Военно-техническое и экономическое сотрудничество Российской Федерации с южноафриканскими странами
|
Введение 3
1. Взаимодействие России с южноафриканскими странами: исторические
и политические аспекты 11
1.1. Сотрудничество СССР с южноафриканскими странами 11
1.2. Место Юга Африки во внешней политике Российской Федерации 20
2. Взаимодействие Российской Федерации с южноафриканскими странами в сфере ВТС 30
2.1. Динамика развития военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами 30
2.2. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами 45
3. Взаимодействие Российской Федерации с южноафриканскими странами в сфере экономики 53
2.1. Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество России с южноафриканскими партнёрами 53
2.2. Состояние и перспективы взаимодействия России с южноафриканскими партнёрами в сфере энергетики 70
Заключение 88
Список источников и литературы 92
Приложения 108
Список сокращений 115
1. Взаимодействие России с южноафриканскими странами: исторические
и политические аспекты 11
1.1. Сотрудничество СССР с южноафриканскими странами 11
1.2. Место Юга Африки во внешней политике Российской Федерации 20
2. Взаимодействие Российской Федерации с южноафриканскими странами в сфере ВТС 30
2.1. Динамика развития военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами 30
2.2. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами 45
3. Взаимодействие Российской Федерации с южноафриканскими странами в сфере экономики 53
2.1. Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество России с южноафриканскими партнёрами 53
2.2. Состояние и перспективы взаимодействия России с южноафриканскими партнёрами в сфере энергетики 70
Заключение 88
Список источников и литературы 92
Приложения 108
Список сокращений 115
Актуальность темы исследования.
Сегодня Африка является одним из наиболее динамично развивающихся регионов. Внутренний африканский рынок расширяется, увеличивается потребительский спрос. По оценкам ООН, к 2050 году число жителей континента составит 2,5 млрд. человек . По мнению большинства исследователей, идёт новая «борьба за Африку». Ряд зарубежных аналитических структур (Rand, MSCI, Economist Intelligence Unit, McKinsey, Ernst and Young) исходят из того, что, с точки зрения перспективной инвестиционной привлекательности для западных стран Африка начинает постепенно превосходить Китай и Индию. По прогнозам Всемирного банка, континент может быть «на грани экономического взлёта так же, как Китай 30 лет назад и Индия 20 лет назад» . Россия всегда уделяла внимание развитию отношений с государствами Африки. Они основываются на многолетних традициях дружбы и взаимопомощи.
На фоне осложнения отношений между Россией и Западом, попытками последнего изолировать нашу страну особую актуальность приобретают расширение списка новых перспективных внешнеэкономических партнёров и поворот вектора внешней российской политики не только на Восток, но и на Юг, в сторону Африканского континента. К числу новых партнёров, в последнее время, относят регион Африки южнее Сахары. Она стала зоной, которая по темпам развития, росту роли и влияния в мировой экономике и
политике стремительно начала приближаться к «восходящим» странам с развивающейся рыночной экономикой, в частности БРИКС.
Россию и государства Юга Африки характеризует наличие взаимосвязанных экономических интересов, близость стратегических задач социально-экономического развития государств, совпадение точек зрения на вопросы международной повестки дня.
Степень изученности темы.
На сегодняшний день в русскоязычной и, особенно, в зарубежной научной литературе практически не существует обобщающих трудов, в которых было бы подробно рассмотрено взаимодействие между Российской Федерацией и южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях, что также являлось важной причиной при формировании темы исследования. Однако многие учёные, в основном сотрудники Института Африки РАН, занимаются современным анализом российско-африканских отношений, поэтому можно выделить их некоторые работы, которые внесли значительный научный вклад в исследование в данной сфере. Это монографии Института Африки РАН «Африка и мир в XXI веке», «Африка и национальные интересы России», «Новые партнёры Африки: влияние на рост и развитие стран континента», «Африканские страны в современных международных отношениях: новые рубежи», «Поворот Африки на «Восток» и интересы России» . Также отметим сборник статей «Юг Африки на современном этапе» и монографию И. И. Филатовой и А. Б. Давидсона «Россия и Южная Африка. Наведение мостов» , в которых рассматриваются различные аспекты текущей ситуации в странах Юга Африки,
преимущественно в Южно-Африканской Республике, как наиболее развитой стране континента.
