Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях(19.00.01.)

Работа №3966

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы329стр.
Год сдачи2007
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Глава 1. Теоретические подходы к изучниию деятельности в опасных профессиях.. . . 18
1.1. Особенности профессиональной деятельности летного состава гражданской авиации 18
1.2. Анализ теоретико-методологнческих подходов к исследованию опасных профессий 35
1.3. Системный подход к исследованию человеческого фактора в опасных профессиях 49
1.4. Психодиагностический инструментарий исследования разноуровневых характеристик индивидуальности 62
Глава 2. Соотношение разноуровневых характеристик индивидуальности и место инициативности в структуре профессионально важных качеств работников опасных профессий 97
2.1. Связь психодинамических особенностей и регуляторно-динамических признаков инициативности личности у летного состава гражданской авиации 118
2.2. Связь свойств темперамента и продуктивно-смысловых характеристик инициативности летного состава L27
2.3. Связь свойств темперамента и акцентуаций характера
у летного состава 135
2.4. Связь свойств темперамента и направленности меж¬личностных отношений в авиационных коллективах L45
2.5. Связь акцентуаций характера и межличностных отношений у летного состава 152
2.6. Факторная структура инициативности, темперамента, акцентуаций характера и особенностей межличностных отношений у летного состава гражданской авиации 167

Глава 3. Соотношение инициативности лнчности с показателями учебно-профессиональной и личностной активности, ее
психологические особенности у различных групп курсантов-пожарных 174
3Л. Связь регуляторно-динамических переменных инициативности с показателелями личностной и профессиональной активности курсантов-пожарных 174
3.2. Соотношение продуктивно-смысловых составляющих инициативности с показателями личностной и профессиональной активности 177
3.3. Факторный анализ показателей профессионально-личностной активности и инициативности курсантов- пожарных 184
3.4. Индивидуальные различия в профессионально-личностной активности и инициативности у различных групп курсанток 188
3.5. Сравнительная характеристика различных компонентов инициативности у высоко- и малоактивных групп курсантов-пожарных 19}
3.6. Целостная характеристика инициативности групп курсантов-пожарных с высокой и малок активностью профессиональной деятельности 211
Глава 4. Результаты исследования разных уровней индивидуальности во взаимосвязи с профессионально-деятельностными
характеристиками летного состава гражданской авиации , 216
4.1. Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава 216
4.2. Индивидуальные различия характерологических свойств и инициативности у различных профессиональных групп летного состава гражданской авиации 221

4.3. Индивидуальные различия социально-пснхологнческих свойств летного состава, их целостная характеристика 224
4.4. Методическое обеспечение обучения и профессиональной деятельности авиационных специалистов в области человеческого фактора 225
Заключение * 251
Список использованной литературы 261
Приложения 296
4



