Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности отношений межличностной значимости в системах "студент - студент" и "преподаватель - студент" в современном российском вузе

Работа №3981

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы134стр.
Год сдачи2006
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава 1. Психологические исследования межличностной значимости в реально функционирующих ученических группах 13
§1. Ученические группы как одна из разновидностей первичных или вторичных
малых групп. 13
§2. Отношения межличностной значимости в реально функционирующем
контактном сообществе. 22
§3. Степень разработанности социально-психологических аспектов психологии
студенчества 43
Глава 2. Экспериментальное исследование отношений межличностной значимости в системах «студент - студент», «педагог - студент» и
обсуяадение полученных результатов 53
§1. Программа экспериментального исследования: гипотезы, методический
инструментарий, организация исследования 53
§ 2. Особенности интрагруппового структурирования студенческих групп
и специфика отношений межличностной значимости их членов 67
§3. Особенности межличностной значимости студентов для
преподавателей вуза 97
Заключение 110
Библиография 117


Введение.
Актуальность данного исследования определяется рядом обстоятельств. В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно-ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В то же время его субъектность не может быть в психологическом плане описана, объяснена и понята без учета социально-психологической характеристики социальной ситуации развития и, прежде всего, его позиции в системе взаимодействия с ближайшим и при этом референтным окружением. При этом анализ специальной литературы рисует достаточно отчетливо выраженную картину преимущественного внимания исследователей к учащимся наиболее массовых образовательных учреждений, в первую очередь, общеобразовательных школ, хотя и здесь собственно социально-психологические аспекты проблемы нередко либо остаются на периферии исследовательской практики, либо выступают как фоновые, уточняющие вопросы, связанные с проблематикой психологии развития и педагогической психологии.
Несомненно, нельзя сказать, что психологические проблемы студенчества полностью обойдены вниманием психологов - теоретиков и психологов - практиков, но совершенно очевидно, что этот круг вопросов до конца еще не прояснен, особенно, если речь идет о характере межличностных отношений студентов со своими соучениками и преподавателями. Актуальность подобных исследований именно сейчас связана еще и с тем, что в условиях быстро меняющегося мира, казалось бы, раз и навсегда устоявшиеся, по сути дела, классические идеи педагогического взаимодействия в вузе в реальной образовательной практике в буквальном смысле “переворачиваются”, меняют свою психологическую сущность, направленность и тональность, теряя
3

менторское звучание и переходя в логику реального партнерства всех субъектов образовательного процесса. Несомненно, в рамках данного диссертационного исследования не было задачи исчерпывающе заполнить те лакуны, которые в социальной психологии высшей школы образовались в связи с недостаточным, на наш взгляд, вниманием к вопросам отношений межличностной значимости в системах “студент - студент” и "педагог - студент”. В рамках данной экспериментальной работы мы, с одной стороны, попытались привлечь внимание к острым, а порой и болезненным аспектам взаимоотношений студента со своим референтным окружением, а с другой — наработать и проинтерпретировать ту конкретику реального взаимодействия и общения студента с сокурсниками и преподавателями, которая бы смогла хотя бы частично вскрыть социально-психологическую специфику его личностного развития в условиях реального процесса и группообразования в рамках учебной студенческой группы в современном российском вузе.
Цель исследования состоит в выявлении и интерпретации зависимостей и закономерностей, раскрывающих особенности характера отношений межличностной значимости разностатусных студентов для своих сокурсников и преподавателей.
Объектом исследования являются социально-психологические характеристики отношений межличностной значимости разностатусных студентов в системах “студент - студент” и ’’преподаватель - студент”.
Предметом исследования выступают социально-психологические особенности статусно-ролевого и личностного видения разностатусных студентов разных курсов их соучениками и преподавателями.
Задача исследования:
1. Осуществить анализ психологической литературы по проблемам группообразования применительно к ученическим сообществам, в том числе и по студенческим учебным группам, обозначить теоретические позиции в области отношений межличностной значимости, которые
4

