Социально - психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель-студент ВУЗа (19.00.05)
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ....9
1.1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 9
1.2. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 21
1.3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 28
1.3.1. Понятие конфликта 28
1.3.2. Подходы к изучению конфликта в социальной психологии 32
1.3.3. Виды конфликтов 36
1.3.4. Причины конфликтов 40
1.3.5. Структура конфликтов 45
1.3.6. Динамика конфликтов 50
1.3.7. Взаимодействие в конфликтной ситуации 58
1.3.8. Функции конфликтов 63
1.3.9. Особенности педагогических конфликтов 64
1.4. Выводы 76
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 77
2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 77
2.2. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ 85
2.3. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 87
2.4. ИРОВЕРКА МЕТОДИКИ НА НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ 88
2.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 92
2.5.1. Результаты исследования, полученные на первом этапе 92
2.5.2. Результаты исследования, полученные на втором jmane 102
2.6. Выводы 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
ЛИТЕРАТУРА 147
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ....9
1.1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 9
1.2. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 21
1.3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 28
1.3.1. Понятие конфликта 28
1.3.2. Подходы к изучению конфликта в социальной психологии 32
1.3.3. Виды конфликтов 36
1.3.4. Причины конфликтов 40
1.3.5. Структура конфликтов 45
1.3.6. Динамика конфликтов 50
1.3.7. Взаимодействие в конфликтной ситуации 58
1.3.8. Функции конфликтов 63
1.3.9. Особенности педагогических конфликтов 64
1.4. Выводы 76
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 77
2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 77
2.2. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ 85
2.3. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 87
2.4. ИРОВЕРКА МЕТОДИКИ НА НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ 88
2.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 92
2.5.1. Результаты исследования, полученные на первом этапе 92
2.5.2. Результаты исследования, полученные на втором jmane 102
2.6. Выводы 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
ЛИТЕРАТУРА 147
Введение
Любой человек на протяжении своей жизни не раз сталкивался с противоречиями, которые порой приобретали характер конфликта. Ноле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внутреннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, межгрупповые взаимодействия и отношения социальных слоев, классов, государств. Исходя из этого, конфликты изучаются на различных уровнях: психологическом, социальном, социально-психологическом.
В настоящее время существует большое количество работ посвященных межличностным конфликтам. В нашей стране исследованием межличностных и межгрупновых конфликтов занимались: Л.Я.Аицунов, Б.С.Алпшев, М.В.Афонькова,
В.М.Басова, Ф.М.Бородкин, М.В.Гришина, Г.В.Грызунова, А.И.Донцов, С.И.Грина.
A. А.Ершов, Б.П.Жизнсвский, В.И.Журавлева, В.Г.Казанская, К Л. Качалов,
Э.И.Киршбаум, И.М.Кичанова, Т.3.Козлова, Я.Л.Коломинский, II. М. Коряк, Р.Л.Кричевский, Н.В.Крогиус, А.АЛиханов, В.Ы.Лозовцева, Э. А. Орлова, JI.А.Петровская, 'Г.А.Полозова. М.М.Рыбакова, Е.А.Рыльская, Л.А.Ссмчук. JI.В.Симонова, Г.А.Соколова, В.А.Соснин, С.М.Сулейманова. JI.Б.Филонов,
B. А.Фокин, Ю.Я.Ханина, Т.А. Чистякова, В.Н.Шалепко, P.X.Шакуров, М.К.Шеляховская, М.М.Ященко, за рубежом М.Дойч, Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Томас и др.
Следует отмстить, что, несмотря на большое количество работ, в целом проблема межличностного конфликта изучена недостаточно. На сегодня нет общепринятого определения конфликта. Хотя в структуре конфликта можно выделить элементы, которые встречаются практически у всех авторов, нет однозначной трактовки их роли в межличностном конфликте. Отсутствует единое понимание динамики конфликта. Недостаточно ясно определена роль эмоций, возникающих в конфликте и сопровождающих его. Не полно освещены вопросы динамики восприятия сторонами друг друга в ходе конфликта и факторы, влияющие на это восприятие. Для западных исследователей характерно изучение «искусственных» конфликтов, созданных в лаборатории, а не реальных конфликтов в
4
коллективах. Отсюда сразу же возникает вопрос о практической применимости полученных результатов и т.д.
Кроме дефицита теоретических работ в настоящее время существует недостаток экспериментальных исследований по изучению межличностных конфликтов. Большинство работ, в которых изучаются реальные конфликты, посвящено конфликтам в производственных коллективах и лабораторных группах. Изучение конфликтных взаимоотношений между преподавателем и учеником рассматривается, как правило, только в средних школах и профтехучилищах [97, 105. 48, 99, 111, 92, 13 и др.]. В то время как исследований особенностей конфликта в ВУЗе между преподавателями и студентами практически пет [31J. Между тем, ла область образования обладает особой спецификой и ие всегда здесь применимы результаты, полученные в средней школе.
Об актуальности этой проблемы также свидетельствуют отчеты психологических служб в вузе. Гак, по данным психологической службы в Кемеровском университете, проблемам межличностных отношении студентов с преподавателями посвящается значительное число консультаций. По подавляющее большинство конфликтов проходит мимо психологических служб. В основной своей массе конфликты разрешаются самими участниками конфликта или с привлечением «третьей» стороны: кафедры, деканата и т.д. Па психологическую консультацию приходят лишь те студенты, у которых межличностный конфликт перерос в психологическую травму.
