Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: МОУ Саввушинская СОШ.
Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса.
Много приложений (в том числе и результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого вуза или города.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 7
1.1. История возникновения и развития геометрии 7
1.2 Геометрические понятия, и их характеристика 12
1.3 Анализ темы «Геометрический материал как средство развития мыслительных операций» в курсе математики начальной школы 18
1.4 Методы работы с геометрическим материалом в младшем школьном возрасте 25
1.5 Особенности развития мыслительных операций младших школьников 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 38
2.1 Анализ развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста 38
2.2 Система работы по развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала на уроках математики 46
2.4 Анализ результатов опытно-педагогической работы 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
База исследования: МОУ Саввушинская СОШ.
Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса.
Много приложений (в том числе и результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого вуза или города.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 7
1.1. История возникновения и развития геометрии 7
1.2 Геометрические понятия, и их характеристика 12
1.3 Анализ темы «Геометрический материал как средство развития мыслительных операций» в курсе математики начальной школы 18
1.4 Методы работы с геометрическим материалом в младшем школьном возрасте 25
1.5 Особенности развития мыслительных операций младших школьников 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 38
2.1 Анализ развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста 38
2.2 Система работы по развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала на уроках математики 46
2.4 Анализ результатов опытно-педагогической работы 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования. Мышление играет важную роль в жизни человека. Мышление – это психический процесс, благодаря которому происходит познание окружающего мира. Развивая мышление, мы учим детей: сравнивать, обобщать, проводить анализ и синтез. Следовательно, развитие мышления связано с тем, насколько хорошо осуществляется процесс формирования умственных операций.
Одной из задач учителя начальной школы является формирование мыслительных операций детей. От того насколько ученик будет владеть приёмами умственных операций, будет зависеть его успешность не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Ученик научившийся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, сможет без труда использовать свои знания в различных сферах жизни. Острота аналитического ума позволит ему разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу положит одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями и т.д.
Использование приёмов мыслительных операций включается во все учебные дисциплины. В своей дипломной работе мы будем рассматривать, как осуществляется процесс развития мыслительных операций при изучении геометрического материала. Большинство специалистов в области методики обучения математике признают больше возможности геометрии в развитии детей, в развитии мыслительных операций. Так как, изучая геометрический материал, дети сталкиваются с различными видами заданий, при выполнении которых необходимо использование приёмов мыслительных операций. Кроме этого, работа с геометрическим материалом вызывает большой интерес у детей, так как его можно наглядно представить и осуществить с ним различные действия, что соответствует наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению детей.
Степень изученности проблемы. Проблема развития мыслительных операций в настоящее время становится всё более актуальной. Её изучают многие психологи – Л. С. Выготский, И. А. Зимняя и др. Возрастные особенности пространственных представлений представлены в работах Н. Ф. Головановой, О. С. Гребенюк, И. Я. Каплунович и др. Проблема применения геометрического материала как средство развития мыслительных операций младших школьников на уроках математики раскрыта в научных трудах А. В. Белошистой, И. Г. Терентьевой, И. В. Шадриной, Н. И. Фрейлах и др. В исследованиях А. М. Федоровой, О. Д. Яцук и др. определены методы и средства развития мыслительных операций у младшего школьного возраста средствами геометрического материала.
Проблема исследования: при каких условиях изучения геометрического материала способствует развитию мыслительных операций у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников посредством применения геометрического материала.
Цель исследования: выявить условия использования геометрического материала в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: уровень развития мыслительных операций повысится при изучении геометрического материала, если:
- задания с геометрическим содержанием будут рассматриваться на разных этапах урока;
- включение в уроки математике задания игр и упражнений с геометрическим содержанием, направленных на развитие мыслительных операций;
- использование заданий на анализ, синтез, сравнение.
Проблема исследования гипотезы обуславливает следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительных операций посредством геометрического материала
2. Подобрать и применить в работе с младшими школьниками дидактические игры и упражнения по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
3. Проанализировать результаты опытно-педагогической работы по определению особенностей развития мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
Методы исследования:
- теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
- эмпирические – беседа, тестирование;
- математические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Пространственные представления» Л. Ф. Фатиховой.
2. Методика «Умозаключение по аналогии» Н. Г. Лускановой.
3. Методика «Операция анализа сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвертый лишний») Л. С. Колмогоровой.
База исследования: МОУ Саввушинская СОШ.
Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к особенностям развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте – Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.;
- подходами к развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала - М. И. Волкова, И. Я. Каплунович и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке курса внеурочной деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь – октябрь 2017 г.) констатирующий – изучалась психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат; осуществлялся отбор диагностических методик.
Второй этап (ноябрь 2017 г. – март 2018г.) формирующий. На данном этапе были изучены специальные методики, направленные на определение особенностей развития мыслительных операций у младших школьников.
Третий этап (апрель – май 2018 г.) контрольный. На данном этапе после реализации задач формирующего эксперимента был организован и проведен контрольный этап для определения динамики развития мыслительных операций у младших школьников. На данном этапе систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения
Одной из задач учителя начальной школы является формирование мыслительных операций детей. От того насколько ученик будет владеть приёмами умственных операций, будет зависеть его успешность не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Ученик научившийся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, сможет без труда использовать свои знания в различных сферах жизни. Острота аналитического ума позволит ему разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу положит одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями и т.д.
Использование приёмов мыслительных операций включается во все учебные дисциплины. В своей дипломной работе мы будем рассматривать, как осуществляется процесс развития мыслительных операций при изучении геометрического материала. Большинство специалистов в области методики обучения математике признают больше возможности геометрии в развитии детей, в развитии мыслительных операций. Так как, изучая геометрический материал, дети сталкиваются с различными видами заданий, при выполнении которых необходимо использование приёмов мыслительных операций. Кроме этого, работа с геометрическим материалом вызывает большой интерес у детей, так как его можно наглядно представить и осуществить с ним различные действия, что соответствует наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению детей.
Степень изученности проблемы. Проблема развития мыслительных операций в настоящее время становится всё более актуальной. Её изучают многие психологи – Л. С. Выготский, И. А. Зимняя и др. Возрастные особенности пространственных представлений представлены в работах Н. Ф. Головановой, О. С. Гребенюк, И. Я. Каплунович и др. Проблема применения геометрического материала как средство развития мыслительных операций младших школьников на уроках математики раскрыта в научных трудах А. В. Белошистой, И. Г. Терентьевой, И. В. Шадриной, Н. И. Фрейлах и др. В исследованиях А. М. Федоровой, О. Д. Яцук и др. определены методы и средства развития мыслительных операций у младшего школьного возраста средствами геометрического материала.
Проблема исследования: при каких условиях изучения геометрического материала способствует развитию мыслительных операций у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников посредством применения геометрического материала.
Цель исследования: выявить условия использования геометрического материала в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: уровень развития мыслительных операций повысится при изучении геометрического материала, если:
- задания с геометрическим содержанием будут рассматриваться на разных этапах урока;
- включение в уроки математике задания игр и упражнений с геометрическим содержанием, направленных на развитие мыслительных операций;
- использование заданий на анализ, синтез, сравнение.
Проблема исследования гипотезы обуславливает следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительных операций посредством геометрического материала
2. Подобрать и применить в работе с младшими школьниками дидактические игры и упражнения по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
3. Проанализировать результаты опытно-педагогической работы по определению особенностей развития мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
Методы исследования:
- теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
- эмпирические – беседа, тестирование;
- математические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Пространственные представления» Л. Ф. Фатиховой.
2. Методика «Умозаключение по аналогии» Н. Г. Лускановой.
3. Методика «Операция анализа сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвертый лишний») Л. С. Колмогоровой.
База исследования: МОУ Саввушинская СОШ.
Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к особенностям развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте – Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.;
- подходами к развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала - М. И. Волкова, И. Я. Каплунович и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке курса внеурочной деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь – октябрь 2017 г.) констатирующий – изучалась психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат; осуществлялся отбор диагностических методик.
Второй этап (ноябрь 2017 г. – март 2018г.) формирующий. На данном этапе были изучены специальные методики, направленные на определение особенностей развития мыслительных операций у младших школьников.
Третий этап (апрель – май 2018 г.) контрольный. На данном этапе после реализации задач формирующего эксперимента был организован и проведен контрольный этап для определения динамики развития мыслительных операций у младших школьников. На данном этапе систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения
Мыслительные операции у детей активно развиваются в младшем школьном возрасте, потому нужно так организовать процесс обучения в начальной школе, чтобы он целенаправленно способствовал развитию мыслительных операций у школьников.
Геометрический материал изучается на протяжении всего периода обучения математике в начальной школе. Содержание геометрического материала для каждого класса предусмотрено с учетом возрастных особенностей и уровня развития мышления учащихся, круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Различными программами предлагается разная степень наполнения уроков математики геометрическим материалом.
