Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ (19.00.07 )

Работа №3991

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы153стр.
Год сдачи2001
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общение как процесс взаимоперехода отношения и
речевых поступков личности 8
§1. Отношение как внутренний план общения 8
§2. Речевой поступок как внешний план общения 24
§3. Соотношение и взаимосвязь отношения и речевого поступка как
внутреннего и внешнего планов общения 38
ГЛАВА 2. Особенности организации педагогического общения как
управляемого процесса личностного развития 50
§1. Педагогическое общение как объект профессионального
отношения учителя 50
§2. Речевой поступок как средство организации педагогического
общения 66
§3. Взаимосвязь между профессиональным отношением учителя и
особенностями организации педагогического общения 83
ГЛАВА 3. Исследование взаимосвязи профессионального отношения учителя и способа организации педагогического общения 99
§1. Описание общей модели экспериментального исследования и
используемых методов 99
§2. Анализ компонентной структуры профессионального отношения
учителя и его речевых поступков 113
§3. Анализ особенностей организации педагогического общения
учителями с различным типом профессионального отношения . . 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЯ 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 152


Введение
3
Процесс гуманизации современного общества является сложным и многоплановым явлением, одним из центральных моментов которого выступает смещение психологического акцента в единстве “предметная деятельность - общение” к полюсу общения. В психолого-педагогической практике это приводит к смене субъект-объектной парадигмы, когда ученик или воспитанник является объектом прямого воздействия или скрытой манипуляции педагога, на субъект-субъектную, в которой он рассматривается как равноправный субъект общения наряду с педагогом. На первый план в педагогическом процессе выносится сам процесс общения ученика и учителя, а не разнообразные технологии передачи знаний. Взаимоотношения рассматривают¬ся как первичная материя, из которой строится многосоставная пирамида обучения и воспитания (О.Г.Грохольская, А.Б.Добрович, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А. С.Макаренко, Н.Д.Никандров, П.И.Пидкасистый, И.С.Якиманская и др.). Педагогическое общение как осознанное, целена¬правленное и управляемое общение учителя с учеником в зависимости от личностных качеств педагога может иметь различную направленность и быть по-разному организовано. Именно поэтому умение осознанно организовывать общение, которое носило бы для его участников взаимообогащающий и взаиморазвивающий характер, являлось бы по сути развивающим диалогом (Г.Л.Станкевич), является одной из важнейших профессиональных задач в рамках современной педагогической деятельности.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что гуманистические тенденции современного образования: ориентация на межличностные отношения ученика и учителя, понимание общения как среды для взаиморазвития его участников, акцент на со-действии в противовес манипуляции и пр. - в значительной степени повышают уровень профессиональных и человеческих требований к учителю. В частности, для обеспечения адекватного педагогического общения с учеником учителю необходимо, с одной стороны, обладать отлаженным, внутренне непротиворечивым отношением к другим людям, окружающему миру и себе самому, а, с другой,
- умением инструментально выражать и изменять это отношение в реальном процессе общения с учеником. Наличие таких требований обусловливает необходимость найти такую модель, в которой раскрывалась бы взаимосвязь отношения и действий учителя в педагогическом общении, модель, которая позволяла бы выйти на создание технологии анализа и организации этого общения. Именно этому посвящается настоящее исследование.
Методологическую основу исследования составили: психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), положение о функциях общения (Б.Ф.Ломов), теория психологических отношений (В.Н.Мясищев), положение о речевом поступке (И.А.Зимняя), положения о функциях речи (Л .С .Выготский, С. Л .Рубинштейн).
Объект исследования - педагогическое общение.
Предмет исследования - взаимосвязь особенностей организации педагогического общения учителем и типов его профессионального отношения.
Цель работы - исследование особенностей организации педагогического общения, конкретно, средствами речевого поступка, при различных типах профессионального отношения учителя.
Цель определила постановку следующих задач исследования:
1. Провести общетеоретический анализ категорий “отношение” и “речевой поступок”, а также их взаимосвязи как внутренней и внешней сторон общения.
2. Выделить основные типы профессионального отношения учителя.
3. Определить место и роль речевого поступка учителя в организации педагогического общения и выделить основные способы такой организации.
4. Построить языковую модель психологического анализа и организации педагогического общения.
5. Исследовать взаимосвязь типов профессионального отношения учителя и способов организации педагогического общения.

