ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятие и особенности мотивации учеников в процессе изучения английского языка
1.2. Педагогический потенциал анимационного фильма в школьном изучении английского языка
1.3. Условия и методические требования к использованию анимационных
фильмов для повышения мотивации учеников 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ПОМОЩИ АНИМАЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
2.1. Предварительное тестирование для определения степени мотивации учащихся
2.2. Серия уроков с использованием анимационного художественного фильма
2.3. Результаты контрольного тестирования учащихся 52
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интеграция России в мировое образовательное пространство, современный уровень развития российского общества выдвигает новые, все более высокие требования к подготовке учащихся школ и высших учебных заведений. Качество образования гарантируется не только на уровне государства, но и на уровне школы, университета, факультета, преподавателя, учителя. Такой же является и структура ответственности за выполнение важнейшей задачи общества - формирования человека ХХ1 века. Растет значение проблем развития личности и решение задач, возникших перед обществом, что в значительной степени зависит от личности, ядром которой является ее мотивационная сфера. Особым интересом пользуется проблема мотивации отдельных видов деятельности, в частности, учебной мотивации.
Особенностью обучения английскому языку как учебной дисциплины является то, что часто учащиеся старшей школы не всегда осознают целесообразность ее изучения, отсутствует четкая обоснованность целей и набор умений, которыми должен владеть выпускник школы. Соответственно, встает вопрос формирования позитивной мотивации овладения английским языком и создания оптимальных условий, которые обеспечат эффективную иноязычную коммуникативно-познавательную деятельность учащихся. Это обуславливает необходимость внедрения в учебный процесс методик, которые будут способствовать развитию заинтересованности в формировании навыков и умений англоязычного общения.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что под влиянием тех процессов, которые постоянно имеют место в современном обществе, интересы учащихся и способы повышения их учебной мотивации меняются; соответственно, возникает необходимость исследования вновь появившихся способов повышения учебной мотивации, в частности, использования анимационных фильмов в процессе изучения английского
языка.
Целью работы является изучение использования анимационных фильмов как метода повышения мотивации учеников на занятиях английского как иностранного языка.
Объект исследования - особенности и структура мотивации учащихся в процессе изучения английского языка.
Предмет исследования - мотивационный потенциал использования анимационных художественных фильмов на занятиях по иностранному языку.
Гипотеза: Предполагается, что если на уроке английского языка использовать анимационные фильмы, эффективность изучения лексических единиц и грамматических конструкций, представленных в программе по английскому языку, будет значительно выше, а также значительно повысится мотивация учеников на занятиях.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1. Рассмотреть понятие и особенности мотивации учеников в процессе изучения английского языка.
2. Выявить педагогический потенциал анимационного фильма в школьном изучении английского языка.
3. Определить условия и методические требования к использованию анимационных фильмов для повышения мотивации учеников.
4. Провести предварительное тестирование для определения степени мотивации учащихся.
5. Разработать и описать серию уроков с использованием анимационного художественного фильма.
6. Привести результаты контрольного тестирования учащихся.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды,
посвященные изучению влияния мотивации на эффективность учебной деятельности. Среди современных исследователей следует отметить труды С.С. Синельниковой, В.А. Ткаченка (теоретические основы мотивации
учения), Н.И. Баньковской, М.В. Крета (взаимосвязь мотивации и учебной деятельности), Н.Ц. Бадмаевой (психологические особенности мотивации), К.Н. Босиковой, Л.Ф. Валиевой (повышение мотивации в обучении английскому языку средствами мультимедийных технологий и видеофильмов), И.К. Забродиной (коммуникативный аспект мотивации) и др. Методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод описания;
- метод анкетирования;
- эмпирический метод;
- метод количественного анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование художественных анимационных фильмов необходимо на уроке английского языка для достижения высокого уровня мотивации учащихся для изучения языка.
2. Повышение мотивации приводит к повышению интереса к уроку английского языка и, как следствие, является причиной успешного овладения языком в рамках школьного иноязычного образования.
3. Применение художественных анимационных фильмов эффективно
только тогда, когда соблюдены все требования работы с фильмом на уроке иностранного языка: поэтапная структура занятия,
предварительное снятие трудностей лексического, грамматического и культурного характера, вариации техники введения фильма, работа с фильмом в аудитории и дома.
