Есть приложение.
Работа носит чисто теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
1. Понятие , значение и особенности речевого этикета в жизни ребенка 6
2. Задачи и содержание работы по воспитанию речевого этикета детей старшего дошкольного возраста 10
3. Игровые этюды как средство развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 15
4. Возможности использования игр и этюдов при решении задач воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 31
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы не только практикующие специалисты, но и просто неравнодушные люди отмечают значительное снижение уровня сформированности этикетной речи у детей дошкольного возраста. Речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта избранной тональности. Соблюдение речевого этикета является основой культуры общения.
Грамотное использование этикетной речи способствует установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в вежливой тональности, облегчает взаимопонимание между людьми. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей взаимодействия с окружающими людьми: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устрой речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи [25].
Формирование навыков этикетной речи – важная часть воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как в этот период происходит активное развитие нравственных качеств личности. Соответственно, освоение этикетной речи происходит в единстве с изучением общих правил культурного и нравственного поведения.
Степень разработанности проблемы исследования. Л.С. Выготский, В.М. Лущихина, В.А. Синицын и др. считали обращение к речевой культуре личности возрождением через приобщение ребенка к ценностям культуры. С.А. Иванова, Л.А. Кухоренко и др. доказывали, что дети дошкольного возраста не могут самостоятельно освоить речевые нормы. Необходимость раннего формирования этикета речевого общения подчеркивали Н.В. Гавриш, И.М. Ладогова, В.Н. Макарова и др. Проблему изучения речевого этикета у детей дошкольного возраста в своих трудах А.В. Пименова, А. Светличная и др. Они считали речевой этикет формулой хорошего тона, которая обеспечивает установление доброжелательных взаимоотношений. Лингвистическое образование детей дошкольного возраста исследовали такие представители методической науки, как М.М. Алексеева, И.А. Стернин и др. Они полагают, что, осваивая лексику этикета, дети усваивают культурно-речевые эталоны, характерные для культурной среды, в которой он живет.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал недостаточный уровень работы в ДОУ по формированию навыков этикетной речи дошкольников:
- не учитываются психолого-педагогические особенности формирования этикетной речи дошкольников;
- используются недостаточно эффективные методы и приемы, способствующие формированию речевого этикета;
- в широкой педагогической практике недостаточно разработаны программы, способствующие формированию навыков этикетной речи в старшем дошкольном возрасте.
Проблема исследования заключается в поиске условий формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков речевого этикета посредством игр и этюдов.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков речевого этикета посредством игр и этюдов.
Целью исследования является разработка комплекса организационно-педагогических условий применения игр и этюдов, способствующих формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: игры и этюды способствуют успешному формированию речевых этикетных умений в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к формированию речевого этикета у дошкольников.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности и методические основы формирования речевого этикета в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить условия подбора игр и этюдов для формирования речевого этикета в старшем дошкольном возрасте.
4. Проанализировать возможности использования игр и этюдов для формирования речевых этикетных умений в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: обобщение, систематизация, анализ теоретических положений, методы аналогии и классификации.
Практическая значимость исследования состоит в определении условия использования игр и этюдов в работе по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Структура исследования: введение, четыре раздела, заключение, список использованных источников. Приложение.
Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда). Этикет – это в известном смысле порядок поведения, удобный для всех. Соблюдать его означает не нарушать правила поведения, следовать им. Этикет – это также порядок поведения, способствующий созданию оптимальных условий для эффективного общения самых разных людей, самых разных возрастов и социальной принадлежности. Его суть – уметь быть приятным для окружающих, понимать и принимать их, располагать к общению с собой.
Под навыками этикетной речи дошкольников понимается выработанное упражнениями и привычкой умение придерживаться правил речевого поведения и в соответствии с ситуацией использовать нужные речевые формулы общения. Основная функция этикетной речи – установление и поддержание контакта. Важнейшей чертой этикетной речи является ситуативность, т. е. этикетные формы, должны подбираться в соответствии с коммуникативной ситуацией. При овладении навыками этикетной речи, дошкольник должен усвоить разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и научиться ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения, должен освоить доступные способы «развертывания» вежливых формул.
Наиболее полно и структурированно работа по формированию навыков этикетной речи представлена авторами программы «От рождения до школы». Данное направление отражено в двух разделах: «Развитие речи» и «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание». В рамках раздела «Развитие речи» идет работа по овладению детьми нормами речи; сделан акцент на формирование практических навыков: (освоение форм речевого этикета, нормального темпа, умения не перебивать). Раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» включает воспитание стремления общаться вежливо, спокойно, используя вежливые слова. В качестве средств формирования навыков этикетной речи авторами программ предлагается использовать специальные ситуации (во время игры, занятия, на прогулке), театрально-игровая деятельность, специальные упражнения для употребления вежливых форм обращения.
В качестве средств формирования этикетной речи у старших дошкольников выступает сюжетно-ролевая игра, дидактические игры, игровые ситуации. Именно в игре, проявляются первые задатки навыков культурной речи, старшие дошкольники имеют возможность учиться соблюдать правила, контролировать свое поведение.
Для успешного формирования навыков этикетной речи, необходимо соблюдать ряд педагогических условий, которые включают взаимодействие с родителями, разработку комплекса игр, а также игровых ситуаций, направленных на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста, работу по повышению компетентности педагогов в области формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников в игровой деятельности, а также создание предметно-развивающей игровой среды планируется осуществлять при взаимодействии родителей воспитанников.
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Выготский Л.С. Речь и мышление. – М.: Академия, 2011. – 874 с.
3. Гавриш Н.В. Формирование образности речи у дошкольников / Н.В. Гавриш, О.В. Осика / Вопросы речевого развития – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 224 с.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство‐Пресс, 2013. – 321 с.
6. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №1. – С. 142-147.
7. Иванова С.А. Методика развития речи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 299 с.
8. Игнатьева С.А. Функции основных типов речевой деятельности // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 1. – С. 87-93.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Академия развития, 2017. – 192 с.
10. Кухоренко Л.А. Речевое развитие дошкольников. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 248 с.
11. Ладогова И.М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников с. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2017. – 249 с.
12. Лещенко К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
13. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание // Психология / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Владос, 2011. – 584 с.
14. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с
15. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
16. Нужнова М.А. Формирование образной речи у старших дошкольников на занятиях в ДОУ. – СПб. Речь, 2016. – 211 с.
17. От рождения до школы: пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н.А. Арапова-Пискарева [и др.]; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
18. Перышкина О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
19. Пименова А.В. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета / А.В. Пименова, А.В. Купцова, О.В. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 2. – С. 24-29.
20. Пичугина Т.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этикетными нормами поведения / Т.В. Пичугина, С.А. Жданова // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2016. № 7 (35). С. 66-70.
21. Светличная А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
22. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие. – М.: Рост. 2018 – 96 с.
23. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2016. – 250 с.
24. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд.. – М.: Директ-медиа, 2015. – 289 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.