Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности(19.00.05)

Работа №3973

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы214стр.
Год сдачи2006
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы социально-психологических факторов, влияющих на самооценку и объективную оценку качеств личности
1.1. Самооценка п структуре личности 12
1.2. Объективность в оценке качеств личности и социально-психологические факторы, влияющие на нее 28
1.3. Проблема рассогласования между самооценкой и объективной оценкой п современных теориях личности 41
Глава 2. Разработка методики диагностики социально значимых
(иоляризированных) качеств личности 56
2.1. Обоснование выбора предмета и объекта исследования 56
2.2. Основные этапы конструирования методики социально значимых качеств личности 67
2.3. Конструирование методики диагностики социально значимых (иоляризированных) качеств личности 80
Глава 3. Выявление социально-психологических факторов, олияющих на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности 88
3.1. Характеристика методик исследования 88
3.2. Описание результатов исследования объективных оценок качеств личности 107
3.3. Описание результатов исследования самооценок качеств личности..., 120
3.4. Особенности рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств личности 126
3.5. Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности 132
Заключение 147
Библиографический список 150
Приложения 163


Введение
Актуальность исследования. Значимость нахождения социально¬психологических факторов, влияющих на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности, является актуальной. Поскольку само по себе рассогласование в любых случаях приводит к возможности эффективной ориентации в поле значений. Особенности рассогласования представляются также существенно значимыми для регуляции и управления поведением индивида.
В настоящее время наиболее важными являются 2 сферы анализа; анализ базовой сферы личности — величин се реальных потенциалов, отраженных в качествах личности и возможности реализации качества; другая сфера связана с анализом тенденций личности, обусловленных стремлением к презентации своих собственных качеств, демонстрации одних и сокрытии других качеств личности - это сфера внешнего поведения личности.
Вес исследователи знакомы с проблемой несовпадения качеств, которые предлагаются для общения и взаимодействия, и те, которые могут его обеспечить. Величины расхождений между значениями качеств личности, отраженными в поведении, и реальными их показателями» представляют проблему, которая может быть решена только при изучении факторов, влияющих на это рассогласование. В зтом состоит проблема исследования.
Сегодня исследователи изучают отдельно субъективную сферу личности
- ее самооценку, взаимосвязь измеряемых величин качеств (Л.М. Ганьшина, И.С. Дьяченко, ИВ. Егоров, О.А. Конопкин, С.С, Костьтря, А.А, Ларин, Л.Б. Филонов), и отдельно вопросы, связанные с особенностями объективного оценивания своих возможностей (К.А. Абульханова, Е,П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, Ю.М. Забродин, Б.В. Зейгарник, Б.Б. Коесов, В.В. Нуркова,
Н.Б. Березанская). Каждое направление исследований стремилось определить факторы и детерминанты, обуславливающие величины оценок качеств

личности. В то же время величины рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств личности це рассматриваются.
Важно подчеркнуть, что именно в области субъективности оценки человека часто возникает проблема демонстративности, намеренного представления индивидом каких-либо качеств и черт, обусловленное обстоятельствами, а не внутренней личностной необходимостью. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки - следует отметить Е.А, Петрову, И.В. Егорова, И.С. Дьяченко и др. Кроме того, в отечественных и зарубежных исследованиях существует большое количество трактований самооценки, но нет единого ее понимания. Представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии тз контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от се компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного).
В соответствии с терминологией, принятой в комплексных исследованиях, проводимых под руководством Филонова Л.Б., под самооценкой понимается собственное четкое представление о качествах и их: распределениях по напряженности (И.В. Егоров, Л.М, Ганьшина, А.А. Ларин, С.С. Костыря). Самооценка представляет собой компонент самосознання личности, переживание, осознание и оценку субъектом самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе, своих сил и возможностей в выполнении конкретных целей.
Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами. При этом реальные потенциалы - ресурсы человека - часто не осознаются им самим и скрыты от исследователя.
В соответствии с терминологией, принятой в комплексных исследованиях, проводимых под рукоиодством Филонова Л.Б., рассогласование оценок качеств личности подразумевает расхождение величин между двумя