Общие вопросы политического и экономического взаимодействия России с африканскими странами находятся в центре научных работ таких авторов, как Т. Л. Дейч , И. О. Абрамова , А. М. Васильев, Е. Н. Корендясов , Л. Л. Фитуни .
Вопросы взаимоотношений России с отдельными странами Юга Африки изучают такие отечественные авторы, как В. Г. Шубин , А. А. Архангельская ,
В. А. Сидоров , Э. Р. Салахетдинов и др.
Исследования, посвящённые проблеме военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами, практически отсутствуют. В немногочисленных статьях о развитии ВТС России с Африкой изредка упоминается о взаимодействии в данной сфере между нашей страной и некоторыми странами АЮС и Юга Африки, в частности .
Объектом исследования данной работы является африканское направление политики Российской Федерации.
Предмет исследования - сотрудничество Российской Федерации с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической сферах.
Цель исследования - выявить тенденции и перспективы в развитии отношений России с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю развития взаимоотношений СССР с южноафриканскими странами;
2. показать место стран Юга Африки во внешней политике РФ;
3. проследить динамику развития сотрудничества России и южноафриканских стран в военно-технической сфере;
4. определить перспективы военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами;
5. выявить особенности торгово-экономических и инвестиционных связей;
6. определить состояние и перспективы взаимодействия России с южноафриканскими партнёрами в сфере энергетики.
Г еографические рамки исследования.
Состав субрегиона Южная Африка учёные, дипломаты и представители международных организаций определяют по-разному. Так, Организация Объединенных Наций, к примеру, включает в Южную Африку 5 государств: Намибия, Ботсвана, Лесото, Эсватини (бывш. Свазиленд) и Южно-Африканская Республика . Отечественные африканисты, сотрудники Института Африки РАН в своих работах зачастую причисляют также к данному субрегиону Анголу, Замбию, Зимбабве, Мозамбик и Малави . К тому же, все вышеперечисленные страны входят в такую региональную организацию как Сообщество развития Юга Африки (САДК).
В данной работе мы опираемся в определении географических рамок на опыт наших учёных. Таким образом, уделяя внимание следующим 10 южноафриканским странам: ЮАР, Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Намибия, Малави, Лесото и Эсватини (бывш. Свазиленд). Хронологические рамки исследования.
С момента образования Российской Федерации по настоящее время (конец 1991 - начало 2019 гг.).
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, исследование причинно-следственных связей, дедукция, эмпирическое обобщение), историко-генетическим методом и методом сравнительного анализа, методом анализа документов, статистическим анализом.
Источниковую базу исследования составили:
Во-первых, дипломатические документы: различные двусторонние
договоры и соглашения, заключённые между Российской Федерацией и южноафриканскими странами, которые составляют правовую основу сотрудничества в военно-технической и экономической областях. Например, это Договор о дружбе и партнёрстве между Российской Федерацией и Южно-
Африканской Республикой от 2006 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о военнотехническом сотрудничестве от 2006 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области энергетики от 2013 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Мозамбик о военно-техническом сотрудничестве от 2015 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Зимбабве о взаимной охране результатов интеллектуальной деятельности и защите интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно
технического сотрудничества от 2019 г. и многие другие .
Вторая группа представляет собой статистические материалы Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) - SIPRI Arms Transfers Database , Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) , Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) , Федеральной таможенной
22 23 24
службы РФ , Организации Объединённых Наций , Всемирного Банка и т.д.
Сюда же следует отнести пресс-релизы Федеральной службы по ВТС России.
Третья группа - это источники личного происхождения (интервью): директора Федеральной службы по ВТС России М. А. Дмитриева для газеты «Коммерсантъ» от 2011 г., главного советника генерального директора «Рособоронэкспорта» и главы делегации компании на выставке «Africa Aerospace and Defence - 2016» Ю. Демченко для информационного агентства
Л с
ТАСС, директора Федеральной службы по ВТС России Д. Шугаева от 2018 г .
