ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
|
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика правового статуса арбитражного управляющего 9
§ 1. Понятие, виды и значение арбитражного управляющего 9
§2. Система источников, регулирующих деятельность арбитражного
управляющего: история, современное состояние, перспективы развития 14
§ 3. Зарубежный опыт правового регулирования деятельности арбитражного управляющего 17
Глава 2. Назначение на должность и прекращение полномочий арбитражного управляющего 23
§ 1. Требование к кандидатуре арбитражного управляющего 23
§ 2. Порядок утверждения арбитражного управляющего 28
§ 3. Порядок прекращения полномочий, замена и отстранение арбитражного управляющего 33
Глава 3. Правовой статус отдельных видов арбитражных управляющих
36
§ 1. Правовой статус временного управляющего 36
§ 2. Правовой статус административного управляющего 39
§ 3. Правовой статус внешнего управляющего 44
§ 4. Правовой статус конкурсного управляющего 48
§ 5. Правовой статус финансового управляющего 55
§ 6. Ответственность арбитражного управляющего 57
Заключение 69
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 75
Глава 1. Общая характеристика правового статуса арбитражного управляющего 9
§ 1. Понятие, виды и значение арбитражного управляющего 9
§2. Система источников, регулирующих деятельность арбитражного
управляющего: история, современное состояние, перспективы развития 14
§ 3. Зарубежный опыт правового регулирования деятельности арбитражного управляющего 17
Глава 2. Назначение на должность и прекращение полномочий арбитражного управляющего 23
§ 1. Требование к кандидатуре арбитражного управляющего 23
§ 2. Порядок утверждения арбитражного управляющего 28
§ 3. Порядок прекращения полномочий, замена и отстранение арбитражного управляющего 33
Глава 3. Правовой статус отдельных видов арбитражных управляющих
36
§ 1. Правовой статус временного управляющего 36
§ 2. Правовой статус административного управляющего 39
§ 3. Правовой статус внешнего управляющего 44
§ 4. Правовой статус конкурсного управляющего 48
§ 5. Правовой статус финансового управляющего 55
§ 6. Ответственность арбитражного управляющего 57
Заключение 69
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 75
Актуальность исследования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели играют особую роль в хозяйственной жизни любого государства, а благополучие граждан страны является неотъемлемым показателям уровня развития нашего государства с экономической точки зрения. Именно поэтому признание указанных лиц несостоятельными (банкротами) влечет целый ряд негативных последствий для кредиторов и стабильности оборота. Как показывает статистика, в 2018 г. арбитражные суды рассмотрели большое количество дел связанных с банкротством, а банкротство граждан случалось чаще, чем банкротство организаций. Количество обособленных споров в рамках процедуры банкротства достигает 40% от всех дел рассматриваемых арбитражными судами. Отсюда и можно сделать вывод, что арбитражный управляющий является важнейшим участником отношений банкротства в настоящее время.
Переход от одной процедуры к другой в рамках банкротства выражается и в смене правового положения арбитражного управляющего. Динамика отношений по поводу банкротства обеспечивается специальными юридическими конструкциями, в которых наблюдаются проявления ограничения свободы публичных субъектов. В этом проявляется актуальность настоящего исследования. Более того, актуализирующим обстоятельством выступают и сложности, которые проявляются при определении правового статуса арбитражного управляющего.