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Труд пожарных и летный труд относятся к категории опасных профессий. В профессиях, где роль психологического фактора особенно велика (авиационный персонал, военные специалисты, космонавты, диспетчеры энергосистем, спортсмены и т.д.). все большее значение приобретает специально организованная, сознательно осуществляемая психологическая адаптация человека к его деятельности. Труд пожарного в этом отношении не исключение, по своему психологическому содержанию он весьма свое¬образен, его необычность и большая эмоциональность обусловлены спецификой деятельности: нервно-психическим напряжением в условиях высокой температуры, большими концентрациями углекислого газа, ограниченной видимостью, постоянной угрозой для жизни. При этом пожарный несет очень большую физическую нагрузку и моральную ответственность. Установлено также, что ведущим неблагоприятным условием труда пожарных является психологический фактор, определяемый как переживание работником угрозы здоровью и жизни, высокой ответственности за жизнь спасаемых людей в сочетании с частой невозможностью оказания им необходимой помощи, высокой вероятности непредсказуемых ситуаций — взрывов, обрушений и завалов, необходимости работы в тяжелейших условиях со значительными физическими и силовыми перегрузками, информационного дефицита. Все это в совокупности дает особо выраженный негативный эффект.
У летчиков опасность состоит не в смертельном исходе полета. Эта категория является вероятностной и для автомобильного транспорта, где возможность гибели гораздо выше. Опасность для летных экипажей заключается в том, что можно неожиданно встретиться с условиями, которые существенно превышают психофизиологические возможности человека. Стресс в жизни летчика является просто сопутствующим фактором как самостоятельная, главная профессиональная особенность летного труда.
Исходя из этого в целях увеличения безопасности более 25 лет назад NASA начала многоэтапные исследования по программе «Человеческий фактор я безопасность полетов». В этих исследованиях было установлено, что значительное влияние на безопасность полета оказывает стиль руководства, присущий командиру экипажа, и организации работы в кабине пилотов.
Понятие «человеческий фактор» в России традиционно связывается с проблемой аварийности, поскольку именно человек, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современно¬го производства.
Для авиации ж пожарных проблема человеческого фактора стоит, пожалуй, острее, чем в большинстве опасных для жизнедеятельности отраслей, в силу жесточайших требований, предъявляемых к человеку, высокой скоростью происходящих в данных системах процессов и их потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей. Насколько остра эта проблема в гражданской авиации РФ, можно судить хотя бы из «Анализа состояния безопасности полетов», где сказано, что основными причинами более чем 90% авиационных происшествий стали нарушения экипажами установленных правил выполнения полетов, неправильные решения в полете и ошибки в технике пилотирования.
Таким образом, проблема снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность и поведение людей в опасных профессиях в настоящее время как никогда важна и актуальна. Данные вопросы можно решить при совершенствовании применяемых методов психодиагностики и обучения лиц опасных профессий, за счет познания самого человека, его психофизиологических, психологических и поведенческих возможностей. Объект исследования — разноуровневые характеристики индивидуальности лиц опасных профессий.
Предмет исследования — влияние комплексного многомерно-функционального строения свойств темперамента, акцентуаций характера, особенностей межличностных отношений, инициативности личности пожарных и летного состава гражданской авиации на успешность профессиональной деятельности людей опасных профессий.
Цель исследования — выявить специфику влияний разных уровней индивидуальности на стиль и успешность профессиональной деятельности людей опасных профессий.
Задачи исследования:
1. Разработать концептуальный подход для системною рассмотрения влияния человеческого фактора на деятельность людей опасных профессий.
2. Показать связи темперамента с регуляторно-динамическими, а также продуктивно-смысловыми признаками инициативности личности у летного состава гражданской авиации.
3. Определить специфику связей инициативности и различных пара¬метров активности учебно-профессиональной деятельности пожарных.
4. Раскрыть межуровневые связи между динамическими» инструментальными, личностными и социалъно-психологическими свойствами субъекта; связь свойств темперамента и акцептуаций характера у летно¬го состава, направленности межличностных отношений в авиационных коллективах, связь акцептуаций характера и межличностных отношений у летного состава.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Принципиальным выводом, сделанным на основании проиеденных исследований и практического изучения проблемы о роли личностных и психодинамических факторов в обеспечении успешности деятельности, а значит в повышении безопасности полетов, отраженном в исследовании, стал следующий: психодинамические особенности конкретного человека определяют личностные качества, обеспечивающие успешность его становления в опасной профессии, инициативность как общепрофессиональное свойство обусловлена своеобразным сочетанием свойств темперамента и является непременной предпосылкой для эффективного реагирования в особой ситуации полета.
Свойства темперамента являются психофизиологической предпосылкой, обеспечивающей развитие профессионально важных качеств летчика. Такое качество как инициативность помогает развиваться другим личностным качествам специалиста опасной профессии и обеспечивает опережающую активность в нештатных ситуациях, постоянную готовность к действиям по парированию особых ситуаций полета. Исходя из этого, мы определяем и возможности такого специалиста, своеобразное сочетание и меру выраженности его отдельных психологических свойств (например, заинтересованности в получении определенного результата, преобладающую эмоциональную модальность, потенциальные возможности реагирования во внештатных ситуациях, личностные и операциональные трудности в реализации действий, особенности понимания и осмысления своих действий и др.), проявляющихся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности с учетом конкретных профессиональных рисков.
Инициативность является своеобразным источником развития профессионально важных качеств в силу того, чти любой полет, а тем бо¬лее возникшая особая ситуация предъявляют к определенным свойствам л качествам личности летчика особые требования, исходя из его динамических психофизиологических возможностей, а иногда и на пределе возможностей человека.
Теоретические положения о многомерио-функциональном строении темперамента и черт личности, о системообразующей роли человеческого фактора в опасной профессии, о надежности человека, в частности о роли его возможностей и ограничений в обеспечении успешности деятельности, о динамических преобразованиях структуры и содержании деятельности и изменении в связи с этим профессиональных требований к личности определяют пути дальнейшего совершенствования системы психологического отбора и обучения летного состава.
Особенностями профессиональной деятельности летчиков и полученными нами выводами, связанными с человеческим фактором с позиций авиационной психологии л системной структуры интегральной индивидуальности, являются следующие:
• Для сохранения здоровья и летного долголетия представителя опасной профессии необходимы достаточные функциональные резервы основных систем организма и учет особенностей летного труда, связанно¬го с высоким нервно-эмоциональным напряжением, необычной пространственной ориентировкой, навязанным темпом работы, а на отдельных ее этапах и при усложнении возникновением дефицита времени, наличием необычных профессиональных условий, преобладанием умственного труда при почти полном отсутствии физического. Функциональные резервы при этом обеспечиваются определенным сочетанием свойств темперамента. Так, высоко выраженная положительная эмоциональная модальность во всех сферах проявления темперамента (в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной) является предпосылкой хорошей работоспособности человека, его устойчивости и выносливости при выполнении длительных рабочих нагрузок.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
]. Абульханова-Сшвская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
2. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психоло¬гических исследованиях. — М.: Наука, 1990. “ С. 18—25.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
— 299 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы форми¬рования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. — М.: Ин-т психол.АН СССР, 1991.
5. Айзенк Г,Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии. 1995.— №1. — С. Ш—131.
6. Акимова М.К. Опросники в психологической диагностике личности // Психологическая диагностика, — М.; Педагогика, 1981.
7. Алпатов И.М. Человеческий фактор и безопасность полетов. Итоги науки и техники. Воздушный транспорт, Т, 16 // Медицинс¬кие и психологические аспекты безопасности полетов / Под ред. Н.М. Рудного. — М.; ВИНИТИ АН СССР, 1987.
8. Анализ и обобщение современных данных по использованию мето¬дов профессиональной диагностики и практике профессионального психологического отбора и ВС РФ и зарубежных армий. Отчет по НИР «Огонь-2А1Ь / Науч. руковод. В.Н. Дружинин, отв. исп.
А.Н, Воронин. — М.: Ин-т психол. РАН, 1999.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. —М.; Педа¬гогика, 1980.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Наука. 1969.
11. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и Кб. 2. — М.: Педагогика, 1982.
261

12. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теория функцио¬нальных систем. Принципы системной организации функций. — М.:Наука, 1977.
13. Ануфриенко С.С. Психологические условия совершенствования де-ятельности начальника расчета управления космическими аппара¬тами; Автореф. дне.... канд. психол. наук. — Тверь, 2001.
14. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал, 1981. — № 2. — С. 8—18.
15. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта сво¬ей профессиональной жизни. Психологические исследования про¬блемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бод¬рова. — М.: Ин-т психол, АН СССР, 1991.
16. Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: На¬ука, 1990. — С. 61—78.
17. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способнос¬тей. — М.: Наука, 1977.
18. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследова¬ния. — М.: МГУ, 1984. — 190 с
19. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревожности в напряженных условиях деятельности; Дис. ... д-ра психол. наук, —Москва, 3996.
20. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревожности в напряженных условиях деятельности; Дис, ... д-ра психол, наук, —Москва, 1996.
21. Ахмеров Р А. Биографические кризисы личности: Дис.... канд. пси¬хол. наук. — М., 1994.
22. Бабаскын В.В. Устойчивость системы «Экипаж-ВС» при заходе на посадку: Дис. ... канд. техн. наук. — СПб., 1998.
262.

