Введение 3
Глава I Компетенции детей с нарушениями зрения: 6
1.1 Понятие «социальная компетенция» 6
1.2 Понятие «прогностическая компетенция» 11
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирические исследования: 32
2.1 Методы исследования 32
2.2. Результаты исследования 35
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения
Одна из главнейших проблем детей с нарушенным зрением состоит в том,что связь с миром,который их окружает,нарушается,их мобильность ограниченна,контакты с ровестниками и взрослыми бедны, а в случаях, если имеются серьезные нарушения зрения, то и ограничивается познание природы,ряд культурных ценностей становится недоступен.
Часто ,семья становится той единственной микрогруппой , в которой дети черпают информацию.
Возможность социализирования затрудняется из-за того, что у данных детей заметно снижена способность обобщать и присваивать себе опыт общества,поэтому данная тема очень актуальна.
Как отмечают Ф.Л.Ратнер , А.Ю.Юсупова социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трех основных направлениях:
- увеличение способности детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений,
- расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения. Следовательно, в данном направлении рекомендуется по возможности максимально приближать процесс обучения к настоящим, жизненным условиям, например, можно моделировать жизненные ситуации. При обучении детей с патологией зрения рекомендуется включать их в процесс интенсивной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при формировании условий для эмоционального и делового общения со взрослыми,
- развитие у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия себя и своей социальной значимости, окружающих его людей, для успешной социальной и трудовой адаптации
Исходя из вышесказанного важное значение приобретает то, что процесс социализации детей с нарушениями зрения предполагает решение основных проблем в обучении и воспитании, таких как:
- подготовка к самостоятельной жизни,
- развитие его личности и межличностного общения,
- профессиональная подготовка
Цель исследования: социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с нарушениями зрения.
Объект исследования -социальная компетентность и способность к прогнозированию.
Предмет исследования - взаимосвязь социальной и прогностической компетенций у дошкольников с нарушениями зрения
Гипотеза исследования - предполагается, что дошкольники с нарушениями зрения менее социально и прогностически компетентны.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по вопросам социальной и прогностической компетенции у дошкольников с нарушениями зрения
2. Проанализировать данные о социальной компетенции детей в результате проведенного исследования
3 Выявить прогностические способности дошкольников
4. Выявить взаимосвязь между прогностической и социальной компетентностями
Анализ литературы позволил расширить содержание понятия «социальная компетенция и социальная компетентность, определить их как готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценки, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.
Методика же на прогностическую компетенцию позволила выявить корреляцию(по Пирсону) по разным показателям методики друг с другом.(Как пример - речевая и когнитивная функции , которые взаимосвязаны друг с другом), а также я сравнила результаты методики на коммуникативные способности и результаты методики на прогностическую компетенцию,что тоже помогло мне выявить корреляции(например - между регулятивной функцией и шкалой понимания сверстников)
В ходе исследования,наша гипотеза не подтвердилась.
В целом,на все задачи были найдены ответы.
В заключении, хотелось бы добавить, что дети с нарушениями зрения - весьма различная по своему составу группа, в которую входят как тотально слепые и дети с практической слепотой, так и слабовидящие дети и нужно учитывать, что все люди индивидуальны , при проведении диагностик.
Слабовидящие дети прогнозируют не хуже своих зрячих сверстников, исходя из моего исследования, а также и их способность к коммуникации тоже развита не хуже.
Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по другим признакам,таким как:утомляемости,скорости усвоения информации, работоспособности и пр.
Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения. При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития,ведь многое зависит и от воспитания родителей.
1. Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста [Текст]/ : автореф. дис.канд. пед. наук / H.A. Андреева; Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2005. - 23с.
2. Ахметзянова, А.И. «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья»[Текст.]/А.И. Ахметзянова//Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2017 - 46 с.
3. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход.- М., ГУ ВШЭ-2012
4. Безуглая, Т.И. Психолого-педагогические условия обеспечения психологического здоровья детей при подготовке к обучению в школе [Текст]. /Т.И. Безуглая Калининград, 2000.- 76с.
5. Белкин, A.C. Возрастная педагогика [Текст]./А.С.Белкин Екатеринбург, 1999.-269с.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий [Текст.]/ В. П. Беспалько.— М.: Педагогика, 1989.- 182с.
7. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст]/ : Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352с.
8. Бродягина, О.Г., Шарманова, С.Б. «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» [Текст]/Бродягина, О.Г., Шарманова, С.Б. // Управление ДОУ.- №4. С.41-45
9. Бутко, Г. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с ЗПР [Текст.]/ Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика. 2006. - №6. - С. 33-57.
10. Ермаков, В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения [Текст.]/ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин М., 1999.
11. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установка [Текст.]/ О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М. : Академия, 2001. - С. 298. 76
12. Волковская, Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития [Текст.]/ Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. 2003. - № 2.
