СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью легкой степени 8
1.2 Проблема социальной компетентности детей с
ограниченными возможностями здоровья в отечественной психологии 15
1.3 Способность к прогнозированию как ресурс успешной социализации 24
Выводы по главе 1 30
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи социальной компетентности и прогнозирования у дошкольников с нарушением интеллекта 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ показателей социальной компетентности у дошкольников
с нарушением интеллекта 35
2.3 Анализ показателей прогнозирования у дошкольников с
нарушением интеллекта 42
2.4 Взаимосвязь показателей социальной компетентности и
прогнозирования у дошкольников с нарушением интеллекта 45
Выводы по главе II 48
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью легкой степени 8
1.2 Проблема социальной компетентности детей с
ограниченными возможностями здоровья в отечественной психологии 15
1.3 Способность к прогнозированию как ресурс успешной социализации 24
Выводы по главе 1 30
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи социальной компетентности и прогнозирования у дошкольников с нарушением интеллекта 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ показателей социальной компетентности у дошкольников
с нарушением интеллекта 35
2.3 Анализ показателей прогнозирования у дошкольников с
нарушением интеллекта 42
2.4 Взаимосвязь показателей социальной компетентности и
прогнозирования у дошкольников с нарушением интеллекта 45
Выводы по главе II 48
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение
Актуальность. Одна из самых актуальных проблем в современном обществе является социальное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время родители детей с ограниченными возможностями здоровья волнуются о том, чтобы их ребенок вошел в общество, стал развитой личностью и не зависел от других материально и духовно.
Каждый год численность детей с особыми потребностями в мире и на территории России только увеличивается. Согласно Федеральной службе статистики, на 1 января 2018 г. детей инвалидов до 18 лет в РФ - 655 тысяч детей, это 5,6 % от общего числа инвалидов, на 1 января 2017 года - 636 тысяч, а на 1 января 2016 года было 617 тысяч [40]. Смотря на статистические данные, процент детей инвалидов растет, не смотря на демографический спад.
В нашей стране воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, детских домах и в специальных коррекционных школах. Но данные учреждения не решают проблему социальной депривации детей с ограниченными возможностями здоровья. Они не получают должного общения со сверстниками.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые имеют психические или физические отклонения, обуславливающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [36].
У детей с особыми потребностями нарушен процесс социализации. Это нарушение исходит от «головы», то есть от российской социальной политики, ориентированная на инвалидов и взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика строится на основе медицинской модели инвалидности. Инвалидность рассматривается как болезнь. Такая модель, детей с ограниченными возможностями, заставляет признать свое неравенство по сравнению с другими детьми. Отделяет от «нормального» детского общества, снижает социальную значимость, в итоге осложняет его неравный социальный статус. Раскрытию понятия и сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как А.В. Брушлинский [8], О.Ф. Борисова [7], Н.В. Калинина [21], Ю.А. Королева [24] и др. Проблеме формирования компетентности дошкольников посвящены работы педагогов и психологов. Работы И.И Мартыновой [33], С.А. Козловой [22] и др. содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач по формированию социальной компетентности старших дошкольников на этапах дошкольного образования [7].
Так же современный человек ежедневно сталкивается с множеством стрессогенных ситуаций, вследствие чего неуклонно растет нагрузка на механизмы, которые способствуют разрешению проблемных ситуаций и их предвосхищению. Прогнозирование включает в себя разработку человеком стратегии собственного поведения в той или иной ситуации [1]. В настоящее время повысился интерес к изучению влияния прогностической компетенции на социализацию человека.
Особенности прогностической деятельности стали объектом изучения сравнительно недавно и в последнее время стали предметом исследовательского внимания. Активное изучение прогностической компетентности и вероятностного прогнозирования было начато такими отечественными психологами, как И.М. Фейгенберг [50], Б.Ф. Ломов [29], А.В. Брушлинский [8], Е.А. Сергиенко [47]. Исследования этих ученых были посвящены выявлению общих закономерностей прогностической компетентности. Так же исследованием прогностической деятельности и социальной компетентности занимались такие авторы как В.Д. Менделевич [35], А.И. Ахметзянова [5], А.В. Брушлинский [8], Ю.М. Масалович [34], Л.А. Регуш [44], Е.А. Сергиенко [47], Л.О. Степанова [48].
Цель. Изучение социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Объект. Социальная компетентность дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Предмет. Взаимосвязь социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Гипотеза. Мы предполагаем, что прогнозирование детей с нарушениями интеллекта может быть связано с такими показателями их социальной компетентности как понимание правил, и уровень коммуникативного развития.
Задачи.
