Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве (19.00.01 )
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАРЬЕРОВ В ПСИХОЛОГИИ 13
1.1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР В ТВОРЧЕСТВЕ 13
1.1.1. Разработанность проблемы психологических барьеров в зарубежной и отечественной психологии 13
1.1. 2. Психологический механизм творчества 22
1.1.3. Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ) 30
1.1.4. Барьеры в системно-динамической модели деятельности 35
1.1.5. Другие подходы к проблеме интеллектуального творчества и психологических барьеров в отечественной психологии (обзор) 37
1.2. МОТИВАЩОННО-ЛИЧНОСТНЪШ ФАКТОРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ БАРЬЕРОВ 44
1.2.1. Личностные черты творцов и преодоление барьеров 44
1.2.2. Мотивация творческой деятельности 47
1.2.3. Направленность личности в процессе творчества 51
1.2.4. Установка как барьер 55
1.3. БАРЬЕР В КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ 61
1.4. Выводы ПО ГЛАВЕ 1 65
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ 70
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.1.1. Требования к экспериментальному материалу 70
2.1.2. Примеры методов и задач, применяемых для экспериментального изучения процесса интеллектуального творчества 73
2.1.3. Требования к экспериментальному материалу, экспериментальной процедуре и контингенту испытуемых при исследовании барьеров в интеллектуальной деятельности 76
2.1.4. Общая схема организации эксперимента по исследованию барьеров трех степеней в интеллектуальной деятельности 80
2.2. СПОСОБНОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ БАРЬЕРА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ 81
2.2.1. Определение познавательно-психологических барьеров первой и второй степени 81
2.2.2. Экспериментальное исследование барьеров первой и второй степени в интеллектуальной деятельности 82
2.2.3. Результаты первой серии экспериментов 88
2.2.4. Результаты второй серии экспериментов 102
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРА ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ 112
2.3.1. Определение барьера третьей степени 112
2.3.2. Условия проведения эксперимента 113
2.3.3. Описание задачи и этапы ее решения 114
2.3.4. Результаты третьей серии экспериментов 135
2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ и их ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 139
2.5. Выводы по ГЛАВЕ 2 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАРЬЕРОВ В ПСИХОЛОГИИ 13
1.1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР В ТВОРЧЕСТВЕ 13
1.1.1. Разработанность проблемы психологических барьеров в зарубежной и отечественной психологии 13
1.1. 2. Психологический механизм творчества 22
1.1.3. Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ) 30
1.1.4. Барьеры в системно-динамической модели деятельности 35
1.1.5. Другие подходы к проблеме интеллектуального творчества и психологических барьеров в отечественной психологии (обзор) 37
1.2. МОТИВАЩОННО-ЛИЧНОСТНЪШ ФАКТОРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ БАРЬЕРОВ 44
1.2.1. Личностные черты творцов и преодоление барьеров 44
1.2.2. Мотивация творческой деятельности 47
1.2.3. Направленность личности в процессе творчества 51
1.2.4. Установка как барьер 55
1.3. БАРЬЕР В КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ 61
1.4. Выводы ПО ГЛАВЕ 1 65
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ 70
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.1.1. Требования к экспериментальному материалу 70
2.1.2. Примеры методов и задач, применяемых для экспериментального изучения процесса интеллектуального творчества 73
2.1.3. Требования к экспериментальному материалу, экспериментальной процедуре и контингенту испытуемых при исследовании барьеров в интеллектуальной деятельности 76
2.1.4. Общая схема организации эксперимента по исследованию барьеров трех степеней в интеллектуальной деятельности 80
2.2. СПОСОБНОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ БАРЬЕРА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ 81
2.2.1. Определение познавательно-психологических барьеров первой и второй степени 81
2.2.2. Экспериментальное исследование барьеров первой и второй степени в интеллектуальной деятельности 82
2.2.3. Результаты первой серии экспериментов 88
2.2.4. Результаты второй серии экспериментов 102
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРА ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ 112
2.3.1. Определение барьера третьей степени 112
2.3.2. Условия проведения эксперимента 113
2.3.3. Описание задачи и этапы ее решения 114
2.3.4. Результаты третьей серии экспериментов 135
2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ и их ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 139
2.5. Выводы по ГЛАВЕ 2 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
Введение
Актуальность темы. Проблема творческой активности человека является по-настоящему современной и актуальной. Человечество стоит на пороге третьего тысячелетия - новые информационные технологии открывают новые возможности использования мировых ин-формационных ресурсов. Растет значение продуктивной, творческой деятельности. Таким образом, главной задачей общества становится формирование творческой личности, личности, способной не просто известным способом решать известные задачи, но ставить новые вопросы и находить новые оригинальные решения.
