Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследование - МБОУ «Гимназия №27» г. Барнаула. В эксперименте приняло участие 34 ученика 3 класса и 6 учителей начальных классов. Обучение велось по УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина). Педагогический эксперимент проводился с января 2018 г. по март 2018 г.
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы педагогического оценивания и его влияния на формирование самооценки младших школьников 5
1.1 Понятие о педагогическом оценивании 5
1.2 Роль учителя в формировании самооценки младших школьников 10
Глава 2 Методические основы формирования самооценки младших школьников на уроках математики под воздействием педагогической оценки 15
2.1 Диагностика сформированности самооценки младших школьников 15
2.2 Приемы формирования самооценки младших школьников на уроках математики 19
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложения 28
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в настоящее время возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных учебных действий (далее – УУД). Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки и позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
Важно вырабатывать у младших школьников адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку ребёнком собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной, художественной и др.). положительная самооценка ребенка является главным результатом правильно организованного педагогического оценивания.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки младших школьников на уроках математики» является актуальной.
Цель исследования – изучение влияния педагогического оценивания на формирование самооценки младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
изучить понятие педагогического оценивания;
раскрыть роль учителя в формировании самооценки младших школьников;
провести диагностику самооценки младших школьников;
разработать приемы формирования самооценки младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс формирования самооценки.
Предмет исследования – процесс формирования самооценки младших школьников под влиянием педагогического оценивания.
Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющихся материалов, анкетирование, психолого-педагогическая диагностика.
Теоретическую базу исследования составили исследования в области педагогического оценивания (А.А. Аксенова, А.Б. Воронцова, Н.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова и др.), формирования самооценки младших школьников (В.В. Давыдо, Г.А. Цукерман, К.М. Пашкова, С.Н. Фронзей и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Цели образования и его содержание взаимосвязаны с системой педагогического оценивания. Педагогическое оценивание – процесс непрерывного субъект-субъектного взаимодействия в системе «педагог-ребенок», включающий получение первичных фактов качества деятельности обучающегося (познавательной, трудовой, художественно-творческой, спортивной и др.) и их интериоризацию в зависимости от проектирования перспективных линий развития ребенка, его будущих успехов.
Педагогическое оценивает играет важную роль в формировании самооценки обучающихся. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценивают эти результаты всегда окружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов.
Данные педагогического эксперимента показали, что у младших школьников в силу возрастных особенностей преобладает завышенная самооценка. Поэтому для формирования адекватной самооценки рекомендуем: предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); давать детям возможность делать выбор; педагогу соблюдать меру в своих воздействиях по отношению к ребенку и использовать различные методики и механизмы для формирования адекватной самооценки; следует научить ребенка определять свою самооценку, приводить аргументы.
Для этого на уроках математики в начальной школе рекомендуем использовать следующие приемы: линейки успеха; листы учета знаний на уроке; использовать алгоритмы самооценки; осуществлять рефлексию собственных действий; давать ученику право на отметку (отказ от отметки); создать доску новых открытий с занесением авторства; работать по индивидуальному плану.
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984. = 297 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
3. Витушина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младших школьников // Начальная школа. – 2014. - № 4. – С. 31.
4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Глобина О.А. Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. – 2013. - № 12. – С.52-55.
6. Гулиева Л.Г. Роль оценивания в педагогическом процессе // Глобальный научный потенциал. – 2016. - №2(59). – С. 15-17.
7. Дронова Е.Н., Шептенко П.А. Педагогическое оценивание как инструмент социально-педагогической поддержки школьников // Вестник БГПУ. – 2003. - №3-1. – С. 41-43.
8. Иванкова Е.В. Педагогическое оценивание в начальном образовании в контексте Федерального государственного образовательного стандарта // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. – 2011. - №3(18). – с. 98-103.
9. Кислицкая Л.А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению. – М.: МГППУ, 2006. – 320 с.
10. Корчемлюк О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 06.06.2018).
11. Кумарина Г.Ф. Педагогическая оценка в начальной школе: роль и основные функции // Народное образование. – 2010. - №1. – С. 171-178.
12. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1968. – 142 с.
13. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.
14. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ-Москва, 2009. – 409 с.
15. Пашкова К.М. Формирование самооценки у младших школьников на уроках математики // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. – 2016. - №3. – С. 191-194.
16. Петрова Т.Н. Метод проективного рисунка как средство диагностики самооценки младших школьников // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. - №2. – С. 140-144.
17. Программы общеобразовательных учреждений. Математика: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 160 с.
18. Психология человека от рождения до смерти: психологическая энциклопедия / под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
19. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
20. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное псобие /А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: Флинта, Наука, 2013. – 332с.
21. Фролова С.Б., Баранова М.Ю. Реализация новых подходов к системе оценивания достижений младших школьников на уроках математики (на примере системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Методическое пособие. Рыбинск, 2014. – 30 с.
22. Фрондзей С.Н. Роль учителя в формировании самооценки младших школьников // Педагогические чтения – 2016: Актуальные проблемы начального образования. Материалы региональной научно-практической конференции / по общ. ред. С.Н. Фрондзей. – Ростов н/Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 36-40.
23. Царегородцева Е.А. Роль педагогической оценки в формировании субъектности младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2014. - №1. – С. 38-42.
24. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М., Рига, 1999. – 113 с.
25. Шадрикова И.А. Роль педагогического оценивания в профессиональном мастерстве учителя. – М.: МГОПИ, 1992. – 82 с.
26. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. – 1999. - №3. – С. 17-22.
27. Юденкова И. В., Бежаева Д. Н. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников // Молодой ученый. – 2016. - №19. – С. 409-410.