Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению на английском языке в школе 6
1.1 Роль чтения в процессе обучения иностранному языку 6
1.2 Формирование базовых навыков чтения на иностранном языке 13
1.3 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Способы развития навыка чтения на английском языке
2.1 Анализ учебников по английскому языку для 8-9 классов
2.2 Основной государственный экзамен по английскому языку: раздел
«Чтение»
2.3 Методические рекомендации к подготовке к ОГЭ
Выводы по главе 2
Заключение 27
Список использованной литературы 30
На сегодняшний день изучение и преподавание английского языка является важным вопросом в системе современного образования. Потребность в качественном получении и передаче знаний по английскому языку обуславливается не только высоким статусом языка как интернационального и востребованного практически во всех сферах современной жизни, но и тем фактом, что с 2020 года учащиеся 9 классов будут в обязательном порядке сдавать основной государственный экзамен (ОГЭ) по английскому языку, а с 2022 года - единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 11 классе. Сдача итоговых экзаменов по иностранному языку составляет большую трудность для учащихся в силу недостаточной практики в аудировании и говорении и нехватки знаний по грамматике и лексике, а раздел чтения зачастую составляет наибольшую трудность из-за невнимательности, маленького словарного запаса и нехватки времени.
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности и является одним из важнейших разделов изучения иностранного языка, так как выполняет социально-коммуникативную функцию. В исследовании методик обучения говорению заинтересованы многие педагоги и ученые психологи, социологи, лингвисты, которыми написано множество работ и трудов, посвященных обучению чтению на иностранном языке в школе. Особой спецификой обладает обучение чтению именно в 8-9 классах. На данном этапе перед учащимися встает трудный выбор будущей профессии, также сложность представляет работа с данной возрастной группой, так как подростковый возраст рассматривается психологами как неустойчивый, нестабильный и критический. Кроме того, в 9 классе учащимся предстоит сдать сложный итоговый экзамен, что подвергает школьников дополнительному стрессу, а преподавателей - повышенной ответственности. Основной государственный экзамен (ОГЭ) требует специальной подготовки со стороны учащихся, особую сложность для учащихся представляет раздел
«Чтение». Анализ учебников по английскому языку позволяет выявить эффективность предложенных упражнений по чтению для подготовки к ОГЭ, что и обусловливает актуальность данной темы.
Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению на иностранном языке.
Предмет исследования - специфика работы с учащимися подросткового возраста при формировании навыков чтения на уроке английского языка в 8-9 классах.
Целью данной работы является выявление эффективности современных учебников и упражнений, направленных на развитие навыков чтения в рамках учебной программы и при подготовке к ОГЭ на уроке английского языка.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные функции навыка чтения при изучении английского языка;
2. Рассмотреть некоторые способы формирования навыков чтения;
3. Рассмотреть особенности подросткового возраста и специфику работы с данной возрастной группой;
4. Проанализировать упражнения по чтению в современных школьных учебниках;
5. Рассмотреть специфику общего государственного экзамена по английскому языку и способы подготовки к нему;
6. Разработать методические рекомендации к выполнению упражнений из ОГЭ по чтению.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез методической литературы по теме, метод классификации, анализ УМК по английскому языку.
Методологическую базу исследования составляют труды Е.Н. Солововой, Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, Л.В. Губановой, И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается во всестороннем анализе и синтезе теоретического материала по выбранной теме, в раскрытии содержания обучения чтению учащихся 8 и 9 классов.
Практическая значимость заключается в возможности использования практических выводов данной работы на уроках английского языка в школе при обучении и развитию навыков чтения, при выборе учебно-методического комплекса, при подготовке к общему государственному экзамену.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава рассматривает роль и основные функции чтения при изучении иностранного языка в школах, раскрывает некоторые принципы и методы формирования навыков чтения у школьников, также возрастные особенности подростков. Во второй главе анализируются современные учебные материалы с целью выявления эффективности упражнения и заданий, направленных на развитие навыков чтения, при подготовке к общему государственному экзамену, а также специфика раздела «Чтение» общего государственного экзамена.
Обучение чтению является важнейшим разделом изучения иностранного языка, который обеспечивает восприятие информации и возможность самостоятельного изучения материала. Умение читать и понимать прочитанное является неотъемлемым навыком при изучении английского языка, а необходимость сдачи Основного государственного экзамена по английскому языку повышает актуальность развития навыка чтения. Основным средством достижения желаемого результата в области иностранного языка является учебник, но не всякий учебный материал удовлетворяет потребностям учащихся. Выбор УМК, создание атмосферы в классе, учебная мотивация ребят на уроке, учет возрастных особенностей учащихся, методика проведения подготовки к экзамену - все это влияет на качество полученного образования и результаты итогового экзамена по английскому языку.
В результате проведенного исследования, цель выпускной квалификационной работы, заключавшейся в выявлении эффективности современных учебников и упражнений, направленных на формирование навыков чтения в рамках учебной программы и при подготовке к ОГЭ на уроке английского языка, была достигнута.