Степень разработанности темы. Вопросам правового регулирования статуса арбитражного управляющего было уделено большое внимание в научной литературе. Особо отметим вклад следующих ученых: С.С. Андриянова , Е.Г. Афанасьева, В.В. Бациев, В.Г. Бородкин, В.А. Вайпан, Д.Ф. Варданян, В.В. Витрянский, П.Н. Вишневский, А.В. Габов, Н.В. Гаврилова, А.П. Гусев, А.В. Егоров, И.А. Зенин, С.А. Карелина, А.А. Кирилловых, Н.В. Козлова, К.Б. Кораев, А.П. Кузнецов, Н.В. Лоскутов,
М.М. Лыткин, Т.К. Мартышина, Р.Т. Мифтахутдинов, И.К. Пархоменко, В.Д. Петров, , И.И. Стрелкова, М.В. Телюкина, К.А. Усачева, В.С. Филь, В.Н. Хохлов, А.А. Чукреев, Г.Ф. Шершеневич, Т.П. Шишмарева, А.Е. Ярославцева и др. Несмотря на это остается множество проблемных, неизученных вопросов в регулировании правового статуса арбитражного управляющего.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является сформировать с точки зрения науки гражданского и предпринимательского права комплексное представление о правовом статусе арбитражного управляющего.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, виды и значение арбитражного управляющего;
- изучить систему источников, регулирующих деятельность арбитражного управляющего;
- рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования деятельности арбитражного управляющего;
- проанализировать требования к кандидатуре арбитражного управляющего;
- раскрыть порядок утверждения арбитражного управляющего;
- исследовать порядок прекращения полномочий, замена и отстранение арбитражного управляющего;
- обозначить правовой статус временного управляющего;
- рассмотреть правовой статус административного управляющего;
- проанализировать правовой статус внешнего управляющего;
- раскрыть правовой статус конкурсного управляющего;
- изучить правовой статус финансового управляющего.
Объектом диссертационного исследования является совокупность
общественных отношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности арбитражного управляющего.
Предметом исследования являются система и содержание нормативных актов, регулирующих вопрос определения правового статуса арбитражного управляющего.
Методология исследования. При написании работы используются формально-юридический, структурно-системный, функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формальнологический методы.
Теоретической основой исследования выступили отечественная научная литература, затрагивающая вопросы правового статуса арбитражного управляющего. Среди исследований необходимо особо выделить следующие: Андриянова С.С. «Особенности административной ответственности арбитражного управляющего»; Варданян Д.Ф. «Требования, предъявляемые к кандидату на должность арбитражного управляющего»; Кораев К.Б. «Неплатежеспособность: Новый институт правового
регулирования финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства): монография»; Лоскутов Н.В., Филь В.С. «К вопросу о понятии «арбитражный управляющий»; Лыткин М.М. «Правовой статус финансового управляющего»; Пархоменко И.К. «О концепции правового положения арбитражного управляющего и его роли на стадии конкурсного производства при банкротстве юридического лица»; Петров В.Д. «Статус арбитражного управляющего Россия-Германия. Ключевые различия».
Нормативной основой исследования послужили нормы российского гражданского законодательства и др. Особо следует отметить: Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-Ф3; Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Эмпирической основой исследования послужили: опубликованная судебная практика в виде Обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ и Конституционного Суда РФ; Арбитражного суда Центрального округа; неопубликованная судебная практика в виде постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда; Второго арбитражного апелляционного суда; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда; Арбитражного суда Республики Татарстан и др.
К положениям, выносимым на защиту, можно отнести:
1. Арбитражный управляющий принимает участие на всех судебных стадиях процесса в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего либо финансового управляющего. Каждый последующий арбитражный управляющий в силу пункта 6 статьи 20 Закона о банкротстве выступает в качества процессуального правопреемника предыдущего.
2. Исходя из анализа законодательства рассмотрены требования, которые устанавливает законодатель к кандидатам на должность арбитражного управляющего. Однако, имеется ряд противоречивых моментов. Одним из них является требование о высшем образовании. На мой взгляд на законодательном уровне необходимо закрепить наличие либо высшего юридического, либо высшего экономического образования. Также в Законе о банкротстве отсутствует указание относительно уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
3. В целях совершенствования законодательства предполагаю возможным внести изменения:
- в пункт 2 статьи 20.2 Закона о банкротстве, изложив его в
следующей редакции: «Арбитражным судом в качестве временных
управляющих, административных управляющих, внешних управляющих, конкурсных управляющих или финансовых управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие»;
- в Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от
14.08.2003 №195 «Об утверждении типовых правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» добавить типовую форму отчета финансового управляющего ;
- в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
22.05.2003 г. №299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов ( заключений) арбитражного управляющего», изложив ее в следующей редакции: «Настоящие Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного, административного и финансового управляющего» .
