Сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности на современном этапе
|
Введение 3
Глава 1. Россия в системе европейского регионального энергетического сотрудничества 10
1.1. Энергетический сектор в международных отношениях 10
1.2. Россия в мировой энергетической геополитике 22
1.3. Сотрудничество РФ и стран Евросоюза в сфере поставок энергоносителей 2000-е - 2010-е годы 31
Глава 2. Энергетическое сотрудничество России и стран Евросоюза: основные векторы развития отношений 43
2.1. Взаимодействие России и стран ЕС в области поставок энергетических ресурсов 43
2.2. Северо-Европейские маршруты поставок энергоресурсов и сотрудничество в рамках проекта «Северный поток 2» 57
2.3. Южные совместные проекты России и стран ЕС 69
Глава 3. Взаимоотношения России и стран Евросоюза в рамках обеспечения региональной энергетической безопасности 79
3.1. Энергетическая безопасность в контексте обеспечения международной безопасности 79
3.2. Политика обеспечения энергетической безопасности в Евросоюзе 86
3.3. Новые вызовы и проблемы сотрудничества РФ и стран ЕС в обеспечении энергетической безопасности 96
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 110
Глава 1. Россия в системе европейского регионального энергетического сотрудничества 10
1.1. Энергетический сектор в международных отношениях 10
1.2. Россия в мировой энергетической геополитике 22
1.3. Сотрудничество РФ и стран Евросоюза в сфере поставок энергоносителей 2000-е - 2010-е годы 31
Глава 2. Энергетическое сотрудничество России и стран Евросоюза: основные векторы развития отношений 43
2.1. Взаимодействие России и стран ЕС в области поставок энергетических ресурсов 43
2.2. Северо-Европейские маршруты поставок энергоресурсов и сотрудничество в рамках проекта «Северный поток 2» 57
2.3. Южные совместные проекты России и стран ЕС 69
Глава 3. Взаимоотношения России и стран Евросоюза в рамках обеспечения региональной энергетической безопасности 79
3.1. Энергетическая безопасность в контексте обеспечения международной безопасности 79
3.2. Политика обеспечения энергетической безопасности в Евросоюзе 86
3.3. Новые вызовы и проблемы сотрудничества РФ и стран ЕС в обеспечении энергетической безопасности 96
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 110
Постановка проблемы. Энергетическая безопасность, понимаемая как защищенность от угроз стабильному топливному и энергетическому обеспечению, - одна из важнейших составляющих глобальной безопасности. Мир уже фактически вступил в эпоху, когда надежное энергообеспечение и доступ к энергоресурсам во многом определяют возможности развития той или иной страны, ее экономики и общества.
Взаимоотношение России и стран Евросоюза в контексте энергетического сотрудничества является важным фактором, который оказывает влияние на региональную экономическую и политическую стабильность. Исследование стратегического взаимодействия государств способствует выявлению тенденции к стабилизации напряженности в рамках энергетической безопасности.
Актуальность темы исследования.
Динамика развития международных отношений за последнее время активно влияет на изменения в структуре международных рынков энергетики, а также на межгосударственное взаимодействие в энергетическом секторе. Важную роль в развитии сферы энергетики играют процессы интеграции, масштабы которой в последнее время увеличиваются быстрыми темпами. Инновационные подходы в данной сфере, добыча и использование нетрадиционных энергетических ресурсов, включая увеличивающийся сектор возобновляемых источников энергии, активно воздействует на трансформацию традиционных взглядов на международное распределение ресурсов.
Занимая лидирующее положение, в качестве крупнейшего игрока и экспортера энергетических ресурсов на мировом рынке энергетики - Российская Федерация активно реагирует на изменения, происходящие в мировой энергетике, и заинтересована во всестороннем сотрудничестве.
В связи с этим для Российской Федерации является основополагающим поддержание хороших взаимоотношений с традиционными региональными партнерами энергетической сферы - странами-членами Европейского Союза. Европа - крупнейший регион-импортер и потребитель энергетических ресурсов из России, при этом страны региона являются ключевыми партнерами РФ по внешней торговле, а также многозначительный инвестор, обладающий высокими технологиями, которые представляют интерес для России, в том числе и в энергетической сфере.
Активная политика Российской Федерации и стран Европейского союза в сфере энергетики активно создают сильное взаимо-дополнение друг друга. Совершенствование многовекторного сотрудничества государств в нефтегазовой сфере имеет значение не только для эффективного экономического развития Российской Федерации, но также представляется важным путем разрешения проблемы энергетической безопасности как отдельно государств-членов Европейского союза, так и Европейского региона в целом.
