ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1 Понятие и модели коммуникативной компетенции 9
1.2 Способы формирования коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Понятие «аутентичные материалы» и их классификация 23
2.2 Роль аутентичных материалов в обучении иностранному языку на
старшем этапе общеобразовательной школы 28
2.3 Аутентичные материалы как средство развития коммуникативных навыков обучающихся старших классов средней общеобразовательной
школы 33
Выводы по главе 2 38
заключение 61 Список литературы 63
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1 Понятие и модели коммуникативной компетенции 9
1.2 Способы формирования коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Понятие «аутентичные материалы» и их классификация 23
2.2 Роль аутентичных материалов в обучении иностранному языку на
старшем этапе общеобразовательной школы 28
2.3 Аутентичные материалы как средство развития коммуникативных навыков обучающихся старших классов средней общеобразовательной
школы 33
Выводы по главе 2 38
заключение 61 Список литературы 63
В современном мире способность человека взаимодействовать с другими людьми играет все большую и большую роль. От этого важного умения зависит не только эффективная трудовая деятельность, но и качество взаимоотношений, как профессиональных, так и личностных. Главным условием эффективного речевого взаимодействия является уровень сформированности коммуникативной компетенции. Особо важную роль приобретает коммуникативная компетенция в случае общения на иностранном языке. Это связано с тем, что задача говорящих осложняется необходимостью преодоления не только языкового, но и национально- культурного барьера. Именно это является причиной особой значимости формирования должного уровня коммуникативной компетенции при обучении учеников иностранному языку.
На сегодняшний день существует достаточное количество приемов и методов формирования и развития коммуникативной компетенции. Благодаря доступности цифровых материалов на сегодняшний день, актуальным является использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку. На просторах интернета можно найти достаточное количество аутентичных видео- и аудиоматериалов, таких как песни, видеоролики, фильмы, телевизионные программы и так далее. На наш взгляд, самым эффективным является применение аутентичных видеоматериалов, так как аудиоматериал в них сопровождается иллюстрацией, что помогает лучше воспринимать и усваивать информацию и речь носителя на слух. В нашем исследовании мы использовали такие аутентичные видеоматериалы, как популярные сериалы и телевизионные программы, которые не превышают 20 минут.
всех этапах обучения учителя стараются вносить материалы зарубежных авторов, основой которых служат аутентичные тексты из английской прессы и других оригинальных источников. Также в программу начали вносить аутентичные аудио- и видеоматериалы для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. При этом следует отметить, что далеко не каждый учебник сопровождается аудиоматериалами и предусматривает использование видеоматериалов. В школьных учебниках больше используются упрощенные тексты, которые имеют мало общего с живым языком, что подтверждает необходимость дополнительного внедрения аутентичного материала.
Успешность развития коммуникативной компетенции у учеников зависит от качества используемых в процессе обучения материалов. Аутентичные материалы являются непременным условием обучения живому языку. Соблюдение данного условия позволит эффективно использовать время, отведенное на занятие, избегая промежуточного этапа, на котором преобладают специально составленные учебные материалы.
Данная проблема не оставляет равнодушным и большое количество ученых-филологов, лингвистов, педагогов и социологов, многие работы которых направлены на изучение этой темы. Источники нашего исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Г.Уиддоусон, Гебхард, Е.В. Носонович, П.Р.Мильруд, Г.Г.Жоглина, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.
Тема дипломной работы была сформирована как «Использование аутентичных материалов для развития коммуникативных навыков на старшем этапе обучения», в практической части мы решили рассмотреть использование именно аутентичных видеоматериалов.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: роль аутентичных материалов при
формировании коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения.
5
Цель исследования: выявить методические возможности
использования аутентичных материалов для развития коммуникативной навыков на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования иноязычной
коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения будет более эффективным, если в процессе обучения использовать подходящие аутентичные материалы и разработать методы и приемы их реализации на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетенция»
2. Изучить особенности использования аутентичных материалов и основные методы работы с ними
3. Описать роль аутентичных материалов при формировании коммуникативной компетенции
4. Раскрыть теоретические основы методологических возможностей использования аутентичных материалов в обучении английскому языку
5. Разработать систему критериев отбора аутентичных материалов для уроков по английскому языку на старшем этапе обучения
6. Предложить программу упражнений, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетенции учеников на основе работы с аутентичными материалами
7. Разработать методические рекомендации к использованию аутентичных материалов при формировании коммуникативной компетенции на уроке английского языка на старшем этапе обучения
Научная новизна заключается в теоретическом обосновании методики использования аутентичных материалов при формировании коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения, определении дидактической ценности аутентичных материалов, не предназначенных для использования в учебном процессе.
Теоретическая значимость работы:
1. Доказательство того, что аутентичные материалы являются эффективным средством развития коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения
2. Систематизирование критериев отбора аутентичных материалов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся
3. Определение условий включения аутентичных материалов в процесс обучения английскому языку на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики использования аутентичных
материалов на старшем этапе обучения, а также в допустимости использования представленных материалов на семинарах и лекционных занятиях.
