Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА

Работа №3917

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы161стр.
Год сдачи2012
Стоимость9900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА…………………………………..…13
1.1. Сущность и структура лидерских качеств руководителя…….…....13
1.2. Развитие лидерских качеств руководителя в профессиональной деятельности……………………………………………………………………..29
1.3. Критерии, показатели и уровни лидерских качеств руководителя.45
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………….…….……….62
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР………………………….64
2.1. Методы и организация исследования……………………………….64
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования………..……74
2.3. Программа тренинга развития личностных качеств руководителей коммерческих структур………………………………………………………....83
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования……….…122
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………..…...135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..141
Приложение ……………………………………………………………………149

Автореферат
Доклад
презентация



ВВЕДЕНИЕ

Меняющаяся социальная и политическая ситуация, развитие бизнеса, современная экономика, с непрерывно быстро и непредсказуемо происходящими переменами, смогли предопределить в России востребованность руководителей-лидеров [1, с. 101]. В конкретно сложившихся ситуациях обязательно появляется человек, который способен побуждать других к новым свершениям.
Лидер — слово английского происхождения, которое переводится, как ведущий, идущий впереди, первый. Человек в организации, группе, пользующийся признанным, большим авторитетом, влиянием. Это проявляется как управляющее действие. Лидер — это член группы, наиболее авторитетная личность, которая играет центральную роль в организации совместной деятельности, а так же регулирует взаимоотношения в группе, принимает ответственные решения в конкретных ситуациях.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен, и по нынешние дни эта тема остаётся актуальной. Лидерство является основным фактором успеха во многих современных профессиях. Интеграция менеджера и лидера, в совершенстве, — это эффективный руководитель, профессионал в своём деле, именно такое сочетание поможет организации преодолеть трудности и встать на абсолютно новый, высокий уровень развития.
Лидер просто необходим организации и группе для того, чтобы эта группа и организация добивалась успехов. Нужен знающий и целеустремлённый человек, который сможет вести за собой людей вперёд в этих нелёгких условиях бизнеса и конкуренции. Для того чтобы рассматривать роль лидера в организации, необходимо понимать, что же всё таки такое лидерство.
Лидерство — представляет собой особые взаимоотношения, их можно назвать управленческими, которые возникают в процессе деятельности между руководителем и подчинёнными, они основаны на рациональном сочетании методов власти и направленны на то, чтобы подчинённые могли действовать в общих интересах и достигать общие цели. Лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Место лидерства там, где есть сложившееся объединение людей. «Вождь», «ведущий» — вот каково значение слова «лидер». Лидер, как таковой, должен выступать как символ, образец для поведения членов группы, организации [2, с. 7]. Люди, имеющие меньшую власть в организации, должны идти за лидером вперёд к успехам их общего дела. Лидер же, в свою очередь, должен понимать, что на нём лежит большая ответственность. Он должен грамотно распределять свои усилия для того, чтобы не ошибаться, чтобы вести других людей за собой вперёд. А ведь это вовсе не просто. Чтобы руководить людьми и вести их за собой, нужно обладать властью. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что власть — это всегда принуждение. Принуждение может быть разным по степени и располагаться в большом континууме — от жесткого (угроза наказания) к более мягкому (пожелание, намек). Определить цели и задачи организации, обеспечить межличностные и межгрупповые контакты, выбрать эффективные пути для решения возникающих в процессе деятельности организации проблем — это круг обязанностей лидера. Становится очевидным, что существование в организации лидеров, помогает достигать всего выше перечисленного намного продуктивнее, быстрее.
Изучение исследователями проблемы лидерства показало, что лидеры имеют преимущество скорее не за счет индивидуальных черт, а за счет социально-ролевых характеристик их деятельности (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
В некоторых исследованиях лидерство рассматривается как реализация должностной власти: чем выше должность в организационной иерархии, тем большей властью обладает занимающий ее работник. Вызывает наибольший интерес в контексте изучения лидерства легитимная власть, т.е. формальная власть, которая приписывается к какой-либо должности. Изучение лидерства с позиций должностной власти подразумевает отделение личности от роли. При этом важное место занимает реализация должностной власти, а личностным особенностям уделяется недостаточно внимания.
