Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа №3983

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы171стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 4
Глава I. Основные направления изучения культуры рефлексии и лич-ностной тревожности педагога 13
1.1. Анализ основополагающих понятий: «культура» и «рефлексия» 13
1.2. Современные подходы к изучению рефлексии для профессий типа «человек-человек» 28
1.3. Психологическая поддержка педагога с высоким уровнем личност-ной тревожности в профессионально значимых жизненных ситуа-циях 44
1.3.1. Проблема тревожности как социально-психологический аспект ста-новления культуры рефлексии будущего педагога 45
1.3.2. Психологическая поддержка личности в ситуации незанятости 57
Глава II. Становление культуры рефлексии педагога в профессио-нально значимых жизненных ситуациях вхождения в про-фессию и незанятости 65
2.1. Рефлексия межличностных отношений студентов педагогического
колледжа в ситуации вхождения в профессию 71
2.1.1. Результаты исследования межличностных отношений студентов
колледжа на первом курсе 71

3
2.1.2. Результаты исследования межличностных отношений студентов
колледжа на третьем курсе 73
2.1.3. Сравнительный анализ уровня тревожности будущих педагогов, их
статуса и успеваемости 78
2.2. Пути становления культуры рефлексии студентов педагогического
колледжа 87
2.3. Клуб ищущих работу как форма психологической поддержки педаго¬га в ситуации незанятости 99
2.3 Л. Программа тренинга 100
2.3.2. Обратная связь как полифункциональное средство 115
2.4. Сравнительный анализ рефлексирующего самосознания педагога с
высоким уровнем личностной тревожности 121
Заключение 127
Библиографический список 130
Приложения 146



Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тесной взаимосвязью профессионального образования и рынка труда. Личностно¬ориентированные технологии, диалогизация процесса профессиональной подготовки специалистов требуют построения системы профессионального образования на основе рефлексивной программы, рефлексивного типа управления учебно-воспитательным процессом, формирования культуры рефлексии будущих учителей. Рефлексивный подход в понимании человека создает основу для раскрытия перспектив внутреннего роста, резервов индивидуального развития педагога. Нельзя не учитывать, что, находясь в системе «человек-человек», учитель работает в условиях нервно-психического напряжения. Эта особенность существенно усиливается в результате возрастания социальной напряженности, обусловленной прогнозом демографической ситуации в стране, возможности возникновения у выпускников учебных заведений «синдрома социально-психологической дезадаптации» (В.П. Хомутова, Е.А. Тимофеева). Профессию педагога выбирают чаще всего люди бо¬лее чувствительные к эмоциональным перегрузкам, имеющие высокий уровень личностной тревожности (Л.С. Шубина), поэтому необходимым условием и средством самодиагностики, самопомощи, самоподдержки и самокоррекции может выступать культура рефлексии.
Проблема становления культуры рефлексии педагога представляет значительный интерес для психологии. Без культуры рефлексии невозможно решить проблему творческого долгожительства личности, формирования ее мотивации к самообучению, самосовершенствованию (Т.М. Давыденко). Для более глубокого понимания рефлексии ее необходимо рассматривать на реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью, осуществляемой в профессионально значимых жизненных ситуациях. В качестве профессионально значимых жизненных ситуаций нами выбраны две основные:
1. Вхождение в профессию (этап профессиональной подготовки в педагогическом учебном заведении).
2. Временная и вынужденная незанятость. Ситуация незанятости
- это комплекс внешних и внутренних условий жизни индивида, определяющих актуальные ограничения возможности осуществления профессиональной деятельности.
«Вхождение в профессию» юношей и девушек, поступивших в педагогический колледж, происходит на грани двух ступеней развития человека - персонализации и индивидуализации, выделяемых в перио¬дизации В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева. По их мнению, именно на основе рефлексии начинается «авторство в становлении своих способностей, сознательное и целенаправленное саморазвитие».
Изучение становления культуры рефлексии педагога с высокой личностной тревожностью в ситуации вхождения в профессию имеет важное значение для прогноза устойчивости его личности как в ситуациях профессиональной деятельности, так и вынужденной незанятости.
Отсутствие в социальной психологии удовлетворительного объяснения взаимосвязи двух основополагающих для данной работы понятий - «культура» и «рефлексия» делает проблему становления культуры рефлексии педагога с высоким уровнем личностной тревожности теоретически актуальной.
Актуальной практической потребностью является социально-психологическое выявление реальных и прогнозируемых путей становления культуры рефлексии педагога.
В большинстве исследований социально-психологических проблем профессиональной подготовки специалистов понятия «культура» и «рефлексия» рассматриваются отдельно, в рамках различных подходов и многообразных направлений. В рамках рефлексивной психологии

