Работа сделана на примере Кемеровской области.
Проведен анализ уровня и динамики заработной платы за 2014-2018 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПЛАТЫ ТРУДА 5
1.1 Оплата труда как объект статистического изучения 5
1.2 Статистические показатели оплаты труда и методы их анализа 9
1.3 Оценка динамика оплаты труда в сфере образования 13
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЛАТЫ ТРУДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА 18
2.1 Анализ уровня и динамики заработной платы 18
2.2 Пути эффективного распределения доходов в сфере образования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение динамики оплаты труда. Уровень доходов населения является одним из важнейших обобщающих показателей уровня жизни.
Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, партии, профсоюзы и, конечно, само население. Это и понятно, так как повышение уровня благосостояния относится к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны.
Сегодня, с учетом достижений экономической науки, стал возможен расчет показателей, характеризующих материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Статические показатели используются при формировании федеральных и региональных программ, ориентированных на выработку мер воздействия на поведение населения на рынках труда, товаров и капитала, а также при организации статистических наблюдений, проведении экономических расчетов и анализа процессов формирования доходов, их распределения между слоями населения и использования для конечного потребления. Таким образом, актуальность работы очевидна.
Целью курсовой работы является статистическое изучение оплаты труда в сфере образования. Для достиже¬ния поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы статистического анализа оплаты труда;
- дать определения показателей, характеризующих социально-экономические процессы в обществе;
- провести самостоятельное статистическое исследование, используя данные, опубликованные в статистических сборниках на примере Кузбасса.
Объектом курсовой работы являются доходы населения Кузбасса в сфере образования.
Предметом курсовой работы являются статистические показатели доходов населения.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, графический метод, индексный метод, корреляционно-регрессионный и др.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы были использованы теоретические источники отечественных авторов, докторов экономических наук, профессоров, таких как: А.М. Годин, А.Ф. Гришин, В.М. Гусаров и др.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
Во введении представлена актуальность темы исследования, объект, предмет, методологическая база исследования.
В первой главе работы рассмотрена сущность оплаты туда как объекта статистического исследования, рассмотрены статистические показатели анализа оплаты труда и методика оценки оплаты труда в сфере образования.
Во второй главе работы проведено статистическое исследование доходов населения в сфере образования на примере Кузбасса.
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Оплата труда является одним из важнейших показателей оценки материального благосостояния населения, влияющим на его уровень жизни. В то же время основная доля в составе расходов на рабочую силу (около 60-70%) приходится на заработную плату.
От уровня оплаты труда (вознаграждения) персонала зависят ключевые социально-демографические показатели, такие, как доходы населения; границы прожиточного минимума; степень доступности для граждан материальных и интеллектуальных благ и др. Это указывает на необходимость осуществления постоянного мониторинга затрат на рабочую силу в форме заработной платы, социальных выплат и льгот, иных вознаграждений работников в региональном масштабе, что важно как для работодателей и наемного персонала, так и для органов государственной власти на местах.
Для статистического исследования оплаты труда используются показатели динамики абсолютные и относительные, а тау же показатели уровня жизни населения в России и отдельно по регионам.
Заработная плата как социально-экономическая категория относится к сложным категориям экономической науки, анализ которой требует комплексного подхода. Сущность заработной платы в области образования подобна сущности заработной платы в других отраслях социально-культурной сферы, материального и нематериального производства, но имеет свои особенности и характерную отраслевую специфику. Для оценки оплаты труда в сфере образования необходим расчет таких показателей, как соотношение средней зарплаты в образовании и средней зарплаты в стране, соотношение средней зарплаты сферы образования и прожиточного минимума, оценка оплаты труда по формам собственности, дифференциации по численности работников, соблюдение Указов Президента.
Анализ оплаты труда в сфере образования был проведен на материалах Кузбасса. На основании проведенного анализа можно сказать, что наибольший размер оплаты труда имеют педагоги высшего образования, их средняя заработная плата в 2 раза превышает среднегодовую заработную плату по региону. Кроме того, средняя заработная плата педагогов высшего образования имеет большие базисные темпы прироста, чем другие категории работников сферы образования. При этом меньший размер оплаты труда среди всех работников образовательной сферы имеют педагогические работники дошкольных образовательных организаций, их оплата труда на 8% ниже средней заработной платы по региону. Если рассматривать среднюю заработную плату педагогов высшего образования по муниципальным образованиям Кузбасса, то можно сказать, что большая средняя заработная плата педагогов высшего образования в 2018 году приходится на Кемеровское муниципальное образование, Новокузнецкое, Юргинское МО. При этом средняя заработная плата педагогов Кузбасса в среднем в три раза превышает установленный прожиточный минимум по стране.
