Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности на современном этапе

Работа №39770

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы126
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Россия в системе европейского регионального энергетического сотрудничества 10
1.1. Энергетический сектор в международных отношениях 10
1.2. Россия в мировой энергетической геополитике 22
1.3. Сотрудничество РФ и стран Евросоюза в сфере поставок энергоносителей 2000-е - 2010-е годы 31
Глава 2. Энергетическое сотрудничество России и стран Евросоюза: основные векторы развития отношений 43
2.1. Взаимодействие России и стран ЕС в области поставок энергетических ресурсов 43
2.2. Северо-Европейские маршруты поставок энергоресурсов и сотрудничество в рамках проекта «Северный поток 2» 57
2.3. Южные совместные проекты России и стран ЕС 69
Глава 3. Взаимоотношения России и стран Евросоюза в рамках обеспечения региональной энергетической безопасности 79
3.1. Энергетическая безопасность в контексте обеспечения международной безопасности 79
3.2. Политика обеспечения энергетической безопасности в Евросоюзе 86
3.3. Новые вызовы и проблемы сотрудничества РФ и стран ЕС в обеспечении энергетической безопасности 96
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 110

Постановка проблемы. Энергетическая безопасность, понимаемая как защищенность от угроз стабильному топливному и энергетическому обеспечению, - одна из важнейших составляющих глобальной безопасности. Мир уже фактически вступил в эпоху, когда надежное энергообеспечение и доступ к энергоресурсам во многом определяют возможности развития той или иной страны, ее экономики и общества.
Взаимоотношение России и стран Евросоюза в контексте энергетического сотрудничества является важным фактором, который оказывает влияние на региональную экономическую и политическую стабильность. Исследование стратегического взаимодействия государств способствует выявлению тенденции к стабилизации напряженности в рамках энергетической безопасности.
Актуальность темы исследования.
Динамика развития международных отношений за последнее время активно влияет на изменения в структуре международных рынков энергетики, а также на межгосударственное взаимодействие в энергетическом секторе. Важную роль в развитии сферы энергетики играют процессы интеграции, масштабы которой в последнее время увеличиваются быстрыми темпами. Инновационные подходы в данной сфере, добыча и использование нетрадиционных энергетических ресурсов, включая увеличивающийся сектор возобновляемых источников энергии, активно воздействует на трансформацию традиционных взглядов на международное распределение ресурсов.
Занимая лидирующее положение, в качестве крупнейшего игрока и экспортера энергетических ресурсов на мировом рынке энергетики - Российская Федерация активно реагирует на изменения, происходящие в мировой энергетике, и заинтересована во всестороннем сотрудничестве.
В связи с этим для Российской Федерации является основополагающим поддержание хороших взаимоотношений с традиционными региональными партнерами энергетической сферы - странами-членами Европейского Союза. Европа - крупнейший регион-импортер и потребитель энергетических ресурсов из России, при этом страны региона являются ключевыми партнерами РФ по внешней торговле, а также многозначительный инвестор, обладающий высокими технологиями, которые представляют интерес для России, в том числе и в энергетической сфере.
Активная политика Российской Федерации и стран Европейского союза в сфере энергетики активно создают сильное взаимо-дополнение друг друга. Совершенствование многовекторного сотрудничества государств в нефтегазовой сфере имеет значение не только для эффективного экономического развития Российской Федерации, но также представляется важным путем разрешения проблемы энергетической безопасности как отдельно государств-членов Европейского союза, так и Европейского региона в целом.
Несмотря на это, сильное воздействие на развитие энергетического взаимодействия России и стран Евросоюза оказывает масштабные современные преобразования, затрагивающие мировые рынки энергетики, а также усиление воздействия политической составляющей в рамках сотрудничества в энергетическом секторе
Рассмотреть основные положения данной темы нам способствует тесное взаимодействие с практикой, что дает возможность утвердить основные положения в системе теоретических сведений в области сотрудничества в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности, что напрямую связано со стратегическими интересами нашего государства, при крайней важности российско-европейского взаимодействия в нефтегазовом
сотрудничестве для благополучного экономического развития Российской Федерации.
Цель исследования - всесторонне проанализировать сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности, определить механизмы и инструменты повышения эффективности взаимодействия со странами Европейского союза.
Основные задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
- проанализировать и определить место Российской Федерации в системе европейского регионального энергетического сотрудничества;
- выделить и раскрыть основные векторы развития энергетических отношений между Россией и странами-членами Евросоюза, на примере ключевых совместных проектах;
- исследовать взаимоотношения Российской Федерации и стран
Европейского союза в рамках обеспечения региональной энергетической безопасности и опираясь на результаты проведенного исследования, определить перспективы по дальнейшему совершенствованию
сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетической безопасности.
Объектом исследования является характеристика основных направлений сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности.
Предметом исследования является всестороннее изучение
сотрудничества России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности.
Источниковую базу работы составили официальные документы,
архивные, статистические и иные материалы на русском, английском и немецком языках, научные труды.
В качестве основных источников нами использовались официальные документы различных ведомств и министерств, тексты межгосударственных договоров и соглашений.
Информация, предоставленная на сайте Министерства энергетики РФ, стала важной основой данного исследования. На сайте представлены «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» , которая является основным документом, определяющим вектор энергетической политики РФ, и «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.» , а также «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия—ЕС» .
В качестве источников также использовались нормативно-правовые акты как органов государственной власти Российской Федерации , стран Европейского Союза, как и самого Евросоюза , так и международных организаций .
