Купцова, О.В. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики.  2016.  № 2. – С. 24-29.
20. Пичугина Т.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этикетными нормами поведения / Т.В. Пичугина, С.А. Жданова // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2016.  № 7 (35).  С. 66-70.
21. Светличная А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
22. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие. – М.: Рост. 2018 – 96 с.
23. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2016. – 250 с.
24. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд.. – М.: Директ-медиа, 2015. – 289 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