Несмотря на это, сильное воздействие на развитие энергетического взаимодействия России и стран Евросоюза оказывает масштабные современные преобразования, затрагивающие мировые рынки энергетики, а также усиление воздействия политической составляющей в рамках сотрудничества в энергетическом секторе
Рассмотреть основные положения данной темы нам способствует тесное взаимодействие с практикой, что дает возможность утвердить основные положения в системе теоретических сведений в области сотрудничества в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности, что напрямую связано со стратегическими интересами нашего государства, при крайней важности российско-европейского взаимодействия в нефтегазовом
сотрудничестве для благополучного экономического развития Российской Федерации.
Цель исследования - всесторонне проанализировать сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности, определить механизмы и инструменты повышения эффективности взаимодействия со странами Европейского союза.
Основные задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
- проанализировать и определить место Российской Федерации в системе европейского регионального энергетического сотрудничества;
- выделить и раскрыть основные векторы развития энергетических отношений между Россией и странами-членами Евросоюза, на примере ключевых совместных проектах;
- исследовать взаимоотношения Российской Федерации и стран
Европейского союза в рамках обеспечения региональной энергетической безопасности и опираясь на результаты проведенного исследования, определить перспективы по дальнейшему совершенствованию
сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетической безопасности.
Объектом исследования является характеристика основных направлений сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности.
Предметом исследования является всестороннее изучение
сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности.
Источниковую базу работы составили официальные документы,
архивные, статистические и иные материалы на русском, английском и немецком языках, научные труды.
В качестве основных источников нами использовались официальные документы различных ведомств и министерств, тексты межгосударственных договоров и соглашений.
Информация, предоставленная на сайте Министерства энергетики РФ, стала важной основой данного исследования. На сайте представлены «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» , которая является основным документом, определяющим вектор энергетической политики РФ, и «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.» , а также «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия—ЕС» .
В качестве источников также использовались нормативно-правовые акты как органов государственной власти Российской Федерации , стран Европейского Союза, как и самого Евросоюза , так и международных организаций .
Среди периодических и продолжающихся изданий следует выделить такие газеты и журналы, как «Газпром» , Reuters , Financial Times . Почерпнутая информация из данных источников применялась в основном, для описания состояния взаимоотношений России и государств-членов Евросоюза на современном этапе.
Степень изученности темы:
1) отечественная историография;
Так как тема актуальна, существует достаточно хорошая литературная и источниковедческая база как отечественная, так и зарубежная, которая каждый год пополняется новыми работами. В данной работе наибольшее значение имел труды Ершова Ю.А. «Г лобальная энергетическая безопасность и интересы России» и совместный труд под редакцией Линника Ю.Н., Афанасьева В.Я., Казака А.С. «Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса» , а также нормативно-правовые акты, материалы конференций, публицистические статьи, информационные и новостные материалы.
В общем и целом, в отечественной научной литературе существует достаточно много работ, посвящённых изучению сотрудничества России и стран-членов Европейского союза в сфере энергетики.
Кроме того, большой вклад в изучение данной проблемы внес труд Стариковса А. «Энергетический диалог Россия-ЕС: проблема поиска общего знаменателя» в котором проводиться анализ основных векторов развития взаимодействия государств в контексте укрепления взаимного сотрудничества в энергетическом секторе, а также обеспечения энергетической безопасности.
В остальном же, отношения России и стран Евросоюза на рассматриваемом этапе описываются в нормативно-правовых актах, включающих стратегии, дорожные карты и совместные меморандумы.
2) зарубежная историография;
В зарубежной научной литературе отношения двух стран проблема поднимается чаще. Здесь можно выделить работы Pascual C. и Elkind J. «Energy security: economics, politics, strategies, and implications» , Yergin D. «The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World» и т.д.
Отдельно можно выделить труд Overland I. «Energy: The Missing Link in Globalization»15 в котором рассматривается тенденция к глобализации и взаимному сотрудничеству государств на мировой арене в сфере энергетики и обеспечения международной энергетической безопасности.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она представляет собой попытку комплексного исследования сотрудничества России и стран Европейского союза в сфере энергетики, а так же анализа двустороннего диалога России со странами ЕС на протяжении периода, который, по нашему мнению, включает значимое взаимодействие в контексте обеспечения энергетической безопасности между странами.
Хронологические рамки. Наша работа охватывает период с 2000-го года, с момента начала постоянного функционирования энергетического диалога между Россией и ЕС, и по 2018 год, ознаменовавшийся активной фазой реализаций совместных крупных энергетических проектов РФ и стран ЕС. Взятый промежуток связан с тем, что работа рассматривает современный этап сотрудничества между странами.
