Введение
1. Теоретические и методические основы моделей масштабирования
бизнеса 9
1.1. Содержание и основные понятия масштабирования бизнеса 9
1.2. Основные подходы к выбору методов масштабирования бизнеса 18
1.3. Оценка эффективности моделей масштабирования 24
2. Современные тенденции и проблемы масштабирования
бизнеса 33
2.1. Эволюция зарубежных подходов к масштабированию бизнеса 33
2.2. Особенности развития моделей масштабирования бизнеса в Российской
Федерации и Республике Татарстан 42
2.3. Специфика управления масштабированием бизнеса Bulatov group 48
3. Совершенствование методического инструментария масштабирования
бизнеса 54
3.1. Метод сравнительной оценки предпочтительности потенциальных
партнеров по проектам масштабирования бизнеса 54
3.2. Модель оценки экономически справедливой стоимости франшизы
масштабирования бизнеса 62
3.3. Формирование комплексных вариантов моделей масштабирования
бизнеса 73
Заключение 80
Список использованных источников 85
Прогрессивное развитие современных предпринимательских структур различного профиля, в том числе относящихся к индустрии кафе и ресторанов, непосредственно зависит от корректности выбора стратегии роста на соответствующих отраслевых рынках. Одним из относительно распространенных вариантов формирования и реализации такого рода стратегии выступает масштабирование бизнеса, которое представляет собой определенный способ тиражирования бренда и концепта бизнеса (его устойчивых свойств, непосредственно и активно влияющих на потребительское поведение), как правило, на другие региональные рынки, где такого рода бренд еще недостаточно известен, не представлен. При этом масштабированию обычно подвергаются достаточно устойчивые бизнес-проекты, с относительно стабильной, прогнозируемой величиной и динамикой спроса, а не рискованные инновационные бизнес-инициативы.
Масштабирование бизнеса может осуществляться при помощи различных методов: так, наиболее исторически ранним являлось масштабирование на основании собственных организационных и финансовых ресурсов компаний, в первую очередь посредством развития и совершенствования филиальных сетей. Впоследствии стали формироваться другие методы организации и осуществления масштабирования, такие как развитие дилерских сетей, стратегическое корпоративное партнерство и т.п. С 1980 - 1990 г.г. доминантным способом масштабирования стал франчайзинг, с 2010 г.г. - различные виртуальные формы организации франчайзинговой деятельности.
Эффективность же реализации масштабирования бизнеса в значительной степени зависит от корректности, научной обоснованности выбора модели масштабирования. Модель масштабирования, соответственно, представляет собой систему организационно-экономического механизма масштабирования, методов осуществления процедур в процессе масштабирования, инструментария контроля и оценки экономической эффективности данного процесса. Модель, тем самым, позволяет стандартизировать и повысить уровень эффективности процесса масштабирования бизнеса. Модели масштабирования в настоящее время активно развиваются в зарубежной теории стратегического менеджмента и практике хозяйствования. Вместе с тем, следует отметить, что для многих современных организаций РФ и РТ типичным является субъективистский, недостаточно обоснованный подход к выбору модели масштабирования.
Теоретические и методические аспекты формирования и реализации моделей масштабирования бизнеса рассмотрены в исследованиях таких ученых, как Р.Абрамс, Д.Б. Ашурский, Р.И. Бадишин, А.Н. Булатов, Н.И. Буковский, О.В. Васильева, Д.Р. Вахитов, Г.Д. Жабров, Э. Йескомб, А. Остервальд, И. Пинье, М. Себерт, Э. Файт и др.
Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно полно освещены вопросы корректного выбора наиболее предпочтительного стратегического партнера по проектам масштабирования бизнеса, а также точного определения экономически справедливой стоимости осуществления модели масштабирования, например посредством франчайзинга.
Объектом диссертационного исследования выступает масштабирование бизнеса, как особый способ обеспечения развития предпринимательских структур. Предметом исследования является методический инструментарий формирования и реализации моделей масштабирования бизнеса.