23. Балясников В.В. Теоретические и прикладные основы сертифика¬ции пилотов ГА по критериям надежности и безопасности полетов: Дис. ... канд. техн. наук. — СПб., 1994.
24. Береговой ГТ., Завалова ИД., Ломов Б.Ф.У Пономаренко ВЛ. Экс-периментально-психологические исследования в авиации и космо¬навтике. — М.: Наука, 1978.
25. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология че¬ловеческой судьбы: Монография. — М.: ООО «Попури», 2000. — 512 с.
26. Берн. Э. Траиеактный анализ в группе. — М.: Лабиринт, 1994. -— 176 с.
27. Бирюков С.Д. Структура личности. Современная психология. Спра¬вочное руководство/ Под ред. В.НДружинина. — М.: ИНФРА-М, J999.
28. Блейк P.P., Maymou Дж, С. Cockpit Resource Management (CRM) // Кн. 2 «Управление ресурсами кабины согласно сотке «Грид». — США, Техас, Остин: «Сайнтифик Методе, Инк.», 1990. — 133 с.
29. Богоявленская Д.Б. Над небом голубым: психология летчика // Пси¬холог, журн., 1998, —Т. 19, №2, —С 161—171.
30. Богоявленская Д.Б, Над небом голубым: психология летчика //1 Тси- холог. журн.у 1998. — Т. J9, № 2. — С. 150—151.
31. Бодалев А. А. Психология личности. — М.: МГУ, 1988. — 187 с,
32. Бодров В А. Использование тренажеров для диагностики функцио¬нальных расстройств Е восстановления профессиональной работо¬способности // Физиология человека. 1992, — 1. — С, 33—41.
33. Бодров ВЛ. Проблема утомления летного состава (понятие, причи¬ны, признаки, классификация) // Физиология человека, 1988.
№ 5. — С. 835—843.
34. Бодров В А. Психологические исследования проблемы профессио¬нализации личности. Психологические исследования проблемы
263

формирования личности профессионала/ Под ред. В.А. Бодрова. — М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
35. Бодров В А. Психология профессиональной деятельности. Совре¬менная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружи¬нина. — М.: ИНФРА-М, 1999.
36. Бодров В.А., Лукьянова Я Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал,
1982. — N2 2, — С. 51—64.
37. Бодров В А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в систе¬мах управления техникой- — М.: Ин-т психол. РАН, 1998.
38. Бодров В А., Третьяков И.В. Оценка психологической совмести¬мости летных экипажей // Психологический журнал, 1990. — № 3. С. 50—60.
39. Болотова А.К, Психология временной организации деятельности личности: Дис. , д^ра психол. наук, — Москва, 1995.
40. Борисова ЕМ. О роли профессиональной деятельности в формиро¬вании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой, — М,: Наука, 1981,
41. Бородин МЛ. Инженерно-психологические особенности линий управления в человеко-машинных системах: Дис, ... канд. техн. наук. — Львов, 1981,
42. Бородкин ФМ.У Коряк НМ. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989, — 190 с.
43. Брагина HJL, Доброхотова Т.Ф. Функциональная асимметрия че¬ловека. — М.: Медицина, 1981.
44. Брушлинский А.В. Один ггз вариантов системного подхода в психо¬логии мышления // Принцип системности в психологических иссле¬дованиях. — М.: Наука, 1990. - С. 97—103.
45. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Ин-т психол. РАН, 1994.
264

46. Брушлинстй А.В. Психология субъекта и его деятельность. Совре¬менная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружи¬нина.—М.: ИНФРА-М, 1999.
47. Була&цее ВД. Войсковая психологическая реабилитация летного состава; Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1994.
48. Бурлачу к Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагно¬стике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
49. Вайнцвайг П, Десять заповедей творческой личности. — М.: Про¬гресс, 1990. —■ 192 с.
50. Васильев В Ж. Особенности реализации самоконтроля н состоянии психической напряженности: Дис. ... канд. пснхол. наук. — Москва, 1981,
51. Васильева В.И> Личностные характеристики и состояние напряжен¬ности в трудовой деятельности // Психическая напряженность в тру¬довой деятельности. — М., 198У< — С. 217—224.
52. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кри¬тических ситуаций. — М.: МГУ, 1984, — 200 с.
53. Вилюнас В,К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990. — 288 с.
54. Воздушный кодекс Российской Федерации. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 64 с,
55. Волкова Е.Ф. Формирование зрительного образа в условиях риска: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1999.
56. Ворона А.А., ГанЬер Д.В., Пономаренко В А. Теория е практика психологического обеспечения летного труда. — М.: Военное изда¬тельство, 2003. — 278 с.
57. Воронин А.Н. Психодиагностика. Современная психология: Справоч¬ное руководство / Под ред, В.Н. Дружинина. — М.: ИНФРА-М, 1999.
58. Вотчин И.С. Влияние мотивации на эмоционально-чувственное восприятие: Дис.... канд. психол. наук. — Новосибирск, 1996.
265

59. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации. — Издание де¬вятое, — Канада, Монреаль, ICAO, 2001. — 73 с.
60. Галлай МЛ. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. Записки летчика-яспытателя. — М.; Молодая гвардия, 1969.
61. Гамезо М3., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просве¬щение, 1986, — 272 с.
62. ГанЬер Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения: Тео¬рия и практика: Дис..,. др-а психологических наук. — Москва, 1997.
63. Гкллкрттейн С.Г. Предвосхищающие реакции в деятельности летчи¬ка// Авиационная и космическая медицина. — М., 1963* — С. 124—126.
64. Гинзбург М.Г Исследование некоторых мотивационных компонен¬тов интеллектуальной инициативы: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. — М., 1997. — 13 с.
65. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопре¬деления // Вопросы психологии, 1994. — № 3. — С. 43—52.
66. Гирка Л Д. Вербальные механизмы саморегуляции психических со¬стояний личности: Дис.... канд. психол. наук.■—Новосибирск, 1999.
67. Главная причина аварий — ошибки пилотов // Авиаглобус. — № 5(13). — 2000. — С. 19.
68. Говоров М.С Психологическая характеристика инициативы школь- ников-подростков: Дис, ... канд. психол. наук. — М., 1962. —261с.
69. Годфруа Ж, Что такое психология? ■— М.: Мир, 1992. — Т, 2. — 376 с.
70. Голованов Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовно¬сти сотрудников специальных подразделений МВД России к дея¬тельности в экстремальных ситуациях: (на примере ОМОН МВД России) : Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 2001.
71. Голубева Э.Л. Некоторые направления и персиективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопр. психологии,
1983, — №3. — С. 16—28.
266

72. Горбач Н.Г. Концептуальная модель взаимодействия между пилота¬ми в экипаже воздушного судна: Дис. ... канд. психологических на¬ук. — Москва, 1991.
73. Горбов Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора. Инженерная пси¬хология. — М.: МГУ, 1964.
74. ГрабчакП.Т. Основы психофизиологии летного труда. —Л.: ВАУГА,
1970.
75. Гребенщиков И А. Подготовка самоопределяющейся личности во¬енного летчика на основе пролонгированной профессиональной ориентации: Дис. ... канд. пед. наук, — Курган, 1998.
76. Гримак ЛЛ.у Пономаренко ВА. Психические состояния и надеж¬ность деятельности оператора // Вопросы кибернетики. Эффектна ность деятельности оператора, — М., 1982, С, 145—156.
77. Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодно¬сти операторов и способах ее определения // Вопросы пригодно¬сти оперативного персонала энергосистем. —■ М.: Просвещенсте, 1966.
78. Демидов С Р. Изучение психических свойств личности в легной дея-тельности: Дис, канд. психол, наук. — Львов, 1980.
79. Деркач А.А., Щербина А,В> Эффективность деятельности руководи¬телей в экстремальных управленческих ситуациях; Монография. - - М.: МААА, 1998, — 99 с.
80. Джанеръян С.Т. Психологические факторы успешности деятельнос¬ти инструктора летной подготовки: Дис, ... канд. психол, наук, — Львов, 1989.
81. Джапаридзе Р.Ф, Разработки метода подготовки членов экипажа воздушного судна на основе оценки опасности особых ситуаций: Дне, ... канд. техн. наук. — СПб., 1999.
82. Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологи¬ческий журнал, 1992. —■ № 3. С. 24—41.
267

83. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности Н Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. — С- 103—
104.
84. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа эмоциональ¬ного состояния в экстремальных условиях деятельности // Психоло¬гический журнал, 1991, — № 1. — С. 55—66.
85. Дикая Л,Г„ Суходоев В.В., Шапкин С А. Исследование психологичес¬ких механизмов регуляции надежности ч е л овска- оператор а в экстре¬мальных условиях трудовой деятельности: Материалы XVI Научных Гагарипских чтений по космонавтике и авиации. - М.: Ип-т медико¬биологических проблем М3 СССР; Ин-т психологии АН СССР, 1991.
86. Дмитриева МЛ. Цели профессиографии и структура профессио- граммы // Методология исследования по инженерной психологии и психологии труда. — Л.: ЛГУ, 1974. — 4.1.
87. Доценко CJI. Механизмы психологической защиты от манипулятив- ного воздействия: Дис.... канд. психол, наук. — Москва, 1993.
88. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб., 2000.
89. Дутов В.И. Исследование особенностей поведения людей при пожарах // Пожарная профилактика: Сб. науч. трудов. — М., 1981. — С. 141—150.
90. Дутов В.И. Основные аспекты психофизиологического отбора в оперативные службы пожарной охраны // Организация и методи¬ка психологического отбора в органы внутренних дел: Сб. материалов Всесоюзн. науч.-практич. конф. — Домодедово, 1988. — С, 54—65.
91- Дутов В.И., ГоАома К.В. Влияние пожарной ситуации на поведение людей при пожарах // Безопасность людей при пожарах: Сб. науч. трудов. — М., 1984. — С. 24—30,
268

92. Дутов В.И., Чурсин ИТ. Психофизиологические аспекты деятель¬ности человека при пожаре. — М., 1993. — С. 119.
93. Дьяченко М.И., Кандыбовин Л Л., Пономаренко В А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект.
— Минск: Университетское, 1985. — 206 с.
94. Егорова ИТ Личностно-ориентированная коммуникация как про¬цесс построения совместного когнитивного пространства: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 2001.
95. Елизарова Т. Ю. Детерминация психологического преодоления критических ситуаций. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Минск, 2000,
96. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности, — СПб.: Питер, 2000.
97. Ермакова И.В. Некоторые подходы и перспективы развития авто-матизированной психодиагностики и прогнозирования за рубежом // Вопросы психологии, — 1986, — № 4. — С. 170—175.
98. Заеалишина Д.Н. Профессиональные способности как синтез пси¬хических потенциалов человека. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред.
В.А, Бодрова. —М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
99. Заеалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. Разви¬тие и диагностика способностей / Отв. ред. В,Н. Дружинин,
В.Д. Шадрнков. — Москва: Наука, 1991.
100. Завалова Н.Д., Лапа В.В., Пономаренко В А. Методологические вопросы анализа познавательных процессов оператора в кри¬тических ситуациях // Проблемы измерения психических харак¬теристик человека в познавательных процессах. — М.: Наука, 1980.
101, Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф.; Пономаренко В А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986.
269