могли бы стать интерпретационным алгоритмом рассмотрения экспериментальных данных.
2. Сформулировать гипотетический блок исследования, подобрать адекватную целям и гипотезам исследования батарею методических средств и апробировать ее в рамках пилотажного этапа исследования.
3. Выявить в ходе основной экспериментальной серии закономерности, зависимости и тенденции, раскрывающие социально-психологическую сущность отношений межличностной значимости разностатусных студентов разных курсов со своими соучениками и отношений преподавателей вуза к ним.
4. Сформулировать основные выводы исследования, а также блок психологических практикоориентированных рекомендаций, адресованных преподавателям - кураторам студенческих учебных групп и методистам деканата и учебного управления.
Для проверки справедливости выдвинутых гипотез и реализации задач, поставленных в исследовании, помимо анализа документального материала, консультаций с компетентными лицами и целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих студенческих учебных групп, был использован следующий собственно экспериментальный методический инструментарий: социометрическая и аутосоциометрическая процедуры, референтометрическая и аутореферентометрическая процедуры, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социально - психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли, методика определения степени ценностно - ориентационного единства в группе.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются концептуальные позиции, раскрывающие общенаучные принципы
5

аналитического рассмотрения проблемы - принципы детерминизма, системности, развития и гуманизма. Именно это и задает действительно комплексный и при этом подлинно субъектный подход к реализации исследовательских задач данной диссертационной работы. Принципиальное значение в разработке собственно теоретико-базовых основ исследования, его планирования и осуществления имеют теория отношений личности (В.Н. Мясищев и др.), теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа (А.В. Петровский и др.), концепция персонализации (В.А. Петровский и др.), трехфакторная модель “значимого другого” (А.В. Петровский и др.). Кроме того, теоретическими основаниями данного исследования являются также многочисленные теоретические, теоретико-экспериментальные, экспериментально-теоретические и
экспериментальные разработки, результаты которых позволили опереться на уже выявленные, описанные и проинтерпретированные факты и закономерности, характеризующие специфику процессов группообразования и личностного развития в ученических сообществах их членов, а также особенности отношений межличностной значимости в рамках образовательных учреждений разного типа.
Надежность и достоверность результатов исследования основана, прежде всего, на адекватности методолого-теоретических конструкций содержательной стороне проблематики исследования, определена конструктивно — сущностным анализом специальной социально - психологической и психологической литературы, детальным осмыслением затрагиваемых вопросов, тщательным подбором методических средств и статистической обработкой эмпирических данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Данное конкретное диссертационное исследование является, по сути дела, одним из целого цикла экспериментально - теоретических работ, выполненных в рамках стратометрической концепции и концепции персонализации и при этом
6

направленных на социально - психологический анализ особенностей межличностной значимости в группах разного типа и уровня социально - психологического развития. В связи с этим, научная новизна и теоретическая значимость этой диссертации определяется рядом обстоятельств.
Прежде всего, это связано с необходимостью дополнительной проверки научной состоятельности и эвристичности общих концептуальных представлений об интегральных основаниях межличностной значимости в любых реально функционирующих малых группах, кроме того, той в социально - психологическом плане принципиальной специфики, которая свойственна этой системе взаимодействия в условиях современных российских вузов. При этом, в данной работе впервые анализируются эмпирические данные, позволяющие развернуто проинтерпретировать специфику взаимовосприятия студентами разных курсов своих разностатусных соучеников, описать и осмыслить особенности аттракционных, референтных и неформально властных взаимоотношений между ними.
Также в диссертации были, по сути дела, впервые получены и проанализированы экспериментальные материалы, рисующие психологическую картину того, как преподаватели современного вуза в аттракционном и референтном планах относятся к разностатусным студентам,
• обучающимся на разных курсах - первом, третьем и пятом.
В теоретическом плане экспериментально выявленные и социально - психологически содержательно проинтерпретированные результаты позволяют и дополнительно подтвердить, и в то же время конкретизировать разработанную и обоснованную в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации трехфакторную модель «значимого другого», прояснив, каким образом заявленные общетеоретические положения проявляются в условиях А отношенческих систем ’’студент - студент” и ’’преподаватель - студент”.
7

