Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние нефтяного фактора на социально-экономическое развитие нефтедобывающих стран

Работа №39325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

мировая экономика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Влияние нефтяного сектора на динамику доходов госбюджета и населения в нефтедобывающих странах 6
1.1 Проблемы сырьевой модели экономики 6
1.2. Влияние доходов от нефти на обеспечение устойчивого социально-экономического развития нефтедобывающих стран 18
1.3. Проблемы «голландской болезни» в контексте экономического развития
нефтяных стран 32
2 Практика воздействия нефтяного сектора на социально-экономическое развитие нефтедобывающих стран 41
2.1 Роль нефтяного фактора в усилении позиции стран на мировой политической арене 41
2.2. Влияние стран ОПЕК на мировую
экономику 61
3. Анализ доходов бюджета Республики Татарстан от предприятий нефтегазового сектора 67
3.1. Нефтегазовый сектор Республики Татарстан, его характеристика,
показатели финансовой деятельности 67
3.2. Роль нефтегазового сектора в формировании доходов бюджета РТ 71
3.3. Региональный аспект формирования нефтегазовых доходов в бюджетную
систему Российской Федерации 79
Заключение 88
Список использованной литературы 91

Обобщенное название группы отраслей по добыче, переработке и транспортировке нефти, а также распределению продуктов их переработки составляет понятие нефтяного комплекса. Отрасли нефтяного комплекса обеспечивают потребности в энергоресурсах народного хозяйства и населения страны, а также являются одними из главных плательщиков налогов, формирующих доходы бюджета Российской Федерации. От доходов, полученных в нефтяном комплексе, в первую очередь, зависит динамика основных экономических показателей страны, поскольку высокие цены на нефть позволяют государству увеличивать финансирование государственных текущих и инвестиционных расходов, формировать резервы. Продолжительный период относительно высоких мировых цен на энергоносители, обеспечивающих высокий уровень бюджетных доходов, частично завуалировал имеющиеся в данных отраслях проблемы, которые с падением цен на нефть изменили уровень и положительную динамику поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ налогов и были причиной более чем двукратной девальвации национальной валюты в 2014 году. В ближайшей перспективе основными негативными факторами, ограничивающими развитие нефтяного комплекса страны и снижающими рентабельность производства, остаются ухудшение состояния минерально-сырьевой базы, проблемы воспроизводства минерального сырья, экстенсивная и выборочная выработка запасов, недостаточные инвестиции в данные отрасли. Сложившиеся в последние годы темпы снижения геологоразведочных работ могут привести к критическому уменьшению объемов добычи нефти, что скажется на величине бюджетных доходов от этого сектора экономики. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает дальнейшее наращивание объемов потребления, добычи и экспорта нефтяных ресурсов, что требует значительных капитальных вложений в разработку месторождений и строительство
трубопроводов. Однако в настоящее время не имеется удовлетворительного финансового механизма привлечения достаточных для этого инвестиций. Основными источниками инвестиций для большинства российских нефтяных предприятий продолжают оставаться нераспределенная прибыль, банковские кредиты, амортизационные отчисления. Использование только этих средств не может рассматриваться как достаточный финансовый ресурс долгосрочных и крупных капитальных вложений в освоение новых нефтяных месторождений (особенно на континентальном шельфе) и модернизацию устаревшего оборудования. Это обуславливает необходимость разработки экономической политики в отношении данного сектора экономики, включающей, в том числе налоговые и бюджетные механизмы регулирования, адекватные новым экономическим условиям. Таким образом, актуальные проблемы совершенствования функционирования нефтяного комплекса России как источника доходов бюджета определили выбор темы исследования и обусловили его актуальность. Цель выпускной квалификационной работы - изучение нефтяного сектора как источника формирования доходов бюджета. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль нефтяного сектора в экономике Российской Федерации и других стран.
2. Рассмотреть налогообложение нефтяного сектора экономики Российской Федерации и других стран.