102. Зазыхин В.Г. Психо л ого-акме о логические основы деятельности специалистов в особых условиях: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1994.
103. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. — М.: Флинта, МП СИ, 2000.
104. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой дея¬тельности.— М.: Наука, 1966.
105. Зараковский ГМ., Магазаник ЯЛ. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-олератором. Методология инженерной психологии, психологии труда и управле¬ния / Отв. ред. Б.Ф, Ломов и В>Ф. Венда. -— М.: Наука, 1981.
106. Зараковский Г.М., Медведев В.И. Психолого-физиологическое содержание деятельности оператора // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. — М.: Наука, 1977.
107. Зворыгин ИЛ. Анализ влияния процесса взаиморезервирования на надежность деятельности экипажа ВС ГА: Дис. ... канд. техн. наук. — Москва, 1996.
108. Зиньковская СМ. Полет без стрессов: человеческий фактор в авиации. — Екатеринбург: Урал, гос. пед. ун-т, 2005. — 130 с.
109. Зиньковская С.М. Соотношение различных переменных инициа¬тивности и показателей активности деятельности в специфических условиях // Международное университетское сотрудничество в об- ласти образования, науки и культуры в Уральском регионе: тез. докл. конф., Екатеринбург, 27—30 апреля 1993 г. —Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т. — С. 139—141.
110. Зиньковская С.М. Факторная структура инициативности личности // Практическая психология-98: Материалы научн.-практ. конф., Екатеринбург, 31 марта—■ 3 апреля 1998 г. — Екатеринбург: Урал, гос. пед. ун-т, 1998. — С. 48.

111. Иванова E M. Основы психологического изучения профессиональ¬ной деятельности. ■— М.: МГУ, 1987,
112. Иванова ЕМ. Психотехнология изучения человека в трудовой дея-тельности: Учебно-методическое пособие. — М.: МГУ, 1992,
113. Иевлев И.В. Методика преподавания психологии в системе профес-сиональной подготовки студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук, — ВГТУ, 1998.
114. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. 2000.
115. Ильин ЕЛ. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы // Проблемы инженерной психологии. — Ярославль; ЯрГУ; ИП АН СССР, 1976.
116. К историй отечественной авиационной психологии: Документы и материалы / Под ред. К.К. Платонова. — М.: Наука, 1981,
117. Каверин С.Б. Мотивация труда. — М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
118. Карпиков Н.В. Повышение точности траекторного движения и бе-зопасности полета воздушного судна на этапе захода на посадку за счет перераспределения функциональных связей между членами экипажа: Дис. кандидата технических наук. — Москва, 1996.
119. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия решений в трудовой деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук. —Москва, 1992.
120. Карпов А.В. Психологический анализ деятельности и проблема психических процессов // Проблемы психологического анализа тру¬довой деятельности. — Ярославль: ЯрГУ, 1986,
121. Карпов А*В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. — Ярославль: ЯрГУ, 1991,
122. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных пере¬мен // Психологический журнал, 1988. — № 5. — С. 120—127,
123. Климов ЕЛ. Введение в психологию труда: Учебник. — М.: Куль¬тура и спорт; ЮНИТИ, 1998.
271

124. Климов ЕЛ. Психология профессионала. — Серия: Психологи Отечества. — М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
125. Климов ЕЛ. Психология профессионального самоопределения, — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
126. Коваль НА. Духовность в системе профессионального становле¬ния специалиста: Дис. ... д-ра психол. наук. — Москва, 1997.
127. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. — М.: npoipecc, 1979.
128. Козлов В,В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации. — М., 2002.
129. Кондаков ИМ., Сухарев А,В. Методологическое обоснование зару¬бежных теорий профессионального развития // Вопросы психоло¬гии, 19S9. — № 5. — С 158—164,
130. Кондрацкий А А. Диагностика отношения оператора к риску: Дис. ... д-ра психол. наук. — Москва, 1998.
131. Кононова В>Н. Личностные особенности летчиков-испытателей в свете теория психологоических типов Карла Густава Юнга: Дис. ... канд. психол, наук. — МГУ, 1995.
132. Конопкин О Л, Зависимость скорости приема информации челове¬ком от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем,-—М.: Просвещение, 1966.
133. Конопкин О А. Психологические механизмы регуляции деятельно¬сти. — М.: Наука» 1980.
134. Корнеева Л.М. Профессиональная психология личности. Психоло¬гическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. —■ СПб.: СПбУ, 1991.
135. Корнеева Л.И. Самооценка как механизм саморегуляции професси-ональной деятельности // Вестник Ленингр. ун-та, 1989. — Сер, 6, Вып. 4. —№ 27.