1. На основе теоретического анализа современной специальной литературы выявить характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
2. Анализ проблемы социальной компетентности детей с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
3. Изучить способность детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости) к прогнозированию как ресурс успешной социализации.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование социальной компетентности и прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
5. Выявить взаимосвязь между социальной компетентностью и способностью к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Методологическая база исследования:
- теоретико - методологическое положение о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова [7] , Ю.А. Королева [24], Г.И. Марасанов [32]);
- теоретические основы социального воспитания (Ю.А. Королева [26], О.В. Лишин [28], С.Д. Поляков [42]);
- положения о сущности и формировании социальной компетентности (А.В. Брушлинский [8]);
- теоретические положения по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования (Б.Ф. Ломов [29], И.Н. Фейгенберг [50]);
- теоретические положения по проблеме исследования прогностической деятельности детей (Л.А. Регуш [44], А.И Ахметзянова [5], Л.О. Степанова [48]);
- психологические особенности детей с умственной отсталостью (Д.Н. Исаев [20], В.М. Мозговой [37], В.Г. Петрова [39], С.Я. Рубинштейн [46], Ж.И. Шиф [52].
Методы исследования.
1. Анализ.
2. Метод наблюдения.
3. Эмпирические методы:
- методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации (Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин);
- шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения (А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицына, Е.В. Федина);
- диагностика коммуникативных способностей у детей (пособие «Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»);
- методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго);
- методика «Угадайка» (Л.И. Переслени).
4. Статистические методы обработки данных SPSS - 17.
Практическая значимость. Полученные данные исследования, могут быть использованы в работе специалистов коррекционной направленности дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Наши выводы могут быть использованы в совершенствовании развития социальной и прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №149 компенсирующего вида города Казани.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, 3 рисунков, 2 таблиц, заключения, списка использованной литературы из 53 источников, 4 приложений.
Каждый год численность детей с особыми потребностями в мире и на территории России только увеличивается. Согласно Федеральной службе статистики, на 1 января 2018 г. детей инвалидов до 18 лет в РФ - 655 тысяч детей, это 5,6 % от общего числа инвалидов, на 1 января 2017 года - 636 тысяч, а на 1 января 2016 года было 617 тысяч [40]. Смотря на статистические данные, процент детей инвалидов растет, не смотря на демографический спад.
В нашей стране воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, детских домах и в специальных коррекционных школах. Но данные учреждения не решают проблему социальной депривации детей с ограниченными возможностями здоровья. Они не получают должного общения со сверстниками.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые имеют психические или физические отклонения, обуславливающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [36].
У детей с особыми потребностями нарушен процесс социализации. Это нарушение исходит от «головы», то есть от российской социальной политики, ориентированная на инвалидов и взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика строится на основе медицинской модели инвалидности. Инвалидность рассматривается как болезнь. Такая модель, детей с ограниченными возможностями, заставляет признать свое неравенство по сравнению с другими детьми. Отделяет от «нормального» детского общества, снижает социальную значимость, в итоге осложняет его неравный социальный статус. Раскрытию понятия и сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как А.В. Брушлинский [8], О.Ф. Борисова [7], Н.В. Калинина [21], Ю.А. Королева [24] и др. Проблеме формирования компетентности дошкольников посвящены работы педагогов и психологов. Работы И.И Мартыновой [33], С.А. Козловой [22] и др. содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач по формированию социальной компетентности старших дошкольников на этапах дошкольного образования [7].
Так же современный человек ежедневно сталкивается с множеством стрессогенных ситуаций, вследствие чего неуклонно растет нагрузка на механизмы, которые способствуют разрешению проблемных ситуаций и их предвосхищению. Прогнозирование включает в себя разработку человеком стратегии собственного поведения в той или иной ситуации [1]. В настоящее время повысился интерес к изучению влияния прогностической компетенции на социализацию человека.
Особенности прогностической деятельности стали объектом изучения сравнительно недавно и в последнее время стали предметом исследовательского внимания. Активное изучение прогностической компетентности и вероятностного прогнозирования было начато такими отечественными психологами, как И.М. Фейгенберг [50], Б.Ф. Ломов [29], А.В. Брушлинский [8], Е.А. Сергиенко [47]. Исследования этих ученых были посвящены выявлению общих закономерностей прогностической компетентности. Так же исследованием прогностической деятельности и социальной компетентности занимались такие авторы как В.Д. Менделевич [35], А.И. Ахметзянова [5], А.В. Брушлинский [8], Ю.М. Масалович [34], Л.А. Регуш [44], Е.А. Сергиенко [47], Л.О. Степанова [48].
Цель. Изучение социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Объект. Социальная компетентность дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Предмет. Взаимосвязь социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Гипотеза. Мы предполагаем, что прогнозирование детей с нарушениями интеллекта может быть связано с такими показателями их социальной компетентности как понимание правил, и уровень коммуникативного развития.
Задачи.