Среди периодических и продолжающихся изданий следует выделить такие газеты и журналы, как «Газпром» , Reuters , Financial Times . Почерпнутая информация из данных источников применялась в основном, для описания состояния взаимоотношений России и государств-членов Евросоюза на современном этапе.
Степень изученности темы:
1) отечественная историография;
Так как тема актуальна, существует достаточно хорошая литературная и источниковедческая база как отечественная, так и зарубежная, которая каждый год пополняется новыми работами. В данной работе наибольшее значение имел труды Ершова Ю.А. «Г лобальная энергетическая безопасность и интересы России» и совместный труд под редакцией Линника Ю.Н., Афанасьева В.Я., Казака А.С. «Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса» , а также нормативно-правовые акты, материалы конференций, публицистические статьи, информационные и новостные материалы.
В общем и целом, в отечественной научной литературе существует достаточно много работ, посвящённых изучению сотрудничества России и стран-членов Европейского союза в сфере энергетики.
Кроме того, большой вклад в изучение данной проблемы внес труд Стариковса А. «Энергетический диалог Россия-ЕС: проблема поиска общего знаменателя» в котором проводиться анализ основных векторов развития взаимодействия государств в контексте укрепления взаимного сотрудничества в энергетическом секторе, а также обеспечения энергетической безопасности.
В остальном же, отношения России и стран Евросоюза на рассматриваемом этапе описываются в нормативно-правовых актах, включающих стратегии, дорожные карты и совместные меморандумы.
2) зарубежная историография;
В зарубежной научной литературе отношения двух стран проблема поднимается чаще. Здесь можно выделить работы Pascual C. и Elkind J. «Energy security: economics, politics, strategies, and implications» , Yergin D. «The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World» и т.д.
Отдельно можно выделить труд Overland I. «Energy: The Missing Link in Globalization»15 в котором рассматривается тенденция к глобализации и взаимному сотрудничеству государств на мировой арене в сфере энергетики и обеспечения международной энергетической безопасности.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она представляет собой попытку комплексного исследования сотрудничества России и стран Европейского союза в сфере энергетики, а так же анализа двустороннего диалога России со странами ЕС на протяжении периода, который, по нашему мнению, включает значимое взаимодействие в контексте обеспечения энергетической безопасности между странами.
Хронологические рамки. Наша работа охватывает период с 2000-го года, с момента начала постоянного функционирования энергетического диалога между Россией и ЕС, и по 2018 год, ознаменовавшийся активной фазой реализаций совместных крупных энергетических проектов РФ и стран ЕС. Взятый промежуток связан с тем, что работа рассматривает современный этап сотрудничества между странами.
Географические рамки данного исследования включают Российская Федерация и государства-члены Европейского союза. К основным странам, рассматриваемым в нашей работе, относятся Германия, Великобритания, Франция, Австрия и Венгрия, а также государства южной части Евросоюза, такие как Италия, Греция, и Болгария.
Методологическую основу исследования составила теория о рациональной природе развития государств-членов Европейского союза (теория рационального выбора представлена в работах М. Олсон, Д. Коулман, Г. Беккер и др.), соответственно, формирование инструментов и структур дипломатии связано, в-первую очередь, со стремлением максимизировать экономический потенциал и политический вес1617.
При рассмотрении рисков участников энергетической деятельности использована концепция ограниченной рациональности Саймона Г., который оценивает деятельность корпораций и государственных органов как относительно рациональную, но содержащую при этом ряд вне рациональных факторов, тех, что несут потенциальный риск.
Методом исследования является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретикопрогностического, исторического и иных методов познания, руководствуясь при этом принципами объективности и историзма с использованием описательного, сравнительного, типологического и системного методов.
Научно-практическое значение исследования. Данная работа может быть использована для изучения системы энергетической безопасности, энергетического сотрудничества России и стран Европейского союза. Также другие работа обеспечения может сложными быть основные полезна при построении дипломатических отношений между Россией и странами ЕС и при написании реагирования монографий, докторских или диссертационных работ.
Структура работы. Цель, и задачи исследования определили, структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Европейский Союз с 28 странами и общей численностью населения порядка 512 миллионов человек является ценным рынком и в тоже время политическим полем битвы для крупнейших мировых экспортеров энергии, особенно когда речь идет о природном газе.
Российская Федерация всегда рассматривала европейский рынок в качестве приоритета в энергетическом секторе. Россия заинтересована в устойчивом спросе на свои энергоресурсы, обеспечении экономической эффективности российских энергетических компаний, привлечении инвестиций, а также приобретении передовых технологий и опыта. Со своей стороны, Россия обеспечивает гарантии стабильности и надежности поставок, гибкости в ценообразовании на предлагаемые энергоресурсы и технологическое взаимодействие с европейскими энергосистемами.
Сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом является залогом стабильности энергетической отрасли. Европа и Россия не просто исторические партнеры, 40% внешнеторгового оборота России прошлого года принадлежит странам Евросоюза. Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды входят в десятку ведущих партнеров. Россия, в свою очередь, способствует сотрудничеству, на протяжении десятилетий обеспечивая высокую надежность и значительные объемы поставок газа в Европу, которые, по нашим оценкам, будут расти и дальше.
Взаимодействие между Россией и Европейским Союзом в области энергетики и энергоэффективности является ключевым элементом устойчивого развития мировой экономики. В 2018 году Россия и ЕС поставили перед собой амбициозные цели по снижению энергоемкости ВВП к 2030 году. Очевидная необходимость в этом коренится в четвертой промышленной революции, которая происходит сейчас для всех, и которая затрагивает все страны и все отрасли, одновременно увеличивая спрос на энергоресурсы.
