Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра

Работа №39675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих проблему прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 6
1.2 Личностные особенности (агрессивность) младших
школьников с расстройством аутистического спектра 14
1.3 Специфика прогнозирования младших школьников с
расстройством аутистического типа 26
Выводы по главе 1 31
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи прогностической компетенции и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ показателей прогнозирования у младших
школьников с расстройством аутистического спектра 37
2.3 Изучение агрессивного поведения у младших школьников
с расстройством аутистического спектра 42
2.4 Взаимосвязь прогнозирования с показателями агрессивного поведения у младших школьников с
расстройством аутистического спектра 50
Выводы по главе II 55
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 67


Актуальность. Специалисты в области педагогики, психологии и дефектологии в своей работе последнее время встречаются с детьми с расстройством аутистического спектра. Отличительными характеристиками детей с расстройством аутистического спектра являются нежелание пользоваться активной речью как средством общения, нарушения социального взаимодействия и стереотипии поведения и интересов.
Прогностической компетентность младших школьников играет важную роль в процессе формирования личности ребенка в целом, а также необходима для успешной деятельности школьникам с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в частности с расстройством аутистического спектра.
Теоретические проблемы агрессивности освещены в научных работах многих авторов, которые изучали данную проблематику. Большой интерес представляют работы теория З.Фрейда - психоаналитический подход [42], теория инстинктов К. Лоренца - этологический подход [18], теория социального научения А. Бандуры [6], теория фрустрации Дж. Долларда, теория когнитивности моделей агрессивного поведения Л. Берковеца [3].
Среди работ, изучающих виды и различные формы проявления детской агрессии, можно выделить труды Р. Бэрона, Р. Кэмпбелла и И. Фурманова.
Были изучены работы О.С. Никольской, Е.А. Володенковой, В.В. Лебединского, в которых представлен материал особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Авторами обозначена проблемы обучения аутичных детей: такие как поведенческие нарушения, недоразвитие мыслительных процессов, слабые коммуникативные и речевые навыки которые усложняют процесс обучения, воспитания, адаптации и социализации.
компетентности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников
Предмет исследования: взаимосвязь прогнозирования и агрессивности младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшие школьники с расстройством аутистического спектра будут испытывать трудности с прогнозированием ситуаций будущего, что в свою очередь может вызывать нежелательное поведение(агрессию).
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую характеристику детей младшей школы с расстройством аутистического спектра.
2. Проанализировать особенности проявления агрессивности у детей с расстройством аутистического спектра.
3. Раскрыть специфику прогнозирования у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
4. Организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление агрессивности и прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
5. Эмпирически выявить и проанализировать взаимосвязи прогностической деятельности и агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: в зависимости от решаемых задач использовались общенаучные и психологические методы:
1. Метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
2. Метод наблюдения «Изучения агрессивности» (карта наблюдения Д. Стотта);
3. Метод диагностики «Исследования особенностей прогностической деятельности Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобед;
3. Статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки технологий и приемов обучения; написания развивающих, коррекционных программ, направленных на формирование прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 50 источников. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 1 таблицей. В работе имеется 4 приложения. Общий объем работы составляет 75 страниц машинопечатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дипломная работа посвящена выявление взаимосвязи прогностической компетентности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
В первой главе рассматривалась проблема прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Были определены психолого-педагогические характеристики детей младшей школы с расстройством аутистического спектра. Проанализированы особенности проявления агрессивности у детей и раскрыта специфика прогнозирования у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
В ходе изучения научных работ можно отметить, что у младших школьников с расстройствами аутистического спектра характерны первазивные (всепроникающие) нарушения, которые влияют практически на все области развития, при формировании различных психических функций и навыков.
Основными трудностями, которые мешают психическому развитию ребенка с расстройством аутистического спектра являются: дефицит психической активности; нарушения аффективной сферы психики; нарушения сенсорики; нарушения двигательной сферы психики; нарушения речи.
Агрессия у детей с расстройством аутистического спектра не появляется спонтанно, она порождается и провоцируется определенными ответными реакциями на ситуацию. Если агрессивное поведение у ребенка повторяется в определенных знакомых ситуациях, то в последствие такое поведение закрепляется как «естественный репертуар моделей его действий» и является дезадаптивным.
У детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра отмечаются следующие виды дезадаптивного (отклоняющего) поведения: агрессия, самоагрессия, стереотипия, стимминг, ритуальность, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение
У группы детей с расстройством аутистического спектра агрессия проявляется как устойчивая модель поведения, которая сохраняется, развивается и закрепляется в устойчивую черту личности. Следовательно, понижается продуктивность полноценной коммуникации и тем самым искажается личностное развитие детей с расстройством аутистического спектра.