По другим данным, из 119 случаев обращения студентов Ленинградской консерватории к психологу в 29% случаях были связаны с конфликтами с педагогами [48, С.48 - 49].
Все эти данные свидетельствуют об очевидном противоречии между потребностями практики в способах и методах регулирования конфликтов в вузе и отсутствием в современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Данное противоречие порождает проблему, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы механизмы возникновения межличностного конфликта в диаде преподаватель - студент вуза.
5
Общая цель исследования заключается в изучении социально психологических механизмов возникновения межличностного конфликта между преподавателями и студентами вуза.
Объектом исследования является межличностный конфликт в диаде преподаватель и студент вуза.
Предметом исследования социально - психологические механизмы возникновения межличностного конфликта между преподавателями и студентами вуза.
Гинотеза исследования: Возникновение конфликтов в диаде преподаватель - студент определяется общими механизмами формирования межличностных отношений (далее по тексту: механизмы ФМО). Наиболее важные из них связаны с нарушением нормы взаимодействия («упорядочивание»), эмоциональным опосредованием взаимодействия, ответным отношением («бумеранг») и противодействием («содействие -противодействие»). Значимость утих механизмов ФМО меняется в зависимости от социально-ролевого, личностного и гендерного факторов.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в исследовании решались следующие задачи:
1. Выявить наиболее конфликтогенные действия каждой из сторон в диаде преподаватель студент.
2. Определить значимость различных механизмов ФМО в возникновении конфликта между преподавателем и студентом.
3. Изучить связь механизмов ФМО с социальной ролыо индивидов и гендерным фактором.
4. Выяснить особенности личностных качеств у конфликтного и неконфликтного преподавателя и студента и оценить их влияние на механизмы ФМО.
Методологической основой данного исследования явились социально - философские, социально - психологические и психологические концепции, раскрывающие феномен конфликта во всем его многообразии. Теоретической основой исследования стали концептуальные идеи, касающиеся социальных конфликтов: Р.Дарсндорфа, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Л.Козера, К.Маркса, Т.Парсонса, внутриличностных конфликтов: К.Левина, В.Н.Мясищева, В.С.Мерлина, С.Л.Рубинштейна, межличностных конфликтов А.Я. Анцупова, Ф.М.Бородкина,
6
Н.В.Гришиной, А.И.Донцова, Л.А.Ершова, М.М.Коряк, Т.А. Полозовой, JI.А.Петровской, К.Томаса и P.X.Шакурова. Межличностные конфликты в диаде преподаватель студент вуза мы рассматриваем как часть проблем межличностного общения и межличностных отношений. Для анализа конфликтов мы используем «политеистическую теорию межличностных отношений» P.X.Шакурова.
Методы исследования. Для получения экспериментальных данных использовались анкетирование, рейтинг, монографическое описание межличностных конфликтов их участниками и свидетелями, интервью, беседы, личностные тесты, изучение научной литературы. Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики.
Обоснованность выводов обеспечивалась подробным анализом проблемы при определении исходных теорстико-методологпчсскпх позиций, проверкой методов на надежность и валидность, использованием методов математической статистики. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 639 человек - преподавателей и студентов вузов г.Казапп.
Научная новизна. В работе показана возможность использования концептуального аппарата политеистической теории для описания и анализа м ежл и ч постных кои фл и кто в.
В диссертации описываются новые результаты, касающиеся процесса возникновения конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза. Выявлены ведущие социально - психологические механизмы ФМО в возникновении конфликта преподаватель - студент вуза. Изучено влияние на процесс возникновения межличностных конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза статусно - ролевого, гендерного факторов, ведущей установки на взаимодействий в конфликтной ситуации. Установлены различия личностных качеств у конфликтных и неконфликтных студентов и преподавателей.
Теоретическая значимость Результаты исследования вносят вклад в развитие политеистической теории межличностных отношений, становление новой отрасли знания - конфликтологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в пей результаты и выводы позволяют определить оптимальные формы и методы руководства учебной деятельностью студентов, разработать конкретные
7
рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов, в частности, по способам решения некоторых наиболее копфликтогенных ситуаций. Данные исследования могут быть включены в учебные курсы по социальной психологии, конфликтологии и психологии. Они дают также возможность разработать рекомендации по оптимизации взаимодействия преподавателя со студентами. Результаты исследования могут быть также использованы на курсах повышения квалификации преподавателей вузов. Некоторые итоги работы могут найти применение не только в процессе подготовки студентов в вузах, по и на всех уровнях системы непрерывного образования.
А п роба mi я работы. Результаты исследования докладывались на ряде республиканских, областных, международных научных и научно-практических конференций, начиная с 1998 г. Неоднократные сообщения по теме, в том числе развернутые, делались па научных семинарах кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наиболее часто конфликт в диаде преподаватель - студент вуза вызывается следующими действиями преподавателя: «необъективная оценка работы, придирчивость», «отказ поставить зачет или нужную оценку на экзамене» и «необоснованные обвинения и упреки». Студенты часто инициируют конфликт следующими действиями: «общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме», «нарушение правил поведения в общественных местах», «невыполнение заданий преподавателя».