- С. 62-69.
13. Волошина, JI. Н. Организация здоровьесберегающего пространства Текст. / Л. Н. Волошина // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 14-17.
14. Волошина, JI.H. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений (методология, теория, практика) [Текст]. : автореф. дис.канд. пед. наук / Волошина JI.H. : Урал. гос. пед. ун-т.
— Екатеринбург, 2006.-24с.
15. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С. Выготский M : Просвещение, 1995 - 527с.
16. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до
пяти лет [Текст]/.: пособие для работников дошк. образовательных
учреждений и родителей / А. С. Галанов. М. АРКТИ, 2001. - 95 с.
17. Гудонис, В .П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. [Текст] / В.П. Гудонис М.; Воронеж : МОДЭК, 1999.277с;
19. Давыдова, И.О. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] // И.О. Давыдова, Л.Г- Богославец, A.A. Майер. М.: Сфера; 2005. -144с.
20. Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст]/В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 5. -С. 49-54.
21. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст]/ под ред. М.И. Земцовой и др.- М., 1967.- 132с.
22. Дети с ограниченными возможностями: проблемы, инновационные; тенденции в обучении и воспитании (Хрестоматия) [Текст]/ Сост. Н.Д.: Соколова, Л.В. Калиникова. — М., 2001.-с.
23. Детство: программа развития и воспитания детей в детском, саду /под ред;Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой,Л.М.Гурович. СПб.:Акцидент, [Текст]1995-С.169-191.
24. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]/ Т. Н. Доронова//Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 60-63.
25. Доронова, Т. Н. Дошкольные учреждения и семья единое пространство детского развития [Текст]/.: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Сщовьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.-224с.
26. Екжанова, Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих, специальных дошкольных учреждений [Текст]/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - №4. - С. 19-26.
27. Загик, Л. В. Воспитатели и родители: из опыта работы [Текст]/ Л. В. Загик, В. М. Иванова. М. : Просвещение, 1985. - 96с.
28. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: проблемы и пути оптимизации. [Текст]/ Материалы Всероссийского совещания. — М. : Издательство ГНОМ и Д. 2002. 320с
29. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья «особенный» ребёнок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии [Текст]/ Н. Г. Корельская. - М.: Советский спорт, 2003. - 232с.
30. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст]/Е. В. Коротаева Москва: Профит Стайл, 2007. - С. 49-50
31. Кузнецова, Л.Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/: автореф; дис.канд. пед. наук / Л.Т. Кузнецова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 21с.
32. Курбатова, Р. А. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье [Текст]/ Р. А. Курбатова. М. : Просвещение, 1982. - 176с.
33. Левчук, Л. В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]/ Л. В. Левчук // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006.- №1.-С. 107-111.
34. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов вузов/ А. Г. Литвак. СПб., 2006. - 336с. 78
35. Лубовский, В.И.Специальная психология [Текст]/: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И.Лубовский,Т.В. Розанова,Л.И.Солнцева-М.:Издательский центр «Академия», 2007 - 464 с.
36. Любезнова, Е. В. Семья как развивающая среда для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/: Е. В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. № 1. - С. 55
37. Маркова, Т. А. Детский сад и семья [Текст]/ В. М. Иванова М.: Просвещение, 1981.- 176с.
38. Масленикова, Т. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями [Текст]/ Т. В. Масленникова, Богомолкина JI. В. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. - № 2. - С. 54-59.
39. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]/ Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, В. И. Селиверстова М.: ВЛАДОС, 2003.-408с.
40. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при нарушениях зрения и слуха [Текст]/ В.Ф. Матвеев. М. : Медицина, 1987. - 146с.
41. Методика формирования социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста : учебно - методическое пособие / авт.- сост. : Л. Х. Раимбакиева, Е. В. Долинина. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения ХантыМансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. - 88 с.
42. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
43. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст]/Н.М. Назарова. - Москва,2000. 148с.
44. Немов Р. С. Психология: Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст]/ Р. С. Немов. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - С. 131-143.
45. Николаева Л. Н. Логико-дидактические основы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков: дисс... канд. пед. наук:13.00.01 / Л. Н. Николаева. - М., 2009. - 227 с. 79
46. Озеров, В.Д. Беседы с родителями незрячих детей [Текст]/: практическое пособие / В. Д. Озеров. М.: АРКТИ, - 2007. - 192с.
47. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1997. - 944 с.
48. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста/А.П.Чабовская, В. В. Голубев, Т. И. Егорова.-3-е изд., доп. и перераб.-М.:Просвещение,1987.-272с.
49. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С.Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
49. Пасальская Т. Л. Формирование базовых элементов социальной компетентности у старших дошкольников в группах кратковременного пребывания: дисс....канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Л. Пасальская. - М., 2011. - 206 с.