Гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за некачественное образование
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Становление и развитие законодательства, регулирующего ответственность образовательной организации за некачественное образование 7
1.1. Ответственность образовательной организации: понятие, сущность 7
1.2. Ответственность образовательной организации за некачественное
образование: сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования 18
ГЛАВА 2. Проблема законодательного определения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным образованием 30
2.1. Субъекты ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности 30
2.2. Основания и условия привлечения образовательной организации к
гражданско-правовой ответственности 42
2.3. Анализ судебной практики 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 72
ГЛАВА 1. Становление и развитие законодательства, регулирующего ответственность образовательной организации за некачественное образование 7
1.1. Ответственность образовательной организации: понятие, сущность 7
1.2. Ответственность образовательной организации за некачественное
образование: сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования 18
ГЛАВА 2. Проблема законодательного определения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным образованием 30
2.1. Субъекты ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности 30
2.2. Основания и условия привлечения образовательной организации к
гражданско-правовой ответственности 42
2.3. Анализ судебной практики 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 72
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема гражданско-правовой ответственности образовательных организаций по их обязательствам, а именно - за предоставление образовательных услуг ненадлежащего качества, недостаточно регламентирована законодательно. Возможность возместить ущерб, который был причинён вследствие некачественного образования, пожалуй, является наименее регламентированной правовой категорией российского законодательства об образовании. По мнению П.М. Ходырева, Е.А. Ходыревой, эта проблема не случайна. Так, они считают, что дискуссии об основных понятиях и их определениях данной проблемы - таких, как образование, качество образования и др. - уже приобрели традиционный характер в российском образовательном праве, и единого мнения о них также не усматривается. Причём, данный пробел в российском образовательном праве должен быть восполнен, поскольку образовательные услуги могут быть оказаны некачественно на каждом уровне системы образования России - начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим образованием.
Также важно отметить, что в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не выделено отдельной статьи, регламентирующей последствия оказания образовательных услуг ненадлежащего качества и определения понятия «качество образования».
Необходимо подчеркнуть, что данная проблема рассматривается и на законодательном уровне - группа депутатов Нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации - О.Н. Смолин, Г.А. Зюганов, Ж.И. Алферов и др. внесла на обсуждение в Государственную Думу Проект Федерального закона N 1060860-6 "Об образовании для всех". Причём, статья 92 указанного Проекта «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием» содержит в себе положения, включающие последствия, наступающие вследствие нарушения образовательной организацией лицензионных требований, государственного образовательного стандарта, государственных требований, иных образовательных стандартов и требований.
По мнению Н.С. Цинцадзе, наличие четкого законодательного регулирования вопроса ответственности в структуре правосубъектности организаций, которые действуют в нашей образовательной системе, сократит возможность злоупотреблять правами, количество действий коррупционного характера со стороны участников отношений в образовательной сфере.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в сфере образовательных отношений.
Предмет исследования - гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за некачественное образование.
Целью исследования является выявление позиции законодателя и судебных органов по вопросу определения гражданско-правовой ответственности образовательной организации за некачественно предоставленные образовательные услуги.
Задачи исследования:
- Рассмотреть определение понятия «ответственность образовательной организации».
- Провести сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование.
- Обозначить субъекты ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности.
- Выявить основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности
- Провести анализ судебной практики, позволяющей охарактеризовать позицию судов по данному вопросу.
Целью и задачами нашего исследования определена структура данной работы. Так, структура представленной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. Введение данной работы показывает актуальность исследования, указывает на объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, а также источниковую базу и практическую значимость данной работы.
Основную часть исследования мы подразделили на две главы, которые, в свою очередь, разделены на параграфы.
Первая глава посвящена изучению вопросов о становлении и развитии законодательства, регулирующего ответственность образовательной организации за некачественное образование. В рамках данного вопроса рассмотрены понятие и сущность ответственности образовательной организации, а также проведён сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование.
Во второй главе рассматриваются проблемы законодательного определения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным образованием. В первом параграфе производится характеристика субъектов ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Во втором параграфе рассматриваются основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности. Третий параграф посвящен анализу судебной практики по данному вопросу.