2. Основными механизмами ФМО. участвующих в процессе возникновения конфликта в диаде преподаватель - студент вуза, являются «упорядочивание», «эмоциональное опосредование», «бумеранг», «содействие противодействие».
3. Вклад механизмов ФМО «бумеранг» и «содействие-противодействие» в возникновение конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза, во многом обусловлены статусно - ролевым фактором.
4. Социальная роль индивида влияет также на восприятие качеств конфликтного и неконфликтного оппонента. Преподаватели большое внимание уделяют качествам, связанным с социокультурными формами проявления человеческих отношений, а студенты с эмоциональными.
8
5. Наибольшие отличия конфликтный и неконфликтный преподаватель и студент имеют по качествам апеллирующим к механизму ФМО «бумеранг».
6. Значимость механизмов ФМО зависит от гендерного фактора. У студентов - юношей при оценке конфликтного преподавателя возрастает значение тех качеств, которые аппелируют к механизму ФМО «содействие-противодействие», а у девушек возрастает роль механизма ФМО «бумеранг».
Любой человек на протяжении своей жизни не раз сталкивался с противоречиями, которые порой приобретали характер конфликта. Ноле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внутреннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, межгрупповые взаимодействия и отношения социальных слоев, классов, государств. Исходя из этого, конфликты изучаются на различных уровнях: психологическом, социальном, социально-психологическом.
В настоящее время существует большое количество работ посвященных межличностным конфликтам. В нашей стране исследованием межличностных и межгрупновых конфликтов занимались: Л.Я.Аицунов, Б.С.Алпшев, М.В.Афонькова,
В.М.Басова, Ф.М.Бородкин, М.В.Гришина, Г.В.Грызунова, А.И.Донцов, С.И.Грина.
A. А.Ершов, Б.П.Жизнсвский, В.И.Журавлева, В.Г.Казанская, К Л. Качалов,
Э.И.Киршбаум, И.М.Кичанова, Т.3.Козлова, Я.Л.Коломинский, II. М. Коряк, Р.Л.Кричевский, Н.В.Крогиус, А.АЛиханов, В.Ы.Лозовцева, Э. А. Орлова, JI.А.Петровская, 'Г.А.Полозова. М.М.Рыбакова, Е.А.Рыльская, Л.А.Ссмчук. JI.В.Симонова, Г.А.Соколова, В.А.Соснин, С.М.Сулейманова. JI.Б.Филонов,
B. А.Фокин, Ю.Я.Ханина, Т.А. Чистякова, В.Н.Шалепко, P.X.Шакуров, М.К.Шеляховская, М.М.Ященко, за рубежом М.Дойч, Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Томас и др.
Следует отмстить, что, несмотря на большое количество работ, в целом проблема межличностного конфликта изучена недостаточно. На сегодня нет общепринятого определения конфликта. Хотя в структуре конфликта можно выделить элементы, которые встречаются практически у всех авторов, нет однозначной трактовки их роли в межличностном конфликте. Отсутствует единое понимание динамики конфликта. Недостаточно ясно определена роль эмоций, возникающих в конфликте и сопровождающих его. Не полно освещены вопросы динамики восприятия сторонами друг друга в ходе конфликта и факторы, влияющие на это восприятие. Для западных исследователей характерно изучение «искусственных» конфликтов, созданных в лаборатории, а не реальных конфликтов в
4
коллективах. Отсюда сразу же возникает вопрос о практической применимости полученных результатов и т.д.
Кроме дефицита теоретических работ в настоящее время существует недостаток экспериментальных исследований по изучению межличностных конфликтов. Большинство работ, в которых изучаются реальные конфликты, посвящено конфликтам в производственных коллективах и лабораторных группах. Изучение конфликтных взаимоотношений между преподавателем и учеником рассматривается, как правило, только в средних школах и профтехучилищах [97, 105. 48, 99, 111, 92, 13 и др.]. В то время как исследований особенностей конфликта в ВУЗе между преподавателями и студентами практически пет [31J. Между тем, ла область образования обладает особой спецификой и ие всегда здесь применимы результаты, полученные в средней школе.
Об актуальности этой проблемы также свидетельствуют отчеты психологических служб в вузе. Гак, по данным психологической службы в Кемеровском университете, проблемам межличностных отношении студентов с преподавателями посвящается значительное число консультаций. По подавляющее большинство конфликтов проходит мимо психологических служб. В основной своей массе конфликты разрешаются самими участниками конфликта или с привлечением «третьей» стороны: кафедры, деканата и т.д. Па психологическую консультацию приходят лишь те студенты, у которых межличностный конфликт перерос в психологическую травму.
По другим данным, из 119 случаев обращения студентов Ленинградской консерватории к психологу в 29% случаях были связаны с конфликтами с педагогами [48, С.48 - 49].
Все эти данные свидетельствуют об очевидном противоречии между потребностями практики в способах и методах регулирования конфликтов в вузе и отсутствием в современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Данное противоречие порождает проблему, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы механизмы возникновения межличностного конфликта в диаде преподаватель - студент вуза.
5
Общая цель исследования заключается в изучении социально психологических механизмов возникновения межличностного конфликта между преподавателями и студентами вуза.
Объектом исследования является межличностный конфликт в диаде преподаватель и студент вуза.