136. Корнеева Л.И. Самооценка как фактор саморегуляции деятельнос¬ти пилота: Дис.... канд. психол. наук. — Львов. — 1984.
137. Корнилова Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллекту¬альных решений: Дис. ... д-ра психол. наук. — Москва, 1999.
138. Коровикова И А. Личностный фактор в обеспечении продуктивно¬сти операторской деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: Ин-т психол. АН СССР, 1989.
139. Короди Ференц. Изучение речевого взаимодействия в летной дея¬тельности экипажей ВНР, : Дис. ... д-ра психол. наук. — Л., 1981.
140. Королев Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиа¬ции: Дис.... канд. психол. наук. — Монино, 1998.
141. Корчемный П,А. Психологические аспекты повышения эффектив¬ности деятельности лстных экипажей по обучению курсантов: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1979.
142. Коссов В.В. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психол., 1997. —№ 6. — С 58—68.
143. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия мозга и неосознавае¬мое восприятие. — М.: Наука, 19S3.
144. Костин А.И. Принцип взаимного резервирования при распределе¬нии функций между человеком и автоматикой: Дис. ... канд. психо¬лог. наук. — Москва, 2000.
145. Костров Е.К. Формирование образа полета у летного состава: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1997,
146. Костюк Г.С, Вводный доклад но проблеме личности в философ¬ском и психологическом аспектах // Матер, симпозиума. — М.,
1971. — С. 105—116.
147. Котик МЛ. Психология и безопасность. — Таллинн: Валгус, 1981.
148. Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. — Таллинн: Валгус, 1974.

149. Котик МЛ., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-операто- ра. — М.; Транспорт, 1993.
150. Крапивницкая ТА. Совершенствование врачебно-летной экспер¬тизы при сердечно-сосудистой паталогии (клинико-пснхологичес¬кое исследование): Дис. ... д-ра мед. наук. — Москва, 2006,
151. Крупнов А.И, О единице целостного апализа личности и индивиду¬альности // Практическая психология-98. Ежегодник. Т. 1: Матер, регион, науч.-практ. конф,. 30 марта—3 апреля 1998 г. — Екатерин¬бург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. — С. 218—220.
152. Крупное А.И. Психологическая структура действий человека: Учебн, пособие. — М.: УДН, 1990. — 56 с,
153. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа лич¬ности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М., 1998. — С. 28—39.
154. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологичес- кие проблемы молодежи. —- М.: Институт молодежи, 1995. —
С. 5—12.
155. Крупнов А.И, Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуально¬сти. Материалы международной научно-практической конферен¬ции. Ч. 2. — М.: Уникум-Центр, 2004. — С. 3—5.
156. Крупнов А.И. К вопросу о классификатцти свойств личности и черт характера // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской научной конференции. — М.: РУДН. 2005. —
С. 159—163,
157. Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы со-временного высшего образования: Материалы международной на¬учно-практической конференции. Ч. 2. — М.: Изд-во РУДК, 2002.
274

158. Крупнов А.И. Системно-днспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета друж¬бы народов. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — №1.
159. Крылов АЛ. Человек в автоматизированных системах управле¬ния. — Л.:. ЛГУ, 1972.
160. Кудрявцев Т.В, Психология профессионального обучения и воспи¬тания* —М.: МЭИ, 1985.
161. Кузнецов ИМ. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Дис. ... канд. психол. наук. — М.; МГУ, 2000.
162. Кулагин Б.В. Основы практической исиходнагноСТЕКИ. — Л.: Ме¬дицина, 1984.
163. Куликов А,Ю> Социально-психологические особенности деятель¬ности командира подразделения по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов курсантов вузов: Дис. ... канд. психо-логических наук. — Ярославль, 2000,
164. Курнева Э.И. Психологические пути преодоления отрицательного влияния эмоционального стресса на работоспособность: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1985.
165. Левитов НД, Психология труда, — М.: Учпедгиз, 1963.
166. Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической ак¬тивности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: МГУ, 1977. — С. 164—179.
161. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М: АПН РСФСР, 1984.
168. Лейченко С.Д., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Человеческий фактор в авиации: Монография в 2-х кн. Кн. 1 — СПб.: Санкт-Пе¬тербургский гос. университет ГА. — 2005. — 473 с.
169. Ленгаров А.О. Оценка работоспособности члена экипажа воздушно¬го судна в особых ситуациях; Дис.... канд. техн. наук. — СПб., 1998.
275

170. Лтгаров Ю.О. Оценка эффективности работы члена экипажа воз¬душного судна на основе контент-анализа речевой деятельности. Дис.... кандидата технических наук. — СПб., 1998.
171. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер, с нем. Киев: Вища школа, 1981.
172. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний чело¬века. — М.: МГУ, 1984.
173. Леонтьев А,Я. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиз¬дат, 1975.
174. Леонтьев AM, Избранные психологические произведения. В 2 т. — М.: Педагогика, 1983.
175. Леонтьев AM. О формировании способностей// Вопросы психоло¬гии, 1960. — № 1. — С. 7—17.
176. Лобанова Ю.И, Исследование влияния особенностей рефлек¬сивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: Дис.... канд, психол. наук. — СПб., 1998,
177. Лобачев ЕМ. Разработка системы проверок членов летных эки¬пажей при сертификации эксплуатантов ГА: Дис. ... канд. техн. наук, — Спб„ 1999,
17В. Ложечка ОМ- Исследование индивидуальных характеристик по-знавательной активности личности: Дис. канд. психол. наук. — М., 1993, 185 с.
179. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии//Психологиче¬ский журнал, 1981, — JNs 5, — С. 3—-22.
180. Ломов Б.Ф. Медико-психологические аспекты профессиональной надежности космонавта // Психол. журн., 198$. — Т. 9, № 6,
181. Ломов Б.Ф. О системном подходе в инженерной психологии // Во¬просы психологии, 1975. — № 2. — С. 31—45.
182. Ломов Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психоло¬гии // Психологический журнал, 1989. — № 4. — С. 19—33.