- в рамках прохождения учебной, производственной практики и осуществления трудовой деятельности в данной сфере, считаю необходимым установить более жесткие требование к кандидатуре арбитражного управляющего и при этом наделить его более широкими полномочиями. Указанные действия приведут к тому, что арбитражными управляющими будут только профессионалы и в некоторых вопросах арбитражные суды получат разгрузку. Стоит отметить, что данной позиции придерживается и Верховый Суд Российской Федерации в своих пленумах .
Проведенное исследование обладает, на мой взгляд, не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы, связанные с уяснением правового статуса арбитражного управляющего, и определить возможные механизмы и пути решения данных проблем.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Результаты исследования апробированы в рамках проведения научноисследовательской работы.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Переход от одной процедуры к другой в рамках банкротства выражается и в смене правового положения арбитражного управляющего. Динамика отношений по поводу банкротства обеспечивается специальными юридическими конструкциями, в которых наблюдаются проявления ограничения свободы публичных субъектов. В этом проявляется актуальность настоящего исследования. Более того, актуализирующим обстоятельством выступают и сложности, которые проявляются при определении правового статуса арбитражного управляющего.
Степень разработанности темы. Вопросам правового регулирования статуса арбитражного управляющего было уделено большое внимание в научной литературе. Особо отметим вклад следующих ученых: С.С. Андриянова , Е.Г. Афанасьева, В.В. Бациев, В.Г. Бородкин, В.А. Вайпан, Д.Ф. Варданян, В.В. Витрянский, П.Н. Вишневский, А.В. Габов, Н.В. Гаврилова, А.П. Гусев, А.В. Егоров, И.А. Зенин, С.А. Карелина, А.А. Кирилловых, Н.В. Козлова, К.Б. Кораев, А.П. Кузнецов, Н.В. Лоскутов,
М.М. Лыткин, Т.К. Мартышина, Р.Т. Мифтахутдинов, И.К. Пархоменко, В.Д. Петров, , И.И. Стрелкова, М.В. Телюкина, К.А. Усачева, В.С. Филь, В.Н. Хохлов, А.А. Чукреев, Г.Ф. Шершеневич, Т.П. Шишмарева, А.Е. Ярославцева и др. Несмотря на это остается множество проблемных, неизученных вопросов в регулировании правового статуса арбитражного управляющего.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является сформировать с точки зрения науки гражданского и предпринимательского права комплексное представление о правовом статусе арбитражного управляющего.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, виды и значение арбитражного управляющего;
- изучить систему источников, регулирующих деятельность арбитражного управляющего;
- рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования деятельности арбитражного управляющего;
- проанализировать требования к кандидатуре арбитражного управляющего;
- раскрыть порядок утверждения арбитражного управляющего;
- исследовать порядок прекращения полномочий, замена и отстранение арбитражного управляющего;
- обозначить правовой статус временного управляющего;
- рассмотреть правовой статус административного управляющего;
- проанализировать правовой статус внешнего управляющего;
- раскрыть правовой статус конкурсного управляющего;
- изучить правовой статус финансового управляющего.
Объектом диссертационного исследования является совокупность
общественных отношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности арбитражного управляющего.
Предметом исследования являются система и содержание нормативных актов, регулирующих вопрос определения правового статуса арбитражного управляющего.
Методология исследования. При написании работы используются формально-юридический, структурно-системный, функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формальнологический методы.
Теоретической основой исследования выступили отечественная научная литература, затрагивающая вопросы правового статуса арбитражного управляющего. Среди исследований необходимо особо выделить следующие: Андриянова С.С. «Особенности административной ответственности арбитражного управляющего»; Варданян Д.Ф. «Требования, предъявляемые к кандидату на должность арбитражного управляющего»; Кораев К.Б. «Неплатежеспособность: Новый институт правового
регулирования финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства): монография»; Лоскутов Н.В., Филь В.С. «К вопросу о понятии «арбитражный управляющий»; Лыткин М.М. «Правовой статус финансового управляющего»; Пархоменко И.К. «О концепции правового положения арбитражного управляющего и его роли на стадии конкурсного производства при банкротстве юридического лица»; Петров В.Д. «Статус арбитражного управляющего Россия-Германия. Ключевые различия».