Предметом исследования социально - психологические механизмы возникновения межличностного конфликта между преподавателями и студентами вуза.
Гинотеза исследования: Возникновение конфликтов в диаде преподаватель - студент определяется общими механизмами формирования межличностных отношений (далее по тексту: механизмы ФМО). Наиболее важные из них связаны с нарушением нормы взаимодействия («упорядочивание»), эмоциональным опосредованием взаимодействия, ответным отношением («бумеранг») и противодействием («содействие -противодействие»). Значимость утих механизмов ФМО меняется в зависимости от социально-ролевого, личностного и гендерного факторов.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в исследовании решались следующие задачи:
1. Выявить наиболее конфликтогенные действия каждой из сторон в диаде преподаватель студент.
2. Определить значимость различных механизмов ФМО в возникновении конфликта между преподавателем и студентом.
3. Изучить связь механизмов ФМО с социальной ролыо индивидов и гендерным фактором.
4. Выяснить особенности личностных качеств у конфликтного и неконфликтного преподавателя и студента и оценить их влияние на механизмы ФМО.
Методологической основой данного исследования явились социально - философские, социально - психологические и психологические концепции, раскрывающие феномен конфликта во всем его многообразии. Теоретической основой исследования стали концептуальные идеи, касающиеся социальных конфликтов: Р.Дарсндорфа, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Л.Козера, К.Маркса, Т.Парсонса, внутриличностных конфликтов: К.Левина, В.Н.Мясищева, В.С.Мерлина, С.Л.Рубинштейна, межличностных конфликтов А.Я. Анцупова, Ф.М.Бородкина,
6
Н.В.Гришиной, А.И.Донцова, Л.А.Ершова, М.М.Коряк, Т.А. Полозовой, JI.А.Петровской, К.Томаса и P.X.Шакурова. Межличностные конфликты в диаде преподаватель студент вуза мы рассматриваем как часть проблем межличностного общения и межличностных отношений. Для анализа конфликтов мы используем «политеистическую теорию межличностных отношений» P.X.Шакурова.
Методы исследования. Для получения экспериментальных данных использовались анкетирование, рейтинг, монографическое описание межличностных конфликтов их участниками и свидетелями, интервью, беседы, личностные тесты, изучение научной литературы. Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики.
Обоснованность выводов обеспечивалась подробным анализом проблемы при определении исходных теорстико-методологпчсскпх позиций, проверкой методов на надежность и валидность, использованием методов математической статистики. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 639 человек - преподавателей и студентов вузов г.Казапп.
Научная новизна. В работе показана возможность использования концептуального аппарата политеистической теории для описания и анализа м ежл и ч постных кои фл и кто в.
В диссертации описываются новые результаты, касающиеся процесса возникновения конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза. Выявлены ведущие социально - психологические механизмы ФМО в возникновении конфликта преподаватель - студент вуза. Изучено влияние на процесс возникновения межличностных конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза статусно - ролевого, гендерного факторов, ведущей установки на взаимодействий в конфликтной ситуации. Установлены различия личностных качеств у конфликтных и неконфликтных студентов и преподавателей.
Теоретическая значимость Результаты исследования вносят вклад в развитие политеистической теории межличностных отношений, становление новой отрасли знания - конфликтологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в пей результаты и выводы позволяют определить оптимальные формы и методы руководства учебной деятельностью студентов, разработать конкретные
7
рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов, в частности, по способам решения некоторых наиболее копфликтогенных ситуаций. Данные исследования могут быть включены в учебные курсы по социальной психологии, конфликтологии и психологии. Они дают также возможность разработать рекомендации по оптимизации взаимодействия преподавателя со студентами. Результаты исследования могут быть также использованы на курсах повышения квалификации преподавателей вузов. Некоторые итоги работы могут найти применение не только в процессе подготовки студентов в вузах, по и на всех уровнях системы непрерывного образования.
А п роба mi я работы. Результаты исследования докладывались на ряде республиканских, областных, международных научных и научно-практических конференций, начиная с 1998 г. Неоднократные сообщения по теме, в том числе развернутые, делались па научных семинарах кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наиболее часто конфликт в диаде преподаватель - студент вуза вызывается следующими действиями преподавателя: «необъективная оценка работы, придирчивость», «отказ поставить зачет или нужную оценку на экзамене» и «необоснованные обвинения и упреки». Студенты часто инициируют конфликт следующими действиями: «общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме», «нарушение правил поведения в общественных местах», «невыполнение заданий преподавателя».
2. Основными механизмами ФМО. участвующих в процессе возникновения конфликта в диаде преподаватель - студент вуза, являются «упорядочивание», «эмоциональное опосредование», «бумеранг», «содействие противодействие».
3. Вклад механизмов ФМО «бумеранг» и «содействие-противодействие» в возникновение конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза, во многом обусловлены статусно - ролевым фактором.
4. Социальная роль индивида влияет также на восприятие качеств конфликтного и неконфликтного оппонента. Преподаватели большое внимание уделяют качествам, связанным с социокультурными формами проявления человеческих отношений, а студенты с эмоциональными.
8
5. Наибольшие отличия конфликтный и неконфликтный преподаватель и студент имеют по качествам апеллирующим к механизму ФМО «бумеранг».
