СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Обзор литературы
Умственная работоспособность студентов -
первокурсников в климатических условиях
Тюменского Севера 11
1.1. Понятие умственной работоспособности
и ее психофизиологические механизмы 11
1.2, Утомление при умственной работе,
профилактика переутомления 22
1.3, Особенности адаптационного периода обучения
в вузе 32
1.4. Влияние климатогеографических особенностей
Тюменского севера па организм человека 38
1
ГЛАВА 2. Материалы и методы исследования 49
2.1. Социально-физиологическая характеристика обследованных групп 49
2.2. Методы исследования . ...., 50
2.3. Исследование латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции 53
2.3.1. Методика определения простой зрительно-
моторной реакции (ПЗМР) 54
2.3.2. Методика определения сложной зрительно-
моторной реакции (СЗМР).... * 55
2.4. Тесты психомоторной нагрузки 56
2.5. Исследование темпа психомоторной деятельности 57
3
2.6. Методика оценки состояния психоэмоциональной
устойчивости 59
2.7. Исследование гемодинамических показателей 60
2.S, Методы статистической обработки 61
Глава 3. Результаты собственных исследований
и их обсуждение 62
ЗА . Исследование латентного периода зрительно-моторных реакций студенток-псрвокурсниц с разным темпом психомоторной деятельности 62
3.2. Динамика показателей латентного периода зрительно-моторных реакций студенток-первокурсниц
в течение учебного года . 67
3.3. Показатели латентного периода
зрительно - моторных реакций студенток первого и пятого курса 74
3.4. Динамика состояния психоэмоциональной ^ устойчивости студенток первого курса
в течение учебного года 79
3.5. Гемодинамические показатели студенток-первокурсниц 82
ВЫВОДЫ 86
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 89
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
В связи с быстрым увеличением объема научной информации растет уровень учебной нагрузки в вузах, что ведет к интенсификации процесса образования. Возрастающие информационные нагрузки не всегда адекватны физиологическим и психологическим возможностям человека. Для предотвращения негативного воздействия переутомления, развивающегося в процессе обучения необходимо разрабатывать и внедрять мероприятия по своевременной диагностике утомления у студентов с учетом их физиологических и психологических особенностей. Успешное решение этой проблемы способствует охране здоровья и повышению умственной работоспособности студентов (ТШ.Минпибаев, 1993; Н. А. Агаджанян, 1994;199S).
Актуальность проблемы связана с серьезным ухудшением состояния здоровья молодежи на современном этапе. Необходимо учитывать, что обучение в высшей школе требует огромных затрат энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости (М,В.Антропова, 1988; 1995; В.П.Дядичкин, 1990; А.В.Ляхович, А.К.Маркова. 1994; Г'.Н.Сердюковская, А.А.Барахгов, 1996; Н.А.Фомин, 2003).
Наибольшее напряжение компенсаторно-приспособительных систем организм студентов испытывает на начальном этане обучения в вузе, что обусловлено адаптацией организма к новому учебному стереотипу и межличностным отношениям. Поэтому в вопросах охраны здоровья студентов первостепенное внимание должно быть обращено на начальный период обучения. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, нарушение режима труда и отдыха, неправильное питание приводят к переходу физиологических сдвигов в патологические (J1.И.Носова, В.И.Маловичко, А.И.Бурханов, 1990; Н.А.Барбараш, 1994; Г.Г.Иванов, В.Н.Воронцов, 1996; Т.Г.Малкова, 1992; А.П.Спмцин, 2000).
6
Актуальность проблемы нарастает о гипокомфортных климатических условиях Севера Тюменской области, так как наряду с затратами энергии на повседневную деятельность значительная часть жизненных сил юношей и девушек тратится в процессе адаптации к климатическим условиям обитания. Неблагоприятные климатические факторы нарушают протекание адаптационных процессов Б организме, что влияет на состояние умственной работоспособности {Е.Н.Лукишев, Ф.Г.Лапицкий, 1991;
Н.А.Агаджанян, П.Г.Петрова, 1996; О.Р.Бойко, 1996; И.И.Григорьев, Л.И.Грипорьев, К. И, Григорьев, 1997; Т.Н.Маляренко, Д.Н.Максинев, В.И.Гурина, 1997; А.Б,Гудков, Н.Ю.Лабутин, 2000),
Студенческий труд является специфической формой интеллектуальной деятельности. От состояния умственной работоспособности зависит качество усвоения учебного материала (А.И,Бурханов, Л.И.Носова, Ж.С.Байгутанов, 1992; А.И.Бурханов, Т.АЛИурханова 1994; Э.С.Бука с соавт,, 1997;
А.И.Бурханов, Т.А,Муденко, 1997).
Необходимо совершенствовать систему мер по сохранению- здоровья студентов в период обучения в пузе. Особое значение имеет проблема выявления студентов с повышенным риском неблагоприятного протекания процесса адаптации для первоочередного диспансерного наблюдения и разработки мер индивидуальной профилактики. Изучение динамики физиологических и психологических показателей студентов в течение учебного года с учетом их индивидуальных особенностей позволит своевременно выявлять развивающееся утомление с целью профилактики переутомления. Наиболее актуальна эта проблема для студентов северных регионов.
Цель исследования; изучить динамику физиологических и психологических показателей умственной работоспособности студенток первого курса педагогического вуза ь климатических условиях Тюменского севера.
Объект исследования — умственная работоспособность студенток- первокурсниц педагогического вуза Тюменской области.
Предметом изучения являлась динамика физиологических и психологических показателей умственной работоспособности студенток я течение учебного года.
Задачи исследования:
1. Исследовать показатели латентного периода зрительно-моторных реакций студенток-первокурсниц с разным темпом психомоторной деятельности,
2. Определить годовую динамику латентного периода простой и сложной Зрительно-моторной реакции студенток-первокурсниц в процессе учебной деятельности.
3, Изучить особенности умственной работоспособности студенток первого курса педагогического вуза по сравнению с данными показателями студенток пятого курса*
4, Проследить изменения психоэмоционального состояния студенток- первокурсниц в условиях учебной деятельности. ^
Научная новизна. Впервые выполнены системные пролонгированные исследования физиологических и психологических показателей студенток- первокурсниц, обучающихся в гипокомфортных климатических условиях Тюменского севера. Выявлена динамика показателей умственной работоспособности в начале, середине и конце первого и второго учебного семестра. Отмечено улучшение состояния умственной работоспособности в начале второго семестра. Обнаружено, что нарастание утомления в процессе обучения у студенток первого курса» проживающих в условиях Тюменского Севера, в отличие от литературных данных, происходит с марта месяца. Выявлена сходная динамика показателей латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции до и после проведения тестов психомоторной нагрузки в течение учебного года. Обнаружена взаимосвязь
темпа психомоторной деятельности студенток с показателями латентного периода зрительно-моторных реакций. У большинства студенток (85%) наблюдается высокий и средний темп психомоторной деятельности. У студенток с низким темпом психомоторной деятельности наблюдается неблагоприятное протекание процесса адаптации на начальном этапе обучения в вузе. Исследование выявило снижение латентного периода зрительно-моторной реакции студенток пятого курса по сравнению с показателями студенток-пер во к у ренин.
