Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Работа №39504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы154
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и методологические основы реструктуризации 7
1.1. Сущность, цели и задачи реструктуризации предприятия 7
1.2. Виды реструктуризации. Основные направления, формы и методы 11 реструктуризации предприятий
1.3. Оценка эффективности реструктуризационных преобразований 20
предприятия
2. Анализ процесса управления портфелем проектом по реструктуризации 28 бизнес-процессов ПАО «Татнефть» в рамках реализации стратегии
2.1. Общеэкономическая характеристика ПАО « Татнефть» и ее 28
конкурентное преимущество
2.2. Эволюция реструктуризации ПАО «Татнефть» 38
2.3. Анализ целей бизнес-направлений в рамках реализации стратегии 61
развития ПАО «Татнефть»
2.4. Составляющие успешной реализации стратегии 2030 76
3. Оценка планируемых результатов реструктуризации бизнес- 83
направлений в рамках реализации стратегии ПАО «Татнефть»
3.1. Разработка прогноза реструктуризации бизнес-направлений на основе 83 сценарного анализа
3.2. Оценка экономической эффективности реструктуризации бизнес- 88
направлений в рамках реализации стратегии ПАО «Татнефть»
3.3. Основные результаты и перспективы развития 101
Заключение 106
Список использованных источников 110
Приложения


Неравномерность функционирования рыночной экономики, колебания объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства следует рассматривать как общую закономерность.
Более того, степень взаимозависимости, сложности, неопределенности и подвижности факторов внешней среды постоянно увеличивается, следовательно, возрастает и вероятность возникновения кризиса, как на отдельных предприятиях, так и в отраслях и экономике страны в целом.
В процессе управления предприятием в качестве эффективного средства его развития в последнее время стал широко применяться один из наиболее популярных способов преобразования бизнеса - реструктуризация. Коммерческие предприятия используют процедуру реструктуризации всегда, когда сталкиваются со снижением эффективности своей деятельности, усилением конкуренции и неблагоприятными изменениями внешней среды [15, с.51].
В общемировой практике принято говорить о трех основных этапах/типах реструктуризации:
1) централизация сервисных подразделений в рамках организационной структуры;
2) вывод сервисных подразделений из организационной структуры предприятия в юридические лица (дочерние общества);
3) реализация активов (дочерние сервисные компании) на рынке.
На сегодняшний день «Татнефть» - одна из самых крупнейших российских нефтяных компаний, которая осуществляет свою деятельность в статусе вертикально - интегрированной группы. В составе производственного комплекса компании стабильно развиваются нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, шинный комплекс, сеть АЗС оказание услуг инжиниринга, поставок и строительства для нефтяных, газовых и нефтехимических проектов и блок сервисных структур. Татнефть также принимает участие в капитале компаний финансового (банковского и страхового) сектора [16, с.67].Банковский сегмент включает в себя ПАО «Банк ЗЕНИТ» и его дочерние предприятия (Банковская Г руппа ЗЕНИТ).
Общий центр обслуживания — специально созданное подразделение в структуре крупной компании, в которое передаются определённые бизнес-процессы всей организации. Основные цели создания общих центров обслуживания - это сокращение операционных затрат, унификация и стандартизация бизнес-процессов, усиление контроля и повышение прозрачности обслуживающих бизнес-процессов, оптимизация штата, исключение дублирующих функций.
Объектом исследования является вертикально-интегрированная компания ПАО «Татнефть»
Предмет исследования - управление портфелем проектов по реструктуризации бизнес-направлений в рамках реализации стратегии ПАО «Татнефть».
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по повышению эффективности реструктуризации как инструмента стратегического развития компании.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
1. Исследовать теоретические и методологические основы реструктуризации компании.
2. Провести общеэкономическую характеристику ПАО «Татнефть», рассмотреть её конкурентные преимущества.
3. Разработать прогноз реструктуризации бизнес-направлений на основе сценарного анализа.
4. Оценить экономическую эффективность реструктуризации бизнес-направлений в рамках реализации стратегии ПАО «Татнефть».
5. Дать предложения и рекомендации по повышению эффективности управления портфелем проектов по централизации операционных функций.
Цели и задачи работы предопределили её структуру, которая состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников и приложений.
