Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №39681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью легкой степени 8
1.2 Проблема социальной компетентности детей с
ограниченными возможностями здоровья в отечественной психологии 15
1.3 Способность к прогнозированию как ресурс успешной социализации 24
Выводы по главе 1 30
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи социальной компетентности и прогнозирования у дошкольников с нарушением интеллекта 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ показателей социальной компетентности у дошкольников
с нарушением интеллекта 35
2.3 Анализ показателей прогнозирования у дошкольников с
нарушением интеллекта 42
2.4 Взаимосвязь показателей социальной компетентности и
прогнозирования у дошкольников с нарушением интеллекта 45
Выводы по главе II 48
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение


Актуальность. Одна из самых актуальных проблем в современном обществе является социальное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время родители детей с ограниченными возможностями здоровья волнуются о том, чтобы их ребенок вошел в общество, стал развитой личностью и не зависел от других материально и духовно.
Каждый год численность детей с особыми потребностями в мире и на территории России только увеличивается. Согласно Федеральной службе статистики, на 1 января 2018 г. детей инвалидов до 18 лет в РФ - 655 тысяч детей, это 5,6 % от общего числа инвалидов, на 1 января 2017 года - 636 тысяч, а на 1 января 2016 года было 617 тысяч [40]. Смотря на статистические данные, процент детей инвалидов растет, не смотря на демографический спад.
В нашей стране воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, детских домах и в специальных коррекционных школах. Но данные учреждения не решают проблему социальной депривации детей с ограниченными возможностями здоровья. Они не получают должного общения со сверстниками.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые имеют психические или физические отклонения, обуславливающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [36].
У детей с особыми потребностями нарушен процесс социализации. Это нарушение исходит от «головы», то есть от российской социальной политики, ориентированная на инвалидов и взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика строится на основе медицинской модели инвалидности. Инвалидность рассматривается как болезнь. Такая модель, детей с ограниченными возможностями, заставляет признать свое неравенство по сравнению с другими детьми. Отделяет от «нормального» детского общества, снижает социальную значимость, в итоге осложняет его неравный социальный статус. Раскрытию понятия и сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как А.В. Брушлинский [8], О.Ф. Борисова [7], Н.В. Калинина [21], Ю.А. Королева [24] и др. Проблеме формирования компетентности дошкольников посвящены работы педагогов и психологов. Работы И.И Мартыновой [33], С.А. Козловой [22] и др. содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач по формированию социальной компетентности старших дошкольников на этапах дошкольного образования [7].
Так же современный человек ежедневно сталкивается с множеством стрессогенных ситуаций, вследствие чего неуклонно растет нагрузка на механизмы, которые способствуют разрешению проблемных ситуаций и их предвосхищению. Прогнозирование включает в себя разработку человеком стратегии собственного поведения в той или иной ситуации [1]. В настоящее время повысился интерес к изучению влияния прогностической компетенции на социализацию человека.
Особенности прогностической деятельности стали объектом изучения сравнительно недавно и в последнее время стали предметом исследовательского внимания. Активное изучение прогностической компетентности и вероятностного прогнозирования было начато такими отечественными психологами, как И.М. Фейгенберг [50], Б.Ф. Ломов [29], А.В. Брушлинский [8], Е.А. Сергиенко [47]. Исследования этих ученых были посвящены выявлению общих закономерностей прогностической компетентности. Так же исследованием прогностической деятельности и социальной компетентности занимались такие авторы как В.Д. Менделевич [35], А.И. Ахметзянова [5], А.В. Брушлинский [8], Ю.М. Масалович [34], Л.А. Регуш [44], Е.А. Сергиенко [47], Л.О. Степанова [48].
Цель. Изучение социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Объект. Социальная компетентность дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Предмет. Взаимосвязь социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Гипотеза. Мы предполагаем, что прогнозирование детей с нарушениями интеллекта может быть связано с такими показателями их социальной компетентности как понимание правил, и уровень коммуникативного развития.
