Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Когнитивное и личностное развитие старших подростков художественных школ (19.00.01)

Работа №3957

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы207стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Проблема общих умственных и специальных способностей в психологии 12
1.1. Разные подходы к изучению умственных способностей в психологии 12
1.2. Изучение специальных способностей в отечественной психологии 33
® Глава 2 Дифференцированность когнитивных структур и умственные способности. Постановка проблемы, задачи и методики исследования 51
* Глава 3 Результаты экспериментального исследования когнитивного и личностного развития старших подростков с художественными способностями 80
3.1. Сопоставление показателей интеллектуальных и художественных способностей 81
W
3.2. Анализ данных по времени дифференцировок стимул - объектов 128
3.3. Особенности личностного развития старших подростков с художественными способностями 162
Заключение
Выводы
Литература.




ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед психологией стоит одна из актуальных и фундаментальных задач - раскрытие природных основ умственных способностей.
Первые представления о природе интеллекта были высказаны, и по-пытки выявления и измерения индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях были предприняты в рамках тестологии /Ф.Гальтон, 1875; Дж.Кеттел, 1890; А.Бине, Т.Симон, 1905; Л.М.Термен, 1916; Дж.Кэррол,1976; Р.Стернберг с соавт., 1981; А.Ягер, 1984 и др./, од-нако не получили убедительного научного объяснения.
Проблема способностей широко изучалась в отечественной психологии: C.JI.Рубинштейн, 1959, 1973; А.Н.Леонтьев, 1960; Б.М.Теплов, 1961;
Н.С.Лейтес, 1960, 1972; К.К.Платонов, 1972; В.С.Юркевич, 1972; В.М. Ру- салов, 1979; Э.А.Голубева, 1980, 1993; А.И.Крупнов, 1981; А.А. Бодалев, 1984; А.М.Матюшкин, 1982,1989, 1991; В.Н.Дружинин, 1993, 1995; Н.И. Чу- прикова, 1983, 1990; и мн. др.
В этих исследованиях выделяется несколько направлений, решающих проблему способностей с разных сторон. Одно из таких направлений - рас-смотрение способностей в общепсихологическом аспекте, где выявляются их общественно-историческая сущность и зависимость формирования от специфики социальных условий /Л.С.Выготский, 1960; А.Н.Леонтьев, 1972;
А.Р.Лурия, 1975,1977; и др./.
Проводятся исследования и в более узком плане - изучение способно-стей, соотнесенных со специальными видами деятельности /Б.М. Теплов, 1961; К.К.Платонов, 1960; Н.Д.Левитов, 1960; Ф.Н. Гоноболин, 1962;
Н.В.Кузьмина, 1967,1985; В.А. Киреенко, 1959; и др./. К третьему направлению можно отнести исследования, связанные с изучением природы и психологических механизмов развития способностей.
К последним относят врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и свойств нервной системы /Н.С.Лейтес, 1960; Б.М. Теплов,

1961; Э.А.Голубева, 1980 и др./, интеллектуальную активность и саморегу-ляцию /Н.С.Лейтес, 1971; B.C. Юркевич, 1972/.
Однако вопрос о природе общих и специальных способностей, о механизмах их развития остается в психологии недостаточно разработанным.
Актуальность проблемы. В мировой психологии в настоящее время интенсивно разрабатываются разные теоретические концепции, касающиеся умственного и неразрывно связанного с ним личностного развития, так как только целостная теоретическая концепция может обеспечить значимое влияние науки на практику /Н.И.Чуприкова,1990/. Основой социально-экономического прогресса любого государства, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, является интеллектуальный потенциал людей. Поэтому центральным вопросом становится проблема раскрытия законов развития детей и прежде всего интеллектуального и разных сторон личностного, выделения того общего, единого, что развивается с возрастом и в процессе обучения.
В последнее время в психологии выделились два подхода к изучению основ умственных способностей и механизмов интеллектуального развития детей:
1) "системноструктурный" подход, объясняющий умственные способности с точки зрения развития способов репрезентации знаний и связанный с уровнем дифференциации, интеграции и иерархической организации когнитивных структур, и качеством и быстротой анализа воспринимаемой информации/Веккер, 1976; М.А.Холодная, 1983, 1991; Н.И.Чупри- кова, 1987, 1990, 1995; Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова, Н.П. Локалова, 1991;
Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова, 1995/;
2) подход, направленный на поиск простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций, связанных со способностями решения мыслительных задач /тестовых, учебных, профессиональных и др./, к числу которых относят особенности вызванных потенциалов мозга, объем кратковременной памяти, время опознания простых