Четвёртую группу составляют материалы, опубликованные в различных средствах массовой информации: новостные статьи и сообщения российских и зарубежных (англоязычных) информационных агентств и изданий. Таких как «РИА Новости», газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», «Военнопромышленный курьер», информационное агентство ТАСС, ИА «Оружие России», «Газета.ги», «Neftegaz.RU», «ПравоТЭК.ги», «Bloomberg», «defenceWeb», «New Zimbabwe», «The Namibian», «Forbes».
Также следует отметить использование официальных сайтов российских государственных учреждений, организаций и различных отечественных компаний таких, как Президент России (www.kremlin.ru), Министерство иностранных дел РФ (www.mid.ru), Министерство обороны РФ (www.mil.ru), Федеральная служба по ВТС РФ (www.fsvts.gov.ru), Государственная корпорация «Ростехнологии» (www.rostec.ru), «Рособоронэкспорт» (www.roe.ru), Центр анализа стратегий и технологий (www.cast.ru). Данная группа источников даёт наиболее полную картину развития российскоюжноафриканских отношений в экономической и военно-технической сфере и предоставляет фактические материалы о результатах сотрудничества по различным направлениям.
Научная новизна результатов исследования.
Выявлены тенденции и перспективы в развитии отношений России с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях. Уточнена характеристика состояния данного сотрудничества. Охарактеризовано положение, которое занимают страны Юга Африки в современной внешней политике России.
Практическая значимость работы.
Материалы и выводы данной работы могут быть использованы в научных и учебно-методических целях, в области изучения отношений России с южноафриканскими странами. Отдельные части исследовательской работы могут быть применены политическими структурами и различными организациями России в разработке программ по развитию сотрудничества в экономической сфере.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, заключения. Также представлен список источников и литературы, приложения и список сокращений.
Сегодня Африка является одним из наиболее динамично развивающихся регионов. Внутренний африканский рынок расширяется, увеличивается потребительский спрос. По оценкам ООН, к 2050 году число жителей континента составит 2,5 млрд. человек . По мнению большинства исследователей, идёт новая «борьба за Африку». Ряд зарубежных аналитических структур (Rand, MSCI, Economist Intelligence Unit, McKinsey, Ernst and Young) исходят из того, что, с точки зрения перспективной инвестиционной привлекательности для западных стран Африка начинает постепенно превосходить Китай и Индию. По прогнозам Всемирного банка, континент может быть «на грани экономического взлёта так же, как Китай 30 лет назад и Индия 20 лет назад» . Россия всегда уделяла внимание развитию отношений с государствами Африки. Они основываются на многолетних традициях дружбы и взаимопомощи.
На фоне осложнения отношений между Россией и Западом, попытками последнего изолировать нашу страну особую актуальность приобретают расширение списка новых перспективных внешнеэкономических партнёров и поворот вектора внешней российской политики не только на Восток, но и на Юг, в сторону Африканского континента. К числу новых партнёров, в последнее время, относят регион Африки южнее Сахары. Она стала зоной, которая по темпам развития, росту роли и влияния в мировой экономике и
политике стремительно начала приближаться к «восходящим» странам с развивающейся рыночной экономикой, в частности БРИКС.
Россию и государства Юга Африки характеризует наличие взаимосвязанных экономических интересов, близость стратегических задач социально-экономического развития государств, совпадение точек зрения на вопросы международной повестки дня.
Степень изученности темы.
На сегодняшний день в русскоязычной и, особенно, в зарубежной научной литературе практически не существует обобщающих трудов, в которых было бы подробно рассмотрено взаимодействие между Российской Федерацией и южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях, что также являлось важной причиной при формировании темы исследования. Однако многие учёные, в основном сотрудники Института Африки РАН, занимаются современным анализом российско-африканских отношений, поэтому можно выделить их некоторые работы, которые внесли значительный научный вклад в исследование в данной сфере. Это монографии Института Африки РАН «Африка и мир в XXI веке», «Африка и национальные интересы России», «Новые партнёры Африки: влияние на рост и развитие стран континента», «Африканские страны в современных международных отношениях: новые рубежи», «Поворот Африки на «Восток» и интересы России» . Также отметим сборник статей «Юг Африки на современном этапе» и монографию И. И. Филатовой и А. Б. Давидсона «Россия и Южная Африка. Наведение мостов» , в которых рассматриваются различные аспекты текущей ситуации в странах Юга Африки,
преимущественно в Южно-Африканской Республике, как наиболее развитой стране континента.