Для достижения цели нами были предприняты следующие шаги: проанализированы основные функции навыка чтения при изучении английского языка; рассмотрены некоторые способы формирования навыков чтения; рассмотрены особенности подросткового возраста и специфику работы с данной возрастной группой; проанализированы упражнения по чтению в современных школьных учебниках; рассмотрена специфика общего государственного экзамена по английскому языку и способы подготовки к нему; разработаны методические рекомендации к выполнению упражнений из ОГЭ по чтению.
Обзор теоретической литературы позволил нам сделать выводы о том, что чтение является базовым навыком при изучении иностранного языка и требует особое место в образовательном процессе школьников, так как обеспечивает развитие коммуникативных навыков и способность зрительно воспринимать новую информацию. Успешность развития навыка чтения зависит от множества факторов, таких, как подбор обучающих текстов, создание учебной мотивации и повышение интереса к предмету, микроклимат класса и учет индивидуальных особенностей учащихся. Кроме того, работа с учащимися подросткового возраста имеет свою специфику, которая должна учитываться в процессе обучения и влиять на выбор учебного материала, потому, как переходный возраст является довольно сложным и противоречивым как для школьников, так и для учителей, работающих с ними. Также подростки характеризуются большим познавательным интересом в новых для них и не изученных сферах жизни, что дает возможность учителю направить энергию и жажду новых знаний в нужное русло, заинтересовав в своем предмете. Подача материала, организованная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся может значительно повысить эффективность урока английского языка.
В практической части нами были рассмотрены и проанализированы учебники по английскому языку для 8 и 9 классов «Spotlight» и «Enjoy English» и раздел «Чтение» демонстрационного варианта ОГЭ по английскому языку. Проведенный анализ показал, что изученные в ходе исследования учебники обладают большим образовательным потенциалом, так как содержат в себе большое количество упражнений по чтению и текстов, соответствующих стандартам образования РФ и интересам учащихся 8 и 9 классов. Также были сделаны выводы о том, что учебники содержат в себе материал, необходимый для выполнения упражнений по чтению ОГЭ, но не в полной мере готовят к сдаче итогового экзамена, так как доля типовых заданий из ОГЭ составляет примерно 10-15% от всех упражнений учебника. Это создает необходимость для учителя английского языка использовать дополнительные пособия или собственные разработки при подготовке учащихся к экзамену. Кроме того, были разработаны методические рекомендации к подготовке и успешной сдаче основного государственного экзамена по английскому языку, которые позволяют учителю минимизировать количество совершаемых учащимися ошибок и повысить уровень подготовки экзаменуемых.
Обучение в школе является одним из самых важных этапов в жизни каждого человека, во время которого формируется наша личность, круг интересов и взглядов. Каждый учитель оставляет определенный след в жизни ребенка, потому как, знакомя со своим предметом, он знакомит с частичкой мира, реальной жизни. Учитель английского языка играет важную роль на пути ребенка ко взрослой жизни, потому что расширяет горизонты школьника, знакомя с языком и культурой другого народа. Обучение чтению - это неотъемлемая часть изучения языка, которая делает возможным развитие всех остальных видов речевой деятельности. Для достижения максимальной эффективности работы на уроке и получения хороших результатов основного государственного экзамена учитель должен профессионально подходить к выбору УМК, к построению урока, находить подход к каждому учащемуся, учитывать особенности возрастной группы класса и мотивировать школьников к саморазвитию и обучению.
1. Андриевская, В. В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях / Учебное пособие / В.В. Андриевская. - М.: Росмэн, 2006. - 325с.
2. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / Учебное пособие / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279с.
3. Биболетова, М.З. Английский язык «Enjoy English» (Английский с удовольствием). 9 класс / Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозова, И.Ю. Соловьева. - 2-е изд. - Издательство: «Титул», 2010. - 238с.
4. Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English. 8 класс / Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - 2-е изд., доп. и перераб. - Обнинск: Титул, 2013. - 168с.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. - М.: Высшая школа, 1991. - 319с.
6. Ваулина, Ю.Е. Английский язык «Spotlight» (Английский в фокусе). 9 класс. / Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - 2-изд., доп. и перераб. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. - 216с.
7. Ваулина, Ю.Е. Английский язык «Spotlight» (Английский в фокусе). 8 класс. / Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 216с.
8. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Учебное пособие. - М.: Академический проект: Трикста, 2006. - 256с.
9. Г альперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - 4-изд., стереотипное. - М: КомКнига, 2006. - 144с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Учеб. пособие для студентов лингв. университетов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336с.
11. Губанова, Л.В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранных языков (в условиях работы в неязыковых учебных заведениях) / Л.В. Губанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288с.
12. Ерчак, Н.Т. Иностранные языки: психология усвоения / Учебное пособие / Н.Т. Ерчак. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. - 336с.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / Зимняя. И.А. - М.: Просвещение, 1991. - 222с.