Методологическую основу исследования составляют систематизация информации по проблеме исследования, комплексный экономический анализ, SWOT и PESTLE-анализ.
В своем исследовании я опиралась на отечественные и зарубежные теоретические и методические разработки в области исследований в сфере централизации операционных функций крупных компаний. В работе использована официальная документация по осуществлению процесса централизации. Базой аналитической работы послужили статистические данные, годовые отчеты ПАО «Татнефть», производственные и финансовые показатели компании, материалы международных и национальных организаций, а также собственные наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования.
Новизна и практическая значимость диссертационного исследования: значимость нефтяного сектора экономики страны определяется не только ролью углеводородов в решении энергетических проблем страны, но и уникальной способностью данного сектора аккумулировать финансовые ресурсы на решение собственных экономических проблем и инвестирование в экономику страны.
Анализ реструктуризации нефтяного рынка нефти Республики Татарстан позволяет более аргументированно и обоснованно подойти к оценке процессов реформирования в нефтяном секторе экономики России и определить возможные направления реструктуризации отечественных предприятий нефтяного комплекса с учетом изменяющихся условий их функционирования.
В первой главе предлагается рассмотреть теоретические и методологические основы реструктуризации предприятий.
Вторая глава посвящена анализу целей бизнес-направлений в рамках реализации стратегии развития ПАО «Татнефть» и методов проведения реструктуризации.
Третья глава содержит оценку достигнутых результатов проекта по централизации операционных функций и предложения по дальнейшему развитию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассмотрен ряд вопросов, касающихся сущности и базисных элементов централизации как рыночного механизма реформирования, определены роль и содержание стратегии централизации, выделены этапы ее разработки и отмечены специфические особенности на практическом примере ПАО «Татнефть»
По моему мнению, переход к технологии централизации с целью гибкого развития предприятий нефтяного комплекса будет способствовать формированию в нефтяном секторе действенного экономического механизма, направленного на решение основных проблем российских и зарубежных нефтяных компаний.
Комплексный анализ сущности, проблем централизации и их конкретных решений на примере ПАО «Татнефть», позволяет сделать следующие выводы и обобщения:
1. Централизация необходима большинству российских предприятий, что обусловлено рассмотренными в выпускной работе обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
2. Причиной отрицательного результата процедуры централизации в ряде случаев является отсутствие как эффективной методики, которая с достаточной степенью детализации могла бы предложить алгоритм и
конкретный инструментарий процесса, так и квалифицированных кадров, занимающихся решением данной
проблемы:
- централизацию следует рассматривать как ответное действие на вызовы окружающей среды. Такой подход позволил выработать конкретную методику централизации группы компаний ПАО «Татнефть». При этом в основе предложенной ПАО «Татнефть» концепции централизации лежит глубокая сценарная проработка поведения нефтяной компании в различные периоды осуществления реструктуризации с учетом Стратегии 2030;
- отличительными чертами организации после централизации являются гибкая структура, ориентированная на немедленное реагирование изменений во внешней среде; развитие горизонтальных связей; приоритет внешних связей и широкое использование логистических принципов организации бизнеса;
- как показала практика осуществления проекта реструктуризации ПАО «Татнефть», в системе мер по централизации большое значение имеют диагностика состояния бизнес-направлений и прогнозирование их изменений.
В ходе проведения реструктуризации (централизации) ПАО «Татнефть» были решены следующие задачи:
- выделен и сформирован блок специализированных услуг в рамках организационной структуры Компании;
- обеспечена конкурентоспособность продукции компании;
- осуществлен комплекс мер по снижению себестоимости продукции;
- выполнена программа мероприятий по совершенствованию организационной структуры;
- актуализирована стратегия бизнеса компании;
- осуществлен реинжиниринг бизнес-процессов;
- проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности функций ПАО «Татнефть».
В то же время работа по проекту создания ОЦО в ПАО «Татнефть» продолжается (ориентировочный срок окончания - 2021г.). Следовательно, на основе проведенных анализов есть возможность составить перечень общих рекомендаций по дальнейшей реализации проекта:
1. Реализация мероприятий по совершенствованию процессов ОЦО и взаимодействию с Корпоративным центром.
