Введение 3
Глава 1 Теоретико - методологические основы темы «Законы сохранения» в механике школьного курса физики 6
1.1 Особенности изучения темы «Законы сохранения» в механике школьного курса физики 6
1.2 Учебный процесс по теме «Законы сохранения» 16
Глава 2 Электронно-образовательные ресурсы и методика их применения в процессе изучения темы «Законы сохранения» в механике школьного курса физики 26
2.1 Особенности цифровых образовательных ресурсов 26
2.2 Проектирование ЭОРа по теме «Законы сохранения» в механике школьного курса физики 33
Глава 3 Разработка электронного ресурса и его применение в процессе изучения темы «Законы сохранения в механике» 38
3.1 Содержание и структура разработанного ЭОРа 38
3.2 Особенности применения ЭОРа на практике 46
Заключение 51
Список литературы 52
Раздел «Механика» является основой изучения школьного курса физики. В соответствии с рабочей программой школы данный раздел включает четыре подраздела: основы кинематики, основы динамики, законы сохранения, механические колебания и волны. Рассмотрению законов сохранения в разделе «Механика» отведено особое значение. Группировка материала вокруг законов сохранения импульса и энергии представляет в целом ознакомление с законами сохранения в современном естествознании и определяет его значимость. Изучаемые законы сохранения импульса и энергии связаны со свойствами пространства и времени (закон сохранения энергии связан с однородностью времени, закон сохранения импульса - с однородностью пространства).
На сегодняшний день конечный результат образовательного процесса зависит от позиции учащегося. Поэтому необходимо, чтобы ученик в процессе обучения являлся не пассивным потребителем знаний, а активным участником, умеющим формулировать проблему и находить пути ее оптимального решения. В разрешении данного вопроса широкие возможности открывают современные цифровые, информационно-коммуникационные технологи (ИКТ-технологии) и компьютерные программы.
Вопросы использования ИКТ-технологий в учебном процессе рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых (Андреев В.И., Беляков В.С., Гущин Ю.В., Реутова Е.А., Фишер Н. В. и др.).1
Детальное и основательное изучение законов сохранения предполагает использование современных цифровых технологий и средств. Использование
Чиркунова А.Г. Разработка электронного образовательного ресурса по электротехнике // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей
Международной научно-практической конференции (18 января 2017 г., г. Уфа). В 3 ч. 1./ УФА: МЦИИ ОМЕГА САЙС, 2017. - С.220-223.
ИКТ технологий в учебном процессе позволяет не только разнообразить методы преподавания, повысить интерес к изучаемому, но и более грамотно осуществлять контроль на различных видах занятий и в процессе организации самостоятельной работы.
Одним из направлений совершенствования процесса обучения является разработка и применение электронных образовательных ресурсов на основе LMS MOODLE. LMS MOODLE - система управления обучением, которая позволяет создавать дистанционные учебные курсы (сетевые курсы), включающие в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы (или ссылки на них), а также методические инструкции в соответствии с программой дисциплины.
В этой связи актуальным является разработка электронного образовательного ресурса по теме «Законы сохранения» в системе LMS MOODLE и его использование в качестве дополнения к традиционной форме обучения.
Исходя из сказанного выше, тема дипломной работы «Изучение темы «Законы сохранения в механике» школьного курса физики на основе использования цифровых образовательных ресурсов»
Цель исследования: анализ учебной, методической литературы, систематизация учебно-дидактических материалов, разработка электронного образовательного ресурса по теме «Законы сохранения».
Объект исследования: тема «Законы сохранения в механике» школьного курса физики.
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс по теме «Законы сохранения» в механике.
Задачи исследования:
- на основе изучения и анализа учебной и учебно-методической литературы по проблеме исследования рассмотреть теоретико-методические основы темы «Законы сохранения» в школьном курсе физики;
- рассмотреть особенности изучения темы «Законы сохранения» с применением цифровых технологий;
- разработать ЭОР по теме «Законы сохранения» в механике и выявить особенности его использования в учебном процессе.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, учебной, учебно-методической, научной литературы и электронных источников;
- сравнение и выявление нужной информации, формулирование выводов.
Практическая значимость:
Систематизированный материал работы и разработанный электронный образовательный ресурс могут быть использованы в процессе изучения тема «Законы сохранения» в школьном курсе физики.
Исходя из цели и задач, работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Основные результаты работы представлены в выступлении на студенческой научно-практической конференции в Елабужском институте КФУ (апрель, 2019 г.), а также в публикации:
Дерябина К.А. Особенности разработки и использования электронного образовательного ресурса по теме «механические колебания и волны» школьного курса физики //Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сборник статей международной научно-практической конференции (5 декабря 2018 г. в г. Уфа.)- г. Уфа). в 2 ч.ч.1 / - Уфа: АТЕРНА, 2018. - 271 с. с 193-195.
Дипломная работа посвящена изучению и проектированию электронного образовательного ресурса по теме «Законы сохранения в механике» школьного курса физики в рамках изучения цифровых образовательных ресурсов.
