Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Работа №39081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
853
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое наследие Марии Монтессори 8
1.1. Отечественная педагогика и педагогика Марии Монтессори 8
1.2. Практическое использование основных принципов концепции
педагогики Марии Монтессори в советской педагогике на примере деятельности А.Е и М.Е Адриановых 21
Выводы по первой главе 32
Г лава II. Использование идей Марии Монтессори в современной российской школе 34
2.1. Факторы, препятствующие полноценному развитию педагогики Монтессори в сфере российского образования 34
2.2. Практический опыт использования идей Монтессори в рамках прохождения педагогической практики 41
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложения 71

Актуальность исследования. Динамика происходящих в современной России политических, социальных, экономических и образовательных процессов, постоянное переплетение российской и западной культуры обуславливает возрастающий интерес педагогов к наследию прошлых лет. Новый взгляд на педагогическое наследие зарубежной, в том числе и альтернативной педагогики является следствием развития современного российского общества, его курса на демократические преобразования, которые предполагают предоставление каждому отдельно взятому человеку широких свобод, развития гуманистической направленности современного образования в нашей стране. В современной педагогической науке актуальность личностно-ориентированной модели воспитания не ставится под сомнение, что находит отражение в государственных стандартах образования. Вхождение России в международное образовательное пространство невозможно без анализа и интерпретации зарубежного педагогического опыта. Общие черты современных российских требований и стандартов и постулаты свободного воспитания зарубежной альтернативной педагогики определяют актуальность темы настоящего исследования.
Актуальность настоящего исследования подтверждается еще и тем, что к теории педагога-гуманиста Марии Монтессори все чаще обращаются современные специалисты дошкольного образования, накоплен опыт успешной работы по ее системе с дошкольниками, детьми младшего школьного возраста, детьми с особенностями развития.
Степень научной разработанности темы. В российской педагогической науке имеется ряд исследований реформаторскопедагогического движения (Б.М. Бим-Бад , М.В. Богуславский , А.Н.
Джуринский , Г.Б. Корнетов , А.И. Пискунов , М.Н. Певзнер и др.), где выявляется его генезис, выделяется ряд его сущностных характеристик, разработаны классификации педагогических течений и феноменов в русле этого движения. Однако, по нашему мнению, в целом парадигма реформаторской педагогики изучена недостаточно, не выявлена ее структура, не вполне ясны предпосылки ее формирования, мало внимания уделено месту концепции Монтессори в ней.
В 1910-е — 1920-е годы ранние работы М. Монтессори пробрели значительную известность во всем мире, в том числе в России. Теория и практика детских садов М. Монтессори стала предметом острых дискуссий в педагогических кругах (П. Блонский , В.В. Таубман , Е.И. Тихеева , Ю.И. Фаусек , Л.И. Чулицкая , П.О. Эфрусси и др.).
Были предприняты попытки теоретического анализа идей итальянского педагога и их практической реализации, высказан ряд критических замечаний. Вместе с тем в тот период теоретическая разработка целостной педагогической системы еще не была полностью завершена автором: ряд ее основополагающих работ относятся ко второй половине 1930-х — концу 1940-х годов.
Новую жизнь идеи М. Монтессори получили в конце 1980-х годов. Наибольшую известность приобрело сенсорное воспитание по Монтессори. Ее идеи были переосмыслены и использованы Л.А. Венгером и его школой. Защищены кандидатские диссертации (Г.В. Брыжинская , И.Н.
Дичковская , И.И. Дьяченко , К.Е. Сумнительный , М.Н. Якимова ) и докторская диссертация Н.А. Каргапольцева . В них изучены следующие важные вопросы: индивидуализация воспитания, а также социализация и воспитание личности в педагогическом наследии Монтессори; «космическое воспитание»; проблемы математической подготовки к школе детей с нарушениями интеллекта в системе Монтессори; педагогические идеи Монтессори в общественном дошкольном образовании России первой половины XX века и в современной системе подготовки и переподготовки работников дошкольного образования.
Объектом исследования является педагогическое наследие Марии Монтессори.
Предметом исследования является процесс адаптации педагогики Марии Монтессори в образование России.