Географические рамки данного исследования включают Российская Федерация и государства-члены Европейского союза. К основным странам, рассматриваемым в нашей работе, относятся Германия, Великобритания, Франция, Австрия и Венгрия, а также государства южной части Евросоюза, такие как Италия, Греция, и Болгария.
Методологическую основу исследования составила теория о рациональной природе развития государств-членов Европейского союза (теория рационального выбора представлена в работах М. Олсон, Д. Коулман, Г. Беккер и др.), соответственно, формирование инструментов и структур дипломатии связано, в-первую очередь, со стремлением максимизировать экономический потенциал и политический вес1617.
При рассмотрении рисков участников энергетической деятельности использована концепция ограниченной рациональности Саймона Г., который оценивает деятельность корпораций и государственных органов как относительно рациональную, но содержащую при этом ряд вне рациональных факторов, тех, что несут потенциальный риск.
Методом исследования является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретикопрогностического, исторического и иных методов познания, руководствуясь при этом принципами объективности и историзма с использованием описательного, сравнительного, типологического и системного методов.
Научно-практическое значение исследования. Данная работа может быть использована для изучения системы энергетической безопасности, энергетического сотрудничества России и стран Европейского союза. Также другие работа обеспечения может сложными быть основные полезна при построении дипломатических отношений между Россией и странами ЕС и при написании реагирования монографий, докторских или диссертационных работ.
Структура работы. Цель, и задачи исследования определили, структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников..
Взаимоотношение России и стран Евросоюза в контексте энергетического сотрудничества является важным фактором, который оказывает влияние на региональную экономическую и политическую стабильность. Исследование стратегического взаимодействия государств способствует выявлению тенденции к стабилизации напряженности в рамках энергетической безопасности.
Актуальность темы исследования.
Динамика развития международных отношений за последнее время активно влияет на изменения в структуре международных рынков энергетики, а также на межгосударственное взаимодействие в энергетическом секторе. Важную роль в развитии сферы энергетики играют процессы интеграции, масштабы которой в последнее время увеличиваются быстрыми темпами. Инновационные подходы в данной сфере, добыча и использование нетрадиционных энергетических ресурсов, включая увеличивающийся сектор возобновляемых источников энергии, активно воздействует на трансформацию традиционных взглядов на международное распределение ресурсов.
Занимая лидирующее положение, в качестве крупнейшего игрока и экспортера энергетических ресурсов на мировом рынке энергетики - Российская Федерация активно реагирует на изменения, происходящие в мировой энергетике, и заинтересована во всестороннем сотрудничестве.
В связи с этим для Российской Федерации является основополагающим поддержание хороших взаимоотношений с традиционными региональными партнерами энергетической сферы - странами-членами Европейского Союза. Европа - крупнейший регион-импортер и потребитель энергетических ресурсов из России, при этом страны региона являются ключевыми партнерами РФ по внешней торговле, а также многозначительный инвестор, обладающий высокими технологиями, которые представляют интерес для России, в том числе и в энергетической сфере.
Активная политика Российской Федерации и стран Европейского союза в сфере энергетики активно создают сильное взаимо-дополнение друг друга. Совершенствование многовекторного сотрудничества государств в нефтегазовой сфере имеет значение не только для эффективного экономического развития Российской Федерации, но также представляется важным путем разрешения проблемы энергетической безопасности как отдельно государств-членов Европейского союза, так и Европейского региона в целом.
Несмотря на это, сильное воздействие на развитие энергетического взаимодействия России и стран Евросоюза оказывает масштабные современные преобразования, затрагивающие мировые рынки энергетики, а также усиление воздействия политической составляющей в рамках сотрудничества в энергетическом секторе
Рассмотреть основные положения данной темы нам способствует тесное взаимодействие с практикой, что дает возможность утвердить основные положения в системе теоретических сведений в области сотрудничества в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности, что напрямую связано со стратегическими интересами нашего государства, при крайней важности российско-европейского взаимодействия в нефтегазовом
сотрудничестве для благополучного экономического развития Российской Федерации.
Цель исследования - всесторонне проанализировать сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности, определить механизмы и инструменты повышения эффективности взаимодействия со странами Европейского союза.
Основные задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
- проанализировать и определить место Российской Федерации в системе европейского регионального энергетического сотрудничества;
- выделить и раскрыть основные векторы развития энергетических отношений между Россией и странами-членами Евросоюза, на примере ключевых совместных проектах;
- исследовать взаимоотношения Российской Федерации и стран
Европейского союза в рамках обеспечения региональной энергетической безопасности и опираясь на результаты проведенного исследования, определить перспективы по дальнейшему совершенствованию
сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетической безопасности.