Психология творчества как самостоятельная ветвь психологии стала складываться в конце XIX - начале XX веков. На начальном эта¬пе своего становления доминировал “созерцательно-объяснительный тип знания” (Я.А. Пономарев) и получение сведений о психологических особенностях творчества складывалось из описания созданий великих творений, обстоятельств жизни их авторов и их личных качеств, а исходным материалом служили, как правило, автобиографии и мемуары выдающихся ученых, изобретателей. Со временем исследователи творчества стали использовать и иные методы получения информации о протекании творческого процесса, ставились эксперименты, результаты которых тщательно фиксировались и анализировались. Шел процесс формирования “эмпирического” типа знания. В период научно-технической революции еще острее возникла необходимость изучать творческую деятельность человека - в связи с потребностью управлять творческим процессом, направлять его на решение тех или иных проблем. Вопрос о моделировании и исследовании процесса мышления и творчества не дает покоя ученым, занимающимся исследованиями природы, общества и человека, практикам, которые создают технические устройства, обучают детей и студентов, ишут нетривиальные решения в управленческой деятельности, в частном предпринимательстве. Загадка творчества относится многими из них к разряду “мировых загадок”, решение которых не пред¬полагает возможности четкого однозначного ответа.
На базе фундаментальных работ по исследованию истории “психологии творчества” (Я.А. Пономарев [92, 93, 94, 96, 91, 99], М.Г. Ярошевский [147, 148], O.K. Тихомиров [126, 127] и др. [19, 20, 61, 64]) можно заключить, что попытки найти пути к разгадке этой “мировой тайны” делали в свое время многие именитые ученые - есте-ствоиспытатели Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, А. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский. Первые книги по проблемам научного творчества были созданы в начале нашего века химиком В. Оствальдом и математиком А. Пуанкаре. Крупнейшие психологи, такие как Ф. Галь- тон и М. Кеттел, К. Дункер [153] и М. Вертгеймер [34, 164], используя тестовый, статистический, биографический методы, изучают творчество и также обращаются к проблеме личности ученого. Французский психолог Рибо намечает первую концепцию творчества [117]. В Рос¬сии начала XX века А.А. Потебня и его ученики изучают особенности творческого (научного и художественного) мышления на основе лингвистического подхода. Русский инженер П.К. Энгельмейер анализирует специфику творчества на основе изучения технического изобретательства [144] и предлагает разработать специальную науку о творчестве - эвриологию (или эврологию). Значительный вклад в разработку проблемы внесли и такие ученые как А.Н. Веселовский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, С.О. Грузенберг [48], В.М. Бехтерев и др. Изучением особенностей мышления, этапов его развития занимались Л.С. Выготский [36-38], А.Р. Лурия [78-79], Ж. Пиаже [89].
Во второй половине XX века растет практическая потребность в исследованиях подобного рода, применяется все больше разнообразных методов, разрабатываются специальные методики исследования и программы развития творческого (“дивергентного”, “латерального”, “бокового”, “нестандартного” по терминологии разных авторов) мышления. В это время активные поиски ведутся как за рубежом (Дж. Гилфорд [45, 156]; К. Тейлор, Ф. Баррон, Д. Харрингтон [150,
161] ; Г. Грубер, П. Вернон, Е. Торранс [см. 5, 15, 19, 20, 51, 58, 86, 128, 149, 152, 155, 163]; Э. Де Боно [26] и др.) так и в нашей стране (Д.Б. Богоявленская [21-23], Б.М. Кедров [61-64], А.М. Матюшкин [80], Я.А. Пономарев [92-99], В.Н. Пушкин [112-114], С.Л. Рубин¬штейн [118-120], Тихомиров O.K. [126, 127] и другие [6-9, 29-31, 41, 44, 50, 51, 53, 57, 60, 74, 87, 90, 106, 107, 109, 110, 111, 116, 122, 123,
133,137, 145]).
Всюду, где творчество перешло в стадию “действенно- преобразующего” знания, возникла необходимость не только констатировать наличие творческих актов, озарений, но и изучать сам пси-хологический механизм творчества, проникать в его сущность. Сердцевину творчества и наиболее значимую его часть с точки зрения психологии представляет процесс, происходящий внутри субъекта творчества, его внутреннеплановые действия. Именно здесь при переходе от одной фазы к другой, независимо от проработки этого вопроса в разных психологических школах, констатируется, что движение от фазы к фазе лишено плавности, оно требует постоянного ухода от стереотипа, который чаще всего и превращается в барьер на пути к созданию нового, к переходу на новый уровень осмысления проблем¬ной ситуации. Способность преодолеть барьер и выйти за рамки стереотипа является неотъемлемым качеством творческой личности.