стимулов, время простых реакций и реакций выбора и др. /J.В.Carrol, S.E.Maxwell, 1979; H.J.Eysenk, 1982; S.Cohn, J.Carlson, A.Jensen, 1985; и др./.
Необходимостью дальнейшего изучения и раскрытия фундаментальных основ умственных способностей детей и взрослых определяется актуальность нашего исследования, выполненного на стыке этих двух направлений исследований и направленного на изучение особенностей когнитивного и личностного развития у учащихся старшего подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательной и художественной школах.
Методологическую основу исследования составили: положение C.JI. Рубинштейна о ведущей роли в умственных способностях качества процессов анализа и синтеза; теоретические представления школы Б.М.Теплова о природных основах способностей; дифференционная теория умственного и личностного развития как процессов прогрессивной дифференциации и иерархизации первоначально мало дифференцированных, целостных познавательных и личностных структур /Н.И.Чуприкова, 1987, 1990, 1995/; достижения современной дифференциальной психофизиологии.
Объект исследования - психологические особенности старших подростков ( учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных школ и лицеев и четвертых классов художественной школы г.Сыктывкара, Республики Коми).
Предмет исследования - особенности когнитивного и личностного развития старших подростков, обучающихся в художественной школе.
Цель исследования - изучение психологических особенностей дифференцированности когнитивных структур и личностного развития у старших подростков художественной школы.
Гипотеза исследования - состояла в предположении, что: 1) когнитивное и личностное развитие связано с уровнем художественных способностей старших подростков, которые в свою очередь влияют на развитие

дифференцированности когнитивных структур; 2) когнитивные структуры должны характеризоваться большей расчлененностью, а уровень личностного развития должен быть выше у лучше успевающих и с более высокими художественными способностями; 3) учащиеся художественных школ должны отличаться от учащихся обычных общеобразовательных школ преобладанием невербального интеллекта над вербальным, первосигнальных функций над второсигнальными или их балансом между собой.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие конкретные задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ имеющихся по теме исследований и экспериментально изучить особенности развития когнитивных структур у старших подростков, обладающих художественными способностями.
2. Разработать критерии и выявить уровни специальных способностей у старших подростков художественной школы.
3. Выявить особенности дифференцированности когнитивных структур у учащихся с разными школьной успеваемостью и художественными способностями.
4. Определить характер взаимосвязи развития умственных, художественных способностей и ряда личностных показателей у подростков художественной школы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовал¬ся следующий комплекс диагностических методик, состоящий из четырех блоков:
I блок. Методики изучения уровня дифференцированности когнитивных структур учащихся: компьютерный вариант методики скоростной классификации стимул-объектов Н.И.Чуприковой, Т.А.Ратановой; тест включенных фигур Г.Уиткина.
II блок. Методики оценки уровня интеллектуального развития детей: детский вариант теста Д.Векслера; показатели школьной успеваемости.

III блок. Методики изучения индивидуально-психологических особенностей учащихся: шкала оценки выраженности свойств нервной си¬стемы Я.Стреляу; методика М.Н.Борисовой на соотношение двух сигнальных систем; методика А.М.Прихожан на определение уровня самооценки и уровня притязаний; методика М.В.Матюхиной, М.Б.Поторочиной по изучению мотивации учения /1984/; опросник Л.Н.Кабардовой на вы¬явление профессиональных предпочтений; опросник "Моя будущая профессия".
IV блок. Оценка художественных способностей и специальной успеваемости учащихся.
Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается:
- теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы;
- использованием большого числа независимых показателей /59/, характеризующих когнитивную дифференцированность и уровень интеллектуального и личностного развития учащихся художественной школы;
- разными статистическими методами обработки полученных данных, включающими групповой и корреляционный анализы, а также Т-критерий Студента для выявления значимости различий в интеллектуальном развитии детей экспериментальных групп с разными школьной успеваемостью и художественными способностями.
Новизна исследования состоит в том, что в нем - впервые:
- разработан и использован компьютерный вариант методики скоростной классификации стимул-объектов Н.И.Чуприковой, Т.А.Ратано- вой;
- проведено изучение уровня дифференцированности когнитивных структур у старших подростков с художественными способностями в зависимости от уровня их умственных и специальных способностей к изобразительной деятельности;

- показаны особенности переработки когнитивными структурами семантической информации по сравнению с информацией перцептивного типа и установления тождества-различия, а также более высокий уровень организации семантических подструктур у лучше успевающих и с более высокими художественными способностями по сравнению с хуже успевающими и с более низкими художественными способностями подростка¬ми;
- разработаны критерии уровня развития художественных способностей у старших подростков;
- раскрыты взаимосвязи между школьной и специальной успеваемостью, уровнем дифференцированности когнитивных структур, показателями интеллектуального развития и личностными особенностями учащихся художественных школ.
Теоретическое значение работы.
- Определяется вкладом в дальнейшую разработку проблемы природных основ интеллектуального развития и умственных и специальных способностей;
- состоит в раскрытии возрастных особенностей организации когнитивных структур и личностного развития старших подростков, обладающих способностями к специальным видам деятельности /художествен¬ной/;
- заключается в развитии теоретических представлений, имеющихся в отечественной дифференциальной психофизиологии о связи силы-слабости нервной системы с относительным преобладанием первосигнальных и второсигнальных функций (Э.А.Голубева).
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса психодиагностических методик, позволяющих выявить степень дифференцированности когнитивных структур, уровень интеллектуального и личностного развития, а также уровень сформированное™ специальных /художественных/ способностей у старших подростков.

