Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )

Работа №3970

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы442стр.
Год сдачи2007
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1893
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПСИХОЛОГИИ 19
1.1. Общая характеристика развития теоретических представлении о психологической защите 19
1.2 Современные представления о психологической защите 28
1.3. Определение «психологической защиты» в психологии 38
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 50
2.1. Методологические принципы анализа психологической защиты 50
2.2. Методы изучения психологической защиты 57
ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 69
3.1. Уровневое строение психологической зашиты 69
3.2. Характеристика отдельных механизмов психологической защиты _73
3.3. Тревожность как базовый фактор защитного поведения 100
3.4. Адаптационная и регуляционная функции психологической защиты 04
3.5. Динамическая характеристика психологической защиты 111
3.6. Психологическая защита в структуре личности 115
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 125
4.1. Компонентная структура психологической защиты 12 5
4.2. Личностный уровень организаций психологической защиты 154

3
4.3. Возрастная динамика психологической защиты 168
4.4. Структурно-функциональная модель психологической защиты 177
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 186
5.1. Психологическая защита в структуре профессиональной деятельности
__ £86
5.2. Роль психологической зашиты в формировании личности профессионала
194
5.3. Психологическая зашита у лиц с высокой и низкой нормативностью _ 199
5.4. Социальный аспект психологической защиты. Психологическая защита при организационном сопротивлении 209
ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 216
6.1. Структура психологической защиты в разных видах деятельности (субъект-субъктных и субъект-обьектных) 216
6.2. Динамика психологической защиты в ходе профессионализации 222
63. Система психологической защиты в сохранении Я-0браза профессионала
228
6.4. Психологическая защита в экстремальной ситуации на примере военнослужащих из «горячих точек» 234
6.5. Психологическая защита в ситуации потери работы 255
6.6. Феномен деструкции психологической защиты и его влияние на формирование поведения личности 264
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 273
ВЫВОДЫ 278
ЛИТЕРАТУРА 284
ПРИЛОЖЕНИЯ
318





Основополагающей тенденцией современного развития общества является системное усложнение социума, его все большее давление на личность, повышение драматизма социальных отношений, перегрузки напряжения на психику. Информационная перенасыщенность окружающего мира требует особенно интенсивного развития у человека тех личностных структур, которые в наибольшей степени обеспечивают эффективное приспособление к социоокружению. Особое значение имеет приспособление к информационной напряженности д профессиональной среде. Одной из адаптационных систем личности является психологическая защита. Исследования свидетельствуют, что психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех ситуациях напряженности, в патологии, в профессиональной и бытовой деятельности (3. Фрейд, А. Фрейд, А- Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Ф&. Василюк, В.М. Воловик, Г.В, Грачев, P.M. Грановская, Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников, В.А. Ташлыков, И.М. Никольская, В.И. Журбин, ЭЛ Кнршбаум, И.Л. Базенков, М.К. Бурлакова, Л.Д. Демина,
А.Н. Михайлов, B.C. Ротенберг, А.А. Налчаджяя, К,Р. Айдинян, P. Cramer, R,Q. Ford, SJ. Blatt, G.C. GJeser, D. Ihilevich, B.L, Gheen, J. Lindy, M. Grace, MJ. Horowitz, D.S. Weiss, C. Marmar, E.K. KopUk, U. Kragh, K.R.ParkesT L.I. Pearlin, R. Plutchik, H. Kellcrman, B. Westerlundh). Наличие у человека внутреннего ощущения беспокойства, боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то недостатка; такие ощущения оказывают деструктивное влияние на психику, приводят к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к социальной и профессиональной неадекватности. Именно с ситуациями конфликта, травмы, стресса соотносится феномен психологической защиты, имеющей бессознательную природу, механизмы которой как раз направлены на снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом» предотвращение дезорганизации по-ведения, сознания, психики. С этой точки зрения рассмотрение личности в одном из ее инвариантных проявлений - формировании защитного поведения - является важной научной задачей, включенной в систему фундаментальной проблемы личности.

5
Проблема защитного поведения встает перед исследователями вопросов клинической психологии, психологии управления, психологии развития, с ней сталкиваются психотерапевты, педагоги, менеджеры и многие другие профессионалы. Современный уровень развития теории управления и психологии профессий не может обойти вопросы социального сопротивления, способов защиты от профессиональных стрессов, что в свою очередь требует детального рассмотрения психозащитного поведения личности. Таким образом, исследование психологической защиты актуально и для решения частных научных задач.
В современной науке к понятию психологической защиты обращаются исследователи, представляющие разные психологические школы и направления [25; 36; 74; 91; 109; 126; 130; 187; 191;202; 210; 246; 278; 290; 291], Психоаналитики [51; 79; ВО; 183; 242; 261; 345; 366; 369; 370; 371; 372-384; 388; 412) определили психологическую защиту как набор механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги к дискомфорта. Однако термин “психологическая защита” уже давно вышел за рамки первоначального понимания, традиционно складывавшегося в представлениях психоаналитической ориентации. При этом совокупность взглядов и мнений отличается высокой степенью разнородности: при широком распространении рассматриваемого понятия отсутствует полное согласие среди исследователей относительно определения феномена психологической защиты. Неопределенность нередко сохраняется даже в пределах одной теоретической системы. Главной предпосылкой неоднозначности представлений выступает сложность самого предмета исследования, его принадлежность к бессознательной стороне психической жизни. Психологическая защита включена в триаду «личность - психологическая защита - защитное поведение» и должна быть рассмотрена как много-аспектное, многостороннее явление. Однако на сегодняшний день наука не располагает единой концепцией, охватывающей такое сложное явление, хотя во многих направлениях (психоанализ, гуманистическая психология, теория личности в целом, психотерапия) имеются разработки, прямо или косвенно характеризующие данный феномен [3; 20; 36; 41; 43; 61; 74; 78; 90; 92;94;95; 10]; 106; 109; 117; 126; 127; 129; 193; 196; 202; 203; 204; 208; 219; 226; 229; 234; 239; 263; 266; 273; 281; 285; 288; 291; 292; 302; 346; 348; 351; 354; 357;