183. Лукьянова Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с раз¬личным уровнем летной успеваемости // Космическая биология и авиакосмическая медицина» 1977. — № 1. — С. 73—76.
184. Лучко Л.И. Психологический анализ навигационной деятельности в ГА: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1984.
185. Лучшие психологические тесты (для профотбора и профориента¬ции) / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. — Петрозаводск: Петроком, 1992.
186. Майзель Н.И.У Небылицын В Д., Теплое Б,М. Психологические во¬просы отбора //Инженерная психология. — М.: МГУ, 1964.
187. Макшаное СМ. Психология тренинга в профессиональной деятель¬ности: Дис. ... д-ра. психол. наук, — СПб., 1998.
188. Маришук БД. Психологические основы формирования професси¬онально значимых качеств: Дис. ... д-ра психол. наук. — Л., 1982.
189. Марищук В Л., Блудов Нлахтиенко В А., Серова Л.К. Мето¬дики психодиагностики в спорте: Учебное пособие. — 2-е изд. — М. 1982.
190. Маркова А.К. Психология профессионализма, — М., 1996.
191. Марковский ИА. Развитие сплоченности летных экипажей военно-транспортной авиации: Дис.... канд. психол. наук, - Москва, 1999.
192. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
193. Машков В.Н. Методологические и эмпирические основания диф-ференциальной психологии труда: Дис, д-ра психол, наук, — СПб., 1996.
194. Медведев В.И, Психологические реакции человека в экстре¬мальных условиях // Адаптация человека к экстремальным усло¬виям среды. — Серия; Экологическая физиология человека. — М.: Наука, 1979.
195. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982.
277

196. Меликова М.Б. О подходе к изучению индивидуального стиля дея¬тельности летчиков-профессионалов при создании интеллектуаль¬ных интерфейсов «летчик—самолет» // Вестник Московского уни¬верситета. — Серия 14: Психология. — 1999. — № 1.
197. Меликова М.Б. Психологические проблемы организации информа¬ционного взаимодействия «пилот—интеллектуальный интерфейс» для перспективных самолетов: Дис. ... канд, психол. наук. — Моск¬ва, 1998.
198. Мельников В.И. Психологические механизмы коррекции стрессо¬вых состояний личности: Дис. ... канд. психол. наук. — Новоси¬бирск, 2000.
199. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальнос¬ти. — М.: Педагогика, 1986. — 333 с,
200. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. Очерки психологии труда оператора. — М.: Наука, 1974.
201. Морознюк С.Н, Саногенная рефлексия как фактор оптимизации характера и повышения эффективности учебной деятельности: Дис.... д-ра психол. наук. — Москва, 2001,
202. Москалюк В.Ю, Темпераментальные факторы выбора профессии; Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1999.
203. Московцев А,В. Педагогические основы управления первоначаль¬ной профессиональной подготовкой военных летчиков в многопро¬фильном вузе: Дис* канд. пед. наук. — Липецк, 1998.
204. Мугалт И.И. Оптимизация штурманских рассчетов в автоматизи¬рованной системе управления авиапред приятием: Дис. ... канд, техн. наук, ■— Воронеж, 1999.
205. Мясищее В.И. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960.
206. Небылщын ВД, Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова, — М.: Педагогика, 1990. — 408 с.
278

207. Небылыцын В Д. Надежность работы оператора в сложной систе¬ме управления // Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтье¬ва, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. ■— М.: МГУ, 1964,
208. Небылицын В Д. Психофизиологические исследования индивиду¬альных различий. — М.: Наука, 1976.
209. Никифоров Т.С. Механизмы надежности человека. Проблемы ин-дустриальной психологии / Под ред. А. А. Крылова и В.Д. Шадрико- ва. — Ярославль: ЯрГУ, 1976.
210. Никифоров Г.С, Надежность профессиональной деятельности. — СПб.: СПбУ, 1996.
211. Лоракидзе ВТ. Типы характеров и фиксированная установка. — Тбилиси: АН ГССТ, 1966.
212. Нужный А.А. Организационно дидактические основы физической подготовки курсантов-пилотов летных училищ гражданской авиа¬ции: Дис.... канд. пед. паук. — Омск, 1994,
213. Обозное А А. Исследование условий выявления летчиками крити¬ческих ситуации полета: Дис.... канд. психол. наук. — Москва, 1978.
214. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столи- на. — М.: МГУ, 1987.
215. Ошанин ДА., Конопкин О А, О психологическом подходе к изуче¬нию деятельности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции деятельности, — М.: Просвещение, 1973,
216. Пантелей ВТ. Теоретические модели и человеко-машинные про¬цедуры для поддержки принятия решения о готовности экипажей к полетам по текущему состоянию: Дис. .,, д-ра техн. наук. — Спб„ 1995.
217. Пеловая Е.В. Проявление свойств темперамента в акустических ха-рактеристиках речи: Дис. ... д-ра техн. наук. — Москва, 1999.
218. Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики психоло¬гической характеристики курсантов военных летных училищ
279

(ВВАУЛ): Дис. ... канд. психол. наук. — М.: Ин-т психологии РАН, 1993.
219. Платонов К.К. Психология летного труда. — М.: Восняздат, 1974.
220. Платонов К.К. Вопросы психологии труда: Дис д-ра психол. на¬ук. — Москва, 1970.
221. Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психо¬логии // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. — Пермь, 1978,
222. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
223. Поваренком ЮЛ, Профессиональное становление личности: Дис. ... д-ра психол. наук. —■ М., 1999.
224. Повиренков ЮЛ. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности // Психологические иссле¬дования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. — №; Ин-т психол. АН СССР, 1991.
225. Поздняков ГЛ. Спортивно-игровые упражнения в формировании двигательных качеств курсантов-штурманов: Дис. ... канд. пед. на¬ук. — Челябинск. 2001.
226. Покровский БЛ. Психологический отбор курсантов в летные учи¬лища // Военно-медицинский журнал, 1962. — № 10. — С. 54—56.
227. Пономарев Я А, Психология творчества, — М.: Наука, 1976.
228. Пономаренко В А. Авиация. Человек. Дух. — М,, 2000.
229. Пономаренко В А. Психология духовности профессионала. — М.: ПЕР СЭ. 2004. — 256 с.
230. Пономаренко В А. Размышления о здоровье (Крут чтения), — М., 2001.
231. Пономаренко В.А. Созидательная психология, — Серия: Психоло¬ги Отечества. — М.: Московский психолого-социалъный инсти¬тут. — Воронеж; НПО «МОДЭК», 2000. — 848 с.
232. Пономаренко В А. Страна Авиация — черное и белое. — М., 1995.
280

