Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр 6
1.1 Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития 6
1.2 Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Роль театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии 16
Г лава 2 Опытно-экспериментальная работа по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр 24
2.1 Исследование исходного уровня социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 24
2.2 Комплекс театрализованных игр по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста 38
2.3 Анализ полученных результатов 47
Заключение 59
Коммуникативные навыки дошкольников, являясь сложным и многогранным видом деятельности, требуют специальных знаний и навыков, которые дошкольники приобретают в процессе изучения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. В современном обществе быстро развиваются новые информационные и коммуникационные технологии (социальные сети: электронная почта, контакты, одноклассники, телеграммы, Facebook, Instagram, перископ, мессенджеры: Watsup, Viber и другие). Роль диалога в международной и внутренней политике расширяется. Межэтнические контакты расширяются. Высокий уровень социального и коммуникативного развития является залогом успешной адаптации в любой социальной среде, что определяет практическую значимость социального и коммуникативного развития в раннем дошкольном возрасте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится: образовательная программа детского сада должна быть направлена на: «создание условий для развития дошкольников, открытие возможностей для их позитивной социализации». , их личное развитие «. через сотрудничество со взрослыми и сверстниками и возрастные мероприятия. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГЭФ) [41] называет социальное и коммуникативное развитие одним из условий успешной социализации детей младшего школьного возраста.
Социально-коммуникативное развитие является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Социально-коммуникативное развитие наиболее
интенсивно развивается в раннем дошкольном возрасте. Опыт первых отношений является основой для дальнейшего развития личности дошкольников и во многом определяет особенности самосознания взрослого человека, его отношения к обществу, их поведение и благополучие среди людей. Тема социального и коммуникативного развития детей младшего школьного возраста чрезвычайно актуальна, поскольку многие негативные и разрушительные явления среди молодого поколения, которые наблюдались в последнее время, берут свое начало в раннем школьном возрасте.
Начиная с детского сада, в процессе совместной деятельности и общения дети учатся определенным социальным и коммуникативным нормам, формируют модели поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые моральные качества личности. В то же время правильная организация игровой деятельности младших дошкольников имеет большое значение. Использование театральных пьес предполагает, что у детей есть навыки в других творческих действиях. Но, несмотря на это, театральные игры в процессе социального и коммуникативного развития имеют ряд преимуществ. Они позволяют погрузить младших дошкольников в ситуацию, близкую к реальной, в непринужденной и интересной форме. Театральные игры позволяют дошкольникам показать свои актерские способности. Учителя должны иметь различные игровые материалы, которые способствуют проведению театральных игр в разных условиях и на разных этапах социального и коммуникативного развития детей.
Проблему социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста изучали такие ученые, как: А.Г. Арушанова [5, 6], Н.В. Клюев [20], Б.Ф. Ломов [24], М.И. Лисина [23], Т.А. Репин [37], Е.О. Смирнова [40], С.В. Проняев [34, 35], О.А. Черенков [42], К.Ю. Захарова [18] и многих других.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование
социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театральной игры.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития;
2) Определить особенности социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста;
3) выявить роль театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста;
4) Выбрать диагностический инструмент для изучения социально - коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста, разработать и провести комплекс театральных игр по социально- коммуникативному развитию.
Объект исследования: процесс социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: использование театральной игры, при работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста будет эффективным, если театральные игры будут включены в образовательный процесс.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме; психолого-педагогический эксперимент (этап установления, этап формирования, этап контроля).
Методологической основой исследовательской работы являются научные труды А. А. Бодалева [7], Л.Н. Галигузова [9, 10, 11], Ю.М. Жуков [17], В.А. Лабунской [22], М.И. Лисиной [23], А.В. Мудрик [27], Рузской [36], Е.О. Смирнова [40], Л.В. Чернецкий [43], Е.Р. Корчагиной [21], Е. Акуловой [1, 2], Н. Н. Рудаковой [39] и других.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что нами был подобран диагностический инструментарий, разработан эффективный комплекс театрализованных игр для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Искорка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс активной позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста, в рамках которого они обучаются устанавливать и поддерживать необходимые контакты с внешним миром, что позволяет им стать полностью развитыми личностями и полноценными членами общества. Социально-коммуникативное развитие в младшем дошкольном возрасте происходит в тесном общении со взрослыми, которые могут ответить на все интересующие вопросы.
