Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правотворческая практика в Российской Федерации

Работа №39273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Понятие, цели и сущность правотворчества 8
§ 1. Принципы правотворчества 8
§ 2. Классификация принципов правотворчества 23
§ 3. Методы, используемые в правотворческой практике 29
Глава 2. Субъекты правотворчества и их классификация 36
§ 1. Институт правотворческой инициативы граждан 36
§ 2. Правотворчество государственных органов и должностных лиц 47
§ 3. Муниципальное правотворчество 50
Глава 3. Этапы правотворческого процесса 53
§ 1. Стадии правотворчества 53
§ 2. Российская общественная инициатива 61
§ 3. Восполнение пробелов путем правотворчества 65
Заключение 69
Список использованной литературы и источников


Расширение сферы правового регулирования, увеличение объема нормативных правовых актов, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - одна из тенденций современного правового развития Российской Федерации.
В современных условиях быстроменяющаяся, динамичная картина жизни общества характеризуется не только выделением научных направлений, но и становлением отраслей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований и, в то же время, отпадением и самоликвидацией иных направлений отраслевой юридической науки. Определенно, специализация научного знания, развитие различных процессов вызвали к жизни такие отрасли как космическая, атомная, информационная и великое множество других. Положение, несущее неблагоприятные последствия, с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество начать заниматься разработкой природоохранительного и экологического права. Политическая линия государства, направленная на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, предпринимательским, биржевым и налоговым правом.
Жизнь современного государства и общества нуждается в стабильности и упорядоченности, так как урегулировать совместное существование и деятельность людей, организацию общественных отношений не представляется возможным без правил поведения, гарантом которых сегодня является право.
Из курсов «Теории государства и права» известно, что внешней формой выражения права является законодательство, которое бесконечно подвергается совершенствованию. И одним из условий такого прогресса является овладение структурой определенных требований, которые предъявляются к процессу самого создания законов и иных нормативных правовых актов, которые создаются в процессе правотворчества.
Для раскрытия темы данной выпускной квалификационной работы стоит исходить из того, что к понимаю правотворчества существуют разные подходы, но, тем не менее, правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов и улучшение нормативно-правовых предписаний, которые взяты совместно с накопленным опытом.
Во-вторых, ядром правотворческой практики в Российской Федерации является правотворческая технология, которая представляет собой целую систему действий и операций уполномоченных органов, основанную на конкретных принципах, планах и прогнозах, имеющих долгосрочный характер, а также деятельность, связанная с подготовкой, изданием и опубликованием эффективных, качественных нормативных правовых актов. Во всей структуре данного механизма используются необходимые методы, способы, средства, процессуальные формы и определенные виды контроля над законностью данного вида деятельности.
В-третьих, для полноценного раскрытия темы предполагается проанализировать результат самой правотворческой деятельности на предмет противоречий в законодательстве, так как даже при идеальной постановке нормотворческой деятельности появляются, как правило, пробелы права. Всё относящееся к законодательству, — замечает Платон, — никоим образом и никогда еще не было выработано до конца.
Соответственно, стоит рассмотреть меры по преодолению тенденций, носящих негативный характер, ведь правотворчество - это одно из главенствующих направлений деятельности каждого государства, так как оно требует особых знаний, умений применять накопленный опыт правотворческой
деятельности, связанное с созданием или же изменением уже существующих нормативных правовых актов.
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в нашем государстве правотворчество нестабильно, существует на основе проб и ошибок, что изначально формирует неустойчивость тех или иных нормативно-правовых актов, обособленность от нынешней реалии и проблем, которые имеют место быть в общественных отношениях. Тем не менее, целью правотворчества остается формирование справедливого общественного устройства. Стоит отметить слова В.С. Соловьева, которые подтверждают ранее приведенное утверждение. По его мнению, задачей права является обеспечение равномерной пользы для всего общества, имея в виду справедливость. И, так как частных интересов, которые по своей сущности противоречат друг другу, становится все больше, право не имеет возможности полноценно реализовывать каждый частный интерес, но может позаботиться об отграничении границ между этими интересами, о том, чтобы польза была для всех одинаковой.
Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают в процессе правотворчества, круг субъектов правотворчества, общественные отношения и правовые нормы, которые влияют на нынешнее правотворчество в Российской Федерации, так как все это в совокупности требует должного нормативного обеспечения.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются понятие и методы правотворчества, принципы и субъектный состав, стадии правотворческого процесса, а также законодательные акты, имеющие так или иначе противоречивый характер между собой и, как следствие, будет затронута тема пробелов в праве.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование правотворчества в Российской Федерации со стороны его многочисленных аспектов, что поможет определить позитивный и негативный опыты, а также изучение правотворческого процесса, выявление проблем, которые существуют сегодня в данной сфере. Чтобы достичь поставленных целей, предполагается решение следующих задач:
1) обобщить теоретические основы учения о правотворчестве, определить его концепцию в аспекте современного правоприменения;
2) проанализировать нормативно-правовую базу правотворческой деятельности;
3) выявить недостатки и пробелы в правотворческой деятельности.