С 2016 года политика энергетической безопасности Европейского союза была направлена на снижение зависимости от энергетических ресурсов из Российской Федерации. Но не смотря на все усилия европейского энергоблока и финансирование проектов Евросоюзом, объемы взаимодействия с Россией в энергетической сфере продолжали только расти.
По данным Interfax Global Gas Analytics, в 2017 году Газпромом был установлен новый рекорд по экспорту газа в европейские страны, что составило 193 млрд. куб/м. Российская доля на рынке природного газа в Европе увеличилась с 35% в 2016 году до 36% в 2018 году.
Огромные объемы запасы энергетических ресурсов и сохраняющиеся резервные мощности позволяют России сохранить контроль над низкой ценой и активно взаимодействовать на европейский рынке энергоносителей.
Россия оставалась крупнейшим поставщиком природного газа в ЕС в 2018 году. Другими основными поставщиками являются Норвегия и в меньшей степени, Алжир и Катар. При этом 11 стран-членов ЕС (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Венгрия, Австрия, Польша, Румыния, Словения, Словакия и Финляндия) импортировали более 75 процентов. Общий объем национального импорта природного газа из России в 2018 году во многом обусловлен их географической близостью к стране.
К 2018 году Европейской комиссией были опубликованы основные проекты, представляющие интерес всем странам ЕС (Projects of Common Interest, PCI), которые направлены на решение Европой проблем в сфере энергетики и изменения климата. Представлено 173 интернациональных проектов, и целью части из них является диверсификация поставок энергетических носителей в страны Европейского союза. В связи с этим, в последнее время политика Евросоюза направлена на поддержку не глобальных проектов, а небольших инфраструктурных инициатив, как в частности - TAP (Трансадриатический газопровод). Особенно с 2017 года Евросоюзом активно поддерживаются реверсные проекты, потому что они позволяют усилить взаимосвязанность и ликвидность европейского рынка газа, а именно на восточном направлении.
На сегодняшний день страны Евросоюза не располагают большим количеством альтернатив поставок российских энергетических ресурсов. Множество проектов PCI испытывают сложности с финансированием, что связано с недостатком частных инвесторов и поэтому проекты зависают на этапе планирования. В частности, Хорватия до сих пор испытывает сложности с поиском инвесторов для запуска проекта плавучего терминала хранения СПГ (FSRU), подобные сложности испытывает и Греция по вопросу строительства СПГ-терминала.
Одним из вариантов диверсификации поставок природного газа в страны ЕС является СПГ из США. Россия долгое время занимает место доминирующего источника и поставщика природного газа для объемного рынка Европы, но США стремятся бросить вызов России, наращивая импорт сжиженного природного газа США (СПГ) - газа, который охлажден до жидкой формы.
Двадцать четыре процента СПГ в США были отправлены в ЕС в октябре 2018 года, месяц, который стал крупнейшим за всю историю энергетического взаимодействия ЕС и США, объем торговли СПГ почти 0,6 млрд куб/м. В течение всего 2017 года только 10 процентов экспорта СПГ в США направлялось в ЕС. В 2017 году США экспортировала спотовую первую поставку СПГ в Литву. А к концу того же года на пять лет был подписан контракт между США и Польшей на поставку американского природного газа.
Комиссией Европейского союза, ожидается, что экспорт газа США в регион может удвоиться к 2022 году, и она пытается оказывать содействие строительству терминалов СПГ по всей Европе. Комиссия рассчитывает на то, что СПГ в США, если его цена будет конкурентоспособной, может играть и увеличивать роль в поставках газа в страны ЕС, повышая диверсификацию и энергетическую безопасность ЕС. (говорится в документе ЕС, в котором подробно описывается состояние ЕС-США. Торговля СПГ в конце ноября.)
Но и по ценовой политике, по условиям транспортировки, техническим трудностям и другим факторам, предложение американского СПГ вряд ли станет реалистичной альтернативой российскому энергетическому ресурсу и сомнительно, что в ближайшие несколько лет страны Европы смогут увеличить объемы импорта СПГ из США.
Заинтересованность энергетического сотрудничества России и стран ЕС обусловлено тем, что стратегии российских и западных энергетических компаний схожи. Часть российской энергетической политики состоит в том, чтобы использовать преимущества энергоресурсов - нефти и газа, которые являются самыми доступными в настоящее время по стоимости ресурсами.
Европейский бизнес заинтересован в сотрудничестве с Россией. В 2017 году компания Siemens объявила о своей готовности увеличить локализацию производства турбин с 60 до 90%. Другим примером является компания Schneider Electric, которая активно занимается локализацией производства в России и инвестировала более 1 миллиарда евро за последние пять лет. Обширные планы европейских компаний основаны на цифровизации. Российская Федерация заинтересована в европейском опыте реализации реформ в энергетическом секторе.
Международное технологическое партнерство имеет решающее значение. Оно способствует модернизации отрасли. Цифровые технологии также могут повысить эффективность энергообъектов: аддитивное производство и прогностическую диагностику. Технологии европейских компаний, опробованные как в ЕС, так и в других частях мира, помогут поспособствовать России преодолеть проблемы и активно развивать деятельность, направленную на энергоэффективность.
Энергоэффективность является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества России и стран ЕС. Совместная работа в этой области позволит странам повысить энергетическую безопасность, конкурентоспособность продукции российского производства на внешних рынках, а также позволит европейским странам сократить выбросы углекислого газа. Европейские компании готовы активно участвовать в разработке политики энергоэффективности в России, предлагая свои знания и технологии.