Задачи.
1. На основе теоретического анализа современной специальной литературы выявить характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
2. Анализ проблемы социальной компетентности детей с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
3. Изучить способность детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости) к прогнозированию как ресурс успешной социализации.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование социальной компетентности и прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
5. Выявить взаимосвязь между социальной компетентностью и способностью к прогнозированию у дошкольников с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Методологическая база исследования:
- теоретико - методологическое положение о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова [7] , Ю.А. Королева [24], Г.И. Марасанов [32]);
- теоретические основы социального воспитания (Ю.А. Королева [26], О.В. Лишин [28], С.Д. Поляков [42]);
- положения о сущности и формировании социальной компетентности (А.В. Брушлинский [8]);
- теоретические положения по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования (Б.Ф. Ломов [29], И.Н. Фейгенберг [50]);
- теоретические положения по проблеме исследования прогностической деятельности детей (Л.А. Регуш [44], А.И Ахметзянова [5], Л.О. Степанова [48]);
- психологические особенности детей с умственной отсталостью (Д.Н. Исаев [20], В.М. Мозговой [37], В.Г. Петрова [39], С.Я. Рубинштейн [46], Ж.И. Шиф [52].
Методы исследования.
1. Анализ.
2. Метод наблюдения.
3. Эмпирические методы:
- методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации (Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин);
- шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения (А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицына, Е.В. Федина);
- диагностика коммуникативных способностей у детей (пособие «Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»);
- методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго);
- методика «Угадайка» (Л.И. Переслени).
4. Статистические методы обработки данных SPSS - 17.
Практическая значимость. Полученные данные исследования, могут быть использованы в работе специалистов коррекционной направленности дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Наши выводы могут быть использованы в совершенствовании развития социальной и прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №149 компенсирующего вида города Казани.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, 3 рисунков, 2 таблиц, заключения, списка использованной литературы из 53 источников, 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На данный момент проблема социальной компетентности и прогностической деятельности является очень актуальной в наше время. Социальность и антиципация реализуется в различной деятельности человека. В процессе социализации человек усваивает нормы и правила, которые приняты в обществе. Построение прогноза относительно какой - либо ситуации формируется вследствие более адаптивной модели поведения, принятой в данном обществе. Социальная и прогностическая компетентность детей с нарушением интеллекта имеет специфические особенности. Специфические особенности зависят от состояния нарушения интеллекта. У детей с одинаковым диагнозом могут быть совершенно разные проявления и результаты. Но уровень проблемы один. Дети с нарушением интеллекта недостаточно хорошо могут взаимодействовать с обществом, так как не понимают некоторых вещей, а общество в ответ не понимает их.
Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Ведущий признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3х лет - страдают все когнитивные функции. Умственная отсталость - это необратимый диагноз, но это не означает, что он не поддается коррекции, умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Дети меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
На фоне отставания познавательной сферы детей с умственной отсталостью возникает проблема социальной компетентности, так как успешность социализации зависит от интеллектуального развития каждого человека. Многие ученые, исследователи, педагоги считают, что для развития социальной компетенции детям с умственной отсталостью необходима интеграция в общество. Развивать социальную компетентность ребенка с умственной отсталостью необходимо как можно раньше. Важно не упустить развитие социальной компетентности в дошкольном возрасте. Так же для успешной социализации важным условием выступают способности к прогнозированию. То есть предвосхищение будущего, прогнозирование последствий собственного поведения и действий других людей. Способность к прогнозированию во всех сферах деятельности.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление социальной и прогностической компетенции детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Мы использовали ряд диагностических методик, которые позволили нам выявить уровень социальной компетентности: диагностика коммуникативных способностей, шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации, «эмоции Семаго», так же методика на исследование способности к прогнозированию «Угадайка».