Практическая значимость исследования. Данная диссертация представляет собой отчетливо экспериментальное исследование, носит при этом очевидный практико-ориентированный характер. Подтверждается, это, прежде всего тем, что и блок выводов и блок рекомендаций достаточно откровенно адресован практическим работникам высшего образования как практическим вузовским психологом и педагогам, так и собственно управленцам. Наработанные эмпирические данные, выявленные закономерности и зафиксированные зависимости предоставляют практическим вузовским специалистам реальную возможность понять и учесть специфику отношений межличностной значимости и в учебных студенческих группах, и в системе взаимодействия “преподаватель - студент”. Более того, полученные данные позволяют кураторам студенческих групп (будь то преподаватели или методисты) не реагировать на кардинальные изменения системы межличностных отношений в учебно-воспитательном коллективе вуза, что называется, постфактум, а предугадывать их динамику и заблаговременно выстраивать алгоритм и логику своих целенаправленных действий по формированию благоприятного и в личностном, и в собственно деловом планах социально - психологического климата.
Следует отметить и еще один момент, а именно то, что детально апробированный в данной диссертации комплекс социально - психологических методик может быть использован практическими вузовскими психологами в качестве исследовательско - диагностического инструментария для анализа особенностей межличностных отношений в учебно-воспитательном коллективе вуза.
8

Положения, выносимые на защиту:
1. Студенческие группы первокурсников, третьекурсников и пятикурсников, будучи сообществами разного уровня социально-психологического развития («становящиеся», «зрелые», «умирающие»), характеризуются полными, неусеченными универсально значимыми интрагрупповыми структурами - социометрической, референтометрической и неформальной властной.
2. В рамках студенческой группы характер и направленность отношений межличностной значимости между ее членами в значительной степени детерминируются принадлежностью каждого из них к определенному статусному слою в интрагрупповой иерархии неформальной власти. При этом интенсивность и специфика выраженности этой зависимости на первом, третьем и пятом курсах качественно различны:
а) на первом курсе высокостатусные студенты жестко подчеркивают свою несхожесть со всеми своими соучениками; среднестатусные студенты подчеркивают свое статусное превосходство над «аутсайдерами» и свое сходство с неофициальными лидерами; низкостатусные студенты, легко различая высокостатусных и среднестатусных соучеников между собой, демонстрируют стремление не видеть отличий своего положения в группе и положения в ней высокостатусных студентов;
б) на третьем курсе высокостатусные студенты, подчеркивая свое и таких же, как они сами, неофициальных лидеров статусное превосходство над остальными членами группы, в ряде случаев декларируют свое сходство с некоторыми среднестатусными (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и принципиальное несходство с
9

некоторыми высокостатусными (конкуренты конкретного официального лидера); среднестатусные и особенно низкостатусные студенты выступают в роли явных привеженцев способа оценки своих соучеников через призму их принадлежности к тому или иному внутригрупповому статусному слою;
в) на пятом курсе и высокостатусные, и среднестатусные студенты используют при оценке и сравнении своих соучеников между собой статусный ориентир, лишь когда дело касается «аутсайдеров», а низкостатусные студенты вообще не применяют подобный ракурс межличностного оценивания.
3. В студенческих группах на разных курсах степень совпадений экспектаций и реальных межличностных предпочтений различна: чем старше курс, тем выше уровень совпадения ожиданий и реальных социометрических и рефрентометрических выборов.
4. Отношения межличностной значимости в системе «преподаватель - студент» в существенной степени определяются фактом принадлежности конкретного студента к определенному статусному слою в интрагрупповой структуре
• студенческого сообщества. При этом на первом, третьем и пятом
курсах характер и интенсивность данной зависимости различны.
а) На первом курсе и в аттракционном, и в референтном планах наиболее значимыми для преподавателей являются высокостатусные студенты. Помимо неофициальных лидеров, в качестве достаточно референтных лиц для преподавателя в сфере межличностных отношений оказываются порой и низкостатусные студенты.
б) На третьем курсе и в аттракционном, и в референтном планах ф наиболее значимыми для преподавателей являются среднестатусные
студенты. Помимо среднестатусных членов студенческой группы в
10