Нормативной основой исследования послужили нормы российского гражданского законодательства и др. Особо следует отметить: Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-Ф3; Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Эмпирической основой исследования послужили: опубликованная судебная практика в виде Обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ и Конституционного Суда РФ; Арбитражного суда Центрального округа; неопубликованная судебная практика в виде постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда; Второго арбитражного апелляционного суда; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда; Арбитражного суда Республики Татарстан и др.
К положениям, выносимым на защиту, можно отнести:
1. Арбитражный управляющий принимает участие на всех судебных стадиях процесса в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего либо финансового управляющего. Каждый последующий арбитражный управляющий в силу пункта 6 статьи 20 Закона о банкротстве выступает в качества процессуального правопреемника предыдущего.
2. Исходя из анализа законодательства рассмотрены требования, которые устанавливает законодатель к кандидатам на должность арбитражного управляющего. Однако, имеется ряд противоречивых моментов. Одним из них является требование о высшем образовании. На мой взгляд на законодательном уровне необходимо закрепить наличие либо высшего юридического, либо высшего экономического образования. Также в Законе о банкротстве отсутствует указание относительно уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
3. В целях совершенствования законодательства предполагаю возможным внести изменения:
- в пункт 2 статьи 20.2 Закона о банкротстве, изложив его в
следующей редакции: «Арбитражным судом в качестве временных
управляющих, административных управляющих, внешних управляющих, конкурсных управляющих или финансовых управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие»;
- в Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от
14.08.2003 №195 «Об утверждении типовых правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» добавить типовую форму отчета финансового управляющего ;
- в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
22.05.2003 г. №299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов ( заключений) арбитражного управляющего», изложив ее в следующей редакции: «Настоящие Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного, административного и финансового управляющего» .
- в рамках прохождения учебной, производственной практики и осуществления трудовой деятельности в данной сфере, считаю необходимым установить более жесткие требование к кандидатуре арбитражного управляющего и при этом наделить его более широкими полномочиями. Указанные действия приведут к тому, что арбитражными управляющими будут только профессионалы и в некоторых вопросах арбитражные суды получат разгрузку. Стоит отметить, что данной позиции придерживается и Верховый Суд Российской Федерации в своих пленумах .
Проведенное исследование обладает, на мой взгляд, не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы, связанные с уяснением правового статуса арбитражного управляющего, и определить возможные механизмы и пути решения данных проблем.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Результаты исследования апробированы в рамках проведения научноисследовательской работы.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
В рамках статьи 2 Закона о банкротстве раскрывается понятие « арбитражный управляющий», которое используется для целей данного закона. Согласно этой норме под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. По сравнению с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 года законодатель заменил в Законе о банкротстве термины «лицо» и «физическое лицо» на термин «гражданин». Считаю, что эта позиция умаляет права иностранных граждан и апатридов, т.к. последние не могут выступать в качестве арбитражных управляющих.
Правовой статус арбитражного управляющего развивался вместе с развитием законодательства о банкротстве. Исходя из анализа Закона №39291 видно, что арбитражный управляющий назначался арбитражным судом для выполнения функций внешнего управления имуществом должника. Получается, что арбитражный управляющий осуществлял свою деятельность по данному закону только в рамках конкурсного производства.
Особенность правового статуса арбитражного управляющего по Закону №6- ФЗ проявлялось в необходимости регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ( ст. 19 Закона №6- ФЗ). Систему источников, регулирующих деятельность арбитражного управляющего, возглавляет Закон о банкротстве. Закон о банкротстве является специальным нормативно-правовым актом, регулирующим материально-правовые и процедурные вопросы банкротства не только юридических, но и физических лиц.
Требование к кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются Законом о банкротстве.
Первым требованием к кандидатуре арбитражного управляющего является наличие гражданства Российской Федерации.
Второе требование - членство в СРО.
Также условием является отсутствие административного наказания в виде дисквалификации.