233. Пономаренко В А., Лапа В.В. Психологическое обоснование про-ектирования индикации пространственного положения самолета // Психол, журн,, 1990. — Т. 11, № 2. — С. 37—46.
234. Пономаренко Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения: Дис. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 1999.
235. Попков В .В. Психологические факторы адаптации личности к слу- жебно-босвой деятельности: Дис.... канд. психол. наук. — Новоси¬бирск» 1999.
236. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психоло¬гии / Под ред. А.А. Крылова и С.Л. Маничева. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000.
237. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. — М.: МГУ, 1992,
238. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю.М. Забродина, — М.: Экономика, 1985.
239. Прядеин ВЛ. Факторный анализ динамических проявлений актив¬ности в нолевой сфере // Психология и психофизиология индивиду¬альных различий в активности и саморегуляции поведения человб' ка. — Свердловск, 1982. — С. 84—86.
240. Прядеин В.П., Крупнов А . И. О методологических вопросах изучения проблемы активности в конкретных науках // Вопросы психофизио¬логии и саморегуляции личности. — Свердловск, 1975. — С. 5—13.
241. Прядспин В.П. Комплексное исследование ответственности как си¬стемного качества личности. Автореф.... д-ра психол. наук. — Но¬восибирск, 1999.
242. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М, Гуревича, *—М.: Педагогика, 1981.
243. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. Учебное пособие. -— М.: Вое- киздат, 1988.

244. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. — М.; Владос, 1999. — Т. 1,2.
245. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: СПбУ, 1991.
246. Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. Н.В. Кыр- шева, Н.В. Рябчикова.— М.: Геликон, 1995.
247. Психология труда/Под ред. К.К. Платонова. —■ М.: Профиздат, 1979.
248. Пчелиное Л,Ф, Временные факторы дестабилизации деятельнос¬ти членов экипажей ВС ГА: Дис. ... канд. психол. наук. — Моск¬ва, 1992.
249. Ревенко В.О. Мотивационно-ценностные ориентиры личности во¬енного аляационного инженера и их динамика в современных усло¬виях: Дис, ... канд. социален, наук. — Москва, 1996.
250. Рейнвалъд Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследо¬вании: Автореф. дис. ,,.доктора психол, наук, — М., 1979. — 32 с.
251. Рейнвалъд Н.И. Психология личности. — М.: УДН, 1987. — 200 с.
252. Родин В.Б, Оценка психологической напряженности в деятельнос¬ти пилота при моделировании посадки многоразового космическо¬го корабля. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - - Тверь, 2001,
253. Романова E,C.S Суворова ГА. Психологические основы професси- ографии, — М.: МПГУ им. В Л. Ленина, 1990.
254. Росту нов Л,Т. Формирование профессиональной пригодности, — Минск: Высшая школа, 1984,
255. Рубинштейн CJ1. Основы общей психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1946.
256. Руководство по авиационной медицине / Под ред. И.А. Разсолова.
— М.: «Воздушный транспорт», 1999, — 440 с.
257. Руководство по обучению в области человеческого фактора. (Doc. 9683 — AN/950), — 1-е изд. — Канада, Монреаль, 1САО? 1998. — 333 с.
282

258. Руководство по обучению в области человеческого фактора, DOC.9683-AN/950. — 1-е изд. — ИКАО, Монреаль, 1998.
259. Руководство по организации летной работы в гражданской авиа¬ции/ Утверждено приказом МГА № 25 от 29.01.87. — М.: Воздуш¬ный транспорт, 1987.
260. Руководство по предотвращению летных происшествий (Doc. 9422 — AN/923)* — 1-е изд. — Канада, Монреаль, ICAO, 1984, — 138 с.
261. Руководство по профессиональному психологическому отбору в ГА / Под ред. И'В. Ряполова. ■— М.: Воздушный транспорт, 1986. — 102 с.
262. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготов¬ки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского со¬става гражданской: авиации Российской Федерации. Ч. 1—5. Утв. Распоряжением МТРФ от 31.10,2000 № 57-р.
263. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологичес- ких различий. —М.: Наука, 1979,
264. Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индиви¬дуальности человека // Принцип системности в психологических на¬уках. — М.: Наука, 1990. — С. 165—172.
265. Русалов В.М. Проблема индивидуальности в становлении профес¬сионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. — М.: Ин-т пси¬хологии АН СССР, 1991.
266. Русалов В.М. Темперамент. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ИНФРА-М, L999.
267. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности специалистов экстремального профяля. Автореф. дис. ... д-ра пси¬хол. наук. — СПб., 2000,
268. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности специалистов экстремального профиля. Автореф. дис. ... д-ра пси¬хол. HavK. — СПб., 2000.
9
283

269. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности де-ятельности специалистов экстремального профиля: Дис. ... д-ра психол. наук. — СПб., 2000.
270. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности де-ятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. ... д-ра психол. наук. — СПб.: СПГУ, 2000.
271. Рыжов Б.Н. Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол, на¬ук. — Москва» 2001.
272. Савеяенко В.М. Динамика профессионального сознания курсантов высших военно-авиационно-инженерных учебных заведений: Дис. ... канд. психол, наук. — Ставрополь, 2000.
273. Симонов АЛ, Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индиви¬дуально-психологическими особенностями пожарных: Дис канд.
психол. наук. -М., 1978.
274. Сарсят А.А. Разработка методов о

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