Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (на примере наемных работников и предпринимателей)(19.00.05 )

Работа №3985

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы150стр.
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы исследования экономических представлений 12
1.1. Определение и характеристика экономического сознания в отечественной экономической психологии 13
1.2. Особенности обыденного уровня экономического сознания 19
1.3. Имплицитные представления о субъектах экономических отношений.ЗО
1.4. Социально-психологические особенности субъектов экономических
отношений 39
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Разработка социально-психологического исследования обыденного экономического сознания наемных работников и предпринимателей 53
2.1. Методологические основы исследования обыденного экономического сознания 53
2.2. Организация и проведение эмпирического исследования категориальной структуры обыденного экономического сознания 59
2.3. Особенности анализа результатов исследования обыденного
экономического сознания 66
Выводы по второй главе 75
Глава 3. Определение и обоснование социально-психологических особенностей содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания наемных работников и предпринимателей 78
3.1. Выявление и анализ социально-психологических типов обыденного экономического сознания 78
3.2. Обоснование социально-психологических особенностей имплицитных представлений о субъектах экономических отношений для выделенных типов респондентов 85
3.3. Особенности имплицитных представлений о субъектах экономических
отношений в контексте экономической адаптации личности 101
Выводы по третьей главе 105
Заключение 108
Список использованной литературы 112
Приложения. 128
2



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социально-экономические изменения, начавшиеся в России в 90х годах XX века, затронули не только собственно систему экономических отношений, но и психологию людей, так или иначе вступающих в эти отношения. Трансформация интенсивности и характера хозяйственной деятельности в историческом процессе повлекла за собой появление новой психологии (нового сознания), в котором экономический аспект сознания занимает относительно самостоятельное место.
Переход от экономики командно-административного типа к рыночной экономике поставил перед людьми принципиально иные задачи, связанные с их адаптацией в новой социально-экономической среде. Экономические роли, стратегии поведения, которые были социально одобряемы в социалистической системе, в рыночной перестали работать. Вместе с тем появилось множество новых экономических ролей и стратегий. Возникли новые формы экономической деятельности (в частности, предпринимательство и многоуровневый маркетинг).
В связи с этим особую актуальность приобрело специальное изучение особенностей экономического сознания людей. Экономическое сознание интересует нас как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно, будучи опосредованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социально¬го и экономического поведения. Будучи подструктурой общественного созна¬ния, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры (нравственные, исторические, политические, правовые и др.). И именно в сфере экономического сознания часто скрываются истоки экономического поведения населения, отдельных его групп и представителей.
Анализ работ по проблеме исследования экономического сознания показывает, что, с одной стороны, исследования проводятся в сфере изучения динамики обыденных экономических представлений под влиянием изменяю¬' 3