6
363; 364;368; 389; 390; 394; 396; 407; 418;423; 425; 428; 431; 432; 437; 440; 443; 445; 446; 447; 451; 455; 456; 458; 461; 469; 470; 473; 474; 476;478; 479; 483; 485; 494]. Вместе с тем не выяснены фундаментальные закономерности и механизмы развития этого сложного явления, не определены конкретные инструментарии психологической защиты, отсутствует конструктивная классификация защитных механизмов, недостаточно проработана ее динамика в онтогенезе, специфика зависимости от рода деятельности, типология и многие другие. На фоне большого разнообразия мнений и взглядов особенно заметен (и, по сути, является следствием первого) дефицит методологических исследований психологической защиты, недостаточная разработанность методов и методик диагностики защитных механизмов и практически полное отсутствие прикладных процедур рационализации и оптимизации защитной структуры личности, Теоретический вакуум подобных исследований, приводит к нивелированию данного аспекта формирования личности.
Логично возникает вопрос о важности изучения психологической за-щиты в практическом плане. Как было сказано выше, общая тенденция нарастания напряженности в обществе и разных его сферах, имеет своим следствие усиление защитных форм поведения у человека. Это обусловливает социальный заказ на практически? разработку поставленных вопросов. Мы постоянно имеем дело с разными формами психологической защиты в частных областях. Это формирование личности профессионала, сопротивление новациям в организации, процесс психологического консультирования, решение вопросов маркетинга и эффективной рекламы, система профессионального обучения и аттестации, клиническая психология и психотерапия, воспитание и организация массовидного поведения. Наиболее разработан вопрос защитных механизмов в клинической психологии (3. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Эриксон Ф.В. Бассин, В.М. Воловик, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, ВЛ. Абрамов, К.Р. Айдинян, Ф.Б. Березин, М.М. Коченов, НИ. Кутысо, Т. Дж. Мак Глинн, Г.Л. Меткалф, А.Н. Михаилов, Р.К. Назыров, И.М. Осадчий, А.М. Прихожан. B.C. Ротенберг, Ю.С, Савенко, ГХ Ушаков, Ш. Ференци, R.S. Lazarus, D. Hamburg, I. Adams, RA. Emmons и др.) Это вполне согласуется с идеей Л.С. Выготского о том, что «сущность и природа изучаемых психологией явлений раскрываются в наиболее чистом виде в их крайних, патологических выражениях» (JLC. Выготский, 1927). Определение конкретных форм психологической защиты служит отправным моментом в построении личностно-ориентированной терапии, при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Исследований психологической защиты в норме представлено гораздо меньше.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


L Анализ проблемы психологической защиты свидетельствует о большом разнообразии и различии подходов в ее изучении. Различны статусные определения психологической защиты, оценки масштабности в общей психической организации, взаимоотношения с личностными свойствами и компонентами, понимание онтологической структуры и феноменологии. Констатируется наличие методологического кризиса в развитии знания о психологической защите.
2. Наиболее конструктивным для исследования феномена защиты является системный подход. Реализация его как в теоретической, так и в эмпирической части исследования защитного поведения позволяет создать теоретическую модель психологической защиты. Психологическую защиту следует рассматривать как глобальный, интегральный феномен.
3. Психологическая защита имеет системно-структурное строение, является подструктурой личности и состоит из многообразных вариаций психологических механизмов и их комплексов, В структуре психологической защиты необходимо различить следующие интегративные уровни: метасистемный (защитная направленность личности), системный (собственно психологическая защита), уровень отдельных подсистем или субсистемный уровень (комплексы, диады защитных механизмов), компокетный уровень (элементная структура механизмов защиты, отдельные механизмы). Системообразующий вектор психологической защиты «тревожность-адаптация».
4. Психологическая защита личности - полисистемное образование. Ее можно рассматривать с перцептивной стороны; на уровне эмоциональных проявлений; с точки зрения инструментально-процессуальной характеристики. Она имеет интерактивную выраженность и социальный компонент. Психологическая защита имеет системно-иерархическое строение. В генезе за¬щиты выделены четыре уровня. Однако в реальности психологическая защита функционирует как единая функциональная система.
5. Единицей анализа онтологического уровня психологической защиты является: защитный механизм. Каждый механизм включает: физиологическую основу, исполнительскую и мотивационную части. Отдельные механизмы могут быть редуцированы по отдельным составляющим. Феноменология конкретного защитного механизма проявляется в стереотипной поведен¬

279
ческой модели. Нормальное функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность упорядоченной индивидуальной картины мира, истинной или искаженной в соответствии с принятыми в субъективном восприятии стандартами. Защитные механизмы объединяются системными связями в единые структурные комплексы. Активизация одного защитного механизма приводит к активизации всего комплекса и таким образом создается определенное защитное поведение, которое направлено на снижение тревожности. Комбинации защитных механизмов могут быть эффективными или неэффективными относительно времени, пространства, ситуации общения.
6. Совокупность психологических защитных механизмов, связанных между собой связями разной тесноты и направленности, встроена в структуру личности и имеет устойчивый характер. Личностные особенности субъекта детерминируют проявление определенных механизмов защиты. Модель поведения, постоянно повторяющаяся как ответ на угрозу, закрепляется как стилевая характеристика личности. В основании стилей защитного поведения лежит определенный уровень поведенческой активности.
7. Психологическая защита связана с функциональной динамикой нервной системы. Тип нервной системы непосредственно влияет на структуру психологической защиты. Существуют принципиальные различия в структуре психологической защиты у людей с возбудимой нервной системой и с преобладанием торможения. Для лиц с сильной нервной системой характерен комплекс защитных механизмов «замещение-регрессия». Для лиц с средиеслабой нервной системой характерен комплекс «реактивное образована е-проекция» .