3. Рассмотреть виды доходов, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации от нефтяного сектора и их распределение по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
4. Провести анализ налоговых доходов федерального бюджета от предприятий нефтяного сектора.
5. Проанализировать не налоговые доходы федерального бюджета от предприятий нефтяного сектора.
6. Изучить денежные фонды, формируемые за счет нефтяных доходов и их роль в федеральном бюджете.
7. Изучить нефтяной сектор Республики Татарстан и показатели его финансовой деятельности.
8. Охарактеризовать роль нефтяного сектора в формировании доходов бюджета Республики Татарстан.
9. Провести сравнительный региональный анализ роли нефтяных доходов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
10. Выявить направления повышения роли нефтяного сектора посредством совершенствования его налогообложения и улучшения показателей деятельности.
Предмет исследования- экономические отношения по поводу формирования и распределения доходов от нефтегазового комплекса России в бюджетной системе Российской Федерации. Объект исследования - нефтяной сектор России. Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрено влияние нефтяного сектора на динамику доходов госбюджета и населения в нефтедобывающих странах. Во второй главе рассмотрена практика воздействия нефтяного сектора на социально-экономическое развитие нефтедобывающих стран. В третьей главе проанализированы доходы бюджета Республики Татарстан от предприятий нефтяного комплекса. В качестве инструментов научного исследования применялись методы научной абстракции, индукции и дедукции, группировок, сравнений, оценок. Были учтены материалы международных и российских научных конференций, публикации в специальных и периодических изданиях, отчетные и аналитические материалы нефтяных компаний, Росстата, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Министерства природных ресурсов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема зависимости страны от нефти и газа обсуждается на самом высоком уровне, и в словах Президента РФ не раз можно было услышать о необходимости продолжения курса на снижение зависимости российского бюджета от нефтяных цен.
В работе проведен анализ роли нефтегазового сектора в формировании доходов бюджета. Работа написана на основе данных об исполнении консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ, бюджета Республики Татарстан, бюджетов основных нефтедобывающих регионов РФ (Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Татарстан, Республиках Башкортостан, Самарская область).
Исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Доля нефтегазового сектора в доходах федерального бюджета РФ сокращается с 35,6% в 2013г. до 32,4% в 2016г., но его доля в налоговых доходах федерального бюджета возрастает с 19,3% в 2013г. до 21% в 2016г. Более 80% налоговых поступлений приходилось на нефтедобычу, а основная часть уплачиваемых предприятиями нефтегазового сектора налогов приходится на НДПИ. Поступления по каждому налогу от предприятий нефтегазового сектора так сокращаются: по налогу на прибыль с 13 до 9,6%, по НДС с 13 до 5,8%, по акцизам с 5,3 до 4,2%, по НДПИ возрастают с 94,3 до 95,1%. Все сказанное нами, там образом, свидетельствует о снижении роли нефтегазового сектора в федеральном бюджете.
Нефтегазовый сектор формирует и не налоговые доходы федерального бюджета в виде экспортных таможенных пошлин, которые из-за снижения цен на нефть существенно сокращаются (с 68,1% в 2013г. до 44% в 2016г.), а в сумме не налоговых доходов сократился с 30,9% до 15%.
В структуре экспортных пошлин более 50% - это пошлины от продажи нефти, доля пошлин от экспорта нефтепродуктов сокращается с 29,7 до
21,7%, то есть страна ориентирована на доходы от экспорта сырья, а не от готовой продукции от этого сырья.
Доходы от нефтегазового сектора формируют в стране два фонда: Резервный фонд и фонд национального благосостояния. Их величина за последние годы стремительно сокращается из-за падения бюджетных доходов и необходимости покрытия дефицита за счет резервного фонда.
2. В бюджете Республики Татарстан нефтегазовый сектор формирует 42,2% от общего объема налог на прибыль в 2013г. и 39,2% в 2016г. немногим более 13% поступлений от налога на имущество организаций так же приходится на нефтегазовый сектор. Основной уплачиваемый сектором налог - НДПИ, а так же вывозные таможенные пошлины от предприятий сектора направляются в федеральный бюджет, из-за чего регион лишен значительной части своих доходов.