Объемы газа, которые поставляются российскими компаниями в Европу, достигают рекордных оценок, что за последний год составляет 200 млрд. куб/м. В тоже время «Г азпром», несмотря на определенные сложности в реализации, к 2019 году добился серьезных результатов сразу по двум важным проектам - «Северный поток 2» и «Турецкий поток». Российская госкорпорация к концу 2018 году закончила укладку морского участка газопровода «Турецкий поток», для планируемого экспорта газа из России через Черное море в Турцию и юго-восточную часть Европы. Европейские партнеры Г азпрома по проекту «Северный поток 2» - Engie, OMV, Shell, BASF и Uniper - обеспечили финансирование со своей стороны и проект готовится к введению в эксплуатацию в конце 2019 года, что позволит расширить экспортные возможности России.
Трубопроводные проекты России вызвали критику в некоторых странах Европы и в США, когда Трамп обвинил Германию (крупнейшего иностранного покупателя российского газа) в том, что она находится в крайней степени зависимости от России. Его бывший государственный секретарь Рекс Тиллерсон заявил ранее в 2018 году, что «Северный поток 2» подрывает энергетическую безопасность Европы.
В 2014 году были наложены штрафы на российские нефтяные компании (включая «Газпром»), которые стремились помешать этим компаниям в разведке и производстве энергии. США всячески совершали попытки помешать проекту «Северный поток-2», вводя дополнительные санкции (в основном, штрафы) для компаний, участвующих в проекте.
Пять европейских компаний участвуют в строительстве Nord Stream 2, государства-члены и ЕС выразили обеспокоенность по поводу подобных мер санкций. Учитывая сложившуюся и растущую в России инфраструктуру в Европе.
Сегодня Россия гарантирует надежные поставки экологически чистой энергии европейским потребителям. Успешное сотрудничество в области исследований и технологий, создание и внедрение новых технологий в энергетическом секторе требует постоянного диалога. Дискуссия между российскими и европейскими участниками отрасли поможет решить основные проблемы цифровой интеграции в энергетическом секторе и создания единой системы между Россией и Европейским союзом.


1. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. 2005, [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://russiaeu.ru/userfiles/file/road map on the common economic s pace 2005 russian.pdf (от 15.12.2018.)
2. Ernst & Young: Глобальный рынок зеленой энергетики продолжает расти// Green evolution. -2013.-13 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.enes- expo .ru/ru/novo sti/387-ernst-young- globalnyi-rynokzelenoi-energetiki-prodolzhaet-rasti.html (от 24.04.2018) .
3. VII Национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Конвенции о ядерной безопасности, 2016 // Прессслужба Роснано.
4. В Турции запустили Трансанатолийский газопровод // ТАСС. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5285415
5. ГОСТ 21027-75 Системы энергетические. Термины и определения (утв. Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.07.75 N 1972) / Межгосударственный стандарт от 01.07.1976.
6. Доклада ЕЭК ООН о состоянии возобновляемой энергетики, [Electronic resource]. Access mode:
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/energy/se/pdfs/gere/publ/2015/RE N21 UNECE Status Russian.pdf (от 21.02.2019)
7. Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г. // Министерство энергетики РФ. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1527 (от 15.01.2019.)
8. Итоговые доклады совместных тематических групп России-ЕС,
2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/energy/russia/reference texts/thematic en.htm ( от
20.02.2018)
9. Ключевые результаты // Публичный годовой отчет корпорации «Росатом» за 2016. - 2017. - С. 14-15
10. Меморандум о механизме предупреждения и преодоления чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия—ЕС (Механизм раннего предупреждения): [подписан в г. Брюсселе, 24.02.2011 г.] // Министерство энергетики Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/45c/45c1ace02a62b9a6a4cc 0668f077574a.pdf (от 07.09.2018)
11. Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия—ЕС: [подписан в г. Москве, 16.11. 2009 г.] // Министерство энергетики Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/656/6566442b1b008b56a46 557475c681c94.pdf (от 25.09.2018)
12. Пресс-релиз встречи Председателя Правления ПАО «Газпром» и Министра внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gazprom.ru/press/news/2018/september/article460449/
13. Пресс-релиз сайта Росконгресс, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/rew-2018-perspektiw- partnerstva-rossii-i-es-v-sfere-energetiki-i- energoeffektivnosti/discussion/
14. Прогноз развития энергетики мира и России 2016. // АЦ при Правительстве РФ. ИНЭИ РАН. - [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.ac.gov.rU/files/publication/a/10585.pdf (от
05.07.2018. )
15. Совместное заявление о создании механизма оценки будущей конъюнктуры газовых рынков в рамках Энергодиалога Россия—ЕС: [подписано в г. Брюсселе, 24.02.2011 г.] // Министерство энергетики Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/cd3/cd3639d424268c45f89 08698b9c64333.pdf (от 25.09.2018)
16. Справочная информация на официальном сайте МИД РФ, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/international organizations/-
/asset publisher/km9HkaXMTium/content/id/2517322 (от 11.11.2018)
17. Справочная информация на официальном сайте Министерства энергетики РФ, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/2334 (от 22.07.2018)
18. ТЭК — 2016. Макроэкономика // Статистический сборник Аналитического центра при Правительстве РФ. - 2017. - июнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13691 .pdf (от 01.06.2018)
19. Цели в области устойчивого развития ООН, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.un.org/sustainabledevelopment/ru/energy/
20. Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь—декабрь 2012 г. / Федеральная таможенная служба. — [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.customs.ru/index2.php?option=com content&view=article&i d=17055&Itemid=1981 (от 25.09.2018)
21. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утв. Министерством энергетики РФ), [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 87926/67a85f9e2b4 e8015de2c5b72ee1c71c37a562946/
22. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. Министерством энергетики РФ), [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026
23. Энергетический диалог Россия—ЕС 2000—2010: возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики: обобщенный доклад, Брюссель, ноябрь 2010 г. // Министерство энергетики Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/537/5379590b46eccb229803488d cbc3940c.pdf (от 25.09.2018)
24. 2018 S&P Global Platts Top 250 Global Energy Company Rankings, [Electronic resource]. Access mode: https://top250.platts.com/Rankings (от 05.02.2019)
25. Annual Report on the Results of Monitoring the Internal Electricity and Natural Gas Markets, 2016. - [Electronic resource]. Access mode: https://www.np-sr.ru/ru/content/43127-annual-report-results-monitoring- internal-electricity-and-natural-gas-markets
26. BP Statistical Review of World Energy 2012, [Electronic resource]. Access mode: https: //www.bp .com/en/global/corporate/energy- economics/statistical-review-of-world-energy.html
27. BP Statistical Review of World Energy 2018, [Electronic resource]. Access mode: https://www.bp.com/content/dam/bp/business- sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp- stats-review-2018-full-report.pdf (от 01.06.2018.)