Цель и исследования состоит в уточнении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария корректного определения параметров моделей масштабирования бизнеса. В рамках цели исследования выделены и решены следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и содержание масштабирования бизнеса, как экономического понятия;
- уточнить и дополнить классификацию видов масштабирования бизнеса;
- рассмотреть особенности влияния основных школ и направлений экономической науки на процесс масштабирования бизнеса;
- произвести сравнительный анализ основных методов оценки эффективности реализации моделей масштабирования бизнеса;
- рассмотреть особенности формирования и реализации моделей масштабирования бизнеса за рубежом, в РФ и РТ;
- произвести исследование особенностей масштабирования бизнеса компании Bulatov group;
- обосновать метод сравнительного определения наиболее предпочтительных партнеров по проектам масштабирования бизнеса и апробировать его на материалах Bulatov group;
- разработать модель оценки экономически справедливой стоимости франшизы масштабирования бизнеса;
- сформировать комплексные варианты франчайзингового обслуживания в процессе управления масштабированием бизнеса
Научная новизна магистерского диссертационного исследования состоит в следующих полученных соискателем результатах:
1. Уточнена и дополнена классификация видов масштабирования бизнеса по таким экономическим и управленческим признакам, как организационно-экономический механизм масштабирования, источники финансирования модели масштабирования, характер реплицирования, стандартизация процедур масштабирования, степень обоснованности процесса масштабирования бизнеса. Уточненная и дополненная нами классификация видов масштабирования бизнеса позволяет определить наиболее предпочтительный вариант масштабирования в зависимости от целей и задач собственников и корпуса менеджеров масштабируемого бизнеса, имеющихся финансовых возможностей и ограничений, отраслевой и институциональной специфики и иных факторов.
2. Нами предложен метод сравнительного определения наиболее предпочтительных партнеров по проектам масштабирования бизнеса, который позволяет оценить степень соответствия потенциальных партнеров в рамках модели масштабирования с точки зрения близости параметров управления развитием компаний, управления рентабельностью и менеджмента платежеспособности. Математически метод основан на использовании инструментария регрессионного анализа. При этом предлагаемый метод, конечно, не может полностью заменить качественный анализ деловой репутации потенциальных партнеров, поскольку данные формальной отчетности, на основании которых осуществляется регрессионный анализ, могут не вполне соответствовать реальности.
3. Разработана модель оценки экономически справедливой стоимости франшизы масштабирования бизнеса. Разработанная модель, основанная на использовании модифицированного экономико-математического инструментария оценки опционов Блэка-Шоулза, позволяет определить экономически справедливую стоимость масштабирования бизнеса на условии франшизы, обеспечивающую достижение эффективности франчайзи и одновременно компенсирующую инвестиционные расходы франчайзера, учитывающую отраслевые риски и средний уровень окупаемости инвестиционных проектов.
4. Сформированы комплексные варианты франчайзингового обслуживания в процессе управления масштабированием бизнеса. Так, предлагается, при условии наличия у франчайзера, соответствующих компетенций дополнить общую схему масштабирования бизнеса посредством франчайзинга такими, например, дополнительными проектами повышения эффективности функционирования франчайзи, как интеграция в коалиционную маркетинговую программу потребительской лояльности, мероприятия в рамках энергосервисного контракта, нацеленного на повышение уровня энергоэффективности деятельности франчайзи, и (или) современные передовые диджитал-решения.
В процессе подготовки и написания диссертационного исследования были использованы такие методы, как анализ специальной литературы, исследование статистических рядов динамики и финансовых параметров деятельности компании Bulatov group, корреляционно-регрессионный анализ, модификация модели Блэка-Шоулза. Информационную основу исследования составили статьи, монографии, материалы сети Интернет, авторефераты и диссертации по исследуемой проблеме, данные Федеральной службы государственной статистики, материалы исследуемых компаний.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении и углублении научных знаний в сфере формирования и реализации моделей масштабирования бизнеса. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и рекомендаций автора для оценки эффективности моделей масштабирования бизнеса индустрии кафе и ресторанов, а также других отраслей экономики.
В первой главе исследования рассмотрены теоретические и методические аспекты управления формированием и реализацией моделей масштабирования бизнеса. Представлено определения сущности масштабирования бизнеса, моделей масштабирования, реплицирования в процессе масштабирования. Уточнена и дополнена классификация видов масштабирования бизнеса, рассмотрена их специфика в современных условиях хозяйствования. Произведен сравнительный анализ основных методов оценки эффективности моделей масштабирования бизнеса.