6. Значимость механизмов ФМО зависит от гендерного фактора. У студентов - юношей при оценке конфликтного преподавателя возрастает значение тех качеств, которые аппелируют к механизму ФМО «содействие-противодействие», а у девушек возрастает роль механизма ФМО «бумеранг».
Заключение
Изучение конфликтов становится особенно актуальным в настоящее время. Социально - экономический кризис привел к возникновению новых противоречий, новых потенциальных источников конфликтов во всех системах современного общества. Не стала исключением и система высшего образования, где последствия экономического и духовного кризиса проявляются особенно отчетливо. Поэтому именно в данный момент педагогам как никогда необходимы работы, изучающие механизмы возникновения таких конфликтов и способы управления педагогическими конфликтами. Одной из попыток восполнить недостаток в таких работах явилась данное исследование.
Подводя итоги этой работы можно сделать следующие выводы. Проблема конфликта в настоящее время разрабатывается во многих науках. В настоящее время, благодаря очень интенсивным работам по исследованию межличностного конфликта, за достаточно короткий период сложилось несколько подходов к изучению конфликтов, разработана понятийная схема конфликта, выявлены элементы структуры конфликта, сложился общепринятый подход к функциям конфликта. Между тем, несмотря на большие успехи в данной области знания, здесь существует много нерешенных проблем.
Одна из главных проблем в исследовании конфликта заключается в том, что до сих пор нет общепризнанного определения межличностного конфликта. Зачастую исследователи пользуются определениями, заимствованными из социологии, которые описывают социальный конфликт. Такой подход приводит к игнорированию специфики межличностного конфликта. На данный момент не решена проблема динамики конфликта. Нет общепризнанных факторов или условий, которые обуславливают возникновение межличностного конфликта. Несмотря на то, что большинство исследователей считает, что эмоции играют важнейшую роль в возникновении, развитии и регулировании конфликта, изучению этого аспекта проблемы посвящено очень мало работ. Хотя в структуре конфликта можно выделить элементы, которые встречаются практически у всех авторов, трактовка этих компонентов весьма различна. Открыт вопрос о влиянии на выбор стиля взаимодействия в конфликтной ситуации личностных предпосылок и ситуативных факторов.
142
Говоря об изучении педагогических конфликтов, большинство авторов отмечает, что педагогическая деятельность конфликтна по своей природе. Однако на данный момент нельзя говорить о всестороннем изучении этого явления. Данные конфликты преимущественно изучаются в условиях школы, как правило, у учеников подросткового возраста. Весьма мало работ, посвященных изучению конфликтов в ССУЗ, и практически отсутствуют исследования, посвященные изучению конфликтов в вузе.
Все это свидетельствует о необходимости как теоретических, так и практических работ в этом направлении. Полученные эмпирические данные в нашем исследовании позволяют сделать следующие выводы:
Проблема конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза существует и весьма актуальна. Среди опрошенных (как преподавателей, так и студентов вуза) более чем у 1/3 был хотя бы один конфликт. Наиболее часто такие конфликты возникают из-за необъективной оценки работы, придирчивости преподавателя, отказа преподавателя поставить зачет или нужную оценку на экзамене, необоснованных обвинений и упреков преподавателя, пренебрежительного отношения к студентам преподавателя. Студенты часто инициируют конфликт следующими действиями: «общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме», «нарушение правил поведения в общественных местах», «невыполнение заданий преподавателя», «непосещение занятий».
Анализ конфликтов через механизмы ФМО позволил сделать следующие выводы. Номенклатура механизмов ФМО, которые участвуют в процессе возникновения конфликтов, у преподавателей и студентов одинаковая. Практически во всех конфликтах присутствуют механизмы «упорядочивание» и «эмоциональное опосредование». Реже встречаются «бумеранг», «содействие-противодействие» и «созвучие». Вклад механизмов ФМО «содействие-противодействие» и «бумеранг» в возникновение конфликта у преподавателей и студентов различен. У преподавателей, наряду с «бумерангом», большую роль играет «содействие-противодействие», а у студентов превалирует в основном «бумеранг». Преподаватели также большое внимание уделяют качествам, связанным с социокультурными формами проявления человеческих отношений, а студенты - с эмоциональными. Вклад механизмов ФМО в процесс возникновения конфликта у студентов вуза и у учащихся колледжа с
143
преподавателями одинаков, несмотря на присутствие различий в частоте возникновения конфликтогенных ситуаций. Значимость механизмов ФМО зависит от гендерного фактора. У студентов - юношей при оценке конфликтного преподавателя возрастает значение тех качеств, которые аппелируют к механизму ФМО «содействие-противодействие», а у девушек возрастает роль механизма ФМО «бумеранг». Существует влияние гендерного фактора на частоту возникновения межличностного конфликта. В однополых диадах такие конфликты возникают чаще, нежели в разнополых. К тому же мужчины чаще вступают в конфликт нежели женщины.
Кроме того, были получены данные о том, что студенты, у которых были конфликты с преподавателями и у которых таких конфликтов не было, не имеют достоверных различий в восприятии оппонентов и установках на выбор определенной стратегии поведения в конфликте. Таким образом, можно предположить, что вступление в конфликт в большей степени обусловлено возникновением ситуативной несовместимости, а не личностными свойствами одного из оппонентов. Наиболее распространенной установкой поведения в конфликтной ситуации у преподавателей и студентов является «компромисс». Существует статистически достоверная связь между «справедливым» разрешением конфликта и влиянием последствий конфликта на деятельность и межличностные отношения. Что свидетельствует о важности учета нормативных ожиданий сторон при разрешении конфликта.