качестве достаточно в аттракционном плане значимых, для преподавателей лиц оказываются порой и низкостатусные студенты.
в) На пятом курсе значимость для преподавателей студентов и в аттракционном, и в референтном планах определяется не принадлежностью того или иного учащегося к тому или иному статусному слою в интрагрупповой иерархии неформальной власти в учебном сообществе, а зависит от характера накопленного преподавателем опыта диадического взаимодействия с конкретным студентом и наличием или отсутствием осознаваемых педагогом перспектив дальнейшего профессионального партнерства с ним.
Апробация результатов исследования. Как рубежные, так и итоговые результаты данной диссертации обсуждались на конференциях молодых ученых МГ1111У (2004 - 2005 г.г.), на круглых столах «Социально - психологические проблемы образования факультета социальной психологии МГППУ» (2003, 2004 г.г.), на расширенных заседаниях кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ (2003 - 2005 г.г.), на расширенных заседаниях лаборатории истории психологии ПИ РАО (2004, 2005 г.г.), на расширенном заседании лаборатории социально - психологических проблем
• сознания ПИ РАО (2005 г.).
Апробация полученных данных осуществлялась в ходе лекций и семинарских занятий в рамках авторского курса «Социальная психология студенчества» в 2004 — 2005 и 2005 - 2006 учебных годах на факультете социальной психологии МГППУ, результаты исследования также апробировались в ходе лекционных занятий по дисциплинам «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Социальная возрастная психология».
11

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография 207 наименований, из них 23 — на иностранных языках.
12



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение.
Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы по проблематике диссертационной работы, само проведенное нами экспериментальное исследование, полученные в его ходе эмпирические данные, результаты их и количественной обработки, и качественной интерпретации, материалы длительного целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих студенческих учебных групп позволили сформулировать выводы диссертации и предложить ряд практикоориентированных рекомендаций.
Выводы:
1. Студенческие группы вне зависимости от того, о первом, третьем или пятом годах обучения идет речь, имеют полные, неусеченные социометрическую и референтометрическую структуры. В то же время основные как количественные, так и качественные характеристики этих структур позволяют говорить о том, что учебные группы первокурсников чаще всего могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников - как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», то есть окончательно завершающие свою жизнедеятельность.
2. Отношения межличностной значимости между студентами в рамках студенческих групп в решающей степени определяются принадлежностью партнеров по учебно-профессиональному взаимодействию и внеучебному общению к тому или иному статусному слою в неформальной интрагрупповой иерархии власти. При этом от того, о каком курсе идет речь, зависит форма и интенсивность выраженности данной закономерности.
110

2.1. Первокурсники:
Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучеников между собой жестко ориентируются на свое статусное превосходство, подчеркивая свою собственную и таких же, как они сами, неофициальных лидеров несхожесть со всеми остальными студентами. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в то же время подчеркивают свою несхожесть с «аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различая статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают свое несходство с неофициальными лидерами.
2.2. Третьекурсники:
Высокостатусные третьекурсники также как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих соучеников между собой жестко ориентируются на свое статусное превосходство, подчеркивая свою собственную и таких же, как они сами, неофициальных лидеров несхожесть со всеми остальными студентами. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры в условиях «зрелых» групп при оценке соучеников подчеркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и явную несхожесть с конкретными такими же, как они, высокостатусными членами группы - конкурентами. Среднестатусные студенты - третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучеников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют еще большую готовность рассматривать своих соучеников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные «согруппники».
111

2.3. Пятикурсники:
Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучеников лишь, в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при оценочном сравнении своих соучеников, наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.
3. Степень межличностной значимости для преподавателей студента в существенной степени связана со статусом последнего в неформальной интрагрупповой структуре сообщества соучеников. При этом характер этой связи применительно к разным годам обучения в вузе принципиально различен.
3.1. Аттракционные предпочтения:
3.1.1. В связи с тем, что преподаватели могут судить о студентах - первокурсниках в основном по их активности на учебных занятиях система эмоциональных предпочтений строится преимущественно в логике «чем выше статус студента, тем он более заметен преподавателю и потому в аттракционном плане более привлекателен для него».
3.1.2. В связи с тем, что на третьем курсе высокостатусные студенты нередко завоевывают и удерживают свой статус благодаря не столько успехам в учебно-профессиональной деятельности, сколько благодаря «гиперактивности» в досуговой сфере, аттракционные предпочтения преподавателей, как правило, направлены на среднестатусных и даже низкостатусных студентов, которые, не надеясь занять главенствующую позицию в групповой
112

