Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №39110

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Роль и место лексических навыков в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции 6
1.2 Анализ УМК «Mosaik» для учащихся 7 класса СОШ с углубленным
изучением немецкого языка 13
1.3 Проектирование учебных занятий и формирование лексической компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий. 17
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
2.2 Организация и результаты проведения педагогического эксперимента по применению мобильных приложений на уроке немецкого языка у учащихся 7
классов СОШ 32
2.2.1 Констатирующий этап 32
2.2.2 Формирующий этап 34
2.2.3 Контрольный этап 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средних общеобразовательных школах. Одной из основных задач учителя является активизация познавательной деятельности учащихся в ходе обучения иностранным языкам. Использование ИКТ, в частности, мобильных технологий, открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения более интересным и привлекательным для всех участников образовательного процесса.
Актуальность исследуемой работы определяется необходимостью создания теоретических основ в формировании лексических навыков для развития коммуникативной компетенции как условия повышения эффективности с учетом системных знаний, интегрального мышления и дискурсивных способностей, в процессе обучения в гимназии.
Цель исследования заключается в рассмотрении условий успешного формирования лексических навыков на уроке немецкого языка в СОШ средствами мобильных программ и приложений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) выявить специфику структурно-содержательного плана формирования лексических навыков учащихся СОШ;
2) определить роль и место информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка;
3) произвести анализ учебно-методического комплекса как основы разработки собственной методики с применением мобильных технологий ;
4) составить и подробно описать список мобильных приложений, способствующих формированию лексических навыков у учащихся;
5) разработать и экспериментально апробировать технологию формирования лексических навыков у учащихся СОШ на среднем этапе обучения немецкого языка с использованием мобильных приложений.
Гипотеза исследования. В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что процесс формирования лексических навыков учащихся будет носить деятельностный, рефлексивный характер с учётом интеграции собственно лингвистического и культурологического содержания в условиях развивающей образовательной среды с опорой на использование информационно-коммуникативных технологий (мобильных приложений и программ).
Объектом исследования является процесс обучения учащихся немецкому языку при использовании на уроках мобильных технологий.
Предметом исследования является условия формирования лексических навыков учащихся на уроках немецкого языка с использованием мобильных технологий.
Основные методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме, изучение основных понятий «лексический навык», «информационно-коммуникационные технологии», «мобильные приложения»;
— опросно-диагностический метод (тестирование);
- педагогическое моделирование; разработка модульного курса по немецкому языку в 7-ых классах с целью формирования лексических навыков в СОШ;
- педагогический эксперимент.
Научная новизна работы: раскрытие специфики и эффективности работы с мобильными приложениями при изучении и закреплении пройденных лексических материалов согласно программе УМК.
Теоретическая значимость работы обусловлена необходимостью формирования лексических навыков в процессе обучения немецкому языку как важное условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в СОШ. Результаты исследования дополняют теоретические знания о применении мобильных сервисов для формирования лексических навыков как комплексной технологии обучения. Теоретически обоснованы преимущества использования мобильных сервисов в ходе формирования лексических навыков на уроках по немецкому языку учащихся на средней ступени обучения в СОШ;
Практическая значимость исследования заключается в том, что: создана и апробирована теоретическая модель процесса формирования лексических навыков в процессе обучения немецкому языку в СОШ; рассмотрены организационно-педагогические условия её реализации в СОШ; полученные результаты могут быть использованы в преподавании иностранного языка на среднем этапе в СОШ, гимназиях и лицеях; разработанная учебно-методическая технология формирования лексического навыка у учащихся с использованием мобильных приложений на уроках по иностранному языку может стать основой для создания учебного пособия школьников.
Основная исследовательская работа осуществлялась на базе кафедры теории и практики преподавания иностранных языков института филологии и межкультурной коммуникации Казанского Федерального Университета. В качестве эмпирической базы исследования выступила МБОУ “Гимназия 94” Московского района г. Казани.