14. Казанская, В.Г. Психологические особенности кризисов подростка / Учебное пособие / В.Г. Казанская. - М.: ФОРУМ; ИНФА-М, 2014. - 200с.
15. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264с.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464с.
17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
18. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И. Петрова. - Мн.: Издательский центр «Вышэйшая школа», 1996. - 522с.
19. Московкин, Л.В. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам. Обзор основных направлений методической мысли в
России / Г.М. Васильева, С.А. Вишнякова, И.П. Лысакова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2008. - 235с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник ля студентов вузов / В.С. Мухина. - 5-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456с.
21. Никуличева, Д.Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: лингвистические и психологические стратегии полиглотов / Учебно - методическое пособие / Д.Б. Никуличева. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 304с.
22. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология / Учебное пособие / И.В. Носко. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 131с.
23. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Пособие для учителей и студентов пед.вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - 3-е изд. - М.: Просвещение,2000. - 232с.
24. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку. (На англ.яз.) / Учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. яз. / Г.В. Рогова. - Л., «Просвещение», 1975. - 312с.
25. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология / Пособие для студентов ВУЗов / С.И. Самыгин, А.В. Волочай, Н.Г. Гончаров, Д.С. Загутин, А.Т. Латышева, Л.И. Щербакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 220с.
26. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н.Соловова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 239с.
27. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно
содержательные характеристики процесса развития личности / Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672с.
28. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
29. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416с.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
30. Балашова, Е.В. Психология чтения: проблемы и аспекты
рассмотрения / Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - 2006. - №1. - с.69-71
31. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С.297-325
32. Бондарено, О.Н. Развитие навыка ознакомительного чтения при подготовке к ОГЭ по английскому языку в 8 классе / Наука и образование сегодня. - 2017. - с.86-89
33. Будоян, Е.А. Филологический подход к преподаванию иностранных языков в школе: задачи и перспективы / Вестник Приамурского государственного университета. - 2018. - №2. - с.42-47
34. Васина, В.В., Новикова, О.Н. Учет психологических факторов преподавания иностранного языка / Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №3. - с.64-71
35. Глаголева, Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №4. - с.78- 80
36. Демчинская, И.В. Работа над текстом на примере домашнего чтения на уроках английского языка / Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - с.42-45
37. Денисова, Т.М. Роль аутентичных художественных текстов в формировании межкультурной компетентности при обучении иностранному языку / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. - №2. - с.207-209
38. Домнина, Т.В. Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств / Пермский педагогический журнал. - 2014, с. 76-89
39. Душкова, Н.Н. К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе / Rhema. Рема. - 2009. - с. 90-97
40. Жолтикова, Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / Концепт. - 2014. - №2. - с. 1-5
41. Карамнов, А.С. Теория учебника как основа критериальной экспертной оценки языка учебных пособий / Теория и практика общественного развития. - 2014. - №9. - с.68-70
42. Клеменцова, Н.Н. Текст в обучении иностранному языку / Вестник МГИМО университета. - 2012. - №5. - с.204-209
43. Кричевская, К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / Иностр. яз. в школе. - 1996. - № 1.
44. Мелехина, Е.В. Мотивационный потенциал текста в обучении чтению на иностранном языке / Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - №2. - с. 51-55
45. Морозова, А.Н. Роль школьного учебника в формировании профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка в области научно-исследовательской деятельности / Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №6. - с.8-22
46. Оганесян, И.С. Приемы работы по формированию компонентов когнитивно-коммуникативного умения читать на иностранном языке / Инновационная наука. - 2015. - №8. - с.129-131
47. Палешева, Е.А. Аутентичные тексты как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках
английского языка в старших классах средней школы / Концепт. - 2011. -
с.1-7
48. Пахомова, Н.Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка / Концепт. - 2016. - №9. - с. 1-5
49. Пекарская, Л.В. Тренировочное тестирование как эффективная форма подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации / Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - №1(4). - с. 58-64
50. Петунин, О.В. Система оценки качества образования в регионе: анализ результатов и перспективы развития / Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №2. - с.99-107
51. Скакунова, В.А. Обзор современных зарубежный исследований педагогических проблем чтения в двадцать первом веке / Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №2. - с.48-56
52. Чернышева, Н.А. Систематические изменения подходов к государственной итоговой аттестации как фактор напряженности в Российской системе образования / Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - №2. - с.264-268
53. Юхненко, Л.В. Роль аутентичных текстов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в обучении второму иностранному языку в неязыковом ВУЗе / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - №4. - с. 294-296
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
54. Колесник, Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему: На материале обучения чтению на иностранном языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/problematizatsiya-
uchebnogo-teksta-i-zadanii-k-nemu-na-materiale-obucheniva-chtenivu-na-inos (дата обращения 5.03.19).
55. Лысанова, Н.В. Педагогические основы обучения иноязычному информативному чтению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-obucheniya- inoyazychnomu-informativnomu-chteniyu (дата обращения 10.02.19).
56. Недоспасова, Н.В. Обучение чтению на иностранном языке
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn-- p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/655822/ (дата обращения 27.01.19).