Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих проблему прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 6
1.2 Личностные особенности (агрессивность) младших
школьников с расстройством аутистического спектра 14
1.3 Специфика прогнозирования младших школьников с
расстройством аутистического типа 26
Выводы по главе 1 31
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи прогностической компетенции и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ показателей прогнозирования у младших
школьников с расстройством аутистического спектра 37
2.3 Изучение агрессивного поведения у младших школьников
с расстройством аутистического спектра 42
2.4 Взаимосвязь прогнозирования с показателями агрессивного поведения у младших школьников с
расстройством аутистического спектра 50
Выводы по главе II 55
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих проблему прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 6
1.2 Личностные особенности (агрессивность) младших
школьников с расстройством аутистического спектра 14
1.3 Специфика прогнозирования младших школьников с
расстройством аутистического типа 26
Выводы по главе 1 31
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи прогностической компетенции и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ показателей прогнозирования у младших
школьников с расстройством аутистического спектра 37
2.3 Изучение агрессивного поведения у младших школьников
с расстройством аутистического спектра 42
2.4 Взаимосвязь прогнозирования с показателями агрессивного поведения у младших школьников с
расстройством аутистического спектра 50
Выводы по главе II 55
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Актуальность. Специалисты в области педагогики, психологии и дефектологии в своей работе последнее время встречаются с детьми с расстройством аутистического спектра. Отличительными характеристиками детей с расстройством аутистического спектра являются нежелание пользоваться активной речью как средством общения, нарушения социального взаимодействия и стереотипии поведения и интересов.
Прогностической компетентность младших школьников играет важную роль в процессе формирования личности ребенка в целом, а также необходима для успешной деятельности школьникам с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в частности с расстройством аутистического спектра.
Теоретические проблемы агрессивности освещены в научных работах многих авторов, которые изучали данную проблематику. Большой интерес представляют работы теория З.Фрейда - психоаналитический подход [42], теория инстинктов К. Лоренца - этологический подход [18], теория социального научения А. Бандуры [6], теория фрустрации Дж. Долларда, теория когнитивности моделей агрессивного поведения Л. Берковеца [3].
Среди работ, изучающих виды и различные формы проявления детской агрессии, можно выделить труды Р. Бэрона, Р. Кэмпбелла и И. Фурманова.
Были изучены работы О.С. Никольской, Е.А. Володенковой, В.В. Лебединского, в которых представлен материал особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Авторами обозначена проблемы обучения аутичных детей: такие как поведенческие нарушения, недоразвитие мыслительных процессов, слабые коммуникативные и речевые навыки которые усложняют процесс обучения, воспитания, адаптации и социализации.
компетентности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников
Предмет исследования: взаимосвязь прогнозирования и агрессивности младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшие школьники с расстройством аутистического спектра будут испытывать трудности с прогнозированием ситуаций будущего, что в свою очередь может вызывать нежелательное поведение(агрессию).
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую характеристику детей младшей школы с расстройством аутистического спектра.
2. Проанализировать особенности проявления агрессивности у детей с расстройством аутистического спектра.
3. Раскрыть специфику прогнозирования у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
4. Организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление агрессивности и прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
5. Эмпирически выявить и проанализировать взаимосвязи прогностической деятельности и агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: в зависимости от решаемых задач использовались общенаучные и психологические методы:
1. Метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
2. Метод наблюдения «Изучения агрессивности» (карта наблюдения Д. Стотта);
3. Метод диагностики «Исследования особенностей прогностической деятельности Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобед;
3. Статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки технологий и приемов обучения; написания развивающих, коррекционных программ, направленных на формирование прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 50 источников. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 1 таблицей. В работе имеется 4 приложения. Общий объем работы составляет 75 страниц машинопечатного текста.
Прогностической компетентность младших школьников играет важную роль в процессе формирования личности ребенка в целом, а также необходима для успешной деятельности школьникам с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в частности с расстройством аутистического спектра.
Теоретические проблемы агрессивности освещены в научных работах многих авторов, которые изучали данную проблематику. Большой интерес представляют работы теория З.Фрейда - психоаналитический подход [42], теория инстинктов К. Лоренца - этологический подход [18], теория социального научения А. Бандуры [6], теория фрустрации Дж. Долларда, теория когнитивности моделей агрессивного поведения Л. Берковеца [3].