Заключение данной работы содержит главные результаты исследования и сделанные в ходе исследования выводы. В списке используемой литературы перечислены нормативно-правовые акты, научные статьи, учебники и учебные пособия и другие источники, которыми мы пользовались в ходе исследования.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность образовательной организации за некачественное образование. Так, главным образом, мы опирались на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. Нужно отметить, что, поскольку, Пленум Верховного суда РФ относит споры, касающиеся отношений, складывающихся по поводу некачественно предоставленных образовательных услуг, к спорам гражданско-правового характера, будет вполне обоснованным наш интерес к данным нормативно - правовым актам.
Практическая значимость исследования обусловливается, прежде всего, неразработанностью данной проблемы на законодательном уровне, поскольку действующее российское законодательство не содержит прямых указаний на особенности рассмотрения судами споров, связанных с предоставлением некачественного образования, точных дефиниций понятия «некачественное образование» и указаний на конкретные последствия, наступающих вследствие нарушения образовательной организацией требований к качеству предоставляемых образовательных услуг.
Также важно отметить, что в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не выделено отдельной статьи, регламентирующей последствия оказания образовательных услуг ненадлежащего качества и определения понятия «качество образования».
Необходимо подчеркнуть, что данная проблема рассматривается и на законодательном уровне - группа депутатов Нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации - О.Н. Смолин, Г.А. Зюганов, Ж.И. Алферов и др. внесла на обсуждение в Государственную Думу Проект Федерального закона N 1060860-6 "Об образовании для всех". Причём, статья 92 указанного Проекта «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием» содержит в себе положения, включающие последствия, наступающие вследствие нарушения образовательной организацией лицензионных требований, государственного образовательного стандарта, государственных требований, иных образовательных стандартов и требований.
По мнению Н.С. Цинцадзе, наличие четкого законодательного регулирования вопроса ответственности в структуре правосубъектности организаций, которые действуют в нашей образовательной системе, сократит возможность злоупотреблять правами, количество действий коррупционного характера со стороны участников отношений в образовательной сфере.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в сфере образовательных отношений.
Предмет исследования - гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за некачественное образование.
Целью исследования является выявление позиции законодателя и судебных органов по вопросу определения гражданско-правовой ответственности образовательной организации за некачественно предоставленные образовательные услуги.
Задачи исследования:
- Рассмотреть определение понятия «ответственность образовательной организации».
- Провести сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование.
- Обозначить субъекты ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности.
- Выявить основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности
- Провести анализ судебной практики, позволяющей охарактеризовать позицию судов по данному вопросу.
Целью и задачами нашего исследования определена структура данной работы. Так, структура представленной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. Введение данной работы показывает актуальность исследования, указывает на объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, а также источниковую базу и практическую значимость данной работы.
Основную часть исследования мы подразделили на две главы, которые, в свою очередь, разделены на параграфы.
Первая глава посвящена изучению вопросов о становлении и развитии законодательства, регулирующего ответственность образовательной организации за некачественное образование. В рамках данного вопроса рассмотрены понятие и сущность ответственности образовательной организации, а также проведён сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование.
Во второй главе рассматриваются проблемы законодательного определения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным образованием. В первом параграфе производится характеристика субъектов ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Во втором параграфе рассматриваются основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности. Третий параграф посвящен анализу судебной практики по данному вопросу.
Заключение данной работы содержит главные результаты исследования и сделанные в ходе исследования выводы. В списке используемой литературы перечислены нормативно-правовые акты, научные статьи, учебники и учебные пособия и другие источники, которыми мы пользовались в ходе исследования.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность образовательной организации за некачественное образование. Так, главным образом, мы опирались на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. Нужно отметить, что, поскольку, Пленум Верховного суда РФ относит споры, касающиеся отношений, складывающихся по поводу некачественно предоставленных образовательных услуг, к спорам гражданско-правового характера, будет вполне обоснованным наш интерес к данным нормативно - правовым актам.
Практическая значимость исследования обусловливается, прежде всего, неразработанностью данной проблемы на законодательном уровне, поскольку действующее российское законодательство не содержит прямых указаний на особенности рассмотрения судами споров, связанных с предоставлением некачественного образования, точных дефиниций понятия «некачественное образование» и указаний на конкретные последствия, наступающих вследствие нарушения образовательной организацией требований к качеству предоставляемых образовательных услуг.