Практическая значимость работы. Изучение физиологического и психологического состояния организма студенток-первокурсниц в динамике учебного процесса проводились тз рамках научных исследований кафедры по теме «Адаптация человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа». Выявленные особенности динамики умственной работоспособности, индивидуальные особенности студенток, изменение психоэмоционального состояния и гемодинамические показатели являются основой для дальнейших исследований адаптационных особенностей организма людей,
>
проживающих в климатических условиях Тюменского севера. Проведение мониторинга исследования физиологического и психологического состояния студенток северного вуза позволяет на ранних этапах выявлять развивающееся утомление, что важно для профилактики переутомления. С этой целью разработан и внедрен спецкурс “Методы исследования и пути повышения умственной работоспособности человека”.
Материалы работы используются при чтении курса лекций «Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей», «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Психофизиология», «Экология» в Сургутском государственном педагогическом институте. Результаты исследования используются в работе НИИ профилактической медицины г. Сургута.
t)
Имеются акты внед рения в Сургутском государственном п ела гоги ч сском и н ститутс и Сур гуте ком и ау ч и о - и сс л е д о r ате л ьс ком институте профилактической медицины.
Положения, выносимые на защиту:
1. Физиологические и психологические показатели умственной работоспособности отражают сложность протекания адаптационного периода обучения в вузе студенток-первокурсниц с низким темпом психомоторной деятельности.
2. Показатели латентного периода зрительно-моторных реакций студенток первого курса достоверно отличаются увеличением времени ответной реакции по сравнению с показателями студенток пятого курса.
3. Физиологические и психологические показатели студенток первого курса отражают улучшение умственной работоспособности в начале второго семестра и нарастание утомления к концу первого и второго семестра.
Апробация работы: автором опубликовано 16 работ, из них по теме диссертационного исследования 14 работ. Результаты исследования отражены в докладах и сообщениях на конференциях. В их числе; Первая научная конференция молодых ученых и специалистов Сургута (1998); конференция молодых ученых и специалистов Сургута «Наука и образование ХМАО - XXI веку» (Сургут, 2000); научная конференция преподавателей СурПГИ «Актуальные вопросы образования и воспитания педагогических кадров» (Сургут» 2000); вторая региональная научно^практическая конференция «Национально-региональное образование но физической культуре и спорту'» (Сургут, 2001); юбилейная научная конференция «Пути обновления педагогического образования» (Сургут, 2001); первая Всероссийская конференция «Актуальные проблемы эволюционной и популяционной физиологии человека» (Тюмень. 2001 ); научная конференция Сур ГГТИ «Актуальные проблемы адаптации человека» (Сургут, 2002); научная конференция преподавателей СурГПИ «Актуальные проблемы
10
адаптации человека» (Сургут. 2002); восьмая отчетная научная конференция преподавателей, аспирантов и соискателей института «Проблемы качества образовательной системы Сур ГНИ: поиски и решения» {Сургут, 2004).
Структура и объем диссертации:
Диссертация изложена на 120 страпниах машинописного текста, состоит из оглавления, введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, изложения результатов собственных исследований и их обсуждения, выводов, практических рекомендаций* списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 6 рисунками.
Библиография включает 230 отечественных и 20 зарубежных публикаций.,
ВЫВОДЫ
1. Исследование латентного периода зрительно-моторной реакции студенток-первокурсниц с разным темпом психомоторной деятельности позволило выявить, что у большинства исследуемых студенток (85%) наблюдается высокий и средний темп психомоторной деятельности. Студентки с низкой скоростью психомоторных реакций составляют 15%. Наименьший ЛП ЗМР отмечен у студенток второй группы — со средней скоростью психомоторных реакций. Выраженное
87
ухудшение показателей латентного периода простой
и сложной зрителыно-моторной реакции после проведения тестов психомоторной нагрузки наблюдается среди студенток третьей группы — с низким темпом психомоторной деятельности. У девушек этой группы отмечено наибольшее количество допускаемых ошибок при тестировании, наименьший балл успеваемости (3,7 баллов)- Таким образом, полученные нами результаты исследования ЛП ЗМР свидетельствуют о сложности адаптационного периода обучения для студенток-первокурсниц, обладающих низким темпом психомоторной деятельности,
. Исследование годовой динамики латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции студенток-первокурсниц в процессе учебной деятельности выявило снижение латентного периода как простой, так и сложной зрительно - моторной реакции после проведения тестов психомоторной нагрузки в начале первого семестра- Происходит замедление Скорости ответных реакций к концу первого, середине и концу второго семестра по сравнению с началом учебного года. Наиболее выраженное снижение данных показателей отмечается в конце учебного года (р<0,05). Высокая скорость ответных реакций на зрительный раздражитель у первокурсниц наблюдается в начале второго семестра, также в этот период отмечается улучшение показателей латентного периода сложной зрительно-моторной реакции до проведения нагрузочных по сравнению с началом учебного года. В отличие от литературных данных выявлено нарастание утомления студенток первого курса с марта месяца. Динамика изменений латентного периода простой и сложной зрительно - моторных реакций в течение учебного года одинакова.
ss
Сравнение среднегодовых показателей латентного
периода простой и сложной зрительно-моторной реакции студенток первого и пятого курса обучения показало достоверное увеличение (р<0,05) скорости ответных реакций девушск-старшекурспиц. У первокурсниц наблюдается прирост времени латентного периода простой и сложной зрительно - моторной реакции до и после поведения тестов психомоторной нагрузки, у студенток пятого курса происходит достоверное снижение времени ответной реакции на зрительный раздражитель (р<0Л05).
Оценка состояния психоэмоциональной устойчивости студенток первого курса показала высокий уровень тревожности и беспокойства в начальный период обучения, особенно ярко выраженный среди студенток с низким темпом психомоторной деятельности. К середине первого семестра у большинства студенток показатели состояния психоэмоциональной устойчивости улучшаются. Наиболее благоприятный^ уровень функционирования отмечается нами в начале второго семестра. Середина и конец второго семестра характеризуются ступенчатым ухудшением психоэмоционального состояния студенток-первокурсниц.
Исследование гемодинамических показателей выявило увеличение систолического давления в конце второго семестра (р<0,05). Также прослеживается увеличение ТСС у первокурсниц or начала к концу учебного года. Показатели вегетативного индекса Кердо студенток первого курса изменяются от отрицательных значений в начале учебного года до положительных в конце второго семестра.
Список работ, опубликованных по теме диссертации:
1-Пути повышения умственной и физической работоспособности студентов северных регионов / Сб. тезис.
докл. «Первая научная конференция молодых
ученых и специалистов г. Сургута». Сургут, 1993. С. 18.