28. Communication on an EU strategy for liquefied natural gas and gas storage (COM/2016/049 final), [Electronic resource]. Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=COM%3A2016%3A49%3AFIN (от 13.03.2018.)
29. Communication on the short-term resilience of the European gas system ("Stress Tests Communication"), 2014. - [Electronic resource]. Access mode:
https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2014 stresstests c om en 0.pdf (от 15.05.2018.)
30. Contribution of renewables to Energy Security // International Energy Agency, 2017.
31. Council Directive 2009/119/EC of 14 September 2009 imposing an obligation on Member States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products // OJ. - 2009. - L 265. - P. 9-23
32. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.
33. Directive on Critical Infrastructure 2008/114/EC, [Electronic resource]. Access mode: https://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:345:0075:0082 :EN:PDF (от 15.08.2018.)
34. Electricity and heat statistics, 2017. // Eurostat. - [Electronic resource]. Access mode: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics- explained/index.php/Electricity and heat statistics (от 15.04.2019)
35. Energy for Europe's Future // Official site. - [Electronic resource]. Access mode: https: //www.nord-stream2 .com/en/pdf/document/3 3/ (от
06.11.2018. )
36. EU imports of energy products - recent developments // Eurostat. - 2018. - P. 4, [Electronic resource]. Access mode:
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/pdfscache/46126.pdf (от
17.03.2019)
37. EU imports of energy products - recent developments // Eurostat. -
2018. - P. 3-4
38. European Energy Security Strategy. COM (2014) 330 final. / Brussels. May 28, 2014. [Electronic resource]. Access mode: http://www.eesc.europa.eu/resources/docs/european-energy-security- strategy.pdf (от 28.07.2018.)
39. European Parliament resolution of 12 March 2019 on the state of EU- Russia political relations. // European Parliament. - [Electronic resource]. Access mode: http: //www.europarl .europa.eu/doceo/document/T A-8- 2019-0157 EN.html?redirect (от 04.04.2019.)
40. EU-Russia energy dialogue: Eighth progress report. Brussels /Moscow // Delegation of the European Commission to Russia, 2007. [Electronic resource]. Access mode: http://www.delrus.ec.europa.eu/en7p 452.htm (от 04.11.2017)
41. EU-Russia energy dialogue: Eighth progress report. Brussels/Moscow, October 2007. // Delegation of the European Commission to Russia. - [Electronic resource]. Access mode: http://www.delrus.ec.europa.eu/en7p 452.htm
42. EU—Russia Energy Dialogue: Synthesis Report, Brussels/Moscow, September 2001 // European Commission. - [Electronic resource]. Access mode:
http://ec.europa.eu/energy/international/russia/doc/reports/progress1 en.p df (от 25.09.2018)
43. EU—Russia Gas Advisory Council // European Commission. — [Electronic resource]. Access mode:
http://ec.europa.eu/energy/international/russia/dialogue/doc/2012 eu rus sian members council.pdf (от 25.09.2018)
44. EU-Russia Summit: Joint Statement, 30 October 2000, Paris. // Official website of the European Commission’s Delegation to Russia, [Electronic resource]. Access mode: http://www.delrus.ec.europa.eu/en/p 240.htm (от 22.05.2008)
45. ExxonMobil. The Outlook for Energy: A View to 2040, [Electronic resource]. Access mode: www.exxonmobil.com (от 10.04.2014)
46. Gas Coordination Group, 2012 // European Council. - [Electronic resource]. Access mode:
https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/rop of the gcg.pd f (от 20.11.2017)
47. Global Energy Trends, 2018 edition. A step backward for the energy transition? [Electronic resource]. Access mode:
https://www.enerdata.net/publications/reports-presentations/2018-world- energy-trends-projections.html (от 05.06.2018)
48. GREEN PAPER: A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. Brussels, 08.03.2006, [Electronic resource]. Access mode:
http://europa.eu/documents/comm/green papers/pdf/com2006 105 en.p df (от 11.11.2018.)
49. Groups within the EU—Russia Energy-Dialogue // European Commission. — [Electronic resource]. Access mode: http://ec.europa.eu/energy/international/russia/dialogue/thematic en.htm (от 25.09.2013.)