В нашем исследовании основной упор делается на понятие пси-хологического барьера в интеллектуальной деятельности. Эффект барьера проявляется в самых разных видах деятельности - от решения арифметических задач до раскрытия преступлений. В имеющихся ис-следованиях по психологии творчества, личности, общения дается определение барьера как “препятствия” [142], “мотива, препятствующе¬го выполнению определенной деятельности” [40], “детерминирующего фактора динамизации деятельности на разных ее этапах” [139]. При изучении барьеров в творчестве, в психологии личности, общения определяются следующие виды барьеров:
а) по широте и специфике охвата деятельности человека:
познавательно-психологический барьер (Б.М. Кедров [61-64]);
ценностноориентационный барьер, барьер неопределенности, пре-метно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации (Р.Х. Шакуров [139]); барьер “неверия в собственные силы”, “функционально-мыслительные” и семантические барьеры (А.В. Ан-тонов [13]);
б) по характеру проявления:
внутренние и внешние барьеры (Т. Дембо [142]); перцептуальные, интеллектуальные и эмоциональные преграды (А. Холл [135]); личные и организационные препятствия творчеству (П. Хилл [134]).
Указывается, что барьер как препятствие достижению цели при-водит к внутренним конфликтам, фрустрации (Т. Дембо [142]), возникновение психологических барьеров связано с неверием в собственные силы, чрезмерной ориентацией на авторитеты (А.В. Антонов [13], В.В. Мухортов [84]), а преодоление барьера происходит с ис-пользованием подсказки, случайной ассоциации или “трамплина” (К. Дункер [109], Б.М. Кедров [61], Я.А. Пономарев [95, 96]), причем этот процесс преодоления идет с участием эмоционально-волевой, познавательной и операционно-поведенческой сторон личности (Р.Х. Ша-куров [139]).
Проблема. Накопленные знания позволяют поставить еще один вопрос, который является малоизученным в научной литературе по психологии творчества. Это вопрос не столько о типах барьеров, сколько - о степени сложности барьеров или о своего рода “высоте препятствия”, которое приходится преодолевать творцу, то есть вопрос о теоретическом и экспериментальном изучении психологических барьеров разного уровня. Кроме того, существует противоречие между различными представлениями о роли личностных особенностей субъекта в преодолении психологических барьеров в творчестве, определяющее проблему, каким образом личностные характеристики субъекта влияют на успешность преодоления познавательно-психологического барьера.
Гипотеза: если сложность творческой задачи объективно зависит от величины амплитуды смены доминирующих уровней мыслитель¬ной деятельности (Я.А. Пономарев), то следует предположить, что при решении задач различной степени сложности субъекту приходится преодолевать соответствующие познавательно-психологические барьеры, где по мере повышения сложности задачи растет “высота” барьера, а для успешного его преодоления большее значение приобретают мотивационно-личностные характеристики субъекта.
Цель исследования состоит в теоретико-экспериментальном исследовании явления психологических барьеров разной степени сложности в интеллектуальной творческой деятельности, представление о которых дополняет теорию психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанную Я.А. Пономаревым, и расширяет понимание познавательно-психологического барьера, развитое Б.М. Кедровым.
8
Задачи:
1. Выявить феномен и особенности проявления психологических барьеров в интеллектуальной деятельности.
2. Изучить способность к преодолению познавательно-психологического барьера и при решении задач низкой и средней степени творческой сложности и установить их место в структуре психологического механизма творчества.
3. Исследовать способность к преодолению познавательно-психологического барьера и установить его место в структуре психологического механизма творчества при решении задач высокой сложности.
4. Соотнести способность к преодолению барьеров разных уровней сложности с мотивационно-личностными особенностями испытуемых.
Научная и методологическая основа настоящей работы: концепция психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанная Я.А. Пономаревым, представление о познавательно-психологическом барьере Б.М. Кедрова, концепция человека как субъекта саморазвития Л.М. Попова, а также системно-динамическая модель деятельности, разрабатываемая Р.Х. Шакуровым. Помимо этого в работе используется понимание интеллектуальной активности и ее уровней по Д.Б. Богоявленской.
Объектом экспериментального исследования стала интеллектуальная деятельность испытуемых (студентов и лиц с высшим образованием) по решению творческих задач различной степени сложности.