5
Гипотеза исследования: особенности организации учителем педагогического общения, которые проявляются в характере соотношения его речевых поступков с поступками ученика, находятся во взаимосвязи с профессиональным отношением учителя. Педагогическое общение при направлен¬ном на взаиморазвитие ученика и учителя - интерсубъектном - типе профессионального отношения учителя организовано как адекватный информационный, аффективный и регуляционный обмен, в котором речевые поступки учителя полностью дополняют речевые поступки ученика.
Общая методика исследования: исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе проводилось психодиагностическое обследование, в котором приняли участие студенты Липецкого государственного педагогического университета, включенные в активную педагогическую практику в школах города. В ходе обследования ставилась задача выявить особенности профессионального отношения учителей, которая решалась с помощью следующих методик: опросника, составленного на основе модели сотрудничества как совместной деятельности И.А.Зимней (когнитивная составляющая), семантического дифференциала Ч. Осгуда (аффективная составляющая) и методики исследования межличностных отношений Т.Лири (конативная составляющая). Второй этап отражает сбор данных об особенностях организации учителями педагогического общения, который проводился с помощью методики “педагогические ситуации” (Р.С.Немов) и последующего контент- анализа полученного вербального материала. Третий этап представляет собой линейное корреляционное исследование полученных данных, осуществленное на базе математико-статистического пакета STATISTICA® 5.0 для Windows®, с последующим анализом и интерпретацией его результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в установлении специфики взаимосвязей между отношением, как внутренним планом общения, и речевым поступком как его внешним планом, а также в разработке и содержательном наполнении понятия способа организации общения.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование под-тверждает гипотезу и позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Различные учителя обладают разными типами профессионального отношения: объектным, псевдосубъектным и интерсубъектным. Педагогиче¬ское общение при любом к нему отношении остается по сути осознанным, целенаправленным и управляемым, однако наполняется различным психологическим содержанием и организуется по-разному в зависимости от типа профессионального отношения.
2. Особенности организации педагогического общения могут быть представлены в виде трех основных способов: имеративного, при котором речевые поступки учителя не дополняют речевые поступки ученика ни в од¬ном из аспектов (информационном, аффективном и регуляционном); мани- пулятивного, при котором речевые поступки учителя дополняют поступки ученика в любом одном или двух указанных аспектах; и диалогического, при котором речевые поступки учителя дополняют поступки ученика во всех трех аспектах.
3. Речевой поступок можно рассматривать как основное средство организации педагогического общения, адекватно используя которое учитель способен гибко и естественно изменять информационное, эмоциональное и регуляционное наполнение общения с учеником через особенности реализации речевых функций: обозначающей (в самом общем виде, фокусировка внимания на актуальном либо повествовательном), выражающей (эмоциональное насыщение либо рационализация) и воздействующей (инициирование - вопрос, повествование, побуждение либо реагирование - ответ, выражение отношения, исполнение).
4. Между особенностями организации учителем педагогического общения и его профессиональным отношением существует взаимосвязь: императивному способу организации педагогического общения соответствует

139
объектный тип профессионального отношения, манипулятивному - псевдосубъектный, а диалогическому - интерсубъектный. Разным типам профессионального отношения учителя соответствуют устойчивые особенности речевых поступков: у учителей с объектным типом профессионального отношения речевые поступки характеризуются инициирующим воздействием, большей эмоциональностью и повествовательностью; учителя с интерсубъектным типом профессионального отношения чаще используют поступки реагирующего, рационального и актуализирующего типа.
5. Языковая модель психологического анализа и организации педагогического общения может быть представлена следующим образом: информационный, аффективный и регуляционный аспекты общения реализуются речевыми поступками ученика и учителя через обозначающую (что говорится), выражающую (как говорится) и воздействующую (зачем говорится) функции с помощью, соответственно, семантического, синтактического и прагматического аппаратов языковой системы на всех ее уровнях: невербальном, фонетическом, грамматическом и лексическом.
В заключение нам кажется необходимым отметить, что в проведенном исследовании с успехом были решены все поставленные задачи, а именно: был выполнен теоретический анализ связи отношения человека к действительности и его речевых поступков; педагогическое общение было рассмотрено как единая и взаимная связь отношения и речевого поступка; была создана экспериментальная типология профессионального отношения учителя и типология речевых поступков; также была построена экспериментальная модель психологического анализа организации педагогического общения; и проведено экспериментальное исследование взаимосвязи типов профессионального отношения учителя и особенностей организации им педагогического общения.