Исходя из анализа законодательства рассмотрены требования, которые устанавливает законодатель к кандидатам на должность арбитражного управляющего. Однако, имеется ряд недостатков. Одним из них является требование о высшем образовании. Считаю, что на законодательном уровне необходимо закрепить наличие либо высшего юридического, либо высшего экономического образования. Также в Законе о банкротстве отсутствует указание относительно уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
Второй недостаток - требование о наличии гражданства Российской Федерации. В этой части позиция законодателя остается не до конца понятной. К чему было введено это требование? Считаю, что иностранные граждане также могут привлекаться в качестве арбитражных управляющих, но при наличии определенных ограничений.
Порядок утверждения арбитражного управляющего урегулирован нормой статьи 45 Закона о банкротстве. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом из числа кандидатов, которые предоставляются либо самим заявителем, либо собранием кредиторов. Также кандидатуры могут подаваться самим СРО или иными лицами, которые участвуют в производстве о банкротстве.
Утверждение арбитражного управляющего осуществляется арбитражным судом. Для этого СРО направляет данные о соответствии арбитражного управляющего требованиям в арбитражный суд. Если в суд поступит информация о несоответствии кандидатуры определенным в законодательстве требованиям либо поступит информация об отсутствии достаточной компетенции, то суд имеет право отклонить кандидатуру арбитражного управляющего.
Временный управляющий утверждается арбитражным судом в процедуре наблюдения. Главная функция временного управляющего заключается в сохранении имущества должника. Для этого временный управляющий наделяется правом на оспаривание сделок в порядке арбитражного судопроизводства в случае нарушения должником норм, предусмотренных ст. ст. 63, 64 Закона о банкротстве. В обязанности временного управляющего входят: принятие мер по обеспечению
сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния должника; ведение реестра требований кредиторов; уведомление кредиторов о введении наблюдения.
Понятие « административный управляющий» не отражает сущности его правового положения. Административный управляющий не обладает полномочиями распорядительного и управленческого характера в отношении предприятия должника. Однако, в случае отстранения руководителя предприятия должника от должности его функции могут перейти административному управляющему. Утверждение административного управляющего осуществляется арбитражным судом только на период действия процедуры финансового оздоровления. Деятельность административного управляющего и его функции прямо вытекают из основной задачи, которая ставится в процедуре финансового оздоровления, а именно: обеспечение удовлетворения требований кредиторов, который
осуществляется в рамках графика погашения задолженности. Правовой статус административного управляющего раскрывается через уяснение его прав и обязанностей. Обязанности раскрываются в рамках п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве. Эта норма не является закрытой. Другие обязанности административного управляющего могут быть прописаны и в других статьях рассматриваемого закона.
Основной обязанностью административного управляющего выступает осуществление контрольных мероприятий за выполнением должником графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. В статье 83 Закона о банкротстве предусматриваются не только права и обязанности, но и основания и порядок прекращения полномочий административного управляющего.
К основаниям прекращения полномочий административного управляющего относятся:
Во-первых, освобождение;
Во-вторых, отстранение;
В- третьих, прекращение процедуры финансового оздоровления либо прекращение производства по делу о несостоятельности.
Административный управляющий может быть отстранен от исполнения своих должностных обязанностей в случае, если об этом будет ходатайствовать СРО, в котором он состоит. Это возможно при следующих обстоятельствах: к примеру, административный управляющий был исключен из СРО ввиду применения в отношении него мер ответственности (административное наказание в виде дисквалификации и др.). Дисквалификация применяется в рамках производства об административных правонарушениях и прописана в рамках ст. 3.11 КоАП РФ. Исполнение этого вида административного наказания осуществляется в порядке, который определен нормой ст. 32.11 КоАП РФ. Административный управляющий при прекращении им своих полномочий передает свои дела другому лицу. Это оформляется актом приема-передачи. Передача дел оформляется двусторонним актом приема- передачи.
Арбитражный управляющий является важнейшим субъектом, от которого во многом зависит проведение процедур несостоятельности (банкротства).
Роль арбитражного управляющего изменяется при прохождении процедур банкротства.