Во второй главе работы произведен анализ зарубежного опыта развития моделей масштабирования бизнеса, в первую очередь основанных на использовании различных вариантов франчайзинга. Рассмотрены особенности и проблемы реализации отдельных методов масштабирования бизнеса в экономике Российской Федерации и Республики Татарстан, в первую очередь в рамках отрасли ресторанного обслуживания. Выделены особенности реализации проектов масштабирования бизнеса в рамках компании Bulatov group.
В третьей главе диссертационного исследования аргументирован экономико-статистический метод определения наиболее предпочтительного партнера по проектам масштабирования бизнеса. Предложена модель оценки экономически справедливой стоимости франшизы, основанная на модификации экономико-математического инструментария Блэка-Шоулза. Сформированы комплексные варианты франчайзингового обслуживания в процессе управления масштабированием бизнеса. Выводы и предложения автора апробированы на материалах компании Bulatov group.
Масштабирование бизнеса представляет собой достаточно актуальное, хотя и несколько дискуссионное, понятие современной экономики и управления. На основании критического анализа специальной литературы автором уточнено содержание масштабирования бизнеса, как экономического понятия. По нашему мнению, масштабирование представляет собой форму развития бизнеса, представляющую собой территориальное распределения основных управленческих компетенций, бренда и предпринимательского концепта, ориентированную на расширение рынка и повышение конкурентоспособности бизнеса за счет действия эффекта масштаба, уменьшения удельных операционных и трансакционных издержек.
Модель масштабирования в наиболее общем виде представляет собой систему организационно-экономического механизма масштабирования, методов осуществления процедур в процессе масштабирования, инструментария контроля и оценки экономической эффективности данного процесса. Модель, тем самым, позволяет стандартизировать и повысить уровень эффективности процесса масштабирования бизнеса. Показана взаимосвязь между масштабированием бизнеса, моделью масштабирования и процедурой реплицирования бизнес-процессов.
Рассмотрено влияние на современную теорию масштабирования бизнеса таких школ и направлений экономической науки, как теория оптимального размера фирмы, теория стратегического анализа, теории экономической кооперации и интеграции, парадигмы институциональной и неоинституциональной экономики.
Уточнена и дополнена классификация видов масштабирования бизнеса по таким экономическим и управленческим признакам, как организационно-экономический механизм масштабирования, источники финансирования модели масштабирования, характер реплицирования, стандартизация процедур масштабирования, степень обоснованности процесса масштабирования бизнеса.
Уточненная и дополненная нами классификация видов масштабирования бизнеса позволяет определить наиболее предпочтительный вариант масштабирования в зависимости от целей и задач собственников и корпуса менеджеров масштабируемого бизнеса, имеющихся финансовых возможностей и ограничений, отраслевой и институциональной специфики и иных факторов.
Выделены достоинства и недостатки основных методов масштабирования бизнеса, наиболее типичных для рассмотренных видов исследуемого процесса. Показана сравнительная интенсивность использования такого рода методов в современной мировой экономике. Особое внимание уделено особенностям франчайзинга, как наиболее распространенного современного метода масштабирования бизнеса предприятий различных отраслей экономики.
Автором рассмотрена специфика основных методов оценки эффективности моделей масштабирования бизнеса, таких как бенчмаркинг отраслевого опыта в данной области, экспертные методы, оценка на основании дисконтирования, методы корреляционно-регрессионного анализа, линейной алгебры, стоимостной подход, инструментарий теории игр. Произведен анализ теоретических вариантов функций влияния масштаба бизнеса на динамику удельных операционных и трансакционных издержек.
Нами систематизированы основные тенденции развития зарубежных моделей масштабирования бизнеса в 2010 гг., в первую очередь в государствах ЕС и США. Рассмотрена динамика статистических показателей, характеризующих интенсивность использования отдельных методов масштабирования. Так, в 2015 - 2018 гг. общий объем филиальной сети начал достаточно резко сокращаться, что было обусловлено как действием т.н. “второй волны” мирового финансового кризиса, так и недостаточной эффективностью филиальной модели масштабирования бизнеса в целом для современной постиндустриальной экономики. В целом, развитие собственных филиалов не выступает в настоящее время в качестве доминантного подхода к масштабированию бизнеса большинства американских и европейских компаний, в т.ч. относящихся к сфере общественного питания.