3. Нефтегазовый сектор играет важную роль в формировании налоговых доходов бюджетов основных нефтедобывающих регионов (Ханты-Мансийский автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Республика Татарстан; Республиках Башкортостан; Самарская область). Велика его роль в формировании и налога на прибыль, и налога на имущество организаций. Однако, бюджетное законодательство предусматривает полное поступлений НЛПИ в федеральный бюджет, поэтому нефтегазодобывающие регионы лишаются более чем трети своих доходов.
Предложения по совершенствованию роли нефтегазового сектора в бюджетах бюджетной системы РФ.
1. России необходимо диверсифицировать экспорт. В стране 35 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и 3 газоперерабатывающих завода, но за последние более чем 30 лет не построено ни одного крупного НПЗ, только в 2005 году - АО «ТАНЕКО». Россия отстает от среднемирового и европейского уровня в 2 раза, от уровня США - более чем в 3 раза. Поэтому при наличии ресурсов необходимо ускорять модернизацию НПЗ.
2. Обозначены основные направления и компоненты развития нефтегазового сектора Республики Татарстан, а также приоритеты, задачи и направления инновационной отраслевой политики.
- стимулирование со стороны государства и самих нефтегазовых компаний инновационной деятельности в кооперации с другими субъектами экономики;
- предоставление налоговых льгот в форме инвестиционного налогового кредита;
- расширение инвестиций в основной капитал за счет собственных и привлеченных средств с целью модернизации производства.
3. В республике Татарстан и других нефтедобывающих регионах необходимость передачи НДПИ и экспортных пошлин на нефть, газ и товары из нефти закономерна: есть регионы-доноры и регионы-реципиенты, и за счет передачи НДПИ и экспортных пошлин на нефть федеральный центр обладает ресурсами на выравнивание регионов. Но с другой стороны, это снижает интерес регионов в развитии комплекса и обуславливает необходимость поддержки нефтегазового сектора и федерального бюджета.


1. Гуриев С., Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 4-23.
2. Клюкин П.Н., Маликова О.И. Россия в системе международного разделения труда — взгляд с позиций экономической теории. — М.: Изд. , 2007.
3. Лойко П.Ф. К проблеме оценки природных ресурсов и земли как составляющих национального богатства страны // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. — №2-3 (11-12). Электронная версия: За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей. URL: http://dpr.ru/joumal/joumal_9_7.htm (дата обращения 22.02.2015).
4. Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков: состояние, проблемы и перспективы развития / Справочноаналитический сборник в двух томах: Том 1. Россия в энергетических показателях мира. Экономика страны и ее топливно-энергетический комплекс. Основные показатели ТЭК России, его минерально-сырьевая и ресурсная база. Показатели развития основных отраслей ТЭК. Том 2. Транспортировка, потребление и эффективность использования топливноэнергетических ресурсов. Внешняя торговля. Топливно-энергетический баланс страны. ТЭК регионов России. Государственная энергетическая политика России. Прогнозы развития энергетического сектора экономики. — Москва, издательство ИАЦ «Энергия», 2009.
5. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации / науч.ред. О.В.Петров. — СПб.: Издво ВСЕГЕИ(Минприроды России, Роснедра, ФГУП «ВСЕГЕИ»), 2009. — Т. 2. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ. — 492 с.
6. Оцдаш О.А. Проклятие природных ресурсов // Вестник КазНУ. — 2011. URL: http://articlekz.com/ article/8201
7. Полтерович В. М., Попов В. В., Тонис А. С. Изобилие природных ресурсов, политическая коррупция и неустойчивость демократии / WP #2007/073 — М.: Российская экономическая школа, 2007
8. Полтерович В.М., Попов В.В., Тонис А.С. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика //Вопросы экономики: Российская академия наук. — 2007. — №6. — С. 4-27.
