РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «связная речь». Формы связной речи
1.2 Динамика формирования связности речи у детей дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Организация исследования развития связной речи у детей
средней группы
2.2 Анализ результатов изучения развития связной речи у детей
средней группы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «связная речь». Формы связной речи
1.2 Динамика формирования связности речи у детей дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Организация исследования развития связной речи у детей
средней группы
2.2 Анализ результатов изучения развития связной речи у детей
средней группы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в связи с совершенствованием процессов развития, воспитания, обучения детей и внедрением федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования, формирование речи выделено в отдельную образовательную область «Речевое развитие». В ней, задача по развитию связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, выделена в ряд ведущих и основных задач в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что связная речь является одной из самых сложных форм обучения детей дошкольного возраста, потому что при развитии связной речи ребенка совершенствуются синтаксический строй предложения и выразительность интонации, морфологическая оформленность и звуковой состав слов. В этой связи, если ребенок не будет владеть связной речью, то ему будет сложно:
• давать развёрнутые ответы на сложные вопросы;
• аргументированно излагать свои мысли;
• логически обосновать свои утверждения и выводы;
• составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
• пересказать текст своими словами;
• использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Таким образом, в связной речи ребенка проявляются и отражаются логика суждений, она является показателем смысловых связей в умственном развитии, лакмусовой бумажкой общего кругозора, средством общения, а также необходимым условием дальнейшего успешного обучения.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические факторы развития связной речи у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связная речь детей среднего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что метод творческого рассказывания «Карточки Проппа» способствует успешности овладения детьми связной речи.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. осуществить анализ научных подходов к понятию «связная речь»;
2. охарактеризовать динамику формирования связности речи у детей дошкольного возраста;
3. организовать исследование развития связной речи у детей 5летнего возраста;
5. обобщить результаты исследования развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования составили
фундаментальные научные положения классиков отечественной психологии: Л.С. Выготского, который выявил звенья механизма овладения ребенком связной речью. Основной результат его исследований говорит о том, что полноценное развитие связной речи и общего психического развития у человека появляется в раннем детском возрасте и интенсивно совершенствуется при помощи взрослого, который знакомит его текстами художественных произведений и родной литературой; С.Л. Рубинштейна, который в своих исследованиях говорил, что речь сначала носит ситуативный характер, но по мере того, как в ходе обучения и развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения
овладевает формами связной речи; А.Р. Лурия, особое значение придававший диалогической речи как генерализированной формы речевого высказывания; Д.Б. Эльконина - он особо подчеркивал активность взрослого для речевого общения ребёнка; А.Н. Леонтьева, характеризовавшего речевое развитие ребёнка творческой деятельностью, которое зависит от условий общения и содержания речи, созданных педагогами и родителями. Рассматривались, ставшие классическими,
труды по детской речи А.Н. Гвоздева, который провел колоссальную опытную работу по сбору данных речевого развития своего сына Жени, а затем их интерпретации и обобщению. В дневнике наблюдений, который А.Н. Гвоздев вел с 1923 по 1930 г. (с 1 года 8 месяцев - до 9-летнего возраста ребёнка), было проанализировано, что осознание значения слов у детей развивается постепенно и переходит на новую ступень обобщения, оно связано с активным участием взрослого человека и развитием интеллектуальной функцией языка [46].
