ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 Понятие «агрессивность» и подходы к ее исследованию у детей младшего
школьного возраста 6
1.2 Особенности развития и протекания речевых нарушений в младшем
школьном возрасте 15
1.3 Проблема прогностической компетентности в психологи и педагогике .. 23
Вывод по первой главе 34
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Результаты исследования агрессивности 39
2.3 Результаты исследования прогностической компетентности 43
2.4 Результаты исследования взаимосвязи агрессивности и
прогностической компетентности в младшем школьном возрасте с
нарушениями речи 48
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 Понятие «агрессивность» и подходы к ее исследованию у детей младшего
школьного возраста 6
1.2 Особенности развития и протекания речевых нарушений в младшем
школьном возрасте 15
1.3 Проблема прогностической компетентности в психологи и педагогике .. 23
Вывод по первой главе 34
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Результаты исследования агрессивности 39
2.3 Результаты исследования прогностической компетентности 43
2.4 Результаты исследования взаимосвязи агрессивности и
прогностической компетентности в младшем школьном возрасте с
нарушениями речи 48
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях современной системы образования изучение особенностей функционирования психики детей младшего школьного возраста становится одной из приоритетных задач психолого-педагогических наук. Именно на этой ступени образования закладываются основы произвольной регуляции поведения, социальные компетенции школьника.
Так для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с речевыми нарушениями приобретение данных компетенций затруднено, поэтому как никогда важным является своевременно выявить основные направления коррекционной работы, которая позволит в дальнейшем ребенку успешно социализироваться.
В то же время психологическая коррекция агрессивности детей с различными нарушениями в развитии остается одним из самых острых вопросов в современной психологии и педагогике. Так как агрессивность как личностная характеристика формирует асоциальное поведение ребенка и затрудняет процесс социализации.
В этой работе нами было принято решение рассмотреть влияние прогностической компетентности ребенка на его агрессивность, так как прогностическая компетентность одна из важнейших, в том числе социальных компетенций, которая влияет на произвольную регуляцию поведения.
Исследователи проблемы подчеркивают, что прогностическая компетентность позволяет не только определить вероятность того или иного события и строить планы на будущее, но и выбирать стратегию поведения в той или иной ситуации. Так недостаток развития прогнозирования, может приводить к неадекватным ситуации, в том числе агрессивным поступкам. В дальнейшем подобная стратегия поведения довольно часто закрепляется в личности ребенка.
При этом в рамках психологических исследований рассматривались лишь отдельные стороны и компоненты прогностической компетентности связанные с вопросами планирования исключая вопросы влияния прогностической компетентности на характеристики личности. Что создавало барьеры для изучения причин и дальнейшей коррекции агрессивного поведения детей с различными нарушениями.
Методологической основой исследования выступили идеи Б. Ф.Ломова и Е.М. Суркова о прогностической компетентности, в частности их идеи о коммуникативном компоненте в структуре прогнозирования; теоретические представления о вероятностном прогнозировании в норме и при патологии И. М. Фейгенберга; а также представления Ахметзяновой А.И. об особенностях функционирования прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить наличие влияния прогностических способностей младшего школьника с речевыми нарушениями на их агрессивность.
Объект исследования - особенности психического развития младшего школьника с нарушениями речи.
Предмет исследования - прогностическая компетентность и агрессивность младшего школьника с нарушениями речи.
Гипотеза исследования - при недостаточном развитии прогностической компетентности возрастает уровень агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач исследования.
1. Провести анализ научных исследований для выявления основных теоретических походов в изучении психологической сущности прогнозирования младших школьников.
2. Определить уровень развития прогностической компетентности и агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
3. Выявить и провести анализ с помощью методов математической статистики особенности взаимовлияния прогностической компетентности и агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Методический аппарат исследования:
1. психодиагностические методы:
- для определения уровня развития прогностической компетентности методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья» А.И.Ахметзянова;
- для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка используется метод структурированного наблюдения, результаты фиксируются в Карте наблюдений Д.Стотта;
- для определения глубинных характеристик агрессивности была применена проективная методику «Кактус» М. А. Панфиловой;
2. методы математической статистики:
для количественной и качественной обработки результатов (обработка производилась на базе компьютерной программы SPSS 21, а также в программной среде MicrosoftExcelWorksheet):
- методы описательной статистики
- коэффициент корреляции Спирмена, для выявления взаимосвязи между показателями прогностической компетентности и агрессивности.