Общие вопросы политического и экономического взаимодействия России с африканскими странами находятся в центре научных работ таких авторов, как Т. Л. Дейч , И. О. Абрамова , А. М. Васильев, Е. Н. Корендясов , Л. Л. Фитуни .
Вопросы взаимоотношений России с отдельными странами Юга Африки изучают такие отечественные авторы, как В. Г. Шубин , А. А. Архангельская ,
В. А. Сидоров , Э. Р. Салахетдинов и др.
Исследования, посвящённые проблеме военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами, практически отсутствуют. В немногочисленных статьях о развитии ВТС России с Африкой изредка упоминается о взаимодействии в данной сфере между нашей страной и некоторыми странами АЮС и Юга Африки, в частности .
Объектом исследования данной работы является африканское направление политики Российской Федерации.
Предмет исследования - сотрудничество Российской Федерации с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической сферах.
Цель исследования - выявить тенденции и перспективы в развитии отношений России с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю развития взаимоотношений СССР с южноафриканскими странами;
2. показать место стран Юга Африки во внешней политике РФ;
3. проследить динамику развития сотрудничества России и южноафриканских стран в военно-технической сфере;
4. определить перспективы военно-технического сотрудничества России с южноафриканскими странами;
5. выявить особенности торгово-экономических и инвестиционных связей;
6. определить состояние и перспективы взаимодействия России с южноафриканскими партнёрами в сфере энергетики.
Г еографические рамки исследования.
Состав субрегиона Южная Африка учёные, дипломаты и представители международных организаций определяют по-разному. Так, Организация Объединенных Наций, к примеру, включает в Южную Африку 5 государств: Намибия, Ботсвана, Лесото, Эсватини (бывш. Свазиленд) и Южно-Африканская Республика . Отечественные африканисты, сотрудники Института Африки РАН в своих работах зачастую причисляют также к данному субрегиону Анголу, Замбию, Зимбабве, Мозамбик и Малави . К тому же, все вышеперечисленные страны входят в такую региональную организацию как Сообщество развития Юга Африки (САДК).
В данной работе мы опираемся в определении географических рамок на опыт наших учёных. Таким образом, уделяя внимание следующим 10 южноафриканским странам: ЮАР, Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Намибия, Малави, Лесото и Эсватини (бывш. Свазиленд). Хронологические рамки исследования.
С момента образования Российской Федерации по настоящее время (конец 1991 - начало 2019 гг.).
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, исследование причинно-следственных связей, дедукция, эмпирическое обобщение), историко-генетическим методом и методом сравнительного анализа, методом анализа документов, статистическим анализом.
Источниковую базу исследования составили:
Во-первых, дипломатические документы: различные двусторонние
договоры и соглашения, заключённые между Российской Федерацией и южноафриканскими странами, которые составляют правовую основу сотрудничества в военно-технической и экономической областях. Например, это Договор о дружбе и партнёрстве между Российской Федерацией и Южно-
Африканской Республикой от 2006 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о военнотехническом сотрудничестве от 2006 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области энергетики от 2013 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Мозамбик о военно-техническом сотрудничестве от 2015 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Зимбабве о взаимной охране результатов интеллектуальной деятельности и защите интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно
технического сотрудничества от 2019 г. и многие другие .
Вторая группа представляет собой статистические материалы Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) - SIPRI Arms Transfers Database , Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) , Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) , Федеральной таможенной
22 23 24
службы РФ , Организации Объединённых Наций , Всемирного Банка и т.д.
Сюда же следует отнести пресс-релизы Федеральной службы по ВТС России.
Третья группа - это источники личного происхождения (интервью): директора Федеральной службы по ВТС России М. А. Дмитриева для газеты «Коммерсантъ» от 2011 г., главного советника генерального директора «Рособоронэкспорта» и главы делегации компании на выставке «Africa Aerospace and Defence - 2016» Ю. Демченко для информационного агентства
Л с
ТАСС, директора Федеральной службы по ВТС России Д. Шугаева от 2018 г .