6
(Н.Г. Алексеев, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) складывается как особое психологическое направление рефлексивно¬гуманистическая психология сотворчества (С.Ю. Степанов). Оно характеризуется попыткой постичь специфику развития и реализации феноменов высшего уровня психики человека - его рефлексивно¬инновационных возможностей (С.Ю. Степанов), рефлексивно-творческого потенциала (С.Ю. Степанов, Е.З Кремер), творческой уни¬кальности человека (Е.П. Варламова), жизнетворчества (А.С. Сухору¬кое), сотворчества (А.В. Овсянников), профессиональной самореализа¬ции (С.Н. Маслов, О.А. Полищук, Н.Б. Ковалева, И.В. Байер, А.А. Криулина). Проблема рефлексии педагога затрагивается в работах JLM. Митиной, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, Б.З. Вульфова, В.Н. Харькина, Е.Б. Петрушихиной, С.В. Кондратьевой, В.А. Кривошеева, Ю.Н. Ку- люткина, Г.С. Сухобской, JI.H. Борисовой.
В большинстве работ личностная тревожность как эмоциональное состояние педагога рассматривается в ситуации его профессиональной деятельности (Л.П. Урванцев, Н.В. Комолова, О.Г. Ефименко, А.А. Хван, М.В. Журавкова). И хотя проблема личностной тревожности в ситуации профессиональной подготовки студентов педагогического ву¬за рассмотрена в исследованиях Л.С. Шубиной, А.О. Прохорова, она остается недостаточно изученной, особенно в условиях педагогических колледжей. На наш взгляд, недостаточно исследований, где бы рассматривалась личностная тревожность во взаимосвязи с рефлексией педагога.
Проблема становления культуры рефлексии педагога в условиях незанятости не только не рассматривалась, но даже не ставилась.
С учетом реальных социальных условий профессиональной деятельности педагога нам представляется необходимым выявление реальных и прогнозируемых путей становления культуры рефлексии как

7
целостного образования. Исследований по данной проблеме крайне мало.
Таким образом, актуальность проблемы изучения культуры рефлексии педагога в профессионально значимых жизненных ситуациях обусловлена необходимостью и важностью изучения содержания рефлексирующего самосознания; недостаточной проработкой данной проблемы применительно к студентам педколледжа и полным отсутствием работ по изучению аналогичной проблемы для временно неработающих педагогов; значимостью этапа вхождения в профессию будущего учителя в общей системе непрерывного образования; прогнозом возможности возникновения у выпускников педагогических учебных заведений социально-психологической дезадаптации в связи с прогрессирующей безработицей.
Объект исследования - педагоги с высоким уровнем личностной тревожности в значимых для профессиональной деятельности жизненных ситуациях.
Предмет исследования - рефлексия педагогов с высоким уровнем личностной тревожности в процессе становления культуры рефлексии в профессионально значимых жизненных ситуациях.
Цель данной работы — выявление реальных и прогнозируемых путей становления культуры рефлексии педагогов с высоким уровнем личностной тревожности в профессионально значимых жизненных ситуациях.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ современных подходов к изучению рефлексии для профессий типа «человек-человек».
2. Раскрыть сущность и многоаспектность понятия «рефлексия», сформулировать рабочее определение понятия «культура рефлексии».

8
3. Изучить рефлексию межличностных отношений студентов педагогического колледжа и личностной тревожности.
4. Разработать, апробировать и внедрить образовательные про¬граммы, ориентированные на процесс становления культуры рефлексии будущего педагога; осуществить корректировку программы, рекомен¬дованной Федеральной службой занятости России для психологической поддержки педагогов в Клубах ищущих работу.
5. Провести сравнительный анализ рефлексии педагога в ситуациях вхождения в профессию и временной незанятости.
6. Выявить реальные и прогнозируемые пути становления культуры рефлексии педагогов в профессионально значимых жизненных ситуациях.
Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что становление культуры рефлексии педагога с высоким уровнем личностной тревожности может осуществляться разными путями, обеспечивающими накопление опыта саморефлексии, рефлексии процессов взаимопознания, взаимопонимания и взаимодействия.
Методологической основой исследования является концепция рефлексивно-гуманистической психологии и педагогики сотворчества (Н.Г. Алексеев, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.П. Варламова, И.В. Байер, А.А. Криулина, О.А. Полищук, Е.Б. Петрушихина, Е.Л. Яковлева) и концептуальное положение П.Н. Шихирева о том, что образ - базовая категория современной социальной психологии.
Методы исследования. Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, прямое и включенное наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики.
В психодиагностической части были использованы следующие методики: «Социометрия» — методика Морено, 16 PF - опросник Кет- телла, шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, методика оценки самоконтроля в общении Марион — Снайдер, тесты для определения эффективности слушания и тактики взаимодействия, методики ДДО и КОС, методика незаконченных предложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Каждая профессия имеет свою специфику, каждая профессия отличается своей общественной функцией. Мы живем в то время, когда общество предъявляет особые требования к профессии педагога. Избравшим ее приходится работать с самым хрупким и дорогим материалом. Ответственность грандиозная: в руках педагогов не больше и не меньше, как будущее страны [18].
Новая демократическая школа требует от педагога высокого профессионализма, культуры рефлексии. Учитель должен обладать не только коммуникативными и организаторскими способностями, высоким этическим уровнем общения, умением создавать комфортную обстановку в ученическом коллективе, готовностью взаимодействовать с учителями и родителями, но и рефлексирующим самосознанием.
Поэтому в качестве модели был выбран педагогический колледж, где профессиональную подготовку получают юноши и девушки, начиная с 15-18 лет. Особенности развития личности в этом возрасте, раннее профессиональное самоопределение сочетаются здесь со всем многообразием межличностного общения. Социальная среда, являясь источником самых разных эмоциональных переживаний, имеет особое значение для решения социально, личностно и профессионально значимых задач, влияет на становление культуры рефлексии педагога в настоящем и будущем. В ходе учебно¬профессиональной деятельности у будущих педагогов закладываются основы актуального «Я - образа» и обобщенного «Я - образа».
Создаются условия для коррекции тревожности в контексте рефлексивной программы подготовки студентов. При этом обоснованным является использование психотерапии немедицинского типа, средств самопомощи, самоподдержки, которые одновременно явля¬ются и средствами самодиагностики, самокоррекции. Первостепенное значение на этапе профессиональной подготовки педагогов при¬дается средствам визуализации результатов психодиагностики и психокоррекции, способствующих становлению культуры рефлексии