иерархии неформальной власти, акцентируют свое внимание именно на поиске профессионального контакта с преподавателем.
3.1.3. В условиях пятого курса, когда с одной стороны, группа существенно теряет для студента свою актуальную значимость, а преподаватели накопили опыт партнерства, по сути дела, с каждым студентом, аттракционные отношения «преподаватель - студент» строятся в основном без учета индивидуальных статусов учащихся и при этом преимущественно с опорой на накопленный опыт профессионального диадического сотрудничества.
3.2. Референтные предпочтения:
3.2.1. Наиболее референтными для преподавателей первокурсниками в сфере межличностных отношений являются высокостатусные студенты, причиной чему выступают те же обстоятельства, что определяющие аттракционные предпочтения педагогов. В то же время и низкостатусные члены группы не оказываются в референтном плане неразличимы для преподавателей - адекватная оценка межличностных отношений в группе в условиях дефицита информации (и это четко понимают педагоги) может быть достигнута лишь путем комплексного учета мнений и позиций представителей полярных статусных категорий студентов.
3.2.2. Наиболее референтными для преподавателей третьекурсниками в сфере межличностных отношений являются среднестатусные студенты, которые, будучи
<
значительным большинством, в «зрелой» группе при этом
113

представляют собой ее устойчивое, стабилизирующее социально-психологический климат в сообществе, ядро.
3.2.3. В референтном плане для преподавателей, работающих с пятикурсниками, наиболее значимым является мнение конкретных самоценных для них личностей вне зависимости от статуса последних в интрагрупповой структуре студенческого сообщества



Библиография:
1. Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1994.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.
4. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
5. Абульханова К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
6. Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Дисс....канд. психол. наук. — М., 1992.
7. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально - психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. - 1992. - №1.
8. Аллесе Е. Различия во взаимоотношениях подростков и юношей // Материалы 6 конференции психологов Прибалтики. Рига, 1970.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М., 1980.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. - М., 1980.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002.
12. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. - 1980.- №2.
13. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. - 1981. - №2.
14. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. - М., 1927.
15. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
16. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.,
1996.
117

17. Байчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990.
18. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2000.
19. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов — психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1997.
20. Беляев Б.В. Проблемы коллектива и его экспериментально — психологического изучения // Психология. Т.2. Вып.2. - М., 1929.
21. Беляев Б.В. Проблемы коллектива и его экспериментально - психологического изучения // Психология. Т.З. Вып.З. - М., 1930.
22. Березин Б.А. О влиянии взаимных оценок на взаимоотношения в трудовом коллективе // Социально — психологические и лингвистические характеристики форм общения. JI., 1970.
23. Бернс Р. Развития Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
24. Богданова Д.Я. Внутригрупповые взаимоотношения и общительность // Социально - психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
25. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
26. Бодалев А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально - психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
27. Бодалев А.А., Куницына В.Н., Панферов В.Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. Вып.9. Л., 1971.
28. Болтон Ф. Общественные черты в детстве и юности // Ребенок, его природа и потребности. М., 1926.
29. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога — практика // Московский психотерапевтический журнал. — 1993. -№»1.
118

30. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.
31. Буева Л.П. Общественное отношение и общение // Проблемы общения и воспитание. Т.1. Тарту, 1974.
32. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1995.
33. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. - М., 1973.
34. Волков Б.Н. Влияние коллектива на оценку учащимися положительных качеств личности своих одноклассников // Социально - психологические проблемы взаимоотношений в группах учащейся и рабочей молодежи. Минск, 1970.
35. Волков И.П. Социометрические методы в социально - психологическом исследовании. - Л., 1970.
36. Волков И.П. Социометрия как метод социальной психологии: Автореф. дисс....канд. психол. наук. - Л.,1968.
37. Волков И.П., Обозов Н.Н. Измерения флюктуаций типа психологического статуса в зависимости от размера сферы общения // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л., 1969.
38. Воробьев А.В. Степень и направленность влияния учителя на
* нравственную сферу личности учащихся // Индивидуальность педагога и
формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
39. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксискую социальную психологию. - М., 1972.
40. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс.... д-ра психол. наук. - СПб., 1996.
41. Горбатенко Т.М. Профессиональные намерения и структура межличностных отношений старшеклассников. // Психологические
• особенности общения в коллективе. М., 1986.
119

42. Гусейнов А.Д. Специфика адаптации в студенческой группе студентов - первокурсников // Интрагрупповое структурирование в сооществах разного типа. Краснодар, 1989.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
44. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. - СПб., 2003.
45. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения «вершин» профессионализма. М., 1993.
46. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого - акмеологическое консультирование управленческих кадров. - М., 1996.
47. Десев JI.H. К психологии отношений и взаимоотношений в первичном коллективе учащихся девятых - одиннадцатых классов // Социально - психологические и лингвистические характеристики форм общения. JL,
1970.
48. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 1987.
49. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. — М., 1979.
50. Дубов И.Г. Проблема «значимого другого»: терминологический аспект // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников.
* Даугавпилс, 1988.
51.Забродин Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. - 1980. - №2.
52.3аззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. - 1967. - №2.
53.3алужный А.С. Задачи изучения детского коллектива // Детский коллектив и ребенок. Екатеринослав, 1926.
54.3ахарова А.В. Общение со сверстниками как фактор становления «г морально - этической взрослости подростка // Социально —
120

психологические проблемы взаимоотношений в группах учащейся и рабочей молодежи. Минск, 1970.
55.Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе // Руководство и лидерство. Л., 1973.
56.Зозуль В.А. Психологические особенности авторитета подчиненного в управленческой деятельности органов внутренних дел: на материале следственного подразделения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1977.
57. Исаева Э.Г. Особенности адаптации в студенческой группе бывших разностатусных старшеклассников // Коллектив и личность: личностное в групповом и групповое в личностном. Махачкала, 1988.
58. Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Киев,
1974.
59. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1972.
60. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога - професиоведа // Психологический журнал. - 1993. - т. 14 - №4.
61. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. - 1983. - №1.
62. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности
значимого другого как субъекта общения: Дисс канд. психол. наук. -
М., 1983.
63. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. - М., 1972.
64. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2001.
65. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
66. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. - М., 1973.
121

67. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
68. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. - 1987. - №2.
69. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. - М., 1994.
70. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М., 1988.
71. Кондратьев М.Ю. Ученические группы // Психология. Учебник для педвузов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2002.
72. Кравчино Е.О. Особенности авторитета педагога для разновозрастных и разностатусных воспитанников закрытых образовательных учреждений (на материале детских домов - школ и школ - интернатов для реальных и «социальных» сирот): Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2004.
73. Кричевский P.JL, Дубовская Е.М. Психология малой группы:; теоретический и прикладной аспект. - М., 1991.
74. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М., 1989.
75. Кроник А.А., Хорошилова Е.А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии. — 1987. - №1.
76. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Д., 1967.
77. Кульчицкая Е.И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972.
78. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - Л., 1968.
79. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. - СПб.,, 2003.
80. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - Л., 1924.
81. Лахестик П. О личных взаимоотношениях оттесненных учеников и особенностях их развития // Советская педагогика и психология. Тарту,
1968.
122

82. Лахестик П. Путь развития в личных взаимоотношениях учащихся // Советская педагогика и психология. Т.З. Тарту, 1970.
83. Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1995.
84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
85. Леонтьев Д.А. Грани проблемы индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.З. Л.-М., 1985.
86. Лийметс Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и психология. Т.5. Тарту, 1971.
87. Лийметс Х.И. О некоторых исходных положениях в исследовании ученических групп и коллективов // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
88. Лийметс Х.Й. Понятие общения и воспитание // Проблема общения и воспитание. Т. 1. Тарту, 1974.
89. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1980.
90. Лосенков В.А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л., 1974.
91. Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство. Л., 1973.
92. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб., 2002.
93. Медведев П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
94. Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
• 95.Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
123