Показано, что в целом для периода 2011 - 2018 гг. для государств ЕС и США характерна тенденция постепенного вытеснения филиальной модели масштабирования бизнеса дилерской и, в особенности, франчайзинговой модели. Рассмотрены тенденции изменения емкости дилерского рынка ЕС и темпов роста мирового рынка франчайзингового обслуживания.
Выделены основные особенности развития масштабирования бизнеса в современной экономике Российской Федерации. Систематизированы ограничения использования отдельных методов масштабирования, таких как развитие филиальных сетей, дилерских сетей в регионах РФ, стратегическая корпоративная интеграция компаний одной отрасли и франчайзинг.
Рассмотрены основные проблемы реализации такой наиболее популярной в настоящее время в Российской Федерации модели масштабирования бизнеспроектов различного профиля, как франчайзинг. Такого рода проблемы связаны с несовершенством отраслевого законодательства в области франчайзингового обслуживания, недостаточной эффективностью судебной практики в данной области, распространенностью не вполне добросовестных франчайзинговых предложений. Такого рода проблемы масштабирования бизнеса на основе франчайзинга нашли статистическое подтверждение посредством построения неэластичной и статистически недостаточно устойчивой функции влияния интенсивности франчайзинга на темпы роста выручки отрасли кафе и ресторанов РФ за 2011 - 2018 гг.
В практической части работы также рассмотрен ряд примеров достаточно эффективного масштабирования бизнеса в сфере кафе и ресторанов Республики Татарстан. Вместе с тем, основными ограничителями масштабирования проектов исследуемой отрасли в 2018 - 2019 гг. являются снижение покупательной способности населения, а также высокий уровень арендных ставок на региональном рынке недвижимости.
Выделена специфика развития компании сферы общественного питания Bulatov group, рассмотрены основные особенности реализации в рамках данной интегрированной корпоративной структуры ряда эффективных проектов в сфере кафе и ресторанного обслуживания, ориентированных на различные целевые сегменты рынка. Показаны возможности и направления масштабирования различных групп проектов в рамках деятельности Bulatov group на отраслевом рынке общественного питания.
В третьей главе диссертационного исследования нами предложен метод сравнительного определения наиболее предпочтительных партнеров по проектам масштабирования бизнеса, который позволяет оценить степень соответствия потенциальных партнеров в рамках модели масштабирования с точки зрения близости параметров управления развитием компаний, управления рентабельностью и менеджмента платежеспособности. Математически метод основан на использовании инструментария регрессионного анализа. При этом предлагаемый метод, конечно, не может полностью заменить качественный анализ деловой репутации потенциальных партнеров, поскольку данные формальной отчетности, на основании которых осуществляется регрессионный анализ, могут не вполне соответствовать реальности.
Предложенный метод апробирован на материалах Bulatov group ее двух потенциальных партнеров по масштабированию бизнеса Yokoso - ООО “Алан” и ООО “Веста”, имеющими достаточный опыт управления проектами сферы общественного питания. Как продемонстрировала апробация метода, потенциально более привлекательным партнером по проекту масштабирования бизнеса Yokoso для Bulatov group является ООО “Веста” ввиду схожести параметров управления развитием бизнеса и его эффективностью (по параметру рентабельности). ООО “Веста” обладает рядом временно неиспользуемых площадей в городах и крупных районных центрах РТ, которые могли бы быть использованы для масштабирования бренда Yokoso.
Автором разработана модель оценки экономически справедливой стоимости франшизы масштабирования бизнеса. Разработанная модель, основанная на использовании модифицированного экономико-математического инструментария оценки опционов Блэка-Шоулза, позволяет определить экономически справедливую стоимость масштабирования бизнеса на условии франшизы, обеспечивающую достижение эффективности франчайзи и одновременно компенсирующую инвестиционные расходы франчайзера, учитывающую отраслевые риски и средний уровень окупаемости инвестиционных проектов.
Апробация разработанной модели на материалах бизнес-проекта Yokoso показала, что суммарная кумулятивная стоимость франшизы по данному проекту (паушального взноса и дисконтированных роялти) не может превышать 4,86 млн.руб. в расчете на одну дополнительную структуру общественного питания. Меньшая кумулятивная стоимость франшизы является потенциально предпочтительной для инвестора при условии, что формат масштабирования бизнеса на условиях франчайзингового обслуживания позволит достичь указанных параметров заполняемости помещения общественного питания и средней чистой наценки в сто рублей на один чек.