2* Онтогенетические и адаптационные аспекты состояния сердечно-сосудистой системы населения Среднего Приобья / Сб. тез. докл. молодых ученых и специалистов «Наука и образование ХМАО- XXI веку». Сургут. 2000. С. 62-65. (в соавт.).
3. Некоторые подходы в повышении резистентности организма студентов факультета физической культуры / Матер.I регион, науч.-практич. конференции 26/II - 2000 г. «Национально¬региональное образование по физической культуре и спорту». Сургут, 2000, С.141 - 142,
4. Морфофункциональное состояние детей 11-12 лет нестабильной популяции северного города / Сб. тез. докл. молодых ученых и специалистов «Наука и образование ХМАО- XXI веку», Сургут, 2000. С.72 - 75. (в соавт.).
5. Морфофункциоыальное состояние студентов факультета физической культуры в условиях Среднего Приобья / Матер.
I регион, науч. - практич, конференции 26/11 - 2000 г. «Национально - региональное образование по физической культуре и спорту». Сургут, 2000. С.107 * 111. (в соавт.).
6. Некоторые условия сохранения работоспособности студентов / Сб. матер, науч. конференции преподавателей СурГПИ «Актуальные вопросы образования и воспитания педагогических кадров». Сургут, 2000. С. 150 - 153.
7. Некоторые аспекты адаптации студентов-лервокурсников педагогического вуза / Матер. II регион, науч.-практич. конференции 19/1 — 2001 г. «Национально-региональное образование по физической культуре и спорту». Сургут, 2001. С.93 - 95.
91
8. Динамика умственной работоспособности студентов в течение учебного года / Сб. тезисов докл. юбилейной науч. конф. «Пути обновления педагогического образования». Сургут, 2001. С. 177 - 179.
9. Медико-биологические научные исследования в педагогическом вузе / Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы эволюционной и популяционной физиологии человека». Тюмень, 2001. С.10 - 12. {в соавт.).
10. Зрительно — моторные реакции студенток первого курса педагогического вуза города Сургута / Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы эволюционной и популяционной физиологии человека», Тюмень, 2001. С.77 - 78, (в соавт.}-
11. Профилактика утомления школьников средствами физической культуры / Межвузовский сб. науч. трудов «Актуальные проблемы адаптации человека». Сургут, 2002. С. 170 - 171. (в соавт.).
12. Состояние умственной работоспособности студенток первого курса Сургутского педагогического института / Межвузовский сб. науч. трудов «Актуальные проблемы адаптации человека», Сургут, 2002. С. 133 — 134. (в соавт.).
13. Исследование САН студентов-первокурсников Сургутского государственного педагогического института / Успехи современного естествознания. Москва; Изд-во «Академия естествознания». № 5. 2003. С.87 - 88. {в соавт.).
14. Культура здоровья и адаптация студентов педагогического вуза / Сб. трудов кафедры психолого¬педагогических технологий охраны и укрепления здоровья «Педагогика и психология здоровья». М.: АПКиПРО, 2003, - С. S3 - 90. (в соавт.).
92
15. Межсегмептарные и надсегментарные метамернорецелторные связи нервной системы у спортсменов высшей квалификации / Материалы М Межрегионального Симпозиума по проблеме адаптации человека и животных к субэкстремальным факторам среды «Адаптация к факторам окружающей среды», Челябинск,2003.- С.24-26.(в соавт.)
16. Условия, способствующие улучшению функционального состояния организма студентов в период обучения в вузе ! Сб. тезисов докладов восьмой отчетной научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей института 30 января 2004 года «Проблемы качества образовательной системы Сур ГПИ: поиски и решения», 2004. Сургут, 2004. С. 33 - 35.
н
I
93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авцын А.П., Жаворонков А.А., Марачев А.Г., Милованов А.П. Пато-логия человека на Севере. - М.: Медицина, 1985, - 415 с,
2* Агаджанян Н.А., Ветчинкина К.Д. Учебный процесс и здоровье сту-дентов // Современная высшая школа, 1986. - №1. — С. 103-109.
3. Агаджанян Н.А,, Ионова Т.В., Сауткин МФ. Формирование опти-мального функционального уровня нсспсцифичсской резистентно¬сти в период адаптации студентов к условиям вуза Н Физиология че-ловека, 1994. - Т.20.-М3--СЛ 44-150.
4. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Человек в условиях Севера - М.,
1996. -208 с.
5. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов. — М., 1997. - С. 10-25.
6. Агаджанян Н.А., Толь Л.З., Циркнн В.И., Чеснокова С.А. Физиоло¬гия человека. — СПб.: СОТИС, 1998. — 527 с. ^
7. Айдаралиев А.А.? Максимов АЛ. Адаптация человека к экстремаль-ным условиям: опыт прогнозирования. — Я.: Наука, 1988. - 126 с.
8. Алиев М.Н.> Шахов Ш*К. Физическая культура и здоровье студентов И Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учеб¬ных заведений, ~ Махачкала: Изд^во полиграфический центр ДГУ, 1998.-217 с.
9. Алиев М.Н. Проблемы охраны и укрепления здоровья детей, подро-стков и студенческой молодежи в современных условиях // Вестник Дагестанского педагогического университета. — Махачкала, 1999. - С. 25-26.
10. Алферова R.R., Кудрякова Т.А. Динамика функционального состоя-ния ЦНС учащихся старших классов в условиях дифференцирован¬
94
ного обучения / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1990. — С. 12.
11. Анохин II.К. Очерки по физиологии функциональных систсм. — М,: Медицина, 1975. “447 с.
12. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980. - 196 с.
13. Атггипова О.С., Сергиенко А.В., Яковлев В.Н. Зависимость умствен- ной работоспособности студентов от разных форм учебной деятель-ности U Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы 8 международного симпозиума- - М.* 1998 - С.23 - 24.
14. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика п про-цессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968.- 250 с.
15. Антропова М3., Козлова В.И. Методические рекомендации по фи-зиолого - гигиеническому изучению учебной нагрузки учащихся. - М., 1984. — 64 с. /
16. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. - М., 1988.- 133 с.
17. Антропова М В., Кузнецова JI-M,, Бородкина Г.В. Изменения психо-физиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения // Физиология человека, 1991.— Т. 15. — №5. — С. 116 —- 124.
18. Антропова М.В., Соколова Н.В. Особенности умственной работо-способности медлительных и подвижных детей — учащихся I — IV классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Физиология человека, 1993. — №4- 14 с.
95
19. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М., Манке Г.Г., Пара- ничева Т,М. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков // Физиология человека, 1995. - №5. —С.24-32.
20. Апанасенко Л.Г. Охрана здоровья здоровых. Некоторые проблемы теории и практики. / Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Санкт - Петербург: Наука,1993. - Вьгп.1, - СА9-60.
21. Ахмерова С.Г, Оптимизация гигиенического воспитания студентов в учебном процессе (на примере Башкирского гос, пед. института): Автореф, дис. ... канд. мед. наук. — М., 1994. - 23 с.