Апробация данного исследования проводилась в ходе итоговой студенческой конференции, в результате которой была опубликована статья в итоговом сборнике публикаций (КФУ, 05.04.2019).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
Во введении определяется тема исследования, обосновывается его актуальность, формулируются цель и задачи.
В первой главе были рассмотрены и проанализированы теоретические основы понятия «лексический навык», его роль в изучении иностранного языка, выведено наше определение данного понятия на основе изученной литературы русских и зарубежных методистов, а также перечислены основные цели развития лексических навыков. Кроме того, были рассмотрены основные характеристики понятия «информационно - коммуникационные технологии», предложенные ведущими методистами, рассмотрены преимущества ИКТ в учебном процессе. В третьем параграфе был проанализирован учебно-методический комплекс, на основе которого проводился педагогический эксперимент на уроке немецкого языка в СОШ.
Вторая глава представляет собой исследование методических аспектов применения мобильных приложений на уроках немецкого языка, апробация и результат проведенного педагогического эксперимента по формированию лексических навыков у учащихся 7-ых классов в МБОУ «Гимназия 94» с использованием мобильных технологий.
В заключении обобщены результаты проведённого исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В течение всего процесса обучения иностранным языкам в средних общеобразовательных учреждениях происходит совершенствование навыков и умений, приобретаемых в процессе обучения, что направлено на использование языка как средства познания в разных областях науки, культуры и техники. Каждый этап обучения иностранных языков преследует цель формирования и развития коммуникативных навыков учащихся, умения использовать ИЯ как средство коммуникации. Это, в свою очередь невозможно без формирования лексических навыков. Изучение научно - методической литературы по исследуемой теме позволило сформулировать собственное определение данному понятию. Лексический навык есть способность автоматизированно извлекать из долговременной памяти лексические единицы, соответствующие коммуникативному заданию. Лексический навык предполагает владение формальными признаками слова, которые необходимы для его оформления в речи, семантикой или, другими словами, значением слова; и функциональными признаками слова, т. е. его употреблением.
Овладение лексическим навыком достигает своей эффективности с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. В данном исследовании были взяты за основу определения российских и зарубежных ученых-методистов, которые раскрыли значение понятия “информационно-коммуникационные технологии” и было сформулировано собственное толкование. ИКТ в обучении - это совокупность мультимедийных методов, приемов, способов и средств обеспечения педагогических задач для целенаправленного образовательного обучения, контроля и самоконтроля на основе информационных технологий и современных средств связи. Традиционная система обучения иностранным языкам, включающая классно-урочную систему и печатные пособия, устаревает и должна претерпевать изменения посредством современных образовательных технологий в обучении. В нашем исследовании мы акцентировали своё внимание на мобильных приложениях как отрасли ИКТ. Мобильные технологии являются актуальными в системе образования в связи с тем, что они содействуют развитию у учащихся учебно-познавательной активности к изучению немецкого языка, а также формируют необходимые компетенции для адаптации к быстрому жизненному темпу и новейшим ИКТ технологиям.
Для проверки эффективности использования мобильных технологий в процессе формирования лексических навыков у учащихся средних классов был организован педагогический эксперимент на базе КФУ и МБОУ «Гимназия 94» с углубленным изучением немецкого языка в 7-ых классах. Он предполагал разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов.
В результате анализа констатирующего этапа было выявлено, что уровень владения лексическими единицами у школьников достаточно низок. Лишь 12% учащихся успешно прошли тестирование, по результатам которого можно выявить у учащихся высокий уровень владения иностранной лексикой.
По окончании эксперимента в группе учащихся 7 «Б» класса наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности лексических навыков были отнесены 30% респондентов; к среднему уровню - 60% участников эксперимента; к низкому - 10% школьников.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы педагогического эксперимента в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования у школьников на средней ступени обучения лексических навыков. Результаты повторного диагностического среза, который был организован в конце формирующего этапа в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ.