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые предложены фрагменты уроков английского языка с использованием художественного фильма «Something the Lord Made», направленные не только на развитие у учащихся лексико-грамматических навыков, но и на повышении мотивации к изучению английского языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний о мотивационном потенциале анимационных фильмов в процессе изучения английского языка в школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка в старших классах.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Цель данной работы заключалась в анализе использования анимационных фильмов как метода повышения мотивации учеников на занятиях английского как иностранного языка. Для достижения данной цели мы, прежде всего, рассмотрели понятие и особенности мотивации учеников в процессе изучения английского языка. Сделан вывод, что высокая мотивация обучающихся старшеклассников в процессе овладения английским языком обуславливается содержанием, характером и организацией процесса обучения, а также условиями, в которых он проходит. Таким образом, для формирования высокой мотивации изучения английского языка преподаватель должен создать благоприятную атмосферу на занятиях и поддерживать доброжелательные межличностные отношения, как между членами учебного коллектива, так и между самим коллективом и собой. Индивидуальный подход к каждому ученику помогает умело осуществлять так называемую «психологическую балансировку» между необходимой похвалой слабого студента и обдуманным критическим замечанием более сильному учащемуся. Атмосфера доверия и требовательности, доброжелательной деловой критики, высокой степени взаимопомощи и ответственности будет способствовать не только стимуляции повышения уровня мотивации, но и поддержанию ее на стабильно высоком уровне. Такая позитивная психологическая атмосфера во многом определяется уровнем коммуникативной культуры педагога.
Положительная мотивация возникает не до начала учебно - познавательной деятельности, а в процессе ее осуществления. Это достигается за счет использования на занятиях интересного для обучающихся материала, в частности, художественных анимационных фильмов, путем создания мотивирующей языковой среды с их помощью. Педагогический потенциал анимационного фильма в школьном изучении английского языка состоит в наглядности фильмов, сочетании разных
каналов восприятии учащихся, эмоциональном компоненте,
индивидуализации обучения и коммуникативном методе.
Мы пришли к выводу, что при использовании анимационных фильмов для повышения мотивации учеников необходимо четко соблюдать условия и методические требования применения фильма на уроке английского языка. В практической разработке учтено требование трехэтапной структуры занятия с интеграцией анимационного фильма (подготовительный, основной и заключительный этап), соблюдены требования вариации техники введения анимационного фильма (активный просмотр, стоп-кадр), применения фильмов в аудиторном задании и дома в качестве домашнего задания, соответствия фильма возрасту школьников, учебному материалу, а также требование обязательного наличия пояснений от учителя в ходе просмотра.
Эксперимент проведен в три этапа. На первом констатирующем этапе проведено начальное тестирование учащихся двух групп 11 классов - группы основных информантов и фокус-группы - в виде анкетирования. В результате начального тестирования определен средний (ближе к низкому) уровень мотивации учащихся к изучению английского языка и средний интерес к использованию анимационных художественных фильмов на уроке английского языка.
На формирующем этапе учащиеся двух групп прошли курс обучения на тему «Medicine», соответствующую УМК «Spotlight», по которому проводится обучение в данном классе. Лексические, грамматические и метапредметные темы соответствуют уровню знаний и учебной программе.
На контрольном этапе проведено повторное анкетирование учащихся и сравнены результаты тестирования в группе основных информантов и фокус - группе. В результате выявлена большая динамика степени мотивации учащихся группы основных информантов, что позволило сделать вывод о большом дидактическом потенциале анимационных фильмов, которые позволяют значительно повысить мотивацию учеников на занятиях английским языком.
Цель эксперимента, которая заключалась в выявлении дидактического потенциала анимационных художественных фильмов для повышения мотивации и активности учащихся при изучении английского языка, достигнута. Гипотеза, определенная во второй главе, полностью подтверждена. Можно сделать вывод, что использование анимационных художественных фильмов положительно влияет на мотивацию
старшеклассников и, помимо развития навыков и умений, предусмотренных в учебной программе, делает урок иностранного языка интереснее и, следовательно, эффективнее.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы:
1. Методика использования анимационных фильмов как метода повышения мотивации учащихся на занятиях английского языка может быть трансформирована для учащихся средних классов, с учетом их возрастных особенностей.
2. В дальнейшем планируется рассмотреть использование анимационных фильмов как способа развития различных компетенций учащихся, в частности, коммуникативной компетенции.