9. Попов А. «Не надо стесняться сырьевой специализации» // Эксперт -
online. URL: http://expert. ru/expert/2013/44/ne-nado-stesnyatsya-
syirevoj spetsializatsii/
10. Рязанов В.Т Экономика рентных отношений в современной России // Христианское чтение. Современные проблемы экономки. — 2001. — №4(39). — С.141-176.
11. Рязанов В.Т. Рентная модель экономики и ее особенности // Рязанов В.Т.Хозяйственный строй России: на пути к другой экономике. СПб., 2009.
12. Саква Р. Сырьевой сектор России: экономика контроля и политика ренты // Неприкосновенный запас. 2010. № 6(74). С. 112-130.
13. Трубицын Д.В. Исследование ресурсного проклятия в экономике, возможности использования их результатов в концепции модернизации // Учёные записки ЗабГ У. — 2014. — № 4 (57). — С. 102-113
14. Фетисов ГА.Г. Будущее российской экономики: экспорт сырья,
диверсификация или высокие техно логии? // Материалы 6-й Международной Кондратьевской конференции URL:
http: //www.perspektivy.info/ print.php?ID=36256
15. Весёлов Д.С. Перспективны развития внешней торговлю в условиях снижения мировых цен на нефть, Материалы XI международной научнопрактической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Уварина Н.В.. 2015, стр. 44-46
16. Экономика США. Ресурсы, структура и динамика. Учебник. М.: Издательство: Инфра-М. 2014. 480 с.
17. BP Statistical Review of World Energy 2010 // BP Global. URL: http://www.bp.com /liveassets/bp_internet / global (дата обращения 04.03.2015)
18. Bulte E. H., Damania R., Deacon R. T. Resource Intensity, Institutions, and Development// World Development. July 2005. Vol. 33. Issue 7. P. 10291044.
19. Collier P. Natural Resources, Development and Conflict: Channels of causation and Policy Interventions // World Bank, April 28, 2003.
20. Ding N., Field B. C. Natural resource Abundance and Economic Growth // Land Economics. November 2005. 81 (4). P. 496-502.
21. Escaping the Resource Curse / Edited by Humphreys M., Sachs J., Stiglitz J.E. New York,Chichester, West Sussex: Columbia University Press, 2007. 432 p.
22. Gylfason, T. Natural resources, education and economic development // CEPR Discussion Paper 2594, 2000.
23. Natural resources and violent conflict: options and actions. // Eds. Ian Bannon and Paul Collier. World Bank, 2003.
24. R. Auty. Sustaining Development in Mineral Economies: The Resource Curse Thesis. London, Routledge. 1980. — С.65-82
25. Sachs J., Warner A. The Curse of Natural Resources // European Economic Review. 2001. Vol. 45;
26. Sachs J.D., Warner A.M. Natural resource abundance and economic growth //NBER Working Paper 5398. — 1995.
27. Watkins M.H. A Staple Theory of Economic Growth//Canadian Journal of Economics and Political Science. — 1963. — Vol. 29. -May.
28. Dunya Banki Statistik molumat bazasi. Neft golirlorinin Umumi Daxili Mohsulda payi. Dunya Banki, 2017. - 353s.
29. international Monetary Fund. Selected issues: Qatar. IMF Country Report No. 15/87. - 324 p.
30. Roberto I.: Is it really worse with a Bird in Hand? A comparison of fiscal rules for resource-rich economies. Norwegian University of Science and
Technology, No. 3/2012. - p. 84-89. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 3 (23) 2017 28
31. United Nations Conference on trade and development data base. United Nations documents, 2010. - p. 214.
32. Waterbury, John and Alan Richards: A Political Economy of the Middle East, second ed. Boulder, Colorado: Westview Press. 1998. - p.166.
33. Вакуленко С. Российский анамнез «голландской болезни».
34. IMF: World Economic Outlook (WEO) Database, April 2019
35. Васильева, О. Г "Голландская болезнь" - миф или реальность? / О. Г. Васильева // Журнал экономической теории, 2012. - № 1. - С. 46-48.