щихся экономических условий [Дейнека, 1999; Журавлев, 1999, 2002; Журавлева, 2002; Позняков, 2001, 2002, Посыпанов, 2000 и др.]. С другой стороны, ведется работа по построению разного рода типологий экономического сознания в соответствии с отношением людей к экономическим реформам ^ [Докторов, 1992; Нечаева, 1992; Митина, Петренко, 1997 и др.].
Вместе с тем, возникает необходимость исследования не только экономических представлений и установок, которые возникают и изменяются под влиянием происходящих социально-экономических реформ, но и устойчивых категорий современного экономического сознания. Важно также построение на этой основе типологии экономического сознания не только в соответствии с отношением респондентов к экономическим изменениям, но и в соответствии с их социально-экономическими характеристиками, в частности типом экономической деятельности. Решение данной проблемы позволяет выявить устойчивые характеристики обыденного экономического сознания для разных групп субъектов экономических отношений.
Еще одно направление исследований связано с решением проблемы детерминированности и взаимовлияния социально-психологических и социально-экономических факторов [Журавлев, 1999; Заславская, 1991; Нечаева, 1992 и др.]. Как показано в работах, эти два фактора взаимодействуют и влияют друг на друга по-разному, и здесь, в качестве отдельной исследовательской проблемы, возникает вопрос взаимного влияния особенностей категориальной структуры экономического сознания и типа экономической деятельности наемных работников и предпринимателей. Решение этой проблемы приобретает особую важность в контексте повышения социально-экономической адаптивности населения, поиска в психологических особенностях тех или иных субъектов экономических отношений ресурсов для повышения их социально-психологической адекватности в изменяющихся экономических условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сделать следующие основные теоретические выводы:
1. Теоретический анализ определения и характеристик экономического сознания показывает, что экономическое сознание в обобщенном виде пони-мается как содержание и продукт отражения человеком экономических от-ношений, выступающие в виде системы представлений человека об экономи¬ке как фрагменте социальной реальности и сфере человеческой деятельности. Экономическое сознание рассматривается как сложное образование, в составе которого выделяется когнитивный компонент, выступающий в виде представлений, идей, взглядов, стереотипов и т.д.; аффективный компонент, выражающийся через отношение человека к фактам и явлениям экономической жизни, существующий в виде оценок, настроений, эмоций; поведенческий компонент, в виде норм и стратегий экономического поведения и деятельности людей.
2. Для процесса формирования обыденных представлений об экономике характерны те специфические черты, которые имеет обыденное сознание в целом: игнорирование законов логики, отказ от научной информации. Сами представления носят социальный характер, проявляясь в форме общих для данной социальной группы убеждений, взглядов, знаний, будучи сформированы скорее как мифологические, нежели научные понятия.
3. Составляющей категориальной структуры обыденного экономического сознания выступают имплицитные представления о субъектах экономических отношений. Под имплицитными представлениями о субъектах экономических отношений понимается не весь спектр социальных (обыденных) представлений, а только те из них, которые носят неявный характер и имеют личностное значение для человека, выступая опорой для его экономического поведения.
4. Эмпирически получены три типа категориальной структуры обыденного экономического сознания - «Предпринимательский» тип, тип «Наемные работники» и «Смешанный тип». Вместе с тем, выявлено, что полученные типы не имеют жесткой детерминации с типом экономической деятельности (наемные работники, предприниматели, занятые в сетевом маркетинге). Со¬ответственно испытуемые, по характеристикам содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания попадающие, например, в «Предпринимательский» тип, по типу экономической деятельности могут принадлежать группе «Наемные работники».
5. В процессе выявления типов категориальной структуры обыденного экономического сознания субъектов экономических отношений, было обнаружено, что полученная типология объясняет не более 40% выборки, при этом более 25 % испытуемых представлены в первом типе. Это позволяет сделать вывод о том, что в целом категориальная структура обыденного экономического сознания большинства испытуемых отличается диффузностью, размытостью, не позволяет выделить какие-то определенные типологии. Вместе с тем, для людей ориентированных «предпринимательски», категориальная структура отличается наибольшей четкостью.
5. В содержании имплицитных представлений о субъектах экономической деятельности могут быть выделены общие устойчивые представления, которые носят оценочный характер, и характерны для всех выделенных групп испытуемых. Выявлены основные измерения, характеризующие категориальную структуру обыденного экономического сознания испытуемых: первое измерение «Экономическая независимость - Экономическая зависимость», носящее оценочный характер и ориентированное на оценку экономического статуса и положения субъекта экономических отношений; второе измерение «Родственные отношения - Денежные отношения» в большей степени ориентированное на оценку характера самих экономических отношений, выраженности их «рыночного» или «семейного» полюса.
6. Существуют имплицитные представления о субъектах экономических отношений, содержание которых связано с типом экономической деятельности испытуемых - это представления о себе как субъекте экономических отношений. Основное различие для разных типов категориальной структуры обыденного экономического сознания заключается в расположении позиций «Вы», а также «Вы три года назад», «Вы через три года» относительно измерения «Экономическая независимость - Экономическая зависимость». Для «Предпринимательского типа» позиция «Вы» расположена ближе к полюсу «Экономической независимости», для «Наемных работников» эта позиция расположена ближе к полюсу «Экономической зависимости», для «Смешанного типа» - нейтральна по отношению к этому измерению.
7. Наряду с устойчивыми паттернами, характеризующими полученные измерения, и получаемыми вне зависимости от использованного способа счета, было выявлено три позиции, которые меняли свое положения при изменении используемой метрики и количества вращаемых факторов. Это позиции «Покупатель», «Кто-то из ваших знакомых, занимающийся многоуровневым маркетингом» («Дистрибьютор») и «Человек, которого вы считаете непорядочным» («Непорядочный»). Это возможно, во-первых, потому что специфические особенности каждого из способов счета не дают возможность точно определить место данных объектов шкалирования в пространстве вы-деленных измерений. Во-вторых, данные объекты шкалирования имеют не¬четкое позиционирование в категориальной структуре сознания испытуемых, и разные способы счета демонстрируют это.
Практические рекомендации.
1. Результаты, полученные в исследовании, могут использоваться при чтении лекций по проблемам экономической психологии, проблемам восприятия субъектов экономических отношений в экономической сфере, особенностям формирования экономических представлений.
2. Программы, ориентированные на повышение экономической адаптации разных слоев населения должны быть направлены, в том числе, и на прояснение обыденных экономических представлений, повышение адекватности картины экономической реальности людей, коррекционную работу с их экономическим самосознанием и представлением о себе как субъекте экономических отношений.
3. Перспективным направлением исследований по заявленной проблематике выступает исследование и сравнительный анализ экономического самосознания личности для людей, различающихся по своим социально-экономическим характеристикам.
4. Апробированный в исследовании модифицированный вариант репертуарных решеток выступает в качестве инструмента, позволяющего выявить индивидуальные имплицитные представления о субъектах экономических отношений. Соответственно, перспективным направлением работы является дальнейшее развитие диагностических возможностей предложенного инструментария в целях индивидуальной работы с испытуемыми, направленной на выявление и коррекцию их экономических представлений.
in