Среди работ, изучающих виды и различные формы проявления детской агрессии, можно выделить труды Р. Бэрона, Р. Кэмпбелла и И. Фурманова.
Были изучены работы О.С. Никольской, Е.А. Володенковой, В.В. Лебединского, в которых представлен материал особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Авторами обозначена проблемы обучения аутичных детей: такие как поведенческие нарушения, недоразвитие мыслительных процессов, слабые коммуникативные и речевые навыки которые усложняют процесс обучения, воспитания, адаптации и социализации.
компетентности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников
Предмет исследования: взаимосвязь прогнозирования и агрессивности младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшие школьники с расстройством аутистического спектра будут испытывать трудности с прогнозированием ситуаций будущего, что в свою очередь может вызывать нежелательное поведение(агрессию).
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую характеристику детей младшей школы с расстройством аутистического спектра.
2. Проанализировать особенности проявления агрессивности у детей с расстройством аутистического спектра.
3. Раскрыть специфику прогнозирования у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
4. Организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление агрессивности и прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
5. Эмпирически выявить и проанализировать взаимосвязи прогностической деятельности и агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: в зависимости от решаемых задач использовались общенаучные и психологические методы:
1. Метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
2. Метод наблюдения «Изучения агрессивности» (карта наблюдения Д. Стотта);
3. Метод диагностики «Исследования особенностей прогностической деятельности Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобед;
3. Статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки технологий и приемов обучения; написания развивающих, коррекционных программ, направленных на формирование прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 50 источников. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 1 таблицей. В работе имеется 4 приложения. Общий объем работы составляет 75 страниц машинопечатного текста.
Дипломная работа посвящена выявление взаимосвязи прогностической компетентности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
В первой главе рассматривалась проблема прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Были определены психолого-педагогические характеристики детей младшей школы с расстройством аутистического спектра. Проанализированы особенности проявления агрессивности у детей и раскрыта специфика прогнозирования у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
В ходе изучения научных работ можно отметить, что у младших школьников с расстройствами аутистического спектра характерны первазивные (всепроникающие) нарушения, которые влияют практически на все области развития, при формировании различных психических функций и навыков.
Основными трудностями, которые мешают психическому развитию ребенка с расстройством аутистического спектра являются: дефицит психической активности; нарушения аффективной сферы психики; нарушения сенсорики; нарушения двигательной сферы психики; нарушения речи.
Агрессия у детей с расстройством аутистического спектра не появляется спонтанно, она порождается и провоцируется определенными ответными реакциями на ситуацию. Если агрессивное поведение у ребенка повторяется в определенных знакомых ситуациях, то в последствие такое поведение закрепляется как «естественный репертуар моделей его действий» и является дезадаптивным.
У детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра отмечаются следующие виды дезадаптивного (отклоняющего) поведения: агрессия, самоагрессия, стереотипия, стимминг, ритуальность, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение
У группы детей с расстройством аутистического спектра агрессия проявляется как устойчивая модель поведения, которая сохраняется, развивается и закрепляется в устойчивую черту личности. Следовательно, понижается продуктивность полноценной коммуникации и тем самым искажается личностное развитие детей с расстройством аутистического спектра.
Искаженное развитие личности детей с расстройством аутистического спектра усложняет формирование прогностической деятельности, т.к. их особенности взаимосвязаны с неспособностью генерировать собственные внутренние суждения и мысли, а в частности, вспомнить и воспроизвести события текущего дня, а впоследствии организовывать и спланировать собственную жизнь. Обучение таких детей затруднено тем, что дети не желают выходить на контакт, у них отсутствует интерес к происходящим явлениям, стремятся остаться в состоянии покоя, не предпринимать никаких новых действий, выходить из зоны комфорта, решать бытовые и социальные задачи.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования по изучения взаимосвязи прогностической компетенции и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
У детей с расстройством аутистического спектра были выявлены некоторые особенности прогностической деятельности: трудно удержать в памяти свои прогнозы и им свойственна низкая распределяемость произвольного внимания; свойственна неустойчивость в прогнозировании; проблема с запоминанием усложнена недостаточно развитыми механизмами кратковременной памяти, пользуются нерациональными стратегиями, в частности, случайными предсказаниями и реже используют смену стратегий прогнозирования.