В ходе исследования темы выпускной квалификационной работы были применены как общенаучные методы (например, аналитический и логический методы, социологический и исторический методы и так далее), которые позволили более детально изучить предмет, так и частно - научные методы (моделирование, классификация собранной информации и ее обобщение).
В отечественной юридической науке проблемам правотворчества уделяется значительное и серьезное внимание. Ключевую информацию, которая содержится в данной выпускной квалификационной работе, составляют исследования ученых как отечественных, так и зарубежных, а также работы представителей общей теории права и отраслевых юридических наук, материалы конференций международного и всероссийского уровня, различные диссертации и авторефераты, которые внесли ясность во многих вопросах, встречавшихся на пути исследования.
Проблемам правотворчества в целом или в частности посвящены работы А.И. Абрамовой, С.С. Алексеева, Л. А.Б. Венгерова, О.А. В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, В.А. Толстика, А.С. Лашкова, Р.З. Лившица, А.Б. Лисюткина, А.В. Малько, В.М. Сырых, П.В. Крашенинникова, И.Л. Малиновой, Н.С. Шмакова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.Ф. Черданцева, А.В. Мицкевича, В.И.
Новосёлова, B.C. Нерсесянца, М.Н. Николаевой, А.Ф. Ноздрачёва, А.С. Пиголкина, В.Н. Синюкова, Л.И. Спиридонова, И.М. Степанова, Ю.А. Тихомирова, Р.А. Халфиной, А.Ф. Шебанова, И.И. Шувалова и многих других.
Нормативную базу исследования составляют международно-правовые акты, конституционное и текущее законодательство, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особенностью формирования современного российского законодательства является его нестабильный характер. Совершенствование законодательства осуществляется в процессе его применения под воздействием правоприменительной практики и отраслевой юридической науки, что свидетельствует о том, что правотворчество в РФ имеет свое основание в ходе проб и ошибок, что предопределяет их оторванность от реальной потребности в регулировании общественных отношений. Также если учесть, что правотворческий процесс находится под постоянным давлением парламентского лобби, то становится очевидным следующее: серьезной проблемой в развитии органов государственной власти, экономики, демократии и социальной структуры общества является несовершенство нашего законодательства, которое сведет существующее на сегодняшний день в состояние к более тяжким последствиям. Получается, что законодатель при формировании законодательных актов и правовых норм руководствуется не общими правилами и закономерностями, присущими правотворчеству как социально-правовому явлению, а только частными подходами, выработанными отраслевыми юридическими науками. Поэтому одной из наиболее острых продолжает оставаться проблема качества российского закона и необходимости совершенствования законотворческой деятельности.
Стоит подчеркнуть, что правотворчество является сложным процессом, включающим в себя реализацию правовых актов в реалию общества, начиная с поиска проблемы, которая нуждается в урегулировании, и завершая принятием нормативно-правового акта. Соответственно на сегодняшний день демократичность общества и его цивилизованность определяются культурой и уровнем правотворчества, как качество принятых нормативно-правовых актов.
Субъект правотворчества должен иметь реальные ориентиры, руководствуясь которыми, он будет знать вполне определенно, какие принципы необходимо использовать для достижения поставленных целей.
Между тем действующее законодательство неполно регулирует различные аспекты правотворчества, отсутствует легальное понятие нормативных правовых актов, не регламентирован порядок подготовки, оформления и принятия многих из них. Это приводит не только к снижению качества актов, но и к нарушению системных связей между ними, что впоследствии приводит к появлению новых пробелов в нашей правовой системе, так как спектр общественных отношений велик, перечень которых является открытым и пополняется ежедневно. Для решения задач, которые направлены на своевременное и оперативное реагирование на проблемы, имеющиеся у нынешнего правотворчества, стоит организовывать мониторинг нормативно - правовых актов, которые действуют на сегодняшний день. Таким образом, стало бы ясно, эффективен ли тот или иной нормативно - правовой акт, решает ли он поставленные экономические, социальные и иные задачи.
Общественные отношения, подлежащие правовому урегулированию, в подавляющем большинстве случаев имеют высокий социальный статус, так как они являются более важными по отношению к тем, которые уже регулируются в процессе других видов правотворчества. Однако в этом случае не имеется в виду, что существует наличие разности в качестве самого правотворчества, которое должно быть максимально высоким независимо от его вида. Иными словами: правотворческие решения должны являться эффективным средством для урегулирования общественных отношений.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что современная тенденция развития правотворчества заключается в постепенном уменьшении роли государства как единственного его субъекта и расширении участия в правовой политике гражданского общества, общественных организаций и трудовых коллективов, приобретает новое значение в рамках такой
правотворческой политики непосредственное правотворчество населения посредством выражения «российской общественной инициативы», а также при разработке законопроектов на региональном уровне, их обсуждение в форме публичного слушания. В рамках такой правотворческой политики приобретает новое значение контроль процессуальных форм правотворческой деятельности государственными органами и должностными лицами, в связи с чем на первый план выдвигается решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях демократии.
