Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях(19.00.01.)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Глава 1. Теоретические подходы к изучниию деятельности в опасных профессиях.. . . 18
1.1. Особенности профессиональной деятельности летного состава гражданской авиации 18
1.2. Анализ теоретико-методологнческих подходов к исследованию опасных профессий 35
1.3. Системный подход к исследованию человеческого фактора в опасных профессиях 49
1.4. Психодиагностический инструментарий исследования разноуровневых характеристик индивидуальности 62
Глава 2. Соотношение разноуровневых характеристик индивидуальности и место инициативности в структуре профессионально важных качеств работников опасных профессий 97
2.1. Связь психодинамических особенностей и регуляторно-динамических признаков инициативности личности у летного состава гражданской авиации 118
2.2. Связь свойств темперамента и продуктивно-смысловых характеристик инициативности летного состава L27
2.3. Связь свойств темперамента и акцентуаций характера
у летного состава 135
2.4. Связь свойств темперамента и направленности меж¬личностных отношений в авиационных коллективах L45
2.5. Связь акцентуаций характера и межличностных отношений у летного состава 152
2.6. Факторная структура инициативности, темперамента, акцентуаций характера и особенностей межличностных отношений у летного состава гражданской авиации 167
Глава 3. Соотношение инициативности лнчности с показателями учебно-профессиональной и личностной активности, ее
психологические особенности у различных групп курсантов-пожарных 174
3Л. Связь регуляторно-динамических переменных инициативности с показателелями личностной и профессиональной активности курсантов-пожарных 174
3.2. Соотношение продуктивно-смысловых составляющих инициативности с показателями личностной и профессиональной активности 177
3.3. Факторный анализ показателей профессионально-личностной активности и инициативности курсантов- пожарных 184
3.4. Индивидуальные различия в профессионально-личностной активности и инициативности у различных групп курсанток 188
3.5. Сравнительная характеристика различных компонентов инициативности у высоко- и малоактивных групп курсантов-пожарных 19}
3.6. Целостная характеристика инициативности групп курсантов-пожарных с высокой и малок активностью профессиональной деятельности 211
Глава 4. Результаты исследования разных уровней индивидуальности во взаимосвязи с профессионально-деятельностными
характеристиками летного состава гражданской авиации , 216
4.1. Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава 216
4.2. Индивидуальные различия характерологических свойств и инициативности у различных профессиональных групп летного состава гражданской авиации 221
4.3. Индивидуальные различия социально-пснхологнческих свойств летного состава, их целостная характеристика 224
4.4. Методическое обеспечение обучения и профессиональной деятельности авиационных специалистов в области человеческого фактора 225
Заключение * 251
Список использованной литературы 261
Приложения 296
4
Введение 7
Глава 1. Теоретические подходы к изучниию деятельности в опасных профессиях.. . . 18
1.1. Особенности профессиональной деятельности летного состава гражданской авиации 18
1.2. Анализ теоретико-методологнческих подходов к исследованию опасных профессий 35
1.3. Системный подход к исследованию человеческого фактора в опасных профессиях 49
1.4. Психодиагностический инструментарий исследования разноуровневых характеристик индивидуальности 62
Глава 2. Соотношение разноуровневых характеристик индивидуальности и место инициативности в структуре профессионально важных качеств работников опасных профессий 97
2.1. Связь психодинамических особенностей и регуляторно-динамических признаков инициативности личности у летного состава гражданской авиации 118
2.2. Связь свойств темперамента и продуктивно-смысловых характеристик инициативности летного состава L27
2.3. Связь свойств темперамента и акцентуаций характера
у летного состава 135
2.4. Связь свойств темперамента и направленности меж¬личностных отношений в авиационных коллективах L45
2.5. Связь акцентуаций характера и межличностных отношений у летного состава 152
2.6. Факторная структура инициативности, темперамента, акцентуаций характера и особенностей межличностных отношений у летного состава гражданской авиации 167
Глава 3. Соотношение инициативности лнчности с показателями учебно-профессиональной и личностной активности, ее
психологические особенности у различных групп курсантов-пожарных 174