Можно сказать, что в Кузбассе наблюдается не эффективная дифференциация оплаты труда работников сферы образования: не равномерная дифференциация в разрезе муниципальных образований и в разрезе отдельных групп педагогических работников. Данная ситуация негативно сказывается на мотивации труда и приводит к кадровому голоду сферы образования Кузбасса. Для улучшения сложившейся ситуации необходимо искоренение необоснованной дифференциации оплаты труда работников учреждений, а также дифференциации оплаты на уровне отдельных субъектов РФ, закрепление стимулирующих выплат за показателями эффективности работы педагогов, определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.
1. Абдулгамидова Д.А. Заработная плата как ключевой аспект рынка труда/ Д.А. Абдулгамидова// Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 4. - С. 73-75.
2. Боровских Н.В., Кипервар Е.А., Полянская С.Г. Анализ уровня и структуры затрат на персонал/ Н.В. Боровских// Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 1 (25). - С. 11-17.
3. Годин А.М. Статистика: учебник/А.М. Годин. – Москва: Дашков и К°, 2016. – 451 с.
4. Гореева Н.М. Статистика в схемах и таблицах/Н.М. Гореева. – Москва: Эксмо, 2017. – 414 с.
5. Дворникова Ю.В., Кузнецова О.А. Проблемы и направления совершенствования системы оплату труда работников сферы образования/ Ю.В. Дворникова// Вестник СамГУПС. - 2017. - № 2 (36). - С. 28-33.
6. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Лезина М.Л. Социально экономическая статистика: Учебник и практикум для СПО / М.Н. Дудин. – М: Эксмо, 2019. – 312 с.
7. Декина М.П. Статистический анализ факторов дифференциации оплаты труда в РФ/ М.П. Декина// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2016. - № 1 (97). - С. 98-102.
8. Денисова А.А Влияние оплаты труда на формирование доходов населения России/ А.А. Денисова// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. - 2017. - С. 30-34.
9. Евсегнеева А.А., Кабаненко М.Н. Оплата труда в России: проблемы и противоречия/ А.А. Евсегнеева// Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 81-86.
10. Едронова В.Н. Общая теория статистики / Едронова В.Н. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. – 511 с.
11. Елисеева И.И. Статистика: учебник для бакалавров / И.И. Елисеева. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2016. – 565 с.
12. Зинченко А.П. Статистика: учебник / А.П. Зинченко. – Москва: КолосС, 2016. – 566 с.
13. Ломовцева Н.Н. Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008–2014 годы) // Экономика труда. - 2016. - Т. 3. - № 1. - С. 27–40.
14. Ниворожкина Л.И. Статистика: учебник для бакалавров: учебник. – Москва: Дашков и Кº: Наука–Спектр, 2015. – 415 с.
15. Наджафова М.Н. Оплата труда как способ решения кадровых проблем в сфере образования/ М.Н. Наджафова// Наука и практика регионов. - 2019. - № 2 (15). - С. 122-126.
16. Оздарбиев Р.Г. Оплата труда в сфере образования как актуальная социально-экономическая проблема/ Р.Г. Оздарбиева// Экономические науки. - 2016. - № 136. - С. 51-54.
17. Официальный сайт Росстат РФ [Электронный ресурс]. - URL: https:// gks.ru.
18. Официальный сайт Росстат Кемеровской области [Электронный ресурс]. - URL: https://kemerovostat.gks.ru
19. Рейтлингер Л.Р. Материалы для статистики глазных болезней, господствующих в войсках русской армии / Л.Р. Рейтлингер. - М.: С-Пб.: Богельман, 2017. - 128 c.
20. Римашевская Н.М. Социальные приоритеты в условиях кризиса не меняются/ Н.М. Римашевская// Народонаселение. - 2015. - № 2 (68). - С. 4-8.
21. Статистика и бухгалтерский учет / А.П. Зинченко. – Москва: КолосС, 2018. – 436 с.
22. Статистика: учебно–практическое пособие / М.Г. Назаров. – Москва: КноРус, 2018. – 479 с.
23. Статистика: учебное пособие для высших учебных заведений по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2016. – 479 с.
24. Статистика: теория и практика в Excel: учебное / В.С. Лялин, И. Г. Зверева, Н. Г. Никифорова. – Москва: Финансы и статистика: Инфра–М, 2016. – 446c
25. Статистика финансов: учебник / М.Г. Назаров. – Москва: Омега–Л, 2018. – 460 с.