Хронологические рамки исследования с 1889 до 2019 года. Выбор данного периода для настоящего исследования обусловлен выступлением в 1889 году Марии Монтессори на конференции в Турине, что положило начало росту ее известности и повлияло на ее решение разрабатывать собственную обучающую методику. В настоящее время мы можем изучить использование ее наследия в отечественной педагогике и наблюдать за реализацией на практике.
Цель исследования: выявить особенности педагогики Марии
Монтессори и ее использование в нашей стране.
Для достижения цели исследования нами были выдвинуты следующие научно-исследовательские задачи:
1. Раскрыть основные идеи педагогики М. Монтессори, ее концепции и постулаты.
2. Проанализировать господствовавшие на различных периодах истории нашей страны педагогические теории и практики на предмет их взаимосвязи с педагогической системой М. Монтессори.
3. Описать основные проблемы, связанные с развитием педагогики М. Монтессори в России и выявить их причины.
4. Разработать и применить технологию проведения занятий с использованием основных положений концепции Монтессори-педагогики.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования нами использовались важнейшие принципы исторического познания: историзма, объективности и системности. Принцип историзма предполагает изучение всякого исторического явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности и актуальности. Принцип объективности подразумевает всесторонний охват изучаемого явления с целью раскрытия его сущности, а также постоянное установление достоверности и объективности исторических источников. Системный подход позволяет выявить важные закономерности и взаимосвязи, его применение обусловлено необходимостью рассмотрения предмета исследования как целостной системы.
Практическая значимость исследования. Материалы настоящей работы могут быть использованы студентами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование», при подготовке к занятиям по истории образования, разделу педагогики «Феномен образовательной деятельности». На основе данной работы возможно написание более углубленных статей, рассматривающих взаимосвязь отечественной и зарубежной альтернативной педагогики.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Апробация исследования. Основные положения исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019 год) и опубликованы в виде статей в журналах, входящих в перечень журналов РИНЦ.
Сафина Д.Р. Основные проблемы развития Монтессори-педагогики в России // Вестник научных конференций. — 2019. — № 4—1(44). — С. 91—93.
Сафина Д.Р. Актуальность идей М. Монтессори в реализации системно-деятельностного подхода в обучении // Вестник научных конференций. — 2019. — № 5 (в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реформаторская педагогика получила свое активное развитие во второй половине XIX века в Западной Европе и была представлена множеством течений. Несмотря на большое разнообразие подходов к воспитанию ребенка, педагоги того времени определяли его главную задачу как воспитание творческой и самостоятельной личности, свободно применяющей полученные знания в своей жизни. Отдельного упоминания служит педагогическая система Марии Монтессори, которая не ограничивала обязанности учителя лишь обучением и воспитанием ребенка, учитель по Монтессори — направляющий самостоятельной и индивидуальной деятельности детей.
Отвечая на вопрос о влиянии идей Марии Монтессори на отечественную педагогу, в первую очередь стоит сказать, что запрос на изменение системы образования имел место в российском обществе с конца XIX века. Образовательная система Российской империи строилась на классических принципах своего времени, таких как преобладающая роль учителя, авторитаризм, принуждение, ступенчатость образовательного процесса и предоставление уже готовых знаний и необходимость их усвоения. Идеи, схожие с представлениями Монтессори-педагогики, нашли место в отдельных немногочисленных направлениях отечественной педагогики, самым крупной и развитой из которых была педагогика свободного воспитания. Такие известные люди как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, разрабатывая свое видение нового воспитательного процесса, выдвигали схожие с Монтессори-педагогикой идеи. Однако, мы не можем говорить о каком либо влиянии идеи Монтессори на отечественную педагогику конца XIX века по причине того, что сама Мария Монтессори находилась только в начале своего пути и ее идеи еще не получили достаточного распространения не только в России, но и в Европе, а гуманистическая направленность отечественных педагогов явилась следствием общественного запроса на демократические преобразования и довольно сильных позиций либеральной идеологии в просвещенных кругах российского общества.