Теоретический анализ литературы проблемы лидерства показывает недостаточность исследований, посвященных должностной власти в коммерческой организации. Многие исследователи показывают сложности отделения лидерства от характеристик людей, которые занимают лидерские позиции. Однако исследования, посвященные должностной власти, свидетельствуют о том, что некоторые аспекты лидерства выходят за рамки индивидуальных различий.
Ключевую роль в организации занимает руководитель, который в идеале должен быть и её лидером, а также эффективным менеджером. Руководитель должен обладать как минимум профессиональными и деловыми качествами, а также набором личностных свойств. Лидер неформально возглавляет коллектив или большую его часть, «вдохновляет», «увлекает», «ведёт за собой».
Многие аспекты проблемы лидерства применительно к руководителям коммерческих структур остаются недостаточно разработанными, а также дискуссионными. Но практически все исследователи разделяют общее понимание что лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях коммерческой организации.
Не определена структура лидерских качеств руководителя коммерческих структур, методы их диагностики и развития нуждаются в дальнейшем научном обосновании и конкретизации.
В.В. Вахнина в качестве одного из актуальных направлений в изучении личности руководителя выделяет исследование лидерства как компонента психологического потенциала личности руководителя коммерческой структуры. Изучение структуры лидерских качеств руководителей коммерческих структур называет в качестве перспективного направления научных исследований А.Н.Иванов. О.Е.Романов в комплексе мер организационного характера с целью повышения эффективности управления в коммерческих структурах выделяет как одну из мер формирование у руководителей личностных качеств, позволяющих приобрести высокий авторитет среди личного состава, стать лидерами в коллективе.
Целью исследования является обоснование и учет психологических условий развития лидерских качеств руководителей коммерческий структур в тренинге развития лидерских качеств.
Предмет исследования: психологические условия развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур.
Объект исследования: профессионально-важные психологические качества личности руководителей коммерческих структур.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие лидерских качеств у руководителей коммерческих структур будет более эффективным, если в процессе тренинга происходит всестороннее осмысление сущности и содержания лидерских качеств, выявление в их структуре поддающихся трансформации и неизменных характеристик, а так же актуализация лидерского потенциала личности, целенаправленное развитие мотивации и лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной нормативности и социализации.
Основные задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических концепций и методологических подходов к проблеме развития лидерских качеств руководителя в процессе тренинга.
2) Провести анализ теоретических концепций и методологических подходов к проблеме развития лидерских качеств руководителя в процессе тренинга.
3) Выявить и обосновать критерии, показатели и уровни лидерских качеств руководителей коммерческих структур;
4) Разработать и экспериментально апробировать в процессе тренинга программу развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур.
5) Обобщить результаты эмпирического исследования процесса развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур.
Методологическую основу исследования составляют философские учения о личности и ее качествах (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Декарт, В.М.Кононов и т.д.); положения аксиологического подхода (И.В.Зорин, др.), как основы нравственного становления личности, готовой к сотрудничеству, эмпатии; идеи педагогической поддержки (О.С.Газман); положения системного подхода (В.С.Леднев, А.М.Новиков, В. А. Караковский, др.), деятельностного подхода (Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, A.В.Петровский), согласно которому все качества личности человека рождаются в деятельности; личностно-ориентированного подхода в формировании лидерских качеств личности (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, М. А. Викулина, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
- личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др.);
- концепции, подходы и представления о самореализации личности (А. Адлер, Л. А. Коростылева, А. Маслоу, К. Юнг и др.);
- работы, посвященные изучению организационной культуры (Г.Т. Базарова, Е.М. Борисова, Е.А. Климов и др.);
- работы, описывающие феномен карьеры (Л.Г. Почебут, Э. Шейн, Л.Б. Шнейдер, и др.);
- работы по межличностному взаимодействию (Г.М. Андреева, И.Н. Обозов и др.);
- по руководству и лидерству (B.C. Агапов, А.Л. Журавлев, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свенцицкий, С.В. Сарычев, К. Левин, Д. Макгрегор, Г.Стайс, Е. Боргатта, Е. Холландер, Е. Локк, Дж. Хоуэлл и Д. Мак-Клелланд и др.).
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические: тестирование, опрос. Математическая обработка данный проводилась с с использованием χ2 - критерия Пирсона.
Методики исследования:
- тест «Определение уровня лидерского потенциала» (Е. Жариков и Е. Крушельницкий)
- методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС).
- Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. яховского)
- тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера,
- Тест «Я – Лидер» (А.Н.Лутошкин).
Опытно-экспериментальная база исследования: тренинговый центр OOO «СНАП-Сибирь» г. Красноярск. В исследовании принимали участие 40 руководителей коммерческих структур г. Красноярска, из них 20 руководителей составляют контрольную группу, 20 руководителей – экспериментальную группу.
Диссертационное исследование предусматривает следующие этапы работы:
Первый этап - подготовительный. Он включает теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, выявление сущности понятий «лидерство», «лидерские качества» и других.
Второй этап - разработка программы, направленной на развитие лидерских качеств руководителей коммерческих структур. Апробация- программы тренинга. На этом этапе проводится формирующий эксперимент, направленный на развитие лидерских качеств руководителей коммерческих структур и оценка эффективности разработанной методики.
Третий этап - аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. На этом этапе были сформулированы основные теоретические выводы и выводы опытно-экспериментальной работы.
Положения выносимые на защиту:
1. Лидерские качества - это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, и акмеологических характеристик личности руководителя коммерческой структуры.
2. Развитие лидерских качеств – процесс развития мотивов и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности, коммуникативной и профессиональной компетентности.
3. Социально-психологический тренинг в процессе подготовки руководителей способен развивать стремления к лидерству, лидерское мировоззрение, лидерскую Я-концепцию, повышение уровня нравственности и коммуникативной активности
4. Задания самостоятельной работы в процессе тренинга направлены на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности как интересы группы, так и отдельных ее членов.
5. Включение анимационных упражнений в процесс тренинга обеспечивает развитие компетентности в вопросах руководства и профессионального взаимодействия руководителей, способности эффективно принимать соответствующие управленческие решения.
Научная новизна исследования состоят в том, что:
- раскрыто содержание лидерских качеств руководителей коммерческих структур как совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
- разработаны и апробированы программа и технология использования социально-психологического тренинга в интересах развития лидерских качеств у руководителей коммерческих структур;
- доказано, что развитие лидерских качеств руководителей коммерческих структур является процессом развития мотивации и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты углубляют теоретические представления об особенностях развития лидерских качеств руководителя, данные материалы вносят существенный вклад в теорию профессионального образования при подготовке руководителей коммерческих структур и развитии их как организационных лидеров.
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке социально-психологического тренинга развития личностных качеств руководителей коммерческих структур; по использованию методик для выявления лидерских качеств у руководителей коммерческих структур; по комплексной оценке лидерских качеств руководителей; по программным вопросам обучения руководителей коммерческих структур.
Результаты исследования могут быть использованы: для подготовки методического пособия по подготовке руководителей коммерческих структур; при разработке методики по формированию профессиональной команды; при оценке персонала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия и выступления ее автора на расширенном заседании руководителей и бизнес-тренеров OOO «СНАП-Сибирь».



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знания о закономерностях управления, психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент требований к любому специалисту, и вполне закономерно, что основы менеджмента и психологии управления часто включаются в состав общенаучных курсов профессиональной подготовки. При этом большое внимание уделяется именно психологическим вопросам управления.
Многочисленные исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным начальником, но и неформальным лидером. При этом каждая эпоха выдвигает своих руководителей-лидеров, от которых зависит работа организации и ее успех.
Ключевую роль в организации занимает руководитель, который в идеале должен быть и её лидером, а также эффективным менеджером. Руководитель должен обладать как минимум профессиональными и деловыми качествами, а также набором личностных свойств. Лидер неформально возглавляет коллектив или большую его часть, «вдохновляет», «увлекает», «ведёт за собой». Эффективность работы руководителя определяется основными показателями организации, достижением цели предприятия. Согласно различным зарубежным теориям лидерства, таким как «теория черт», ситуационные теории лидерства, факторно-аналитическая концепция, системная теория лидерства, личностно-ситуационная теория и другие, лидер должен обладать определённым набором личностных качеств, ориентироваться в ситуации, иметь чувство ответственности и другие способности.
Лидерство мы рассматриваем как специфическую разновидность организационной деятельности, характерным признаком которой выступает производство условий и образцов для «базовой» (совместной) деятельности. Личность лидера есть особое качество или состояние лидера, связанное с определением общей цели группы и путей ее достижения.
