Введение 3
1. Теоретические основы понятия франчайзинг 5
1.1. Особенности формирования франчайзинга 5
1.2. История развития франчайзинга 28
1.3. Механизм франчайзинговой сделки 33
2. Успешная практика применения франчайзинга 44
2.1. Анализ франчайзинговой деятельности в РФ 44
2.2. Основные проблемы франчайзинга и их пути решения 58
2.3. Перспективы франчайзинга в РФ 64
3. Франчайзинг как инструмент масштабирования для компании ООО «Пегас Туристик» 73
3.1. Характеристика исследуемой компании 73
3.2. Франчайзинговая модель исследуемой компании 79
3.3. Плюсы использования франчайзинга для компании ООО «Пегас Туристик» 85
3.4. Разработка рекомендаций для совершенствования системы франчайзинга
как инструмента 87
Заключение 92
Библиографический список
Актуальность темы исследования заключается в том, что современная экономика предлагает новые формы ведения бизнеса, среди которых одной из самых надежных является франчайзинг. Франчайзинг - относительно свежее понятие для стран постсоветского пространства, однако, популярность этого явления стремительно растет. Франшиза используется предпринимателями, желающими начать малый бизнес, но опасающимися, что их дело «прогорит» из-за малой известности бренда и нестабильной экономической ситуации в стране. Согласно статистике, 80% молодых малых предприятий, осуществляющих деятельность под франшизой, спокойно преодолевают знаковый пятилетний рубеж, тогда как самостоятельные фирмы банкротятся в 90% случаев через два года.
Франчайзинг в России — явление достаточно новое и очень быстро развивающееся. Эта бизнес-модель появилась на отечественном рынке в середине 90-х годов.
В последнее время у зарубежных компаний отмечается повышение интереса к российскому рынку, с точки зрения запуска в нашей стране франчайзинговых предприятий. При этом развитие франчайзинга в России идет не столь быстро, как это потенциально возможно, поскольку существует ряд препятствий, из-за которых данный процесс затягивается. В свете данных ос- тоятельств, тема исследования является важной и актуальной
Цель работы - анализ способов расширения бизнеса через франчайзинг.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия франчайзинг;
- проанализировать успешную практику применения франчайзинга;
- определить перспективные направления франчайзинга в России
Объект исследования - франчайзинг как вид бизнеса.
Предмет исследования - система факторов, определяющих особенности развития франчайзинговых отношений в России.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, сравнительный.
теоретической базой исследования является научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию системы функционирования франчайзинга.
Информационная и эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций пери одических печатных изданий, данных статистических служб, материалов рейтинговых агентств.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Франчайзинг достаточно сложное и многогранное явление, роль в экономике которого чрезвычайно велика, так как он является эффективным каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются как внутри страны, так и по всему миру. Франчайзинг это такая организация ведения бизнеса, в которой фирма (франчайзер) передает другому юридическому лицу (франчайзи) право на реализацию продукта и услуг данной фирмы. Франчайзи, в свою очередь, обязуется реализовать этот продукт или услуги по заранее установленным правилам и законам ведения бизнеса, установленным франчайзером. Франчайзи получает разрешение использовать имя компании, продукт или услугу, ее репутацию, рекламные технологии, экспертизу, а также механизмы поддержки в обмен на осуществление всех этих правил и законов. Чтобы обрести такие права, франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос, а затем платит ежемесячные отчисления (роштги). Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки данной системы связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинговые системы классифицируют по многим критериям, но основной считается классификация по виду деятельности франшизополучателя: товарный франчайзинг, производственный и деловый, последний из которых на.
Сегодняшний день является самым перспективным, так как основными преимуществами данного вида являются широкая сфера применения и быстрая приспособляемость к условиям рынка, что благоприятно влияет на создание и ведение бизнеса по системе франчайзинга. В данный период в России наблюдается интенсивный рост франчайзинговых предложений, однако имеет место быть ряду проблем, замедляющих развитие франчайзинга в России, к основным из них можю отнести отсутствие соответствующей законодательной базы франчайзинга, нестабильное развитие российской экономики и страх банкротства потенциальных франчайзи. В результате анализа проблем франчайзинга в России, можно подчеркнуть то, что для развития российского франчайзинга имеются достаточно широкие возможности и перспективы. Однако для осуществления возможностей требуется создание определенных условий: В России существует необходимость в законодательной инициативе по разработке закона о франчайзинге и внесении соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Также существует необходимость во включении в правительственную программу по поддержки малого бизнеса системы развития франчайзинга. Необходимо создание сети учебных центров и центров консультаций по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России, во всех регионах. Перспективы развития франчайзинга в России являются наиболее благоприятными в настоящее время. Сегодня страна является мировым лидером по темпам роста числа франчайзинговых компаний: за последние три года их стало больше на 98%, ежегодно растет количество точек на 30%, а количество франшиз на 25% и повышается активность регионшгьных инвесторов, как и самих франчайзеров.
