Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №39614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 Понятие «агрессивность» и подходы к ее исследованию у детей младшего
школьного возраста 6
1.2 Особенности развития и протекания речевых нарушений в младшем
школьном возрасте 15
1.3 Проблема прогностической компетентности в психологи и педагогике .. 23
Вывод по первой главе 34
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Результаты исследования агрессивности 39
2.3 Результаты исследования прогностической компетентности 43
2.4 Результаты исследования взаимосвязи агрессивности и
прогностической компетентности в младшем школьном возрасте с
нарушениями речи 48
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ


В условиях современной системы образования изучение особенностей функционирования психики детей младшего школьного возраста становится одной из приоритетных задач психолого-педагогических наук. Именно на этой ступени образования закладываются основы произвольной регуляции поведения, социальные компетенции школьника.
Так для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с речевыми нарушениями приобретение данных компетенций затруднено, поэтому как никогда важным является своевременно выявить основные направления коррекционной работы, которая позволит в дальнейшем ребенку успешно социализироваться.
В то же время психологическая коррекция агрессивности детей с различными нарушениями в развитии остается одним из самых острых вопросов в современной психологии и педагогике. Так как агрессивность как личностная характеристика формирует асоциальное поведение ребенка и затрудняет процесс социализации.
В этой работе нами было принято решение рассмотреть влияние прогностической компетентности ребенка на его агрессивность, так как прогностическая компетентность одна из важнейших, в том числе социальных компетенций, которая влияет на произвольную регуляцию поведения.
Исследователи проблемы подчеркивают, что прогностическая компетентность позволяет не только определить вероятность того или иного события и строить планы на будущее, но и выбирать стратегию поведения в той или иной ситуации. Так недостаток развития прогнозирования, может приводить к неадекватным ситуации, в том числе агрессивным поступкам. В дальнейшем подобная стратегия поведения довольно часто закрепляется в личности ребенка.
При этом в рамках психологических исследований рассматривались лишь отдельные стороны и компоненты прогностической компетентности связанные с вопросами планирования исключая вопросы влияния прогностической компетентности на характеристики личности. Что создавало барьеры для изучения причин и дальнейшей коррекции агрессивного поведения детей с различными нарушениями.
Методологической основой исследования выступили идеи Б. Ф.Ломова и Е.М. Суркова о прогностической компетентности, в частности их идеи о коммуникативном компоненте в структуре прогнозирования; теоретические представления о вероятностном прогнозировании в норме и при патологии И. М. Фейгенберга; а также представления Ахметзяновой А.И. об особенностях функционирования прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить наличие влияния прогностических способностей младшего школьника с речевыми нарушениями на их агрессивность.
Объект исследования - особенности психического развития младшего школьника с нарушениями речи.
Предмет исследования - прогностическая компетентность и агрессивность младшего школьника с нарушениями речи.
Гипотеза исследования - при недостаточном развитии прогностической компетентности возрастает уровень агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач исследования.
1. Провести анализ научных исследований для выявления основных теоретических походов в изучении психологической сущности прогнозирования младших школьников.
2. Определить уровень развития прогностической компетентности и агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
3. Выявить и провести анализ с помощью методов математической статистики особенности взаимовлияния прогностической компетентности и агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Методический аппарат исследования:
1. психодиагностические методы:
- для определения уровня развития прогностической компетентности методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья» А.И.Ахметзянова;
- для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка используется метод структурированного наблюдения, результаты фиксируются в Карте наблюдений Д.Стотта;
- для определения глубинных характеристик агрессивности была применена проективная методику «Кактус» М. А. Панфиловой;
2. методы математической статистики:
для количественной и качественной обработки результатов (обработка производилась на базе компьютерной программы SPSS 21, а также в программной среде MicrosoftExcelWorksheet):
- методы описательной статистики
- коэффициент корреляции Спирмена, для выявления взаимосвязи между показателями прогностической компетентности и агрессивности.