3Л. Связь регуляторно-динамических переменных инициативности с показателелями личностной и профессиональной активности курсантов-пожарных 174
3.2. Соотношение продуктивно-смысловых составляющих инициативности с показателями личностной и профессиональной активности 177
3.3. Факторный анализ показателей профессионально-личностной активности и инициативности курсантов- пожарных 184
3.4. Индивидуальные различия в профессионально-личностной активности и инициативности у различных групп курсанток 188
3.5. Сравнительная характеристика различных компонентов инициативности у высоко- и малоактивных групп курсантов-пожарных 19}
3.6. Целостная характеристика инициативности групп курсантов-пожарных с высокой и малок активностью профессиональной деятельности 211
Глава 4. Результаты исследования разных уровней индивидуальности во взаимосвязи с профессионально-деятельностными
характеристиками летного состава гражданской авиации , 216
4.1. Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава 216
4.2. Индивидуальные различия характерологических свойств и инициативности у различных профессиональных групп летного состава гражданской авиации 221
4.3. Индивидуальные различия социально-пснхологнческих свойств летного состава, их целостная характеристика 224
4.4. Методическое обеспечение обучения и профессиональной деятельности авиационных специалистов в области человеческого фактора 225
Заключение * 251
Список использованной литературы 261
Приложения 296
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Труд пожарных и летный труд относятся к категории опасных профессий. В профессиях, где роль психологического фактора особенно велика (авиационный персонал, военные специалисты, космонавты, диспетчеры энергосистем, спортсмены и т.д.). все большее значение приобретает специально организованная, сознательно осуществляемая психологическая адаптация человека к его деятельности. Труд пожарного в этом отношении не исключение, по своему психологическому содержанию он весьма свое¬образен, его необычность и большая эмоциональность обусловлены спецификой деятельности: нервно-психическим напряжением в условиях высокой температуры, большими концентрациями углекислого газа, ограниченной видимостью, постоянной угрозой для жизни. При этом пожарный несет очень большую физическую нагрузку и моральную ответственность. Установлено также, что ведущим неблагоприятным условием труда пожарных является психологический фактор, определяемый как переживание работником угрозы здоровью и жизни, высокой ответственности за жизнь спасаемых людей в сочетании с частой невозможностью оказания им необходимой помощи, высокой вероятности непредсказуемых ситуаций — взрывов, обрушений и завалов, необходимости работы в тяжелейших условиях со значительными физическими и силовыми перегрузками, информационного дефицита. Все это в совокупности дает особо выраженный негативный эффект.
У летчиков опасность состоит не в смертельном исходе полета. Эта категория является вероятностной и для автомобильного транспорта, где возможность гибели гораздо выше. Опасность для летных экипажей заключается в том, что можно неожиданно встретиться с условиями, которые существенно превышают психофизиологические возможности человека. Стресс в жизни летчика является просто сопутствующим фактором как самостоятельная, главная профессиональная особенность летного труда.
Исходя из этого в целях увеличения безопасности более 25 лет назад NASA начала многоэтапные исследования по программе «Человеческий фактор я безопасность полетов». В этих исследованиях было установлено, что значительное влияние на безопасность полета оказывает стиль руководства, присущий командиру экипажа, и организации работы в кабине пилотов.
Понятие «человеческий фактор» в России традиционно связывается с проблемой аварийности, поскольку именно человек, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современно¬го производства.
Для авиации ж пожарных проблема человеческого фактора стоит, пожалуй, острее, чем в большинстве опасных для жизнедеятельности отраслей, в силу жесточайших требований, предъявляемых к человеку, высокой скоростью происходящих в данных системах процессов и их потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей. Насколько остра эта проблема в гражданской авиации РФ, можно судить хотя бы из «Анализа состояния безопасности полетов», где сказано, что основными причинами более чем 90% авиационных происшествий стали нарушения экипажами установленных правил выполнения полетов, неправильные решения в полете и ошибки в технике пилотирования.