Методы исследования: изучение и анализ методических пособий и литературы по исследуемой теме; анализ учебников по формированию коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе; анкетирование и тестирование обучающихся на старшем этапе; проведение опытно-экспериментальной работы,
качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база: Средняя Общеобразовательная Школа №132 с углубленным изучением иностранных языков. Общее количество участников составило 28 учащихся 10 класса.
Этапы исследования: На первом этапе нами были определены: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи исследования. На втором этапе осуществлялся теоретический анализ и изучение литературы по исследуемой проблеме. На третьем этапе были проанализированы полученные данные и выявлены результаты исследования. Материалы
выпускной квалификационной работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2019г.)
Структура работы: Настоящее исследование включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключение, список использованной литературы, приложения.
На сегодняшний день существует достаточное количество приемов и методов формирования и развития коммуникативной компетенции. Благодаря доступности цифровых материалов на сегодняшний день, актуальным является использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку. На просторах интернета можно найти достаточное количество аутентичных видео- и аудиоматериалов, таких как песни, видеоролики, фильмы, телевизионные программы и так далее. На наш взгляд, самым эффективным является применение аутентичных видеоматериалов, так как аудиоматериал в них сопровождается иллюстрацией, что помогает лучше воспринимать и усваивать информацию и речь носителя на слух. В нашем исследовании мы использовали такие аутентичные видеоматериалы, как популярные сериалы и телевизионные программы, которые не превышают 20 минут.
всех этапах обучения учителя стараются вносить материалы зарубежных авторов, основой которых служат аутентичные тексты из английской прессы и других оригинальных источников. Также в программу начали вносить аутентичные аудио- и видеоматериалы для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. При этом следует отметить, что далеко не каждый учебник сопровождается аудиоматериалами и предусматривает использование видеоматериалов. В школьных учебниках больше используются упрощенные тексты, которые имеют мало общего с живым языком, что подтверждает необходимость дополнительного внедрения аутентичного материала.
Успешность развития коммуникативной компетенции у учеников зависит от качества используемых в процессе обучения материалов. Аутентичные материалы являются непременным условием обучения живому языку. Соблюдение данного условия позволит эффективно использовать время, отведенное на занятие, избегая промежуточного этапа, на котором преобладают специально составленные учебные материалы.
Данная проблема не оставляет равнодушным и большое количество ученых-филологов, лингвистов, педагогов и социологов, многие работы которых направлены на изучение этой темы. Источники нашего исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Г.Уиддоусон, Гебхард, Е.В. Носонович, П.Р.Мильруд, Г.Г.Жоглина, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.
Тема дипломной работы была сформирована как «Использование аутентичных материалов для развития коммуникативных навыков на старшем этапе обучения», в практической части мы решили рассмотреть использование именно аутентичных видеоматериалов.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: роль аутентичных материалов при
формировании коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения.
5
Цель исследования: выявить методические возможности
использования аутентичных материалов для развития коммуникативной навыков на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования иноязычной
коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения будет более эффективным, если в процессе обучения использовать подходящие аутентичные материалы и разработать методы и приемы их реализации на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетенция»
2. Изучить особенности использования аутентичных материалов и основные методы работы с ними
3. Описать роль аутентичных материалов при формировании коммуникативной компетенции
4. Раскрыть теоретические основы методологических возможностей использования аутентичных материалов в обучении английскому языку
5. Разработать систему критериев отбора аутентичных материалов для уроков по английскому языку на старшем этапе обучения
6. Предложить программу упражнений, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетенции учеников на основе работы с аутентичными материалами
7. Разработать методические рекомендации к использованию аутентичных материалов при формировании коммуникативной компетенции на уроке английского языка на старшем этапе обучения
Научная новизна заключается в теоретическом обосновании методики использования аутентичных материалов при формировании коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения, определении дидактической ценности аутентичных материалов, не предназначенных для использования в учебном процессе.
Теоретическая значимость работы:
1. Доказательство того, что аутентичные материалы являются эффективным средством развития коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения
2. Систематизирование критериев отбора аутентичных материалов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся
3. Определение условий включения аутентичных материалов в процесс обучения английскому языку на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики использования аутентичных
материалов на старшем этапе обучения, а также в допустимости использования представленных материалов на семинарах и лекционных занятиях.
Методы исследования: изучение и анализ методических пособий и литературы по исследуемой теме; анализ учебников по формированию коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе; анкетирование и тестирование обучающихся на старшем этапе; проведение опытно-экспериментальной работы,
качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база: Средняя Общеобразовательная Школа №132 с углубленным изучением иностранных языков. Общее количество участников составило 28 учащихся 10 класса.
Этапы исследования: На первом этапе нами были определены: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи исследования. На втором этапе осуществлялся теоретический анализ и изучение литературы по исследуемой проблеме. На третьем этапе были проанализированы полученные данные и выявлены результаты исследования. Материалы
выпускной квалификационной работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2019г.)