На основе полученных результатов, мы сформулировали выводы:
- у детей с умственной отсталостью больше всего страдает контроль над своим поведением, эмоциями;
- у дошкольников с умственной отсталость легкой степени выражена гиперактивность в поведении;
- для детей с умственной отсталостью более успешной сферой социализации и прогнозирования является общение со взрослыми, опасность в сфере общения со сверстниками;
- у детей с нарушением интеллекта процесс социализации и процесс антиципации происходит под воздействием обучения, а не как динамический процесс под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта;
- дети с умственной отсталостью строят свой прогноз не на основе рационально - логических связей, а на базе прошлого опыта.
Мы увидели, что у детей с нарушением интеллекта страдает самоконтроль, есть отклонения в заинтересованности в чем - либо или в ком- либо, они не всегда могут понять эмоции и чувства сверстников и взрослых, но с другой стороны дети сами себя обслуживают, одеваются, раздеваются, ориентируются в пространстве, следят за гигиеной, выполняют, хоть и не всегда охотно задания, различают базовые эмоции и настроения окружающих, следуют этикету, по просьбе взрослого помогают сверстникам. С помощью окружения и обучения дошкольники с легкой степенью умственной отсталости могут социализироваться в обществе и стать компетентными во взаимодействии с людьми.
Так же мы сделали вывод, что прогностические способности у детей с нарушением интеллекта легкой степени есть, хоть и не сильно выражены. Они проявляются в определенных случаях, например, в предположении о причине данного настроении человека. В методике «Угадайка» дети с нарушением интеллекта выполнили первое задание практически без ошибок, что говорит о каких - то способностях. Но с остальными заданиями в методике прогностической компетенции они практически не справились.
Прогностическая компетентность дошкольника с нарушением интеллекта складывается из способности к прогнозированию в отношениях с людьми, а также в отношении к собственному здоровью и безопасности. Успешность прогнозирования будущего в каждой сфере и способности к прогнозированию в целом может выступать как важный показатель благополучия социализации, а недостатки в предвосхищении могут стать риском развития отклонений. В процессе исследования была выявлена взаимосвязь между социальной компетенцией и способностями к прогнозированию, а именно между показателями прогностической компетенции и показателями представления общепринятых правил и норм по отношению ко взрослым и сверстникам, также коммуникативного развития. Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтверждена.



1. Абитов, И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах) автореф.дис...канд. психол. наук. [Текст] / И.Р. Абитов. - Казань, 2007. - 133 с.
2. Агавелян, О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: Моногр. исслед. [Текст] / О.К. Агавелян. - Челябинск: Мирос, 1999. - 357 с.
3. Андреев, В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: центр инновационных технологий, 2010. - 220 с.
4. Артемьева, Т.В. Предвосхищение последствий поведения подростками
в ситуации нарушения норм [Текст] / Т.В. Артемьева, К.Г Мущинина // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика: сборник научных трудов X
Международной научно-образовательной конференции. 24 мая 2016 г. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - Вып.10. - С.117-123.
5. Ахметзянова, А.И Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 160 с.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение. [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 2004. - 389 с.
7. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста автореф.дис.канд. пед. наук [Текст] / О.Ф. Борисова. - Челябинск, 2009. - 25 с.
8. Брушлинский, А.В. Мышление как прогнозирование [Текст] / А.В Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - 230 с.
9. Вересотская, К. И. Восприятие глубины (третьего измерения) на картинках учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей [Текст] / К.И. Вересотская. - М., 1940.
10. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избр. психол. исслед. [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956.
11. Денисова, О.А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2012. - Т. 1. - С. 98 - 102.
12. Елецкая, О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией: Учеб.-метод. пособие.[Текст] / О.В. Елецкая. - М.: Национальный книжный центр, 2015 - 160 с.
13. Жаворонков, Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) [Текст] / Р.Н. Жаворонков //Человек и труд. - М.: 2005. - № 9. - С.22-28.
14. Журавлев, Г.Е. Психология и математика [Текст]/ Г.Е. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.Ю. Крылов. - Москва: Наука, 1976. - 296 с.
15. Завалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности [Текст] / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. - М.: Наука, 2017. - 168 с.