22. Алзбель С.И., Пентшович А.А., Хиль Р.Г., Ростовцева Г.Г. О состоя-нии сердечно-сосудистой системы у лиц, занятых высокоответст- венным умственным трудом // Матер.симпоз. Физиологическая ха-рактеристика умственного и творческого труда - М., 1969. - С. II- 12.
23. Баевский P.M. К проблеме оценки степени напряжения регулятор¬ных систем организма / Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск 1974. — С. 88.
24. Баевский P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и пато-логии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
25. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможно¬стей организма и риска развития заболеваний. — М.: Медицина,
1997. -253 с.
26. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской области / учебное пособие. Екатеринбург: Сред.-Урал. книжн. изд-во, 1996. — 240 с.
96
27. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал, 1998. - №1, - С.5-8.
28. Барбараш Н.А., Миляева М.В., Тимощук Г.И» Стресс — реакции и факторы риска заболевании у лиц молодого возраста // Физиология человека- - 1994. - Т.20. - №1. - С. 115-211.
29. Барбашев С.В., Пащенко Л.Г. Динамика соотношения умственного и физического в личностном развитии младших школьников. Сборник научных трудов. - Тобольск, 1999. - С.68.
30. Башкиров А.А., Седова Л.М. Методы и средства повышения умст-венной работоспособности студентов в процессе адаптации к учеб¬ной деятельности, — Казань, 1986. — С 18-23.
31. Безруких М.М., Фзрбер Д.А, Физиология, развитии ребенка: теорети-ческие и прикладные аспекты. — М.3 2000. — 319 с.
32. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлев Н.В. Успешность обучения сту-дентов медицинского вуза: дифференциально-психологический ас-пект// Психологический журнал, 1994. - Т.15. - Jfsl. -С.81-86.
33. Б ел ов В .И. Энцикл опедия здоровья. — М.: Химия, 1993. - 400 с.
34. Берзинь В.И. Изучение некоторых психофизиологических функций у студентов вузов// Гигиена и санитария, 1981, - №8, - С.84-86.
35. Богданов А,Н. Хронические цереброваскулярные заболевания и ишемический инсульт в Среднем Приобье (эпидемиология, диагно-стика.» профилактика и терапия). Авторе ф, дис, ... д-ра мед. наук.- Иваново, 1998.- 47 с.
36. Бойко Е.Р. Некоторые закономерности метаболических перестроек у человека на Крайнем Севере // Физиология человека, 1996. — N«4. ~ С.122-129.
37. Большая мед. энцикл., т.1, с,422.
97
38. Борисова И.Ю., Ганелина И.Е., Притыкина Н.Я. Психологические и поведенческие особенности личности с утренним типом работоспо-собности //Психология и практика, 1996. -
39. Вайткявичюс Ю-В.Н. Гигиеническая характеристика воздействия учебной нагрузки на организм школьников средних классов в обще-образовательной Литовской школе: Автореф, дис, ... канд, мед. на-ук.- Шяуляй, 1985, с.
40. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход; Метод, пособие. -М.: Высшая школа, 1991. - С.103-126.
41. Вершовский В.Г. Образование для взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.-184 с.
42. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учеб-ного труда студентов. М.: Прометей, 1993. — 155 с.
43. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образова-тельном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, об-разование, тренировка. - 1996. - № 1. — С.27 — 32. ^
44. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здоровот образа жизни сту-дентов. -М.: МНЭПУ, 1995. - 18 с,
45. Виленский М.Я.» Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1997. -С. 44-84 *
46. Виленский М.Я. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности / В кн.: Физическая культура сту-дента. Учебник / Под ред. В.И.Ильииича. - М.: Гардарики, 1999, — СЛ75-Ш.
47. Виноградов В.М., Гречко А.Г., Катков В.Ф. Общие принципы фар-макологической оптимизации работоспособности организма в обыч¬
98
ных и осложненных условиях / Фармакологическая регуляция физи¬ческой и психической работоспособности. — М., 1980. — С.З.
48. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Здоровье - это прибыль, - М.: ФиС, 3991.-C.3-25.
49. Вишлрадов П.А. Здоровье и физическое состояние населения Рос¬сии на рубеже XXI века. — М.: ФиС, 1994- — С.З -15,
50. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новые этапы физкулыурно — оздо-ровительной работы среди учащейся молодежи И Теория и практика физической культуры. — 199S. - W7. — С.24 — 26.
51. Волков В.Н. Место здоровья в жизненных ориентациях студентов педагогических институтов / В кн.: Физическая культура и спорт в развитии личности студента. —М., 1998. — С.183 — 184.
52. Воробьева Г.А.Э Филькина О.М., Шанина Т.Г. Динамика умственной работоспособности подростков // Материалы IV конгресса педиат¬ров России, —- М., 1998, — С.32*
53. Ганченкова Г.П. Некоторые вопросы изучения функционального со¬стояния детей: Учебное пособие. — Челябинск: ИЦ «Уральская ака¬демия», 2003. - 88 с.
54. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Россий¬ской Федерации // Здравоохранение. - 1907. - К°7. - С.З-5.
55. Горлова OJL Социально-гигиеническая оценка бюджета времени советских и иностранных студентов Ц Гигиена и санитария, 1990. - № 5.- С. 69-72.
56. Горлова О.Е. Анализ использования студентами свободного време¬ни в дни самостоятельных занятий И Гигисча и санитария, 1993. - №
4. - С.57-58.
99
57. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье // Теория и практика физической культуры. — 1996. - №4. — С.49-54.
58. Греков А.А. Личность в современных условиях. — В кн.: Развитие личности в образовательных системах Южно — Российского региона.
- ВДС «Орленок, 1996. - С.59 - 60.
59. Грибанов А.В,, Данилова Р.И. Общая характеристика климатогео- графических условий Русского Севера и адаптивных реакций чело¬века в холодной климатической зоне (обзор) // Север, Дети. Школа: Сб. науч. трудов. — Архангельск, 1994. - С. 4-27.
60. Григорьев И.И., Григорьев А.И., Григорьев К.И. Медицинская кера- сология (погода и здоровье человека). - М., 1997. — 53 с.
61. Гринене Э.» Вайтнявичус В. Умственная работоспособность старше-классников на уроках по различным предметам / Возрастные осо¬бенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1990.
— С.75— 76.
62. Гриненко М.Ф. Физическое воспитание студентов с заболеваниями органов пищеварения' Учебное пособие.— М., 1979. — С.3-10.
63. Тромбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С.9-32.
64. Грошев В.Н.> Кривощапов Н А., Полова Н,В. О совершепствовапи- ии лечебно-оздоровительных мероприятий среди подростков- юношей // Здравоохранение Российской Федерации, 1996. - № 1.- С.
41.