96. Миллс Т.М. О социологии малых групп // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
97. Морено Дж. Социометрия. - М., 1958.
98. Морозов А.С. Три подхода у исследованию явлений социального влияния // Социально - психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975.
99. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.
100. Обозов Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество. Вып. 13. Л., 1973.
101. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-Л., 1979.
102. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л., 1973.
103. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. - М., 1995.
104. Орлов Ю.М. Влияние положения личности в группе на мотив достижения // Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
105. Орн Ю.А. Оценка интерперсональных отношений подростками //
* Материалы 4 Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971.
106. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. - Киев, 1975.
107. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально — оценочная система. - М., 1991.
108. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. — М.,
1971.
109. Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. А.В. р Петровского.-М., 1982.
124

110. Петровский А.В. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
111. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1983.
112. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. - 1991. - №1.
113. Петровский В.А. Метод отраженной субъектности // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
114. Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. — 1985. - №4.
115. Петровский В.А. Системно - деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.
116. Пшцева И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышления
студентов - психологов: Автореф. дисс канд. психол. наук. - Иркутск,
1997.
117. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972.
* 118. Плугина М.И. Влияние деятельности практического психолога на
гуманизацию отношений в педагогическом коллективе: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - Ставрополь, 1997.
119. Полонский И.С. Взаимозависимость школьного и внешкольного общения подростков // Социально — психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
120. Полонский И.С. Методы изучения стихийно - группового общения подростков и юношей // Измерения в исследовании проблем воспитания.
* Тарту, 1973.
125

121. Поротова И.В. Авторитет воспитателя как результат его личностного влияния (на материале профтехучилищ): Дисс. ... канд. психол. наук. -М., 1989.
122. Попков В. А., Коржу ев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2004.
123. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1968.
124. Прихожан А.М. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
125. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб., 2005.
126. Проблема общения и воспитания. Т. 1-2. - Тарту, 1974.
127. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.
128. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1987.
129. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.
- СПб., 2002.
130. Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. - М., 1979.
* 131. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.,
2000.
132. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого - психолога // Вопросы психологии. - 1965. - №6.
133. Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
134. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблема становления личности. - М., 1994.
9‘ 135. Романова Е.С. Психология профессионального становления
личности: Автореф. дисс.... д-ра психол. наук. — М., 1992.
126

136. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 1-2. - М., 1989.
137. Рубцов В.В. Социально-генетическая теория. - М. - Воронеж, 1998.
138. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. — Свердловск, 1986.
139. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. - 1984. - №4.
140. Сачкова М.Е. Социально - психологический портрет ученической группы: особенности исследования // Социально -психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 3. М., 2005.
141. Синягин Ю.В. Психологические особенности композиции групп разного типа // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
142. Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. - М. — JL, 1929.
143. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.
144. Снегирева Т.В. Приспособленность и ее связь с социометрическим статусом. - М., 1975.
145. Снегирева Т.В. Процесс социально - психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-
* математических школ): Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1978.
146. Социально - психологические проблемы руководства и управления коллективами. - М., 1974.
147. Социальная психология в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лобунской. - Ростов - на - Дону, 1999.
148. Социальная психология. / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон в шести томах. Т.З. М., 2005.
149. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.
Щ 150. Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А.
Шерковина. - М., 1975.
127

151. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю.М. Жукова. - М., 1981.
152. Социально психология образования / Под ред. А.Н. Сухова. — М., 2005.
153. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
154. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. / Под. ред. А.А. Бодалева и др. - Краснодар, 1974.
155. Тищенко С.А. Особенности осознания подростками объектов подражания в классной группе // Общение как объект теоретических и прикладных исследований. Д., 1973.
156. Трофимова В.В. Отношения авторитетности в совместной учебной деятельности подростков: Дисс. ... канд. психол. наук. -М., 1987.
157. Уманский Д.И. Лидер и лидерство в контактных группах // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Д.,
1973.
158. Уайлдер Т. Теофил Норд // Иностранная литература. - 1976. - №8.
159. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
160. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
161. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. - М., 1987.
162. Франки В. Человек в поисках смысла. / Под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М., 1990.
163. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / Под ред. Б.М. Величковского. - М., 1986.
164. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. дисс канд. психол. наук. - М., 1984.
128