Библиография
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М., 1996,- 224 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для ВУЗов.- М., 1996,¬504с.
3. Альманах психологических тестов (сост. и ред. Римские Р.Р. и С.А.).- М., 1996, 400с.
4. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специаль-ности.- Ярославль, 1994.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.- Москва - Воро¬неж, 1996,- 384 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М., 1960,- 486 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1996,- 376 с.
8. Анохин П.К. Теория функциональной системы// Успехи физиологиче¬ских наук. 1970, т.1, № 1, с.19-54.
9. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография.- М., 1995,- 767 с.
10. Артемов В.А. Курс лекций по психологии.- Харьков, 1958.
11. Артемов В.А. Речевой поступок// Сб. “Преподавание иностранных язы¬ков”. Теория и практика.- М., 1971.
12. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии.- М., 1975.
13. Барт Р. S/Z.- М., 1994,- 303с.
14. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.- М., 1994,- 616 с.
15. Бахтин М.М. Человек в мире слова.- М., 1995,- 140 с.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1986.
17. Белл Р. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы.- М., 1980.
18. Бенвенист Э. Общая лингвистика.- М., 1974.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаи-моотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб, 1995.
20. Берталанфи Л. Общая теория систем: Критический обзор// Исследования по общей теории систем.- М., 1969, с.23-82.
21. Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1995,- 328 с.
22. Aiaaeaa А.А. 1а e?0^aiee iauaiey n ii5eoee A.I.Iyneuaaa// Aii6. ineoieiaee,
1983, 1 3, n. 131-135.
•-v ry А /у .. у .. о /у a A -r x/y r .. о /v ^ г у у г у у .. у у у о ..у г/у ^ у г/у ъ/у /у г у о г у .. у ГУГ* г/у /у г /у о ГУ..Х у /у., о ГУ ..
23. Aiaaeaa А.А. loiaeaiu aoiaie5aoee la^ee^iinonai iauaiey е rniiaiua laioaaeaiey eo ineoieiae^aneiai e50^aiey// Aii6. ineoieiaee, 1989, 1 6.
24. Бодалев А.А. Психология общения.- Москва - Воронеж, 1996,- 256 с.
25. Aiaaeaa А.А., Qaeaa6iee A.A., Ёai^0uaa А.А. I6iaealU aanni5ia0aeuiiai aae^aiey e aeaeiao// Айб. ineoieiaee, 1987, 1 4.

142
26. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва - Воронеж,
1995, - 352 с.
27. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры.- СПб, 1996,- 379 с.
28. Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTICA® - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows® .- М., 1998, 608 с.
29. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л.Рубинштейна// Вопр. психологии, 1989, №4, с.66-101.
30. Бубер М. Два образа веры.- М., 1995,- 464 с.
31. Бэндлер Р.и Гриндер Д. Структура магии.- СПб, 1996,- 496 с.
32. Бюлер К. Теория языка.- М., 1993. URL://vysokov.virtualave.net/cgi- bin/load.pl?downloads/buler.zip
33. Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехни¬ка понимания// Моск. психотерапевтический журн., 1996, № 4, с. 48-68.
34. Аапеё^е О.А. N656eo65a ia5a?a// Aii5.ineoie., 1993, 1 5, n. 5-19.
35. Вацуро Э.Г. Учение о корковых сигнальных системах// Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.- М., 1955.
36. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процес¬сов.- М., 1998. 685с.
37. Величкина В.М. Содержание и организация воспитательной работы в се¬мье и школе.- М., 1987, 125с.
38. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения// Вопр. психол., 1981, №4.
39. Вудсвортс Р., Шлосберг Г. Психофизика. Методы шкалирования// про¬блемы и методы психофизики.- М., 1974.
40. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб., 1997, 224 с.
41. Выготский Л.С. История развития высших психических функций - Собр. соч. М., 1983, т.3, с. 6-328.
42. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.- М.,
1996, - 416 с.
43. Галунов В.И. Речь, эмоции и личность: проблемы перспективы// Речь, эмоции и иличность: материалы и сообщения всесоюзного симпозиума.- Л., 1978.
44. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры.- Ростов-на-Дону, 1993, 320с.
45. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа.- Воронеж: НПО "Модэк", 1994.- 491 с.
46. Гриншпун Б.М., Добрович А.Б., Фрумкина Р.М. Патология речи// Осно¬вы теории речевой деятельности.- М., 1974.
47. Гусева Л.П. Текстовая организация высказываний со значением самоут-верждения в речи подростков.- М., 1988.