Во всех программах начального курса математики рассматривают точки, прямые и кривые линии (в том числе ломаную), прямой угол, многоугольники различных видов (треугольники, квадраты, прямоугольники, и др.) и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность, свойства геометрических фигур (равенство противоположных сторон прямоугольника, равенство диагоналей прямоугольника), понятия «периметр» и «площадь», а также приемы их вычисления. В отдельных программах обучения математике в начальной школе предусматривается ознакомление младших школьников с классификацией углов (острый, прямой, тупой), двумя видами классификаций треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; произвольный, равнобедренный, равносторонний), понятием «биссектриса угла», стереометрическими телами (куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, шар, конус) и их изображением на плоскости, элементарными задачами на построение при помощи циркуля и линейки (деление отрезка пополам, построение биссектрисы угла и др.), симметрией, вписанными и описанными углами.
Содержание геометрического материала позволяет подобрать упражнения, игры, направленные на формирование мыслительных операций у младших школьников. Упражнения, предлагаемые в учебном материале для изучения элементов геометрии, могут быть дополнены заданиями, направленными на формирование мыслительных операций младших школьников. Система упражнений, представленных в учебно-методических пособиях, направлена на формирование практических умений (построение, вычерчивание, измерение, вычисления с использованием некоторых изучаемых свойств) и на развитие геометрической зоркости (умение распознавать элементарные геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей, достраивать или видоизменять геометрические фигуры до заданного вида и др.).
Анализ результатов контрольного этапа опытно-педагогической работы позволил заключить, что у детей наблюдается положительная динамика в развитии мыслительных операций. Однако, по-прежнему есть дети, у которых операции мышления не развиты (умение делать умозаключения по аналогии: низкий уровень – 1 младший школьник – 10%). Следовательно, необходимо продолжить работу по развитию мыслительных операций у младших школьников по геометрии. Отметим, что результаты контрольного этапа опытно-педагогической работы показали, что использование дидактических игр и упражнений геометрического содержания открывает новые возможности в плане развития обобщенных приемов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственных представлений и мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребенка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Геометрический материал изучается на протяжении всего периода обучения математике в начальной школе. Содержание геометрического материала для каждого класса предусмотрено с учетом возрастных особенностей и уровня развития мышления учащихся, круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Различными программами предлагается разная степень наполнения уроков математики геометрическим материалом.
Во всех программах начального курса математики рассматривают точки, прямые и кривые линии (в том числе ломаную), прямой угол, многоугольники различных видов (треугольники, квадраты, прямоугольники, и др.) и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность, свойства геометрических фигур (равенство противоположных сторон прямоугольника, равенство диагоналей прямоугольника), понятия «периметр» и «площадь», а также приемы их вычисления. В отдельных программах обучения математике в начальной школе предусматривается ознакомление младших школьников с классификацией углов (острый, прямой, тупой), двумя видами классификаций треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; произвольный, равнобедренный, равносторонний), понятием «биссектриса угла», стереометрическими телами (куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, шар, конус) и их изображением на плоскости, элементарными задачами на построение при помощи циркуля и линейки (деление отрезка пополам, построение биссектрисы угла и др.), симметрией, вписанными и описанными углами.
Содержание геометрического материала позволяет подобрать упражнения, игры, направленные на формирование мыслительных операций у младших школьников. Упражнения, предлагаемые в учебном материале для изучения элементов геометрии, могут быть дополнены заданиями, направленными на формирование мыслительных операций младших школьников. Система упражнений, представленных в учебно-методических пособиях, направлена на формирование практических умений (построение, вычерчивание, измерение, вычисления с использованием некоторых изучаемых свойств) и на развитие геометрической зоркости (умение распознавать элементарные геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей, достраивать или видоизменять геометрические фигуры до заданного вида и др.).
Анализ результатов контрольного этапа опытно-педагогической работы позволил заключить, что у детей наблюдается положительная динамика в развитии мыслительных операций. Однако, по-прежнему есть дети, у которых операции мышления не развиты (умение делать умозаключения по аналогии: низкий уровень – 1 младший школьник – 10%). Следовательно, необходимо продолжить работу по развитию мыслительных операций у младших школьников по геометрии. Отметим, что результаты контрольного этапа опытно-педагогической работы показали, что использование дидактических игр и упражнений геометрического содержания открывает новые возможности в плане развития обобщенных приемов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственных представлений и мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребенка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