65. Гудков А.Б. Особенности физиологических реакций организма при экспедиционно-вахтовом режиме труда в Заполярье: Автореф. дис. ... канд. мед.наук / Рос. Ун-т дружбы народов. — М., 1992. - 17 с.
100
66. Гудков А.Б., Лабутин Н Ю. Влияние специфических факторов Запо¬лярья на функциональное состояние организма человека. // Экология человека, 2000. - №2- - с. 18-20.
67. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональ¬ных состояний. М.: МГУ, 1992. - 192 с.
68. Демин A.IC., Демина И.А. Образование в области здоровья и укреп¬ление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России. - М.,
1999. -386 с,
л
69. Дсряпа И.Р. Адаптация человека в полярных районах земли. - Л.; Медицина, 1977. — 296 с,
70. Добромыслова ОЛ, Маймулов В,П. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария, 1991. - № 3.- С.42-46,
71. Дубровина И.В, Школа и охрана здоровья // Школа здоровья. — Ы, 1998. — № 2* —- С.50 — 54,
72. Дудина Е.А. Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека // Теория и практика физической культуры, 1999. - №5. - С. 14-16.
73. Дядичкин В.П. Особенности психофизиологических функций при умственном труде / Гигиена и санитария, 1987. - №4. - С. 39-41.
74. Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работо-способности. — Минск: Высшейшая школа, 1990. — 119 с.
75. Егорычева А.С., Пенцук Б.Н., Мацук Н.Г, Сравнительная оценка уровня здоровья и физической подготовленности первокурсников. - В кн.: Организация и методика учебного процесса, физкультурно - оздоровительной и спортивной работы. - Ростов - на - Дону, 1998. - С.122-123.
76. Ермолицкий Н.М., Киеня А.И., Заика Э.М. Характеристика селсомо- торных реакций у детей и подростков // Здравоохранение, 1996, - №10. — С.32.
77. Ефимова И.В., Ароне Е.К., Будыка Е.В., Куприянов В .Л, Физиолого
— психологический подход к проблеме здоровья студентов // Биоло-гические науки, 1991. - №6. — С.56.
78. Ефимова И.В. Состояние здоровья и мотивации физкулыурно — оз-доровительной деятельности студентов при различных факторах риска нейросоматических заболеваний // Теория и практика физиче¬ской культуры, 1996, - №8. -С.19 -22.
79. Жвавый Н.Ф,, Орлов С.А., Сосин Д.Г. Влияние различных климато-географических условий на формирование соматотипа населения Тюменской области // Тюменский медицинский журнал, 2001. - № 2.
- С.51-52.
80. Зайцев В .П., Варвин И.Д. Здоровье человека и профилактика заболе- ваний.— Белгород, 1998.-216 с.
81. Замаренов М.С. Умственная и физическая работоспособность сту¬дентов в условиях различных двиг’алельных режимов // Теория и практика физической культуры. - 1972. - №2. — С.46.
82. Захаров М.С. К вопросу о работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. — 1977. -№11. — С.62 “ 64.
83. Захарова Д,А., Петрова ПГ. Экология и здоровье человека’в респуб¬лике Саха (Якутия) // Медико-биологические и экологические про¬блемы здоровья человека на Севере. Сборник материалов Всерос. научно-практической конференции. 4.1 / Под ред. В.11. Зусвского. - Сургут: СурГУ, 2000. - С.70-72,
102
84. Зеллис Ж.Н. Гигиеническая оценка влияния учебной нагрузки на организм школьников средних классов компенсирующего и тради¬ционного обучения в общеобразовательной школе: Автореф. Дне. ... канд.биол.наук.- М., 1995.- с.
85. Зуевский В.П. Экологическая ситуация и медицинские проблемы в Хангы-Мансийском автономном округе // Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на Севере. Сборник материалов Всерос. научно-практической конференции. 4.1 / Под ред. В.П. Зуевского. — Сургут: СурГУ, 2000. — С,59-64.
86. Иванов Г.Г., Воронцов В.Н. Характеристика COCTO*FJK* здоровья
студентов за годы обучения в вузе // Традиционные и не-градицион- ные методы оздоровления детей. Тезисы V Между]гародной научно- практической конференции, 1996. - С40.
87. Ильин А.Г. Гигиеническая характеристика эндогенных и экзогенных факторов возникновения и развития заболеваний органов пищеваре¬ния у студентов: Автореф. дис.... канд.мед.наук,- М., 199?. - 24 с.
88. Ильин E.I1. Проблема оптимального соогношения между умствен¬ной и физической деятельностью // Оптимальное соотношение меж¬ду умственной и физической деятельностью у студентов педагогиче¬ских институтов, 1976.- Вып. 1.-С. 5-17.
89. Искакова Э.Б. Умственная работоспособность и характеристика DC- гетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различ¬ной подвижностью нервных процессов: Автореф. дис... канд. биол. наук. — Казань Д 99 L — 20 с.
90. Каазик А-Т.М. Психосоматическое состояние студентов и функцио¬нальные изменения в их организме в течение экзаменационной сес¬сии: Автореф. Дис.... канд. мед. наук. - Тарту, 1990. — 34 с.
103
91. Казни Э.М., Шорин Ю.П., Лурье С.Б. Автоматизированная оценка адаптивных возможностей организма у лиц с различным морфоти- иом // Физиология человека, 1992. -Т.18. - JV«1. - С.97.
92. Казни Э.М., Анисова Е.А., Галсев А.Р., Голенда И.Р,, Гольдшмидт Е.С., Гришина К.В,, Драгтезо Р.Г., Игишева Л.Н.? Минин В.В., Ов¬чинникова О.В., Шабашева С.В. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека // Физиология человека, 2001.- Т.27. - №2. — С.112’121.
93. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. — 190 с.
94. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 1986* — 120 с.
95. Калиберный В.В., Сайкова Н.Н., Шапошникова Л.И., Чижевский Г.Б. Влияние различных форм обучения на функциональное состояние организма и здоровье учащихся // Материалы VHI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 1996. Т. II. — С. 171-172.
96. Камалетдинов В.Г., Исаев А.П. Физическое воспитание как фактор адаптации в условиях; районов Крайнего Севера П Теория и практика физической культуры, 1997. - № 9. - С Л 8-21.
97. Камалиев М.А., Лисицын В.И., Возженникова Г.В. Состояние здо¬ровья студентов медицинского института // Здравоохранение Казах¬стана, 1992. - № 1. - С. 65-67.
98. Карасев М.Н. Охрана труда на Севере в строительстве.- Л,: Стройиз- дат., 1985.-208 с.
99. Катаева Л.Н., Катаев С.И. Влияние учебной нагрузки па умствешгуго работоспособность студентов // Образ жизни и здоровье студентов.
104
Материалы первой Всероссийской научной конференции. - М., 1988.
- С.78-79.
100. Каттохин В.Н., Голубева Л.Л., Клочкова Г.В., Банникова И.Г., Ваги- дов В.М., Григорук С.Д., Турченко И.В., Яхнн Д.К, Как сохранить здоровое сердце на Севере. - Сургут: ИИЦ СурГУ, 1997. - 21 с.