16.Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ОВЗ[Текст]/ Д.В. Зайцев // Развитие социальных исследований образования в России. - СПб.: 2004. -С. 127 - 132.
17.Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков // Психология аномального развития ребенка: Том 2 Ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. - Москва: ЧеРо: Издательство московского университета: Высшая школа, 2002. - С. 272 - 311.
18.Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Академия, 1999. - 190 с.
19. Инденбаум, Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования [Текст] / Е.Л. Инденбаум // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - С. 42-48.
20. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
21. Калинина, Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография [Текст] / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. - 208 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2000. - 416 с.
23. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М.: Персэ. - 2002. - 192 с.
24. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность детей и подростков с отклонениями в развитии как условие успешности инклюзивного процесса [Текст] / Ю.А. Королева // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 8185.
25. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ [Текст] / Ю.А. Королева // Специальное образование. - 2015. - №4. - С. 43 - 51.
26. Королева, Ю.А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии [Текст] / Ю.А. Королева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 6 (июнь). - С. 36-40.
27. Кулагина, И.Ю. Социальная депривация и дизонтогенез как условия развития личности подростка [Текст] / И.Ю. Кулагина, Е.А. Поляков // Культурно-историческая психология. - 2011. - №3. - С. 61-74.
28. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] / О.В. Литттин. - Москва, 1997. - 331 с.
29. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]/ Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
30. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 592с.
31. Маллаев, Д.М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника [Текст] / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, О.А Бажукова. - СПб.: Речь, 2009. - 160 с.
32. Марасанов, Г.И. Социальная компетентность: психологические
условия развития в юношеском возрасте [Текст] / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева. - М.: Когито - Центр, 2003. - 172 с.
33. Мартынова, И.И. Изучение опыта взаимодействия о ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью[Текст] /И.И. Мартынова // Дошкольное воспитание. - 2016, - №9. - С. 116 - 120.
34. Масалович, Ю.М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович, Т. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.
35. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное
пособие [Текст] / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2005. - 445 с.
36. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: URL: http://www.s367.zouo.ru/mdex.php?id=1422
37. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб.заведений [Текст] / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -224 с.
38. Морозова, Н. Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников [Текст] / Н. Г. Морозова // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1965. - С. 299 - 309.
39. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология) [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002. - 102 с.
40. Положение инвалидов в РФ
41. Польская, Н.А. Особенности распознавания эмоций подростками со снижением интеллекта [Текст] / Н.А. Польская // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я. Рубинштейн). - Саратов, 2011. - С. 120 - 124.
42. Поляков, С.Д. Основы педагогическо - психологической теории социального воспитания [Текст] / С.Д. Поляков // Психология развития. Москва, 2016. - Т.5, вып.3 (19). - С. 260-269.
43. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 272 с.
44. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании
будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь. - 2003. - 352 с.
45. Рождественская, Н.А. Способы межличностного познания: психолого - педагогический аспект [Текст] / Н.А. Рождественская. - М.: Пер Сэ - Пресс. - 2004
46. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М., 1986. - 192 с.
47. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: дисс. ... докт. психол. наук [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М., 1997. - 138с.
48. Степанова, Л.О. Прогностическая компетентность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Магистерская диссертация [Текст] / Л.О. Степанова. - Казань, 2018. - 115 с.
49. Фоминых, Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] [Текст] / Е.С. Фоминых // Клиническая и специальная психология. -
2014. - Том 3. № 3.
50. Фейгенберг, И.Н. Нарушение вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.Н. Фейгенберг // Вопросы психологии. - М.,1973. - №5. - С. 5-19.
51. Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст] / Л.Е. Шевчук // Клиническая и специальная психология. - Оренбург, 2014. - Том 3, № 3. - с. 64-65
52. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
53. Яремчук, Е.Д. Формирование социальной компетентности у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации (выпускная квалификационная работа) [Текст] / Е.Д. Яремчук. - Пермь, 2017. - 103 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