143
48. Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке. Авто- реф. канд. психол. наук, Л., 1982.
49. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.,
1987.
50. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защи¬та.- М., 1997,- 344с.
51. Дридзе Т.М. Язык и социальная коммуникация.- М., 1980.
52. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество.- М., 1998,- 368с.
53. Залевская А.А. психолингвистические проблемы семантики слова.- Ка¬линин, 1982.
54. Зачесова И.А., Павлова Н.Д. Отражение в речи особенностей взаимодей-ствия партнеров общения// Вопр. психол., 1990, №1, с.136-140.
55. Зейгарник В.Б. Патопсихология.- М., 1976.
56. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб., 2000,- 448 с.
57. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1997. - 480 с.
58. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности// Иностранные языки в школе, 1973, № 4, с.66-71.
59. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М., 1991,- 222 с.
60. Qeiaeia А.О. Iauaiea eae oaeoi6 6a?ae6ey ee^iinoe.- Eeaa: Iaoe. aoiea.- 1981.
61. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем.- М.,
1978, - 185с.
62. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений.- М.,
1988.
63. Калина Н.Ф. Основы психотерапии: Семиотика в психотерапии.- М.,
1997, - 272с.
64. Калина Н.Ф., Варфоломеева О.В. Речевое общение в психотерапии.- Симферополь, 1996,- 62с.
65. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения.- СПб.: Б.С.К., 1997, - 143 с.
66. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987.
67. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.- М., 1990.
68. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М.,
1989.
69. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление.- Л., 1972.
70. Климов Е.А. Психология профессионала.- М.-Воронеж, 1996, 400с.
71. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологиче-ского воздействия// Вопр. психол., 1987, №3, с.41-49.

144
72. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (об¬щие и возрастные особенности): Учеб. пособие.- Мн., 2000,- 432с.
73. Eii E.N. 16ебй6еа "В".- L, 1978,- 367 П.
74. Копьев А.Ф. Взаимоотношение “Я”-“ Другой” и его значение для практи-ческой психологии// Моск. психотер. журн., 1999, №2, с. 48-60.
т г t-ia.. .. о /V а /Л у г^/у../уг^у Ол»- /У/У О /У/УГ^Г.... У У Х/У/УУГУ О /У., /У У .. У У ../У ^ У О ^ /У/У Г
75. Eiiuaa А.О. rneoieiae^aneia eiinoeu6e6iaaiea: ийб aeaeiae^aneie ei6a6i6a6aoee// Ail6. IneOie., 1990, 1 3, n.17-25.
76. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику, т. 1.- М.- Пг., 1923.
77. Кучинский Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач// проблемы общения в психологии.- М., 1981, с.92-100.
78. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда// Моск. психотер. журн., 1996, №1.
79. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе.- М., 1995.
80. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты// Психол. журн., 1995, т.16, №6.
81. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.
82. Леонтьев А.А. Психология общения.- Тарту, 1974.
83. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности.- М., 1965.
84. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969.
85. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. URL://vysokov.virtualave.net/cgi-bin/load.pl?downloads/dsl.zip
86. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии// Вопр.филос., 1972, №9, с.95-108.
87. Леонтьев А.Н. Психология образа// Вестн. МГУ. Сер.14. Психология,
1979, №2.
88. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.- М., 1998,- 254 с.
89. Леоньев А.Н. Философия психологии.- М., 1994
90. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М.,
1984.
91. Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов.- М., 1974.
92. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975.
93. Лурия А.Р. Язык и сознание.- Ростов н/Д, 1998,- 416с.
94. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики се-мантических систем// Семантическая структура слова.- М., 1971.
95. Макаренко А.С. Собр. соч., М.: Правда,- 1971, т.4,- 574 с.
96. Маркова А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.
97. ia6en E., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, 6.23.
98. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.29.
99. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.3.
100. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.46, ч.1.
101. Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.4.