Таким образом, тип прогностической деятельности низкий. Респонденты плохо прогнозируют, т.к. у них не сформированы механизмы кратковременной памяти, приема информации и функции обобщения.
Качественный анализ показал слабую степень выраженности агрессивных реакций у респондентов с расстройством аутистического спектра (по общей выборке). Это свидетельствует об отсутствии закрепленных ситуационно-личностных реакций нежелательного поведения и респондентам необходимо время справится самим со своей агрессией. В знакомой (типичной) для детей обстановке, где ими уже усвоены правила взаимодействия их модели поведения носят положительный характер.
Корреляционный анализ позволяет определить взаимосвязь показателей прогнозирования с показателями агрессивного поведения младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Значимая взаимосвязь была обнаружена между показателями прогнозирования «скорость формирования прогноза» и агрессии «проявление вербальной агрессии», «проявление физической агрессии», что указывает на то, что чем больше ошибок предсказаний допускают испытуемые при низкой скорости прогнозирования, тем чаще проявляются агрессивные реакция у младших школьников с расстройством аутистического спектра: вербальная агрессия, физическая агрессия,
оборонительная агрессия, безразличие, игнорирование.
Была выявлена взаимосвязь показателей «проявление агрессии в присутствии других» и «ошибки отвлечения». Это свидетельствует о том, что дети с расстройством аутистического спектра, которые плохо прогнозируют и делают много ошибок, не проявляют агрессии в присутствии других.
Дети не проявляют агрессию в ситуации совместной деятельности, а низкий уровень прогнозирования связан с особенностями памяти и мышления, с их недостаточной развитостью.
Также значимая взаимосвязь была обнаружена между показателями «проявление физической агрессии, направленной на других детей» и «ошибки отвлечения». Из чего можно сделать вывод о том, что дети с расстройством аутистического спектра не проявляют физическую агрессию, которая направлена на других детей в ситуации неуспешной деятельности.
Выявлена обратная связь показателя «точность воспроизведения правильно предсказанных порядков чередования элементов трех наборов» и показателями «реакция на новую обстановку и на ограничения» и «проявление физической агрессии, которая направлена на предмет». Это говорит о том, что чем меньшее количество угаданных порядков чередования, тем ярче выражена агрессивная реакция в новой обстановке или на введение ограничений и больше проявляется физическая агрессия, направленная на предмет.
Таким образом, детям с расстройством аутистического спектра, сложно предвидеть ситуации будущего что влечет за собой появление агрессивных реакций. Медленное и неустойчивое формирование прогноза, т.е. низкий тип прогностической деятельности, связан с интеллектуальными особенностями, в частности несформированными механизмами кратковременной памяти, приема информации и функции обобщения.
В данном исследовании была подтверждена гипотеза, что младшие школьники с расстройством аутистического спектра испытывают трудности с прогнозированием ситуаций будущего, что может вызывать нежелательное поведение (агрессию).
В первой главе рассматривалась проблема прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Были определены психолого-педагогические характеристики детей младшей школы с расстройством аутистического спектра. Проанализированы особенности проявления агрессивности у детей и раскрыта специфика прогнозирования у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
В ходе изучения научных работ можно отметить, что у младших школьников с расстройствами аутистического спектра характерны первазивные (всепроникающие) нарушения, которые влияют практически на все области развития, при формировании различных психических функций и навыков.
Основными трудностями, которые мешают психическому развитию ребенка с расстройством аутистического спектра являются: дефицит психической активности; нарушения аффективной сферы психики; нарушения сенсорики; нарушения двигательной сферы психики; нарушения речи.
Агрессия у детей с расстройством аутистического спектра не появляется спонтанно, она порождается и провоцируется определенными ответными реакциями на ситуацию. Если агрессивное поведение у ребенка повторяется в определенных знакомых ситуациях, то в последствие такое поведение закрепляется как «естественный репертуар моделей его действий» и является дезадаптивным.
У детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра отмечаются следующие виды дезадаптивного (отклоняющего) поведения: агрессия, самоагрессия, стереотипия, стимминг, ритуальность, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение
У группы детей с расстройством аутистического спектра агрессия проявляется как устойчивая модель поведения, которая сохраняется, развивается и закрепляется в устойчивую черту личности. Следовательно, понижается продуктивность полноценной коммуникации и тем самым искажается личностное развитие детей с расстройством аутистического спектра.