показателями» отражающими одно и то же явление или процесс в различных диагностических условиях. Величины рассогласования между самооценками и объективными оценками качеств личности могут быть как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностью социальной и педагогической практики в получении достоверного знания о степени влияния тех или иных самооценкой и объективной оценкой качеств личности. Представление о факторном влиянии на структурные компоненты личности (самооценку и объективную оценку) работающими и будущими специалистами способствует повышению уровня их личностного и профессионального самосовершенствования.
Степень разработанности проблемы, Проблеме самооценки и поиску факторов, влияющих на особенности ее формирования, в психологии уделялось и продолжает уделяться достаточно много внимания (Ь.Г. Ананьев, JLC. Выготский, Л.И. Божович, А+Н* Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, БД-1, Мясищев, B.C. Мерлин, Л.В. Бороздина, С.А, Будасси, А,И. Липкина, Е.И. Савонько, А.В. Захарова, А.Г. Спиркин, В+В. Столиц, И.И. Чсснокова, П.Р. Чамата и др.).
Предпосылками направления последовательной работы явились исследования:
- межличностного общения (Г.М* Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина3 Л.Б. Филонов и др.);
- феномена самооценки, субъективного восприятия личности и саморегуляции (Л.М. Ганьшина, У. Джемс, И.С. Дьяченко, И,В. Егоров* О.А. Конопкин, С.С. Костыря, А.А. Ларин, А,Н. Леонтьев, В.В. Столин, Л.Б. Филонов);
- качеств личности: в обще методологическом и теоретическом аспектах проблемы (К.А. Абульханова-С лапе кая, Б.Г. Ломов, B.C. Мерлин), как «черт характера» (ВТ. Ананьев, Р. Кеттелл, А.Г. Ковалев), как факторов личности (Г. Айзенк, О. Джон, Л. Первин, К.К. Платонов, А.Г. Шмелев);

- проблемы «Я»-образоза1Шя и принципов конструирования само восприятии, самоотношения и самосознания {Э. Берн, А.А. Бодалев, Т.В. Галкина^ Е.Н. Васина, Г. Келли, И.С. Кон? В.Н. Мясищев, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, и др.);
— проблемы самопредъяплепия и самоподачи (Э. Гофман, Дж. Мид, Е.А. Петрова, Л.Б. Филонов и др.).
Цель исследования - выявить сониалыю-психологическис факторы, влияющие на рассогласование самооценок и объективных оценок качеств личности.
Объект исследования — явление рассогласования между самооценками и объективными оценками качеств личности.
Предмет исследования - социалыю-лсихологнческие факторы, влияющие на рассогласование между самооценками и объективными оценками качеств личности.
Задачи исследования:
1. По социально-психологической литературе проанализировать те факторы, которые, по мнению исследователей, оказывают влияние на величины самооценок и объективной оценки качеств личности.
2. Получить объективные величины качеств личности и изучить величины самооценок качеств личности.
3. Выявить факторы, влияющие на рассогласование между самооценками и объективными оценками качеств личности.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили: положение о диалектическом единстве эмпирического и TeopcTHHecKOi'O, чувствен ного и рационального уровней познания при признании ведущей роли практики как критерия истины, общенаучные принципы познания, ведущие принципы научной психологии, принцип развития, системности, детерминизма, комплексности, положения о структуре и динамике развития личности, принцип единства сознания и деятельности, принцип объективности, принципы количественного и качественного анализа,

положения о детерминации развития личности социальными взаимодействиями {Л.С. Выготский, A.II. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Филонов).
Методы исследования:
1) методы организации исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
2) методы сбора эмпирических данных: метод экспертных оценок, тестирование;
Помимо общеизвестных методик для получения объективных оценок качеств личности Миннесотский Многофазный Личностный опросник (MMPI); методика диагностики факторов личности Г. Айзенка, применялась авторская методика КВ диагностики социально значимых качеств личности, методика исследования детермин про вагшости личности «Осложненные ассоциации».
Для получения самооценок качеств личности были применены специально разработанные в комплексных исследованиях под руководством проф., д.ис.н, Филонова Л.Б,: Поисково-ориентировочная методика (ПОМ); методика СК — Соотнесенные качества; методика исследования самооценки личности - СО - СВ (самооценка - самовыражение); диагностика самооценки типа темперамента.
3) методы статистической обработки и интерпретации данных: корреляционный и регрессионный анализ, критерии: а-Кронбаха, достоверности различий Пирсона, ранговый тест Билкоксона,
Применение рангового теста Билкоксона позволило определить статистическую достоверность существования рассогласования между величинами самооценок и объективных оценок качеств личности. Использование регрессионного анализа в исследовании позволило экстраполировать из множества полученных переменных наиболее значимые в виде иерархии факторов.