Полученные результаты могут быть использованы: учителями разно¬го типа школ и психологами психологической службы образовательных учреждений в целях более эффективного интеллектуального и личностного развития учащихся; для диагностики интеллектуального и личностного развития детей при отборе в школы различного типа; при разработке пси-ходиагностических методик и критерий умственных и специальных (художественных) способностей и личностного развития; при чтении кур-сов лекций, спецкурсов и проведении практических занятий по общей, возрастной и педагогической психологии со студентами педагогических вузов, педколеджей, в институтах повышения квалификации педагогических кадров; в лекционно-популяризаторской работе с учителями и родителями.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Старшие подростки художественных школ характеризуются высоким уровнем умственных и специальных художественных способностей, что подтверждается средними показателями по школьной (4,09) и специальной (4,15) успеваемости, по общему (124), вербальному (106,53) и невербальному (107,97) интеллекту / по тесту Векслера/, тесту Уиткина / достаточно коротким временем - 28,81, т.е. поленезависимостью, в отличие от подростков С.В.Гриценко (57,48с.)/, а также особенностями личностного развития.
2. Учащиеся с художественными способностями характеризуются не только высоким вербальным, но и высоким невербальным интеллектом, что влияет на повышение уровня общего (за счет невербального) интеллекта, в отличие от детей обычных школ, у которых вербальный интеллект преобладает над невербальным, а также преобладанием второсигнальности.
3. Уровень умственных и специальных художественных способностей, личностного развития старших подростков определяется уровнем дифференцированности (расчлененности) когнитивных структур, способностью анализировать и дифференцировать объекты и их свойства.

4. Учащиеся с более высокими умственными и художественными способностями характеризуются более высоким уровнем дифференцированности когнитивных структур, более высокими показателями интеллектуального развития по тестам Д. Векслера, школьной и специальной успеваемлости (по рисунку, живописи, композиции, декору), а также такими личностными показателями как более адекватные самооценка и уровень притязаний, меньшая степень расхождения между ними, что свидетельствует о более гармоничном развитии личности; умение верно оценивать свои возможности и способности, социальные мотивы обучения и выбора профессии.
Хуже успевающие и с более низкими художественными способностями учащиеся имеют более низкий уровень дифференцированности когнитивных структур и в большинстве случаев характеризуются сниженными показателями интеллектуального развития по тестам Д.Векслера, школьной и специальной успеваемости; обладают более низким уровнем личностного развития, что выразилось в большом расхождении, т. е. “конфликте”, между их самооценкой и уровнем притязаний, приводящим к задерживанию личностного развития; в выборе узколичных мотивов обучения и выбора профессии, как самых значимых, в неумении верно оценить свои возможности и способности и связывать их с будущей своей профессией.
5. Обнаружено количественное соотношение представителей чисто человеческих типов (по И.П. Павлову): "художников”, ’’мыслителей” и среднего типа. Дана их характерстика. "Художники” (их оказалось 16,6 %) характеризуются: более высокими показателями по невербальному интеллекту теста Векслера, по тесту Уиткина /являются более поленезависимыми/, по всем видам специаль¬ной успеваемости, но более низкой школьной успеваемостью и слабостью нервной системы по шкале Я.Стреляу. ’’Мыслители” ( 50%) отличаются несколько большими показателями по вербальному и общему интеллекту, школьной успеваемости /общей, естественно-математической и гуманитарной/,

большей силой нервной системы по шкале Я.Стреляу, но меньшими показателями по всем видам специальной успеваемости и по тесту Уиткина. Учащиеся группы среднего типа ( 33,3%) обладают равновесием (балансом) и высоким уровнем функционирования как первой, так и второй сигнальной системой /по методике М.Н.Борисовой/, практически равными и достаточно высокими значениям ВИП и НИГТ /соответственно 106,7 и 107,3/, школьной и специальной успеваемости /от 4,0 до 4,2/, они достаточно поленезависимы и имеют средние показатели свойств нервной системы /по шкале Я.Стреляу/.
6. Выявилось, что школьная и специальная успеваемость взаимосвязаны между собой, что подтверждается, во-первых, высокой успеваемостью по общеобразовательным и специальным предметам в основном у одних и тех же учащихся. Во-вторых, результатами! корреляционного анализа, показавшими тесные связи между показателями школьной /естественно-математического и гуманитарного цикла/ и специальной / общей, рисунка и декора/ успеваемости. Разные виды школьной и специальной успеваемости достаточно хорошо коррелируют с показателями интеллекта по тестам Векслера, Уткина, времени дифференцировок
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии МГОПУ, кафедры психологии и ученого совета Сыктывкарского педагогического института, в выступлениях на итоговой внутривузовской научной конференции пединститута г.Сыктывкара за 1995-1996 годы, на республиканской научно-практической конференции посвященной 75- летию Республики Коми (1996 г.) , на научно-практической конференции по подготовке педагогических кадров в республике Коми ( 1997 г.) О результатах исследования докладывалось на педагогических советах художественной школы г.Сыктывкара, в которой проходило обследование под-ростков.
Структура диссертации: Работа состоит и