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика,
1987. 191 с.
2. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Исследования личностных особен¬ностей и детерминант социальных представлений // Современная психо¬логия: Состояние и перспективы исследований. Часть 2. Общая и соци¬альная психология, психология личности, психофизиология, экономиче¬ская, организационная и политическая психология: Материалы юбилей¬ной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С.71-84
3. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная пси-хология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С.88-103
4. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк исто¬рии западной экономической мысли). - М.: Наука, 1993. 176 с.
5. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегемоны к психологической теории смысла. Самара: Издательский Дом «Бахрах - М». 2000. 336 с.
6. Айзенштат Р.Г. Об основных видах противоречия стимуляции и мотива¬ции работников в труде // Ежегодник РПО, т. 9, вып. 7. Психология и эко¬номика. Москва-Калуга: 2002, С. 99-101.
7. Актуальные проблемы экономической психологии. Сборник научных трудов. М.: АНХ при совете министров СССР, 1984. 157 с.
8. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психоло¬гика), т. 1. СПб.: «Издательство ДНК», 2000. 528 с.
112

9. Апенько С.Н., Мамаева В.Ю. Экономическая психология в системе соци-ально-трудовых отношений. Учебно-методическое пособие. Омск: Ом¬ский госуниверситет. 2002. 134 с.
10. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. Б. И. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
11. Артемьева Е.Ю Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 127 с.
12. Базарова F.T. Социально-психологические черты созидающего менедже- ра-предпринимателя. // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А.Н Туполева, РПО. 2000
13. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом ли-берализме // Вопросы философии, 1999, № 4.
14. Баранова З.Я Креативность в деятельности служащих государственных учреждений // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, РПО. 2000.
15. Беккер Г.С. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата нобелев¬ской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник СПбГУ, 1993. Сер. 5. Вып. 3. С. 625-628.
16. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николло- Медиа, 2001, 302 с.
17. Белецкая Ю.С. Имплицитные теории организационных межличностных отношений. Дисс. канд. психол. наук. Тюмень: 2003.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимо-отношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат. 1992.400 с.
19. Богомякова И. Образ успешного предпринимателя г. Тюмени. Дипломная работа. Тюмень: ВПШ, ТГУ, 2001.
20. Брунер Дж. Психология познания за пределами непосредственной ин-формации. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
21. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.412 с.
из