Четвёртую группу составляют материалы, опубликованные в различных средствах массовой информации: новостные статьи и сообщения российских и зарубежных (англоязычных) информационных агентств и изданий. Таких как «РИА Новости», газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», «Военнопромышленный курьер», информационное агентство ТАСС, ИА «Оружие России», «Газета.ги», «Neftegaz.RU», «ПравоТЭК.ги», «Bloomberg», «defenceWeb», «New Zimbabwe», «The Namibian», «Forbes».
Также следует отметить использование официальных сайтов российских государственных учреждений, организаций и различных отечественных компаний таких, как Президент России (www.kremlin.ru), Министерство иностранных дел РФ (www.mid.ru), Министерство обороны РФ (www.mil.ru), Федеральная служба по ВТС РФ (www.fsvts.gov.ru), Государственная корпорация «Ростехнологии» (www.rostec.ru), «Рособоронэкспорт» (www.roe.ru), Центр анализа стратегий и технологий (www.cast.ru). Данная группа источников даёт наиболее полную картину развития российскоюжноафриканских отношений в экономической и военно-технической сфере и предоставляет фактические материалы о результатах сотрудничества по различным направлениям.
Научная новизна результатов исследования.
Выявлены тенденции и перспективы в развитии отношений России с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях. Уточнена характеристика состояния данного сотрудничества. Охарактеризовано положение, которое занимают страны Юга Африки в современной внешней политике России.
Практическая значимость работы.
Материалы и выводы данной работы могут быть использованы в научных и учебно-методических целях, в области изучения отношений России с южноафриканскими странами. Отдельные части исследовательской работы могут быть применены политическими структурами и различными организациями России в разработке программ по развитию сотрудничества в экономической сфере.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, заключения. Также представлен список источников и литературы, приложения и список сокращений.
На рубеже XX - XXI вв. произошло резкое сокращение российско-африканских связей во всех сферах. Возрождение интереса к сотрудничеству с континентом, в том числе и с югом Африки, стало проявляться в начале 2000-х гг. В 2006 г. состоялся первый в истории официальный визит главы российского государства в страны Африки южнее Сахары (президент В. В. Путин посетил Южно-Африканскую Республику). В 2009 г. Д. А. Медведев, занимавший на тот момент пост главы государства, побывал в Анголе и Намибии. Знаковым стал недавний визит российского министра иностранных дел С. В. Лаврова весной прошлого года в такие южноафриканские страны, как Ангола, Намибия, Зимбабве и Мозамбик.
За последние пару лет российско-африканские отношения заметно укрепились, а российская политика в отношении континента активизировалась. Были подписаны новые соглашения о сотрудничестве в различных областях от взаимодействия в сфере мирного атома до военно-технического и торговоэкономического сотрудничества. Осенью 2018 г. наша страна и региональная организация Сообщество развития Юга Африки подписали Меморандум об основах взаимодействия и сотрудничестве. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний момент созданы правовые основы для взаимодействия России с южноафриканскими странами в различных сферах. Осенью 2019 г. в Сочи состоится политический саммит на высшем уровне между Россией и странами Африки, который, как предполагают, заложит ещё более прочную основу для развития отношений нашей страны с континентом и, возможно, станет регулярным мероприятием по примеру Форума сотрудничества Китай - Африка или саммитов ЕС - Африка.
В сфере военно-технического сотрудничества африканское направление находится на сегодняшний день в числе приоритетных для России. Основой для развития ВТС могут стать исторические связи СССР с южноафриканскими странами. Во-первых, Советский Союз активно помогал им в организации национально-освободительного движения. Во-вторых, поставлял в большом количестве своё вооружение и военную технику, подготовил множество специалистов для вооружённых сил южноафриканских государств. Соответственно, для развития российско-южноафриканского взаимодействия на данном направлении необходимо использовать опыт СССР.