Объектом исследования является характеристика основных направлений сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности.
Предметом исследования является всестороннее изучение
сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности.
Источниковую базу работы составили официальные документы,
архивные, статистические и иные материалы на русском, английском и немецком языках, научные труды.
В качестве основных источников нами использовались официальные документы различных ведомств и министерств, тексты межгосударственных договоров и соглашений.
Информация, предоставленная на сайте Министерства энергетики РФ, стала важной основой данного исследования. На сайте представлены «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» , которая является основным документом, определяющим вектор энергетической политики РФ, и «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.» , а также «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия—ЕС» .
В качестве источников также использовались нормативно-правовые акты как органов государственной власти Российской Федерации , стран Европейского Союза, как и самого Евросоюза , так и международных организаций .
Среди периодических и продолжающихся изданий следует выделить такие газеты и журналы, как «Газпром» , Reuters , Financial Times . Почерпнутая информация из данных источников применялась в основном, для описания состояния взаимоотношений России и государств-членов Евросоюза на современном этапе.
Степень изученности темы:
1) отечественная историография;
Так как тема актуальна, существует достаточно хорошая литературная и источниковедческая база как отечественная, так и зарубежная, которая каждый год пополняется новыми работами. В данной работе наибольшее значение имел труды Ершова Ю.А. «Г лобальная энергетическая безопасность и интересы России» и совместный труд под редакцией Линника Ю.Н., Афанасьева В.Я., Казака А.С. «Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса» , а также нормативно-правовые акты, материалы конференций, публицистические статьи, информационные и новостные материалы.
В общем и целом, в отечественной научной литературе существует достаточно много работ, посвящённых изучению сотрудничества России и стран-членов Европейского союза в сфере энергетики.
Кроме того, большой вклад в изучение данной проблемы внес труд Стариковса А. «Энергетический диалог Россия-ЕС: проблема поиска общего знаменателя» в котором проводиться анализ основных векторов развития взаимодействия государств в контексте укрепления взаимного сотрудничества в энергетическом секторе, а также обеспечения энергетической безопасности.
В остальном же, отношения России и стран Евросоюза на рассматриваемом этапе описываются в нормативно-правовых актах, включающих стратегии, дорожные карты и совместные меморандумы.
2) зарубежная историография;
В зарубежной научной литературе отношения двух стран проблема поднимается чаще. Здесь можно выделить работы Pascual C. и Elkind J. «Energy security: economics, politics, strategies, and implications» , Yergin D. «The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World» и т.д.
Отдельно можно выделить труд Overland I. «Energy: The Missing Link in Globalization»15 в котором рассматривается тенденция к глобализации и взаимному сотрудничеству государств на мировой арене в сфере энергетики и обеспечения международной энергетической безопасности.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она представляет собой попытку комплексного исследования сотрудничества России и стран Европейского союза в сфере энергетики, а так же анализа двустороннего диалога России со странами ЕС на протяжении периода, который, по нашему мнению, включает значимое взаимодействие в контексте обеспечения энергетической безопасности между странами.
Хронологические рамки. Наша работа охватывает период с 2000-го года, с момента начала постоянного функционирования энергетического диалога между Россией и ЕС, и по 2018 год, ознаменовавшийся активной фазой реализаций совместных крупных энергетических проектов РФ и стран ЕС. Взятый промежуток связан с тем, что работа рассматривает современный этап сотрудничества между странами.
Географические рамки данного исследования включают Российская Федерация и государства-члены Европейского союза. К основным странам, рассматриваемым в нашей работе, относятся Германия, Великобритания, Франция, Австрия и Венгрия, а также государства южной части Евросоюза, такие как Италия, Греция, и Болгария.
Методологическую основу исследования составила теория о рациональной природе развития государств-членов Европейского союза (теория рационального выбора представлена в работах М. Олсон, Д. Коулман, Г. Беккер и др.), соответственно, формирование инструментов и структур дипломатии связано, в-первую очередь, со стремлением максимизировать экономический потенциал и политический вес1617.
При рассмотрении рисков участников энергетической деятельности использована концепция ограниченной рациональности Саймона Г., который оценивает деятельность корпораций и государственных органов как относительно рациональную, но содержащую при этом ряд вне рациональных факторов, тех, что несут потенциальный риск.
Методом исследования является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретикопрогностического, исторического и иных методов познания, руководствуясь при этом принципами объективности и историзма с использованием описательного, сравнительного, типологического и системного методов.