Сравнивая педагогическую мысль советского периода и педагогику Марии Монтессори, можно говорить об их частичном сходстве при различии целей образовательного процесса, причиной чему была идеологизированность советской системы образования, целью которой являлось воспитание человека в рамках социалистических идеалов, ввиду чего свободное развитие личности, являющееся основой Монтессори- педагогики, было невозможным. Идеи Марии Монтессори находили отклик в практике советских педагогов, но оказались под запретом в Сталинский период. Монтессори-педагогика обретает второе дыхание в СССР только к середине 1980-х годов.
На современном этапе педагогика Марии Монтессори не только не противоречит утвержденным государственным стандартам образования, но и имеет с ними множество общих черт, таких как принципы уважения к личности ребенка, признания его индивидуальности, защиты детей от психологического и физического насилия, утверждения субъект-субъектных отношений между учеником и педагогом.
Основополагающим элементом Монтессори-педагогики является специально подготовленная окружающая среда, благодаря которой ребенок сам развивает в себе такие качества как независимость, самостоятельность и активность.
Специальная окружающая среда нуждается в особых дидактических материалах, которые должны способствовать саморазвитию детей. Каждая группа материалов направлена на развитие определенных сфер ощущений и располагается в отдельных зонах.
В настоящее время работы Марии Монтессори постоянно переиздаются, постоянно проводятся конференции, семинары и мастер классы по Монтессори-педагогике.
Нами также была проведена попытка адаптировать педагогическую систему Марии Монтессори относительно средних классов МБУ «Больше- Машляковская СОШ» Рыбно-Слободского района. Было проведено 5 полноценных занятий в двух классах с применением специальной подготовленной среды для учеников и предоставлением им возможностей для свободной исследовательской деятельности. Результаты данного мероприятия показали, что система Марии Монтессори имеет возможности применения в том числе и для детей среднего школьного возраста, при этом необходима ее корректировка с учетом возрастных и прочих особенностей учеников.
К сожалению, для активного развития Монтессори-школы в России еще не сложились необходимые условия. Одним из таких условий является консервативность как образовательной системы в целом, так и множества отдельно взятых педагогов в частности. Необходимые условия, такие как отказ от классической классно-урочной системы, оценок, предоставление детям максимального уровня свободы не принимаются многими учителями, что является одной из причин незначительной доли Монтессори-педагогики в программах обучения. Создание же частных школ осложняется несколькими факторами. Одной из проблем является комплектация Монтессори-классов, ведь в них должны приниматься дети из дошкольных групп Монтессори. Большие материальные затраты на подготовку образовательного учреждения к работе по предлагаемой методике также тормозят внедрение Монтессори-педагогики в нашу систему образования. У большинства учителей нет специального образования и возможности его получить, ведь преподавать в Монтессори-группах нужно совершенно по- другому. И, наконец, необходима определенная адаптация этого содержания образования к условиям российского образования. К сожалению, несмотря на то, что существует уже ряд начальных классов, «работающих по Монтессори», реальное содержание их деятельности часто либо носит только
элементы метода, либо вообще ему не соответствует. Таким образом, однозначного отношения к педагогике Монтессори в нашей стране не существует, хотя эта педагогическая система крайне популярна во многих странах сейчас, в том числе и в России. Результаты проведенных исследований показывают, что эта система может и должна найти свое применение в современной российской образовательной системе. И если мы хотим реформировать современное образование на личностно
ориентированное взаимодействие педагога с детьми, то необходимо использовать особый стиль отношений по Монтессори: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Несмотря на переход к личностно-ориентированной модели в современном образовании, многие педагоги под влиянием сложившихся профессиональных навыков и стереотипов не ориентированы на индивидуальный подход к ребенку. Несмотря на это, педагогическое наследие Марии Монтессори имеет высокую степень актуальности в рамках развития современного образования и заслуживает дальнейшего полноценного изучения.


1. Абрамян Е.Л., Лорис-Меликова Н.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности // Эксперимент и инновации в школе. — 2014. — № 3. — С. 35—42.
2. Адрианова А.Е. Воспитательная работа в первом классе. — Л., 1940.
— 212 с.
3. Адрианова А.Е. Как подготовить ребенка к школе: Памятка родителям первоклассников. — М., 1954. — 32 с.
4. Адрианова А.Е. Краевая учебная книга Средней Волги. Вып. 1. Для 1го и 2-го годов обучения.— М. — Самара, 1934. — 64 с.