145
102. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование.- М., 1998,- 109 с.
103. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.- Москва - Воронеж, 1996,¬448 с.
104. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1996,- 416 с.
105. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 1999,- 144 с.
106. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л., 1960,- 224 с.
107. Мясищев В.Н. Психология отношений.- Москва - Воронеж, 1995.- 356 с.
108. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма.- Воронеж, 1995,- 304 с.
109. Натадзе Р.Г. Восприятие и установка// Познавательные процессы: ощу¬щение, восприятие.- М., 1982, с.80-88.
110. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодоиаг- ностика.- М., 1995,- 512 с.
111. Ii5aeea?a A.A. Naienoaa ёё^ипбё ё oeene5iaaiiay 6noaiiaea// Aii5. mёбiё., 1983, i 5, п.130-136.
112. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое програм-мирование.- Челябинск, 1997,- 256 с.
113. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, про-екции, практика.- М., 1995.
114. Павлов И.П. Мозг и психика.- Москва - Воронеж, 1996,- 320 с.
115. Iaioa5ia A.I. Eёannёбёёaбёy б61ёбёё ^aёiaaёa ё£ё n6aйaё6a iauaiey// Шёбiё. ж65н., 1987, i 4, п.51-60.
116. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция раз¬вития индивидуальности в диалоге культур.- Липецк, 1998,- 159 с.
117. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говоре¬нию.- М., 1991,- 223 с.
118. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и механизмы мозга.- М., 1964.
119. Перлз Ф. Внутри и снаружи помойного ведра.- Прагма, 1993.
120. Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа// Восприятие и деятельность.- Алма-Ата, 1976.
121. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие.- М., 1997,- 400с.
122. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направле¬ний оказания психологической помощи// Введение в практическую соци¬альную психологию. Учебное пособие. - 2-е испр. изд. М.: Смысл, 1996. - 373 с.
123. Ia65ia^ay Ё.А., Nlёaaёianёay A.N. Aimё6a^ёa ё£ё iaйa^ёa-aёaёia// Aii5. mёбiё., 1983, i 2, п.85-89.

146
124. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М., 1998, 528с.
125. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавателя.- М., 1999, 212с.
126. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.
127. Портных В.Я. Методика обеспечения воспитательной работы в учебной группе.- М., 1990, 111с.
128. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.- М., 1995.
129. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994, 480 с.
130. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений.- М., 1957.
131. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.
132. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1940.
133. Рубинштейн С.Л. Психология и педагогика (о путях психологического исследования)// Советская педагогика, 1941, № 7-8.
134. Руденко И.Л. Стиль общения и его детерминанты. Дисс. ... канд. психол. наук.- М., 1988.
135. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы пси-хоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995. - 194 с.
136. Сарджвеладзе Н.И. Структура и динамика межличностных и внутрилич- ностных отношений. Дисс. ...докт. психол. наук.- Тбилиси, 1987.
137. Сарджвеладзе Н.И. Тренинг свободы и открытости// Психология с чело-веческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психоло¬гии.- М., 1997,- 336 с.
138. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм// Сумерки богов.- М., 1989.
139. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М., 1992.
140. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипно¬за).- М., 1994,- 336с.
141. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.
142. Сёрль Дж. Природа интенциональных состояний// Философия, логика, язык.- М., 1987,- с.96-126.
143. Сёрль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых ак¬тов// Новое в зарубежной лингвистике, вып. 18, 1986, с.242-263.
144. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М., 1995, 188с.
145. Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности экстер- нальности-интернальности в тексте// Вопр. психол., 1990, №1, с.140-146.
146. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения// Журн. высш. нервн. деят., 1993, т.43, вып.2, с. 228-231.