Искаженное развитие личности детей с расстройством аутистического спектра усложняет формирование прогностической деятельности, т.к. их особенности взаимосвязаны с неспособностью генерировать собственные внутренние суждения и мысли, а в частности, вспомнить и воспроизвести события текущего дня, а впоследствии организовывать и спланировать собственную жизнь. Обучение таких детей затруднено тем, что дети не желают выходить на контакт, у них отсутствует интерес к происходящим явлениям, стремятся остаться в состоянии покоя, не предпринимать никаких новых действий, выходить из зоны комфорта, решать бытовые и социальные задачи.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования по изучения взаимосвязи прогностической компетенции и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
У детей с расстройством аутистического спектра были выявлены некоторые особенности прогностической деятельности: трудно удержать в памяти свои прогнозы и им свойственна низкая распределяемость произвольного внимания; свойственна неустойчивость в прогнозировании; проблема с запоминанием усложнена недостаточно развитыми механизмами кратковременной памяти, пользуются нерациональными стратегиями, в частности, случайными предсказаниями и реже используют смену стратегий прогнозирования.
Таким образом, тип прогностической деятельности низкий. Респонденты плохо прогнозируют, т.к. у них не сформированы механизмы кратковременной памяти, приема информации и функции обобщения.
Качественный анализ показал слабую степень выраженности агрессивных реакций у респондентов с расстройством аутистического спектра (по общей выборке). Это свидетельствует об отсутствии закрепленных ситуационно-личностных реакций нежелательного поведения и респондентам необходимо время справится самим со своей агрессией. В знакомой (типичной) для детей обстановке, где ими уже усвоены правила взаимодействия их модели поведения носят положительный характер.
Корреляционный анализ позволяет определить взаимосвязь показателей прогнозирования с показателями агрессивного поведения младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Значимая взаимосвязь была обнаружена между показателями прогнозирования «скорость формирования прогноза» и агрессии «проявление вербальной агрессии», «проявление физической агрессии», что указывает на то, что чем больше ошибок предсказаний допускают испытуемые при низкой скорости прогнозирования, тем чаще проявляются агрессивные реакция у младших школьников с расстройством аутистического спектра: вербальная агрессия, физическая агрессия,
оборонительная агрессия, безразличие, игнорирование.
Была выявлена взаимосвязь показателей «проявление агрессии в присутствии других» и «ошибки отвлечения». Это свидетельствует о том, что дети с расстройством аутистического спектра, которые плохо прогнозируют и делают много ошибок, не проявляют агрессии в присутствии других.
Дети не проявляют агрессию в ситуации совместной деятельности, а низкий уровень прогнозирования связан с особенностями памяти и мышления, с их недостаточной развитостью.
Также значимая взаимосвязь была обнаружена между показателями «проявление физической агрессии, направленной на других детей» и «ошибки отвлечения». Из чего можно сделать вывод о том, что дети с расстройством аутистического спектра не проявляют физическую агрессию, которая направлена на других детей в ситуации неуспешной деятельности.
Выявлена обратная связь показателя «точность воспроизведения правильно предсказанных порядков чередования элементов трех наборов» и показателями «реакция на новую обстановку и на ограничения» и «проявление физической агрессии, которая направлена на предмет». Это говорит о том, что чем меньшее количество угаданных порядков чередования, тем ярче выражена агрессивная реакция в новой обстановке или на введение ограничений и больше проявляется физическая агрессия, направленная на предмет.
Таким образом, детям с расстройством аутистического спектра, сложно предвидеть ситуации будущего что влечет за собой появление агрессивных реакций. Медленное и неустойчивое формирование прогноза, т.е. низкий тип прогностической деятельности, связан с интеллектуальными особенностями, в частности несформированными механизмами кратковременной памяти, приема информации и функции обобщения.
В данном исследовании была подтверждена гипотеза, что младшие школьники с расстройством аутистического спектра испытывают трудности с прогнозированием ситуаций будущего, что может вызывать нежелательное поведение (агрессию).



1. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 46с.
2. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей [Текст] / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М., УМК «Психология», 2003. - 315с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль [Текст] / Л. Берковец. - М.: Владос, 2001. - 512с.
4. Богаткина, Н.Ю. Агрессивность как форма девиантного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Ю. Богаткина, В.Р. Сайфутдинова // Альманах Казанского федерального университета. - 2016. - С. 34-37.
5. Буденная, Н.В. Детская агрессивность - причины и методы коррекции [Текст] / Н.В. Буденная, Е.В. Нижегородцева, Ю.А. Захарова // Сборник: Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.В. Васютенковой. - 2014. - С. 96-99.
6. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352с.
7. Василькова, Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков. [Текст]: учебное пособие / Ж.Г. Василькова. - Красноярск, 2015. - 156с.
8. Волкмар, Ф.Р. Аутизм [Текст]: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: В 3 кн. - Кн. 2 /Фред Р.Волмар, Лиза А. Вайзнер. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 288с.
9. Володенкова, Е.А. Особенности агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.А. Володенкова // Сибирский вестник специального образования. - 2016 .- №1-2(16-17). - С. 4751.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Психолог, 2001. - 536с.
11. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1972. - 424с.
12. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / Электронная библиотека Московского городского психологопедагогического университета. [Электронный ресурс]. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/pp102001 /PP011060.HTM (дата обращения: 20.04.2019).
13. Ениколопов, С. Н. Психология агрессии: основные подходы [Текст] / С. Н. Ениколопов. - Вестник Псковского Вольного университета. 1994. - №3. - С. 62-68.
14. Исламов, А.Г. Выявление агрессивного поведения рисуночным методом и его коррекция с использование технологий тренинга АРТ-терапия [Текст] / А.Г. Исламов // Вестник. - Вып.3. - Арзамас: АГПИ. - 2003. - С. 5356.
15. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. - СПб.: Питер, 2000. - 560с.
16. Ковалева, А.С. Гармонизация личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (рекомендации для родителей по коррекции агрессивности) [Текст] / А.С. Ковалева // Наука сегодня: задачи и пути их решения. - 2017. - С. 118-120.
17. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224с.
18. Кудрявцева, Н.Н. Теоретическое и экспериментальное исследование концепции К. Лоренца о накоплении агрессивной энергии [Текст] / Н.Н. Кудрявцева. - Новосибирск: ЗАО РИЦ «Прайс-Курьер», 2013. - 243 с.
19. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2000. - 43с.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.. Леонтьев - М., 1977. - 420с.
21. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы [Текст] / И.Г. Малкина- Пых: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 896с.
22. Малярчук, Н.Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях [Текст] / Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 9. - С. 7181.
23. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М., 1997. - 304с.
24. Миронова, Л. М. Агрессия. / Большая библиотека психологии. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblios.newgoo.net/t4509-topic (дата обращения 4.02.2019).
25. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О.С. Никольская // Дефектология. 1995. - №1. - С. 8-17.
26. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М., 2016. - 288 с.
27. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. 2006. №5. - 50 -59.
28. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст]: методическая разработка / Л.Г. Нуриева. - М.: Теревинф, 2012. - 107 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь современного русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1994. - 960с.
30. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: (практическое пособие) / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров под ред. Л. Ф. Чупрова // Психологическая диагностика. - 2014. - № 2. - С 366.
31. Петрунек, В.П. Младший школьник [Текст] / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. - 1981. - 96с.
32. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526с.
33. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 336с.
34. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для вузов /И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и др.; под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 408с.
35. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей [Текст] / А.А. Романов. - М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - М., 1974. - 704 с.
37. Самохвалова, Л.В. Проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, и его коррекция [Текст] / Л.В Самохвалова // Сборники конференций. - НИЦ Социосфера. - 2013. - № 52. - С. 101-102.
38. Сельченок, К. Психология человеческой агрессивности [Текст] / К. Сельченок - М.: Харвест, 2005. - 181с.
39. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.А.Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с.
40. Спектр аутизма: синдром Аспергера, высокофункциональный аутизм, аутизм-савант, аутизм Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта.
[Электронный ресурс]. - URL: http://autism-aba.blogspotm/p/autism-
spectrum.html (дата обращения: 28.02.2019).
41. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320с.
42. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд, А.Фрейд - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
43. Фрейд, З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Институт психоанализа, 1997. - 387.
44. Фрейд, З. Я и Оно/ Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/ya_ono. Php (дата обращения 21.02.2019).
45. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Фурманов И. А. - СПб.: Речь, 2007. - 480с.
46. Фурманов, И.А. Детская и подростковая агрессивность: аффективно-динамический подход [Текст] / И.А. Фурманов // Психология. - 1996. - №5. - С. 64-75.
47. Хаустов, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Методическое пособие /под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ВГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125с.
48. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2003. - 608с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1974. - 142с.
50. Юсупов, И.М. Психический дизонтогенез и психогенные расстройства (детско-подросткового возраста) [Текст] / И.М. Юсупов: научно-справочное издание / под науч. ред. В.Д. Менделевича. - Казань: Отечество, 2005. - 204с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