Структура лидерства представляет устойчивую конфигурацию его инвариантных свойств. Она содержит социальные и личностные аспекты. Социальная структура лидерства является дифференцированным единством его сторон, складывающихся под воздействием экстенциональных и объективных факторов (внешнего окружения, институциональных факторов). Личностная структура, напротив, отражает единство свойств личности лидера, обусловленных преимущественно интенциональными и субъективными факторами.
Анализ концепций лидерства показывает, что социальная структура выражает направленное воздействие внешних детерминант на поведение лидера и отношения лидера и членов лидерской группы. Ее отличают ориентация на перемены, акцент на участие последователей и делегирование полномочий. Такая структура является по своей сути инициативной, адаптированной для осуществления изменений, и инициирующей, создающей предпосылки для инноваций в организации.
Личностная структура встроена в общую структуру лидерства, с одной стороны, благодаря диспозициям, входящим одновременно в социальную (интерактивную) структуру, а с другой стороны, посредством субъективных и интернальных модальностей (социальная самость, социальная перцепция, экзистенция). В ней выделяется, прежде всего, базисная структура (системно_атрибутивные свойства личности лидера), куда входят познавательная, бессознательная, мотивационная, атрибутивная, диспозиционная, ценностно-ориентационная и другие сферы, связанные с социальной структурой через ценностные координаты действия и диспозиции.
Под лидерскими качествами понимается совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Лидерские качества необходимо рассматривать в комплексе психологических и акмеологических характеристик личности руководителя коммерческой структуры и особенностей его профессиональной деятельности.
Теоретический анализ исследования развития лидерских качеств у руководителей коммерческих структур показал, что показатели сформированности лидерских качеств отражают сущностные характеристики деятельности руководителя организации по формированию этих качеств. При определении комплекса критериев и показателей уровней сформированности лидерских качеств руководителя нами использованы следующие положения: - объективность критериев и показателей, отражающих сущность лидерских качеств; - включение в содержание критериев и показателей составляющих: мотивационную, когнитивную, деятельностную, практическую.
Работа любого управленца – это результат личной одаренности в сочетании с опытом, накопленным в ситуациях, которые повлияли на формирование его представлений о том, как надо и как не надо руководить. На основании этого опыта и возможностей собственного характера современные начальники решают проблему управления со своими подразделениями, согласовывая свои карьерные и руководительские амбиции с потребностями подчиненных им людей.
Экспериментальное исследование развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур позволило нам получить следующие выводы.
После проведении тренинга у руководителей экспериментальной группы улучшились показатели организаторских и коммуникативных способностей, на контрольном этапе отсутствуют руководители, имеющие низкий и ниже среднего уровни общительности, что свидетельствует об изменении их уровня общительности и развитии способности легко вступать в контакты с окружающими, возрастает доля руководителей с уровнем общительности выше среднего и высоким уровнем.
В экспериментальной группе произошла значительная динамика уровня общительности, что основание говорить о повышении уровня общительности руководителей экспериментальной группы.
После проведения тренинга у руководителей экспериментальной группы в структуре лидерской Я-концепции произошло статистически значимое увеличение выраженности следующих качеств: «умение управлять собой», «наличие творческого подхода», «организаторские способности».
В результате исследования была показана эффективность процесса развития лидерских качеств в процессе социально-психологического тренинга.
Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили возможность развития лидерских качеств у руководителей коммерческих структур с помощью социально-психологического тренинга в процессе подготовки руководителей, направленного:
- на развитие у участников мотивации и стремления к лидерству, лидерского мировоззрения и лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной нормативности и социализации.
- на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности как интересы группы, так и отдельных ее членов.
- на развитие компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять их на решение поставленных задач и т. п.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдрахимова Г.М. Лидерство, как акмеологический критерий эффективности руководителя среднего звена. //Вестник НОУ "ОНУТЦ ОАО "Газпром". - 2011. - № 9. С. 61-65.
2. Аверьянова Т.А. О формировании лидерских качеств при подготовке руководителей здравоохранения. // Современные научные исследования. 2012. № 12 (9). С. 26.
3. Адаир Д. Психология лидерства / Джон Адаир ; пер. с англ. М. Котельниковой. - Москва : Эксмо, 2008. - 342 с.