Искаженное развитие личности детей с расстройством аутистического спектра усложняет формирование прогностической деятельности, т.к. их особенности взаимосвязаны с неспособностью генерировать собственные внутренние суждения и мысли, а в частности, вспомнить и воспроизвести события текущего дня, а впоследствии организовывать и спланировать собственную жизнь. Обучение таких детей затруднено тем, что дети не желают выходить на контакт, у них отсутствует интерес к происходящим явлениям, стремятся остаться в состоянии покоя, не предпринимать никаких новых действий, выходить из зоны комфорта, решать бытовые и социальные задачи.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования по изучения взаимосвязи прогностической компетенции и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
У детей с расстройством аутистического спектра были выявлены некоторые особенности прогностической деятельности: трудно удержать в памяти свои прогнозы и им свойственна низкая распределяемость произвольного внимания; свойственна неустойчивость в прогнозировании; проблема с запоминанием усложнена недостаточно развитыми механизмами кратковременной памяти, пользуются нерациональными стратегиями, в частности, случайными предсказаниями и реже используют смену стратегий прогнозирования.
Таким образом, тип прогностической деятельности низкий. Респонденты плохо прогнозируют, т.к. у них не сформированы механизмы кратковременной памяти, приема информации и функции обобщения.
Качественный анализ показал слабую степень выраженности агрессивных реакций у респондентов с расстройством аутистического спектра (по общей выборке). Это свидетельствует об отсутствии закрепленных ситуационно-личностных реакций нежелательного поведения и респондентам необходимо время справится самим со своей агрессией. В знакомой (типичной) для детей обстановке, где ими уже усвоены правила взаимодействия их модели поведения носят положительный характер.
Корреляционный анализ позволяет определить взаимосвязь показателей прогнозирования с показателями агрессивного поведения младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Значимая взаимосвязь была обнаружена между показателями прогнозирования «скорость формирования прогноза» и агрессии «проявление вербальной агрессии», «проявление физической агрессии», что указывает на то, что чем больше ошибок предсказаний допускают испытуемые при низкой скорости прогнозирования, тем чаще проявляются агрессивные реакция у младших школьников с расстройством аутистического спектра: вербальная агрессия, физическая агрессия,
оборонительная агрессия, безразличие, игнорирование.
Была выявлена взаимосвязь показателей «проявление агрессии в присутствии других» и «ошибки отвлечения». Это свидетельствует о том, что дети с расстройством аутистического спектра, которые плохо прогнозируют и делают много ошибок, не проявляют агрессии в присутствии других.
Дети не проявляют агрессию в ситуации совместной деятельности, а низкий уровень прогнозирования связан с особенностями памяти и мышления, с их недостаточной развитостью.
Также значимая взаимосвязь была обнаружена между показателями «проявление физической агрессии, направленной на других детей» и «ошибки отвлечения». Из чего можно сделать вывод о том, что дети с расстройством аутистического спектра не проявляют физическую агрессию, которая направлена на других детей в ситуации неуспешной деятельности.
Выявлена обратная связь показателя «точность воспроизведения правильно предсказанных порядков чередования элементов трех наборов» и показателями «реакция на новую обстановку и на ограничения» и «проявление физической агрессии, которая направлена на предмет». Это говорит о том, что чем меньшее количество угаданных порядков чередования, тем ярче выражена агрессивная реакция в новой обстановке или на введение ограничений и больше проявляется физическая агрессия, направленная на предмет.
Таким образом, детям с расстройством аутистического спектра, сложно предвидеть ситуации будущего что влечет за собой появление агрессивных реакций. Медленное и неустойчивое формирование прогноза, т.е. низкий тип прогностической деятельности, связан с интеллектуальными особенностями, в частности несформированными механизмами кратковременной памяти, приема информации и функции обобщения.
В данном исследовании была подтверждена гипотеза, что младшие школьники с расстройством аутистического спектра испытывают трудности с прогнозированием ситуаций будущего, что может вызывать нежелательное поведение (агрессию).
Подобные работы
- Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Аспекты социальной компетентности и
способности к прогнозированию дошкольников с РАС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