Социально-коммуникативный процесс со сверстниками во многом отличается от взаимодействия со взрослыми. Со сверстниками это более богато по назначению и функции. Более разнообразные действия младших дошкольников, направленные на сверстников, вступая с ними в контакт, формируют адекватную картину самих себя. Интенсивность и избирательность общения возрастает в младшем дошкольном возрасте. Круг общения и деятельности расширяется, потребность в общении со сверстниками возрастает. Дети обретают чувство собственного достоинства и стремятся к тому, чтобы их уважали. Дети дошкольного возраста постепенно учатся у взрослых, обращаясь к ним с вопросами. В процессе общения со взрослыми дети младшего возраста дошкольного возраста изучают социальный опыт.
Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста протекает поэтапно: изучение индивидуальных особенностей личности детей; планирование социального и коммуникативного развития; систематическая работа по социальному и коммуникативному развитию; исправление существующих социальных и коммуникационных недостатков. Эффективное использование дидактических, ролевых, мобильных игр, симуляция ситуаций общения, индивидуальная работа, совместное принятие решений, совместная деятельность, познавательные беседы, коллективная творческая деятельность. Необходимо проводить совместные занятия с приглашенными взрослыми родителями в форме социально-коммуникативной игры.
Театрализованная игра - это игровое занятие с заранее придуманным сюжетом и игровым контентом. Роль пьесы подчиняется сюжету автора литературного произведения. В соответствии с младшим возрастом детей дошкольного возраста отбираются доступные театральные игры, в которых дети учатся отражать и подражать простым игровым действиям героев, передавать эмоции с помощью одного или нескольких средств выражения (выражения лица, жесты, движения).
Типы театров, способствующих социальному и коммуникативному развитию младших дошкольников: театр на настольном самолете, театр оригами, театр на ложках, театр одежды, театр би-ба-бо, театр пальчиков, театр на фланелеграфе, театр игрушек и другие. В процессе театральных игр развиваются: умение обсуждать увиденное, рассказывать об опыте и
впечатлениях; навыки общения; умение высказывать суждения, оценивать прочитанные произведения, действия персонажей; понимать точку зрения других, объяснять их позицию, извлекать информацию, предоставленную неявно, слушать и понимать.
Опытно-экспериментальная работа по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №36 «Искорка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось во вторых младших группах №3 и №6. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень социально
коммуникативного развития у детей младшего дошкольного возраста.
Уровень социально-коммуникативного развития мы оценивали по следующим критериям: коммуникативные умения и навыки; умение общаться со сверстниками; ведущая форма общения со взрослым.
В соответствии с критериями мы выбрали методики исследования: «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» (Ю.В. Микляева); «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.); «Диагностики форм общения» (М И. Лисина).
Результаты исследования исходного уровня социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы показали следующее: коммуникативные умения и навыки развиты на среднем уровне; умение общаться со сверстниками сформировано на среднем уровне; ведущая форма общения со взрослым - внеситуативно-познавательная.
На этапе формирующего эксперимента была реализована программа по развитию общения со сверстниками детей экспериментальной группы. В качестве средства развития нами были выбраны театрализованные игры. Мы провели 16 театрализованных игр: «Кенгуру», «Паровозик», «Ищу друга, «Том и Джерри», «Пузырь», «Помоги Тане», «Постарайся отгадать», «Мой хороший попугай», «Зайчик», «Лягушки», «Паучки и комары», «Только вместе», «Карусели», «Почему зайчик боится», «Утреннее приветствие», «Вежливые слова».
Результаты контрольного эксперимента показали следующее: коммуникативные умения и навыки экспериментальной группы достигли высокого уровня, а в контрольной группе остались на среднем уровне; умение общаться со сверстниками экспериментальной группы сформировались на высоком уровне, в контрольной группе на среднем уровне; ведущая форма общения со взрослым в экспериментальной группе внеситуативно-личностная, а в контрольной группе - внеситуативно-познавательная. Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что комплекс театрализованных игр по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста - эффективен.