Научно-практическое значение исследования. Данная работа может быть использована для изучения системы энергетической безопасности, энергетического сотрудничества России и стран Европейского союза. Также другие работа обеспечения может сложными быть основные полезна при построении дипломатических отношений между Россией и странами ЕС и при написании реагирования монографий, докторских или диссертационных работ.
Структура работы. Цель, и задачи исследования определили, структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников..
Европейский Союз с 28 странами и общей численностью населения порядка 512 миллионов человек является ценным рынком и в тоже время политическим полем битвы для крупнейших мировых экспортеров энергии, особенно когда речь идет о природном газе.
Российская Федерация всегда рассматривала европейский рынок в качестве приоритета в энергетическом секторе. Россия заинтересована в устойчивом спросе на свои энергоресурсы, обеспечении экономической эффективности российских энергетических компаний, привлечении инвестиций, а также приобретении передовых технологий и опыта. Со своей стороны, Россия обеспечивает гарантии стабильности и надежности поставок, гибкости в ценообразовании на предлагаемые энергоресурсы и технологическое взаимодействие с европейскими энергосистемами.
Сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом является залогом стабильности энергетической отрасли. Европа и Россия не просто исторические партнеры, 40% внешнеторгового оборота России прошлого года принадлежит странам Евросоюза. Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды входят в десятку ведущих партнеров. Россия, в свою очередь, способствует сотрудничеству, на протяжении десятилетий обеспечивая высокую надежность и значительные объемы поставок газа в Европу, которые, по нашим оценкам, будут расти и дальше.
Взаимодействие между Россией и Европейским Союзом в области энергетики и энергоэффективности является ключевым элементом устойчивого развития мировой экономики. В 2018 году Россия и ЕС поставили перед собой амбициозные цели по снижению энергоемкости ВВП к 2030 году. Очевидная необходимость в этом коренится в четвертой промышленной революции, которая происходит сейчас для всех, и которая затрагивает все страны и все отрасли, одновременно увеличивая спрос на энергоресурсы.
С 2016 года политика энергетической безопасности Европейского союза была направлена на снижение зависимости от энергетических ресурсов из Российской Федерации. Но не смотря на все усилия европейского энергоблока и финансирование проектов Евросоюзом, объемы взаимодействия с Россией в энергетической сфере продолжали только расти.
По данным Interfax Global Gas Analytics, в 2017 году Газпромом был установлен новый рекорд по экспорту газа в европейские страны, что составило 193 млрд. куб/м. Российская доля на рынке природного газа в Европе увеличилась с 35% в 2016 году до 36% в 2018 году.
Огромные объемы запасы энергетических ресурсов и сохраняющиеся резервные мощности позволяют России сохранить контроль над низкой ценой и активно взаимодействовать на европейский рынке энергоносителей.
Россия оставалась крупнейшим поставщиком природного газа в ЕС в 2018 году. Другими основными поставщиками являются Норвегия и в меньшей степени, Алжир и Катар. При этом 11 стран-членов ЕС (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Венгрия, Австрия, Польша, Румыния, Словения, Словакия и Финляндия) импортировали более 75 процентов. Общий объем национального импорта природного газа из России в 2018 году во многом обусловлен их географической близостью к стране.
К 2018 году Европейской комиссией были опубликованы основные проекты, представляющие интерес всем странам ЕС (Projects of Common Interest, PCI), которые направлены на решение Европой проблем в сфере энергетики и изменения климата. Представлено 173 интернациональных проектов, и целью части из них является диверсификация поставок энергетических носителей в страны Европейского союза. В связи с этим, в последнее время политика Евросоюза направлена на поддержку не глобальных проектов, а небольших инфраструктурных инициатив, как в частности - TAP (Трансадриатический газопровод). Особенно с 2017 года Евросоюзом активно поддерживаются реверсные проекты, потому что они позволяют усилить взаимосвязанность и ликвидность европейского рынка газа, а именно на восточном направлении.
На сегодняшний день страны Евросоюза не располагают большим количеством альтернатив поставок российских энергетических ресурсов. Множество проектов PCI испытывают сложности с финансированием, что связано с недостатком частных инвесторов и поэтому проекты зависают на этапе планирования. В частности, Хорватия до сих пор испытывает сложности с поиском инвесторов для запуска проекта плавучего терминала хранения СПГ (FSRU), подобные сложности испытывает и Греция по вопросу строительства СПГ-терминала.
Одним из вариантов диверсификации поставок природного газа в страны ЕС является СПГ из США. Россия долгое время занимает место доминирующего источника и поставщика природного газа для объемного рынка Европы, но США стремятся бросить вызов России, наращивая импорт сжиженного природного газа США (СПГ) - газа, который охлажден до жидкой формы.