165. Хохлова JI.П. Межличностное восприятие и проявление действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс. ... канд. психол. наук.-М., 1980.
166. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.
167. Чернышов А.С. Направленность юношеской группы и ее организованность // Психологические проблемы юности. М., 1968.
168. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.
169. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1986.
170. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.
171. Шихирев П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: Дисс. ...д-ра психол. наук. - М., 1993.
172. Шкопоров Н.Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы - интерната: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1980.
173. Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. - 1972. - №5.
174. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно - воспитательного коллектива. М.,
1975.
175. Щедрина Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтометрического выбора в группе // Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
176. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1971. - №4.
177. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
129

178. Юлдашбаева Д.Т. Особенности дружеских отношений в классном коллективе. // Личность и деятельность. Ульяновск, 1985.
179. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972.
180. Якобсон П.М. Общение людей как социально — психологическая проблема. - М., 1973.
181. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. - 1981. - №4.
182. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.
183. Янотовская Ю.В. О соотношении реальных и социометрических выборов в совместной учебно — трудовой деятельности // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
184. Янотовская Ю.В., Эльконинова Е.И. О взаимоотношениях студентов - «новичков» в учебной группе // Деятельность и общение в группе. Курск, 1990.
185. Anastasi A. Psychological Testing. N.4. 1976.-750р.
186. Buhler Ch.Meaningful Living in the mature years // Aging and Leisure. N.4.,1961.
187. Deutsch М., Horstein H. (eds). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practice, and Training. John Wiley & Sons, New York, 1975.
188. Gulfords G. Isolation and Description of Occupational Sterotypes // J. Of Occup. Psych. 1967.V.41,N.l,P.57-64.
189. Fincham R., Rhodes P. Principals of organizational behavior.-Oxford: Univ. Press, 1988.
190. Fox M.W. Concepts in ethology: Animal and human behavior // Minneapolis: University of Minnesota Press, 1974.
191. Haul S., Hilton I. Individual Development and Social Experience. — London, 1975.
130

192. Hersberg F. The motivation to work. N.4., 1963.-157.
193. Hewstone М., Strobe W., Godol J.-P., Stephenson G. (eds).Introduction to Social Psychology. Basil Blackwell Ltd, Oxford, 1989.
194. Jeannerod M. To act or to act: perspectives on the representation of actions. The 25 Barlett Lecture // Quart. J. Of experim. Psychol. 1999. V. 52A. N1.
195. Katz D., Kahn R. The Social Psychology of organisations. -1967,N4.
196. Krech D., Crutchfild R., Livson N. Elements of psychology. - N.Y.,
1969.
197. Lehman H.C. Age and achievement. New Jersey, 1953.
198. Luhmann N. Funktionen und Folgen forvalen Organisation. - Berlin/ 1964.-p. 31-32.
199. Mead G. Mind, self and society, N.4., 1934.
200. No and Yes. On the genesis of human communication. - New York, 1957.
201. Praxis und Theorie der Individuakpsychologie. - Frankfurt am Main,
1974.
202. Shaver K. Principles of Social Psychology. Winthrop Publishers Inc., Cambridge, Massachussets, 1977.
203. Siggal H., Aronson E., Van Hoose T. The cooperative subject: Myth or reality? // Journal of Experimental Social Psychology, 1970, N6.
204. Smirnov S.D. Intelligence and Personality in the Psychological Theory of Activity / Personality and Intelligence // Ed. By R. Sternberg and Ruzgirs N.Y., 1994, P.221-247.
205. Stephan C.W., Stephan W.G. Two Social Psychologies. Wardsworth Company, Belmont, California, 1990.
206. Torondike R., Hagen E. Ten thousand careers. N.4., 1959.-346p.
207. Thelen E., Smith L.A. Dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