128
у студентов как доминирующего компонента их профессиональной культуры.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению рефлексии для профессий типа "человек-человек" (философского, психологического, акмеологического, эргономического) позволили разработать авторскую классификацию основных направлений изучения рефлексии.
2. Сущность и многоаспектность понятия "рефлексия" раскрыты в авторской классификации основных направлений изучения рефлексии: теоретического, общеметодологического, практического.
3. Изучение рефлексии межличностных отношений студентов педагогического колледжа и личностной тревожности позволило определить корреляционную связь их социометрического статуса, личностной тревожности и успеваемости и выявить тенденции: чем ниже статус, тем выше уровень JIT; уровень JIT у студентов с положи¬тельным статусом снижается как в структуре формальных, так и не¬формальных отношений; более тревожными становятся слабоуспевающие и высокоуспевающие студенты.
4. Разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс педагогического колледжа авторские образовательные программы «Педагогические технологии», «Коррекционная и специальная педагоги¬ка», «Практика по воспитательной работе», «Летняя работа с деть¬ми». Они отличаются практической направленностью с использованием методов и средств визуализации результатов психодиагностики и психокоррекции, ориентированы на процесс становления культуры рефлексии будущих педагогов. Осуществлена корректировка про¬граммы ФСЗ России для Клубов ищущих работу с учетом особенностей региона. Средством психологической поддержки педагогов с высоким уровнем личностной тревожности в ситуации незанятости выступает социально-психологический тренинг.




Библиографический список
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова. - М., 1997. - 702 с.
2. Абрамова, Г.С. Психология только для студентов/Г.С. Абрамо¬ва. - М., 2000. - 280 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования/К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1994. - №4. - С.33-37.
4. Акмеология: организационная, управленческая, личностная. - Саратов, 1996. - 218 с.
5. Алексеев, Н.Г. Направления изучения рефлексии/Н.Г. Алексе¬ев, И.С. Ладенко // Мысли о мыслях: Сб. науч. ст. - Новосибирск,
1995. - Т.1.-С.18-26.
6. Андреева, Г.М. Современная социальная психология/Г.М. Анд¬реева. - М., 1981. - 314 с.
7. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе/Н.П. Аникеева. - М., 1989. - 224 с.
8. Анисимов, О.С. Акмеология мышления/О.С. Анисимов. - М.,
1997. - 232 с.
9. Анисимов, О.С. Диалог как средство формирования культуры мышления в управлении и исследования развития мышления/О.С. Анисимов. - М., 1995. - 148 с.
10. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/О.С. Анисимов. - М., 1991. - 166 с.
11. Анисимов, О.С. Методология: функция, сущность, становле- ние/О.С. Анисимов. - М., 1996. - 334 с.
12. Анисимов, О.С. Проблемы эксперимента в психологии/О.С. Анисимов. - М., 1998. - 246 с.
13. Астапов, В.М. Функциональный подход при изучении состоя¬ния тревоги в напряженных ситуациях деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 26 с.