Двадцать четыре процента СПГ в США были отправлены в ЕС в октябре 2018 года, месяц, который стал крупнейшим за всю историю энергетического взаимодействия ЕС и США, объем торговли СПГ почти 0,6 млрд куб/м. В течение всего 2017 года только 10 процентов экспорта СПГ в США направлялось в ЕС. В 2017 году США экспортировала спотовую первую поставку СПГ в Литву. А к концу того же года на пять лет был подписан контракт между США и Польшей на поставку американского природного газа.
Комиссией Европейского союза, ожидается, что экспорт газа США в регион может удвоиться к 2022 году, и она пытается оказывать содействие строительству терминалов СПГ по всей Европе. Комиссия рассчитывает на то, что СПГ в США, если его цена будет конкурентоспособной, может играть и увеличивать роль в поставках газа в страны ЕС, повышая диверсификацию и энергетическую безопасность ЕС. (говорится в документе ЕС, в котором подробно описывается состояние ЕС-США. Торговля СПГ в конце ноября.)
Но и по ценовой политике, по условиям транспортировки, техническим трудностям и другим факторам, предложение американского СПГ вряд ли станет реалистичной альтернативой российскому энергетическому ресурсу и сомнительно, что в ближайшие несколько лет страны Европы смогут увеличить объемы импорта СПГ из США.
Заинтересованность энергетического сотрудничества России и стран ЕС обусловлено тем, что стратегии российских и западных энергетических компаний схожи. Часть российской энергетической политики состоит в том, чтобы использовать преимущества энергоресурсов - нефти и газа, которые являются самыми доступными в настоящее время по стоимости ресурсами.
Европейский бизнес заинтересован в сотрудничестве с Россией. В 2017 году компания Siemens объявила о своей готовности увеличить локализацию производства турбин с 60 до 90%. Другим примером является компания Schneider Electric, которая активно занимается локализацией производства в России и инвестировала более 1 миллиарда евро за последние пять лет. Обширные планы европейских компаний основаны на цифровизации. Российская Федерация заинтересована в европейском опыте реализации реформ в энергетическом секторе.
Международное технологическое партнерство имеет решающее значение. Оно способствует модернизации отрасли. Цифровые технологии также могут повысить эффективность энергообъектов: аддитивное производство и прогностическую диагностику. Технологии европейских компаний, опробованные как в ЕС, так и в других частях мира, помогут поспособствовать России преодолеть проблемы и активно развивать деятельность, направленную на энергоэффективность.
Энергоэффективность является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества России и стран ЕС. Совместная работа в этой области позволит странам повысить энергетическую безопасность, конкурентоспособность продукции российского производства на внешних рынках, а также позволит европейским странам сократить выбросы углекислого газа. Европейские компании готовы активно участвовать в разработке политики энергоэффективности в России, предлагая свои знания и технологии.
Объемы газа, которые поставляются российскими компаниями в Европу, достигают рекордных оценок, что за последний год составляет 200 млрд. куб/м. В тоже время «Г азпром», несмотря на определенные сложности в реализации, к 2019 году добился серьезных результатов сразу по двум важным проектам - «Северный поток 2» и «Турецкий поток». Российская госкорпорация к концу 2018 году закончила укладку морского участка газопровода «Турецкий поток», для планируемого экспорта газа из России через Черное море в Турцию и юго-восточную часть Европы. Европейские партнеры Г азпрома по проекту «Северный поток 2» - Engie, OMV, Shell, BASF и Uniper - обеспечили финансирование со своей стороны и проект готовится к введению в эксплуатацию в конце 2019 года, что позволит расширить экспортные возможности России.
Трубопроводные проекты России вызвали критику в некоторых странах Европы и в США, когда Трамп обвинил Германию (крупнейшего иностранного покупателя российского газа) в том, что она находится в крайней степени зависимости от России. Его бывший государственный секретарь Рекс Тиллерсон заявил ранее в 2018 году, что «Северный поток 2» подрывает энергетическую безопасность Европы.
В 2014 году были наложены штрафы на российские нефтяные компании (включая «Газпром»), которые стремились помешать этим компаниям в разведке и производстве энергии. США всячески совершали попытки помешать проекту «Северный поток-2», вводя дополнительные санкции (в основном, штрафы) для компаний, участвующих в проекте.
Пять европейских компаний участвуют в строительстве Nord Stream 2, государства-члены и ЕС выразили обеспокоенность по поводу подобных мер санкций. Учитывая сложившуюся и растущую в России инфраструктуру в Европе.