Предметом исследования являются психологические барьеры различной степени “высоты” в интеллектуальной деятельности - психологически обусловленные препятствия нахождению решения оригинальной (творческой) задачи.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что:
■ исследован феномен возникновения и преодоления познавательно-психологических барьеров в интеллектуальном творчестве;
■ выявлено три степени барьеров, отличающихся по сложности их преодоления, определенной как величина амплитуды смены доминирующих уровней мыслительной деятельности;
м осуществлен теоретический анализа процесса решения сложной творческой задачи и детерминации этого процесса мотивационно-личностными факторами;
■ полученные результаты обогащают представление о структурах психологического механизма интеллектуального творчества и динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта саморазвития.
Практическая ценность исследования заключается в том, что разработаны методики выявления действия познавательно-психологических барьеров различной степени сложности, которые могут быть (в комплексе с другими методами) применены для диагностики творческих способностей человека на разных уровнях интеллектуальной деятельности; полученные теоретические результаты и эмпирические сведения о процессе преодоления барьера могут быть использованы при чтении спецкурсов и организации тренингов по развитию творческого мышления и динамической составляющей про-
странственно-временного комплекса субъекта саморазвития для студентов как гуманитарных, так и естественнонаучных направлений.
Результатом диссертационного исследования стали следующие положения, выносимые на защиту:
1. Познавательно-психологические барьеры в структуре интеллектуальной деятельности могут быть рассмотрены не только по широте охвата деятельности человека, характеру проявления, выраженности во внутреннеплановых и внешнеплановых процессах, но и по различ¬ной степени представленности их “высоты”, преодоление которой соотносится со способностью человека действовать на различных уровнях структурной организации интеллекта. Таким образом, системное представление о различного рода психологических барьерах, препятствующих выполнению той или иной деятельности, дополняет¬ся еще одним параметром - измерением “высоты”, что открывает новые возможности в исследовании специфики процесса творчества.
2. При решении творческих задач, требующих интеллектуального озарения, на 1-2 уровнях психологического механизма творчества (низших уровнях мыслительной деятельности с большей степенью импульсивности и интуитивности в действиях) обнаруживается способность преодолевать познавательно-психологические барьеры 1 степени, что можно соотнести со “стимульно-репродуктивным” уровнем интеллектуальной активности субъекта и, абстрагируясь до логи¬ческой схемы познавательного процесса, - с выделением единичных фактов из общей картины. На 3-4 уровнях (средних уровнях мысли¬тельной деятельностью, где важную роль начинают играть логические операции, но действия все еще связаны с субъективной оценкой) обнаруживается способность преодолевать барьеры второй степени, что соответствует “эвристическому” уровню интеллектуальной активности и переходу (скачку) от выявления единичных фактов к обнаружению особенностей и некоторых закономерностей. На 5 уровне (высшем уровне мыслительной деятельности, соответствующем уровню научного творчества, с максимально объективным и логичным анализом всех условий) - обнаруживается способность преодолевать барьеры 3 степени, становится возможным проявление интеллектуальной активности высшего - “креативного” - уровня, а скачок (преодоление барьера) совершается при переходе от “общего” ко “всеобщему”.
3. В преодолении познавательно-психологического барьера третьей степени в решении задач высшего уровня творческой сложности важ-ную роль играют неинтеллектуальные характеристики личности, такие как потребность в достижениях, уверенность в себе, упорство в достижении цели.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. Систематизированы представления о познавательно-психологических барьерах, рассмотренные в работах специалистов по психологии мышления и творчества.
2. Впервые познавательно-психологический барьер рассмотрен как необходимый элемент психологического механизма творчества, он является промежуточным образованием между фазой “краха логических программ” и фазой интуитивного решения.
3. Впервые выделены три степени познавательно-психологических барьеров в интеллектуальной деятельности, каждый из которых возникает на определенном уровне этой деятельности и качественно отличается от других.
4. Впервые изучено возникновение и преодоление сложного бар¬ера (барьера третьей степени) в интеллектуальном творчестве на при¬мере задачи “12 монет”, соответствующей максимальной амплитуде смены доминирующих уровней интеллектуальной деятельности, дан
логико-психологический анализ решения творческой задачи, проведена ее экспериментальная проверка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Представление о различной “высоты” барьерах в интеллектуальном творчестве используется при разработке обучающих курсов, направленных на развитие творческих способностей студентов. Результаты теоретиче-ского и экспериментального исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях (Йошкар-Ола, Казань, Москва) и семинарах кафедры психологии Казанского госуниверситета, на совместном заседании лаборатории психологии Института среднего и специального образования РАО и кафедры психологии Казанского гос-университета.
Объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 155 страницах. В ней содержится 13 рисунков и 34 таблицы. Список литературы включает 164 источника, в том числе 15 на иностранных языках. В приложениях представ¬лены результаты экспериментов (таблицы, диаграммы).