22. Булатов А. К разработке интегративного курса экономической теории // Российский экономический журнал. 2000. №1.
23. Бункина М. К., Семенов В. А. Экономика и психология. На перекрестке наук: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. 400 с.
24. Бункина М. К., Семенов А. М. Экономический человек: в помощь изу¬чающим экономику, психологию, менеджмент. М.: Дело, 2000. 176 с.
25. Бутенко И.А. Ненавязчивый шарм постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 2.
26. Буякас Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей, культур¬ных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. 1997. №5.
27. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы эконо¬мики, 1994. № 6.
28. Вахитова 3.3., Доценко ЕЛ. Исследования структуры обыденного эконо-мического сознания. // Экономическая психология: актуальные теорети¬ческие и ирикладыне проблемы: Материалы второй международной на¬учно-практической конференции г. Иркутск, 28 июня 2001 г. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001г. С. 102-106.
29. Вахитова 3.3. Психологическое пространство частной собственности. // «Психология созидания». Т.7, вып. 1. Казань: 2000 г.
30. Вахитова 3.3. К проблеме определения структуры и функций обыденного экономического сознания. // Ежегодник РПО, т. 9, вып. 7. Психология и экономика. — Москва-Калуга: 2002, С. 18-19.
31. Вахитова 3. 3. Коммуникативные основы экономических отношений. // Психология и экономика. Труды 1-й Всероссийской конференции по эко-номической психологии. Москва-Калуга: 2000, с.
32. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
33. Вилков И. О. Философия богатства. Тюмень: Издательство ТюмГУ. 2000. 248 с.
114

34. Владимирский Е. А. Об экономических законах, формах производства и парадигме общественного развития // Экономическая психология на по¬роге XX века. М.: Юристъ, 1998.
35. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: 1982, т.1.
36. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. JL: 1984.
37. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в тео¬рии А.Н. Леонтьева// Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1979. № 4.
38. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические про-блемы. СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. 240 с.
39. Дейнека О.С. Экономическая психология. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 160 с.
40. Диттмар X. Экономические представления подростков // Иностранная психология, 1997, № 9.
41. Докторов Б.З. К построению типологии экономического сознания: анализ пройденного пути // в кн. Теоретико-эмпирическое изучение экономиче¬ского сознания на пути к его типологизации. М.: Институт социологии РАН, 1992. С.6-30.
42. Долгов С. Экономическая психология и экономическая информация // РЭЖ. 1999. №1.
43. Дорохина Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследования методом «устной истории» // Вопросы экономики. 1994. № 6.
44. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тю¬мень, ТОГИРРО, 1998 г. - 202 с.
45. Доценко Е.Л. Место имплицитных теорий в образе мира // Вузовская нау¬ка начала XXI века: гуманитарный вектор. Материалы I Всерос. науч. заочн. конф., Екатеринбург, апрель-май 2002 г. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 153-156.
46. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.
115

47. Доценко E.JI. Семантический подход к межличностному общению. Дисс. докт. психол. наук. М.: 2000.
48. Драченко В.И. К вопросу о внутренних психологических причинах эко-номической деятельности людей. Норильск: Норил. индустр. ин-т 1993.
13 с.
49. Дробышева Т.В. Изменение субъективной семантики социально-экономических понятий у детей в условиях обучения основам экономиче¬ских знаний // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999
50. Дулина Г.С. Система ценностей предпринимателей // Психология и эко-номика, т.9, вып. 7. Москва - Калуга; 2002.
51. Ермилова Е.А. Методология М. Вебера как способ анализа русского эко-номического сознания // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Но-восибирск: 2000, С. 78-86.
52. Журавлев A.JI. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // в кн. Социальная психология экономического поведения. М.: Наука. 1999. С. 30-36.
53. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Динамика экономического сознания российских предпринимателей в 90-е годы XX века // в кн. Современные проблемы психологии управления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.-С. 122-143.
54. Журавлев Л.В. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал, 1998, Т. 19, № 3.
55. Жюльен Ф.Трактат об эффективности. М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга. 1999.
56. Заславская Т.И. Экономика сквозь призму социологии // ЭКО, 1985, № 7.
57. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Ново-сибирск: «Наука», 1991.
58. Захарова А.Н. Современные тенденции развития экономической психоло¬гии: Конспект лекций. Чебоксары: Чувашский ун-т, 2002. 44 с. '
116