131
14. Байер, И.В. Рефлексивно-акмеологическая диагностика и раз¬витие творческого потенциала/И.В. Байер, И.Н. Семенов, С.Ю. Сте¬панов // Проблемы эксперимента в психологии/Под ред. А. Деркача, Р. Кричевского. — М., 1998. - С.18-26.
15. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мас-терства: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1996. - 24 с.
16. Библер, B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры)/В.С. Библер // Вопросы философии. - 1993. - N 5. - С. 75-
93.
17. Бодалев, А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга: Психология межличностного позна- ния/А.А. Бодалев. - М., 1981. - С.146-158.
18. Борисенко, С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1988. - 26 с.
19. Борисова, Л.Н. Педагогические условия развития профессио¬нальной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Дис... канд.пед.наук. - Курск, 1999. - 187 с.
20. Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитания/А.Б. Боссарт.
- М., 1991.- 176 с.
21. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура: Психоло¬гия нравственного сознания в контексте культуры/Б.С. Братусь. - М., 1994. - 60 с.
22. Ваниорек, Л., Моббинг: когда работа становится адом/Л. Ва- ниорек, А. Ваниорек. - М., 1996. - 86 с.
23. Варламова, Е.П. Психология творческой уникальности/Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. - М., 1998. -216 с.
24. Василюк, Ф.Е. Психология переживания/Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 214 с.
25. Взятышев, В.Ф. Качество деятельности выпускников: основной критерий социальной разумности национальной системы образова- ния/В Ф Взятышев // Качество жизни и российское предпринима¬тельство: Материалы 2-ой Всесоюз.науч.-практич.конф. «Качество

132
жизни и российское предпринимательство», Москва,23-25 ноября 2001г. - М., 2001. - С.84-85.
26. Волков, Г.Н. Три лика культуры/Г.Н. Волков. - М., 1986. - 335
27. Волошина, И.А. Психологическая поддержка безработных как форма социальной работы/И.А. Волошина // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. науч. тр. - Саратов, 1997 - С. 176-184.
28. Воспитание детей в школе:Новые подходы и новые техноло- гии/Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998. - 208 с.
29. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии:Взгляд на профессиональ¬ную подготовку учителя/Б.3. Вульфов, В.Н. Харькин. - М., 1995. - 112 с.
30. Гальперин, Я.Г. Технология психологической самозащиты: стресс - дистресс - проблема XX века/Я.Г. Гальперин, О.И. Жданов.
- М., 1997. - 164 с.
31. Герасимова, Н.И. Проблема рефлексии и феномен обновления сознания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1987. - 36 с.
32. Герций, Ю.А., Групповые занятия - индивидуальный под- ход/Ю.А. Герций, С.Г. Дановский // Человек и труд. - 2001. - №7. - С.86-87.
33. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте/Л.Д. Гиссен.
- М., 1973. - 150 с.: ил.
34. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика/Т.М. Давыденко. - М.: Белгород, 1995. - 251 с.
35. Данилов, А.Т. Профориентация и психологическая поддержка населения: требуется правовая база/А.Т. Данилов, Г.Н. Киселев // Человек и труд. - 2009. - №8. - С.39-41.
36. Деркач, А.А. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров/А.А. Деркач, Г.И. Марасанов. - М., 1996. - 156 с.

133
37. Деркач, А.А. Теоретические проблемы акмеологии/А.А. Деркач // Психология личности: новые исследования/Под ред. К.А. Абуль- хановой и др. - М., 1998. - С.74-86.
38. Дюков, В.М. Рефлексивно-психологические особенности проек-тирования профессионального бизнес-образования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Бийск, 1995. - 30 с.
39. Журавкова, М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1995. - 34 с.
40. Зинченко, В.П. Культурно-историческая психология: опыт ам- плификации/В.П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1993. - N 4. — С. 5-19.
41. Зинченко, В.П. Образование. Мышление. Культура/В.П. Зин¬ченко // Новое педагогическое мышление/ Под ред. А.В. Петровско¬го. - М., 1989. - С. 90-102.
42. Ильин, И.А. Основы христианской культуры/И.А. Ильин // И.А. Ильин. Одинокий художник. - М., 1993. - С. 291-336.
43. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального созна¬ния будущего педагога/Е.И. Исаев, С.Г Косарецкий, В.И. Слободчи- ков // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С .57-66.
44. Каратов, Ю. Мужчина ищет работу: И находит ее!/Ю. Каратов, Г. Маев. - М., 1997. — 96 с.
45. Карелин, А.А. Психологические механизмы межличностного общения: Учеб. пособие для работ.служб занят., психологов и соц.работников/А.А. Карелин. - Саратов, 1996. - 76 с.
46. Карпов, А.В. Методика диагностики рефлексивности/А.В. Кар¬пов, В.В. Пономарева. - Ярославль, 1994. - 58 с.
47. Катрич, Г.И. Становление рефлексивной структуры самооцен- ки/Г.И. Катрич И Рефлексия, образование и интеллектуальные инно¬вации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. "Рефлексивные процессы и творчество'', Новосибирск, 6-8 июня 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 222-224.