1. На основе теоретического анализа современной специальной литературы выявить характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
2. Анализ проблемы социальной компетентности детей с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
3. Изучить способность детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости) к прогнозированию как ресурс успешной социализации.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование социальной компетентности и прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
5. Выявить взаимосвязь между социальной компетентностью и способностью к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Методологическая база исследования:
- теоретико - методологическое положение о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова [7] , Ю.А. Королева [24], Г.И. Марасанов [32]);
- теоретические основы социального воспитания (Ю.А. Королева [26], О.В. Лишин [28], С.Д. Поляков [42]);
- положения о сущности и формировании социальной компетентности (А.В. Брушлинский [8]);
- теоретические положения по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования (Б.Ф. Ломов [29], И.Н. Фейгенберг [50]);
- теоретические положения по проблеме исследования прогностической деятельности детей (Л.А. Регуш [44], А.И Ахметзянова [5], Л.О. Степанова [48]);
- психологические особенности детей с умственной отсталостью (Д.Н. Исаев [20], В.М. Мозговой [37], В.Г. Петрова [39], С.Я. Рубинштейн [46], Ж.И. Шиф [52].
Методы исследования.
1. Анализ.
2. Метод наблюдения.
3. Эмпирические методы:
- методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации (Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин);
- шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения (А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицына, Е.В. Федина);
- диагностика коммуникативных способностей у детей (пособие «Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»);
- методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго);
- методика «Угадайка» (Л.И. Переслени).
4. Статистические методы обработки данных SPSS - 17.
Практическая значимость. Полученные данные исследования, могут быть использованы в работе специалистов коррекционной направленности дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Наши выводы могут быть использованы в совершенствовании развития социальной и прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №149 компенсирующего вида города Казани.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, 3 рисунков, 2 таблиц, заключения, списка использованной литературы из 53 источников, 4 приложений.
На данный момент проблема социальной компетентности и прогностической деятельности является очень актуальной в наше время. Социальность и антиципация реализуется в различной деятельности человека. В процессе социализации человек усваивает нормы и правила, которые приняты в обществе. Построение прогноза относительно какой - либо ситуации формируется вследствие более адаптивной модели поведения, принятой в данном обществе. Социальная и прогностическая компетентность детей с нарушением интеллекта имеет специфические особенности. Специфические особенности зависят от состояния нарушения интеллекта. У детей с одинаковым диагнозом могут быть совершенно разные проявления и результаты. Но уровень проблемы один. Дети с нарушением интеллекта недостаточно хорошо могут взаимодействовать с обществом, так как не понимают некоторых вещей, а общество в ответ не понимает их.
Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Ведущий признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3х лет - страдают все когнитивные функции. Умственная отсталость - это необратимый диагноз, но это не означает, что он не поддается коррекции, умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Дети меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
На фоне отставания познавательной сферы детей с умственной отсталостью возникает проблема социальной компетентности, так как успешность социализации зависит от интеллектуального развития каждого человека. Многие ученые, исследователи, педагоги считают, что для развития социальной компетенции детям с умственной отсталостью необходима интеграция в общество. Развивать социальную компетентность ребенка с умственной отсталостью необходимо как можно раньше. Важно не упустить развитие социальной компетентности в дошкольном возрасте. Так же для успешной социализации важным условием выступают способности к прогнозированию. То есть предвосхищение будущего, прогнозирование последствий собственного поведения и действий других людей. Способность к прогнозированию во всех сферах деятельности.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление социальной и прогностической компетенции детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Мы использовали ряд диагностических методик, которые позволили нам выявить уровень социальной компетентности: диагностика коммуникативных способностей, шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации, «эмоции Семаго», так же методика на исследование способности к прогнозированию «Угадайка».
На основе полученных результатов, мы сформулировали выводы:
- у детей с умственной отсталостью больше всего страдает контроль над своим поведением, эмоциями;
- у дошкольников с умственной отсталость легкой степени выражена гиперактивность в поведении;
- для детей с умственной отсталостью более успешной сферой социализации и прогнозирования является общение со взрослыми, опасность в сфере общения со сверстниками;
- у детей с нарушением интеллекта процесс социализации и процесс антиципации происходит под воздействием обучения, а не как динамический процесс под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта;
- дети с умственной отсталостью строят свой прогноз не на основе рационально - логических связей, а на базе прошлого опыта.
Мы увидели, что у детей с нарушением интеллекта страдает самоконтроль, есть отклонения в заинтересованности в чем - либо или в ком- либо, они не всегда могут понять эмоции и чувства сверстников и взрослых, но с другой стороны дети сами себя обслуживают, одеваются, раздеваются, ориентируются в пространстве, следят за гигиеной, выполняют, хоть и не всегда охотно задания, различают базовые эмоции и настроения окружающих, следуют этикету, по просьбе взрослого помогают сверстникам. С помощью окружения и обучения дошкольники с легкой степенью умственной отсталости могут социализироваться в обществе и стать компетентными во взаимодействии с людьми.