В процессе работы над выпускной квалификационной работой, автору, воспитателю ДОО с многолетним опытом работы, были полезными и информационными научные работы о современных исследованиях связной речи детей. Анализ журнальных статей научных конференций различного уровня, позволил сделать вывод о том, что особое внимание для развития связной речи детей дошкольного возраста обращено на практическое внедрение новых образовательных технологий в
повседневное общение детей, в детскую деятельность (игры - словесные, сюжетно - дидактические, театрализованные; конструирование,
изобразительное творчество), в специально организованные занятия. Так, доцент М.Р Абобакирова предлагает новую технологию «Методика формирования описательной речи», где ребенку предлагается описать предметы при сочетании объемности изображения с детализацией признаков предмета [44]. Е.А. Янушко разработала метод «Наглядное моделирование» для развития у ребенка связного монологического высказывания при составлении рассказов по картинкам [43]. Педагог- новатор Тамара Лосева предлагает при отгадывании и загадывании загадок и при разучивании стихотворений методику «Мнемотехника», где вместо привычных изображений предметов детям на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (символ) и таким образом, весь текст зарисовывается схематично [18]. Особое место занимают ряд разнообразных по своему содержанию развивающих игр, создающих атмосферу свободного и радостного творчества. К ним относятся: «Игры Воскобовича» для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; «Игры Никитина», для обогащения активного словаря и владения речью как средством общения; «Кинезиологические игры-упражнения Анфисы Байбулатовой [45], литература оформляется а алфавитном порядке у вас он нарушен направленные на формирование лексико-грамматического строя речи (правильное использование суффиксов, согласование рода, числа, падежей; правильное употребление прилагательных).
Для нас несомненно важным явился поиск оригинальной творческой технологии, эффективность которой стала бы очевидной для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Наш выбор пал на технологию «Карточки Проппа» и в эмпирической части выпускной квалификационной работы подробно описана опытная работа по внедрению их на специально организованных занятиях в ДОУ
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием методики «Диагностика развития словарного запаса», автор Ф.А. Сохин и методика «Умения вычленять причинно-следственные связи в предложении» разработанные И.А. Смирновой. Методика «Диагностика развития словарного запаса» предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей
4- 7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. Методика «Умения вычленять причинно-следственные связи в предложении» состоит из трёх заданий и направлена на умение ребенка выделять главное и систематизировать материал, умение рассуждать об услышанном, умение расположить повествование в логической последовательности;
3. метод развития речи - использовалась методика обучения детей творческому рассказыванию «Карточки Проппа». Автор Владимир Пропп предложил использовать наглядные модели (карты) для развития импрессивной речи детей, обогащения их активного лексикона, закрепления навыка словообразования, формирования и совершенствования умения использовать в речи различные конструкции предложений, описания предметов, составления рассказа.
4. метод первичной математической обработки исследуемых данных и метод математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования состоит в освящении значимости развития связной речи дошкольника для формирования умения общаться с взрослыми и сверстниками, давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Кроме того, результаты проведенного теоретического изучения литературных источников может служить дополнительным информационным материалом для педагогов ДОУ, родителей дошкольников, студентов, обучающихся по
педагогическому направлению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы эмпирической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы воспитателями, логопедами, студентами- практикантами педагогических специальностей вузов как нетрадиционная основа для обогащения словаря детей, развития грамматических структур, совершенствования связной речи.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 43 «Ручеек» г. Набережные Челны. Участниками исследования стали 5летние дети средней группы в количестве 30 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ изучения связной речи как умения ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его, средства общения и культуры детей, Во второй главе содержится описание организационнометодического исследования связной речи детей среднего дошкольного возраста, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
• давать развёрнутые ответы на сложные вопросы;
• аргументированно излагать свои мысли;
• логически обосновать свои утверждения и выводы;
• составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
• пересказать текст своими словами;
• использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Таким образом, в связной речи ребенка проявляются и отражаются логика суждений, она является показателем смысловых связей в умственном развитии, лакмусовой бумажкой общего кругозора, средством общения, а также необходимым условием дальнейшего успешного обучения.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические факторы развития связной речи у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связная речь детей среднего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что метод творческого рассказывания «Карточки Проппа» способствует успешности овладения детьми связной речи.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. осуществить анализ научных подходов к понятию «связная речь»;
2. охарактеризовать динамику формирования связности речи у детей дошкольного возраста;
3. организовать исследование развития связной речи у детей 5летнего возраста;
5. обобщить результаты исследования развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования составили
фундаментальные научные положения классиков отечественной психологии: Л.С. Выготского, который выявил звенья механизма овладения ребенком связной речью. Основной результат его исследований говорит о том, что полноценное развитие связной речи и общего психического развития у человека появляется в раннем детском возрасте и интенсивно совершенствуется при помощи взрослого, который знакомит его текстами художественных произведений и родной литературой; С.Л. Рубинштейна, который в своих исследованиях говорил, что речь сначала носит ситуативный характер, но по мере того, как в ходе обучения и развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения
овладевает формами связной речи; А.Р. Лурия, особое значение придававший диалогической речи как генерализированной формы речевого высказывания; Д.Б. Эльконина - он особо подчеркивал активность взрослого для речевого общения ребёнка; А.Н. Леонтьева, характеризовавшего речевое развитие ребёнка творческой деятельностью, которое зависит от условий общения и содержания речи, созданных педагогами и родителями. Рассматривались, ставшие классическими,
труды по детской речи А.Н. Гвоздева, который провел колоссальную опытную работу по сбору данных речевого развития своего сына Жени, а затем их интерпретации и обобщению. В дневнике наблюдений, который А.Н. Гвоздев вел с 1923 по 1930 г. (с 1 года 8 месяцев - до 9-летнего возраста ребёнка), было проанализировано, что осознание значения слов у детей развивается постепенно и переходит на новую ступень обобщения, оно связано с активным участием взрослого человека и развитием интеллектуальной функцией языка [46].