Сегодня Россия гарантирует надежные поставки экологически чистой энергии европейским потребителям. Успешное сотрудничество в области исследований и технологий, создание и внедрение новых технологий в энергетическом секторе требует постоянного диалога. Дискуссия между российскими и европейскими участниками отрасли поможет решить основные проблемы цифровой интеграции в энергетическом секторе и создания единой системы между Россией и Европейским союзом.
Российская Федерация всегда рассматривала европейский рынок в качестве приоритета в энергетическом секторе. Россия заинтересована в устойчивом спросе на свои энергоресурсы, обеспечении экономической эффективности российских энергетических компаний, привлечении инвестиций, а также приобретении передовых технологий и опыта. Со своей стороны, Россия обеспечивает гарантии стабильности и надежности поставок, гибкости в ценообразовании на предлагаемые энергоресурсы и технологическое взаимодействие с европейскими энергосистемами.
Сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом является залогом стабильности энергетической отрасли. Европа и Россия не просто исторические партнеры, 40% внешнеторгового оборота России прошлого года принадлежит странам Евросоюза. Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды входят в десятку ведущих партнеров. Россия, в свою очередь, способствует сотрудничеству, на протяжении десятилетий обеспечивая высокую надежность и значительные объемы поставок газа в Европу, которые, по нашим оценкам, будут расти и дальше.
Взаимодействие между Россией и Европейским Союзом в области энергетики и энергоэффективности является ключевым элементом устойчивого развития мировой экономики. В 2018 году Россия и ЕС поставили перед собой амбициозные цели по снижению энергоемкости ВВП к 2030 году. Очевидная необходимость в этом коренится в четвертой промышленной революции, которая происходит сейчас для всех, и которая затрагивает все страны и все отрасли, одновременно увеличивая спрос на энергоресурсы.
С 2016 года политика энергетической безопасности Европейского союза была направлена на снижение зависимости от энергетических ресурсов из Российской Федерации. Но не смотря на все усилия европейского энергоблока и финансирование проектов Евросоюзом, объемы взаимодействия с Россией в энергетической сфере продолжали только расти.
По данным Interfax Global Gas Analytics, в 2017 году Газпромом был установлен новый рекорд по экспорту газа в европейские страны, что составило 193 млрд. куб/м. Российская доля на рынке природного газа в Европе увеличилась с 35% в 2016 году до 36% в 2018 году.
Огромные объемы запасы энергетических ресурсов и сохраняющиеся резервные мощности позволяют России сохранить контроль над низкой ценой и активно взаимодействовать на европейский рынке энергоносителей.
Россия оставалась крупнейшим поставщиком природного газа в ЕС в 2018 году. Другими основными поставщиками являются Норвегия и в меньшей степени, Алжир и Катар. При этом 11 стран-членов ЕС (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Венгрия, Австрия, Польша, Румыния, Словения, Словакия и Финляндия) импортировали более 75 процентов. Общий объем национального импорта природного газа из России в 2018 году во многом обусловлен их географической близостью к стране.
К 2018 году Европейской комиссией были опубликованы основные проекты, представляющие интерес всем странам ЕС (Projects of Common Interest, PCI), которые направлены на решение Европой проблем в сфере энергетики и изменения климата. Представлено 173 интернациональных проектов, и целью части из них является диверсификация поставок энергетических носителей в страны Европейского союза. В связи с этим, в последнее время политика Евросоюза направлена на поддержку не глобальных проектов, а небольших инфраструктурных инициатив, как в частности - TAP (Трансадриатический газопровод). Особенно с 2017 года Евросоюзом активно поддерживаются реверсные проекты, потому что они позволяют усилить взаимосвязанность и ликвидность европейского рынка газа, а именно на восточном направлении.
На сегодняшний день страны Евросоюза не располагают большим количеством альтернатив поставок российских энергетических ресурсов. Множество проектов PCI испытывают сложности с финансированием, что связано с недостатком частных инвесторов и поэтому проекты зависают на этапе планирования. В частности, Хорватия до сих пор испытывает сложности с поиском инвесторов для запуска проекта плавучего терминала хранения СПГ (FSRU), подобные сложности испытывает и Греция по вопросу строительства СПГ-терминала.
Одним из вариантов диверсификации поставок природного газа в страны ЕС является СПГ из США. Россия долгое время занимает место доминирующего источника и поставщика природного газа для объемного рынка Европы, но США стремятся бросить вызов России, наращивая импорт сжиженного природного газа США (СПГ) - газа, который охлажден до жидкой формы.
Двадцать четыре процента СПГ в США были отправлены в ЕС в октябре 2018 года, месяц, который стал крупнейшим за всю историю энергетического взаимодействия ЕС и США, объем торговли СПГ почти 0,6 млрд куб/м. В течение всего 2017 года только 10 процентов экспорта СПГ в США направлялось в ЕС. В 2017 году США экспортировала спотовую первую поставку СПГ в Литву. А к концу того же года на пять лет был подписан контракт между США и Польшей на поставку американского природного газа.