Гипотеза исследования: Предполагается, что рассогласование между самооценками и объективными оценками качеств личности и его величины определяются разными социально-психологическими факторами.
Частные гипотезы исследования:
1. Величина рассогласований меэду самооценкой и объективной оценкой вызывается ситуациями социального типа, при этом одно и то же по величине рассогласование возникает под воздействием разных социально¬психологических факторов.
2. Направленность рассогласований между объективной и субъективной оценками помимо конкретных ситуаций вызывается рядом факторов - качеств, которые могут быть представлены в разных сочетаниях,
3. Обнаружение социально-психологических факторов, влияющих на рассогласование самооценки и объективной оценки личности, возможно посредством применения метода регрессионного анализа.
Научная новизна исследовании
Выделены и изучены различные исследовательские подходы к проблеме самооценки личности. Самооценка была рассмотрена не только как структурный компонент личности, влияющий на мотивацию, по как самостоятельная система. Определены особенности ее взаимосвязей с другими системами и образованиями, определяющими внутриличпостную активность и степень психологической напряженности личности в целом.
Рассмотрена сложность получения объективной картины личности. Раскрыта роль «объективности» заявленных социуму индивидом качеств. Подчеркнута комплексная природа качества личности и очерчены границы понимания качеств социальной и асоциальной направленности индивида.
Обоснован подход, согласно которому именно рассогласование между субъективными и объективными оценками качеств личности приводит к определению линии развития индивидуальности, направленности ее деятельности в социуме. Определены сочетания факторов - качеств, оказывающих воздействие на индивида.

С помощью метода регрессии выявлены факторы, влияющие на выраженность качеств личности в детер.мииационпом поле личности. Получены уравнения коэффициентов составляющих переменных, что дало возможность получить наиболее значимый для рассогласования фактор.
Положения, выносимые на защиту
1. Принципы комплексного исследования, применяемые нами в работе, обеспечивают возможность сопоставления субъективных и объективных качеств личности,
2. Анализ социально-психологической литерагуры и экспертных данных позволил нам ВРЛделить наиболее существенные социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности. Это:
ci) социальные факторы, к которым относят; социальный статус, социальная уверенность, социальная значимость, социальную ответственность, социальные потребности, социальную отчужденность.
б) личностные образования - качества личности, выступающие как фундаментальная основа развития личности. Степень сформированное™ и выраженности качества обуславливает не только направлен] юсть развития личности, по и степень согласованности имеющихся субъективных и объективных опенок личности,
3. Сам факт рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств личности является существенно значимым длл саморегуляции и контроля индивидом, управления его извне.
4. Рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности является значимым феноменом, позволяющим прогнозировать дальнейшие изменения личности.
5. Обнаружение социально-психологических факторов, влияющих на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности, возможно методом множественной регрессии.
Теоретическое и практическое значение работы

Разработана методика диагностики социально значимых поляризированных качеств личности, показаны их место и роль в широкой системе взаимодействия человека с окружающим миром, дан анализ в развитии индивидуальных качеств.
Определены социально-психологические факторы, обуславливающие рассогласование между самооценками и объективными оценками качеств личности.
Проанализирована «склонность» измеряемых величин оценок качеств личности к увеличению или уменьшению под воздействием разных социально¬психологических факторов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена внутренней согласованностью подхода и эмпирических процедур, разнообразием эмпирических методов, объемом выборки, адекватностью методов качественного и количественного, в том числе статистического анализа результатов
Этапы исследовании:
] этап (ноябрь 2004г. — апрель 2005г.) - разработка методики диагностики социально значимых качеств личности
2 этап (май - август 2005г,) - сбор, описание и анализ эмпирического материала.
3 этап (май — ноябрь 2005г.) - теоретический анализ литературы по исследуемой теме, изучение подходов к определению и исследованию самооценки ц социалыю-психологичсских факторов, влияющих на расхождение с объективной оценкой; обработка эмпирических данных, построение общих выводов и оформление результатов исследования,
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии РГСУ, секционных заседаниях юбилейной конференции, посвященной 120-летию Московского психологического общества (Москва, 2005); межрегиональной

научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (Москва, 2005).
Структура работы и ее логика соответствуют целям и задачам диссертации, сформировавшимся в процессе исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Список литературы насчитывает 174 наименования, в том числе 21 на иностранных языках.
Основной текст диссертации изложен на 162 страницах, содержит 14 таблиц и 12 рисунков.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
В настоящее время исследования индивидуальности приобретают характер социальной значимости. Изменяющееся общество требует конкретных практических наработок, а не расплывчатых рекомендаций по осуществлению психологической помощи человеку. Предпринятая попытка создания эффективного психодиагностического конструктора, позволяющего получить количественные и качественные оценки социально значимых качеств личности, выделенных нами п факторы, дает возможность продвинуть психологию индивидуальности на новый этап своего развития.
Алгоритм выявления рассогласования между объективными и субъективными оценками индивида позволяет путем применения методов статистической обработки данных выявлять вероятность и силу воздействия того или иного социально-психологического фактора.
Резюмируя результаты теоретического и практического исследования проблемы обнаружения социально-психологических факторов, обуславливающих рассогласование между самооценками и объективными оценками качеств личности, можно выделить следующее:
1. Проведенный анализ современных социально-психологических исследований свидетельствует о раздельных исследованиях самооценки и отдельных исследованиях объективных оценок качеств личности. При этом не изучаются факторы, обуславливающие рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности.
2, Получение объективных величин качеств личности стало возможно посредством создания психодиагностического конструкта, позволяющего выявлять степень социальной направленности личности через изучение социально значимых (поляризованных) качеств. Авторская методика может быть использована для:
- получения количественных и качественных показателей социально значимых поляризированных качеств личности;

148
- сравнения с результатами исследования самооценки социально значимых качеств;
- создания представления об индивидуальности личности, т.е. о его детерминациоппом поле;
- прогнозирования тенденции развития социально значимых поляризированных качеств личности.
3. Обнаружение социально-психологических факторов, влияющих па рассогласование самооценки и объективной оценки личности, возможно посредством применения метода регрессионного анализа. Наиболее значимыми социально-психологическими, влияющими на рассогласование оценок конкретного качества, являются различные факторы. При этом само рассогласование и его величины определяются сочетанием качеств-факторов в структуре личности.
Таким образом, была создана концепция определения потенциалов и возможностей личности по косвенным признакам. Отсутствие н структуре личности качества (лакуна), т.е. отрицание его наличия и подтверждение ятого отсутствия объективными показателями, приводит к компенсаторной акцентуации другого личностного образования. Значимость системы контрастных предегавлений для определенных пределов разброса оценок.
Резул ьтаты пр о веде нно й нау ч 11 о-ис с л е д овате л ьской раб отьг дают возможность наметить направления дальнейших исследований:
1) При изучении рассогласования между самооценкой и объективными оценками качеств личности ориентироваться на индивидуальные варианты распределения влияющих социально-психологических факторов.
2) Исследовать феномен рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств личности у специалистов в области психологической науки.
3) Провести дальнейшую адаптацию методики диагностики социально значимых поляризированных качеств личности.

149
4) Усовершенствовать алгоритм определения социально-психологических факторов, влияющих на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности.
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Социально-психологические факторы, обуславливающие рассогласование между самооценками и объективными оценками качеств личности. // Ежегодник Российского психологического общества: Специальный выпуск, ТЗ, - М., 2005. - С.32 - 34. -0,3 п.л.
2. В озможности примене] £ и я с овреме н ных п с их од и агп (ют и ч е с к и х методик в асеесмент-технологиях. // Тезисы к межрегиональном научно- практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально- экономического развития современной России». / Раздел 4 «Разнообразие технологий, применяемых в прикладной психологии». - М.: МГУ, 2005. - С. 141
- 142. - 0,2 п.л.
3. Учет рассогласований между самооценкой и объективной оценкой качеств личности при определении квалификации спсциалисга-нсихолога. И Тезисы к межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развитии современной России». У Раздел 5 «Подготовка специалистов по прикладной психологии». - М.: МГУ, 2005.-С.142- 144.-0,3 п.л.




Библиографический список
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании. // Вопросы психологии. 2003. №4. С, 3-L2.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОД ЭК, 1999.-239с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности, - М.: Наука, 1982* - 2 IS с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Эксмо-Пресс, 1995. -428 с.
5. Акбиева 3>С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: Дис.... канд. пенхол. наук.— М., 1997. - 163 с.
6. Александер Ф,, Сслесник IIL Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с англ. - М.: Прогресс - Культура; Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995. - 608 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, - Л.: Наука, 1968. - 284 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004. -
365 с.
9. Андрушенко Т.ГО. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном яозрасге; Дис, ... канд. пенхол. наук. - М., 1980.- 184 с.
10. Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения : Дис. ... канд. пенхол. наук, - Ростоп н/Д, 2004.™ 266 с,
11. Афоризмы. / Под ред. А. Г. Ушакова. - М.: Знамх, 1994. - 560 с.
12. Белинская Е.П., Тихо.мандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
13. Белоконь М.Д. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: Дис.... канд. пенхол. наук. - Краснодар, L999.
- 168 с.