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ВЫВОДЫ
1. Учащиеся с художественными способностями характеризуются высоким уровнем умственных и специальных художественных способностей, что подтверждается средними показателями по школьной (4,09) специальной (4,15) успеваемости, по общему (124), вербальному (106,53) и невербальному (107,97) интеллекту / по тесту Векслера/, теста Уиткиина / достаточно коротким временем - 28,81 с., в отличие от учащихся С.В.Грценко - 57,48 с./, а также особенностей личностного развития.
2. Учащиеся всей выборки, в отличие от учащихся обычных школ, характеризуются особенностью структуры интеллекта: не только высоким вербальным, но и высоким невербальным интеллектом по тесту Д.Векслера /показатели по ним близки между собой и равняются 106,53 и 107,97/.
3. У учащихся выборки в целом выделяется некоторое преобладание ВИП над НИП и второсигнальности над первосигнальностью /по методике М.Н.Бо¬рисовой/.
4. Уровень умственных способностей выше как в группе лучше успевающих учащихся, так и в группе с высокими художественными способностями, по сравнению с хуже успевающими и с более низкими художественными способностями учащимися /по методике Д.Векслера, Г.Уиткина, школьной и специальной успеваемости, дифференцировкам/.
5. Лучше успевающие и учащиеся с более высокими художественными способностями характеризуются более высоким уровнем расчлененности когнитивных структур, подструктур, а в результате - большей дифференцированностыо когнитивной сферы, чем у подростков других групп, что подтверждает уже имеющиеся данные исследований Н.И.Чуприковой, Т.А.Ратановой /1995/.
6. Все учащиеся нашей выборки оказались достаточно поленезависимыми по тесту Г.Уиткина, т.е. способны очень быстро выделять заданную фигуру из фона. Вероятно, это связано с тем, что занятия в художественной школе вырабатывают способность членения, разделения, анализа объектов и их свойств без которой невозможна художественная деятельность, что в свою очередь развивает общие умственные способности, повышает уровень дифференцированности когнитивных структур учащихся. Поэтому необходимо рекомендовать педагогам больше заниматься различными видами изобразительной деятельности не только в художественных, но и в обычных школах, школах-лицеях, гимназиях и др.
7. В целом подтвердились данные исследований Э.А.Голубевой, а именно: сила нервной системы коррелирует с первосигнальностью, слабость - с второсигнальностью.
8. Учащиеся с более высокой школьной успеваемостью и художественны¬ми способностями характеризуются не только способностью к высококачественному анализу и быстрому и тонкому дифференцированию объектов по их свойствам и отношениям, т.е. большей степенью дифференцированности, расчлененности когнитивной сферы, но и более высоким уровнем личностного развития, что выразилось: в адекватной самооценке и уровне притязаний, меньшей степени расхождения между ними, что свидетельствует о более гармоничном развитии личности, умении верно оценить свои возможности и способности, в выборе ими социальных мотивов обучения и выбора профессии, в знании своих способностей и возможностей.
Учащиеся с более низкой школьной успеваемостью и художественными способностями, отличающиеся более низким уровнем дифференцированности когнитивных структур, большей их глобальностью при восприятии и оперировании с объектами, в большинстве случаев - сниженными показателями интеллектуального развития по тестам Д.Векслера, школьной и специальной успеваемости, характеризуются также и более низким уровнем личностного развития. что выразилось в большом расхождении между их самооценкой и уровнем притязаний, указывающем на имеющийся "конфликт" между ними, приводящий к торможению в личностном развитии; в выборе узколичных мотивов обучения и выбора профессии, как самых значимых, в неумении верно оценить свои возможности и способности и связать их с будущей своей профессией.
9. Выявлено количественное соотношение представителей чисто человеческих типов ( по И.П. Павлову): ’’художников”, ’’мыслителей” и среднего типа. Дана их характерстика. ’’Художники” (их оказалось 5 человек; 16,6 %) характеризуются: более высокими показателями по невербальному интеллекту теста Векслера, по тесту Уиткина /являются более поленезависимыми/, по всем видам специальной успеваемости, но более низкой школьной успеваемостью и слабостью нервной системы по шкале Я.Стреляу. ’’Мыслители” (15 человек; 50%) отличаются несколько большими показателями по вербальному и общему интеллекту, школьной успеваемости /общей, естественно-математической и гуманитарной/, большей силой нервной системы по шкале Я.Стреляу, но меньшими показателями по всем видам специальной успеваемости и по тесту Уиткина. Учащиеся группы среднего типа (10 человек; 33,3%) обладают равновесием (балансом) и высоким уровнем функционирования как первой, так и второй сигнальной системой /по методике М.Н.Борисовой/, практически равными и достаточно высокими значениям ВИП и НИП /соответственно 106,7 и 107,3/, школьной и специальной успеваемости / от 4,0 до 4,2/, они достаточно полене¬зависимы и имеют средние показатели свойств нервной системы /по шкале Я.Стреляу/.
10. Обнаружены значимые корреляции между показателями школьной и специальной успеваемости, что указывает на их взаимосвязь. Различные виды школьной /естественно-математическая и гуманитарная/ и специальной /общая, рисунок и декор/ успеваемости достаточно хорошо коррелируют с показателями интеллекта по тестам Векслера, Уткина, времени дифференцировок.




ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г.Ю. Узнай свой собственный коэфициент интеллекта.-
Н.Новгород., 1994, 175 с.
2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии.- 1995.-N1.-C. 111-131.
3. Акимова М.К., Козлова В.Г. Анализ результатов диагностиче¬ских методик, ориентированных на норматив // Вопросы пси¬хологии. - 1985. - N3. - С. 135-140.
4. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Способности и склонности / Под ред. В.Н.Мясищева.- ЛГУ, 1962. С. 15-37.
5. Ананьев Б.Г. Очерки психологии.-Л., 1945, С.124-140.
6. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблемы способностей.- М., 1962, С.18.
7. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопросы пси-хологии. - 1957. - N5. - С. 156-169.
8. Арсланьян В.П. Диагностика соотношения вербального и не-вербального компонентов в умственном развитии младшего школьника. Автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996,
16 с.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 158 с.
10. Басин Е.Я. Психология художественного творчества // Эстетика.
- М., 1985.-N5., 64 с.
11. Басин Е.Я. Творческая личность художника // Эстетика. - М., 1988.-N5., 64 с.
12. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей. II Проблемы способностей в совре¬менной психологии.- М., 1984.- С. 6-17.

190
13. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. -1984. - N1., с. 119-124.
14. Болыиунова Н.Я. Соотношение сигнальных систем и индивиду¬альных особенностей регуляции познавательных и сенсомотор- ных действий // Вопросы психологии.-1980.- N5.- С. 121-126.
15. Борисова М.Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем // Типологические особенности выс¬шей нервной деятельности человека. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 307-347.
16. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека.- М., 1977. - 64 с.
17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психоло-гической диагностике. - Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
18. Векслер С. Развитие умственных способностей учащихся // На¬родное образование. - 1983. -N10. - С.46.
19. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.,
1982. - 336 с.
20. Ветров А. А. Расчлененность формы как основное свойство по¬нятия // Вопросы философии. - 1958. - N1. - С. 39-46.
21. Властюк Д.П. Значение исследований когнитивных структур для совершенствования процесса обучения // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи. - М., 1996.- С. 25-27.
22. Возрастные особенности познавательной деятельности школь¬ников и студентов.- М., 1979. -104 с.
23. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого.
- М., 1973. - 216 с.
24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 93 с.

191
25. Выготский JI.С.Педагогическая психология / Под ред. В.В. Да¬выдова. - М., 1991. - 480 с.
26. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6- ти т. Т.IV. - М., 1984. - 432 с.
27. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6-ти т. T.I. - М., 1982. - 488 с.
28. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия.
- C-Пб.: Знание, 1875.- 313 с.
29. Гильбух Ю.З. Измерение интеллекта детей. - Киев. 1992. - 132 с.
30. Гладыш А. В., Горев А. С., Фарбер Д. А. Отражение индивиду¬альных особенностей скорости переработки информации в па¬раметрах ЭЭГ детей школьного возраста // Физиология челове¬ка. - 1995, Т.21.- N1. - С. 99-110.
31. Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изуче¬ния природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии.- 1980.- N4.- С. 23-37.
32. Голубева Э.А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психологический жур¬нал. - 1982.- Т. 3.- N2,- С. 89-100.
33. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследо¬вания природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии.- 1983.-N3.-С. 16-29.
34. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей. К 90- летию Б.М.Теплова // Вопросы психологии. - 1986.-N5.- С. 18-30.
35. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал.- 1989.- Т. 10. N4. С. 75-86.

192
36. Голубева Э. А. Способности и склонности: комплексное иссле-дование.- М.: Педагогика, 1989.- 197 с.
37. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Проме¬тей, 1993.- 304 с.
38. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических спо-собностей. В кн.: Способности и интересы. - М., 1962. - С. 237- 238.
39. Губко А.Т. О специально человеческих типах высшей нервной деятельности // Вопросы психологии.- 1958.- N3.- С. 25-35.
40. Гюнтер Клаус. Введение в дифференциальную психологию уче¬ния. - М., 1987. - 176 с.
41. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., Педагогика, 1972. - 424 с.
42. Дружинин В.Н., Гребенюк Г.А., Самсонова Е.Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способ¬ностей // Психологический журнал. - 1993. Т. 14. - N3. - С. 47-55.
43. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995. - 150 с.
44. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - М., 1993. - 99 с.
45. Захарова С.А. Расчлененность когнитивной сферы и особен¬ности формирования образных обобщений у старших школьни¬ков //Вопросы психологии. - 1986. - N4. - С. 53-62.
46. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности.- М., 1964. - 190 с.
47. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.
- М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