Литература
1. Абрамов В.А., Кутько И.И., Наприенко А.К. и др. Диагностика состоя¬ний психической дезадаптации // Методические рекомендации. - До¬нецк: М3 Украины, 1992. - 19 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедея¬тельности // Психология формирования и развития личности. - М.; Наука, 1981.-С 19-45.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Прама. 1993. -190 с,
4. Айдинян К.Р. Реактивная депрессия и механизмы психологической за¬щиты // Депрессивные состояния в судебно-психиатрической практике : Сборник научных трудов. - М.: ВНИИОиСП им. В Л Сербского, 1989.
- С. 108-113.
5. Айзенк Г, Структура личности- СПб: Ювента, М.: КСП+, 1999 - 464 с.
6. Александровский Ю.А. Состояние психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - 194 с
7. Аллахвердов В.М. Защитный пояс сознания и свобода выбора Н Труды Ярославского Методологического Семинара (методология психологии) / Под ред. Б.В. Новикова. - Т. 1. Ярославль: Изд-во МАПН. 2003. — С. 7 -31.
8. Амбрумова А.Г., Бородин С.В. Суицидологические исследования в СССР: состояние и проблемы // Труды Моск. НИИ психиатрии, 1981. Т. 92. Актуальные проблемы суицидологи, С. 6-26.
9. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Тихоненко В.А. Превентивная суици-дологическая служба//Труды Моск. НИИ психиатрии, 1978. Т. 82. Ак¬туальные проблемы су ици до логи. С. 198-214.
10. Ананьев Б,Г. О проблемах современного человекознания, М.: Наука,
1977. -380 с.
11. Анастази А, Психологическое тестирование: Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. Т. 2. - 336 с.
12. Ангуладэе T.11I. Проблема мотива в теориях установки и деятельности // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов всесоюз¬ной конференции. Боржоми, 1979. С. 213-218.

285
13. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JLA. Современная социаль¬ная психология на Западе (теоретические направления). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. —271 с.
14. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Ме¬дицина, 2975. - 448 с.
15. Антипов В,В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 176 с.
16. Антология мировой философии, В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. - 776 с.
17. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981. -С.3-18.
18. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыс- ливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /У Психоло-гический журнал. -1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
19. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ, Сер. ! 4 (Психоло¬гия). 1995.-№ 4.- С. 45-54.
20. Арестова ОН., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функциони¬рования защитных механизмов // Вестн. Моск. ун-та. - 2000. № 1. -С. 20-
29.
21. Артемьева EJO., Серкин В .П., Стрелков КХК. Описание структуры субъ-ективного опыта: контекст и задачи // Мышление, общение, опыт. Яро¬славль: ЯрГУ, 1983. С. 99-108.
22. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
— 151 с.
23. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В, и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образовании личности // Вопросы психологии.
1979. -№4.-С. 35-46.
24. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Петровский В.А. и др. О смысловых образо¬ваниях личности К Взаимодействие коллектива и личности в коммунисти¬ческом воспитании: Тезисы Всесоюзной конференции. Таллин, 1979. - С. 111-119.
25. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
26. Астапов В Л. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. - 1999. № 1 - С. 41 - 48.

286
27. Багншев А.В. Понятие либидо э психоанализе Лакан / Cogito. Вып.З: Ис-следования по проблемам структурного психоанализа Жака Лакана, Сб. статей /Сост. О.Н, Бушмакпна, С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2000. - С. 62 ~ 68.
28. Базсиков И.Л. Психологические защитные механизмы и отношения в се¬мье И Биология, Прил. к газете «Первое сентября». - 1996. - № 12 (март). - С. 8-9.
29. Балл Г,А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. № 1. “ 1989. - С. 19-23.
30. Банщиков В.М. Короленко У .П., Давыдов И.В. Общая психопатология. - М.: Медицина, 1971. - 178 с.
31. Барабанщиков В.А. Парадигмы исследования восприятия и понятие собы¬тия И Труды Ярославского методологическою семинара. Т. 1 / Под ред. В3. Новикова (гл. ред). - Ярославль: Изд-во МАПН, 2003. - С. 32 - 42.
32. Барабанщиков В.А. Прикцип системности в современной психологии // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2003. С. 11-23*
33. Бариев П.Т. Концепция истины в психоанализе Жака Лакана / Cogito. Вып.З: Исследования по проблемам структурного психоанализа Жака Ла¬кана. Сб. статей /Сост. О.Н* Бушмакина, С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2000. - С. 22 - 32.
34. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в Рос-сии//Менеджмент в России н за рубежом. 2002. -Jfi 2. - С 110-121.
35. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно¬психологической закономерности // Вопросы психологии. - 1972. - № 3 - С. 105-124.
36. Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы филосо¬фии.-1969.-№2.-С. 23 - 35.
37. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. - 468 с.
38. Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. Роль неосознаваемой пси-хической деятельности в развитии и течении соматических клинических симптомов // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 2. - С. 195-215.

287
39. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии Н Руководство по психотерапии. - М., 1974. - С. 39-53.
40. Бассин Ф.В. Сознание, бессознательное и болезнь //Вопросы философии. -
1971. -№9.-С. 25-29.
41. Бассин Ф.В.» Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - № 3. - С. 78-86,
42. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типология личности. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 283 с.
43. Березин Ф.Б. Некоторые механизмы шпрапсихической адаптации и пси-хосоматическое соотношение // Бессознательное: природа, функции, ме¬тоды исследования. - Тбилиси, 1978. Т. 2. - С. 281-291.
44. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л: Наука, 1988.-270 с,
45. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
46. Берн Э. Игры, в которые играют люди, психология человеческих взаимо-отношений; люди, которые играют в игры. Психология человеческой судь¬бы / Под ред. М.С. Мацковского. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
47. Бернштейн П,А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно¬сти. — М.: Медицина* 1966. — 349 с.
48. Бессер-Зигмунд К. Магические слова: Пособие по психологической само¬защите. СПб.: Питер-Пресс, 1996.-224 с.
49. Бехтерев В .М. Общие основы рефдекоолопш человека, — М.: Госиздат, 1926. —423 с.
50. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СТО.: ПИТЕР, 2001, - 208 с,
51. Блюм Дж. Психоаналтиические теории личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 222 с.
52. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения, - М.: Наука,
1978. -312 с.
53. Бодалев А. А. Формирование личности — актуальная проблема комплекс¬ного психолого- педагогического исследования /Психолого- педагогиче¬ские проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с.6-9,
54. Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Лучков В.В. Психологическую науку на службу практике //Вопросы психологии. 1979. *№4.* С. 17-22.