50. IEA Oil Information database (2019 first edition), [Electronic resource]. Access mode: http://wds.iea.org/wds/pdf/Oil documentation.pdf (от
26.02.2019. )
51. Implementation Roadmap for the new Security of Gas Supply Regulation, 2017 // European Council. - [Electronic resource]. Access mode:
https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/20170914 roadmap implementat ion web.pdf (от 13.03.2018.)
52. In-depth study of European Energy Security [SWD 330], 2014. - [Electronic resource]. Access mode:
https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20140528 energy security studv.pdf (от 18.08.2018)
53. International Energy Agency, Global Gas Security Review, 2018., [Electronic resource]. Access mode: https: //webstore. iea. org/global- gas- security-review-2018 (от 07.07.2018.)
54. International Energy Security: Common Concept for Energy Producing, Consuming and Transit Countries // Energy Charter Secretariat. - 2015., [Electronic resource]. Access mode:
https://energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Thematic/Internatio nal Energy Security 2015 en.pdf от (17.03.2018.)
55. International Energy Statistics, [Electronic resource]. Access mode: https://www.eia.gov/beta/international/ (от 16.05.2018)
56. International Energy Statistics, [Electronic resource]. Access mode: https://www.eia.gov/beta/international/ (от 10.01.2019)
57. Memorandum of Understanding on Industrial Cooperation in the Energy Sector between the Ministry for Fuel and Energy of the Russian Federation and the European Commission, 1999. [Electronic resource]. Access mode: http://www.delrus.ec.europa.eu/en/p 251.htm (от
22.05.2018)
58. Nord Stream 2: New Pipeline for Europe’s Energy Future // Official site. - [Electronic resource]. Access mode: https: //www.nord- stream2.com/en/pdf/document/4/ (от 06.11.2018.)
59. NSP2 Construction and Operation in the Finnish EEZ // Environmental & Technical Monitoring Report 2018. - [Electronic resource]. Access mode: https://www.nord-stream2 .com/en/download/document/186/
60. OECD-NEA & IAEA, Uranium 2018: Resources, Production and Demand ('Red Book') // World Nuclear Association, The Nuclear Fuel Report 2015 & 2017 - [Electronic resource]. Access mode: http://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel- cycle/mining-of-uranium/ (от 12.03.2019.)
61. OPEC World Oil Outlook 2017, [Electronic resource]. Access mode: https://www.opec.org/opec web/static files proiect/media/downloads/pu blications/WOO%20%202017.pdf (от 29.03.2019.)
62. Partnership and Cooperation Agreement between Russian and the European Union / Official website of the European Commission’s Delegation to Russia, 2008. [Electronic resource]. Access mode: http://www.delrus.ec.europa.eu/enZp 243.htm (от 11.08.2008)
63. PGNiG Group Strategy for 2017-2022. - 2017. - p. 18, [Electronic resource]. Access mode: http://en.pgnig.pl/news/-/news-list/id/new- pgnig-group-strategy-for-2017-2022/
64. Presentation by Jeff Piper, Coordination Cell EU-Russia Energy Dialogue, [Electronic resource]. Access mode:
http://www.iea.org/textbase/work/2003/soyuzgaz/proceedings/Piper slid es.pdf (от 18.02.2019)
65. Quality report on balance of payments (BOP), international trade in services (ITS) and foreign direct investment (FDI) statistics, [Electronic resource]. Access mode:
https://ec.europa.eu/eurostat/documents/7870049/8566866/KS-FT-17- 009-EN-N.pdf/f6fc1365-6286-4faa-8123-14e36fd4ffee (от 05.01.2018)
66. Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators // European Parliament
67. REGULATION (EU) 2017/1938. // European Council. - [Electronic resource]. Access mode: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2017/1938/oi (от 24.10.2018)
68. Report on liability, compensation and financial security for offshore oil and gas operations pursuant to Article 39 of Directive 2013/30/EU. // European Parliament. - [Electronic resource]. Access mode: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52015DC0422 (от
13.08.2018)
69. Review of the S&T Cooperation Agreement between the European Union and Russia / Ref. Ares (2013) 2859814 (от 09.08.2018) Commodities overview // Bloomberg. - 2018. - 3 июня, [Electronic resource]. Access mode:
https://www.bloomberg.com/markets/commodities
70. Roadmap to the Energy Union. Annex 1 to Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy. COM/2015/080 final. February 25, 2015. [Electronic resource]. Access mode: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=COM%3A2015%3A80%3AFIN (от 18.12.2018)
71. Total Oil stocks in IEA region, publication: Energy Supply Security 2014 // International Energy Agency
72. World Energy Outlook 2018 / International Energy Agency, [Electronic resource]. Access mode:
https://webstore.iea. org/download/summary/190?fileName=English- WEO-2018-ES.pdf (от 01.11.2018)
73. World Energy Perspective Cost of Energy Technologies // WORLD ENERGY COUNCIL (Bloomberg). - 2013. - p.16, [Electronic resource]. Access mode: https://www.worldenergy.org/wp- content/uploads/2013/09/WEC J1143 CostofTECHNOLOGIES 021013
WEB Final.pdf (от 01.09.2018)
74. Yamal-Europe gas pipeline // Official website of the firm EuRoPol Gaz
S.A., [Electronic resource]. Access mode: http://www.europolgaz.com.pl/english/gazociag liniowe.htm
II. Литература:
1. «Турецкий поток» вошел в Исключительную экономическую зону Турции // TurkSteam. - 2017., [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //turkstream. info/ru/press/news/2017/170/
2. Аметистова Е.В.. том 1 под редакцией проф. А. Д. Трухния //
Основы современной энергетики. В 2-х томах. — Москва: Издательский дом МЭИ. - 2008. - C. 23
3. Бурмистрова Е.К. Спрос на газ будет расти // Газпром. - 2017. - 3. - C. 20
4. Воропай Н. И., Сендеров С. М. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований // М.: ИНП РАН. - 2011. - С. 45