151
14. Берк К., Кэйри П. Анализ данных с помощью Microsoft Excel.: Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2005. - 560 с. г' 15.Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. -
320 с.
16. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание — М.: Просвещение, 1986. -
220с.
17. Бодалев А,А. Психология личности. - М.: Просвещение, 1988. -312с,
18. Болыиой психологический словарь- / Сост. Б- Мещеряков и В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
19. Бороздина Л.В,, Видииека Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986* № 3. С. 21-30.
20. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности ^ при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии.
’ ч
1993. №3. С. 104-113.
21. Бороздина Л.В<, Молчанова О.Н, Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Московского университета. Серия 14. 1997. JV<> 1. С. 27-43.
22. Бороздина Л.В,, Молчанова 0,Н, Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. -М.: ООО «Проект-Ф», 2001. — 345 с.
23. Бортникова Л.Г. Особенности развития самооценки в младшем ц... подростковом возрасте: Моногр. / Л.Г, Бортникова; Департамент образования и
науки Ханты-Мансийск, авт. окр., СурГПИ, — Сургут; Изд-во СурГПИ, 2002. - 142 с.
24. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. // Психологический журнал. Т,19, 1998. №4. С. 27-40,
25. Братусь Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций
личности, // Вопросы психологии. 2004. №3. С. 64-70.
2 6. Б рудный А. А. Наука понимать. - Бишкек» 1996. — 130 с.
, /
27. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психологи
индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брупшинского. - М:
Пер Сэ, 2002. С. 9-33.

152
28. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2004. - 351 с.
29. Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. 2000. №1. С. 126-134.
30. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Просвещение, 1990.— 372 с.
31 .Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Психологический журнал, 2004, том 25, №2, С. 17-26.
32. Гитинова М,Г. Соотношение самооценки и склонности к девиантному поведению у подростков: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2003. - 175 с.
33. Голдберг Л.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках. // Психологический журнал, 1993. № 4. С, 32-39.
34. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М: Изд-во «Канон-Пресс», 2000, — 218 с.
35. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: Дис.... каид, психол. паук. - .Ярославль, 2003. - 192 с.
36. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А, Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-369 с.
37. Егоров I4.B. Социальная психология: Учебная программа / Моск. гор. пед. ул-т. Фак. пед. и методики дошк. и нач. образования; И.В. Егоров. - М.: Изд-по М ГПУ, 2000, - 34 с.
38. Егоров И.В. Динамика взаимосвязи самооцснки и социально- психологических качеств личности студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. психол. наук. — М.: РГСУ, 2005. — 188 с.
39. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997.- 184 с.
40.3абродин Ю.М, Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: «Финстатинформ», 2002. — 360 с.

If 3
41.Захарова A.B. Генезис самооценки: Автореф. дис. ... докт. психол. паук. - М., 1989. - 44 с.
42.Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооцспки // Новые исолед. п психологии и возр. физиол. 1989. Вып. 1(1). С. 47-50.
43.3ейгарник Б.В. Теория личности л зарубежной психологии. - М.: Просвещение, 1982. — 282 с.
44,Зинченко В Л Работа понимания. // Психологическая наука и образование. 1997. №3. С. 42-52.
45.Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия. // Психологический журнал. Т.21. 2000. №2, С, 7-15.
46.Золотарева Л.И. Влияние самооценки способностей па профессиональные намерения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1989.- 174 с.
47. Катрич Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Дис.... капд. психол. паук. - М., 1994. - 169 с.
48. Классификация личностных качеств по семаитико-фупкциоиальному критерию А.А. Ларина: Метод, руководство для препод. и студентов под, иузои,
- Елец: ЕГУ, 1998. - 67 с.
49. Климов Е.А. Психология. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 329 с,
50. Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1998. -155 с.
51. Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием - потерей и отсутствием работы: Дис.... канд. психол. наук. - Пермь, 1999.-162 с.
52. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. — М.: Просвещение, 1984. Т. I. - 288 с.
53. Кондратьева А.С., Шмелев АТ. Семантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным артериальным давлением. // Психологический журнал. 1983. Т.4. №2. С. 87-94.