288
55* Бодров В.А. Профессиогенетческий подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М. - Ярославль; ДИА-прссс,
2001. -С. 54-71.
56. Бодров В.А, Психологический стресс: развитее учения и современное со¬стояние проблемы. - М.: ИП РАН, 1995. - 136 с.
57. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с,
58. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изуче¬ние мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - С. 7-44.
59. Бородина А.А., Нартоева-Бочавер С.К. Значимые события в жизни совре¬менных подростков d Актуальные проблемы современного детства. М., 1996. - С. 63-66.
60. Бороздина Л.В., Залученова ЕЛ* Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 271 - 275.
61. Братусь Б.С: Психологический анализ изменений личности при алкого¬лизме, — М.: Изд-во Моск. ун- та, 1974. — 95 с,
62. Братусь Б.С. Аномалии личности, -М.: Мысль,1988.-301 с.
63. Брудный B.I1 Обряды вчера и сегодня. — М.: Наука, 1968. — 200 с.
64. БрушлинскиЙ А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.
65. БрушлинскиЙ А.В. О крипериях субъекта и его деятельности // Психоло¬гия субъекта профессиональной деятельности / Под ред.
А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М, - Ярославль; ДИА-пресс, 200!. - С. 5 - 23.
66. Бурлачук Л,Ф. О проекции как принципе построения методов исследова¬ния личности II Вопросы диагностики психического развития: Тезисы симпозиума. Таллин, 1974. - С. 33-34.
67. Бурлачук Л.Ф., Грабская ИЛ., Кочарян А.С. Основы психотерапии. - Ки¬ев: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. - 320 с.
68. Бурлачук Л.Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами // Бессознательное; природа, функции и методы исследования: В 4-х тт. ~ Тбилиси; Мецниереба, 1978. - Т. 3. - С. 638-643.
69. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 352 с.

289
70. Вагин И. Уроки психологической защиты. СПб.: ПИТЕР, 2002. - 160 с.
71. Васильев И.А., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. - М: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.
72. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГПГТУ; Смысл, 2003. - 240 с.
73. Василюк Ф.Е. Историко-методологический анализ психотерапевтических упований / Труды Ярослаского методологического семинара. Т. 1. Яро¬славль, 2003. - С. 43-71.
74. Василюк Ф.Е, Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ* 1984. - 200 с.
75. Вилюнас В.К, К теоретической постановке проблемы стресса // Материа¬лы Вильнюсской конференции психологов Прибалтики. Вильнюс, 1972. - С. 227-228,
76. Вилюнас В.К, Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
77. Волков П.В, Разнообразие человеческих миров (руководство по профи¬лактике душевных расстройств). М,: Аграф, 2000, - 528 с.
78. Воловик В.М., Вид В.Д. Психологическая защита как механизм компенса¬ции и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологиче¬ские проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон¬тологии: Сб. научных работ. - Д.: ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1976. - С. 26-28.
79. Волошинов В,Н. Фрейдизм. — М*; JL: Госиздат, 1927. — 164 с.
80. Воспитание детей и психоанализ. Сб. переводов / Сост. Н.Ф. Калина. М.: «Рефл-бук», 2000. -302 с.
81. Вундт В, Введение в психологию, — М: Космос, 1912. — 152 с.
82. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. — Соч. в 6-ти томах. Т. I. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. - С. 291-437.
83. Выготский Л.С, Развитие высших психических функций. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 598 с.
84. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Предисловие к русскому переводу кн.
3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925. С. 3-16.

290
85. Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитиче¬ского исследования агрессии // Психоанализ в развитии. Сб. переводов, Екатеринбург: Деловая книга, 1998,-С, 108-127.
86. Гальперин ГЦЯ. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
— 150 с.
87. Гаунп Р. Психология ребенка. Д.: Гос. изд-во, 1926. - 236 с.
88. Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии. - В 2-х гг.- К.: Сфера, 1997. - Т. 2, - 486 с.
89. Голиков ЮЛ,, Костин А Н. Проблемы методологических исследований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях // Психол. журн. - 1995. - № 4. — С. 11 — 24.
90. Гольдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель: Пер. с англ. - К.: Сфера, 1999. - 256 с.
9!, Грановская Р.М, Проявления защиты в межнациональных отношениях // Психологическая газета. - 1999. - № 6/45, -С 16-17,
92. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленин-го ун-та, 1988,'560 с.
93. Грановская P.M., Крижанская Ю.С, Творчество и преодоление стереоти¬пов. - Cn6.:OMS, 1994. - 192 с.
94. Грановская P.M., Никольская И*М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб, 1998. - 352 сч
95. Грачев Г3. Психологическая защита личности: проблемы н определение основных понятий // Психология и практика. Ежегодник РПО. - Яро- славль> 1998. “Т. 4. Вып. 4.-С. 1S2-185.
96. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т 2. Исследования по феноменологии и теории познания. - М.: Гнозис, 2001.-584 с.
97. Давыдов В.В., Зинченко В Л. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. - 1980. ■* № 12. - С. 47-60.
98. Давыдов В.В., Радзиховский Л.А. Теория Л.С. Выготского и деятельност¬ный подход в психологии // Вопросы психологии. - 1980. - №6. С, 58-59;
1981. -№1.- С. 67-80.
99. Давыдов Ю.Н. Поминки по экзистенциализму // Вопросы литературы, 1980.-№ 4.-С. 190-230.
100. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. — М.: Русский язык,
1980. Т III. — 555 с.