Исходя из цели и задач работы, в первой главе рассмотрены теоретикометодические основы темы «Законы сохранения», а именно закон сохранения импульса и закон сохранения энергии. Рассмотрены интересные задачи по данной теме.
Во второй главе представлены особенности использования ИКТ- технологий, компьютерных программ, в частности, системы управления обучением ЬМБ Moodle в организации образовательного процесса. Изучены особенности создания цифровых ресурсов в данной системе.
Далее в третьей главе содержится структура разработанного в рамках дипломной работы электронного курса по теме «Законы сохранения», рассмотрены особенности его применения.
В ходе данной дипломной работы в полной мере реализована цель, а именно рассмотрены теоретико-методические особенности изучения темы «Законы сохранения» в механике школьного курса физики на основе использования цифровых образовательных технологий.
Разработанный электронный образовательный ресурс по теме «Законы сохранения» является важным элементом учебного процесса и может быть использован при изучении данной темы в школах.
Благодаря ЭОР повышается качество учебного процесса за счет сокращения времени на освоение материала учениками, организации работы учащихся в удобном для них темпе, предоставления дополнительных учебных материалов, развития мотивации учащихся и т.д.
Таким образом, разработка электронных курсов на основе компьютерных технологий и программ является необходимым элементом современного учебного процесса.
1. Алексеев В.В., Маклаков Л.И. Курс физики. Механика. 2-е изд. - Казань, 2003. - 180 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012.- 608 с.
3. Анофрикова С.В. Методика преподавания физики в
средней школе / С.В. Анофрикова. - М.: Просвещение, 1987. - 336 с.
4. Баранова В.К. Модуль №5 для 9 класса. Учебно
методическая часть. - Красноярск, 2006. - 21 с.
5. Белолипецкий С.Н. Сборник задач по физике / С.Н.
Белолипецкий. - ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 368 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995.- 336 с.
7. Бужинская Н.В. Разработка электронных образовательных ресурсов в условиях развития информационной среды учебного заведения. - Нижний Тагил, 2013. - 5 с.
8. Ваграменко Я. А. , Шестопалова О. А. , Казиахмедов Т. Б. ,
Яламов Г. Ю. //Педагогическая информатика. Применение
программно-управляемых устройств в профильном обучении- 2014. - № 1. - С. 3-21.
9. Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения.- М.: «Госкоорцентр информационных технологий», 2001.-300с.
10. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 384 с. Камзеева Е.Е. ОГЭ. Физика. Типовые экзаменационные варианты / Е.Е. Камзеева. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017. - 336 с.
11. Камзеева Е.Е. ОГЭ. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты / Е.Е. Камзеева. - М.: Издательство «Национальное образование», 2016. - 208 с.
12. Камзеева Е.Е. ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты / Е.Е. Камзеева. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018. - 336 с.
13. Кашина С.И. Сборник задач по физике / С.И. Кашина. - М.: Высшая школа, 1983. - 552 с.
14. Кузнецов А.А., Зенкина С.В.Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. - 3-е изд.
- М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 66 с.
15. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. — Омск: изд-во ОмГПУ, 1999. - 294 с.
16. Лукашик В.И. Сборник задач по физике / В.И. Лукашик. -
М.: Просвещение, 2018. - 240 с.
17. Малярова О.В. Физика в формулах и схемах / О.В. Малярова. - ООО «Виктория плюс», 2014. - 128 с. 12.
18. Нормативно-правовые документы [Электронный ресурс]. - URL:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty.html
19. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл. / А.П.Рымкевич.
- М.: Дрофа, 2012. - 188 с.
20. Сборник задач по физике ОГЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://phys-oge.sdamgia.ru/
21. Соколов И.И. Методика преподавания физики. - Москва, 1959. - 376 с.
22. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. // Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2006. -172 с.
23. Тихонов А.Н. Информационные технологии и
телекоммуникации в образовании и науке (IT&T ES2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
24. Ханнанов Н.К. ОГЭ 2018. Физика: сборник заданий: 9 класс / Н.К. Ханнанов. - М.: Эксмо, 2017. - 352 с.
25. Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решением / А.И. Черноуцан. - КДУ, 2017. - 352 с.
26. Чертов А.Г. Задачник по физике / А.Г. Чертов. - М.: Интеграл-Пресс, 1997. - 544 с.
27. Чиркунова А.Г. Разработка электронного образовательного ресурса по электротехнике // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 января 2017 г., г. Уфа). В 3 ч. 1./ УФА: МЦИИ ОМЕГА САЙС, 2017. - С.220-223.
28. Чиркунова А.Г. Особенности организации контроля и оценки знаний студентов по электротехнике на основе электронных образовательных ресурсов // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно - практической конференции (3 марта 2017 г., г. Казань). В 2 ч. 2. / - Уфа.
29. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students’ independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education.- 2016. - V. 11, № 8. - P. 1743-1751.
30. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-zakon-sohraneniya- energii-1613349.html - Конспект урока по теме «Законы сохранения энергии».