134
48. Климов, Е.А. Введение в психологию труда/Е.А. Климов. - М., 1988. - 198 с.
49. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределе- ния/Е.А .Климов. - Ростов-на-Дону, 1993. - 465 с.
50. Клуб ищущих работу. Технология работы Клуба:Для рук. Клу¬
ба. - М., 1996. - 168 с.
51. Козлачков, В.И. Освоение профессиональной культуры в со-временных условиях: Автореф. дис. ... докт. философ, наук. - М., 1991. - 58 с.
52. Колмогорова, JI.C. Становление психологической культуры школьника/JI.С. Колмогорова // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 83-91.
53. Колпакова, Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности (на примере старших школьников): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 1997. -32 с.
54. Кон, И.С. Психология старшеклассника/И.С. Кон. - М., 1980. - 192 с.
55. Константинов, С.А. Безработица как канал социальной цирку- ляции/С.А. Константинов // Социальные проблемы развития челове¬ческих ресурсов: Сб. науч. тр. - Саратов, 1997. - С. 67-70.
56. Коржова, Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессио-нальной деятельности/Е.Ю. Коржова. - СПб., 1996. - 108 с.
57. Корниенко, Н.А. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности: правовой, нравственный и соци-альный аспекты/Н.А. Корниенко. - Новосибирск, 1997. - 96 с.
58. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 28 с.
59. Королева, Л.Г. Культура и цивилизация/Л.Г. Королева. - Курск, 1991. - 58 с.
60. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение/Ю.Д. Красов- ский. - М., 1999. - 465 с.

135
61. Криулин, В.А. Понятие "профессиональная жизнь" и качество профессиональной подготовки российских менеджеров/В.А. Криу¬лин, Т.В. Криулина // Качество жизни и российское предпринима¬тельство: Материалы 2-ой Всесоюз. науч.-практич. конф. «Качество жизни и российское предпринимательство», Москва, 23-25 ноября 2001г. - М., 2001. - С. 110-113.
62. Криулина, А.А. Профессиональная культура и система психо-логической подготовки учителя: Макроэргономический подход: Ав¬тореф. дис. ... док. психол. наук. - М., 1996. - 48 с.
63. Криулина, А.А. Технология выявления рефлексивного компо¬нента профессиональной культуры педагога/А.А. Криулина // Соци¬альные и педагогические технологии в системе образования: Мате¬риалы Всесоюз. конф. «Социальные и педагогические технологии в системе образования», Белгород, 29-31 окт. 1998г. - Белгород, 1998. -С. 112 - 114.
64. Криулина, А.А. Умное незнание и профессиональный рост пе-дагога/А.А. Криулина // Тезисы докладов и выступлений областной общественно-научной конференции «Мир через культуру», - Курск, 25-26 нояб. 1995г. - Курск, 1995. - С. 38-40.
65. Криулина, А.А. Эргономика высшего педагогического образо- вания/А.А. Криулина. - М., 1997. - Деп. в НИИ ВО 04.03.97, №30- 97 деп.
66. Кроник, А.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я:Психология значимых отношений/А.А. Кроник, Е.А. Кроник. - М., 1989. - 204 с.
67. Крысько, В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник /В.Г. Крысько. - М., 2001. - 688 с.
68. Кугукина, Л.П. Педагогические условия самовоспитания буду¬щих педагогов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1997. - 28 с.
69. Кузнецов, В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуаци- ях/В.Н. Кузнецов. - М., 1995. - 24 с.

136
70. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии/Е.С. Кузьмин. - JL, 1967. - 173 с.: ил.
71. Кузьмина, Е.И. Оптимизм рефлексии - условие свободы в об- щении/Е.И. Кузьмина // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации:Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлексивные процессы и творчество», Новосибирск, 6-8 июня 1995 г. - Новосибирск, 1995.
- С. 227-228.
72. Культурологический подход в теории и практике педагогиче¬ского образования/Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород, 1999. - 151 с.
73. Культурология/Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1997. - 575 с.
74. Культурология/Сост. А.А. Радугин. - М., 1995. - 372 с.
75. Куриленко, Е.Н. Молодежь провинции: проблемы и перспекти¬вы. Социальный портрет молодежи Курской области/Е.Н. Курилен¬ко, И.Л. Шиков. - Курск, 2000. - 116 с.
76. Курносикова, Е.А. Моральная рефлексия как феномен культу¬ры: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саранск, 1996. - 28 с.
77. Кухтина, И.Г. Новые подходы к обеспечению качества образо- вания/И.Г. Кухтина // Качество жизни и российское предпринима-тельство: Материалы 2-ой Всесоюз. науч.-практич. конф. «Качество жизни и российское предпринимательство», Москва, 23-25 ноября 2001г. - М., 2001. - С. 191-194.
78. Ладенко, И.С. Интеллектуальная культура специалистов и средства ее формирования/И.С. Ладенко // Интеллектуальная куль¬тура специалиста: Сб. науч. тр./Отв. ред. И.С. Ладенко. — Новоси¬бирск, 1988. - С. 14-18.
79. Ладенко, И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллек-туальных систем/И.С. Ладенко // Мысли о мыслях: Сб. науч. тр./Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1995. - С. 218-230.
80. Ладенко, И.С. Формирование рефлексии/И.С. Ладенко, И.С. Семенов, С.Ю. Степанов. - Новосибирск, 1990. — 190 с.
81. Левченко, В.Л. Культурная рефлексия как творческий фактор в образовании/В.Л. Левченко // Рефлексия, образование и интеллекту¬