Таким образом, проблема снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность и поведение людей в опасных профессиях в настоящее время как никогда важна и актуальна. Данные вопросы можно решить при совершенствовании применяемых методов психодиагностики и обучения лиц опасных профессий, за счет познания самого человека, его психофизиологических, психологических и поведенческих возможностей. Объект исследования — разноуровневые характеристики индивидуальности лиц опасных профессий.
Предмет исследования — влияние комплексного многомерно-функционального строения свойств темперамента, акцентуаций характера, особенностей межличностных отношений, инициативности личности пожарных и летного состава гражданской авиации на успешность профессиональной деятельности людей опасных профессий.
Цель исследования — выявить специфику влияний разных уровней индивидуальности на стиль и успешность профессиональной деятельности людей опасных профессий.
Задачи исследования:
1. Разработать концептуальный подход для системною рассмотрения влияния человеческого фактора на деятельность людей опасных профессий.
2. Показать связи темперамента с регуляторно-динамическими, а также продуктивно-смысловыми признаками инициативности личности у летного состава гражданской авиации.
3. Определить специфику связей инициативности и различных пара¬метров активности учебно-профессиональной деятельности пожарных.
4. Раскрыть межуровневые связи между динамическими» инструментальными, личностными и социалъно-психологическими свойствами субъекта; связь свойств темперамента и акцептуаций характера у летно¬го состава, направленности межличностных отношений в авиационных коллективах, связь акцептуаций характера и межличностных отношений у летного состава.
Актуальность исследования. Труд пожарных и летный труд относятся к категории опасных профессий. В профессиях, где роль психологического фактора особенно велика (авиационный персонал, военные специалисты, космонавты, диспетчеры энергосистем, спортсмены и т.д.). все большее значение приобретает специально организованная, сознательно осуществляемая психологическая адаптация человека к его деятельности. Труд пожарного в этом отношении не исключение, по своему психологическому содержанию он весьма свое¬образен, его необычность и большая эмоциональность обусловлены спецификой деятельности: нервно-психическим напряжением в условиях высокой температуры, большими концентрациями углекислого газа, ограниченной видимостью, постоянной угрозой для жизни. При этом пожарный несет очень большую физическую нагрузку и моральную ответственность. Установлено также, что ведущим неблагоприятным условием труда пожарных является психологический фактор, определяемый как переживание работником угрозы здоровью и жизни, высокой ответственности за жизнь спасаемых людей в сочетании с частой невозможностью оказания им необходимой помощи, высокой вероятности непредсказуемых ситуаций — взрывов, обрушений и завалов, необходимости работы в тяжелейших условиях со значительными физическими и силовыми перегрузками, информационного дефицита. Все это в совокупности дает особо выраженный негативный эффект.
У летчиков опасность состоит не в смертельном исходе полета. Эта категория является вероятностной и для автомобильного транспорта, где возможность гибели гораздо выше. Опасность для летных экипажей заключается в том, что можно неожиданно встретиться с условиями, которые существенно превышают психофизиологические возможности человека. Стресс в жизни летчика является просто сопутствующим фактором как самостоятельная, главная профессиональная особенность летного труда.
Исходя из этого в целях увеличения безопасности более 25 лет назад NASA начала многоэтапные исследования по программе «Человеческий фактор я безопасность полетов». В этих исследованиях было установлено, что значительное влияние на безопасность полета оказывает стиль руководства, присущий командиру экипажа, и организации работы в кабине пилотов.
Понятие «человеческий фактор» в России традиционно связывается с проблемой аварийности, поскольку именно человек, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современно¬го производства.
Для авиации ж пожарных проблема человеческого фактора стоит, пожалуй, острее, чем в большинстве опасных для жизнедеятельности отраслей, в силу жесточайших требований, предъявляемых к человеку, высокой скоростью происходящих в данных системах процессов и их потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей. Насколько остра эта проблема в гражданской авиации РФ, можно судить хотя бы из «Анализа состояния безопасности полетов», где сказано, что основными причинами более чем 90% авиационных происшествий стали нарушения экипажами установленных правил выполнения полетов, неправильные решения в полете и ошибки в технике пилотирования.