Так же мы сделали вывод, что прогностические способности у детей с нарушением интеллекта легкой степени есть, хоть и не сильно выражены. Они проявляются в определенных случаях, например, в предположении о причине данного настроении человека. В методике «Угадайка» дети с нарушением интеллекта выполнили первое задание практически без ошибок, что говорит о каких - то способностях. Но с остальными заданиями в методике прогностической компетенции они практически не справились.
Прогностическая компетентность дошкольника с нарушением интеллекта складывается из способности к прогнозированию в отношениях с людьми, а также в отношении к собственному здоровью и безопасности. Успешность прогнозирования будущего в каждой сфере и способности к прогнозированию в целом может выступать как важный показатель благополучия социализации, а недостатки в предвосхищении могут стать риском развития отклонений. В процессе исследования была выявлена взаимосвязь между социальной компетенцией и способностями к прогнозированию, а именно между показателями прогностической компетенции и показателями представления общепринятых правил и норм по отношению ко взрослым и сверстникам, также коммуникативного развития. Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтверждена.
Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Ведущий признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3х лет - страдают все когнитивные функции. Умственная отсталость - это необратимый диагноз, но это не означает, что он не поддается коррекции, умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Дети меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
На фоне отставания познавательной сферы детей с умственной отсталостью возникает проблема социальной компетентности, так как успешность социализации зависит от интеллектуального развития каждого человека. Многие ученые, исследователи, педагоги считают, что для развития социальной компетенции детям с умственной отсталостью необходима интеграция в общество. Развивать социальную компетентность ребенка с умственной отсталостью необходимо как можно раньше. Важно не упустить развитие социальной компетентности в дошкольном возрасте. Так же для успешной социализации важным условием выступают способности к прогнозированию. То есть предвосхищение будущего, прогнозирование последствий собственного поведения и действий других людей. Способность к прогнозированию во всех сферах деятельности.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление социальной и прогностической компетенции детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Мы использовали ряд диагностических методик, которые позволили нам выявить уровень социальной компетентности: диагностика коммуникативных способностей, шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации, «эмоции Семаго», так же методика на исследование способности к прогнозированию «Угадайка».
На основе полученных результатов, мы сформулировали выводы:
- у детей с умственной отсталостью больше всего страдает контроль над своим поведением, эмоциями;
- у дошкольников с умственной отсталость легкой степени выражена гиперактивность в поведении;
- для детей с умственной отсталостью более успешной сферой социализации и прогнозирования является общение со взрослыми, опасность в сфере общения со сверстниками;
- у детей с нарушением интеллекта процесс социализации и процесс антиципации происходит под воздействием обучения, а не как динамический процесс под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта;
- дети с умственной отсталостью строят свой прогноз не на основе рационально - логических связей, а на базе прошлого опыта.
Мы увидели, что у детей с нарушением интеллекта страдает самоконтроль, есть отклонения в заинтересованности в чем - либо или в ком- либо, они не всегда могут понять эмоции и чувства сверстников и взрослых, но с другой стороны дети сами себя обслуживают, одеваются, раздеваются, ориентируются в пространстве, следят за гигиеной, выполняют, хоть и не всегда охотно задания, различают базовые эмоции и настроения окружающих, следуют этикету, по просьбе взрослого помогают сверстникам. С помощью окружения и обучения дошкольники с легкой степенью умственной отсталости могут социализироваться в обществе и стать компетентными во взаимодействии с людьми.
Так же мы сделали вывод, что прогностические способности у детей с нарушением интеллекта легкой степени есть, хоть и не сильно выражены. Они проявляются в определенных случаях, например, в предположении о причине данного настроении человека. В методике «Угадайка» дети с нарушением интеллекта выполнили первое задание практически без ошибок, что говорит о каких - то способностях. Но с остальными заданиями в методике прогностической компетенции они практически не справились.
Прогностическая компетентность дошкольника с нарушением интеллекта складывается из способности к прогнозированию в отношениях с людьми, а также в отношении к собственному здоровью и безопасности. Успешность прогнозирования будущего в каждой сфере и способности к прогнозированию в целом может выступать как важный показатель благополучия социализации, а недостатки в предвосхищении могут стать риском развития отклонений. В процессе исследования была выявлена взаимосвязь между социальной компетенцией и способностями к прогнозированию, а именно между показателями прогностической компетенции и показателями представления общепринятых правил и норм по отношению ко взрослым и сверстникам, также коммуникативного развития. Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтверждена.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ
К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Аспекты социальной компетентности и
способности к прогнозированию дошкольников с РАС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2021 - СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