291
101. Демина Jl.Д., Ральникова И,А. Психическое здоровье о защитные меха¬низмы личности- - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000. - 123 с.
102. Демин АЛ., Попова НИ Способы адаптации безработных в трудных жизненных ситуациях // СОЦИС. - 2000. - № 5. - С.35-46.
103. Джидарьян И.А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях // Психологическое обозрение, 1997. № 2 (5),-С, 37-41.
104. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 1991. - С. 43-60.
105. Дуднн С. Профилактика боевых психологических расстройств военно¬служащих методами психологической подготовки // Информационно¬методический сборник. - 1993.-Кн 4. - С.38*45.
106. Доцешсо Б.Л, Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -СПб.: Речь, 2004,-272 с.
107. Дружинин В.Н, Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. - 135 с.
108. Друммонд У. Введение в изучение ребенка М.: Московское книгоизда¬тельство, 1910. - 386 с,
109. Журбин В.И. Понятие ПЗ в концепциях 3, Фрейда и К. Роджерса // Вопро¬сы психологи», - 1990. - № 4, - С 32 - 38,
110. Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред.
B. А. Барабанщикова, А.В. Карпова, Вып. II. М. - Ярославль: Аверс-Пресс,
2002. -С. 42-63.
Ш. Завалишиыа ДЛ. Способы идентификации человека с профессией // Пси¬хология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В, Брушлннского, А,В. Карпова. М. - Ярославль: ДИА-пресс, 2001. -
C. 104- 129.
112. Забродин Ю.М. От учета человеческого фактора - к управлению челове¬ческими ресурсами: новые проблемы и перспективы развития теоретиче¬ской психологии // Образ в регуляции деятельности / Под, ред. HJL Мориной, В.И. Козлова. - М.: Росс, психол. общ-во, 1997. - С. 169 —
180.
113, Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психо¬

292
логический журнал. - 1980, - Т. 1. - № 2- - С. 5-18.
114. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресур¬сами, М.: Фкнстатияформ, 2002, - 360 с.
115. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и струк¬туре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, - 1974. - №6.-С. 59-73.
116. Зачепицкий Р.А. Психотерапия истерии. М.: Медицина, 1974. - 168 с.
117. Зейгарник Б.В, Опосредствование саморегуляции в норме и патологии // Вести, Моск. ун-та Сер- 14, Психология, 1981. - № 2. - С. 9-15.
118. Зейгарник Б.В„ Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 157 с.
119. Зейгарник Б,В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ,
1982. -128 с.
120. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и эволюция категорий бессознательного // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов всесоюзной конференции. - Боржоми, 1979.-С.270-282.
121. Зинченко ВЛ, Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Яро- славск. методол. семинара. ТЛ. - Ярославль, 2003, - С. 98-134.
122. Знаков В.В. Самоознание и самопонимание как проблемы психологии че-ловеческого быгия // Психология субъекта профессиональной деятельно¬сти / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. - М. - Ярославль: ДИА- иресс, 2001. - С. 88 - 104.
123. Зотова О.И., Кряжева ПК, Методы исследования социально- психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии / Под ред Е.В. Шороховой. - М.; Наука, 1977. - С. 343 -365.
124. Иванова HJL Психологическая структура социальной идентичности. - Автореф, дис.... докт. психол. наук. - Ярославль, 2003. -51 с.
125. Ильин Е.П. Изучение свойств нервной системы. - Ярославль: ЯрГУ, 1978.
- 136 с.
126. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре кон¬фликта. -СПб.: Детство-Пресс, 1999. -144 с.
127. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Республика, 1990. - 211 с.
128. Кант И. Пролегомены. М. СОЦЕКГИЗ, 1937. - 248 с.

293
129. Карвасарский Б.Д, Неврозы. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1990. - 576 с.
130. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 304 с.
131. Карпов А.В. Интегральные способности личности // Проблемы системоге- неза учебной и профессиональной деятельности. Мат-лы Росс, науч.- практ. ковф. / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Аверс-Пресс,
2003. -С, 26-33,
132. Карпов А.В. Психологическая структура деятельности: реальность и кон-цептуализация // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Барабанщикова. А.В. Карпова. Вып. II. М. - Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. - С, 64 - 97.
133. Карпов А.В. Принцип метасистемности в структурно-уровневой органи¬зации психических процессов // Ярославский психол. вестн. - № 13. -
2004. - С. 5-11.
134. Карпов А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации □ психологических исследованиях // Труды Ярославского методологическо¬го семинара. Т. 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред). - Ярославль: Изд-во МАПН, 2003.-С. 159-167.
135. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М: Гардарики, 2000.-584 с.
136. Карлов AJ3., Скитяева И.М. Психология метакогнигнвных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.
137. Карлов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. Москва-Ярославль: Аверс-Пресс, 2002.-304 с.
138. Карпов А.В., Скитяева И,М, Волкова Н.В., Ямщиков И.А. Организацион¬ная культура: понятие и реальность. Учебное пособие. М.: Институт пси¬хологии РАН, 2002. - 152 с.
139. Кашапоъ М.М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя // Труды Ярославского ме-тодологического семинара. Т. 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред). - Яро¬славль: Изд-во МАПН, 2003.-С. 168-186.
140. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. М. - Ярославль: Ремдер, 2003.- 183 с.
141. Келлес-Крауз К. Социология к началу XX века. - СПб.: Типогр, т-ва «Об¬ществ. польза», 1904.-71 с.
142. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.:

294
РЕЧЬ, 2000. - 249 с.
143. Кириллова М.К. Психозащитное поведение совершивших преступление женщин. Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 27 с.
144. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.; Смысл, 2000. - 181 с.
145. Климов Е.А, Введение в психологию труда: Учеб. Пособие. - М: МГУ, 1988. -197 с.
146. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М: МГУ, 1995 - 224 с.
147. Климов Е.А, Психология профессионала; Избранные психологические труды. “М: Воронеж НПО МОДЭК* 1996 - 400 с.
148. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сб. переводов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, - С.59-107.
149. Коган В.М., Роговин М.С. Проективные методы в современной зарубеж¬ной психологии личности и патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. ~ 1964. - Т. 64. - Вып. 4. - С. 616-625.
150. Козлов В.В. Интегративная психология: в поисках целостности // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. рсд). - Ярославль: Изд-во МАПН, 2003. - С. 187-204.
151. КонИ.С. Открытие^».-М:Просвещение, 1978.-174 с.
152. Конопкин ОЛ. О значении исследований Д.А. Ошанина для психологии. // Образ в регуляции деятельности / Под. ред. Н.Л. Мориной, В Л Козлова. - М.: Росс, психол. общ-во, 1997. - С. 166-169.
153. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // AJJ, Леонова, О.Н. Чернышева. Психология 1руда и организаци¬онная психология: современное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс, 1995, - С, 205 - 224.
154. Косищсий Г Л, Смирнов В.М. Нервная система и стресс. М.: Наука, 1970. -200 с.
155. Коченов М.М. К вопросу о нарушении процесса смыслообразования у больных шизофренией // Психологические исследования. М., 1970. Вып, 2.-С, 179-187.
156. Коченов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. — М.: Изд- во Моск. ун-та, 1978, — 88 с.

295
157. Крайг Г, Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000, - 992 с,
158. Кречмер Э, Об истерии. — М.; Д.: Гос. изд-во, 1928. — 159 с.
159. Кречмер Э.Строеиие тела и характер. М., 1995. Дайджест. -247 с.
160. Кузанский Н. Об ученом незнании. Цит. по Антологии мировой филосо¬фии. Т. 2, - М.: Мысль, 1969. - С. 53-77.
161. Куликов Л.В, Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Хрестоматия / Под ред Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. -. - С. 11-42.
162. Купер КЛ., Маршалл Дж. Источники стресса «белых воротничков» //
А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. Психология труда и организационная пси-хология; современное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс,
1995. -С. 179-204.
163. Курск RC. Дефицит психической активности; пассивность личности и болезнь. М.: Институт психологии РАН, 1996. - 245 с,
164. Лабунская В.А., Менджерицкая ЮЛ, Бреус Е.Д. Психология затруднен¬ного общения. М.; ACADEMA, 200 Г -286 с.
165. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом орга¬низации, понимаемой как социальная система //Менеджмент в России и за рубежом. -2003. - № 5. - С. 47-60.
166. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмо-циональный стресс: Пер. с англ. - М.: Наука, 1970. - С. 178-208.
167. Ларкин Г.Ф. Биометрия: учебное пособие для биологических спец. Вузов.
- 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1980. - 239 с.
168. Лаундес Л. Друзья и любимые: как их найти и удержать. М.: ООО «Изд-во Добрая книга, 2004. - 336 с.
169. Леви В.Л. Ошибки здоровья, - М.: Торобсан, 2004, - 41 б с.
170. Левитов Н, Д Фрустрация как один из видов психических состояний И Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.118-129,
171. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М., 1989, Дайджест. - 314 с.
172. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат,
1975. —304 с.
173. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та,
1971. — 38 с.
174. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. —- М,: Изд-во Моск. ун-та,
1972. — 575 с.

296
175. Либин А.В. Дифференциальная психология; на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2000. -549 с.
176* Либина А., Либин А. Стили реагирования ка стресс: психологическая за¬щита нли совладание со сложными обстоятельствами // Стиль человека: психологический анализ. М,: Смысл, 1998. С. 191-204.
177. Леньков С.Л. Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям деятельности, - Тверь: ТвГУ, 2002 - 112 с.
178. Ломцлзе ТА. Общая теория фундаментальных отношений личности и некоторые особенности художественного творчества // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, - Тбилиси, 1978. Т. 2. - С. 505-
5] 1.
179. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологиче¬ский журнал. - 1980. - Т,1. - С 8-20,
180. Ломов Б.Ф. Методологические н теоретические проблемы психологии // Отв. ред, Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
181. Лурия А.Р. Психология как историческая наука // История и психология, М., I97I.-C. 36-62,
182. Мак Глинн Т, Дж„ Меткалф Г*Л. Диагностика и лечение тревожных рас¬стройств (Руководство для врачей): Пер. с англ. - American Psychiatric Press, Inc. ,1989. - 119 с.
183. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе, - М.: Класс 1998- - 480 с.
184. Макмихаэл Э.Дж. Личность, поведение и ситуационные изменения при адаптации к профессиональным стрессам Н А.Б. Леонова,
О.Н. Чернышева, Психология труда и организационная психология: со¬временное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс, 1995. - С. 276-301,
185. Мазилов ВБ. Методология психологической науки: достижения и акту¬альные задачи // Системогенез учебной и профессиональной деятельно¬сти, Мат-лы 11 Всерос. науч.-практ. коиф. / Под ред. ЮЛ. Поваренкова. - Ярославль: «Канцлер», 2005 - С. 54- 73,
186. Мазилов В.В. Методология отечественной психологической науки: акту¬альные проблемы, перспективные подходы, новые шризонгы // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Мат-лы Росс, науч.-практ. конф. / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Аверс-