2. Введение должности заместителя директора по развитию бизнеса с подчинением ему блока сопровождения операционных процессов, стандартизации и СМК.
3. Организация сервиса по направлениям на единой IT-платформе
4. Сегментирование центров по направлениям деятельности
5. Доработка KPI руководителям Центров согласно объемам сторонних работ и поставленным задачам от внутренних Заказчиков - руководителей бизнес-направлений ПАО «Татнефть».
6. Постоянная актуализация регламентной базы работы Центров (по принципу PDCA - plan, do, control, act) и построение целевой модели взаимодействия между Корпоративным Центром Компании и Центром обслуживания бизнеса с увеличением внутреннего SLA (service level agreement).
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
В первой главе были рассмотрены теоретические и методологические основы реструктуризации предприятия: сущность, цели, виды, формы и задачи реструктуризации, также была рассмотрена оценка эффективности реструктуризационных преобразований при помощи стоимостного разрыва.
Вторая глава была посвящена более подробному исследованию ПАО «Татнефть» - общеэкономическая характеристика и конкурентные преимущества компании. Здесь был проведен анализ практики и методов проведения централизации, рассмотрены составляющие успешной реализации Стратегии 2030. Исследование показало, какая стратегия создания и развития ОЦО наиболее подходящая для ПАО «Татнефть» и какую методологию необходимо использовать в дальнейшем.
В третьей главе был проведен сценарный анализ дальнейшего проведения реструктуризационных преобразований в компании с 2018 по 2030 гг. в трех вариантах развития событий: базовом, оптимистическом и пессимистическом. Проведен расчет экономической эффективности от внедрения ОЦО за 2017-2018г., даны предложения и рекомендации по дальнейшему развитию портфеля проектов создания ОЦО. Практические рекомендации максимально отражают потребности компании и учитывают возможности для их воплощения в жизнь. Оценка эффективности и перспектив развития проекта доказала целесообразность реализации проекта централизации операционных функций как одного из важнейших инструментов достижения стратегических целей компании к 2030 году.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что цель выпускной работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности реструктуризации как инструмента стратегического развития компании ПАО «Татнефть» - была достигнута.



1. Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент: Учебник / Н.М. Абдикеев, В.И. Бондаренко, А.Д. Киселев; Под науч. Ред. Абдикеев Н.М.. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400с.
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебнопрактическое пособие. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. - 153с.
3. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб., 2011.-12с.
4. Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник/ Акперов И.Г., Сметанин А.В., Коноплева И.А.. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2014 - 400с.
5. Александрова Н.А., Пьянова Л.А., Невьянцева Н.Н., Окунева Т.В., Брюхова О.Ю., Тарасова С.Б., Теория управления, Хрестоматия, Часть 2, 2014 - 32с.
6. Батырев М.А., 45 татуировок менеджера, Правила российского руководителя, 2014. - 304с.
7. Баффет У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. - Издательство Альпина Бизнес Букс, 2015. - 108с.
8. Бахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: проблемы и перспективы. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2000. - 192с.
9. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий: Учебное пособие по эк. Специальностям. - М: Экономика, 2000г. - 514с.
10. Бороненкова С.А., Мельник М.В. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием, 2016. -
167с.
11. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: Нефть и газ, 2006. - 612с.
12. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управления стоимостью предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 664с.
13. Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич В.И. и др.. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. Ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. — М.: 2003.— 677с.
14. Гогина Г.Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: конспект лекции/ Гогина Г.Н.: НОУ ВПО «СаГА»- Самара, Самар.гуманит. акад., 2013. — 206с.
15. Голубев Д.В., Крайнова Э.А. Экономический механизм принятия управленческих решений для повышения нефтегазодобывающего предприятия, 2008. - 23с.
16. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация предприятий и холдингов, 2015. - 108с.
17. Дармилова Ж.Д., Инновационный менеджмент, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. —
168с.
18. Дорофеева Л.И., Основы теории управления, Учебно-методический комплекс, Саратов, 2015. — 433с.
19. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И., Экономика и управление предприятием, Учеб. пособие - 3-е изд., перераб. И доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Экон. Ун-та, 2011 — 426с.
20. Евтушенко Е.В. Основы стратегической рестуктуризации предприятия. - М.: Перспектива, 2003. - 265с.