5. Адрианова А. Е. Весна и весенние работы. Дидактический материал // А.Е. и М.Е. Адриановы — М., 1930. — 98 с.
6. Адрианова А.Е. Воспитание санитарно-гигиенических навыков у учащихся 1-го класса (из опыта работы) // А. Е. Адрианова. — М., 1941. — 87 с.
7. Адрианова А.Е. Грамотным ребятам: Обществоведение.
Естествознание. Труд. Для 1 года обучения в городской школе. 1 вып.
— М., 1932. — 60 с.
8. Адрианова А.Е. Правила для учащихся в воспитательной работе начальной школы. — Л., 1948. — 125 с.
9. Адрианова М Е. Учебник русского языка для хантыйской начальной школы. Кн. 3. Для 4 класса начальной школы. — Л., 1938. — 208 с.
10. Адрианова М.Е. В городе и за городом весной. Комплексная методическая разработка. — М.—Л., 1928. — 49 с.
11. Адрианова М.Е. Жизнь и труд весной. Комплексная методическая разработка. — М. —Л., 1928. — 138 с.
12. Адрианова М.Е. Учебник русского языка для 4 класса еврейской школы.— М., 1939. — 192 с.
13. Адрианова М.Е. Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Кн. 3. Для 4 класса начальной школы. — Л., 1938. — 208 с.
14. Адрианова М.Е. Учебник русского языка для ненецкой начальной школы. Кн. 3. Для 4 класса начальной школы. — Л., 1938. — 208 с.
15. Анохина Н.В. Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — М., 2011.
— № 5. — С. 35—38.
16. Бим-Бад Б.М., Громыко Ю.В. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. — М., 1988. — № 2. — С.14
17. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. — М., 1930. — 197 с.
18. Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. — М.: ИТПиМИО, Фонд знаний «Ломоносов», 1994. — 182 с.
19. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет методу Монтессори. — М., 1994. — 64 с.
20. Богуславский. М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. — М., 2000. — № 4. — С. 63—70.
21. Бондарева Л. А. Модель управления подготовкой будущих педагогов в ВУЗе к реализации технологии М. Монтессори // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — М., 2008. — № 3. — С. 42.
22. Брыжинская Г.В. Математическая подготовка к школе детей с нарушениями интеллекта в условиях педагогической системы Монтессори: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М.,1999. — 19 с.
23. Гиби А. У порога школы // Свободное воспитание. — М., 1916—1917.
— № 7—8. — С. 83—86.
24. Горбунов-Посадов И. Заметка о Московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» // Свободное воспитание. — М., 1907—1908. — № 6. — С. 101—112.
25. Джуринский А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы. Монография. — М.: Прометей, 2014. — 130 с.
26. Дичковская И.Н. Индивидуализация воспитания в педагогическом наследии М.Монтессори: Автореф. дисс . канд. пед. наук. — Одесса, 1997.— 19 с.
27. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори. — М., 2009. — 215 с.
28. Дьяченко И.И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Мурманск, 2000.— 24 с.
29. Капустина Г. Система Монтессори в центре «Маросейка» // Народное образование. — 1995. — №1. — С. 15.
30. Каргапольцева H.A. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — Оренбург, 2000. — 48 с.
31. Каргапольцева Н.А. Профессиональна подготовка Монтессори- педагога // Вестник ОГУ. — 1999. — № 2. — С. 42.
32. Китаев И. Мысли народного учителя о школе // Свободное воспитание. — М., 1907—1908. — № 4. — С. 65.
33. Корнетов Б. Г. Становление и сущность демократической педагогики. — М., 2013. — 460 с.
34. Корнетов Г.Б. Педагогика. — М., 2003. — 182 с.
35. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. — М., 1994. — 390 с.
36. Крупенина М. В. К вопросу о предмете и методологии педагогики. — М., 1929. — 211 с.
37. Крупская Н.К. Воспитывающая школьная община // Свободное воспитание. — М., 1916-1917. — № 1. — С. 4
38. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. — М.,1958. — Т. 2. — 391 с.
39. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины ХГХ — начала ХХ в. — М., 1990. — 727 с.