На основе полученных данных можно сформулировать ряд рекомендаций по профилактике и предотвращению конфликтов. В первую очередь, необходимо отметить, что профилактика конфликтов должна носить комплексный, системный характер. Во-первых, необходимо по возможности максимально устранять объективные причины возникновения межличностных конфликтов, во-вторых, профилактика должна включать в себя ряд мер, направленных на конструктивное разрешение возникающих конфликтных ситуаций и, в-третьих, она должна быть направлена на снижение субъективных, личностных причин конфликтов. Рассмотрим эти направления более подробно.
Первое - это снижение объективных причин конфликтов. Как показывают результаты исследования, конфликт часто инициируется следующими действиями преподавателя: «необъективная оценка работы, придирчивость», «отказ поставить
144
зачет или нужную оценку на экзамене». Для предупреждения таких ситуаций педагогу важно заранее ознакомить учащихся о виде контроля и о критериях, согласно которым будет определяться уровень знаний учащихся. Другими словами, студент должен иметь как можно более четкое представление о том, какой уровень знаний необходим для получения той или иной оценки и мог самостоятельно определить свою подготовку. Кроме этого, необходимо использовать, как можно более объективные способы оценки знаний, одним из таких методов может стать тестирование. Для большей объективности такой тест может быть реализован в виде компьютерной программы, которая сама оценивала бы уровень подготовки ученика. Все эти рекомендации будут способствовать повышению объективности оценки и самооценки знаний студентов, что приведет к снижению возможностей нарушения нормативных ожиданий у студентов и тем самым будет способствовать снижению вероятности возникновения конфликта по этой причине.
Если рассматривать действия студентов, которые наиболее часто приводят к конфликтам, то для предотвращения таких ситуаций как «нарушение правил поведения в общественных местах», «невыполнение заданий преподавателя», «непосещение занятий» существуют нормативные документы, регламентирующие действия преподавателя и студента в таких ситуациях, с которыми необходимо ознакомить обе стороны. Кроме этого, для того, чтобы эти положения стали реальными нормами, частью вузовской культуры, важно, что бы их начали придерживаться преподаватели на всех кафедрах. *
Снижение числа конфликтных ситуаций будет способствовать снижению числа конфликтов, однако, как известно, полное избавление от конфликтных ситуаций невозможно, а значит, что конфликты будут. Поэтому становится важным конструктивное урегулирование этих конфликтов, это является весьма актуальной проблемой, особенно для педагогических конфликтов, т.к. очень большая доля таких конфликтов разрешается деструктивно. В этой связи важно включить в курсы повышения квалификации преподавателей и в учебную программу студентов такую дисциплину, как «конфликтология», где давались бы теоретические основы конфликтологии и основной упор был бы сделан на практические методы урегулирования педагогических конфликтов.
145
Широкие возможности в этом плане имеет социально - психологический тренинг (далее по тексту: СПТ), с помощью которого можно проводить обучение навыкам общения, развивать синзитивность, эмпатию, формировать и развивать навыки использования конструктивных стратегий поведения в конфликте, моделировать проблемные ситуации. В качестве примера можно взять психолого - педагогический тренинг проводимый, в ЦППКП вузов при КГТУ. В нем отрабатываются навыки активного слушания, элементы партнерского (субъект- субектного) общения, умение выходить из педагогически трудных ситуаций, эмпатия, сензитивность, развиваются навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Развитие навыков общения позитивно сказывается не только в области общения со студентами, но и на конфликтности человека в целом. СПТ позволяет также провести психокоррекцию его участников, дает возможность получить обратную связь о своем поведении в роли . педагога, что так необходимо для совершенствования педагогического мастерства, дает возможность скорректировать самооценку уровня педагогического общения, которая, как правило, завышена, позволяет обсудить педагогически трудные ситуации и обменяться опытом их разрешения. Результаты диссертационного исследования в данном случае могут служить ориентиром развития неконфликтных личностных качеств, базой конфликтных ситуаций для СПТ.
В силу того, что для деятельности преподавателя и студента характерно возникновение резких перегрузок, стрессов важно принять ряд мер, которые предотвратили бы деструктивные последствия этих явлений. Здесь можно порекомендовать обучение приемам саморегуляции студентов и преподавателей, созданию социально-психологических служб в вузах, кабинетов психологической разгрузки, в которых квалифицированные психологи смогли бы снять психологическое напряжение и стресс.
Кроме коррекции психологического состояния важно предусмотреть и возможность психокоррекции, где корректировались бы лица, обладающие конфликтогенными качествами. В качестве начального и конечного пунктов такой консультации можно предложить сравнение образа неконфликтного преподавателя или студента с реальными качествами клиента психоконсультации.
Естественно, мы не претендуем на полный охват проблемы конфликтов в вузе, в данной работе рассмотрены лишь некоторые проблемы, связанные с межличностной
146
конфликтностью. Сама по себе эта тема чрезвычайно обширная и многоаспектная. Все это оставляет богатые возможности для продолжения исследований в данном направлении.