21. Ерофеев А., Грановский Б. Как планировать реструктуризацию бизнеса // М.: Управление компанией, № 8, 2002. - 37с.
22. Жигун Л.А., Теория менеджмента, Теория организации, Учебное пособие / М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014г. —
320с.
23. Захарова М.В. Система бюджетирования и ее использование для эффективного управления энергетическим производством // Межвузовский сборник научных статей «Актуальные проблемы методики и практики бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и экономического анализа» - Уфа, УГНТУ, 2015, 103с.
24. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: пер. с англ. - М.: ООО «Олимп-Бизнес», 2013. - 186с.
25. Крылатых Э.Н., Фальцман В.К., Интенсивный курс MBA, М.: ИНФРА-М, 2011. — 544с.
26. Лавущенко В.П., Городний В.И., Реструктуризация ОАО «Татнефть»: методология и практика: Монография под ред. Д.э.н. Крайновой Э.А. - М.: ЗАО «Издательство «Нефтяное хозяйство», 2010. - 232с.
27. Лалу Ф. Открывая организации будущего. Пер. с англ. В. Кулябиной., 2016. - 432с.
28. Линдгрен Матс, Ханс Бандхольд. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. Пер. с англ. Ильиной И. - Москва: Олимп-Бизнес, 2009. - 256с.
29. Липсиц И.В., Ценообразование, Учебник для вузов, М: 2011г. — 399с.
30. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний - Москва, 2000. - 585с.
31. Мансуров Р.Е. Настольная книга Большого руководителя, Как на практике разрабатывается стратегия развития, «Инфра - Инженерия»: 2014. — 42с.
32. Маслова В.М., Управление персоналом, Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2-е изд., перераб. И доп. - М.: 2015г. — 492с.
33. Мелякова Е.В., Кузнецов Ю.В. Теория организации, Учебник/ М.: 2015. — 365с.
34. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий Пер. с англ., 2015. - 336с.
35. Михненко П.А. Теория менеджмента, 2-е изд., перераб. И доп. - М.: 2014. — 640с.
36. Мишурова И.В., Панфилова Е.А., Корпоративное управление, Учебное пособие. — М.: Дашков и К°; Академцентр, 2012г. — 528с.
37. Просветов, Г. И. Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 255с.
38. Румельт Р., Хорошая стратегия, плохая стратегия, В чем отличие и почему это важно, Книга/ — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013г. — 448с.
39. Рыжко Н.А. Информационные системы управления производственной компанией. - М.: Юрайт, 2016. - 354с.
40. Хачадурова Е.В., Чечевицына Л.Н., Экономика организации, Учебное пособие/ Д.: 2016. — 382с.
41. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса. С-Петербург. Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова, 2008, 198с.
42. Элебаев Н.Б., Корпоративное управление, Теория, методология и практика, Учебное пособие. — Бишкек: издательство ОФ «Школа корпоративного управления», 2014. — 208с.
Печатная периодика
43. Александров В.А. Готовность номер один. Нефтегазовый сервис восстанавливает свой докризисный потенциал - специальный выпуск журнала «Нефть России», 2011. - 9 июня. - С.19-23.
44. Голубев Д.В. Управление затратами по критериям эффективности нефтегазодобывающего производства // Сборник материалов
7 международного форума ТЭК России. СпБ: изд-во Горного института 2017 - С.60-63.
45. Грандберг С.А. Мировые тенденции в реструктуризации нефтяных компаний//М.:Нефть, газ и бизнес. 2003. №1.- С.2-6.
46. Ишмияров М.Х., Крайнова Э.А. Реструктуризация как экономический механизм повышения эффективности нефтегазового производства - М.:Изд-во «Нефть и газ», 2003. - С. 235.
47. Кара-Мурза С., Телегин С. Царь-холод, или почему вымерзает Россия // Российский экономический журнал. - 2004 № 1.-С.32-34
48. Чернышева Н.Д. Принципы формирования национальных энергетических стратегий, М.: Нефть, газ и бизнес №7 2008 (99), С.8-10.
49. Юферова А.А., Аникин А.В. Организация общего центра обслуживания как способ оптимизации бизнеспроцессов на предприятии // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С.649.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