4. Алиев В.Г. Проблема лидерства и руководства. Электронный ресурс: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом 8-е изд., стереотип. - М.: Академия,2010. - 224 с.
6. Балунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у кур-сантов военно-экономического вуза : Автоеф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2010. – 126 с
7. Белов В.В. Акмеологический подход к формированию лидеров организаций для инновационной экономики региона.// Экономика и управление. 2008. № 6. С. 70-73.
8. Бовин А.А., Никитина О.А. Теории лидерства. -Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 2009. - 67 с.
9. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. – 511 с.
10. Вавилова Н.В. Личностные качества руководителя как фактор его карьерного роста на предприятии. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5-3. С. 682-685.
11. Видрашко О.В. Пути становления руководителя как лидера.// Сборник научных трудов Sworld. 2007. Т. 7. № 3. С. 74-75.
12. Володина О.А. Руководитель, организатор, лидер. // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 2. С. 17-18.
13. Гвоздева Н.И.Руководитель-лидер: необходимость и направления его формирования.// Психология и экономика. 2008. Т. 1. № 1-2. С. 146-150.
14. Глухенькая Н.М. Сац Е.А., Глухенький А.Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя, //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-2. С. 068-070.
15. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5./Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2010. 230 с.
16. Дикая, Л.Г. Актуальные проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации/Л.Г. Дикая//Психологический журнал. 2007. № 3. С. 29-44.
17. Евтихов О.В. Компоненты лидерского потенциала организационного лидера.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 6. С. 274-276.
18. Евтихов О.В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя. //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 3-6.
19. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, со-держание и возможности развития : монография / О.В. Ев-тихов. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011. – 288 с.
20. Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 330 с
21. Кабанова В. , В. Исаева., Гвоздева Н.И. Как стать успешным руководителем, лидером
22. Каримова Г.В. Руководитель и лидер, сходства и различия.// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 8. С. 47-50.
23. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.:Гардарики, 2007. - 584 с.
24. Кириллова О.Г. Факторы развития управленческих компетенций руководителей-лидеров.// Экономика устойчивого развития. 2010. № 3. С. 41-50.
25. Киселева Л.Е. Психолого-педагогическая модель развития лидерских качеств руководителей городских и районных органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки / Л. Е. Киселева.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. Т. 68. № 10. С. 44-48.
26. Киселева Л.Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки. Автореф. дисс. …канд. пс.н. / Академия управления МВД Российской Федерации. М, 2011
27. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 2011. - 400 с.
28. Кодин В.Н. Лидерские качества и билль о правах личности.// Элитариум: Центр дистанционного образования. [Электронный ресурс]: http://www.elitarium.ru/2011/12/09/liderskie_kachestva_lichnost.html
29. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие. – М.: Статут, 2007. - 541 с.
30. Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис. ... докт. филос. наук. - М., 1996 [Электроны
31. Куярова Л.А., Макатрова Н.С. Практический аспект влияния пола на лидерство в российских организациях. // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 181-186.
32. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Учебный курс / Г.Г.Лигинчук. – М.: МЭИМП, 2008. – 547 с.
33. Луговая В.Н., Ермоленко А.А. Диагностика способности руководителя-лидера к эффективному взаимодействию. //Проблемы экономики (Харьков). 2013. № 3. С. 214-220.
34. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика : монография. СПб.: «Образование», 2007. – 319 с.
35. Марчукова О.Г. Лидерство - профессиональная компетентность руководителя. //Народное образование. 2011. № 6. С. 151-156.
36. Марьин, М.И. Диагностика и разви¬тие управленческого потенциала руководи¬теля органа внутренних дел: учеб.-метод. пособие / М.И. Марьин, В.М. Поздняков, И.О. Котенев, В.Е. Петров; под общ. ред. В.Л. Кубышко; ЦОКР МВД России. М., 2008. 320 с.
37. Маслов В.И. Менеджмент лидеров вместо менеджмента начальников.// Финансовый бизнес. 2010. № 1 (144). С. 49-53.
38. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2012.
39. Мень М.А. Лидерство как социальный и личностный феномен (теоретико-методологические аспекты исследования). - М., изд-во МГУ им. Ломоносова, 2011. – 327 c.
40. Мескон М. И., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Смысл, 2009. - 800 с.