5. Гривач А.И. Реабилитация газа в Европе // Газпром. - 2018. - 3. - С. 38
6. Демидова О.В. Президент Польши призвал отказаться от проекта «Северный поток - 2» // Deutsche Welle. - 2018. - 23 октября
7. Евросоюз создает инструмент давления на Россию — Энергетический союз // 365 InfoKz. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://365info.kz/2015/03/evrosoyuz-sozdaet-instrument- davleniya-na-rossiyu-energeticheskij-soyuz/
8. Ершов Ю.А. Глобальная энергетическая безопасность и интересы России. - М.: ГУВШЭ. - 2009. - С. 212
9. История и план // Энергия для Европы. - 2014. - 1 апреля
10. Итальянская Eni и «Газпром» поделили «Южный поток» пополам // Лента.ру. - 2007. -.22 ноября, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2007/11/22/eni/
11. Канаев Е.А., Пятачкова А.С. АСЕАН в повороте России на Восток // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. М.: ИД НИУ ВШЭ. - 2016. - Кн. 2. - С. 430-437
12. Качелин А.С. Перспективы развития форума стран-экспортеров газа и роль России в создании газового альянса // Всероссийский экономический журнал ЭКО. - 2017. - C. 150
13. Клименко А.С. Nord Stream 2 AG ответила на призыв Европарламента остановить «Северный поток 2» // ФАН. - 2018. - 15 декабря
14. Конопляник А. А. Россия и Энергетическая Хартия. Учебное пособие. — М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. - 2010. — С. 61-80
15. Кошкарев А.К. Новая нефтяная реальность // Эксперт. - 2011. - 19.
- 12 август
16. Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса: учеб.
/ под. ред. Линника Ю.Н., Афанасьева В.Я., Казака А.С. М.: ИНФРА-М. - 2016. - C. 218
17. Меркель опровергла зависимость Германии от России из-за «Северного потока-2» // Вести Финанс. - 2017. - 24 августа, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/105880
18. Нефтегазовый комплекс России: тенденции развития (2000-2010 годы) // под общ. ред. В.А. Гусейнова - М.: Красная звезда. - 2011. - C. 338
19. Новак А. Старые цели, новые задачи // Россия в глобальной политике. - 2016. - 5.- С.24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Starye-tceli-novye-zadachi-18356
20. Прошин В.Н. Межгосударственные энергетические институты (международно-правовые аспекты): Учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет. - 2005. - C. 148
21. Российская Федерация в Европе: правовые аспекты сотрудничества России с европейскими организациями». Сборник статей / Под ред. профессора Д. Раушнинга и канд. юр. наук В.Н. Русиновой. - М.: Международные отношения. - 2008. - С. 256
22. Северный поток»: проверенный маршрут, проверенный подход // «Северный поток - 2»: энергия для будущего Европы. - 2018. - С. 10-11
23. Сокращение транзита через Украину сэкономит «Газпрому» 1,6 миллиарда долларов // Лента. - 2016. - 16 июня
24. Стариковс А. Энергетический диалог Россия-ЕС: проблема поиска общего знаменателя // Проблемы глобальной экономики. Сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и бакалавров кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под. ред. Стародубцевой Е. Б., Абаниной И. Н. - М: Эдитус. - 2016. - C. 306
25. Трачук К. В. Современные исследования проблем энергетической безопасности: теоретические аспекты // Вестник МГИМО- Университета. - 2013. - 4. - С. 31
26. Турецкий поток будет построен без обсуждения с Евросоюзом // Внешнеэкономические связи. - 2015. - 13 апреля, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eer.ru7a/article/u123213/13-04- 2015/29517
27. Турецкий поток будет построен без обсуждения с Евросоюзом // Внешнеэкономические связи. - 2015. - 13 апреля
28. Хайтун А. Россия на европейском энергетическом рынке. Ч I // Доклады Института Европы. № 298 / Институт Европы Российской академии наук. - 2013 - С. 8 - 14
29. Хроника нефтепровода «Дружба» // Выгоничская земля от истоков к будущему: [книга очерков] / [под общ. ред. Т.И. Локтиной, Е.И. Геращенкова, М.Д. Курушин, Т.И. Локтина]. - 2007. - С. 46 - 47
30. Шубин С.И., Воловик О.А. Геополитика. Электронное учебное пособие / С.И. Шубин, О.А. Воловик. - Архангельск: Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова - 2015. - С. 53. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //narfu.ru/universitv/librarv/books/3203. pdf
31. Энергетика и геополитика / под ред. В.В. Костюка, А.А. Макарова. М.: Наука. - 2011. - С. 397
32. Энергетический диалог «Россия — Европейский Союз» // Общественно-деловой журнал «Энергетическая политика». - 2010. -
2. - С. 57
33. Apokis D. Dangers and strategic mistakes from Burgas-Alexandroupolis Agreement // Hudson Institute. - 2007. - 15 april
34. Belousov S.A., Pavlov A.Y., Batova V.N., Sokolov A.Y., Kolesnikov
A. V., Vyushkina E.G. Neo-endogenous model of overcoming imbalances in economic — legal framework of Russia agrarian regions as a factor of economic security // International Journal of Advanced and Applied Sciences. - 2016. - 3. - P. 20-24
35. Bierman S., Shiryaevskaya A. Russia, Slovenia Sign South Stream Gas Pipe Accord // Bloomberg. - 2009. - 14 november
36. Board E. The Right (and Wrong) Way to Deal with Nord Stream 2 // Bloomberg. - 2018. - 27 ноября, [Electronic resource]. Access mode: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2018-11 -27/nord-stream-2- the-right-and-wrong-response-for-america
37. Borisocheva K. Analysis of the Oil- and Gas-Pipeline-Links between EU and Russia: An account of intrinsic interests // Centre for Russia and Eurasia. - 2007 - P. 7
38. Bulgaria Abandons Burgas-Alexandroupolis Oil Pipeline // Novinite. -
2011. - 7 december
39. Bulgaria Parliament Ratifies South Stream Gas Pipeline Agreement // Novinite. - 2008. - 25 jule
40. Bulgarian gas hub plans raise eyebrows in Brussels // Reuters. - 2018. - 27 june
41. Energy security: economics, politics, strategies, and implications /
Carlos Pascual and Jonathan Elkind editors. Brookings Institution Press.