193
48. Иванов С.П. Особенности отношения подростков к изобрази¬тельной деятельности // Вопросы психологии. - 1985. - N5. - С.72-76.
49. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифферен¬циация обучения. Автореферат дисс. ... доктора психологиче¬ских наук. М., 1994. - 44 с.
50. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной дея-тельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. - 288 с.
51. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных спо-собностей // Вопросы психологии.- 1988.- N6.- С. 106-115.
52. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности // Вопросы психоло¬гии,- 1976.- N4.- С. 133-138.
53. Канаев И.И. Френсис Гальтон /1822-1911/.- J1.: Наука, 1972.
54. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Дисс. ... доктора педагогических наук.- М., 1959.
- С. 15-304.
55. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие.- М., 1991.- 172 с.
56. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. T.I-II. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
57. Колбановский В. Н. Роль пространственного воображения в развитии технических способностей. В сб.: Способности и ин¬тересы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
58. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - JI.: Наука, 1980.- 164 с.
59. Крутецкий В. А. Проблемы способностей в психологии.- М.: Знание, 1971.- 62 с.

194
60. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968.- 230 с.
61. Крупник Е.П.Экспериментальное изучение взаимосвязей худо-жественного и общего развития личности // Психологический журнал. Т.12. - 1991. -N1. - С. 108-117.
62. Крутецкий В.А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения // Советская педагогика.- 1971.-N8. С.88.
63. Кузин B.C. Психология. - М., 1974(1), 1982(2). - 256 с.
64. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л., 1967.- С. 21-25.
65. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.
66. Кузьмина Е.Г. Дидактико-методическая система Л.В.Занкова как гармоничное воплощение закона системной дифференциа¬ции когнитивных структур в обучении. // Психолого-педаго- гические проблемы обучения и воспитания.- М., 1994. - С. 59- 63.
67. Кузьмина Е.Г. Дифференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обу¬чении. Дис. ... канд. психол. наук.- М., 1994.- 126 с.
68. Левитов Н.Д.Детская и педагогическая психология. М., 1960. - С. 411.
69. Лейтес Н.С. Опыт психологической характеристики темпера¬ментов // Типологические различия ВНД человека.- T.I.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 49-74.
70. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности,- М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 214 с.
71. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.- М.: Педаго¬гика, 1971.- 278 с.

195
72. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей //Проблемы дифференциальной психофизиоло¬гии.- Т. VII.- М.: Педагогика, 1972.- С. 223-232.
73. Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В сб.: Принцип развития в психологии. - М., 1978.-С. 196-211.
74. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторо¬на психической активности и активированности мозга//Пси- хофизиологические исследования интеллектуальной саморегу¬ляции и активности.- М., 1980.- С. 114-124.
75. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.-М.: Знание, 1984.- 78 с.
76. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психо¬логии. - 1988. - N4. - С. 98-108.
77. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы пси-хологии.- I960.- N1.- С. 7-16.
77. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Во¬просы философии. -1961. - N 1. - С. 40-45.
78. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981,- 584 с.
80. Леонтьев А.Н. Изранные психологические произведения. В 2-х т.- М.:Педагогика, 1983. T.I.- 392 с., Т.II.-320 с.
81. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учеб¬ной деятельности. - М.: Просвещение, 1968. - 141 с.
82. Лурия А.Р.Развитие психики. Учебно-методическое пособие по курсу общей психологии. - М.: МГУ, 1967. - 141 с.
83. Лурия А.Р. Формирование сознания. Учебно-методическое по¬собие по курсу общей психологии. - М.: МГУ, 1967. - 223 с.
*

196
84. Лурия А.Р. Психология ощущений и восприятия. Учебно-
f методическое пособие по курсу общей психологии. - М.: МГУ,
1967. - 232 с.
^ 85. Лурия А.Р.Психология памяти. Учебно-методическое пособие
по курсу общей психологии. - М.: МГУ, 1967. - 151 с.
86. Лурия А.Р. Психология внимания. Учебно-методическое посо¬бие по курсу общей психологии. - М.: МГУ, 1967. - 140 с.
87. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном
* возрасте. - М., 1983. - 96 с.
88. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. - 64 с.
ф 89. Матюшкин А.М. Психологические основы диагностики и раз¬
вития творческих способностей в обучении. // Проблемы спо-собностей в современной психологии.- М., 1984.- С. 18-23.
* 90. Матюшкин А.М. Раннее выявление талантов и их развитие //
Вопросы психологии. - 1984. - N3. - С. 166-171.
91. Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышле¬ния и творчества // Вопросы психологии. - 1984. - N 1. - С-9-18.
92. Матюшкин А.М., Снек Д.А.Одаренные и талантливые дети //
^ Вопросы психологии. - 1988. - N4. - С.88-97.
93. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопро¬сы психологии.- 1989.- N6, с.29-34.
94. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1987. -144 с.
95. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. - 1989.- N 1. - С. 15-24.