59. Захарова А.Н. Экономическое поведение предпринимателей как предмет социально-психологического исследования // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, РПО. 2000
60. Захарова Л.Н. Собственность как ценность и ценность собственности: Монография. - Тюмень: изд-во ТГУ, 1997. 136 с.
61. Емельянова Т.Г. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал, 2001, т. 22, № 6, С. 39-47.
62. Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Издательский центр «Академия», ИП РАН, 1996. 76 с.
63. Ивлиев Ю. О методе математического моделирования структуры субъек-тивных отношений. //Психологический журнал, том 8, №5, 1986, с.137-
140. .
64. Измаилов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цвето¬вого зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 205 с.
65. Ильин В.И. Поведение потребителей. М; Питер, 2000 (электронный вари¬ант: http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/cb/books3.htm)
66. Иноземцев B.JI. К теории постэкономической общественной формации: Научное издание. М.: Турус, Век, 1995.336 с.
67. Иноземцев B.JI. Понятие творчества в современной экономической тео¬рии // Полис. 1992. № 1/2.
68. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе в исто-рической ретроспективе // Вопросы философии. 2000. №12.
69. .Келли А. Дж. Теория личности. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
70. Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987 . 303 с.
71. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
72. Косов А.В. Мифологизация и ремифологизация как социальный феномен. Калуга: Манускрипт, 2001. 310 с.
117

73. Кудрявцева М.О. Драматургия попрошайничества: описание повседнев¬ной практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. №
3.
74. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобра-зующее лидерстов. М.: УЦ «Перспектива», 1997. 288 с.
75. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Пер. с фр. М.: Изд-во «Гнозис», 1995. 192 с.
76. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: «Пе-дагогика-Пресс», 1994.
77. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
78. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2.
79. Леонтьев А.Н. Психология образа. // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология». 1979. № 2.
80. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
81. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1990. № 3.
82. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смы¬словой реальности. М.: Смысл. 1999. 487 с.
83. Лившиц Р. Потребление и потребительство // Свободная мысль XXI века. 2001. №6.
84. Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной ин-формации, 1997. 688 с.
85. Лобок А. М. Другая математика // Школьные технологии. № 6. 1998.
86. Лобок А. М. Подсознательный Маркс или Евангелие, которое не состоя¬лось: книга-гипотеза. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изда¬тельство, 1993. 288 с.
87. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Изд-во «Наука», 1984 г.

88. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб», 2000. 704 с.
89. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, зав¬тра. // Иностранная психология. 1997 г. № 9.
90. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: 1979
91. Люди и деньги / Под общ. ред. В.В. Новикова, С.И. Ериной в 2х т.т. Яро-славль: Ярославский ун-т им. П.Г. Демидова, 1999. 306 с.
92. Магомед-Эминов, Трехфакторная модель когнитивной структуры моти¬вации достижения // Вестник МГУ. сер 14 «Психология». 1984. №1.
93. Макконел Кэмбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992.
94. Малахов С. В. Деньги и экономическая психология // Деньги и кредит. 1989. №4.
95. Малахов С.В. Интраэкономическая модель экономического поведения и «иллюзия прибыльности» // Психологический журнал, том 12. № 4. 1991.
96. Малахов С. В. Основы экономической психологии. Учебное пособие. М. 1992.
97. Малахов С.В. «Экономический человек и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психологический жур¬нал. 1999. № 6. том 11.
98. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 6. М.: По-литиздат, 1985. 574 с.
99. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль,
1998.
100. Мелешко А.В. Субъективная психосемантика депрессивных состояний бизнесменов. М.: Институт молодежи, 1999. 30 с.
101. Миронов М.Е. Обыденное сознание и современность (философский анализ). М.: Издательский центр «Ветеран отчизны», «Мегаполис», «Рас-свет», 2002. 264 с.
102. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 169 с.
119

103. Митина О.В., Петренко В.Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. М.: Изд-во МГУ, 1997. 214 с.
104. Митина О.В., Петренко В.Ф. Топология и метрика в психосемантиче¬ских моделях сознания // 2000.
105. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и пси-хотерапии», 1998. 560 с
106. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Пси-хологический журнал. 1994. №1.
107. Муравьев А. И. Заметки к теории экономической психологии. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. 146 с.
108. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практи¬ческой психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
109. Насонова Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М.: Изд-во «ЗНАК», 1997. 312 с.
110. Нечаева Н.А. Теоретико-эмпирическое изучение экономического соз¬нания: априорное обоснование типологии. // в кн. Теоретико¬эмпирическое изучение экономического сознания на пути к его типологи- зации. М.: Институт социологии РАН, 1992. С. 31-46.
111. Новикова Е.Ю. Философские основания экономических мотивов лич¬ности. Автореф. дисс. на соискание степени доктора философ, наук. М.: 1995
112. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов. М.: Издатель¬ская группа «НОРМА», ИНФРА-М, 1999. 572 с.
113. О некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психологический журнал. 1993. № 1.
114. Образ жизни и состояние массового сознания М.: Ин-т социологии РАН, 1992.
115. Орлов В.Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи: Мо-нография. Тюмень - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2001. 342 с.
120

116. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 382 с.
117. Основы экономической психологии. Учебное пособие / под ред. В. М. Соколинского. М.: ФА, 1999. 132 с.
118. Первая встреча экономических психологов в Москве. // Психологиче¬ский журнал. 1994. №1.
119. Перекрест В.Т. Нелинейный типологический анализ социально-экономической информации (математические и вычислительные методы). Л.: Наука, 1983. 176 с.
120. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: иссле-дование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.
121. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 400 с.
122. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1988. 177 с.
123. Петренко Т.В. Проблема моделей рационального экономического по-ведения человека // Вторые Иллиадиевские чтения. Курск: Изд-во КГПУ,
1999.
124. Петренко Т.В. Экономическая культура в контексте познания // Вторые Иллиадиевские чтения. Курск: Изд-во КГПУ, 1999.
125. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
126. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1984. № 4.
127. Петухов В.В. О сравнительном описании качественно разных видов мышления // Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1990. № 3.
128. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность рос-сийских предпринимателей. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2001.240 с.
121

129. Позняков В.П. Психологические отношения в условиях изменения форм собственности. М.: ИПРАН, Лаборатория социальной и экономиче¬ской психологии. 2002.
130. Погребняк А. А. Неоклассический канон экономической рационально¬сти: идея критики // Экономическая психология на пороге XX века. М.: Юристъ, 1998.
131. Полякова Н.В. Экономическое поведение. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. 236 с.
132. Попов В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи. - М.: Молодая гвардия. 1986. 288 с.
133. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981. 239 с.
134. Посыпанов О.Г. Экономическая психология субъекта // Психология и экономика. Москва - Калуга, 2000.
135. Потапов В.В. Модификации теории «полезности». М.: «Мысль». 1984. 134 с.
136. Проблема ценности в философии. М.: Наука, 1966.
137. Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психоло- гов-практиков. Дисс. канд. психол. наук. Тюмень, 2001.
138. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия или женщины в настоящее время. М.: Республика, 1998. 367 с.
139. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Изд-во «Инсти¬тут практической психологии», Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
140. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 512 с.
141. Психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: 1990.

142. Психология и марксизм // Психологический журнал. 1993. №1.
143. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в начале 1990х годов) / Под общей ред. Бодрова А.М. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. 175 с.
144. Психология сознания / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
145. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное посо¬бие. М.: АспектПресс, 1998. 368 с.
146. Рощин С.К. Общественно-политические процессы перестройки с пози¬ций социальной психологии // Психологический журнал. 1990. № 3.
147. Рузавин Г.И. Логика и интуиция при принятии решений // Полигнозис. 2001. №2.
148. Русская философия собственности (XVII - XX вв.). СПб.: СП «Гаиза». 1993.512 с.
149. Самохвалова В.И. Мифы для массового человека // Полигнозис, 2001, №1.
150. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х томах. М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ,
1992.
151. Сиващенко Е.Н. Удовлетворенность работников производственной об-становкой в различных организационно экономических условиях // Со-временные проблемы психологии управления. М.: Изд-во «Институт пси-хологии РАН», 2002. С.275-290.
152. Слободский А.Л. Экономическое поведение: социально¬психологическое обоснование теоретической типологии: Препринт. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 46 с.
153. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. // Вестник Моск. ун-та, сер.
14 «Психология». 1981. №2.
154. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Пет-розаводск: Петраком, 1993.
123

155. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 1. Общая психология, психология труда и инженерная психология. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г.: М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 312 с.
156. Соколов Б.И. Научная парадигма и многообразие научной жизни // Экономическая психология на пороге XX века. М.: Юристъ, 1998.
157. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Учебник. М.: «Филинъ»; Мн.: «Беларуская навука», 2000 376 с.
158. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономическая социология: вопросы и от¬веты. Мн.: «Промпечать», 1999. 96 с.
159. Соколинский В.М. Психологические основы экономики: Учебное по¬собие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. 215 с.
160. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из-менений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 295 с.
161. Стельмашук М.Н. Содержание потребительских представлений в дет¬стве // Психология и экономика. Москва - Калуга, 2000.
162. Степнова J1.A. Изучение экономического сознания методом семантиче-ского дифференциала // Социс, 1993, № 4.
163. Сукиасян М.К. Особенности предпринимателей из числа армян // Пси-хология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, РПО. 2000.
164. Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В.М. Гальпери¬на. СПб.: Экономическая школа, 1993. 380 с.
165. Терехина А.Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986. 168 с.
166. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. 268 с.
167. Улыбин К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986. 239 с.
124

168. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл. 2001. 263с.
169. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998 г. 209 с.
170. Филинкова Е.Б., Позняков В.П. Программа исследования удовлетво-ренности предпринимательской деятельностью // Современные проблемы психологии управления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 144-165.
171. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологиче¬ский журнал. 1989 г. № I.
172. Фромм Э. Иметь или быть? М.: «Прогресс», 1986.
173. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск: «Наука», 1979.
174. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира// Вестн. Моек ун-та. Сер. 14 “Психология”. 1990.
175. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Дело» при уча¬стии Изд-ва «Catallaxy», 1992. 704 с
176. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 1988.
177. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М.: «Добросвет», 1997. 219 с.
178. Хубиев К. Еще раз об «экономике»: не сотвори себе кумира. // РЭЖ. 2000. №5-6. С. 12-18.
179. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: 1997. 201 с.
180. Шибанова Е.С., Хащенко В.А. Представления о богатом и бедном че¬ловеке в различных социально-экономических группах // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 2. Общая и социальная психология, психология личности, психофизиология, эконо¬мическая, организационная и политическая психология: Материалы юби-
125

лейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С.332-345.
181. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоре¬тико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. госуниверситета, 1983. 158 с.
182. Шрадер X. Экономическая антропология. СПб.: «Петербургское восто-коведение», 1999. 192 с.
183. Шрадер X., Тваровский А.В. Экономическая антропология: программа курса // Журнал социологии и экономической антропологии, 2000, № 1.
184. Экономическая психология. Под ред. И. В. Андреевой СПБ.: Питер,
2000. 512 с.
185. Экономическая психология в системе рыночных отношений. СПб.: Ин-ститут социально-экономических проблем РАН, 283 с.
186. Экономическая психология в структуре жизненных реалий / Под. ред. М.А. Винокурова, А.Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. 252 с.
187. Экономическая психология: ориентация на потребности производства // Психологический журнал. 1993. № 1.
188. Becker, Gary S. The economic approach to human behavior. Chicago- London, 1976.
189. Fumham, A. (1982a). Explanations for unemployment in Britain. European Journal of Social Psychology, 12, 335- 352.
190. Fumham, A. (1982b). Why are the poor always with us? Explanations for poverty in Britain. British Journal of Social Psychology, 21,311-322.
191. Fumham, A., and Lewis, A. (1986). The Economic Mind: The social psy¬chology of economic behaviour. Brighton: Wheatsheaf.
192. Livingstone, S., and Lunt, P. (1993). Savers and borrowers: Strategies of personal financial management. Human Relations, 46(8), 963-985.
193. Lunt, P. K. (1989). The perceived causal structure of unemployment. In Grunert and Olander (Eds.) Understanding Economic Behaviour. Kluwer: Am¬sterdam.
126

194. Lunt, P. К., and Livingstone, S. M. (1991). Psychological, social and eco¬nomic determinants of saving: comparing recurrent and total savings. Journal of Economic Psychology, 30, 309-323.
195. Leiser, D., Seven, G., and Roland-Levy, Ch. (1990). Children’s economic socialization: Summarizing the cross-cultural comparison of ten countries. Journal of Economic Psychology, 11(4), 467-468.
196. Markova I. Towards an epistemology of social representation // J. for the theory of social behavior, 1996, V 26, №2, p 177-196
197. W. Fred van Raaij. Postmodern consumption // J. of economic psychology.
1993. September № 3 vol. 14.
198. Robben, H.S.J.; Groenland, E.A.G. The future of economic psychology // J. of econ. psychology. Amsterdam, 1993. Vol. 14, N 3. P. 455-460.
127



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