36. Малютина, О.О. «Голландская болезнь» / О.О. Малютина// Гуманитарные науки в XXI веке, 2014. - №23. - С. 40-42.
37. Гуриев, С. Экономика «ресурсного проклятия» / С. Гуриев, К. Сонин // Вопросы экономики, 2008. - №4. - С. 76-81.
38. https://niemands.ru/press-centr/articles/nalogovaya-reforma-v-ssha-v- 2018-godu
39. Соловьёва И.А., Гафарова З.Р., Герасимова М.В. Налоговое и
таможенно-тарифное регулирование нефтяного сектора: исторический
экскурс и современные проблемы, статья в журнале «Нефтегазовое дело» 2016г., №2, стр 226-231
40. Соколенко В.Э. Анализ опыта инновационного развития стран с ресурсной экономикой (на примере Норвегии), журнал «Экономика: вчера, сегодня, завтра» 2017г. - №10а, стр. 89-98
41. Керимов И. А. История развития представлений о нефти, геологических разведок, её добычи и использования, статья в журнале «Наука и бизнес: пути развития» 2012г. - №6, стр. 5-8
42. Белогурова Н. Н. О политическом влиянии на развитие рынка нефти и нефтепродуктов России, статья в журнале «Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права» 2015г. - №10, стр. 5-8
43. Гаралов А.Ш. Роль нефтегазового сектора в структуре мирового внутренннего валового продукта и анализ его изменения в долгосрочной перспективе, статья в журнале «Научные труды НИПИ Нефтегаз ГНКАР» 2011г., стр 58-63
44. BP Energy Outlook. 2018 edition. - URL: bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/energy-outlook/bp- energy-outlook-2018.pdf (date of access:10.06.2018).
45. Интервью министра энергетики РФ А.В. Новака, 10 декабря 2016 г. На канале «Россия 24», https://minenergo.gov.ru/node/13583t
46. Исаев Г., Сотниченко А. книга «Ближний восток: война и политика» 2010, глава «о понятии Ближний Восток»
47. РАУ Э.И. Оценка зависимости ВВП стран-экспортёров нефти от изменения фактора цены на нефть, статья в журнале «Вестник Сургутского Государственного университета» 2017 год., №1 стр. 60-64
48. Авилова В.В., Ларионова Г.Н. Специфика региональных интеграционных процессов в нефтегазохимическом комплексе (на примере РТ) // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 8. - С. 352-357.
49. База данных Росстата по РТ
http://www.tatstat.ru/bgd/docl 1192/Main.htm
50. Авилова В.В., Ларионова Г.Н. Специфика региональных
интеграционных процессов в нефтегазохимическом комплексе (на примере РТ) // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 8. - С. 352-357
51. http://www.tatstat.ru/bgd/ind1192/IssWWW.exe/Stg/d010/i010010r.ht
52. http://tatarile.org/ru/node/86
53. http://www.tatstat.ru/bgd/ind 1192/IssWWW.exe/Stg/d010/i010020r.htm
54. Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической
деятельности
https://www.nalog.ru/m16/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
55. Годовой отчёт об исполнении бюджета на 01.0.2017 г. http://tatarstan.roskazna.ru/upload/iblock/64b/0503152_1100_01012017_god.xls
56. http: //neftegaz.ru/tech_library/view/4758-Sorta-nefti
57. http: //www. mirnefti. ru/index. php?id=217
58. http://beprime.m/gde-dobyvayut-neft-v-rossii/
59. https: //www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/otchet/1 nom0 10116reg.xlsx
60. Токарев А.Н. Социально-экономические эффекты от развития нефтегазового комплекса для регионов Сибири // Интерэкспо Г ео-Сибирь. -
2016. - Т. 2. - № 4. - С. 171-175
61. http://rt-online.ru/p-rubr-econ-10124826/
62. http: //www.ra-national .ru/ru/node/5 9168
63. https: //www. audit-it.ru/currency/sr_vz.php

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