154
54. Коноваленко М.Ю. Понимание собеседника как фактор эффективной коммуникации. // Материалы V научно-практической конференции «Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие». — М., 2003. С. 148-155,
55. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций- М.: ИНФРА-М, 2002.- 188 с.
56. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития, // Вопросы психологии. 2004, Ж2. С. 128-135.
57. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997, №6. С. 58-68.
58. Костыря С.С. Социально-психологически с функции представлений о коммуникативных качествах в межличностном общении: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2003. - 158 с,
59. Крупник П.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости. // Психологический журнал. Т.21. 2000. №6. С. 12-23.
60. Купер К. Индивидуальные различия. Пер. с англ. М. Марютипой, ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 317 с,
61. Курил кин А.И, Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности: Дне. ,,, канд. пед. наук. - М., 1997.- 167 с.
62. Лама Оле Пидал. Учение о природе ума.— М.: Знание, 1993. -318 с.
63. Ларин А,А, Факторы, определяющие коммуникативные тенденции личности: Автореф. дисс— канд. псих. наук. - Воронеж, 1999. - 34 с.
64. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1983.-312 с.
65. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и
•>
групповом сознании: виды детерминанты и изменения по времени. // Психологическое обозрение. 1998.^1.0. 13-25.
66. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Просвещение, 1976. - 64с.

155
67. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Л.Г. Рузской. — М., Воронеж, 1997. - 210 с.
68. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. // Психологические проблемы социальной ре!уляции поведения. - М.: Наука* 1976.-С. 54-94.
69. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.— М.: Наука, 1991. —412 с.
70. Лурия А.Р, Язык и сознание. / Под ред. Е.Д. Хомской. - РОСТОБ/Н/Д: Феникс, 199S,-416 с.
71. Лурье С. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. - М.: МГУ, 2002. - 259 с.
72. Майерс Д, Социальная психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. -
512 с.
73. Мартьянова ЮЛ Г Место мотивации в общей структу ре личности. // Сб. докладов к конференции.— Пермь: ПГУ,2000. - 163 с.
74. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты. — М.,
1994. С. 68-74/
75. Мельников В.М., Ямпольский ЛЛ Введение в экспериментальную психологию личности, — М.: Просвещение. 1985. - 274 с.
76. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. -288 с.
77. Мерлин B.C. Структура личиости: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПИ, 1990. - 312 с.
78. Молчанова О.Н. Проблема низкой самооценки // Научные труды Московского педагогического гос. ун-та. Серия: Психолого-педагошческис науки. - М.: Прометей, 2000. С.276-283.
I
79. Морева Г.И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольника: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1985. — 152 с.
80. Морозов В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи. //Психологический журнал. Т.22. 2001. №6. С. 48-63.

81. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пос. к спецкурсу. - М.: Просвещение, 1985. — 104 с.
82. Муздыбаев К. Завистливость личности. // Психологический журнал. Т.23, 2002. №6. С. 38-50.
83. Муздыбаев К. Психология зависти. // Психологический журнал. Т. 18. 1997, №6, С, 3-12.
84. Мясшцеь В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалена / Вступит, статья А.А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
85. Немое Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Просвещение; Владос, 1995. -
512 с.
86. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003,-344 е.
87. Иоздрина Т.М. Развитие самооценки студентов и процессе вузовского обучения: Дис. ... канд. пед* наук. - М., 2003. - 127 с.
88. Нуманов Ул. Становление устойчивых характеристик самооценки и младшем школьном возрасти Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988. - 164 с.
89. Нуркова В.В., Березанская Н,Б. Психология. - М.: Юрайт-Издат, 2004. -484 с.
90.0лпорт Г. Личность в психологии. - М.: КСП+; СПб: Ювента, 1998. -
418 с.
91. Палий В.И. Влияние особенностей личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток: Дис. ... канд. психол. наук.— М., 1988.— 163 с.
92. Панасюк A.IO. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. - М.: Дело, 2001. - 312 с,
93. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотпошеиия, - М.: «СМЫСЛ», 1993.-32 с.