Структура работы: Настоящее исследование включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Аутентичные материалы являются одними из самых эффективных средств обучения иностранному языку на старшем этапе в среднем общеобразовательном учреждении. Использование любого аутентичного материала на уроке иностранного языка улучшают знания ученика по предмету, совершенствует навыки аудирования, чтения, говорения и письма, развивают социокультурную компетенцию учеников, эффективно подготавливают учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Перед педагогом стоит задача правильно подобрать аутентичный материал, который бы имел ценность в языковом отношении, а по тематике входил бы в круг интересов современной молодежи. Отбор аутентичного материала для уроков по иностранному языку, так же как и разработка упражнений к нему, является достаточно трудоемким и сложным процессом. Но при этом, эффективность использования аутентичных материалов (в частности, видеоматериалов) видна сразу и прогресс в обучении иностранному языку можно разглядеть в кратчайшие сроки. В качестве доказательства данного факта может послужить проведенный нами эксперимент, который положительно отразился на уровне мотивации учащихся и их познавательном интересе к изучению английского языка.
Мы считаем, что неаутентичные материалы не могут помочь учащимся в полной мере освоить иностранный язык. Только при помощи введения аутентичных материалов, ученики смогут научиться свободно говорить на языке, читать оригинальные статьи и журналы, смотреть фильмы и сериалы без перевода, а также воспринимать речь носителя на слух.
При этом, процесс обучения иностранному языку не должен сводиться к использованию исключительно аутентичных или неаутентичных материалов. Оба варианта имеют место быть, в том случае, если они отражают реалистичные модели письменного или разговорного английского языка.
Использование аутентичных видеоматериалов вызывает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию всех видов речевой деятельности на уроке - ученики учатся высказывать свое мнение, обсуждать просмотренный материал, дискутировать на ту или иную проблему. Кроме того, они знакомятся с особенностями страны изучаемого языка, слушают речь носителей.
Мы также пришли к выводу, что в общеобразовательных учреждения не все ученики хорошо владеют иностранным языком, что связано, в первую очередь, с отсутствием мотивации и познавательного интереса. Именно аутентичные аудиовизуальные материалы способны помочь таким ученикам повысить общий уровень коммуникативной компетенции. Благодаря таким материалам, урок становится интересным, познавательным и информативным, а процесс обучения при этом носит менее формальный характер, что позволяет учащимся снять напряжение и страх заговорить на изучаемом языке.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что аутентичные материалы являются неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку, а также эффективным «орудием» преподавателя.
Перед педагогом стоит задача правильно подобрать аутентичный материал, который бы имел ценность в языковом отношении, а по тематике входил бы в круг интересов современной молодежи. Отбор аутентичного материала для уроков по иностранному языку, так же как и разработка упражнений к нему, является достаточно трудоемким и сложным процессом. Но при этом, эффективность использования аутентичных материалов (в частности, видеоматериалов) видна сразу и прогресс в обучении иностранному языку можно разглядеть в кратчайшие сроки. В качестве доказательства данного факта может послужить проведенный нами эксперимент, который положительно отразился на уровне мотивации учащихся и их познавательном интересе к изучению английского языка.
Мы считаем, что неаутентичные материалы не могут помочь учащимся в полной мере освоить иностранный язык. Только при помощи введения аутентичных материалов, ученики смогут научиться свободно говорить на языке, читать оригинальные статьи и журналы, смотреть фильмы и сериалы без перевода, а также воспринимать речь носителя на слух.
При этом, процесс обучения иностранному языку не должен сводиться к использованию исключительно аутентичных или неаутентичных материалов. Оба варианта имеют место быть, в том случае, если они отражают реалистичные модели письменного или разговорного английского языка.
Использование аутентичных видеоматериалов вызывает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию всех видов речевой деятельности на уроке - ученики учатся высказывать свое мнение, обсуждать просмотренный материал, дискутировать на ту или иную проблему. Кроме того, они знакомятся с особенностями страны изучаемого языка, слушают речь носителей.
Мы также пришли к выводу, что в общеобразовательных учреждения не все ученики хорошо владеют иностранным языком, что связано, в первую очередь, с отсутствием мотивации и познавательного интереса. Именно аутентичные аудиовизуальные материалы способны помочь таким ученикам повысить общий уровень коммуникативной компетенции. Благодаря таким материалам, урок становится интересным, познавательным и информативным, а процесс обучения при этом носит менее формальный характер, что позволяет учащимся снять напряжение и страх заговорить на изучаемом языке.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что аутентичные материалы являются неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку, а также эффективным «орудием» преподавателя.
Подобные работы
- Использование аутентичных материалов для развития коммуникативных навыков на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Изучение британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку
в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА
ОСНОВЕ ПОПУЛЯРНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ В
ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ “TEDED”
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
“TEDED”
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