Система российского франчайзига была рассмотрена на примере российской туроператорской компании, которая оказывает свои услуги в России под тортовой маркой «Pegas Touristik». Внедрение системы фршзчайзинга розничной сети ООО «Пегас Туристик» в 2010 году эффективно повлияла на 24% к 2015 году. Технология фрмшайзинга решила ряд проблем компании, а именно, обеспечила увеличение зоны реализации услуг туристической сферы, а также поспособствовало компании избежать затраты на логистику и на открытие новых офисов продаж и обслуживания. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей российской экономики. Таким образом, выполнены поставленные задачи магистерской диссертации: определена сущность и характерные особенности франчайзинга, представлен зарубежный опыт развития франчайзинговых рынков, выделены основные преимущества и недостатки системы франчайзинга, дана характеристика рынка франчайзинга в Российской Федерации путем обозначения проблем и перспектив развития франчайзинга в России, исследована система франчайзинга на примере российского предприятия и разработаны рекомендации по её совершенствованию, что позволяет сделать вывод о достижении цели работы комплексного исследования теоретических аспектов системы франчайзинга и определения эффективных путей его использования в экономике современной России, в том числе на примере конкретного предприятия.
1. Ахатов А. И., Моджина Н. В. Франчайзинг в России в наше время // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1107-1109
2. Воловиков Б. П. Формирование концепции стратегического развития предприятия на основе систем искусственного интеллекта / Б. П. Воловиков. - М.: Инфра-М; Znanium.com, 2014. - 191 с.
3. Воловиков Б.П. Маркетинговые инструменты формирования концепции инновационного продукта // «Микроэкономика», №2, 2013
4. Джанибекова А. Сбербанк выдаст первый кредит для тех, кто открывает бизнес по франчайзингу // Деловой Петербург. 2011.
5. Завьялов Н. Имидж-все // Школа своего дела. 2006. с. 76.
6. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 176 с.
7. Иншакова Е. И., Кудряшова И. В., Полякова Ю. В. Иностранные франчайзинговые сети в России // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. - 2014. - № 1 (24).
8. Каримов, М. К. Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение / М. К. Каримов // Молодой ученый . - 2015. - №13. - С. 35-37
9. Кокаев М. И. Франчайзи г как форма международного бизн са в условиях российского рынка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 468470
10. Карих Е. Г осударство и франчайзинг // Карьера. 2002. 16 с.
11. Макализ Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Д. Макализ ; пер. с англ. - 2-е изд. (эл.). - М.: Б^НОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 695 с.
12. Пекова А. Л. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой уче ый, 2017. — С. 27-29
13. Пекова А. Л. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 895-898.
14. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. 2009. - 88 с.
15. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. 02/2006. с.9.
16. Рыков И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2009 - 81-88 с.
17. Савенкова И. В., Коваленко С. Н., Бутенко Л. Н., Цыгулева А. А. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 6-9
18. Сайбель Н. Ю., Моисеева П. И. Особенности развития франчайзинга в России // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 534-536
19. Смирнова Н., Парабеллум А., Мрочковский Н. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. - СПб.: Отдельное издание, 2013. - 336 с.
Интернет ресурсы:
20. Материалы сайта Международная ассоциация франчайзинга [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
21. Материалы сайта Британская франчайзинговая ассоциация (British Franchise Association) [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
22. Материала сайта FRANDATA [Электронный доступ] Режим доступа: Материалы сайта БИБОСС [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
23. Материалы сайта Российская Ассоциация Франчайзинга [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
24. Материалы сайта Каталог франшиз России [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
25. Материалы сайта Каталог франшиз [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
26. Материалы сайта Роспатент [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
27. Материалы сайта Сбербанк России [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
28. Материалы сайта Финансовая Группа «Лайф» [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
29. Материалы сайта Jones Lang LaSalle [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
30. Материалы сайта BUYBRAND [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
31. Материалы сайта Forbes [Электронный доступ] Режим доступа: свободный
32. Материалы сайта Pegas Touristik [Электронный доступ] Режим доступа: свободный.