Изучение конфликтов становится особенно актуальным в настоящее время. Социально - экономический кризис привел к возникновению новых противоречий, новых потенциальных источников конфликтов во всех системах современного общества. Не стала исключением и система высшего образования, где последствия экономического и духовного кризиса проявляются особенно отчетливо. Поэтому именно в данный момент педагогам как никогда необходимы работы, изучающие механизмы возникновения таких конфликтов и способы управления педагогическими конфликтами. Одной из попыток восполнить недостаток в таких работах явилась данное исследование.
Подводя итоги этой работы можно сделать следующие выводы. Проблема конфликта в настоящее время разрабатывается во многих науках. В настоящее время, благодаря очень интенсивным работам по исследованию межличностного конфликта, за достаточно короткий период сложилось несколько подходов к изучению конфликтов, разработана понятийная схема конфликта, выявлены элементы структуры конфликта, сложился общепринятый подход к функциям конфликта. Между тем, несмотря на большие успехи в данной области знания, здесь существует много нерешенных проблем.
Одна из главных проблем в исследовании конфликта заключается в том, что до сих пор нет общепризнанного определения межличностного конфликта. Зачастую исследователи пользуются определениями, заимствованными из социологии, которые описывают социальный конфликт. Такой подход приводит к игнорированию специфики межличностного конфликта. На данный момент не решена проблема динамики конфликта. Нет общепризнанных факторов или условий, которые обуславливают возникновение межличностного конфликта. Несмотря на то, что большинство исследователей считает, что эмоции играют важнейшую роль в возникновении, развитии и регулировании конфликта, изучению этого аспекта проблемы посвящено очень мало работ. Хотя в структуре конфликта можно выделить элементы, которые встречаются практически у всех авторов, трактовка этих компонентов весьма различна. Открыт вопрос о влиянии на выбор стиля взаимодействия в конфликтной ситуации личностных предпосылок и ситуативных факторов.
142
Говоря об изучении педагогических конфликтов, большинство авторов отмечает, что педагогическая деятельность конфликтна по своей природе. Однако на данный момент нельзя говорить о всестороннем изучении этого явления. Данные конфликты преимущественно изучаются в условиях школы, как правило, у учеников подросткового возраста. Весьма мало работ, посвященных изучению конфликтов в ССУЗ, и практически отсутствуют исследования, посвященные изучению конфликтов в вузе.
Все это свидетельствует о необходимости как теоретических, так и практических работ в этом направлении. Полученные эмпирические данные в нашем исследовании позволяют сделать следующие выводы:
Проблема конфликтов в диаде преподаватель - студент вуза существует и весьма актуальна. Среди опрошенных (как преподавателей, так и студентов вуза) более чем у 1/3 был хотя бы один конфликт. Наиболее часто такие конфликты возникают из-за необъективной оценки работы, придирчивости преподавателя, отказа преподавателя поставить зачет или нужную оценку на экзамене, необоснованных обвинений и упреков преподавателя, пренебрежительного отношения к студентам преподавателя. Студенты часто инициируют конфликт следующими действиями: «общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме», «нарушение правил поведения в общественных местах», «невыполнение заданий преподавателя», «непосещение занятий».
Анализ конфликтов через механизмы ФМО позволил сделать следующие выводы. Номенклатура механизмов ФМО, которые участвуют в процессе возникновения конфликтов, у преподавателей и студентов одинаковая. Практически во всех конфликтах присутствуют механизмы «упорядочивание» и «эмоциональное опосредование». Реже встречаются «бумеранг», «содействие-противодействие» и «созвучие». Вклад механизмов ФМО «содействие-противодействие» и «бумеранг» в возникновение конфликта у преподавателей и студентов различен. У преподавателей, наряду с «бумерангом», большую роль играет «содействие-противодействие», а у студентов превалирует в основном «бумеранг». Преподаватели также большое внимание уделяют качествам, связанным с социокультурными формами проявления человеческих отношений, а студенты - с эмоциональными. Вклад механизмов ФМО в процесс возникновения конфликта у студентов вуза и у учащихся колледжа с
143
преподавателями одинаков, несмотря на присутствие различий в частоте возникновения конфликтогенных ситуаций. Значимость механизмов ФМО зависит от гендерного фактора. У студентов - юношей при оценке конфликтного преподавателя возрастает значение тех качеств, которые аппелируют к механизму ФМО «содействие-противодействие», а у девушек возрастает роль механизма ФМО «бумеранг». Существует влияние гендерного фактора на частоту возникновения межличностного конфликта. В однополых диадах такие конфликты возникают чаще, нежели в разнополых. К тому же мужчины чаще вступают в конфликт нежели женщины.
Кроме того, были получены данные о том, что студенты, у которых были конфликты с преподавателями и у которых таких конфликтов не было, не имеют достоверных различий в восприятии оппонентов и установках на выбор определенной стратегии поведения в конфликте. Таким образом, можно предположить, что вступление в конфликт в большей степени обусловлено возникновением ситуативной несовместимости, а не личностными свойствами одного из оппонентов. Наиболее распространенной установкой поведения в конфликтной ситуации у преподавателей и студентов является «компромисс». Существует статистически достоверная связь между «справедливым» разрешением конфликта и влиянием последствий конфликта на деятельность и межличностные отношения. Что свидетельствует о важности учета нормативных ожиданий сторон при разрешении конфликта.