В процессе работы над выпускной квалификационной работой, автору, воспитателю ДОО с многолетним опытом работы, были полезными и информационными научные работы о современных исследованиях связной речи детей. Анализ журнальных статей научных конференций различного уровня, позволил сделать вывод о том, что особое внимание для развития связной речи детей дошкольного возраста обращено на практическое внедрение новых образовательных технологий в
повседневное общение детей, в детскую деятельность (игры - словесные, сюжетно - дидактические, театрализованные; конструирование,
изобразительное творчество), в специально организованные занятия. Так, доцент М.Р Абобакирова предлагает новую технологию «Методика формирования описательной речи», где ребенку предлагается описать предметы при сочетании объемности изображения с детализацией признаков предмета [44]. Е.А. Янушко разработала метод «Наглядное моделирование» для развития у ребенка связного монологического высказывания при составлении рассказов по картинкам [43]. Педагог- новатор Тамара Лосева предлагает при отгадывании и загадывании загадок и при разучивании стихотворений методику «Мнемотехника», где вместо привычных изображений предметов детям на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (символ) и таким образом, весь текст зарисовывается схематично [18]. Особое место занимают ряд разнообразных по своему содержанию развивающих игр, создающих атмосферу свободного и радостного творчества. К ним относятся: «Игры Воскобовича» для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; «Игры Никитина», для обогащения активного словаря и владения речью как средством общения; «Кинезиологические игры-упражнения Анфисы Байбулатовой [45], литература оформляется а алфавитном порядке у вас он нарушен направленные на формирование лексико-грамматического строя речи (правильное использование суффиксов, согласование рода, числа, падежей; правильное употребление прилагательных).
Для нас несомненно важным явился поиск оригинальной творческой технологии, эффективность которой стала бы очевидной для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Наш выбор пал на технологию «Карточки Проппа» и в эмпирической части выпускной квалификационной работы подробно описана опытная работа по внедрению их на специально организованных занятиях в ДОУ
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием методики «Диагностика развития словарного запаса», автор Ф.А. Сохин и методика «Умения вычленять причинно-следственные связи в предложении» разработанные И.А. Смирновой. Методика «Диагностика развития словарного запаса» предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей
4- 7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. Методика «Умения вычленять причинно-следственные связи в предложении» состоит из трёх заданий и направлена на умение ребенка выделять главное и систематизировать материал, умение рассуждать об услышанном, умение расположить повествование в логической последовательности;
3. метод развития речи - использовалась методика обучения детей творческому рассказыванию «Карточки Проппа». Автор Владимир Пропп предложил использовать наглядные модели (карты) для развития импрессивной речи детей, обогащения их активного лексикона, закрепления навыка словообразования, формирования и совершенствования умения использовать в речи различные конструкции предложений, описания предметов, составления рассказа.