Практическая значимость исследования:
данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практике в рамках специальных образовательных учреждений и учреждений с инклюзивным образование для наиболее эффективной коррекции агрессивного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и позволят подготовить таких детей к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Так для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с речевыми нарушениями приобретение данных компетенций затруднено, поэтому как никогда важным является своевременно выявить основные направления коррекционной работы, которая позволит в дальнейшем ребенку успешно социализироваться.
В то же время психологическая коррекция агрессивности детей с различными нарушениями в развитии остается одним из самых острых вопросов в современной психологии и педагогике. Так как агрессивность как личностная характеристика формирует асоциальное поведение ребенка и затрудняет процесс социализации.
В этой работе нами было принято решение рассмотреть влияние прогностической компетентности ребенка на его агрессивность, так как прогностическая компетентность одна из важнейших, в том числе социальных компетенций, которая влияет на произвольную регуляцию поведения.
Исследователи проблемы подчеркивают, что прогностическая компетентность позволяет не только определить вероятность того или иного события и строить планы на будущее, но и выбирать стратегию поведения в той или иной ситуации. Так недостаток развития прогнозирования, может приводить к неадекватным ситуации, в том числе агрессивным поступкам. В дальнейшем подобная стратегия поведения довольно часто закрепляется в личности ребенка.
При этом в рамках психологических исследований рассматривались лишь отдельные стороны и компоненты прогностической компетентности связанные с вопросами планирования исключая вопросы влияния прогностической компетентности на характеристики личности. Что создавало барьеры для изучения причин и дальнейшей коррекции агрессивного поведения детей с различными нарушениями.
Методологической основой исследования выступили идеи Б. Ф.Ломова и Е.М. Суркова о прогностической компетентности, в частности их идеи о коммуникативном компоненте в структуре прогнозирования; теоретические представления о вероятностном прогнозировании в норме и при патологии И. М. Фейгенберга; а также представления Ахметзяновой А.И. об особенностях функционирования прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить наличие влияния прогностических способностей младшего школьника с речевыми нарушениями на их агрессивность.
Объект исследования - особенности психического развития младшего школьника с нарушениями речи.
Предмет исследования - прогностическая компетентность и агрессивность младшего школьника с нарушениями речи.
Гипотеза исследования - при недостаточном развитии прогностической компетентности возрастает уровень агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач исследования.
1. Провести анализ научных исследований для выявления основных теоретических походов в изучении психологической сущности прогнозирования младших школьников.
2. Определить уровень развития прогностической компетентности и агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
3. Выявить и провести анализ с помощью методов математической статистики особенности взаимовлияния прогностической компетентности и агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Методический аппарат исследования:
1. психодиагностические методы:
- для определения уровня развития прогностической компетентности методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья» А.И.Ахметзянова;
- для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка используется метод структурированного наблюдения, результаты фиксируются в Карте наблюдений Д.Стотта;
- для определения глубинных характеристик агрессивности была применена проективная методику «Кактус» М. А. Панфиловой;
2. методы математической статистики:
для количественной и качественной обработки результатов (обработка производилась на базе компьютерной программы SPSS 21, а также в программной среде MicrosoftExcelWorksheet):
- методы описательной статистики
- коэффициент корреляции Спирмена, для выявления взаимосвязи между показателями прогностической компетентности и агрессивности.
Практическая значимость исследования:
данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практике в рамках специальных образовательных учреждений и учреждений с инклюзивным образование для наиболее эффективной коррекции агрессивного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и позволят подготовить таких детей к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
В результате проведенного анализа научной литературы были выявлены основные подходы к пониманию прогностической компетентности. Данное исследование опирается на подходы Б. Ф.Ломова и Е.М. Суркова о прогностической компетентности, в частности их идеи о коммуникативном компоненте в структуре прогнозирования; теоретические представления о вероятностном прогнозировании в норме и при патологии И. М. Фейгенберга; а также представления Ахметзяновой А.И. об особенностях функционирования прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
На основании проведенного анализа литературы была выдвинута гипотеза о том, что при недостаточном развитии прогностической компетентности возрастает уровень агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Эмпирическая часть исследования частично подтвердила гипотезу исследования. В ходе исследования были получены следующие факты:
1. В процессе исследования характеристик агрессивности младших школьников с нарушениями речи было выявлено, что среди демонстрируемых характеристик агрессивности в поведении детей преобладает вербальная агрессия и физическая агрессия направленная на сверстников. Помимо этого, стоит отметить скрытый характер агрессивных и аутоагрессивных тенденций, которые могут является результатом конфликта между повышенной импульсивностью младших школьников и активным развитием морально-этических качеств и волевой регуляции.