Среди обязанностей конкурсного управляющего отмечу следующие:
Во- первых, принятие имущества, осуществление его инвентаризации;
Во- вторых, оценка имущества должника (это полномочие реализуется оценщиком, если другое не говорится в Законе о банкротстве);
В- третьих, обеспечение сохранности имущества должника;
В- четвертых, формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства;
В целях совершенствования законодательства предлагаю внести изменения:
- в пункт 2 статьи 20.2 Закона о банкротстве, изложив ее в следующей редакции: «Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих, конкурсных управляющих или финансовых управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие»;
- в Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от
14.08.2003 №195 «Об утверждении типовых правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» добавить типовую форму отчета финансового управляющего;
- в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
22.05.2003 г. №299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов ( заключений) арбитражного управляющего», изложив ее в следующей редакции: «Настоящие Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного, административного и финансового управляющего».
- в рамках прохождения учебной, производственной практики и
осуществления трудовой деятельности в данной сфере, считаю необходимым
установить более жесткие требования к кандидатуре арбитражного
управляющего и при этом наделить его более широкими полномочиями.
Указанные действия приведут к тому, что арбитражными управляющими
74
будут только профессионалы и в некоторых вопросах арбитражные суды получат разгрузку. Стоит отметить, что данной позиции придерживается и Верховый Суд Российской Федерации в своих пленумах.
В рамках статьи 2 Закона о банкротстве раскрывается понятие « арбитражный управляющий», которое используется для целей данного закона. Согласно этой норме под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. По сравнению с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 года законодатель заменил в Законе о банкротстве термины «лицо» и «физическое лицо» на термин «гражданин». Считаю, что эта позиция умаляет права иностранных граждан и апатридов, т.к. последние не могут выступать в качестве арбитражных управляющих.
Правовой статус арбитражного управляющего развивался вместе с развитием законодательства о банкротстве. Исходя из анализа Закона №39291 видно, что арбитражный управляющий назначался арбитражным судом для выполнения функций внешнего управления имуществом должника. Получается, что арбитражный управляющий осуществлял свою деятельность по данному закону только в рамках конкурсного производства.
Особенность правового статуса арбитражного управляющего по Закону №6- ФЗ проявлялось в необходимости регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ( ст. 19 Закона №6- ФЗ). Систему источников, регулирующих деятельность арбитражного управляющего, возглавляет Закон о банкротстве. Закон о банкротстве является специальным нормативно-правовым актом, регулирующим материально-правовые и процедурные вопросы банкротства не только юридических, но и физических лиц.
Требование к кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются Законом о банкротстве.
Первым требованием к кандидатуре арбитражного управляющего является наличие гражданства Российской Федерации.
Второе требование - членство в СРО.
Также условием является отсутствие административного наказания в виде дисквалификации.
Исходя из анализа законодательства рассмотрены требования, которые устанавливает законодатель к кандидатам на должность арбитражного управляющего. Однако, имеется ряд недостатков. Одним из них является требование о высшем образовании. Считаю, что на законодательном уровне необходимо закрепить наличие либо высшего юридического, либо высшего экономического образования. Также в Законе о банкротстве отсутствует указание относительно уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
Второй недостаток - требование о наличии гражданства Российской Федерации. В этой части позиция законодателя остается не до конца понятной. К чему было введено это требование? Считаю, что иностранные граждане также могут привлекаться в качестве арбитражных управляющих, но при наличии определенных ограничений.
Порядок утверждения арбитражного управляющего урегулирован нормой статьи 45 Закона о банкротстве. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом из числа кандидатов, которые предоставляются либо самим заявителем, либо собранием кредиторов. Также кандидатуры могут подаваться самим СРО или иными лицами, которые участвуют в производстве о банкротстве.
Утверждение арбитражного управляющего осуществляется арбитражным судом. Для этого СРО направляет данные о соответствии арбитражного управляющего требованиям в арбитражный суд. Если в суд поступит информация о несоответствии кандидатуры определенным в законодательстве требованиям либо поступит информация об отсутствии достаточной компетенции, то суд имеет право отклонить кандидатуру арбитражного управляющего.
Временный управляющий утверждается арбитражным судом в процедуре наблюдения. Главная функция временного управляющего заключается в сохранении имущества должника. Для этого временный управляющий наделяется правом на оспаривание сделок в порядке арбитражного судопроизводства в случае нарушения должником норм, предусмотренных ст. ст. 63, 64 Закона о банкротстве. В обязанности временного управляющего входят: принятие мер по обеспечению
сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния должника; ведение реестра требований кредиторов; уведомление кредиторов о введении наблюдения.