В условиях серьёзной конкуренции необходимо активнее вести работу по продвижению новейшего российского ВВТ. Ряд южноафриканских государств (Ангола, Мозамбик, Зимбабве) высказывается о России, как о приоритетном партнёре в данной области. География поставок постепенно расширяется: было заключено несколько новых соглашений о военно-техническом сотрудничестве. Российским экспортерам вооружений необходимо вступать в борьбу за этот перспективный рынок. Так как на данный момент наша страна уже не имеет на нём доминирующего положения, однако обладает неплохими перспективами для развития сотрудничества.
Россия стремится к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с южноафриканскими странами и в сфере экономики. Отечественные компании привлекают перспективы в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, а также энергетическом и нефтегазовом секторах. Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий: компания «Росатом»
прорабатывает ряд интересных проектов. В частности, речь идёт о создании центра ядерной науки и технологий в Замбии, всё ещё сохраняется надежда на строительство АЭС в ЮАР. В настоящее время в реализации совместных проектов с компаниями южноафриканских стран участвует ряд крупных отечественных компаний. Среди них «Алроса», «Ренова», «Росатом», «Роснефть» и другие. Востребованными могут стать российские высокие технологии в таких сферах, как космос, атомная энергетика, медицина и биотехнологии, строительство, горнодобывающая промышленность и пр. В свою очередь, южноафриканские страны заинтересованы в инвестициях, технологиях и возможностях подготовки квалифицированных кадров.
К сожалению, имеющиеся объёмы двустороннего сотрудничества, прежде всего товарооборот, не соответствуют достигнутому уровню политического диалога и накопленному историческому наследию и требуют существенного расширения. Так как потенциал торгово-экономических и инвестиционных связей с регионом очень высок.
Крупный российский бизнес рассматривает Африку как перспективный объект для инвестиций. Об этом свидетельствует прошлогодняя конференция «Россия - Африка», которая состоялась в Министерстве экономического развития РФ. На ней была подчёркнута важность усиления практической работы в рамках уже существующих межправительственных комиссий между африканскими странами и нашей страной, а также создания новых комиссий. В рамках деловой программы прошлогоднего Петербургского международного экономического форума впервые состоялся бизнес-диалог «Россия - Африка».
Таким образом, в данной работе мы выявили тенденции и перспективы в развитии отношений России с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях:
- пауза, возникшая в отношениях России и южноафриканских стран, преодолена, медленно, но поступательно развиваются двусторонние связи;
- в сфере военно-технического сотрудничества происходит восстановление связей с давними партнёрами (Ангола, Мозамбик, Зимбабве), а также расширяется география поставок отечественного ВВТ в регион;
- перспективными формами ВТС является совместное техническое обслуживание и ремонт раннее поставленной техники советского/российского производства, обучение и подготовка кадров для вооружённых сил южноафриканских стран;
- перспективными областями экономического и инвестиционного сотрудничества являются геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика (в особенности атомная), сельское хозяйство и строительство инфраструктуры.
По мнению отечественных африканистов, наибольшую экономическую и политическую стабильность продемонстрируют страны юга континента. Именно среди них появятся первые «африканские львы», которые пополнят когорту «азиатских тигров и драконов». По прогнозам, европейских экспертов в 2050 году к этой черте, вероятнее всего, приблизятся 17 стран Африки южнее Сахары. Среди них и такие южноафриканские страны как Ботсвана, Намибия и ЮАР .
За последние пару лет российско-африканские отношения заметно укрепились, а российская политика в отношении континента активизировалась. Были подписаны новые соглашения о сотрудничестве в различных областях от взаимодействия в сфере мирного атома до военно-технического и торговоэкономического сотрудничества. Осенью 2018 г. наша страна и региональная организация Сообщество развития Юга Африки подписали Меморандум об основах взаимодействия и сотрудничестве. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний момент созданы правовые основы для взаимодействия России с южноафриканскими странами в различных сферах. Осенью 2019 г. в Сочи состоится политический саммит на высшем уровне между Россией и странами Африки, который, как предполагают, заложит ещё более прочную основу для развития отношений нашей страны с континентом и, возможно, станет регулярным мероприятием по примеру Форума сотрудничества Китай - Африка или саммитов ЕС - Африка.