101. Квасов С,Е, Изуткин Д.Л. Факторы образа жизни и здоровье студен¬тов за период их обучения в вузе // Советское здравоохранение,
1990, - № И, - С.26-30.
102. Киеня А.И., Кириченко О.В. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно неблагоприятной зоне // Физиология человека, 2001, - Т.27. - №2. - С.98-103.
103. Киюта Г.Л. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спецдисципшш // Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных учебных заведениях. М., 1997. — С. 141-14S.
104. Климович И*Л. Оценка динамики умственной работосцбсобности детей в массовой школе. - Л., 1988. - 13 с.
105. Ковальчук Е.Н., Прокофьева Н.Г. Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов ВУЗов. — М., 1974. — С. 147-148.
106. Ковязина О. Л., Лепунова О.Н., Панин С.В., Соловьев B.C. Функцио¬нальные показатели школьников северного города // Экология человека, 2000. - №2. - с.41-43.
107. Койносов П.Г., Чирятьева Т.В., Соколов А.Г., Койносов А,П., Ли Л,С., Ахматова ВЛ1. Формирование экологического типа у детей на Тюменском Севере I! Медико-биологические и экологические про¬блемы здоровья человека на Севере. Сборник материалов Всерос. научно-практической конференции. 4.1 / Под ред. В Л. Зуевского. — Сургут: СурГУ, 2000. - С.72-76.
105
108. Кои И.С. Психология юношеского возраста. —М., 1979. — 175 с.
109. Коробицын А.А., Ценципер М.Б., Болотов В,ДР) Попов В.В,, Пары- гин А.Л. Суточный профиль артериального давления у здоровых и больных артериальной гипертонией северян II Экология человека, 2000. - №3 -С.25-30.
110. Кравчук А.И., Петренко Б.С., Коичиц Н.С. Физическое воспитание и здоровье населения Сибири. - Новосибирск, 1995. - С.69.
111. Кривощеков С.Г., Шишкина Т.Н., Охотников С.В., Балиоз H.R. Фи-зиологические механизмы адаптации и здоровье населения при про-изводственных миграциях // Бюл. Сиб, отд. Рос. АМН, 1997. - №2. - С. 12-19.
112. Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций. - Новосибирск, 1998. — 100 с.
113. Кривощеков С.Г,, Ройфман М.Д., Диверт Г.М. Системные реакции
/
и центральные механизмы регуляции при адаптации к холоду к ги¬поксии /У Вестник АМН, 1998, - №9. — С.48.
114. Кривощеков С.Г., Охотников С.В. Производственные миграции и здоровье человека на Севере. - Новосибирск, 2000. - 118 с.
115. Кривощеков CJ, Диверт Г.М. Принципы физиологической рефля¬ции функций организма при незавершенной адаптации // Физиоло¬гия организма, 2001. - Т.27. - №1. — С.127-133.
116. Крыжановская В.В. Влияние умственной работы на отдельные по¬казатели сердечно-сосудистой системы: Симп. по творч, труду. - М., 1969. - С. 67-69.
106
117. Крупская С.Г., Олифер Л.Д. Методические подходы к оценке уров¬ня здоровья студентов младших курсов // Здравоохранение Россий¬ской Федерации. — 1993. - №5. - СЛб-18.
118. Кулак И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. - Минск: Беларусь, 1968. — 272 с.
119. Куликова Г,А. Нейрофизиологические основы сенсомоторттой коор-динации // Физиология поведения (нейрофизиологические закономерности): Руководство по физиологии. - Л.: Наука, 1986. - С.334-443.
120. Лаэдип О.Л., Васюткова Л.А., Сорокин Ю.К. Выявление патологии органов пищеварения при массовом обследовании студентов // Здра¬воохранение Российской Федерации, 1991. - N2 9. - C.27-2S.
121. Лакин Г.Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990. - 284 с.
122. Левин М.Я. Состояние здоровья студентов вузов Ленинграда. - Л., 1991.- 17 с.
123. Лившиц О.Д., Меньшикова Л.А, Влияние режима питания на пока¬затели напряженности умственного труда студентов // Гигиена и са¬нитария, ] 992. - № 1. - С. 31-33.
124. Литовченко О .Г., Логинов С.И. К вопросу об оценке состояния ум¬ственной работоспособности школьников // Поиск. — 1996, - №3. — С. 109 — 115.
125. Литовченко ОТ.у Логинов С.И. Психофизиологическая оценка ум¬ственной работоспособности в условиях учебной деятельности чело¬века: Материалы II международной научно-практической конферен¬ции «Физическая культура и спорт учащейся молодежи в ратвиваю- щемся мире». - Шуя, 1996. — С 98 — 111.
107
126. Литовчсико О.Г., Логинов С.И. Особенности зрительно-моторной реакции у подростков: Материалы республиканской научно- практической конференции. Петропавловск, 1997. - С. 25^34.
127. Литовченко О.Г, Психофизиологические параметры и умственная работоспособность школьников учебных учреждений традиционно¬го и нетрадиционного типа. Автореф. дис.... канд. биол. наук. - Ткь мень, 1998, - 16 с.
128. Люовченко О,Г, Адаптация человека: некоторые аспекты изучения.
- Актуальные проблемы адаптации человека: Межвузовский сбор¬ник научных трудов / Под ред. О.Г, Литовченко. - Сургут: РИО Сур- ГПИ, 2001.-С.6-12.
129. Лихачева О.А., Степанова Л.П., Ударова Н.С. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. Методиче¬ские рекомендации, - М,: Экономика, 1990. - 110 с.
130. Логинов С.И., Комиссаров М.П. Многофакторный анализ поведения, связанного со здоровьем студентов — ювеналов Северного Приобья // Сб. мат. всерос. конф. Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатографических зон / ред. С.И. Логинов. — Сургут, 2000, - С-34 — 36.
531. Лурия АР, Физиология человека и психологическая паука (к поста¬новке проблемы) // Физиология человека, 1975. - Том 1. - ML - С.18- 27.
132. Лукишев Н.Е., ЛапицкиЙ Ф.Т. Физическое состояние студенческой молодежи в экологических условиях Европейского Севера // Здоро¬вье человека и экологические проблемы: Тез. докл. науч.-практ. конф. (26 - 27 септ. 1991 г., г. Киров).— Киров, 1991. - С.100-102.
IQS
133. Ляхович Л.В., Медведь Л.М. О потребности студенческой молоде¬жи в информации по проблеме здорового образа жизни // Здраво¬охранение Российской Федерации, 1992. - № 7.- С. 20-22.
134. Ляхович А.В., Маркова А.К. Образ жизни учащейся молодежи в ас¬пекте здоровья // Г пшена и санитария, 1994. - №7. — С.47-50.
135. Ляхович А.В., Ахмерова С .Г., Курмаева А.А. Концептуальная мо¬дель формирования здоровья студентов в условиях педагогического вуза // Гигиена и санитария, 1996. - №2. — С.52-56.