Понятие « административный управляющий» не отражает сущности его правового положения. Административный управляющий не обладает полномочиями распорядительного и управленческого характера в отношении предприятия должника. Однако, в случае отстранения руководителя предприятия должника от должности его функции могут перейти административному управляющему. Утверждение административного управляющего осуществляется арбитражным судом только на период действия процедуры финансового оздоровления. Деятельность административного управляющего и его функции прямо вытекают из основной задачи, которая ставится в процедуре финансового оздоровления, а именно: обеспечение удовлетворения требований кредиторов, который
осуществляется в рамках графика погашения задолженности. Правовой статус административного управляющего раскрывается через уяснение его прав и обязанностей. Обязанности раскрываются в рамках п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве. Эта норма не является закрытой. Другие обязанности административного управляющего могут быть прописаны и в других статьях рассматриваемого закона.
Основной обязанностью административного управляющего выступает осуществление контрольных мероприятий за выполнением должником графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. В статье 83 Закона о банкротстве предусматриваются не только права и обязанности, но и основания и порядок прекращения полномочий административного управляющего.
К основаниям прекращения полномочий административного управляющего относятся:
Во-первых, освобождение;
Во-вторых, отстранение;
В- третьих, прекращение процедуры финансового оздоровления либо прекращение производства по делу о несостоятельности.
Административный управляющий может быть отстранен от исполнения своих должностных обязанностей в случае, если об этом будет ходатайствовать СРО, в котором он состоит. Это возможно при следующих обстоятельствах: к примеру, административный управляющий был исключен из СРО ввиду применения в отношении него мер ответственности (административное наказание в виде дисквалификации и др.). Дисквалификация применяется в рамках производства об административных правонарушениях и прописана в рамках ст. 3.11 КоАП РФ. Исполнение этого вида административного наказания осуществляется в порядке, который определен нормой ст. 32.11 КоАП РФ. Административный управляющий при прекращении им своих полномочий передает свои дела другому лицу. Это оформляется актом приема-передачи. Передача дел оформляется двусторонним актом приема- передачи.
Арбитражный управляющий является важнейшим субъектом, от которого во многом зависит проведение процедур несостоятельности (банкротства).
Роль арбитражного управляющего изменяется при прохождении процедур банкротства.
Среди обязанностей конкурсного управляющего отмечу следующие:
Во- первых, принятие имущества, осуществление его инвентаризации;
Во- вторых, оценка имущества должника (это полномочие реализуется оценщиком, если другое не говорится в Законе о банкротстве);
В- третьих, обеспечение сохранности имущества должника;
В- четвертых, формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства;
В целях совершенствования законодательства предлагаю внести изменения:
- в пункт 2 статьи 20.2 Закона о банкротстве, изложив ее в следующей редакции: «Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих, конкурсных управляющих или финансовых управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие»;
- в Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от
14.08.2003 №195 «Об утверждении типовых правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» добавить типовую форму отчета финансового управляющего;
- в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
22.05.2003 г. №299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов ( заключений) арбитражного управляющего», изложив ее в следующей редакции: «Настоящие Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного, административного и финансового управляющего».
- в рамках прохождения учебной, производственной практики и
осуществления трудовой деятельности в данной сфере, считаю необходимым
установить более жесткие требования к кандидатуре арбитражного
управляющего и при этом наделить его более широкими полномочиями.
Указанные действия приведут к тому, что арбитражными управляющими
74
будут только профессионалы и в некоторых вопросах арбитражные суды получат разгрузку. Стоит отметить, что данной позиции придерживается и Верховый Суд Российской Федерации в своих пленумах.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовой статус арбитражного управляющего
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус арбитражного управляющего (Гражданско-правовое регулирование несостоятельности (банкротства), Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Правовой статус арбитражного управляющего
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Институт арбитражных управляющих в гражданском праве России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Гражданско-правовая ответственность арбитражных управляющих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - Гражданско-правовая ответственность арбитражных управляющих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус арбитражного управляющего
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