40. Монтессори М. Дети другие. — М., 2004. — 336 с.
41. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. — М., 2009. — 315 с.
42. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М., 1995. — 219 с.
43. Пискунов. А.И. Методы педагогических исследований. — М., 1979. — 460 с.
44. Преображенская Е.П. Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок в VI-VII классах (из опыта работы). — М., 1959. — 279 с.
45. Сафаралиева О.Н. Основные идеи педагогической системы М.
Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. — 2015 — №5. — С. 60.
46. Свободное воспитание. — Форзац. — М., 1911—1912. — № 1. — С. 1.
47. Скуднова Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики. — Таганрог, 2000. — 180 с.
48. Смирнова Н.Н. Негосударственное образование как инициатива родителей // Обруч. — 1999. — №4. — С. 21.
49. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. Начальная школа Монтессори. — М., 2008. — 132 с.
50. Сумнительный К.Е. Космическое воспитание (в педагогической системе Марии Монтессори). — М., 2000. — 110 с.
51. Таубман В.В. Антирелигиозное воспитание детей в дошкольных учреждениях. — М.—Л., 1930. — 59 с.
52. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. — М.—Л., 1937. — 86 с.
53. Тришкина Н.Ю. Институциональные проблемы российского образования на современном этапе // TerraEconomicus. — 2011. — № 4.
— С. 245.
54. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори— педагога. Кн. 1. — М., 2010. — 412 с.
55. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори: ст., дневники, рукописи.
— М., 2007. — 302 с.
56. Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. — М., 1923. — 133 с.
57. Фельдштейн Д.И. Тенденция и потенциальные возможности развития / в книге: Пересмотр основ педагогики Монтессори. — Л., 1924. — 105 с.
58. Чулицкая Л.И. Биологические особенности дошкольного возраста и
системы Монтессори / в книге: Пересмотр основ педагогики
Монтессори. — Л.,1924. — 105 с.
59. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1958. — 432 с.
60. Шилин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта: (На примере Германии). — Новгород, 1999. — 94 с.
61. Эфрусси П. О. Свобода и воспитание. — М., 1917. — № 3. — С. 67.
62. Эфрусси П.О. Психология раннего детства. — М.—Л., 1931. — 142 с.
63. Якимова М.Н. Педагогика Марии Монтессори в современной системе непрерывного образования. — Новокузнецк, 2005. — 160 с.
64. Якимова М.Н. Педагогика Марии Монтессори в современной системе подготовки и переподготовки работников дошкольного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. — 23 с.
Интернет-ресурсы
65. Валеев А.А. Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике XX в. [Электронный ресурс] // URL: https:// elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%
3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3F id%3D 16201735 (дата обращения: 24.10.2018)
66. Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании. [Электронный
ресурс] // URL:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1376/5/1325090_readingbook.pdf (дата обращения: 03.11.2018)
67. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. [Электронный
ресурс] // URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-vospitanii-i-
obrazovanii/ (дата обращения: 29.11.2018)
68. Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. [Электронный ресурс] //
URL: http://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-
sochineniya_4_1984 (дата обращения: 21.11.2018)
69. Программа муниципального бюджетного ОУ СОШ «Эврика-Развитие»
г. Томска. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.eurekatomsk.ru/education/1-4/montessori (дата обращения:
01.04.2019)
70. Рихтер Н. П. Искусство в педагогике свободного воспитания
России конца XIX — начала XX века. [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A %2F%2Felibrary%2Eru%2F item%2Easp%3Fid%3D29809671 (дата
обращения: 27.10.2018)
71. Русская Монтессори-Школа Анны Дурмановой г. Москва.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.rusmontessori.ru (дата
обращения: 28.03.2019)
72. Толстой Л.Н. Полное тобрание точинений: В 90 т. [Электронный
ресурс] // URL:
https: //rvb. ru/tol stoy/01 text/vol_ 17_18/vol_17/01 text/0349. htm (дата
обращения: 17.10.2018)
73. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). [Электронный ресурс] // URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/russkij -yazyk/fgos/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj - standart-srednego-obshchego-obrazovaniya-fgos-soo.html (дата
обращения: 12.12.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