197
96. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Автореферат дисс. ... доктора психологических наук. М., 1994. - 36 с.
97. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дисс. ... доктора психологических наук. - М., 1994. - С. 9-171.
98. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.:
Склонности и способности. - М., 1962. - С. 3-14.
99. Найссер У. Познание и реальность.- М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
100. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.
- М.: Просвещение, 1966.- 383 с.
101. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индиви-дуальных различий.- М.: Наука, 1976.- 336 с.
102. Новлянская З.Н. Что такое литературные способности. В кн.: Психология одаренности детей и подростков. - М., 1996. - С. 257-278.
103. Новлянская З.Н. Возрастные особенности психического разви¬тия детей и практика художественного воспитания: Методи¬ческие рекомендации. - М., 1985. - С. 12.
104. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993. - С. 35-37.
105. Озеров В.П. Психологические, основы диагностики формирова¬ния психомоторных способностей у школьников и студен- тов. Автореферат дисс. ... доктора психологических наук. - М., 1993.
- 38 с.
106. Особенности обучения и психического развития школьников 13-
17 лет /Под ред.Н.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М., 1988. - 192с.

107. Очерк теории темперамента / Под ред. B.C. Мерлина. -Пермское книжное издательство., 1973. - 291 с.
108. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера.
- М., 1973.- 79 с.
109. Панасюк А.Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интел-лектуального развития умственноотсталых и здоровых детей. - Л., 1976. - 169 с.
110. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев., 1980. - 144 с.
111. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Просвеще¬ние, 1994.- 680 с.
112. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972. -312с.
113. Платонов К.К., Шварц Л. Очерки психологии для летчиков. - М., 1948. - С. 160-171.
114. Платонов К.К. Психология летного труда. М., 1960. - С. 235.
115. Плохинский Н.А. Биометрия. - М., 1970. - 367 с.
116. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред.
В.Д. Шадрикова,- М., 1990.
117. Прежесецкая С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в развивающем обучении // Психолого-педагоги- ческие проблемы обучения и воспитания.- М., 1994.- С. 64-68.
118. Прежесецкая С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в различных системах обучения. Дис. ... канд. пси- хол. наук.- М., 1995.- 1 1 1 с.
119. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в стар¬шем подростковом возрасте // Психологические проблемы по¬вышения качества обучения и воспитания. - М., 1984. - С. 75-88.
120. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни // Педагогика и психология.- М., 1990.- N5.-80 с.

199
121. Проблемы способностей. - М.: АПН РСФСР. - 308 с.
122. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / М.А. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. - М., 1981. - 232 с.
123. Психология исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. - М.: МГУ, 1979. - 232 с.
124. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996. - 416 с.
125. Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофи¬зиологии. В кн. Проблемы генетической психофизиологии че¬ловека.- М.: Наука, 1978. С.22-47.
126. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991. - 155 С.
127. Ратанова Т.А. Сила нервной системы и интенсивность ощуще¬ний // Вопросы психологии.- 1975.- N5.- С. 34-46.
128. Ратанова Т.А. Дифференциальная громкостная чувствитель¬ность, сила нервной системы и психофизиологические шкалы громкости // Вопросы психологии.- 1983.- N1.- С. 122-129.
129. Ратанова Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью. // Структуры позна-вательной деятельности.- Владимир, 1989.- С. 10-22.
130. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальных различий.- М.: Альфа, 1993.- 93 с.
131. Ратанова Т.А. Скорость дифференцирования объектов и интел- лекттуальное развитие детей 9-10 лет. // Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного воз¬раста.- Пенза, 1995.- С. 28-47.
132. Ратанова Т.А. Уровень дифференцированности когнитивных структур как основа умственных способностей. // Психология сегодня.- Т. 2.- Вып. 1,- М., 1996.- С. 124-125.

133. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. - М., 1994. - 320 с.
134. Роговин М.С. Предмет и теоретические основы когнитивной психологии. // Зарубежные исследования по психологии.- М., 1977,- С. 62-149.
135. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.584.
136. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с.
137. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии,- М.: Изд-во АН СССР, 1959,- 354 с.
138. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психоло¬гической теории // Вопросы психологии,- I960.- N3.- С. 3-15.
139. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психоло¬гической теории // Проблемы общей психологии.- М., 1973.- С. 219-234
140. Рубинштейн С..Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - 416 с.
141. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.- М.: Педа¬гогика, 1989,- T.I.- 485 с.; Т.П.- 321 с.
142. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека. // Проблемы психологии личности,- М.: Наука, 1982,- С. 198-205.
143. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии.-
1985, - N1,- С. 19-32.
144. Русалов В.М., Паралис С.Э. Темперамент и своеобразие когни¬тивной системы личности // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12.-N1.-C. 118-123.
145. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические со¬чинения.- М.: Госполитиздат, 1947.- С. 398-537.

146. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
- С-Петербург, 1898. - 232 с.
147. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М.: Прогресс, 1982.- 231 с.
148. Суворова В.В. Функциональная ассиметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопросы пси¬хологии,- 1975,- N5,- С. 26-23.
149. Суворова В.В. Динамика формирования асимметрии слухорече¬вых функций у подростков // Вопросы психологии.- 1989.- N1.-
С. 101-107.
150. Теплов Б.М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. - М., 1956.- С. 5-124.
151. Теплов Б.М., Лейтес Н.С. К проблеме индивидуально - психоло-гических различий. Доклады на совещании по вопросам психо¬логии личности. - М., 1956. - С. 75.
152. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной си¬стемы и их психологических проявлений // Вопросы психоло¬гии. - 1957.- N5.- С. 108-130.
153. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психо-логическая наука в СССР,- Т. II.- М.: АПН РСФСР, I960.- С. 3-
47.
154. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСР, 1961.- 535 с.
155. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.-

202
156. Тихомирова И.В. Особенности организации познавательной деятельности и проблема преобладания сигнальных систем дей-ствительности // Психология личности: теория и эксперимент.- М., 1982.- С. 121-125.
157. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие / Ученые записки Курского пед. ин-та., 1967. - С. 21-53.
158. Филипченко Ю.А. Гальтон и Мендель. - М., 1924.
159. Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. - М., 1988. -208с.
160. Формирование личности в переходный период от подростково¬го к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М., 1987. - 184 с.
161. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта.- Киев, 1990.- 73 с.
162. Чеснокова И.И. Особенности развития самооценки в онтогенезе // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 316-335.
163. Чудновский В.Э. О возрастном подходе к типологическим осо-бенностям // Вопросы психологии. - 1963. -N3. - С. 23-34.
164. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способ - ностей // Вопросы психологии. - 1986. - N3. - С. 78-89.
165. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности // Педагогика и психология. - М., 1986.- 80 с.
166. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испыта¬ние. - М., 1990. - С. 46-47.
167. Чуприкова Н.И. Предпусковая интеграция в опытах с измерени¬ем времени реакций человека // Системный анализ механизмов поведения. - М., 1979. - С. 21-57.

203
т
168. Чуприкова Н.И. Сознание как высшая расчлененная и системно упорядоченная форма отражения и его мозговые ме- ханизмы // Психологический журнал.- 1981.- Т.2.- N6. С. 16-28.
169. Чуприкова Н.И. Принцип словесно-знаковой сигнализации, ре¬чевое общение и умственное развитие // Вопросы психологии. -
1983. - N5.- С. 19-30.
170. Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объек¬тов в процессе умственного развития // Вопросы психологии. - 1987.- N6.- С. 31-41.
171. Чуприкова Н.И. Принцип дифференцированности когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Во¬просы психологии. -1990.- N5.- С. 31-39.
172. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А., Локалова Н.П. Скорость диф-ференцированности сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью // Вопросы пси¬хологии.- 1991.- N4.- С. 159-169.
173. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Дифференциальная психофизи¬ка и диагностика силы нервной системы Н Проблемы диффе¬ренциальной психофизики. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991.- С. 56-70.
174. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии.- 1995.-N3.-С. 104-114.
175. Чуприкова Н.И. Системно-структурный подход к умственному развитию и некоторые вопросы психологической теории. // Ин-дивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста.- Пенза, 1995.- С. 3-28.

204
*
176. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связа¬ны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психо¬логии,- 1995.- N4,- С. 65-81.
177. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение.- М.: Столе¬тие, 1995.- 190 с.
178. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - М., Столетие, 1997. - 480 с.
179. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. - 1982. -N5. - С. 13-26.
180. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность” // Психологический журнал. -1983. - Т.4 - N5. - С. 3-10.
181. Шадриков В.Д. К проблеме развития способностей. // Проблемы способностей в современной психологии.- М., 1984. - С. 33-36.
182. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 11.
183. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - 320 с.
184. Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом воз¬расте // Вопросы психологии. - 1986. - N6. - С. 23-28.
185. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение.- Ростов-на- Дону: Изд-во Ростовского пед. университета, 1994,- 154 с.
186. Юркевич B.C. Индивидуальные различия в саморегуляции и об-учаемости // Вопросы психологии.- 1974.- N4.- С. 84-95.
187. Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников способных к литературному творчеству. -М., 1964.
- 180 с.
188. Ягункова В.П. Об индивидуальных особенностях формирования литературных способностей у подростков // Вопросы психоло¬гии. - 1970. -N4. - С. 95-98.

189. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.
190. Якобсон П.М. Технические способности и их изучение у уча¬щихся. В сб.: Вопросы психологии способностей школьников. - М.: Просвещение, 1964.
191. Cohn S., Carlson J., Jensen A. Speed information processing in academically gifted youts //Person and Individ. Differences. 1985.
5.P.621-629.
192. Carrol J.B., Maxwell S.E. Individual differences in cognitive abilities // Ann. Rev. of Psychol., 1979. V. 30.- P.603-640.
193. Eysenk H.J. (ed.) A model for intelligence. Introduction. N.Y., 1982. - P. 1-10.
194. Sattler J.M. Assessment of childrens intelligence and special abitites 2-nd ed - Boston, etc: Allyn and Bacon, Inc, 1982 - 712 p.
195. Witkin H.A., Oltman P.K., Raskin E., Kapr S.A. A manual for the embedded figures test. Consulting Psychologists Press Inc. Palo Alto, California, 1971.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