157
94. Пейсахов Н.М. Психолого-педагогические проблемы высшей школы и психодиагностика. Н Психологические и психофизиологические особенности студентов,-Казань, 1977.-С.7-54.
95. Персии Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования. / Пер. с англ. М.С, Жамкочьян. / Под ред. B.C. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 607 с.
96. Перешеина, Н.В. Психология девиантною поведения; учеб.-метод. пос. для вузов по напр, и спец. психологии. - Киров; ВГГУТ 2003. — 112 с.
97. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
98. Психология труда, / Под ред, проф. А.В. Карпова. - М.; Владос, 2003. -352 с.
99. Психология формирования и развития личности / Род. Л.И. Анцыферовой. —'М.: Наука, 1981. -280 с.
100. Психотерапия. / Под ред. Б,Д. Карвасарского. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 544 с.
101. Пучкова ГЛ. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Дис, ... калд. психол, наук. — Хабаровск, 2003. - 163 с.
102. Радул Н.Н. Особенности профессиональной самооценки военного психолога: Дис.... канд. психол. наук, - М., 2001, — 177 с,
ЮЗ.Разорина Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии. // Вопросы психологии. 2005. №1. С. 79-87.
104. Решшальд Н.И, Психология личности, - М,: Наука, 1987. - 299 с.
105. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида, - М,: Просвещение, 1988.-283 с.
106. Роджере К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 372 с.
107. Романова И.А. Самопонимание личности. // Индивид и групповой субъекты в изменяющемся обществе (к 100-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна). М.: ИПРАН, 1999. С. 131-132.

108. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1998.— 377 с.
109. Русалов В.М., Манолова 0,Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. // Психологический журнал. 2005. №3. С. 65-73.
110. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 62-72.
111. Сидоренко F.B. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001.-351 с.
112. Симоненко С.И, Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений, //Вопросы психологии. 199$, №3. С. 78-84.
ПЗ.Синягина НЛО. Жестокость в современных семьях. // http://cognitiv.chat.nj/tezis2konf/sinyag.htm.
114. Слободчиков В.И,, Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития, // Вопросы психологии. 1998, №6. С. 3-17.
115. Слободчиков В.И., Исаев Е.И, Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб* пос. для вузов, - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
116. Словарь психолога-практика, / Сост.-ред, С.Ю. Головин, - Мн.: Харвест, 2001. - 907 с,
117. Смык 10.В, Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2004.- 198 с.
118. Собчик ЛЛI, Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИШЧ- ИСП, 2000. - 512 с.
119. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Гардарики, 2000. - 816 с.
120. Столин В.В, Самосознание личности. - М.; МГУ, 1983. — 284 с.
121. Сулейманова Л.М. Самооценка и уровень притязаний учащихся 9-х классов, обучающихся в разных социокультурных условиях: Дис. ... канд. психол. паук. - Калуга, 2004. — 159 с.

159
122. Тодд Длс., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. / Пер. с англ. — СПб.: Сова; М.: Инд-но ЭКСМО-Пресс, 2001. - 768с.
123. Тульчинский М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1996. - 164 с.
124. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Просвещение, 1989.-282 с.
125. Филонов Л.Б,, Мсдиедская Г.А. Некоторые особенности распределения личностных качеств. // IT Международный коллоквиум по социальной психологии. - Тбилиси, 1970. - 152 с.
126. Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков. // Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М.: Аспект-Пресс, 1996, С. 383-401.
127. Фрапкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Аспект Пресс, 1999. -
341с.
128. Фрейд 3. Психоаналитические этюды, — М.: Прогресс, 1997. - 356 с,
129. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. - 319 с.
130. Фромм Э. Человек для самого ссбя. — СПб.: Питер, 2001. -412 с.
131. Хазалия Н.А. Психологические особенности развития честности па разных стадиях подросткового возраста: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1997.
132. Хскхаузсн X. Мотив достижения. // Мотивация и деятельность. ТЛ. - М.: Просвещение, 1986. - 270 с.
133. Хорни К. Самоанализ. / Под ред. А, Боковикова. - М.: Эксмо-Пресс,
2002. “ 448 с.
134. Худобина Е.Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки у младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.- 134 с.
135. Хьелл Л., Зштер Д. Теории личиости. — СПб.: Питер Пресс, 1997. -
412 с.