Таким образом, проблема снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность и поведение людей в опасных профессиях в настоящее время как никогда важна и актуальна. Данные вопросы можно решить при совершенствовании применяемых методов психодиагностики и обучения лиц опасных профессий, за счет познания самого человека, его психофизиологических, психологических и поведенческих возможностей. Объект исследования — разноуровневые характеристики индивидуальности лиц опасных профессий.
Предмет исследования — влияние комплексного многомерно-функционального строения свойств темперамента, акцентуаций характера, особенностей межличностных отношений, инициативности личности пожарных и летного состава гражданской авиации на успешность профессиональной деятельности людей опасных профессий.
Цель исследования — выявить специфику влияний разных уровней индивидуальности на стиль и успешность профессиональной деятельности людей опасных профессий.
Задачи исследования:
1. Разработать концептуальный подход для системною рассмотрения влияния человеческого фактора на деятельность людей опасных профессий.
2. Показать связи темперамента с регуляторно-динамическими, а также продуктивно-смысловыми признаками инициативности личности у летного состава гражданской авиации.
3. Определить специфику связей инициативности и различных пара¬метров активности учебно-профессиональной деятельности пожарных.
4. Раскрыть межуровневые связи между динамическими» инструментальными, личностными и социалъно-психологическими свойствами субъекта; связь свойств темперамента и акцептуаций характера у летно¬го состава, направленности межличностных отношений в авиационных коллективах, связь акцептуаций характера и межличностных отношений у летного состава.
Заключение
Принципиальным выводом, сделанным на основании проиеденных исследований и практического изучения проблемы о роли личностных и психодинамических факторов в обеспечении успешности деятельности, а значит в повышении безопасности полетов, отраженном в исследовании, стал следующий: психодинамические особенности конкретного человека определяют личностные качества, обеспечивающие успешность его становления в опасной профессии, инициативность как общепрофессиональное свойство обусловлена своеобразным сочетанием свойств темперамента и является непременной предпосылкой для эффективного реагирования в особой ситуации полета.
Свойства темперамента являются психофизиологической предпосылкой, обеспечивающей развитие профессионально важных качеств летчика. Такое качество как инициативность помогает развиваться другим личностным качествам специалиста опасной профессии и обеспечивает опережающую активность в нештатных ситуациях, постоянную готовность к действиям по парированию особых ситуаций полета. Исходя из этого, мы определяем и возможности такого специалиста, своеобразное сочетание и меру выраженности его отдельных психологических свойств (например, заинтересованности в получении определенного результата, преобладающую эмоциональную модальность, потенциальные возможности реагирования во внештатных ситуациях, личностные и операциональные трудности в реализации действий, особенности понимания и осмысления своих действий и др.), проявляющихся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности с учетом конкретных профессиональных рисков.
Инициативность является своеобразным источником развития профессионально важных качеств в силу того, чти любой полет, а тем бо¬лее возникшая особая ситуация предъявляют к определенным свойствам л качествам личности летчика особые требования, исходя из его динамических психофизиологических возможностей, а иногда и на пределе возможностей человека.
Теоретические положения о многомерио-функциональном строении темперамента и черт личности, о системообразующей роли человеческого фактора в опасной профессии, о надежности человека, в частности о роли его возможностей и ограничений в обеспечении успешности деятельности, о динамических преобразованиях структуры и содержании деятельности и изменении в связи с этим профессиональных требований к личности определяют пути дальнейшего совершенствования системы психологического отбора и обучения летного состава.