- Washington, D.C. - 2010. - P. 279
42. Eraldo Banovac, Marinko Stojkov, Drazan Kozak. Designing a global energy policy model // Proceedings of the Institution of Civil Engineers.
- 2017. - Vol. 170. - P. 2-11
43. Gawlikowska-Fyk A., Zariba S. Negotiations between the European Commission and Russia on Nord Stream 2 // PISM Bulletin. - 2017. - no. 41 (981). - 27 april
44. Haighighi S. The legal dimension of the EU energy policy Florence // Energy security in International Relations. - 2006. - P. 12
45. Hecking H., Weiser F. Impact of Nord Stream 2 on the EU natural gas market // Energy Research & Scenarios gGmbH. Cologne. - 2017. - P.
47
46. Ibrahimov R. Prospects of the Russian Oil Pipeline to the West, Advantages and Disadvantages of Current Infrastructure // The Journal of the Turkish Weekly Opinion. - 2008. - 28 may
47. Overland I. Energy: The Missing Link in Globalization // Energy Research and Social Science. - 2016. - 14. - P. 122-130
48. Italy declares state of emergency after deadly gas explosion in Austria // The Guardian. - 2017. - 12 december, [Electronic resource]. Access mode: https: //www.theguardian.com/world/2017/dec/12/italy-declares- state-emergency-gas-explosion-austria
49. Kaveshnikov N.U. The issue of energy security in relations between Russia and the European Union // European Security. - 2010. - Vol. 19.
- No. 4 - P. 585-605
50. Keohane R. Power and Interdependence in a Partially Globalized World // Routledge. - 2002. - P. 215
51. Korsunskay D., Soldatkin V. Slovenia to sign South Stream deal on Saturday // Reuters. - 2010. - 3 march
52. Miles T., Bergin T. Shtokman pourrait etre trop gros pour Gazprom // Liberation. - 2014. - 5 march, [Electronic resource]. Access mode: http://www.liberation.fr/actualite/reuters/reuters economie/209739.FR.p hp?rss=true
53. Nick Butler. The changing balance of power in global energy security // Financial Times. - 2017. - 4 august
54. Orttung, Robert & Overland, Indra. A Explaining the constraints on Russia’s foreign energy policy // Journal of Eurasian Studies. - 2011. - 2.
- P. 74-85
55. Paillard, C.A. Russia and Europe’s mutual energy dependence. // Journal of international affairs. - 2010. - 63 (2). - P. 65-84
56. Price, R.F. Energy reform in Russia and the implications for European energy security. // Demokratizatsiya. - 2007. - 15 (4). - P. 390-407
57. Reed S. Arsu S. Russia Presses Ahead with Plan for Gas Pipeline to Turkey // New York Times. - 2015. - 23 january
58. Rodionova, I. A., Chernyaev, M. V., Korenevskaya, A. V. Energy Safety and Innovative Development of the BRICS States // International Journal of Energy Economics and Policy. — 2017. — Volume 7. — Issue 3. — Р. 216-224
59. Russia challenges EU energy market rules // Associated Press. - 2014. - 1 may
60. Serbia to start building TurkStream pipeline stretch in March or April // Reuters. - 2018. - 2 february
61. Sporazum o Juznem toku je podpisan" [The agreement on South Stream has been signed] // MMC RTV Slovenia. - 2011. - 22 march
62. Than K. U.S. calls on Hungary and neighbors to shun Russian gas pipelines // Reuters. - 2018. - 13 november
63. Tsolova T. and Ivanova I. UPDATE 4-Bulgaria likely to abandon transBalkan oil pipeline // Reuters. - 2011. - 11 june
64. UK turns to Russian project targeted by sanctions for gas supply // Financial Times. - 2017. - 13 december, [Electronic resource]. Access mode: https://www.ft.com/content/6fc45d4e-dfed-11e7-8f9f- de1c2175f5ce
65. Verdonck R., Carr M. and Wabl M. Austrian Explosion Rattles Europe’s Gas Market // Bloomberg. - 2017. - 12 december 2017, [Electronic resource]. Access mode:
https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-12-12/u-k-gas-surges-
after-explosion-in-austria-tightens-supply
66. Yergin D. The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World // Penguin Books. - New York. - 2012. - P. 832
67. Zhdannikov D. Russia seeks to speed up South Stream with new deals // Reuters. - 2009. - 16 may

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