Таким образом, сфера образования является системой, которая содержит в себе большое количество общественных отношений, которые имеют различную правовую природу. И, следовательно, большинство традиционных видов юридической ответственности, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации, находят отражение в образовательной сфере. Так, в области отношений, складывающихся по поводу оказания образовательных услуг, имеют место гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, финансово-правовая и другие виды ответственности.
Нами были исследованы понятие и сущность ответственности образовательной организации - под непосредственно юридической ответственностью понимается разновидность формы воздействия государственно-принудительной направленности, направленную на правонарушителей, которая заключается использовании в отношении них установленных законодательством санкций - мер ответственности, которые влекут факультативные негативные последствия.
Нами был произведен сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование. Было выявлено, что предыдущий Закон «Об образовании» 1992 года, хоть и весьма своеобразным образом, но определял ответственность образовательной организации за некачественное образование в статье 49 «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием». Действующий же Федеральный закон подобной статьи и вовсе не содержит.
Нами сделан вывод о том, что выбор критериев качественности образовательной деятельности должен оставаться в ведении законодательства. Но на данный момент критериев оценки качества образовательной деятельности в нём не определен.
В данном исследовании мы также обозначили субъектов ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Так, выявлено, что законодательством не определено однозначно конкретных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в качестве которых возможно функционирование образовательных организаций. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ также не указывает на конкретные организационно-правовые формы, которые характерны для образовательных организаций. В нем выделены только положения общего характера, и предусматривает положение, согласно которому образовательная организация может быть создана в форме и виде, предусмотренными положениями гражданского законодательства о некоммерческих организациях.
Среди оснований и условий привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности можно назвать такие основания, как нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Обязательства по договору платного образования возникают в рамках образовательного процесса на платной основе.
Также нами был проведён анализ судебных решений по спорам, вытекающим из нарушений образовательными организациями условий договора об оказании образовательных услуг. Так, можно сделать выводы о том, что суды связывают качество образования с наличием достаточного количества учебных часов, наличием или отсутствием аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности. Причём нужно отметить, что суды руководствуются при разрешении дел, связанных с предоставлением некачественного образования, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Нами были исследованы понятие и сущность ответственности образовательной организации - под непосредственно юридической ответственностью понимается разновидность формы воздействия государственно-принудительной направленности, направленную на правонарушителей, которая заключается использовании в отношении них установленных законодательством санкций - мер ответственности, которые влекут факультативные негативные последствия.
Нами был произведен сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование. Было выявлено, что предыдущий Закон «Об образовании» 1992 года, хоть и весьма своеобразным образом, но определял ответственность образовательной организации за некачественное образование в статье 49 «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием». Действующий же Федеральный закон подобной статьи и вовсе не содержит.
Нами сделан вывод о том, что выбор критериев качественности образовательной деятельности должен оставаться в ведении законодательства. Но на данный момент критериев оценки качества образовательной деятельности в нём не определен.
В данном исследовании мы также обозначили субъектов ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Так, выявлено, что законодательством не определено однозначно конкретных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в качестве которых возможно функционирование образовательных организаций. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ также не указывает на конкретные организационно-правовые формы, которые характерны для образовательных организаций. В нем выделены только положения общего характера, и предусматривает положение, согласно которому образовательная организация может быть создана в форме и виде, предусмотренными положениями гражданского законодательства о некоммерческих организациях.
Среди оснований и условий привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности можно назвать такие основания, как нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Обязательства по договору платного образования возникают в рамках образовательного процесса на платной основе.
Также нами был проведён анализ судебных решений по спорам, вытекающим из нарушений образовательными организациями условий договора об оказании образовательных услуг. Так, можно сделать выводы о том, что суды связывают качество образования с наличием достаточного количества учебных часов, наличием или отсутствием аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности. Причём нужно отметить, что суды руководствуются при разрешении дел, связанных с предоставлением некачественного образования, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Подобные работы
- Гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за некачественное образование
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Комплексные институты гражданского и образовательного права
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕДИЦИНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовая ответственность в сфере образования
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Изучить особенности правового статуса образовательных организаций как юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционная деятельность в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Права потребителей при выполнении работ (оказании
услуг) и их защита в гражданском законодательстве РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТА В МЕДИЦИНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