Сформированы комплексные варианты франчайзингового обслуживания в процессе управления масштабированием бизнеса. Так, предлагается, при условии наличия у франчайзера, соответствующих компетенций дополнить общую схему масштабирования бизнеса посредством франчайзинга такими, например, дополнительными проектами повышения эффективности функционирования франчайзи, как интеграция в коалиционную маркетинговую программу потребительской лояльности, мероприятия в рамках энергосервисного контракта, нацеленного на повышение уровня энергоэффективности деятельности франчайзи, и (или) современные передовые диджитал-решения (решения, связанные с качественно более полным использованием экономического потенциала современной цифровой экономики, в первую очередь сети Интернет и мобильных приложений к гаджетам, позволяющие повысить уровень финансово-экономической эффективности реализации модели масштабирования).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г., N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г., N 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г., N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г., N 230-ФЗ (ред. от 24 февраля 2010 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.04.2019
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М.: Бек, 2019.
3. Федеральный Закон “О концессионных соглашениях” от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 27.04.2019
4. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов // Утверждены приказом Министерства экономического развития РФ 21.11.1996. - М.: Дело, 2017.
Книги, монографии
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - М.: Дело и сервис, 2011. - 348 с.
6. Антилл Н., Ли К. Оценка компаний. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 430 с.
7. Ашурский Д.Б. Управление проектами. - Ростов-на-дону: Феникс, 2018. - 322с.
8. Балабанов И.Т. Основы стратегического менеджмента. - М.:
Финэкспресс, 2017. - 480с.
9. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика -
2016. - 188с.
10. Бадишин Р.И. Теория и практика управления проектами - М.:
Армада, 2016. - 458с.
11. Батранова Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия / Батранова Л.Г. - М.: Логос, 2009. - 344с.
12. Безвидный Н. Инвестиционное проектирование - Спб.: Питер, 2018. - 232с.
13. Березовский Б.А. Многокритериальная оптимизация - математические аспекты. - М.: Наука, 1989. - 230 с.
14. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - М.: Ника-центр, 2017. -
562c.
15. Большов А.В., Хайруллина А.Д. Риск-менеджмент / А.В. Большов, А.Д. Хайруллина. - Казань: из-во КФЭИ, 2000. - 82с.
16. Большой экономический словарь/Под ред. Азриняна А.Н. — М.: Институт новой экономики, 2012. — 660с.
17. Буковский Н.И. Стратегическое управление - М.: Армада, 2016. -
456с.
18. Васильева О.Н., Вахитов Д.Р. Франчайзинг как инструмент стимулирования развития сферы услуг. - М.: Академия, 2018. - 386 с.
19. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: пер. с англ. (под редакцией И.И. Елисеевой - М., Финансы и статистика, 2016. - 800с.
20. Дебелак Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации. - М.: Гребенников, 2009. - 256с.
21. Дурницкий Н.И. Стратегический анализ. - М.: Институт экономики переходного периода, 2017. - 512с.
22. Жабров Г.Д. Теория проектного анализа. - М.: Пресса, 2007. - 124с.
23. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Коцуба О.Б. Диверсификация
деятельности предприятия. - М.: Библиотека журнала “Управление
персоналом”, 2006. - 176 с.
24. Илларионов А.И., Клименко Э.А. Портфель проектов. Инструмент стратегического управления предприятием. - М.: Альбина Паблишер, 2018. - 320 с.
25. Ильинский И.Д. Управление развитием бизнеса. - М.: Академия, 2016. - 458с.
26. Ищенко И.А. Масштабирование через франчайзинг. - М.: ЛитРес,
2019. - 186 с.
27. Йескомб Э.Р. Принципы стратегического менеджмента. - М.: Вершина, 2008. - 488с.
28. Кандаурова Д. Диверсификация производства. - М.: Армада, 2018. -234 с.
29. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 458с.
30. Кузанкин Д.А. Стратегическое развитие предприятия: методика управления. - М., 2017. - 24с.
31. Котельников В.А. Новые бизнес-модели для эпохи быстрых перемен.
- М.: Эксмо, 2011. - 96с.
32. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: Наука, 2012. - 542 с.
33. Маллинс Дж., Комиссар Р. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план. - М., 2011. - 336с.