147
147. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии// Журн. высш. нервн. деят., 1996, т.46, вып.2, с.229-240.
148. Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных рас-стройств// Вопр. психол., 1995, №2.
149. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М., 1995,- 360 с.
150. Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания.- Л., 1986.
151. Спиркин А.Г. Взаимодействие// Б.С.Э.- М., 1971, т. 5,- с.7
152. Станкевич Г. Л. О диалогической природе психотерапевтических измене-ний// Моск. психотер. журн., 1999, №2, с.24-47.
153. Станкевич Г. Л. Развивающий учебный диалог в профессиональной под-готовке учителя (психологический аспект). - Автореферат ... канд. пси¬хол. наук.- М., 1997.
154. Станкевич Г. Л., Станкевич Н.Г. Диалог как основа развития и коррекции личности в концепции коммуникативного обучения иноязычной культу¬ре// в сб. ст. Коммуникативное обучение иноязычной культуре. - Липецк, 1994, с. 153-165.
155. Станкевич Н.Г. Психологический анализ взаимосвязи самоотношения учителя и его отношения к ученику. Автореферат ... канд. психол. наук.- М., 1997.
156. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания.- М., 1975.
157. Степанов Ю.С. Семиотическая структура языка (три функции и три фор-мальных аппарата языка)// Известия АН СССР. ОЛЯ, т.32, вып. 4, 1973.
158. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития.- Екатерин¬бург, 1998,- 528 с.
159. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- Тбилиси, 1966.
160. Уорф Б. Наука и языкознание// Новое в лингвистике. Вып. 1.- М., 1960.
161. Ухтомский А.А. Доминанта.- М., 1966.
162. Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа// Психол. журн., 1989, №1.
163. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении.- М., 1989.
164. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.1. Расширяющаяся вселенная абсолюта.- Новосибирск, 1995,- 400с.
165. Филмор Ч. Дело о падеже// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.10.- М., 1981.
166. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.- М., 1991.
167. Франкл В. Доктор и душа.- СПб., 1997.
168. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руко-водство по репертуарным личностным методикам.- М., 1987,- 236с.
169. Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет, т.1.- Тбилиси, 1991.

148
170. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений.- М., 1990,¬448с.
171. Фрумкина Р.М., Василевич А.П., Добрович А.Б., Герганов Е.Н. К про¬блеме вероятностной организации речевого поведения в норме и патоло¬гии.- М., 1970.
172. Фуко М. Воля к истине.- М., 1996, 448с.
173. Хараева Л. А. Психологический анализ способа решения коммуникатив¬ных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения. Ав- тореф. ... психол. наук, Тбилиси, 1982.
174. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследова¬ния и применение).- СПб., 1997,- 608 с.
175. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта// Моск. психотер. журн., 1992, N2, с.5-40.
176.Чейф У. Типология предикатов// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.10.- М., 1981.
177. Черепанова И. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного.- М.,
1996.
178. Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку// Вопр. психол., 1987, №3.
179.Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьни¬ков: организация и управление.- М., 1987.
180. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. Учебное пособие.- М., 1995, 304с.
181. Шахнарович А.М. Поблемы психолингвистики.- М., 1987.
182. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.,
1998, - 512с.
183. Шеляховская Н.К., Дацюк Т.Н. О проявлении и развитии математическо¬го мышления младших школьников// Резервы познавательной деятельно¬сти учащихся и развивающее обучение. Межв. сб. трудов.- М., 1990, с.76-
86.
184. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 1973.
185. Шмелев А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семан-тического дифференциала// Вестн. МГУ. Серия 14. Психология, 1982,
№2.
186. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- Москва - Во¬ронеж, 1995,- 416с.
187. Эльконин Д.Б., Эльконинова Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действия// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1993, №2.
188. Энгельс Ф. Диалектика природы. - ОГИЗ, Госполитиздат, М., 1946, 338с.
189. Эриксон М. Гипноз. В 3-х томах.- Харьков, 1994,- т.1,- 271с.

149
190. Эткинд А.М. Цветовой тест и его применение в исследовании больных неврозами// Социально-психологические исследования в психоневроло-гии.- Л., 1980.
191. Юдин Э.Г. Связь// Б.С.Э.- М., 1976, т. 23,- с.93.
192. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1978.
193. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени, т.51.- М., 1996.
194. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996, 95с.
195. Якобсон Р. Язык и бессознательное.- М., 1996,- 248с.
196. Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности// Вопр. психол., 1982, №6.
197. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века.- М., 1996,- 416с.
198. Adler A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. New York: Basic Books.
199. Allport G. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rine¬hart and Winston.
200. Argyle M. (1973). The psychology of interpersonal behaviour. Harmonds- worth: Penguin Books.
201. Atkinson J.M. and Heritage J. (1984). Structures of social action (studies in conversation analysis). Cambridge: Cambridge University Press.
202. Bales R.F., Cohen S.P., Williamson S.A. (1979) SYMLOG: A system for the multiple level observation of groups. N.Y.: Free Press.
203. Bandura A. (1989). Human agency in social-cognitive theory. American Psy-chologist, 44, 1175-1184.
204. Berger A.A. (1991). Media research techniques. London: Sage Publications.
205. Cattell R.B. (1965). The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books.
206. Daniels M. (1982). The myth of self-actualization. Journal of Humanistic Psy-chology, 28, 7-38.
207. Darby J. (1989). Speech evaluation in psychiatry. New York: Grune & Stratton.
208. Erikson E.H. (1968). Identity: Youth and crisis. New York: Norton.
rd
209. Eysenck H.J. (1970). The structure of human personality (3 ed.). London: Methuen.
210. Freud S. (1961). The ego and the id. In Standard edition (Vol. 19). London: Hogarth.
211. Fromm E. (1956). Escape from freedom. New York: Avon.
212. Fromm E. (1973). The anatomy of human destructiveness. New York: Holt, Rinehart and Winston.