Актуальность темы. Проблема творческой активности человека является по-настоящему современной и актуальной. Человечество стоит на пороге третьего тысячелетия - новые информационные технологии открывают новые возможности использования мировых ин-формационных ресурсов. Растет значение продуктивной, творческой деятельности. Таким образом, главной задачей общества становится формирование творческой личности, личности, способной не просто известным способом решать известные задачи, но ставить новые вопросы и находить новые оригинальные решения.
Психология творчества как самостоятельная ветвь психологии стала складываться в конце XIX - начале XX веков. На начальном эта¬пе своего становления доминировал “созерцательно-объяснительный тип знания” (Я.А. Пономарев) и получение сведений о психологических особенностях творчества складывалось из описания созданий великих творений, обстоятельств жизни их авторов и их личных качеств, а исходным материалом служили, как правило, автобиографии и мемуары выдающихся ученых, изобретателей. Со временем исследователи творчества стали использовать и иные методы получения информации о протекании творческого процесса, ставились эксперименты, результаты которых тщательно фиксировались и анализировались. Шел процесс формирования “эмпирического” типа знания. В период научно-технической революции еще острее возникла необходимость изучать творческую деятельность человека - в связи с потребностью управлять творческим процессом, направлять его на решение тех или иных проблем. Вопрос о моделировании и исследовании процесса мышления и творчества не дает покоя ученым, занимающимся исследованиями природы, общества и человека, практикам, которые создают технические устройства, обучают детей и студентов, ишут нетривиальные решения в управленческой деятельности, в частном предпринимательстве. Загадка творчества относится многими из них к разряду “мировых загадок”, решение которых не пред¬полагает возможности четкого однозначного ответа.
На базе фундаментальных работ по исследованию истории “психологии творчества” (Я.А. Пономарев [92, 93, 94, 96, 91, 99], М.Г. Ярошевский [147, 148], O.K. Тихомиров [126, 127] и др. [19, 20, 61, 64]) можно заключить, что попытки найти пути к разгадке этой “мировой тайны” делали в свое время многие именитые ученые - есте-ствоиспытатели Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, А. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский. Первые книги по проблемам научного творчества были созданы в начале нашего века химиком В. Оствальдом и математиком А. Пуанкаре. Крупнейшие психологи, такие как Ф. Галь- тон и М. Кеттел, К. Дункер [153] и М. Вертгеймер [34, 164], используя тестовый, статистический, биографический методы, изучают творчество и также обращаются к проблеме личности ученого. Французский психолог Рибо намечает первую концепцию творчества [117]. В Рос¬сии начала XX века А.А. Потебня и его ученики изучают особенности творческого (научного и художественного) мышления на основе лингвистического подхода. Русский инженер П.К. Энгельмейер анализирует специфику творчества на основе изучения технического изобретательства [144] и предлагает разработать специальную науку о творчестве - эвриологию (или эврологию). Значительный вклад в разработку проблемы внесли и такие ученые как А.Н. Веселовский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, С.О. Грузенберг [48], В.М. Бехтерев и др. Изучением особенностей мышления, этапов его развития занимались Л.С. Выготский [36-38], А.Р. Лурия [78-79], Ж. Пиаже [89].
Во второй половине XX века растет практическая потребность в исследованиях подобного рода, применяется все больше разнообразных методов, разрабатываются специальные методики исследования и программы развития творческого (“дивергентного”, “латерального”, “бокового”, “нестандартного” по терминологии разных авторов) мышления. В это время активные поиски ведутся как за рубежом (Дж. Гилфорд [45, 156]; К. Тейлор, Ф. Баррон, Д. Харрингтон [150,
161] ; Г. Грубер, П. Вернон, Е. Торранс [см. 5, 15, 19, 20, 51, 58, 86, 128, 149, 152, 155, 163]; Э. Де Боно [26] и др.) так и в нашей стране (Д.Б. Богоявленская [21-23], Б.М. Кедров [61-64], А.М. Матюшкин [80], Я.А. Пономарев [92-99], В.Н. Пушкин [112-114], С.Л. Рубин¬штейн [118-120], Тихомиров O.K. [126, 127] и другие [6-9, 29-31, 41, 44, 50, 51, 53, 57, 60, 74, 87, 90, 106, 107, 109, 110, 111, 116, 122, 123,
133,137, 145]).
Всюду, где творчество перешло в стадию “действенно- преобразующего” знания, возникла необходимость не только констатировать наличие творческих актов, озарений, но и изучать сам пси-хологический механизм творчества, проникать в его сущность. Сердцевину творчества и наиболее значимую его часть с точки зрения психологии представляет процесс, происходящий внутри субъекта творчества, его внутреннеплановые действия. Именно здесь при переходе от одной фазы к другой, независимо от проработки этого вопроса в разных психологических школах, констатируется, что движение от фазы к фазе лишено плавности, оно требует постоянного ухода от стереотипа, который чаще всего и превращается в барьер на пути к созданию нового, к переходу на новый уровень осмысления проблем¬ной ситуации. Способность преодолеть барьер и выйти за рамки стереотипа является неотъемлемым качеством творческой личности.