137
альные инновации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлексивные процессы и творчество», Новосибирск, 6-8 июня 1995 г. - Новоси¬бирск, 1995. - С. 195-198.
82. Леонова, А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автор, дис. ... докт. психол наук. - М., 1988. - 44 с.
83. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н. Леонть¬ев. - М., 1975. - 304 с.
84. Лихачев, Д.С. Культура как целостная Среда/Д.С. Лихачев // Новый мир. - 1994. - N8. - С. 3-8.
85. Лихачев, Д.С. Экология культуры/Д.С. Лихачев // Узорочье жизни. - М., 1989. - С. 124-136.
86. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура/А.Ф. Лосев. - М., - 1991. - 525 с.
87. Лук, А.Н. Эмоции и личность/А.Н. Лук. - М., 1982. - 176 с.
88. Лукин, В.А. Психологическая помощь как элемент профориен¬тации молодежи/В.А. Лукин, Е.Н. Тихонова, А.В. Лаптев // Человек и труд. - 2001. - №3. -С. 56-58.
89. Лушпаева, Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами со-циально-психологического тренинга:Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1989. -22 с.
90. Лясников, Н.В. Как помочь молодежи выбрать профессию/Н.В. Лясников // Человек и труд. - 2001. - №7. - С. 84-85.
91. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма/А.С. Макаренко. - М., 1979. - 640 с.
92. Мандельштам, О.Э. О природе слова/О.Э. Мандельштам // Мандельштам О.Э. Слово и культура. - М., 1987. - С. 55-67.
93. Марцинковская, Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке/Т.Д. Марцинковская. - М., 1994. - 156 с.
94. Медведев, В.И. Личностный аспект внутригрупповых отноше¬ний в условиях частичной социальной изоляции/В.И. Медведев, Ю.А. Баранов, С.Т. Посохова // Физиология человека. - 1988. - Т.14.
- N5. - С. 218-226.

138
95. Медведев, В.И. Психофизиологический аспект регуляции пар¬ного межличностного взаимодействия/В.И. Медведев, Е.К. Завьяло¬ва, Б.В. Овчинников, С.Т. Посохова // Физиология человека. - 1986. - Т.12. - №5. - С. 206-221.
96. Медведская, Е.И. Особенности психологической дистанции как показателя личностного развития младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Минск, 1997. - 31 с.
97. Межуев, В.М. Классическая модель культуры: проблема куль¬туры в философии Нового времени/В.М. Межуев // Культура: теории и проблемы. - М., 1995. - С. 38-43.
98. Мирошин, А.В. Эмоционально-волевая устойчивость и ее фор-мирование у студентов (на материалах педагогического вуза): Авто¬реф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1989. - 18 с.
99. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал/Л.М. Ми¬тина. - М., 1994. - 118 с.
100. Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проек-тирование техники, программных средств и среды/В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М., 2001. -356 с.
101. Наенко, Н.И. Психическая напряженность/Н.И. Наенко. - М., 1976. - 112 с.:ил.
102. Научно-педагогические основы разработки и реализация обра-зовательных программ в системе дополнительного образования де¬тей. - М., 1996. - 84 с.
103. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения: Ав¬тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984. - 24 с.
104. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека/Г.С. Никифоров. - Л.,
- 1989. - 192 с.
105. Обозов, Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия: Психология межличностного познания/Н.Н. Обозов.
- М., 1981.-312 с.
106. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учите- ля/Ю.М. Орлов. - М., 1991. - 287 с.

139
107. Осакин, В.Г. Челябинская область: как достичь равновесия на рынке труда/В.Г. Осакин // Человек и труд. - 2000. - №11. - С. 56-57.
108. Осницкий, А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы/А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова // Вопросы психологии.
- 1999. - №1. - С. 92-104.
109. Пауэрс, П. Найди свое дело; Как полюбить работу, которую имеешь. Как найти работу, которую полюбишь; Рассуждения и уп-ражнения на добрые и не очень добрые времена: [Пер. с англ.]/П. Пауэрс, Д. Рассел. - М., 1994. -74 с.
110. Переведенцев, В.А. Наше демографическое будущее/В.А. Пере-веденцев // Человек и труд. - 2001. - №5. - С. 63.
111. Петрушихина, Е.Б. Рефлексия педагога в общении со старше-классниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1991. - 22 с.
112. Плюснин, Ю.М. Социальная психология безработного/Ю.М. Плюснин, Г.С. Пошевнев. - Новосибирск, 1997. - 98 с.
113. Подымов, Н.А. Психологические особенности профессиональ¬ной деятельности учителя/Н.А. Подымов, JI.C. Подымова. - Курск,
1996. - 194 с.
114. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей/Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования/Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1987. - 237 с.
115. Полищук, О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,
1995. - 18 с.
116. Посохова, С.Т. Психофизиологический аспект регуляции пар¬ного межличностного взаимодействия/С.Т. Посохова // Физиология человека. - 1986. - Т.12. - N5. - С. 214-218.
117. Прохсров, А.О. Функциональные структуры психических со¬стояний: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 1992. — 24 с.