160
136. Чалдини Р.» Кенрик Д., Нейбсрг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-256с.
137. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. ~ М.: АН СССР, Институт психологии, 1989. - 144 с.
138. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 116*132.
139. Чупина В.Б. Влияние социокультурного фактора на самооценку и потенциал самореализации молодых преподавателей вуза: Дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2004. — 163 с.
140.Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижении современной нейронауки. И Вопросы психологии. 2004. Л°2. С. 104-118.
141. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. - Ростов н/Д: Феникс,
2003. -288 с.
142. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов/н/Д: Феникс, 1998. — 341 с.
143. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь 2005. -390 с.
144. Шмелев А.Г., Похилько В,И. Козловская-Тед ьнова А.Ю. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка // Психологический журиал. 1991. 2. С. 27-44.
145. Шмелев А.Г.» Похилько В.И., Козлов с кая-Тел ьнова АЛО. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. - М.: Изд- во МГУ, 1988. - 216 с.
346. Шувалов А. В. Презумпция человечности // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски/ Под ред, В.И, Сдободчикова. - М.; Прогресс, 1999, - С. 66-68.
147. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. - Новосибирск: НГУ, 1996. — 132 с.
148. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Аспект-Пресс, 1996. ”330 с.

161
149. Эткинд Л.М. Эмоциональные компоненты самоотчстов и межличностных суждений. // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 106-113.
150. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М.: Наука, 1993. - 336 с. 151..Ядов В.Л. Личность в системе общественных отношений. // Бекарев
Н.Н. Социология личности: Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект. 1994. - С. 131-149.
152. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М.: Наука, 1974. - 312 с.
153. Ярцев Д,В, Влияние социально-экономической деятельности на процесс формирования самооценки подростка. У/ Психология и школа. 2002. Jfel.C. 44-57.
154. Bandura A. Sclf-cfficacy: The exercise of control. N.Y.: Freeman, 1996.
155. Bagley Ch. et. al. Personality, self-esteem and prejudice. Farnborough, Saxon House, 1979,
156. Branden N. Psychology of self-esteem, A new concept of man's psychological nature, Los Angeles, 1969.
157. Buss, D.M. (1995). Evolutionary psychology; A new paradigm for psychological science. Psychological Inqiury, 6, 1-30.
158. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Hand book for the Sixteen Personality Factor Qucstionnarc. Champaign (II), 1970, - 350 p,
159. Eysenck HJ. The Structure of Human Personality. — London, 1976. -
348p,
160. Ekman, P, (1993), Facial expression and emotion. American Psycologist,
48, 1993. - p. 384-392.
161. Fleming J, Watts A. The dimensionality of self-esteem: Some results for a college sample. // S, of Pers. And PsycoL 1980, v. 39, №5, p. 921-929.
162. Howard P.J., Medina P.L., Howard. J.M. The Big Five locator: A quick assessment tool for consultants and treners. // The 1996 Annual. V. I. San Diego: Preiffer & Company, 1996.

163. Izard, C.E. (1991). The psychology of emotion. New York: Plenum, Pyc. Пер.: Изард К. Психологии эмоций. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
164. Kagan. J. Galen’s prophecy: Temperament in human nature. New York; Basic Books, 1994. -290 p.
165. Kelly G.A. The psychology of personal constructs: A theory of personality. N.Y.: Norton, 1955.
J66.Lewin K. et al. Level of aspiration if Hunt J. McV. (ed.) Personality and behavior disorders. V, 1. N. Y., 1944.
167. Ostendorf F., Anglertner A. Reflections on different labels for Factor V // Europ, J. Personal. 1994. №, P. 341-349.
168. Ostendorf F,, Angleitner A. A comparison of different instruments proposed to measure the Big Five if Europ. Rev. Applied Psychol. 1994. № 44 (1) P. 45-53.
169. Ostendorf F., Angleitner A, The five-factor taxonomy: Robust dimensions of personality description//Psvchologica Belgica. 1994. №34(4). P. 175-194.
170. PJomin, R* Genetics and experience; The interplay between nature and nurture. Newbury Park, Calif.: Sage. 1994* - 312 p.
171. Plomin, R., Chipuer, H.M., Loehlin, J.C, Behavioral genetics and personality. In L.A, Pcrvin (Ed.)f Handbook of personality: Theory and research (pp. 225-243). New York: Guilford Press, 1990.
172. Shranger J.S.JLund A. Self-evaluation and reactions to evaluations from others// J. of Personality.l975.V.43.N.l.P.94-103.
173. Webster М., Sobieszek B. Sources of Self-Evaluation. A Formal Theory of Significant Others and Social Influence. N.Y., 1974.
174. Wylie R.C. The self-concept: A review of methodological considerations and measuring instruments. V. 1. Lincoln, Nebraska, 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