2. В данном исследовании так же удалось определить общий уровень развития прогностической компетентности. У обследуемых детей прогностическая компетентность сформирована на уровне ниже среднего. Значительных расхождений в сформированности тех или иных функций прогнозирования не наблюдается, так же, как и значительных расхождений в прогнозировании в различных сферах социальных взаимодействий младших школьников.
3. В результате корреляционного анализа было определено, что проявление вербальной агрессии имеет наибольшее количество отрицательных взаимосвязей с характеристиками прогностической компетентности, и взаимосвязано с регулятивной функцией, внеучебной сферой, сферой отношений к учению и общения со сверстниками; когнитивная функция прогнозирования отрицательно взаимосвязана с вегетативными признаками и внешними проявлениями агрессивности; речекоммуникативная функция не обнаруживает взаимосвязей с агрессивностью; среди сфер прогнозирования наибольшее количество отрицательных взаимосвязей имеет сфера отношений со сверстниками и взаимосвязана с общим показателем агрессивности и вербальной агрессией; наибольшее количество положительных связей выявлено со сферой виртуального общения, которая положительно взаимосвязана с общим показателем агрессивности и физической агрессией по отношению к взрослым.
Полученные нами данные значимы, поскольку в условиях современной системы образования, включающей в себя инклюзивное образование, как никогда значимой является задача успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с речевыми нарушениями. Так коррекция агрессивного поведения таких детей одна из первоочередных задач, которая требует принципиально нового решения. Так понимание степени и характеристик взаимосвязи прогностической компетентности и агрессивности мы можем построить наиболее эффективную программу коррекцию с учетом большего количества факторов. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практике в рамках специальных образовательных учреждений и учреждений с инклюзивным образованием.
На основании проведенного анализа литературы была выдвинута гипотеза о том, что при недостаточном развитии прогностической компетентности возрастает уровень агрессивности младших школьников с нарушениями речи.
Эмпирическая часть исследования частично подтвердила гипотезу исследования. В ходе исследования были получены следующие факты:
1. В процессе исследования характеристик агрессивности младших школьников с нарушениями речи было выявлено, что среди демонстрируемых характеристик агрессивности в поведении детей преобладает вербальная агрессия и физическая агрессия направленная на сверстников. Помимо этого, стоит отметить скрытый характер агрессивных и аутоагрессивных тенденций, которые могут является результатом конфликта между повышенной импульсивностью младших школьников и активным развитием морально-этических качеств и волевой регуляции.
2. В данном исследовании так же удалось определить общий уровень развития прогностической компетентности. У обследуемых детей прогностическая компетентность сформирована на уровне ниже среднего. Значительных расхождений в сформированности тех или иных функций прогнозирования не наблюдается, так же, как и значительных расхождений в прогнозировании в различных сферах социальных взаимодействий младших школьников.
3. В результате корреляционного анализа было определено, что проявление вербальной агрессии имеет наибольшее количество отрицательных взаимосвязей с характеристиками прогностической компетентности, и взаимосвязано с регулятивной функцией, внеучебной сферой, сферой отношений к учению и общения со сверстниками; когнитивная функция прогнозирования отрицательно взаимосвязана с вегетативными признаками и внешними проявлениями агрессивности; речекоммуникативная функция не обнаруживает взаимосвязей с агрессивностью; среди сфер прогнозирования наибольшее количество отрицательных взаимосвязей имеет сфера отношений со сверстниками и взаимосвязана с общим показателем агрессивности и вербальной агрессией; наибольшее количество положительных связей выявлено со сферой виртуального общения, которая положительно взаимосвязана с общим показателем агрессивности и физической агрессией по отношению к взрослым.
Полученные нами данные значимы, поскольку в условиях современной системы образования, включающей в себя инклюзивное образование, как никогда значимой является задача успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с речевыми нарушениями. Так коррекция агрессивного поведения таких детей одна из первоочередных задач, которая требует принципиально нового решения. Так понимание степени и характеристик взаимосвязи прогностической компетентности и агрессивности мы можем построить наиболее эффективную программу коррекцию с учетом большего количества факторов. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практике в рамках специальных образовательных учреждений и учреждений с инклюзивным образованием.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Обучение детей с нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе, моделируемой педагогом деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Эмоционально поведенческие проблемы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