1. Айвазова В.В. Психологические и дидактические особенности использования видео на занятиях иностранного языка / В.В. Айвазова // Концепт. - 2012. - №4. - С. 23-30.
2. Афанасьева О.В. Английский язык. 11 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений /О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Express Publishing: Просвещение, 2009.- 244 с.
3. Бадмаева Н.Ц. Место мотива в структуре личности и деятельности человека / Н.Ц. Бадмаева // Вестник БГУ. - 2011. - №5. - С. 3-6.
4. Баньковская Н.И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника / Н.И. Баньковская // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - №1-1. - С. 421-430.
5. Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций / Н.А. Богачкина. - М.: Litres, 2017. - 171 с.
6. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А.А. Бодалев. - 2-е изд. - М.: Когито-центр, 2015. - 672 с.
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2014. - 624 с.
8. Босикова К.Н. Повышение учебной активности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационнокоммуникационных технологий / К.Н. Босикова // Вестник СВФУ. - 2008. - № 4. - С. 131-135.
9. Валиева Л.Ф. Повышение мотивации студентов через использование мультимедийных технологий на занятиях по английскому языку / Л.Ф. Валиева // Вестник ЮГУ. - 2015. - № 1 (36). - С. 113-115.
10. Василовская В.Н. Реализация мультимедиа и гипермедиа в процессе обучения студентов английскому языку / В.Н. Василовская // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - №10. - С. 55-60.
11. Вье Р. Мотивация в учебном процессе / Р. Вье. - М.: Открытый мир, 2009. - 259 с.
12. Гуняшова Г.А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка / Г.А. Гуняшова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-3 (62). - С. 34-37.
13. Дмитриенко Т.А. Методика преподавания английского языка в вузе / Т.А. Дмитриенко. - М.: МЭЛИ, 2009. - 92 с.
14. Дрозд А.Ф.Формирование социокультурной компетенции на основе использования аутентичных видеоматериалов / А.Ф. Дрозд, С.Ф. Малькова, Л.А. Морева // Труды факультета международных отношений. - Минск, 2010. - Вып. 1. - С. 172-176.
15. Забродина И.К. Социокультурный компонент содержания обучения как одно из средств повышения мотивации изучения иностранных языков /И.К. Забродина //Вестник науки Сибири.-2011. - №1 (1). - С. 630-634.
16. Карева Н.В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка / Н.В. Карева // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - Вып. 3. - С. 1-8.
17. Коваль О.И. Использование видео в качестве аудиовизуальных
материалов на занятиях иностранного языка / О.И. Коваль // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - №4. - С. 96-99.
18. Колшанский Г.В. Контекстная семантика / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1980. - 118 с.
19. Крет М.В. Влияние мотивации достижения и стремления к успеху на динамику обучения взрослых иностранному языку / М.В. Крет // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 2. - С. 23-26.
20. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 86-95.
21. Куликова Е.В. Практики повышения мотивации при изучении английского языка / Е.В. Куликова // Высшее образование в России.- 2011.- № 11.- С. 160-163.
22. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность / А.Н. Леонтьев // Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Книга по требованию, 2011. - 130 с.
23. Новиков М.Ю. DVD как средство обучения аудированию / М.Ю. Новиков // Иностранные языки в школе. - 2007. - №1. - С. 18-20.
24. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 4. Теория обучения (дидактика): курс лекций / В.Е. Пешкова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 232 с.
25. Пичугова И.Л. К вопросу об использовании видеоматериалов при обучении иностранному языку профессионального общения / И.Л. Пичугова // Язык и культура. - 2009. - №3. - С. 94-100.
26. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
27. Подласый И. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения / И. Подласый. - М.: Litres, 2017. - 434 с.
28. Прядехо А.Н. Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса / А.Н. Прядехо, А.А. Прядехо // Вестник БГУ. - 2013. - №1. - С. 55-60.
29. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2016.
- 288 с.
30. Ремнева И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку / И.Ю. Ремнева // Современный учитель английского языка: сборник статей. - Вып. 2.- СПб., 2012.- С. 30-33.
31. Рогов Е.И. Психология человека / Е.И. Рогов. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
32. Рубинштейн С. Основы общей психологии / С. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 718 с.
33. Савицкая Н.С. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку / Н.С. Савицкая Р.М. Даниленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - №2. - С. 152-153.