На основе полученных данных можно сформулировать ряд рекомендаций по профилактике и предотвращению конфликтов. В первую очередь, необходимо отметить, что профилактика конфликтов должна носить комплексный, системный характер. Во-первых, необходимо по возможности максимально устранять объективные причины возникновения межличностных конфликтов, во-вторых, профилактика должна включать в себя ряд мер, направленных на конструктивное разрешение возникающих конфликтных ситуаций и, в-третьих, она должна быть направлена на снижение субъективных, личностных причин конфликтов. Рассмотрим эти направления более подробно.
Первое - это снижение объективных причин конфликтов. Как показывают результаты исследования, конфликт часто инициируется следующими действиями преподавателя: «необъективная оценка работы, придирчивость», «отказ поставить
144
зачет или нужную оценку на экзамене». Для предупреждения таких ситуаций педагогу важно заранее ознакомить учащихся о виде контроля и о критериях, согласно которым будет определяться уровень знаний учащихся. Другими словами, студент должен иметь как можно более четкое представление о том, какой уровень знаний необходим для получения той или иной оценки и мог самостоятельно определить свою подготовку. Кроме этого, необходимо использовать, как можно более объективные способы оценки знаний, одним из таких методов может стать тестирование. Для большей объективности такой тест может быть реализован в виде компьютерной программы, которая сама оценивала бы уровень подготовки ученика. Все эти рекомендации будут способствовать повышению объективности оценки и самооценки знаний студентов, что приведет к снижению возможностей нарушения нормативных ожиданий у студентов и тем самым будет способствовать снижению вероятности возникновения конфликта по этой причине.
Если рассматривать действия студентов, которые наиболее часто приводят к конфликтам, то для предотвращения таких ситуаций как «нарушение правил поведения в общественных местах», «невыполнение заданий преподавателя», «непосещение занятий» существуют нормативные документы, регламентирующие действия преподавателя и студента в таких ситуациях, с которыми необходимо ознакомить обе стороны. Кроме этого, для того, чтобы эти положения стали реальными нормами, частью вузовской культуры, важно, что бы их начали придерживаться преподаватели на всех кафедрах. *
Снижение числа конфликтных ситуаций будет способствовать снижению числа конфликтов, однако, как известно, полное избавление от конфликтных ситуаций невозможно, а значит, что конфликты будут. Поэтому становится важным конструктивное урегулирование этих конфликтов, это является весьма актуальной проблемой, особенно для педагогических конфликтов, т.к. очень большая доля таких конфликтов разрешается деструктивно. В этой связи важно включить в курсы повышения квалификации преподавателей и в учебную программу студентов такую дисциплину, как «конфликтология», где давались бы теоретические основы конфликтологии и основной упор был бы сделан на практические методы урегулирования педагогических конфликтов.
145
Широкие возможности в этом плане имеет социально - психологический тренинг (далее по тексту: СПТ), с помощью которого можно проводить обучение навыкам общения, развивать синзитивность, эмпатию, формировать и развивать навыки использования конструктивных стратегий поведения в конфликте, моделировать проблемные ситуации. В качестве примера можно взять психолого - педагогический тренинг проводимый, в ЦППКП вузов при КГТУ. В нем отрабатываются навыки активного слушания, элементы партнерского (субъект- субектного) общения, умение выходить из педагогически трудных ситуаций, эмпатия, сензитивность, развиваются навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Развитие навыков общения позитивно сказывается не только в области общения со студентами, но и на конфликтности человека в целом. СПТ позволяет также провести психокоррекцию его участников, дает возможность получить обратную связь о своем поведении в роли . педагога, что так необходимо для совершенствования педагогического мастерства, дает возможность скорректировать самооценку уровня педагогического общения, которая, как правило, завышена, позволяет обсудить педагогически трудные ситуации и обменяться опытом их разрешения. Результаты диссертационного исследования в данном случае могут служить ориентиром развития неконфликтных личностных качеств, базой конфликтных ситуаций для СПТ.
В силу того, что для деятельности преподавателя и студента характерно возникновение резких перегрузок, стрессов важно принять ряд мер, которые предотвратили бы деструктивные последствия этих явлений. Здесь можно порекомендовать обучение приемам саморегуляции студентов и преподавателей, созданию социально-психологических служб в вузах, кабинетов психологической разгрузки, в которых квалифицированные психологи смогли бы снять психологическое напряжение и стресс.
Кроме коррекции психологического состояния важно предусмотреть и возможность психокоррекции, где корректировались бы лица, обладающие конфликтогенными качествами. В качестве начального и конечного пунктов такой консультации можно предложить сравнение образа неконфликтного преподавателя или студента с реальными качествами клиента психоконсультации.
Естественно, мы не претендуем на полный охват проблемы конфликтов в вузе, в данной работе рассмотрены лишь некоторые проблемы, связанные с межличностной
146
конфликтностью. Сама по себе эта тема чрезвычайно обширная и многоаспектная. Все это оставляет богатые возможности для продолжения исследований в данном направлении.
Подобные работы
- Влияние детско-родительских отношений на
адаптацию первоклассников к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