136. Макаренко Н,В. Психофизиологические функции человека и опера¬торский труд. - Киев: Наукова думка, 1991. - 216 с.
137. Макаренко Н.В., Вороновская В.И,, Панченко В.М., Киснко В.М. Кратковременная память у людей с различной подвижностью нерв¬ных процессов// Физиология человека, 1993. — ТЛ 9. - №2. - СЛЗ-21,
138. Малкова Т.Г, Особенности адаптации и состояния здоровья студен¬тов медицинского вуза: Авторсф. дис.... канд.мед.наук. - £4., 1992. - 30 с.
139. Маляренко Т.Н., Максинев Д.Н., Турина В.И, Морфологические предпосылки здоровья студентов // Валеологая, 1997. - №4. - С.39- 44.
140. Марищук В.Л,, Блудов Ю.М., Плахтиенко ВЛС, Серова Л,К. Методи¬ки психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
141. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии, - М,: Просвеще¬ние, 1974.-223 с.
142. Матюхин В.А., Разумова АЛ. Экологическая физиология человека и восстановительная медицина / Под ред. И.Н. Денисова. - М.: ГЭО- ТАР Медицина, 1999. — 336 с.
109
143. Матюхин В.В. Умственная работоспособность с позиции теории о функциональных системах (обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология, 1993. - № 3-4. - С.28-30.
144. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация челове¬ка к экстремальным условиям среды; Руководство по физиологии. - М.; Наука, 1979.-С.625.
145. Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональное состояние человека И Физиология трудовой деятельности. - СПб.: Наука, 1993, -С.10.
146. Медведев В,И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека, 1998. - Т.24. - №4. - С.7.
147. Методика использования программы оценки состояния стресслими- тиругощих систем «Стрессдиагноз», Методическое руководство./ Под ред. И.Е.Оранского. — Екатеринбург, 1996. —24 с,
148. Миляева М.В., Барбараш Н,А, Индекс напряжения регуляторных систем — диагностический критерий стресс — реактивности и уровня здоровья лиц юношеского возраста // Образ жизни и здоровье сту¬дентов. -М., 1995.- С.137-138.
149. Миляева М.В., Барбараш НА. Влияние экологических факторов ин-дустриального города на здоровье студентов // Физиология человека, 1998. - №L — С. 104-106.
150. Миннибаев T.UL Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов //Гигиена и санитария, 1993, - № 3. - С. 55-
57.
151. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. — 480 с.
110
152. Моки ен к о Г. С., Полковникова Н.М. Роль двигательного режима в формировании исходного уровня физической подготовленности и состояния здоровья первокурсников II Физкультура и здоровье студентов. Сб. науч. трудов / Под ред. Е.Д.Хомской, М.М.Рыжака. - М.: МГУ, 1988.-С.63.
153. Набиева 1ILK, Особенности усвоения информации детьми с разной подвижностью нервных процессов при выработке дифференцировки // Возрастные особенности физиологических систем детей и подро¬стков, — М., 1990. — С Л 98 — 199.
154. Навакатикян А.О., Крьшановская В.В. Возрастная работоспособ¬ность лиц умственного труда. — Киев; Здоровье, 1979. - 280 с.
155. Неверова Н.П., Акитштта СХЦ Амаряп П.С. Диагностика здоровья студентов в педагогическом вузе и учителей по данным математиче¬ского анализа сердечного ритма: антропологическим и психофизио¬логическим показателям // Физиология человека, 1996. - Т.22. - №2. -С. 104-107.
156. Нобиева Г.М. Умственная работоспособность юношей 17 — J 8 лет и ее динамика в период обучения в техучилище II Гигиена производст¬венной и окружающей среды рабоггников химической промышлен¬ности.^ М., 1983. —С. 18 —23.
157. Новицкий В.Е., Крохмаль JI.1L Функциональное состояние сердечно
- сосудистой системы у студентов специального медицинского от-деления в процессе занятий физическим воспитанием // В кн.: Физи¬ческое воспитание студентов медицинских и фармацевтических ин¬ститутов в системе подготовки специалистов здравоохранения. - Львов, 1991. — С.68 - 69.
158. Носова Л.И.* Маловичко В .И., Бурханов А.И. Динамика здоровья студентов // Советское здравоохранение.- 1990, № 2.- С. 43-46.
159. Обзор ’’О состоянии окружающей природной среды Ханты- Мансийского автономного округа в 1998 году’' / Гос. комитет по охране окружающей среды ХМАО. - Ханты-Мансийск, 1999. - 152 с.
160. Обухов С.М., Обухова Н.Б., Дудник М.Г. К оценке физической под-готовленности студентов // Физкультурное образование Сибири, 1998.- №9. - С.80.
161. Павлов С.Е, Адаптация. — М.: Паруса, 2000. -283.
162. Панин Л.Е. Вопросы экологии человека в условиях Крайнего Севера.
- Новосибирск: Паука, 1979.
163. Пейсахов Н.М.Психологические и психофизиологические особенно¬сти студентов. — Казань: Казан* университет, 1977. — 261 с.
164. Плотников В.В, Экология Ханты-Мансийского автономного округа.
- Тюмень: Софт Дизайн, 1997. — 286 с.
165. Плотникова М.В. Свойства высшей нервной деятельности у детей 6 -17 лет северного города, Дис. канд. биол. наук / Тюм. гос. ун - т. - Тюмень, 1998. ^
166. Поборский A.II,, Пшенцова И.Л, Оценка уровня здоровья и компен¬саторно - приспособтсгельньтх возможностей организма первокласс¬ников в условиях Севера // Здравоохранение Российской Федера¬ции, 1999. -Jfel.-СЗ1-33.
167. Поборский А.Н. Адаптационные возможности пятиклассников - се¬верян на фоне приема препаратов метаболического действия // Эко¬логия человека, 2000. - №1. - 60 с.
168. Подоба Е.В. Сердечно-сосудистая система и нервно-напряженный труд: Симп. по тиорч. труду. - М., 1969. - С.97-99.
369. Пономарев В.В. Региональная программа по физической культуре для учащихся младших классов, проживающих в условиях Крайнего Севера / Физкультурное образование Сибири, 1998. - №9. - С. 14-17.
112
170. Пономаренко И.И. Гигиеническая оптимизация обучения и укреп¬ления здоровья студентов техничских вузов: Автореф. дис. докт. биол. наук.-М., 1990.-40 с.
171. Потапов А.И., Устюшин Б.В., Ястребов Г.Г. Физиолого - гигиениче¬ские проблемы оптимизации условий жизнедеятельности человека на Крайнем Севере // Тез. докл. Международ.симозиума Ямал 95 "Труд и здоровье на Севере” - Новый Уренгой, 5-7 сентября, 1995.- С.34.
172. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. - М.: Меди¬цина, 1964.- С.З - 8.