297
Пресс, 2003. -С. 52-78.
187. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Шаырев B.C. Классика и современ¬ность: две эпохи в развитии буржуазной философии И Философия в со¬временном мире. Философия и наука. М., 1972. - С. 2S-94.
188. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999.-425 с.
189. Меерсон Ф,3. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Медицина, 1981. - 278 с.
190. Мерлив B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. - 302 с.
191. Михайлов А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. - 1990. - № 5,- С. 206-111.
192. Мишина Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах // Труды Ленингр, науч- исслед. психоневрологического ин-та им, В .М. Бехтерева, 1972. Т. 6, Неврозы и пограничные состояния. - С. 35-
38.
193. Мольц М. Я - это Я. СПб,: Лениздат, 1992. - 192 с.
194. Морогин В.Г. «Старая» и «новая» научные парадигмы в психологии и психиатрии // Проблемы общей и прикладной психологии. Мат-лы науч.- практ. конф. «Содружество», - Ярославль, 2001, - С. 252-263,
195. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты зкстраверсии и ней- ротизма: новый взгляд // Вопросы психологии. - 2001. - fls 2. - С, 59-65.
196. М>й Р, Искусство психологического консультирования. М.; Класс. 2001. - 144 с.
197. Мягер В.К. Психогигиена и психопрофилактика. JI, 1983 . -248 с.
198. Мясищев В.И. Личность и неврозы. — Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1960.
— 526 с.
199. Наенко НЛ. Психическая напряженность. — М.: Изд-во Моск. ун-та,
1976. —112 с.
200. Наенко НЛ., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. — М., 1970. Вып. 2. - С. 40-46.
201. Назыров Р.К. Уровень невротичности, особенности копинг-тюведения и предпочитаемый вид медицинской помощи у здоровых жителей Западной

298
Сибири // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -• 1992 (4). - С. 90-92.
202. Напчаджян А.А. Психологические защитные механизмы. - М.: Смысл, 3997.-352 с.
203. Налчаджян АЛ. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии), - Ереван: Изд-во Армянской ССР, 1988. - 199 с,
204. Нартова-Бочавер GK. Coping-behaviour в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. -1997. - Т. 18. - № 5. - С- 20-30.
205. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1984. - 300 с.
206. Небылицын ВД, Основные свойства нервной системы человека. М.: Про-свещение, 1966. - 382 с.
207. Никольская И.М. Идентификация с aipeceopOM // Психологическая газета, 1998,-№10.-С. 21.
208. Никольская И.М. Как и от чего защищаются дети У/ Психологическая газе¬та, 1999.-№6.-С. 14-15.
209. Никольская И.М Практика исследования неосознаваемых психических процессов у детей младшего шкального возраста // Психологическая газе¬та, 1997.-№3.-С. 8-9-
210. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. - СПб.; Речь, 2000. - 507 с.
211. Ницше Ф. Воля к масти: опыт переоценки всех ценностей: Пер. с нем. - М.; REFL- book, 1994. - 352 с.
212. Новиков В.В., Забридин ГО .М. Психологическое управление производст¬венной организацией. - М., 1992. - 245 с.
213. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. ФрессаиЖ, Пиаже. М., 1975. Вып. V, гл. XV, - С. 15-109,
214. Овчинникова О.В. О классификации состояний психической напряженно¬сти // Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1968. Т. Ш.Вып. 1. - С. 228-230.
215. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1968. —900 с.
216. Окладников В.И. Типология адаптационные состояния личности. - Ир¬кутск: ИГМУ, 2000.- 171 с.
217. ОлпортГ. Личность в психологии: Пер.с англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998.-345 с.

299
218. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.г Институт пси-хологии РАН, 2005. - 330 с.
219. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник Московско¬го университета,-Серия 14. - № 2. - 1990. - С. 55-58.
220. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека; парадигмы, про¬екции, практики. Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
221. Осипов Г,В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука,
1977. -184 с.
222. Ошанин ДА. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии И Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н,Л. Мориной, В Л. Козлова. — М.: Рос, психол, общ-во> 1997. - С. 7-25.
223. Пантилеев С.Р., Визгина А.В., Зимачева Е.М. Способы вербальной пре¬зентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психологическое обо¬зрение. -1997. -№ 2. - С, 27-30.
224. Первин Д., Джон О, Психология личности: теория и исследования; учеб¬ное пособие. - М,: Аспект Пресс, 2000, - 606 с.
225. Петунова С.А. Социально-психологические особенности адаптации безра¬ботных к современным требованиям рынка труда. Автореф. дне. ... канд. психол наук. - Ярославль, 2004* - 23 с.
226. Петровский В.А, Активность субъекта в условиях риска: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М, 1977, — 18 с,
227. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психо¬логии. - 1981. - № 2. - С. 40-46.
228. Петровский В.А, К психологии активности личности // Вопросы психоло¬гии. - 1975. -Jfe 3. - С. 26-38,
229. Петровский В.А. Психология цеадаптивной активности // Российский от¬крытый университет. - М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с,
230. Повареяков Ю.П. Психология становления профессионала как отрасль психологической науки // Системогенез учебной и профессиональной дея-тельности, Мат-лы П Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: «Канцлер», 2005 - С. 19-32.
231. Повареяков Ю.П. Психология становления профессионала. Системогене¬тический подход // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Мат-лы Рос. науч.-практ. конф. / Под ред.
Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Аверс-Пресс, 2003. - С. 95-113.