150
213. Gilman A., Brown R. (1966). Emerson and Thoreau: Personality Style in con-cord// Simon M., Parsons. The legacy of trancendentalism. Ann Arbor: Univ. of Michigan, p. 87-122.
214. Hamilton G. (1987) Self and Others: Object relations theory. Northvale: Jason Aronson.
215. Horney K. (1950). Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton.
216. Jung, C.G. (1971). Psychological types. In The collected works of C.G.Jung (Vol. 6). Princeton, NJ: Princeton University Press. URL://psy.ed.asu.edu/~horan/ced522readings/jung/types.htm
217. Kelly G. (1955). The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.
218. Kernberg O. (1980). Internal world and external reality: Object relations theory applied. New York: Jason Aronson.
219. Klein M. (1952). Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant. In The Developments in Psychoanalysis. London: The Hogarth Press.
220. Kohut H. (1977). The restoration of the self. New York: International University Press.
221. Labov W. (1977). Therapeutic discourse. New York, San Francisco, London.
222. Laffal J. (1965). Pathological and normal language. New York.
223. Lakoff G., Johnson M. (1980) Metaphors we live by. Chicago, London.
224. Lazarus A.A. (1989). The practice of multimodal therapy: systemic, compre-hensive and effective psychotherapy. Baltimore, MA: Johns Hopkins Univer¬sity Press.
225. Leary Т. (1957). Interpersonal diagnosis of personality. N.Y.
226. Mahler M.S., Pine F., & Bergman A. (1975). The psychological birth of the infant. New York: Basic Books.
227. Marks L. (1975). On colored-hearing synesthesia: cross-modal translations of sensory dimensions. Psychological Bull., 82, №3.
228. Maslow A. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row.
229. Mathiot M. (1983). Toward a meaning-based theory of face-to-face interac¬tion. International Journal of the Sociology of Language, 43, 5-56.
230. Miller (1971). Empirical methods of the study of semantics. Semantics. Cam-bridge.
231. Modell A.H., (1984). Psychoanalysis in a new context. New York: International University Press.
232. Nelson-Jones R. (1986). Toward a people-centered language of counselling psychology. The Australian Counselling Psychologist, 2, 18-23.
233. Osgood Ch. (1970). Interpersonal verbs and interpersonal behaviour. Studies in thought and language. Tucson. 133-226.

151
234. Osgood Ch. (1964). Semantic differential technique in comparative study of cultures. American Antropology, 66.
235. Rogers C.R. (1961). On becoming a person: A therapist’s view of psychother¬apy. Boston: Houghton Mifflin.
236. Rotter D. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 80 (entire No. 609).
237. Sanders G., Tomm K. (1989). A sybernetic-systemic approach to problems in sexual functioning. In Intimate environments: sex, intimacy, and gender in families. The Guilford Press.
238. Shostrom E.L. (1975). Personal orientation dimensions. San Diego, CA: Ed¬ITS Publishers.
239. Skinner B.F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.
240. Skrebnev Y.M. (1994). Fundamentals of English stylistics. Moscow:
Vysshaya shkola.
241. Spoerri Th. (1964). Sprachphanomene und Psychose. Basel - New York.
242. Weinrich H. (1977). Tempus, 3 Aufl., Stuttgart.
243. Winnicott D.W. (1965). The maturational processes and the facilitating environment. London.
244. Zito G.V. (1975) Methology and meanings: Varieties of sociological inquiry. New York: Praeger.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