140
118. Психологическое обеспечение инновационных процессов. - Но-вокузнецк, 1993. - 228 с.
119. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара, 2000. - 672 с
120. Психология спорта высших достижений/Под ред. А.В. Родио¬нова. - М., 1979. -132 с.
121. Психология становления педагога профессиональной шко- лы/Под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург, 1996. - 142 с.
122. Раченко, И.П. Глобальное, планетарное мышление учителя: На¬уч. метод. консультация/И.П. Раченко. - Пятигорск, 1990. - 162 с.
123. Реан, А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности пе- дагога/А.А. Реан // Вопросы психологии. — 1990. - N2. — С. 77-81.
124. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб., 1999. - 416 с.
125. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании: Учеб. пособие/Е.И. Рогов. - М., 1996. - 529 с.
126. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследова¬ния: Пособие для шк. психологов по работе с учителем и пед. кол- лективом/Е.И. Рогов - М., 1998. - 496 с.
127. Розин, В.М. Введение в культурологию/В.М. Розин. - М., 1997.
- 178 с.
128. Розин, В.М. От традиционной парадигмы образования к но- вой/В.М. Розин // Техническая эстетика. — 1990. - N6. - С. 10-12.
129. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир/С.JI. Рубинштейн. — М., 1987.
- 338 с.
130. Рудестам, К. Групповая психотерапия: Психокоррекц. группы: теория и практика: [Пер. с англ.]/К. Рудестам; Общ. ред и вступ. ст. Л.П. Петровской. — М., 1993. — 368 с.: ил.
131. Русские философы, конец XIX - середина XX века: [Антология: В 3 вып.]. - М., - 1993. - Вып.1. - 367 с.
132. Рябцев, В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 22 с.

141
133. Ряшина, В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте:Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,
1996. - 24 с.
134. Савина, М.С. Профориентационные услуги клиентам службы занятости/М.С. Савина И Социальные проблемы развития человече¬ских ресурсов: Сб. науч. тр. — Саратов, 1997. - С. 184-189.
135. Сарычев, С.В. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности/С.В. Са¬рычев, А.С. Чернышев. - Курск, 2000. - 180 с.
136. Селиванов, В.В. Личностные изменения в процессе мышле- ния/В.В. Селиванов // Психология личности: новые иселедова- ния/Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М., 1998. - С. 154-159.
137. Семенов, И.Н. Организация развивающего проблемно¬рефлексивного полилога в процессе группового творчества/И.Н. Се¬менов, С.Ю. Степанов // Мысли о мыслях: Сб. науч. тр./Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1995 г. - С. 140-145.
138. Семенов, И.Н. Психология рефлексии в организации творческо¬го процесса: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 51 с.
139. Семенов, И.Н. Рефлексивно-гуманистическая и технократиче¬ская ориентация профессионального образования государственных служащих/И.Н. Семенов // Рефлексия, образование и интеллектуаль¬ные инновации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлексивные процессы и творчество», Новосибирск, 6-8 июня 1995 г. - Новоси¬бирск, 1995. - С. 217-226.
140. Семенов, И.Н. Рефлексика гуманизации и интеллектуализации профессионального образования/ И.Н. Семенов // Рефлексия, образо¬вание и интеллектуальные инновации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлексивные процессы и творчество», Новосибирск, 6-8 июня 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 210-217.
141. Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры/В.Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. - 1989. - N12. - С. 1-2.
142. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта/Р.Н. Сингер. - М., 1980. - 152 с.:ил.

142
143. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению про-блемы психологического здоровья детей/В.И, Слободчиков, А.В. Шувалова // Вопросы психологии. - 2001. - №4. - С. 91-105.
144. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов/В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000. - 416 с.
145. Смирнов, С.А. Развитие рефлексии при организации учебного процесса в форме творческой, познавательной деятельности/С.А. Смирнов // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлексивные процессы и творче¬ство», Новосибирск, 6-8 июня 1995г. - Новосибирск, 1995. — С. 188- 192.
146. Смирнова, Е.В. Рассуждение о рассуждениях: рефлексивность сознания личности/Е.В. Смирнова, А.П. Сопиков // Социальная пси-хология личности. — JL, 1973. - С. 140 - 149.
147. Снегирева, Т.В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте/Т.В. Снегирева, К.Н. Платон. - Кишинев, 1988. - 63 с.:ил.
148. Социально-психологическая технология: экспрессивная диаг-ностика актуальных проблем предприятия (организации), разработка путей их решения в диалоговом режиме. — М., 1991. - 128 с.
149. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание/А.Г. Спиркин. - М., 1972. - 303 с.
150. Степанов, С.Ю. Управленческая инноватика: рефлепрактиче- ские методы/С.Ю. Степанов, С.Н. Маслов, Е.А. Яблокова. - М., 1993. - Вып. 1. - 212 с.
151. Тюков, А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии/А.А. Тюков // Мысли о мыслях: Сб. науч. тр./Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1995. - С. 84-88.
152. Урванцев, Л.П. Влияние профессиональной деятельности на личность учителя/Л.П. Урванцев, Н.В. Комолова // Психология педа-гогического мышленяя:теория и эксперимент: Сб. науч. ст. - М.,
1998. - С. 92-96.