34. Остервальд А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. - М.: Альбина Паблишер, 2017. - 288с.
35. Первушин В.А. Практика управления стратегическими проектами. - М.: Дело, 2016. - 208с.
36. Республика Татарстан в цифрах: статистический сборник. - Казань: Из-во Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, 2018. - 652с.
37. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. - 811с.
38. Россия и страны мира. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. - 624 с.
39. Семенова В.А. Оценка эффективности инноваций при
диверсификации бизнеса. - М.: ГУАП, 2016. - 118 с.
40. Файт Э. Введение в проектное финансирование. - М.: Интелбук, 2008. - 208с.
41. Хакен Г. Информация и самоорганизация / Г. Хакен. - М.: Комкнига, 2005. - 248с.
42. Черкашов А.Б. Франшиза без паушальных взносов и роялти. - М.: Издательские решения, 2018. - 186 с.
43. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. - М.: Дело, 2012 - 256с.
44. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: ЗАО ИПЦ “Буквица”, 1999. - 186с.
45. Шарп У., Александер В., Бейли А. Инвестиции. — М.: Дело, 2018. — 1024с.
46. Abrams R. Entrepreneurship: A Real-World Approach. Redwood City: Planning Shop, 2015. - 412 p.
47. Alchian A., Demsetz H. Production, information cost and economic organisation. - NY, 1986.
48. Siebert M. Franchise your business. - Entrepreneur Press, 2018.
Диссертации
49. Булатов А.Н. Методология стратегического управления промышленной кооперацией: Дисс. д.э.н. - Казань, 2011. - 346 с.
Авторефераты диссертаций
50. Волкова А.Г. Жизненные циклы развития бизнес-портфеля: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Самара, 2011. — 25с.
51. Высоцкий Д.А. Совершенствование методов анализа риска инвестиционных проектов в реальном секторе экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Иркутск, 2018. — 19с.
52. Шенаев Ю.В. Эффективное развитие бизнеса: Автореф. дис. к.э.н. - Сыктывкар, 2014. - 24с.
Печатная периодика
53. Давыдов А.Ю. Экономические и технологические проблемы масштабирования бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - №3. - С.11 - 14.
54. Завалишин А.В. Мировой управления развитием бизнеса // Бизнеспанорама. - 2017. - №1. - С.14-16.
55. Иванова Ю.Н. Технологии масштабирования и реплицирования бизнес-систем в современной практике российских трансрегиональных корпораций // Вестник РЭУ им Г.В. Плеханова. - 2012. - №4. - С.104 - 110.
56. Маклаков А.Д. Современные подходы к развитию бизнеса // Менеджмент в России. - 2019. - №1. - С.51 - 53.
57. Молотков С.С. Фрактальный подход к диверсификации и децентрализации бизнеса // Российское предпринимательство. - 2008. - №8. - С.13 - 17.
58. Морозов Д.И. Проектирование в системе стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №3. - С.41-46.
59. Мухин С.И. Развитие диверсифицированных производств в США // Экономика и бизнес. - 2018. - №5. - С. 18-21.
60. Нокинов Н.И. Тенденции развития современных коммерческих компаний // Инвестиции в России. - 2019. - №2. - С.67 -68.
61. Пухин Е.Б., Волков Е.И. Проблемы развития диверсифицированных производств // Вопросы управления. - 2016. - №7. - С.7-10.
62. Смирнов М.В. Смешанная диверсификация. Базовые элементы планирования // Российское предпринимательство. - 2009. - №1 - С.66 - 71.
63. Текутьев И.В. Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2016. - №7. - С.68 - 72.
64. Ухлов И.В., Новокрещенкова А.С. Франчайзинг как
масштабирование бизнеса // Экономика, бизнес, инновации. - 2018. - №12. - С.59 - 61.
65. Ягеров А.В. Современные проблемы оценки стоимости
франчайзингового обслуживания // Менеджмент и маркетинг в России. - 2018. - №7. - С.67 - 69.
66. Якимовский А.В. Проблемы пространственного развития бизнеса // Деловая газета. - 2018. - №23. - С.4.
Электронные ресурсы
67. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]. / Г.Я Гольдштейн // Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m24/9.html
68. Масштабирование бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // https: //molodost.bz/mk_mzs_06_ 12/
69. Официальный сайт Bulatov Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bulatovgroup.ru/