Особенностями профессиональной деятельности летчиков и полученными нами выводами, связанными с человеческим фактором с позиций авиационной психологии л системной структуры интегральной индивидуальности, являются следующие:
• Для сохранения здоровья и летного долголетия представителя опасной профессии необходимы достаточные функциональные резервы основных систем организма и учет особенностей летного труда, связанно¬го с высоким нервно-эмоциональным напряжением, необычной пространственной ориентировкой, навязанным темпом работы, а на отдельных ее этапах и при усложнении возникновением дефицита времени, наличием необычных профессиональных условий, преобладанием умственного труда при почти полном отсутствии физического. Функциональные резервы при этом обеспечиваются определенным сочетанием свойств темперамента. Так, высоко выраженная положительная эмоциональная модальность во всех сферах проявления темперамента (в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной) является предпосылкой хорошей работоспособности человека, его устойчивости и выносливости при выполнении длительных рабочих нагрузок.
Принципиальным выводом, сделанным на основании проиеденных исследований и практического изучения проблемы о роли личностных и психодинамических факторов в обеспечении успешности деятельности, а значит в повышении безопасности полетов, отраженном в исследовании, стал следующий: психодинамические особенности конкретного человека определяют личностные качества, обеспечивающие успешность его становления в опасной профессии, инициативность как общепрофессиональное свойство обусловлена своеобразным сочетанием свойств темперамента и является непременной предпосылкой для эффективного реагирования в особой ситуации полета.
Свойства темперамента являются психофизиологической предпосылкой, обеспечивающей развитие профессионально важных качеств летчика. Такое качество как инициативность помогает развиваться другим личностным качествам специалиста опасной профессии и обеспечивает опережающую активность в нештатных ситуациях, постоянную готовность к действиям по парированию особых ситуаций полета. Исходя из этого, мы определяем и возможности такого специалиста, своеобразное сочетание и меру выраженности его отдельных психологических свойств (например, заинтересованности в получении определенного результата, преобладающую эмоциональную модальность, потенциальные возможности реагирования во внештатных ситуациях, личностные и операциональные трудности в реализации действий, особенности понимания и осмысления своих действий и др.), проявляющихся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности с учетом конкретных профессиональных рисков.
Инициативность является своеобразным источником развития профессионально важных качеств в силу того, чти любой полет, а тем бо¬лее возникшая особая ситуация предъявляют к определенным свойствам л качествам личности летчика особые требования, исходя из его динамических психофизиологических возможностей, а иногда и на пределе возможностей человека.
Теоретические положения о многомерио-функциональном строении темперамента и черт личности, о системообразующей роли человеческого фактора в опасной профессии, о надежности человека, в частности о роли его возможностей и ограничений в обеспечении успешности деятельности, о динамических преобразованиях структуры и содержании деятельности и изменении в связи с этим профессиональных требований к личности определяют пути дальнейшего совершенствования системы психологического отбора и обучения летного состава.
Особенностями профессиональной деятельности летчиков и полученными нами выводами, связанными с человеческим фактором с позиций авиационной психологии л системной структуры интегральной индивидуальности, являются следующие:
• Для сохранения здоровья и летного долголетия представителя опасной профессии необходимы достаточные функциональные резервы основных систем организма и учет особенностей летного труда, связанно¬го с высоким нервно-эмоциональным напряжением, необычной пространственной ориентировкой, навязанным темпом работы, а на отдельных ее этапах и при усложнении возникновением дефицита времени, наличием необычных профессиональных условий, преобладанием умственного труда при почти полном отсутствии физического. Функциональные резервы при этом обеспечиваются определенным сочетанием свойств темперамента. Так, высоко выраженная положительная эмоциональная модальность во всех сферах проявления темперамента (в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной) является предпосылкой хорошей работоспособности человека, его устойчивости и выносливости при выполнении длительных рабочих нагрузок.
Подобные работы
- Влияние организационной культуры учреждения на психологическое здоровье сотрудников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Особенности когнитивно-поведенческой терапии в работе с тревожными клиентами
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНОМ ЗАВИСИМОСТЬЮ И ТИПОМ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - КОПИРАЙТИНГ КАК ФАКТОР РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