4. метод первичной математической обработки исследуемых данных и метод математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования состоит в освящении значимости развития связной речи дошкольника для формирования умения общаться с взрослыми и сверстниками, давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Кроме того, результаты проведенного теоретического изучения литературных источников может служить дополнительным информационным материалом для педагогов ДОУ, родителей дошкольников, студентов, обучающихся по
педагогическому направлению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы эмпирической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы воспитателями, логопедами, студентами- практикантами педагогических специальностей вузов как нетрадиционная основа для обогащения словаря детей, развития грамматических структур, совершенствования связной речи.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 43 «Ручеек» г. Набережные Челны. Участниками исследования стали 5летние дети средней группы в количестве 30 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ изучения связной речи как умения ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его, средства общения и культуры детей, Во второй главе содержится описание организационнометодического исследования связной речи детей среднего дошкольного возраста, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
В соответствии с замыслом исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены теоретические и эмпирические задачи.
В результате реализации теоретической задачи о осуществлении анализа научных подходов к понятию «связная речь», выявилось, что владение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, но и способность ребенка рассказывать, не просто называть предмет (это - яблоко), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом, и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, потому что, чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Реализуя задачу изучить развитие связной речи, мы пришли к выводу, что она непрерывна и происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень
примитивного, начинает развиваться активная речь детей. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения. На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи. Начиная с 4 года жизни происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти
рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Эмпирическое исследование развития связной речи при первичной диагностике показало, что у многих дошкольников средней группы отмечаются затруднения в нахождении нужного слова, возникают специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что приводит к недостаточности подбора нужных лексических единиц, имеются сложности в формировании высказывания, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Для развития связной речи детей была использована методика «Карточки Проппа», которая способствовала развитию умений детей вычленять структурные элементы сказки: присказку, зачин; повествование, концовку. Использование данной методики обогатило связную речь, усилила образность языка детей, познакомила с метафоричностью сказок, сформировала навыки текстообразования, в результате чего дети сочиняли собственные сказки на основе отобранных карт. Повторная психодиагностика показала положительные изменения в развитии связной речи детей средней группы. А использование t-критерия Стьюдента позволило доказать, методика «Карточки Проппа» развивают речь детей, обогащают их словарный запас, формируют способность создавать отдельные предложения и целый текст, совершенствуют лексикограмматические средства языка, звуковую сторону речи.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что метод творческого рассказывания «Карточки Проппа» способствует успешности овладения детьми связной речи, подтвердилась.
В результате реализации теоретической задачи о осуществлении анализа научных подходов к понятию «связная речь», выявилось, что владение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, но и способность ребенка рассказывать, не просто называть предмет (это - яблоко), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом, и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, потому что, чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Реализуя задачу изучить развитие связной речи, мы пришли к выводу, что она непрерывна и происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень
примитивного, начинает развиваться активная речь детей. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения. На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи. Начиная с 4 года жизни происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти
рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Эмпирическое исследование развития связной речи при первичной диагностике показало, что у многих дошкольников средней группы отмечаются затруднения в нахождении нужного слова, возникают специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что приводит к недостаточности подбора нужных лексических единиц, имеются сложности в формировании высказывания, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Для развития связной речи детей была использована методика «Карточки Проппа», которая способствовала развитию умений детей вычленять структурные элементы сказки: присказку, зачин; повествование, концовку. Использование данной методики обогатило связную речь, усилила образность языка детей, познакомила с метафоричностью сказок, сформировала навыки текстообразования, в результате чего дети сочиняли собственные сказки на основе отобранных карт. Повторная психодиагностика показала положительные изменения в развитии связной речи детей средней группы. А использование t-критерия Стьюдента позволило доказать, методика «Карточки Проппа» развивают речь детей, обогащают их словарный запас, формируют способность создавать отдельные предложения и целый текст, совершенствуют лексикограмматические средства языка, звуковую сторону речи.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что метод творческого рассказывания «Карточки Проппа» способствует успешности овладения детьми связной речи, подтвердилась.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе современных образовательных технологий
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