Практическая значимость исследования:
данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практике в рамках специальных образовательных учреждений и учреждений с инклюзивным образование для наиболее эффективной коррекции агрессивного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и позволят подготовить таких детей к гармоничному взаимодействию с другими людьми.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного анализа научной литературы были выявлены основные подходы к пониманию прогностической компетентности. Данное исследование опирается на подходы Б. Ф.Ломова и Е.М. Суркова о прогностической компетентности, в частности их идеи о коммуникативном компоненте в структуре прогнозирования; теоретические представления о вероятностном прогнозировании в норме и при патологии И. М. Фейгенберга; а также представления Ахметзяновой А.И. об особенностях функционирования прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
На основании проведенного анализа литературы была выдвинута гипотеза о том, что при недостаточном развитии прогностической компетентности возрастает уровень агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Эмпирическая часть исследования частично подтвердила гипотезу исследования. В ходе исследования были получены следующие факты:
1. В процессе исследования характеристик агрессивности младших школьников с нарушениями речи было выявлено, что среди демонстрируемых характеристик агрессивности в поведении детей преобладает вербальная агрессия и физическая агрессия направленная на сверстников. Помимо этого, стоит отметить скрытый характер агрессивных и аутоагрессивных тенденций, которые могут является результатом конфликта между повышенной импульсивностью младших школьников и активным развитием морально-этических качеств и волевой регуляции.
2. В данном исследовании так же удалось определить общий уровень развития прогностической компетентности. У обследуемых детей прогностическая компетентность сформирована на уровне ниже среднего. Значительных расхождений в сформированности тех или иных функций прогнозирования не наблюдается, так же, как и значительных расхождений в прогнозировании в различных сферах социальных взаимодействий младших школьников.
3. В результате корреляционного анализа было определено, что проявление вербальной агрессии имеет наибольшее количество отрицательных взаимосвязей с характеристиками прогностической компетентности, и взаимосвязано с регулятивной функцией, внеучебной сферой, сферой отношений к учению и общения со сверстниками; когнитивная функция прогнозирования отрицательно взаимосвязана с вегетативными признаками и внешними проявлениями агрессивности; речекоммуникативная функция не обнаруживает взаимосвязей с агрессивностью; среди сфер прогнозирования наибольшее количество отрицательных взаимосвязей имеет сфера отношений со сверстниками и взаимосвязана с общим показателем агрессивности и вербальной агрессией; наибольшее количество положительных связей выявлено со сферой виртуального общения, которая положительно взаимосвязана с общим показателем агрессивности и физической агрессией по отношению к взрослым.
Полученные нами данные значимы, поскольку в условиях современной системы образования, включающей в себя инклюзивное образование, как никогда значимой является задача успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с речевыми нарушениями. Так коррекция агрессивного поведения таких детей одна из первоочередных задач, которая требует принципиально нового решения. Так понимание степени и характеристик взаимосвязи прогностической компетентности и агрессивности мы можем построить наиболее эффективную программу коррекцию с учетом большего количества факторов. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практике в рамках специальных образовательных учреждений и учреждений с инклюзивным образованием.



1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / [Текст] Г.С. Абрамова.- М.: Академия, 1996. - 224 с., с. 224
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. / [Текст] М.: Мысль, 1991.299 с.
3. Акопов А. Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией // Вопросы психологии. 1983. N3. С. 97 - 101.
4. Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // [Текст] Психол. журн. 2004. Т. 25. N3. С. 17 - 24.
5. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки
тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // [Текст] Психологический журнал. - 1997. - №2. -С. 34., с. 34
6. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. [Текст] - Казань: Отечество, 2013.- 157с.
7. Ахметзянова А. И. Коррекция агрессивности у детей с тяжелыми
нарушениями речи с помощью метода игровой терапии // [Текст] Ахметзянова А. И, Теория и практика общественного развития. — 2013 г. [КиберЛенинка: https://cyberlemnka.ru/artide/n/korrektsiya-agressivnosti-u-
detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-s-pomoschyu-metoda-igrovoy-terapii]
8. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / [Текст] А.И. Ахметзянова.-Казань: Изд-во Казан.унта. - 2017. -46с.
9. Ахметзянова, А. И. Сравнительный анализ показателей опережающей неспособностей у детей с общим недоразвитием речи и с нормативным развитием речи [Текст]/ А. И. Ахметзянова// Неврологический Вестник (неврологические репортер) им. в. М. Бехтерева. -2013.-№45(1).- С.49-53.
10. Ахметзянова, А.И. Основы логопедии: учебное пособие [Текст] / А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 175 с.
11. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988. С.13—21.
12. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / [Текст] Л. Беркович.- М.: Флинта, 2001. -512 с
13. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями / Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев [Текст]. - М.: Владос, 2008. - 164с., с. 34
14. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / [Текст] Г.М. Бреслав. - М., Просвещение. 1990. -210 с.
15. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (логикопсихологический анализ). [Текст] М., 1979. 230 с.
16. Бэрон, Р. Агрессия / [Текст] Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер. - 2001. -.352 с., с. 352
17. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / [Текст] К. Бютнер. - М.:Педагогика, 1991. - 228 с
18. Волкова, Л.С. Логопедия : учебник для ВУЗов / [Текст] Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская - М.: ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
19. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) // Логопедия: методические тра-диции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец [Текст]. М.- Воронеж, 2003. - С. 93-102., с. 57
20. Выготский, Л.С. Детская психология / [Текст] Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти то-мах. Т.4. - М.:Педагогика. - 1983. -462 с
21. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 361 с.
22. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / [Текст] С.Ю. Головин. - Минск: Харвест. - 1998. - 358 с.
23. Грановская Р.М., Крижановская Ю.С. / [Текст] Творчество и преодоление стереотипов. - СПб: Питер, 1994 -77 с.
24. Демакина О. В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента: Дисс. канд. мед. наук. / [Текст] Казань, 2004. 150 с.
25. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / [Текст] А.Г. Долгова.- М.: Генезис. - 2009. -216 с.
26. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на прояв-ление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // [Текст] Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 53-57.
27. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. Пособие / [Текст] Л.А. Зайцева. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
28. Карпов, А.А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности / [Текст] А.А.Карпов. — Ярославль: ЯРГУ. — 2014. — 272с.
29. Кондратьева И. Н. Планирование своей деятельности младшими школьниками // [Текст] Вопросы психологии. 1990. N 4. С. 47 - 55.
30. Красноперова, Ю.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей / Ю.А. Красноперова // [Текст] Дис. канд. пед. наук.- Уфа. -
2005. - С. 215., с. 215
31. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е.А.Ларина // [Текст] Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С.169-172., с. 84
32. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. / Н.Д.Левитов // [Текст] Вопросы психологии. - 1969. - №1. - С. 22-28
33. Ленденева, И.Л. Детская агрессия и методы ее психологопедагогической коррекции / И.Л. Лендеева // [Текст] Дис. канд. психол. наук. -Иркутск. - 2002. - С. 170.
34. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / [Текст] М.: Наука, 1999. 350 с.
35. Ломов Б. Ф., Сурков ЕМ. Антиципация в структуре деятельности. / [Текст] М., 1980. 279 с.
36. Лысюк Л. Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2 - 4 лет // [Текст] Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 58 - 67.
37. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. / [Текст] - М.: ИД «Городец», 2018. - 448 с.
38. Менделевич, В. Д.Неврозология и психосоматическая медицина[Текст]/ В.Д.Меделевич., С.Л. Соловьева. -Москва: МЕДпресс- информ, 2002. -608 с.
39. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. / [Текст] М., 2000. 228 с.
40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / [Текст] В.С. Мухина.-М.: Академия. - 1999. - 431 с.
41. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. / [Текст] М., 1981.
42. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // [Текст] Психологический журнал. — 2006. — № 5. — С. 5059.
43. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» // [Текст] Обруч, № 5, 2002, с. 12-13
44. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. / [Текст] Киев, 1997. 88 с.
45. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского; под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. / [Текст] М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.36
46. Сергиенко Е. А. Антиципация как принцип развития. / [Текст] М., 1997.
47. Скиданенко Т. В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их взаимосвязь с антиципационными особенностями психической деятельности: Автореф. дисс. канд. мед. наук. / [Текст] Казань, 2003. 18 с.
48. УзелевскаяА.Э. Взаимосвязь прогностической
(антиципационной) компетентности с клиническими формами,
выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: Автореф. дисс. канд. мед. наук. / [Текст] Казань, 2002. 25 с
49. Фейгенберг И. М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении // [Текст] Шизофрения и вероятностное прогнозирование. М., 1973. С. 5 - 19.
50. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека/ [Текст] И.М. Фейгенберг, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977 - 392 с.
51. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм // [Текст] - М. Наука, - 1990. - 330 с, с. 330
52. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / [Текст] И.А. Фурманов. М. Академия,- 2002. -292 с
53. Akhmetzyanova, A.I., Artemyeva, T.V. Prognostic competence and tendency to deviant behavior of stu-dents depending on the level of subjective control // Man In India — 2017. — 97 (15). — 127-138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