173. Раенгулов Б.М. Гигиенические аспекты оптимизации здоровья дет¬ского населения на примере Ямало-Ненецкого автономного окрз^га: Автореф. дис. ,.. канд. мед. наук* - М, 1998. - С. 19-20.
174. Рапопорт ЖЖ* Адаптация ребенка на Севере. Л.: Медицина, 1979. - 192 с.
175. Рождественская В.И. К проблеме умственного утомления^Симп. по творч. труду. - М., 1969, - С. 291-292.
176. Розенблат В.В. Проблемы утомления. - М.: Медицина, 1975. — 240 с.
177. Розенфельд Л.Г., Харисова Н.М. Комплексный анализ социального исследования вредных привычек студентов вузов // Советское здра-воохранение, 1990. - № 11.- С* 35-38.
178. Романова О.М., Губернаторов Е.Е. Особенности биоэлектрической активности головного мозга школьников юношеского возраста в со-стоянии спокойного бодрствования // Физиология школьников юно-шеского возрасга. - М., 1998. -С.18 - 30.
113
179. Рощевский М.П., Евдокимов В.Г., Варламова Н.Г., Рогачева О.В. Се¬зонные и социальные влияния на кардио-респираторнуто систему жителей Севера// Физиология человека, 1995. - №6. — С-55-69.
ISO. Рувинова Л.Г., Палева <1 Ю.Л., Совершаева С Л., Пирогова М.Г. Клинико-физиологическая оценка здоровья работников теплоэлек¬троцентралей Архангельской области // Экология человека, 1996, * №3. - С. 63-64.
181. Русалов В,М. Опросник формально-динамических свойств индиви-дуальности. Методическое пособие. — М.: РАН, 1997. — 50 с.
182. Русанова Н.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодатель¬стве Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федера¬ции, 1998. - Jfe 2. - С. 24-28.
183. Рыжов А.Я,, Тихомиров НК., Кремлева Т.Г. Количественный ана¬лиз физиологической кривой работоспособности гга модели нервно- напряженного труда // Координация сомато-сенсорных и вегета¬тивных функций при трудовой деятельности. — Тверь, 1994. - С.72-
82.
184. Сауткин М.Ф., Ионова Т.В> Заболеваемость студентов в период адаптации к условиям медицинского вуза // Здравоохранение Рос¬сийской Федерации, 1991.-№3.-С.16-18.
185. Сергеева Г.А. Состояние здоровья, физического развития и физиче¬ской подготовленности студентов — первокурсников // В кн.: Физи¬ческое воспитание сгудентов медицинских и фармацевтических ин¬ститутов в системе подготовки специалистов здравоохранения. - Львов, 1991. — С.35 — 36.
114
186. Сердгоковская Г.Н., Баранов А.А. Современные проблемы гигиены детей и подростков // Матер. 8 Всеросс. Съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 1996. - Т.1. - С. 24.
187. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция технологии. Волгоград: Перемена, 1994. - 175 с.
188. Сидоров П.И., Ценцииер М.Б., Коробицын А.А. Социально¬медицинские аспекты психологического статуса здоровых и боль¬ных артериальной гипертонией северян / Экология человека, 2000. - №3. -с.12.
189. Симонов П.В, Физиология высшей нервной деятельности как естест-веннонаучная основа общей психологии // Журпад высшей нервной деятельности, 1986. - Том XXXVI. — Вып. 2. - С. 285-295.
190. Ситдиков Ф.Г., Шайхесламова MJB. Функциональное состояние и периоды напряжения сердечно-сосудистой и симпато-адреиаловой систем у студенток в течение учебного года // Казанский медицин¬ский журнал, 1993.-№ 1. - С. 14-18. ■*
191. Словарь физиологических терминов. - М: Паука, 1988. - 446 с.
192. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. - М., 1990. - СЛ7.
193. Соловьев B.C., Мироненко В.Г., Гребнева Н.Н. Экологическая и со-циальная: физиология человека в условиях Северного города // Тру¬ды NDI, выпуск 1. - Нижневартовск, 1995. — С. 86-88,
194. Соловьева Н.В., Игнатьева С.Н., Терновский Л.Н. Влияние погодных факторов Севера на регуляцию сердечного ритма у студентов И Эко¬логия человека, 1999. — С.25-26.
195. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спор¬тивная. Возрастная: Учебник. - Тера - Спорт, Олимпия Пресс, 2001. -520 с.
196. Солонин КХГ. Сезонные изменения физиологических функций у жителей Севера // Физиология человека, 1995. - № 6. - С. 70-75.
197. Спицин А.П., Кудрявцев В.А., Чупраков П.Г. Автоматизированная система психофизиологической диагностики // Вестник новых меди¬цинских технологий, 1998. — Т.5. - №1. — С.73.
198. Спицин АЛ. Особенности адаптации у студслтов младших курсов во время учебной деятельности // Вятский медицинский вестник,
2000.-.№1(6)-С.40-42.
199. Стех Э,Э. Количественная оценка здоровья студентов / Тез. докл. Y11I съезда Белорус, фязиол.общества им. И.П.Павлова. - Минск,
1991. - С. 119.
200. Судаков К.В. Функциональные системы организма. - М.: Медицина,
1987. -258 с.
/
201- Таланина Л.Х., Яковленко В.И. Изменения сердечной деятельности и некоторых психофизиологических показателей у студентов в си¬туации экзамена // Межд. журн. Узбекистана, 1986. - № 12. - С.З -5.
202. Тамарченко Б.М. К физиологической характеристике умственного утомления: Дис.... канд. биол. наук. - Л., 1971. - 141с.
203. Теддер Ю.Р., Колосова Т.С. Состояние здоровья и адаптация перво-классников к обучению в школе в условиях Севера У/ Экология человека, 2000. - №2, - С.44-46.
204. Тен Г.К. Гигиенические аспекты изучения адаптации студентов к условиям трудового семестра: Автореф. дис. ... канд.мед.наук М.,
116
205. Грефилова Т.Г., Плотникова А.А.» Конькова Р.В. Состояние здоровья студентов // В кн.: Организация и методика учебного процесса, физ* культурно - оздоровительной и спортивной работы. — Ростов - на - Дону: Изд-во Московского университета, 1998.-С.142.
206. Труфакина В.А., Маштакова Б.П. Заболеваемость взрослого населе¬ния в регионах Сибири//Новосибирск: Наука, 1997.- 103 с.
207. Устинова А.И. Оценка утомления при умственно-эмоциональном труде на основе данных исследований зрительного анализатора: Тез. докл. IV конф. по физиологии труда. - JI_, J963- ■ С. 324-325.
208* Устюшин Б.В., Таняиюк ТЛС, Шушкова Т.С., Голикова О.И., Раенгу- лов Б.М. Психоэмоциональный статус учащихся начальных классов на Крайнем Севере // Гигиена и санитария, 1997. - № 4. - С. 25-27.
209. Фаустов А.С., Баткина И.Б.