143
153. Формирование профессиональной культуры учителя/Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993. - 178 с.
154. Хайдеггер, М. Искусство и пространство/М. Хайдеггер // Само-сознание европейской культуры в современном обществе. - М., 1991.- С. 95-102.
155. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте/Ю.Л. Ханин // Во¬просы психологии. - 1978. - N6. - С. 28-34.
156. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивности лич¬ностной тревожности Ч.Д. Спилбергера/Ю.Л. Ханин. - Л., 1976. - 36
157. Ханин, Ю.Л. Кросс - культурные перспективы диагностики ин-дивидуальных различий: методологические и концептуальные про- блемы/Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. - 1989. - N4. - С. 34-38.
158. Ханин, Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в ус¬ловиях значимой совместной деятельности/Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии.- 1991. -N5. - С. 58-62.
159. Ханин, Ю.Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных оп-росных методов: Психол. проблемы предсоревн. подгот. квалиф. спортсменов. - Л., 1977. - 44 с.
160. Ханин, Ю.Л. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития/Ю.Л. Ханин, Г.В. Буланова // Во¬просы психологии. - 1981. - N5. - С. 34-42.
161. Харламов, А.В. Успех преобразований зависит от профессиона-лизма, инициативности и опыта/А.В. Харламов // Человек и труд. - 2001. - №8. - С. 68.
162. Хомутова, В.П. Экспресс-диагностика синдрома социально-психологической дезадаптации/В.П. Хомутова, Е.А. Тимофеева // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. науч тр.
- Саратов, 1997. - С. 192-201.
163. Хорнби, М. Я могу сделать это! 36 действий помогут Вам полу¬чить ту работу, которую Вы хотите: [Пер. с англ.]/М. Хорнби. - Минск, 1997. - 231 с.

144
164. Целиковский, С.Б. Особенности реализации принципа обратной связи в обучении саморегуляции психических состояний: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1994. - 26 с.
165. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подрост¬ков и их педагогов: Пособие для учителей/Г.А. Цукерман. - М., 1994.
- 160 с.
166. Чебыкин, А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельно¬сти: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 1991. - 38 с.
167. Чепляев, B.JI. Регулятивный аспект ситуации незанятости/В.JI. Чепляев // Социальные проблемы развития человеческих ресур- сов:Сб. науч. тр. - Саратов, 1997. - С. 61-67.
168. Чернышев, А.С. Групповое сознание как детерминанта успеш¬ности совместной деятельности/А.С. Чернышев, А.В. Корнев // Пси-хологические аспекты совместной деятельности и общения. - Курск, 1990.- С. 26-38.
169. Чернышев, А.С. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи/А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев. - Курск, 1998. - 90 с.
170. Четвернина, Т.В. Конкурентоспособность женщин на россий¬ском рынке труда/Т.В. Четвернина, И.В. Соболева // Человек и труд.
- 2000. - №11. - С. 49-54.
171. Чигарьков, В.М. Проектная культура и дети: из опыта образо¬вания в Великобритании/В.М. Чигарьков, А.Л. Дижур // Техническая эстетика. - 1990. -N5. — С. 11-16.
172. Чудина, Е.А. Гипотетические концепты и механизмы эмоцио¬нальной неустойчивости личности: имплицитная теория/Е.А. Чудина // Психология личности:новые исследования/Под ред. К.А. Абульха- новой и др. - М.,1998. - С. 96-102.
173. Шалаева, Т.И. Проблема использования элементов визуальной психодиагностики в профессиональном консультировании/Т.И. Ша¬лаева // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов:Сб. науч. тр. - Саратов, 1997. - С. 206-212.

145
174. Шаров, А.С. Рефлексия в развитии личности/А.С. Шаров // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлексивные процессы и творчество», Ново¬сибирск, 6-8 июня 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 226-229.
175. Шемелина, О.С. Развитие рефлексивных способностей через освоение ТРИЗ/О.С. Шемелина // Рефлексия, образование и интел-лектуальные инновации: Материалы 2-ой Всесоюз. конф. «Рефлек¬сивные процессы и творчество», Новосибирск, 6-8 июня1995 г. - Но¬восибирск, 1995. - С. 210-214.
176. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология/П.Н.Шихи- рев. - М., 2000. - 448 с.
177. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности/А.Г. Шмелев. - М., 1983. - 157 е.:ил.
178. Шубина, Л.С. К вопросу о психическом состоянии будущего учителя/Л.С. Шубина П Взаимосвязь сознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. - Пермь, 1982. -С. 72-78.
179. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности/Е.Л. Яковлева. - М., 1997. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