В нашем исследовании основной упор делается на понятие пси-хологического барьера в интеллектуальной деятельности. Эффект барьера проявляется в самых разных видах деятельности - от решения арифметических задач до раскрытия преступлений. В имеющихся ис-следованиях по психологии творчества, личности, общения дается определение барьера как “препятствия” [142], “мотива, препятствующе¬го выполнению определенной деятельности” [40], “детерминирующего фактора динамизации деятельности на разных ее этапах” [139]. При изучении барьеров в творчестве, в психологии личности, общения определяются следующие виды барьеров:
а) по широте и специфике охвата деятельности человека:
познавательно-психологический барьер (Б.М. Кедров [61-64]);
ценностноориентационный барьер, барьер неопределенности, пре-метно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации (Р.Х. Шакуров [139]); барьер “неверия в собственные силы”, “функционально-мыслительные” и семантические барьеры (А.В. Ан-тонов [13]);
б) по характеру проявления:
внутренние и внешние барьеры (Т. Дембо [142]); перцептуальные, интеллектуальные и эмоциональные преграды (А. Холл [135]); личные и организационные препятствия творчеству (П. Хилл [134]).
Указывается, что барьер как препятствие достижению цели при-водит к внутренним конфликтам, фрустрации (Т. Дембо [142]), возникновение психологических барьеров связано с неверием в собственные силы, чрезмерной ориентацией на авторитеты (А.В. Антонов [13], В.В. Мухортов [84]), а преодоление барьера происходит с ис-пользованием подсказки, случайной ассоциации или “трамплина” (К. Дункер [109], Б.М. Кедров [61], Я.А. Пономарев [95, 96]), причем этот процесс преодоления идет с участием эмоционально-волевой, познавательной и операционно-поведенческой сторон личности (Р.Х. Ша-куров [139]).
Проблема. Накопленные знания позволяют поставить еще один вопрос, который является малоизученным в научной литературе по психологии творчества. Это вопрос не столько о типах барьеров, сколько - о степени сложности барьеров или о своего рода “высоте препятствия”, которое приходится преодолевать творцу, то есть вопрос о теоретическом и экспериментальном изучении психологических барьеров разного уровня. Кроме того, существует противоречие между различными представлениями о роли личностных особенностей субъекта в преодолении психологических барьеров в творчестве, определяющее проблему, каким образом личностные характеристики субъекта влияют на успешность преодоления познавательно-психологического барьера.
Гипотеза: если сложность творческой задачи объективно зависит от величины амплитуды смены доминирующих уровней мыслитель¬ной деятельности (Я.А. Пономарев), то следует предположить, что при решении задач различной степени сложности субъекту приходится преодолевать соответствующие познавательно-психологические барьеры, где по мере повышения сложности задачи растет “высота” барьера, а для успешного его преодоления большее значение приобретают мотивационно-личностные характеристики субъекта.
Цель исследования состоит в теоретико-экспериментальном исследовании явления психологических барьеров разной степени сложности в интеллектуальной творческой деятельности, представление о которых дополняет теорию психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанную Я.А. Пономаревым, и расширяет понимание познавательно-психологического барьера, развитое Б.М. Кедровым.
8
Задачи:
1. Выявить феномен и особенности проявления психологических барьеров в интеллектуальной деятельности.
2. Изучить способность к преодолению познавательно-психологического барьера и при решении задач низкой и средней степени творческой сложности и установить их место в структуре психологического механизма творчества.
3. Исследовать способность к преодолению познавательно-психологического барьера и установить его место в структуре психологического механизма творчества при решении задач высокой сложности.
4. Соотнести способность к преодолению барьеров разных уровней сложности с мотивационно-личностными особенностями испытуемых.
Научная и методологическая основа настоящей работы: концепция психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанная Я.А. Пономаревым, представление о познавательно-психологическом барьере Б.М. Кедрова, концепция человека как субъекта саморазвития Л.М. Попова, а также системно-динамическая модель деятельности, разрабатываемая Р.Х. Шакуровым. Помимо этого в работе используется понимание интеллектуальной активности и ее уровней по Д.Б. Богоявленской.
Объектом экспериментального исследования стала интеллектуальная деятельность испытуемых (студентов и лиц с высшим образованием) по решению творческих задач различной степени сложности.