Комиссией Европейского союза, ожидается, что экспорт газа США в регион может удвоиться к 2022 году, и она пытается оказывать содействие строительству терминалов СПГ по всей Европе. Комиссия рассчитывает на то, что СПГ в США, если его цена будет конкурентоспособной, может играть и увеличивать роль в поставках газа в страны ЕС, повышая диверсификацию и энергетическую безопасность ЕС. (говорится в документе ЕС, в котором подробно описывается состояние ЕС-США. Торговля СПГ в конце ноября.)
Но и по ценовой политике, по условиям транспортировки, техническим трудностям и другим факторам, предложение американского СПГ вряд ли станет реалистичной альтернативой российскому энергетическому ресурсу и сомнительно, что в ближайшие несколько лет страны Европы смогут увеличить объемы импорта СПГ из США.
Заинтересованность энергетического сотрудничества России и стран ЕС обусловлено тем, что стратегии российских и западных энергетических компаний схожи. Часть российской энергетической политики состоит в том, чтобы использовать преимущества энергоресурсов - нефти и газа, которые являются самыми доступными в настоящее время по стоимости ресурсами.
Европейский бизнес заинтересован в сотрудничестве с Россией. В 2017 году компания Siemens объявила о своей готовности увеличить локализацию производства турбин с 60 до 90%. Другим примером является компания Schneider Electric, которая активно занимается локализацией производства в России и инвестировала более 1 миллиарда евро за последние пять лет. Обширные планы европейских компаний основаны на цифровизации. Российская Федерация заинтересована в европейском опыте реализации реформ в энергетическом секторе.
Международное технологическое партнерство имеет решающее значение. Оно способствует модернизации отрасли. Цифровые технологии также могут повысить эффективность энергообъектов: аддитивное производство и прогностическую диагностику. Технологии европейских компаний, опробованные как в ЕС, так и в других частях мира, помогут поспособствовать России преодолеть проблемы и активно развивать деятельность, направленную на энергоэффективность.
Энергоэффективность является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества России и стран ЕС. Совместная работа в этой области позволит странам повысить энергетическую безопасность, конкурентоспособность продукции российского производства на внешних рынках, а также позволит европейским странам сократить выбросы углекислого газа. Европейские компании готовы активно участвовать в разработке политики энергоэффективности в России, предлагая свои знания и технологии.
Объемы газа, которые поставляются российскими компаниями в Европу, достигают рекордных оценок, что за последний год составляет 200 млрд. куб/м. В тоже время «Г азпром», несмотря на определенные сложности в реализации, к 2019 году добился серьезных результатов сразу по двум важным проектам - «Северный поток 2» и «Турецкий поток». Российская госкорпорация к концу 2018 году закончила укладку морского участка газопровода «Турецкий поток», для планируемого экспорта газа из России через Черное море в Турцию и юго-восточную часть Европы. Европейские партнеры Г азпрома по проекту «Северный поток 2» - Engie, OMV, Shell, BASF и Uniper - обеспечили финансирование со своей стороны и проект готовится к введению в эксплуатацию в конце 2019 года, что позволит расширить экспортные возможности России.
Трубопроводные проекты России вызвали критику в некоторых странах Европы и в США, когда Трамп обвинил Германию (крупнейшего иностранного покупателя российского газа) в том, что она находится в крайней степени зависимости от России. Его бывший государственный секретарь Рекс Тиллерсон заявил ранее в 2018 году, что «Северный поток 2» подрывает энергетическую безопасность Европы.
В 2014 году были наложены штрафы на российские нефтяные компании (включая «Газпром»), которые стремились помешать этим компаниям в разведке и производстве энергии. США всячески совершали попытки помешать проекту «Северный поток-2», вводя дополнительные санкции (в основном, штрафы) для компаний, участвующих в проекте.
Пять европейских компаний участвуют в строительстве Nord Stream 2, государства-члены и ЕС выразили обеспокоенность по поводу подобных мер санкций. Учитывая сложившуюся и растущую в России инфраструктуру в Европе.
Сегодня Россия гарантирует надежные поставки экологически чистой энергии европейским потребителям. Успешное сотрудничество в области исследований и технологий, создание и внедрение новых технологий в энергетическом секторе требует постоянного диалога. Дискуссия между российскими и европейскими участниками отрасли поможет решить основные проблемы цифровой интеграции в энергетическом секторе и создания единой системы между Россией и Европейским союзом.