41. Минаева А.В. Влияние лидерских качеств руководителя на эффективность управленческой деятельности.// Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 1. С. 180-188.
42. Минаева Н.Л. Влияние семейного статуса руководителей на формирование должностного лидерства. Механизация строительства. 2012. № 6. С. 24-28.
43. Минаева Н.Л. Артемьев С.А. , Чанхиева Ф.Ю. Социально-психологические особенности управленческой деятельности в современных коммерческих организациях: гендерный аспект.// Вестник Екатерининского института. 2011. № 3. С. 51-57.
44. Мокшанцев, Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001. – 288 с.
45. Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. – М.: АСТ, 2013. – 251 с.
46. Оганян К.К. Взаимоотношения типов организационной культуры, стилей управления и типов личности руководителя.// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 291.
47. Одинцов П.К., Веретенникова Л.А. Формирование образа идеального руководителя в истории науки управления. http://bspu.ab.ru/journal/pedagog/pedagog_5/al7.html
48. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. – 215 с.
49. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: ПИТЕР, 2010. - 298 с.
50. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007.
51. Примаченко Я.В. Лидерский потенциал руководителей железнодорожного транспорта как критерий адаптации к условиям организационных изменений.// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С. 176-184.
52. Примаченко Я.В. Актуальные направления психологической подготовки руководителя-лидера. //Высшее образование сегодня. 2009. № 9. С. 42-45.
53. Пульсон Кл., Тимофеева М. Лидерство в вопросах и ответах.// Ж-л Карьера – 2006, № 5 – с.32
54. Райгородский Д. Я. Психология лидерства. Хрестоматия : учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и менеджмента. – Самара : Издательский дом «Бахрах-М», 2006.
55. Романова М.В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - №1. – С.192-194.
56. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 385 с.
57. С чего начинается лидер: [статьи из журнала]/; ред. И. Фатиева, О. Нижельская]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 231 с.
58. Сальников О.В. Фактор власти в организации.// Электронный ресурс http://ekonomic.narod.ru/nbene/manage/fmanage2.htm
59. Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. - М.: Владос, 2013. - 159 с.
60. Смирнов Е.А. Руководитель современной организации: управленческий статус и личностные особенности // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. III. -Вып. 4(10). -С.99-127.
61. Соколова Е.А. Средства формирования лидерских качеств специалиста государственного и муниципального управления в вузе.// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 1. С. 133-140
62. Сыромятников И.В., Репин Э.В. Развитие лидерского потенциала руководителей как цель субъектно-ориетированной системы психологического сопровождения // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С.86-92.
63. Тамбовцев В.Л. Управлять знаниями? Это непросто! // Российский журнал менеджмента. 2007. - Т. 5. - № 3. С. 175-180.
64. Терещенко Н.Г. Статус, особенности деятельности и личности руководителя организации // Вестник Института экономики, управления и права. Серия 3 «Психология». - Вып. 1. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2013. - С. 149-169.
65. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. – 2005. - №2. – С.71-98.
66. Тихонов А.К. Ключевые качества современного лидера // Вестник НЛП. – 1996. - №31. – С.5-9.
67. Третьяк Б.И. Лидерство и индивидуально-специфические характеристики личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. - №2. – С.152-154.
68. Тришкина А. Я – лидер! // Дополнительно образование и воспитание. – 2006. - №4. – С.38-42.
69. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства // Философия социальных коммуникаций. – 2009. - №2. - С.55-62.
70. Урбанович А. А. Психология управления. - Мн.: Харвест, 2011. - 640 с.
71. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. [Электронный ресурс]: http://lib.druzya.org/sociologia/.view-fetiskin.txt.full.html
72. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - M.: "ИНФРА-М", 2009.- 328 с.
73. Филонович С.Р. Область HRM: трудности и перспективы интеграции // Российский журнал менеджмента. 2007. - Т. 5. - № 1. С. 109-112.
74. Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. – СПб.: Речь, 2004. — 120 с.
75. Шалагина Л. В. Психология лидерства. – М. : Издательство «Речь», 2007.
76. Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера: Управленческая антропология / В.М.Шепель. – М.: Экономика, 2010. – 432 с.
77. Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств от А до Я. – М.: Ардис Год: 2008, - 324 с.
78. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности: пер. с англ./Р. Эммонс; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