Предметом исследования являются психологические барьеры различной степени “высоты” в интеллектуальной деятельности - психологически обусловленные препятствия нахождению решения оригинальной (творческой) задачи.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что:
■ исследован феномен возникновения и преодоления познавательно-психологических барьеров в интеллектуальном творчестве;
■ выявлено три степени барьеров, отличающихся по сложности их преодоления, определенной как величина амплитуды смены доминирующих уровней мыслительной деятельности;
м осуществлен теоретический анализа процесса решения сложной творческой задачи и детерминации этого процесса мотивационно-личностными факторами;
■ полученные результаты обогащают представление о структурах психологического механизма интеллектуального творчества и динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта саморазвития.
Практическая ценность исследования заключается в том, что разработаны методики выявления действия познавательно-психологических барьеров различной степени сложности, которые могут быть (в комплексе с другими методами) применены для диагностики творческих способностей человека на разных уровнях интеллектуальной деятельности; полученные теоретические результаты и эмпирические сведения о процессе преодоления барьера могут быть использованы при чтении спецкурсов и организации тренингов по развитию творческого мышления и динамической составляющей про-
странственно-временного комплекса субъекта саморазвития для студентов как гуманитарных, так и естественнонаучных направлений.
Результатом диссертационного исследования стали следующие положения, выносимые на защиту:
1. Познавательно-психологические барьеры в структуре интеллектуальной деятельности могут быть рассмотрены не только по широте охвата деятельности человека, характеру проявления, выраженности во внутреннеплановых и внешнеплановых процессах, но и по различ¬ной степени представленности их “высоты”, преодоление которой соотносится со способностью человека действовать на различных уровнях структурной организации интеллекта. Таким образом, системное представление о различного рода психологических барьерах, препятствующих выполнению той или иной деятельности, дополняет¬ся еще одним параметром - измерением “высоты”, что открывает новые возможности в исследовании специфики процесса творчества.
2. При решении творческих задач, требующих интеллектуального озарения, на 1-2 уровнях психологического механизма творчества (низших уровнях мыслительной деятельности с большей степенью импульсивности и интуитивности в действиях) обнаруживается способность преодолевать познавательно-психологические барьеры 1 степени, что можно соотнести со “стимульно-репродуктивным” уровнем интеллектуальной активности субъекта и, абстрагируясь до логи¬ческой схемы познавательного процесса, - с выделением единичных фактов из общей картины. На 3-4 уровнях (средних уровнях мысли¬тельной деятельностью, где важную роль начинают играть логические операции, но действия все еще связаны с субъективной оценкой) обнаруживается способность преодолевать барьеры второй степени, что соответствует “эвристическому” уровню интеллектуальной активности и переходу (скачку) от выявления единичных фактов к обнаружению особенностей и некоторых закономерностей. На 5 уровне (высшем уровне мыслительной деятельности, соответствующем уровню научного творчества, с максимально объективным и логичным анализом всех условий) - обнаруживается способность преодолевать барьеры 3 степени, становится возможным проявление интеллектуальной активности высшего - “креативного” - уровня, а скачок (преодоление барьера) совершается при переходе от “общего” ко “всеобщему”.
3. В преодолении познавательно-психологического барьера третьей степени в решении задач высшего уровня творческой сложности важ-ную роль играют неинтеллектуальные характеристики личности, такие как потребность в достижениях, уверенность в себе, упорство в достижении цели.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. Систематизированы представления о познавательно-психологических барьерах, рассмотренные в работах специалистов по психологии мышления и творчества.
2. Впервые познавательно-психологический барьер рассмотрен как необходимый элемент психологического механизма творчества, он является промежуточным образованием между фазой “краха логических программ” и фазой интуитивного решения.
3. Впервые выделены три степени познавательно-психологических барьеров в интеллектуальной деятельности, каждый из которых возникает на определенном уровне этой деятельности и качественно отличается от других.
4. Впервые изучено возникновение и преодоление сложного бар¬ера (барьера третьей степени) в интеллектуальном творчестве на при¬мере задачи “12 монет”, соответствующей максимальной амплитуде смены доминирующих уровней интеллектуальной деятельности, дан
логико-психологический анализ решения творческой задачи, проведена ее экспериментальная проверка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Представление о различной “высоты” барьерах в интеллектуальном творчестве используется при разработке обучающих курсов, направленных на развитие творческих способностей студентов. Результаты теоретиче-ского и экспериментального исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях (Йошкар-Ола, Казань, Москва) и семинарах кафедры психологии Казанского госуниверситета, на совместном заседании лаборатории психологии Института среднего и специального образования РАО и кафедры психологии Казанского гос-университета.
Объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 155 страницах. В ней содержится 13 рисунков и 34 таблицы. Список литературы включает 164 источника, в том числе 15 на иностранных языках. В приложениях представ¬лены результаты экспериментов (таблицы, диаграммы).
Общие выводы
1. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве могут быть определены как психологические препятствия обнаружению оригинального решения творческой задачи, то есть как совокупность привычных представлений, образов, способов интеллектуальных действий (ментальных стереотипов), которая мешает увидеть иной - более рациональный, не стереотипный - вариант рассмотрения задачи.
2. Можно выделить три вида познавательно-психологических барьеров, обнаруживающих свое действие на различных уровнях структурной организации интеллекта: барьер первой степени (на низших уровнях), барьер второй степени (на средних уровнях) и барьер третьей степени (на высших уровнях). Эти степени можно поставить в соответствие величине амплитуды доминирующих уровней мысли-тельной деятельности психологического механизма творчества, описанного Я.А. Пономаревым.
3. При решении задач низкой и средней степени творческой сложности влияние личностных характеристик минимально. Детерминация интеллектуального процесса в значительной степени обусловлена интеллектуальными способностями личности и в незначительной степени - личностными характеристиками. Основными факторами, способствующими преодолению барьеров первой и второй степени, являются логический тип и высокая степень пластичности мышления.
4. В процессе решения сложной творческой задачи большее значение приобретает детерминации интеллектуального процесса личностной составляющей (внутренняя мотивация, установочно-мировоззренческая составляющая, волевые качества). Наличие внутренней мотивации, собственно познавательного интереса к задаче является необходимым (но недостаточным) условием возможности преодоления сложного барьера. Высокий уровень потребности в достижениях и уверенности в себе могут способствовать преодолению сложного барьера, однако не гарантируют достижения высших этапов решения задачи, характеризуемых проявлением интеллектуальной активности высшего “креативного” уровня.
На основании результатов настоящего теоретического и экспери-ментального исследования можно определить направления возможных дальнейших поисков адекватного представления об объективной сложности творческого акта. На наш взгляд, перспективным является изучение связи способностей к преодолению барьеров различной “высоты” друг с другом. Важное практическое значение имеют исследования влияния тренингов, основанных на индивидуальном и групповом решении оригинальных задач, на развитие творческих способностей, гибкости, продуктивности творческой деятельности. В целом, проблема изучения и развития способности к преодолению познавательно-психологических барьеров нуждается в дальнейшей разработке.
1. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве могут быть определены как психологические препятствия обнаружению оригинального решения творческой задачи, то есть как совокупность привычных представлений, образов, способов интеллектуальных действий (ментальных стереотипов), которая мешает увидеть иной - более рациональный, не стереотипный - вариант рассмотрения задачи.
2. Можно выделить три вида познавательно-психологических барьеров, обнаруживающих свое действие на различных уровнях структурной организации интеллекта: барьер первой степени (на низших уровнях), барьер второй степени (на средних уровнях) и барьер третьей степени (на высших уровнях). Эти степени можно поставить в соответствие величине амплитуды доминирующих уровней мысли-тельной деятельности психологического механизма творчества, описанного Я.А. Пономаревым.
3. При решении задач низкой и средней степени творческой сложности влияние личностных характеристик минимально. Детерминация интеллектуального процесса в значительной степени обусловлена интеллектуальными способностями личности и в незначительной степени - личностными характеристиками. Основными факторами, способствующими преодолению барьеров первой и второй степени, являются логический тип и высокая степень пластичности мышления.
4. В процессе решения сложной творческой задачи большее значение приобретает детерминации интеллектуального процесса личностной составляющей (внутренняя мотивация, установочно-мировоззренческая составляющая, волевые качества). Наличие внутренней мотивации, собственно познавательного интереса к задаче является необходимым (но недостаточным) условием возможности преодоления сложного барьера. Высокий уровень потребности в достижениях и уверенности в себе могут способствовать преодолению сложного барьера, однако не гарантируют достижения высших этапов решения задачи, характеризуемых проявлением интеллектуальной активности высшего “креативного” уровня.
На основании результатов настоящего теоретического и экспери-ментального исследования можно определить направления возможных дальнейших поисков адекватного представления об объективной сложности творческого акта. На наш взгляд, перспективным является изучение связи способностей к преодолению барьеров различной “высоты” друг с другом. Важное практическое значение имеют исследования влияния тренингов, основанных на индивидуальном и групповом решении оригинальных задач, на развитие творческих способностей, гибкости, продуктивности творческой деятельности. В целом, проблема изучения и развития способности к преодолению познавательно-психологических барьеров нуждается в дальнейшей разработке.