300
232. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала // Проблемы общей и организационной психологии / Под ред. А.В. Карпова, - Яро¬славль: ЯрГУ, 1999. - С. 97- 118.
233. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / Под ред.
В.Л. Марищука, В.И. Евдокимова. - СПб: «Сентябрь»,2001. - 260 с,
234. Пономаренко В.А. Воспитание духовной культуры летчика* профессиона¬ла // Труды общества расследователей авиационных происшествий. М.,
1996, Вып. 7. - С. 40-49.
235. Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем пси¬хологии творчества / Под ред. Я-A. Пономарева, М.: Наука, 1983. - С. 273-
295.
236. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: «Бахрах М», 2001. - 672 с.
237. Прангишвнли А.С. Проблема установки на современном уровне разработ¬ки грузинской психологической школы // Психологические исследования. -Тбилиси, 1973.-С. 10-26.
238. Правгишвили И В. Энтропийные процессы и проблема безопасности // Безопасность личности, общества и государства / Отв. ред. Н.Д. Ткаченко.
- М: Новый Логос, 2002. - С, 50-64,
239. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 199S, - № 2, - С. 32 - 38.
240. Проблема субъекта в психологической науке // Отв. ред. А.В. БрушлинскиЙ, В.Н. Дружинин. М.: «Академический Проект», 2000. - 320 с.
241. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М,: Институт пси¬хологии РАН, 1998, - 149 с.
242. Психоанализ в развитии: сб. переводов /Сост. АТП. Поршенко, И.Ю. Романов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 176 с.
243. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 3-е изд. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
244. Психология труда. Учебник / Под ред. А.В. Карпова. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 352 с.

301
245. Психологическая диагностика жизненного стиля / Под ред. ЛЯ. Вассермана. - СПб.: ПНИ, 1998. - 48 с.
246. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Под ред. Л Л Вассермана. - СПб.: Психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 1999. - 50 с.
247. Психологические тесты /Сост. Э.Р. Ахмеджанов. - М.: «Лист», 1996. - 320 с.
248. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.
249. Психологическое самообразование. Фрустрация, конфликт, защита. Со¬кращенное изложение главы из книги; Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 75-82.
250. Психология и психоанализ рекламы: личностно-ориентированный подход
- Самара; «Бахрах М». 2001. - 752 с.
251. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородсхого. - Самара; «Бахрах», 1998. - 640 с.
252. Психология психических состояний: сборник статей. Вып. 4 / Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002.-468 с.
253. Психология самосознания: Хрестоматия. - М.: Бахрах М., 2000. - 672 с.
254. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2- е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
255. Психология состояний. Хрестоматия /Под ред. А.О. Прохорова. М.-СПб.; Речь, 2004. “608 с.
256. Психология эмоций: тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер. - М.: Изд-ао МГУ, 1989.-382 с.
257. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В, Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
258. Равич-Щербо И.В.* Марюгина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М.: Аспект-Пресс, 1999.-447 с.
259. Разумов Р. С. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс // Эмо-циональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976. - С. 5-32.
260. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. Т. 1.- Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. - 640 с.

302
261. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.: ПитерПресс, 1995.-293 с.
262. Райх В. Анализ личности. М.; «КСП+»; СПб.; «Ювента», 1999.- 333 с.
263. Ранк О. Миф о рождении героя. - М.: Рефл-бук, 1997. - 252 с.
264. Реан А,А., Баранов А.А. Факторы сгрессоустойчивостн личности // Во¬просы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45 -51.
265. Ребер А, Большой толковый психологический словарь. - М.: ВечеАСТ,
2000. -485 с.
266. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я». //Вестник Моек* ун-та. Сер. 14. Психология, 1981. -№ 1. - С. 14-22.
267. Рейнуотер Дж, Это в ваших силах. М., 1993. - 93 с.
268. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становле¬ния личности. М., 1994, -154 с.
269. Реньге В. Э. Методика тематического апперцептивного теста / Дридзе Т.М., Реньге В.Э. Психология общения. * Рига, 1979. - С. 33-66.
270. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. - М.: Acade¬mia- центр: Медиум, 1995. - 411 с,
271. Рогов Е.И, Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и уп-ражнения // Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн. 2. - 480 с.
272. Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии (методологиче¬ские основы). - Ярославль: ЯргУ, 1977 - 78 с.
273. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер.с англ.. - М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 1997. - 320 с.
274. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, - № 2,1990. - С. 58-65.
275. Рожнов В. Е., Бурно М. Е. Учение о бессознательном и клиническая пси-хотерапия: постановка вопроса / Бессознательное: природа, функции, ме¬тоды исследования. - Тбилиси, 1978. Т. 2. - С. 346-353.
276. Розов А, И. Переживание комического в свете некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. -
1979. -№2.-С, 117-125.
277. Романов И.Ю. Анализ прерванный и непрерывный / Психоанализ в разви¬тии. Сб. переводов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - С. 148-167.

303
278. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб,: Речь, 2002.-416 с.
279. Романова Е.С,, Гребенников Л,Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - М.-Мытищи. 1996, - 195 с.
280. Романова Е,С,, Потемкина О.Ф., Усанова О.С, Психологическая диагно¬стика школьников в норме и патологии. - М.: Дидакт, 1990. - 152 с.
281. Ротенберг В, Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М.: ЦГЛ РОН,
2001. -256 с,
282. Рубинштейн C.J1, Бытие и сознание. — М.: Изд- во АН СССР, 1957. — 328 с.
283. Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
284. Рубинштейн С, Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
— 415 с,
285. Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского ВУЗа в меняющихся социальных условиях / Дне. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005,
286. Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: Изд-во Ленкгр. ун-та, 1980. С. 97-113.
287. Русский народный свадебный обряд / Под ред. В.К. Чистова и Т.А, Бернштам, — Л,: Наука, 1978,-280 с,
288. Савенко Ю.С, Основные проблемы учения о психологических компенса¬торных механизмах / Клинико-психологические исследования личности: Материалы симпозиума 16-17 декабря 1971 г. Л., 1971, - С. 70-72.
289. Савенко Ю.С, Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболева¬ний: Сб, статей, - М.: Моск. НИИ психиатрии, 1974, - С. 95-112.
290. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Под ред. ДЛ. Райгородского. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 2000. - 656 с.
291. Саркисян А.Т., Шевченко В.Г. Пассионарии и управление. - М.: МЭИ, 2000. - 600 с.
292. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

304
293. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медицина, I960. — 254 с.
294. Селъе Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 125 с.
295. Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения / Под, ред. НС. Гурвича. —М.: Наука, 1980. — 240 с.
296. Семенов И.Н

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