В сфере военно-технического сотрудничества африканское направление находится на сегодняшний день в числе приоритетных для России. Основой для развития ВТС могут стать исторические связи СССР с южноафриканскими странами. Во-первых, Советский Союз активно помогал им в организации национально-освободительного движения. Во-вторых, поставлял в большом количестве своё вооружение и военную технику, подготовил множество специалистов для вооружённых сил южноафриканских государств. Соответственно, для развития российско-южноафриканского взаимодействия на данном направлении необходимо использовать опыт СССР.
В условиях серьёзной конкуренции необходимо активнее вести работу по продвижению новейшего российского ВВТ. Ряд южноафриканских государств (Ангола, Мозамбик, Зимбабве) высказывается о России, как о приоритетном партнёре в данной области. География поставок постепенно расширяется: было заключено несколько новых соглашений о военно-техническом сотрудничестве. Российским экспортерам вооружений необходимо вступать в борьбу за этот перспективный рынок. Так как на данный момент наша страна уже не имеет на нём доминирующего положения, однако обладает неплохими перспективами для развития сотрудничества.
Россия стремится к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с южноафриканскими странами и в сфере экономики. Отечественные компании привлекают перспективы в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, а также энергетическом и нефтегазовом секторах. Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий: компания «Росатом»
прорабатывает ряд интересных проектов. В частности, речь идёт о создании центра ядерной науки и технологий в Замбии, всё ещё сохраняется надежда на строительство АЭС в ЮАР. В настоящее время в реализации совместных проектов с компаниями южноафриканских стран участвует ряд крупных отечественных компаний. Среди них «Алроса», «Ренова», «Росатом», «Роснефть» и другие. Востребованными могут стать российские высокие технологии в таких сферах, как космос, атомная энергетика, медицина и биотехнологии, строительство, горнодобывающая промышленность и пр. В свою очередь, южноафриканские страны заинтересованы в инвестициях, технологиях и возможностях подготовки квалифицированных кадров.
К сожалению, имеющиеся объёмы двустороннего сотрудничества, прежде всего товарооборот, не соответствуют достигнутому уровню политического диалога и накопленному историческому наследию и требуют существенного расширения. Так как потенциал торгово-экономических и инвестиционных связей с регионом очень высок.
Крупный российский бизнес рассматривает Африку как перспективный объект для инвестиций. Об этом свидетельствует прошлогодняя конференция «Россия - Африка», которая состоялась в Министерстве экономического развития РФ. На ней была подчёркнута важность усиления практической работы в рамках уже существующих межправительственных комиссий между африканскими странами и нашей страной, а также создания новых комиссий. В рамках деловой программы прошлогоднего Петербургского международного экономического форума впервые состоялся бизнес-диалог «Россия - Африка».
Таким образом, в данной работе мы выявили тенденции и перспективы в развитии отношений России с южноафриканскими странами в военно-технической и экономической областях:
- пауза, возникшая в отношениях России и южноафриканских стран, преодолена, медленно, но поступательно развиваются двусторонние связи;
- в сфере военно-технического сотрудничества происходит восстановление связей с давними партнёрами (Ангола, Мозамбик, Зимбабве), а также расширяется география поставок отечественного ВВТ в регион;
- перспективными формами ВТС является совместное техническое обслуживание и ремонт раннее поставленной техники советского/российского производства, обучение и подготовка кадров для вооружённых сил южноафриканских стран;
- перспективными областями экономического и инвестиционного сотрудничества являются геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика (в особенности атомная), сельское хозяйство и строительство инфраструктуры.
По мнению отечественных африканистов, наибольшую экономическую и политическую стабильность продемонстрируют страны юга континента. Именно среди них появятся первые «африканские львы», которые пополнят когорту «азиатских тигров и драконов». По прогнозам, европейских экспертов в 2050 году к этой черте, вероятнее всего, приблизятся 17 стран Африки южнее Сахары. Среди них и такие южноафриканские страны как Ботсвана, Намибия и ЮАР .
Подобные работы
- Политика России в Южной Африке на современном этапе развития (2000-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Отношения России со странами Западной Африки в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АНГОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительный анализ двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы деятельности дипломатических и культурных представительств РФ в Африканском регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Конъюнктура мирового рынка легковых автомобилей (Уральский государственный экономический университет)
Курсовые работы, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