Традиции научной школы правотворчества испытывают в современных условиях проверку на прочность, предстоит большая работа по дальнейшему развитию правотворческой школы, ее методологии, юридической техники и технологии, направленная на повышение роли закона, качества правового регулирования, реальную эффективность принимаемых нормативных правовых актов.
По моему мнению, нынешние реалии не могут дать полноценного позитивного развития правотворческого механизма, но в ходе оптимизации правотворческой деятельности, нахождения своевременных и правильных решений тех или иных проблем, задействования ученых и политиков, которые имеют свежие взгляды и идеи, она сможет стать такой, какой нужна сегодняшнему государству: законной, демократичной, безошибочной,
своевременной и гуманистической.



I. Нормативно - правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от
21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Ст. 2 Проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».
5. Ст. 4 Проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».
6. Проект Федерального закона № 408494-4 «О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым // СПС «Консультант Плюс».
7. Послание Президента РФ Федеральному собранию в цифрах и фактах. Доходы населения и демография от 01.03.2018.
8. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 05.07.1993, № 27, ст. 2521.
9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановления Правительства от 22.08.2016 № 830) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД. (в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.07.2014 № 4718-6 ГД) // СПС «Консультант Плюс».
II. Учебная литература:
1. Кистяковский Б.А. Право, как социальное явление (отдельный оттиск из журнала научной юриспруденции «Вопросы права», книга VIII (4)). Типо-литография «В. Чичерин», 1911 г. - 109 с.
2. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. -
184 с.
3. Забигайло В.К. Проблема «пробелов в праве». Киев, 1974 г. - 135 с.
4. Пиголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. М.: Юридическая литература, 1976. - 85 с.
5. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право М., 1977. - 255 с.
6. Соловьев В.С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. - 548 с.
7. Заднепровская М.В. Законность и принципы юридической ответственности // Укрепление правовой основы - закономерность развития Советского государства. Куйбышев, 1990. - 60 с.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999. - 528 с.
9. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. - 712 с.
10. Общая теория права и государства. Учебник. // Под. ред. В.В. Лазарева, М., 1999. - 472 с.
11. Малько А.В. Теория государства и права. М. 1999. - 539 с.
12. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник для юридических вузов. М., 2001. - 560 с.
13. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. -
752 с.
14. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. М., 2002. // Журн. рос. права. № 9, 2005. - 118 с.
15. Каменская Е.В. Региональное правотворчество в Российской Федерации: Автореф. дис. к.ю.н. М., 2005. - 18 с.
16. Семьянов Е.В. Судебное правотворчество: вопросы общей теории права: Автореф. дис. к.ю.н. М., 2005. - 22 с.
17. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. - 797 с.
18. Горяченко Е.Е. Население и местная власть: проблемы
взаимодействия // Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем // Под ред. К.В. Малова. Новосибирск, 2009. - 222 с.
19. Сотникова И.Е. Политический плюрализм и правотворчество в современном российском государстве: Автореф. дис. к.ю.н. Казань, 2010. - 231 с.
20. Мартьянов Г.А. Теория и методика оптимизации участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2010. - 31 с.
21. Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: Автореф. дис.к.ю.н. Самара, 2011. - 194 с.
22. Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Научно - практическое пособие. М. Проспект, 2011. - 446 с.
23. Соловьев С.Г. Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями. // Вестник Пермского университета, № 1 (15), 2012. - 65 с.
24. Липень С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико - правовой мысли России XIX - начала XX в.: Автореф. дис. д.ю.н. М., 2013. - 52 с.
25. Бондаренко О.В. Судебная практика и уголовное правотворчество: Автореф. дис. к.ю.н. М., 2013. - 21 с.
26. Румянцев М.Б. Принципы правотворчества и их классификация // Законодательство и экономика. № 11. 2015. - 174 с.
27. Сапун В.А., Турбова Я.В. Правотворчество и законодательство: стратегия и тактика формирования права и закона. // Юридическая техника. № 9, 2015. - 680 с.
28. Власенко Н.А., Залоило М.В. Развитие правотворческой научной школы // Журнал российского права. № 9, 2015. - 66 с.
29. Земченков Н.Ф. Правотворческая политика РФ на региональном уровне: философско-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. № 8, 2016. - 51 с.
30. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. - 160 с.
III. Электронные ресурсы:
1. Статья: «Число долларовых миллионеров в России выросло до 30% - до 172 тысяч». Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta.
2. Статья: «Послание Президента РФ Федеральному собранию в цифрах и фактах. Доходы населения и демография». Режим доступа: https://24smi.org/news/89390-poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniiu-2018- cht.html.
20
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД. (в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.07.2014 № 4718-6 ГД) // СПС «Консультант Плюс».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