В ходе исследования данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
- осуществлен анализ таких теоретических понятий как «лексический навык», «информационно-коммуникационные технологии», определена их роль в обучении иностранным языкам;
- точно определены цели, задачи и содержание лексических навыков на уроках иностранного языка с помощью ИКТ;
- произведён анализ учебно-методического комплекса по немецкому языку для учащихся 7-ых классов в СОШ, на основе которого был отобрана лексика для проведения педагогического эксперимента;
- произведён обзор мобильных приложений, способствующих формированию лексических навыков учащихся в СОШ;
- разработан модульный курс по теме «Femsehen» и проведён педагогический эксперимент в контрольной и экспериментальной группе среди параллели 7-ых классов, в результате которого можно проследить положительную динамику изменения уровня сформированности лексических навыков благодаря использованию мобильных технологий в СОШ.
Таким образом, благодаря теоретическому и методическому обоснованию проблемы, можно сделать вывод о том, что данные, полученные в результате реализации модели и программы педагогического эксперимента в ЭГ, свидетельствуют о значительных преимуществах применения мобильных технологий в процессе формирования у учащихся средних классов лексических навыков. Установлено, что мобильные приложения как отрасль информационно-коммуникационных технологий отражают эффективность изучения лексических единиц немецкого языка и высокую мотивированнность учащихся к учебно-познавательной деятельности.



1) Ариян, М.А. Методика преподавания иностранных языков: общий курс/ М.А. Ариян, О.Г. Обременко, А.Н. Шамов - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2004. - 190 с.
2) Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам: учебник / В.А. Артемов.- М.: Просвещение, 2009. - 279 с.
3) Беляев, Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка: учебник/ Б. В. Беляев. - М.: Просвещение, 2004. - 136 с.
4) Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун - тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
5) Гальскова, Н.Д. Программы для общеобразовательных
учреждений. Иностранные языки: 1-4 классы начальной школы
общеобразовательных учреждений, 1-11 классы общеобразовательных учреждений/Н.Д. Гальскова, Е.Я. Григорьева, А.Ю. Горячев, Л.Г. Денисов [и другие]. - М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997. - 174 с.
6) Г осударственный стандарт общего образования, М., 2011.
7) Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками // Альманах современной науки и образования, 2013. - с. 55-60.
8) Демьяненко, М.Я Основы общей методики обучения
иностранным языкам /М. Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С. В. Кислая. - Харьков: Издательское объединение «Вища школа», 1976. - 280 с.
9) Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика, 2012. №25. С. 126-127.
10) Ершова Е.А. Особенности морфологии генитальной системы и биологии размножения арктической каляноидной копеподы metridia longa / Е.А. Ершова, К.Н. Кособокова // Зоологический журнал, 2012. - Т. 91. - С. 138-148.
11) Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №1. С. 36-43.
12) Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку/И.А. Зимняя. - М.: Высшая школа, 1991. - 172 с.
13) Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку // Среднее профессиональное образование. 2014. №7. С. 38-39.
14) Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб.пособие /Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
15) Коровина, Л. И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Л. И. Коровина. - М.: Педагогика, 2004. - 157 с.
16) Коростелев, В.С. Процесс обучения лексической стороне речи как система/Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности / В.С. Коростелев, Е.И. Пассов. - Воронеж, 1980. - 308с.
17) Леонтьев, A. A. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
18) Марчан, Н. Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики / Н. Б. Марчан// Иностранные языки в школе. - 2004. -№ 5. - C. 34-36.
19) Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. - Минск: Вышейшая школа, 1998. - 263 с.
20) Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. -М.: Просвещение, 1990. - 310 с.
21) Миролюбов, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. А. Миролюбов. - М.: Просвещение, 2009. - 505 с.
22) Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2010. - 73 с.
23) Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
24) Орехова Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) // Крымский научный вестник. 2015. №4. С. 290-300.
25) Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. - Липецк, 1998. - 158 с.
26) Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. - С.4-10
27) Пассова, Г.Я. Один из приемов формирования лексических и грамматических навыков говорения/Методика обучения иностранной устной речи / Г.Я. Пассова, Е.И. Пассов. - Воронеж, 1976. - 303 с.
28) Педанова, М. А. К вопросу запоминания слов иностранного языка / М.А. Педанова//Иностранные языки в школе. - 2009. - №5. - С. 33-35.
29) Писаренко В.И. использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам / В.И. Писаренко // Открытое образование. - 2004. - №1. - С. 51-55.
30) Роберт И.В. Современные информационные технологии в
образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994. - 145 с.
31) Роберт И.В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.:ИИО РАО, 2010. - 131 с.
32) Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебнометодическое пособие. - М: Дрофа, 2008. - 160 с.
33) Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
34) Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные
подходы к многоуровневому описанию в методических целях/
В. В. Сафонова .- М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004. - 125 с.
35) Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам:
Базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2003. - 239 с.
36) Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.
Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
37) Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения: учеб. пособие / Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург: УрГПУ, 1997. - 145 с.
38) Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно - коммуникационных Интернет - технологий: Учебно-методическое пособие. -М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 42 с.
39) Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. - С.26-31.
40) Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2009. №6. - С.8-11.
41) Триндаде А.Р. Информационные и коммуникационные технологии и развитие человеческих ресурсов // Дистанционное образование. 2000. № 2. - С. 5-9.
42) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2012.
43) Хафизова, Д.И. Преподавание иностранных языков в условиях обновления содержания языкового образования /Д.И. Хафизова, Р.Ф. Равлетова//Магариф. - 2001. - №12 - С. 43-46.
44) Шамов, А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения- основа семантической компетенции обучаемых/ А. Н. Шамов// Иностранные языки в школе. -2007. - №4. - С. 40.
45) Шамов, А.Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи/ А. Н. Шамов// Иностранные языки в школе. - 2009. - №4. - С. 40-42.
46) Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе/С.Ф. Шатилов. - Л., 1986. - 125 с.
47) Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. -М.: Филоматис: издательство «Омега-Л», 2010. - 480 с.
48) Использование ИКТ на уроках английского языка - эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся // Заочные электронные конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3701.pdf (дата обращения: 12.10.2016).
49) Пичугина В.А. Информационно-коммуникативные технологии в работе // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» изд. дома «Первое сентября». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/artides/639493/ (дата обращения: 15.09.2016).
50) Эволюция в вашем кармане: как развивались мобильные
приложения [Электронный ресурс]. URL:
https://apptractor.ru/info/articles/evolvutsiva-v-vashem-karmane-kak-razvivalis- mobilnyie-prilozheniva.html
51) Godwin-Jones R. Mobile apps for language learning // Language learning & Technology. - 2011. - Vol.15. - №2. - Pp. 2-11.
52) Gruner M. Computer im Deutschunterricht / M. Gruner, T. Hassert. - Munchen: Goethe-Institut. - Fernstudieneinheit 14. - 195 S.
53) Kumar S. Blackboards to Blackberries: Mobile Learning Buzzes
across Schools and Universities. - 2010. - [Электронный ресурс]: URL:
http://www.learningsolutionsmag.com/authors/315/sesh-kumar дата обращения
(3.12.2016)
54) Sharples M. Disruptive Devices: Mobile Technology for
Conversational Learning. - Birminham. - 2002. - [Электронный ресурс]: URL: http: //www.eee.bham.ac. uk/handler/ePapers/ii ceell.pdf дата обращения
(3.12.2016)
55) Sykes J., Oskoz A., Thorne S.L. Web 2.0, Synthetic Immersive Environments, and Mobile Resources for Language Education // CALICO Journal. - 2008. - №25 (3).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