Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровые технологии в преподавании истории в 10 классе при изучении темы Средневековья

Работа №39079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
928
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные образовательные технологии при изучении курса истории в школе 7
1.1 ФГОС и современные требования общества к преподаванию истории в 10 классе 7
1.2 Особенности использования современных образовательных технологий при изучении Средневековья учащимися старших классов 13
Выводы по первой главе 17
Глава II. Цифровые технологии в преподавании истории Средних веков в 10 классе 19
2.1 Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя истории старших классов 24
2.2 Методика организации учебных занятий с учащимися 10 класса при изучении темы Средневековья, с использованием цифровых технологий 31
Выводы по второй главе 42
Заключение 45
Список использованной литературы: 47
Приложения 53

Стремительно развивающиеся цифровые технологии требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. В настоящее время создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, формирования новых средств обучения.
Структура и содержание школьного исторического образования за последние годы также претерпевает значительные изменения. Прежде всего, осуществлен переход с «линейной» системы преподавания, на «концентрическую». В рамках этих двух проектов систематическое изучение истории ведется как раздельными курсами (синхронизованными), параллельными отечественной и всеобщей истории, так и интегративным или модульным курсом, например: «Древняя и Средневековая Русь», «Россия и
мир», «Духовная жизнь России XX в.» и другие
Постепенно меняются и принципы научного подхода в деятельности большинства педагогов, а особенно в работе современного учителя истории. Так суть одного из них заключается в том, что подрастающее поколение любой страны должно любить, знать и почитать историческое прошлое своего народа, его многочисленных национальностей, вероисповедания, историю религий, прошлое и настоящее своей территории, её героические, славные и даже очень
трудные (спорные) периоды жизни людей и государства.
Как показывает современная история— игнорирование этого принципа, возвеличивание прав и свобод одного народа, одной группы, нации, народности, в ущерб других людей приводит к серьезным экономическим, социальным и даже военным потрясениям. Страдают, в основном, мирные люди и даже дети.
Содержание другого принципа работы в деятельности всех преподавателей, в том числе и учителей истории, связано с модернизацией научно-технического прогресса, внедрением различного рода инноваций.
Важно и то, что наиболее широкомасштабный эксперимент в этой области, на наш взгляд, связан с развитием и внедрением цифровых, компьютерных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь учителей, учащихся, а также родителей школьников, охватывающий на сегодня, своим влиянием, по существу, все грани развития и жизни российской системы образования.
Актуальность. Как показывает анализ опыта преподавания истории в старших классах, например, в 10-х, при изучении темы Средневековья, учителя широко применяют различные технические средства обучения. Наиболее значимый результат появляется в том случае, когда не только педагоги, учителя, воспитатели, но и сами школьники на своих занятиях, во внеурочное время, а также подготовки к ним широко используют различные цифровые технологии: просмотр телевизионных фильмов, презентаций, работу с электронными картами, архивными документами и т.п.
В большинстве случаев молодежь затрудняется ответить правильно о важнейших исторических датах в жизни нашей страны, плохо знают фамилии и имена знатных и почитаемых в обществе людей их боевые и трудовые подвиги. Лишь студенты исторических отделений филолого-исторических факультетов высших учебных заведений более или менее способны ответить на многочисленные вопросы исторического характера.
Актуальность исследования определила выбор темы цифровые технологии преподавания истории в 10 классе при изучении темы Средневековья.
Объект исследования — современные технологии в преподавании истории в школе.
Предмет исследования — применение цифровых технологий в преподавании истории в 10 классе при изучении темы Средневековья.
Цель исследования — изучение цифровых образовательных технологий, применяемых в преподавании исторических дисциплин, на основе обобщения передового опыта работы педагогов (в частности, учителей истории и обществознания); отбор и описание тех из них, которые можно использовать в процессе преподавания истории в 10 классе общеобразовательной школе по теме Средневековья.
Задачи исследования:
1. изучить понятийный аппарат «цифровое образование» в свете реализации ФГОС;
2. рассмотреть возможности современных образовательных технологий при изучении Средневековья учащимися старших классов;
3. обобщить опыт работы учителей по применению цифровых и электронных образовательных ресурсов в преподавании истории в 10 классе при изучении темы Средневековья.
Научная новизна ВКР заключается в том, что на основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов, практики преподавания истории России, Всеобщей истории обобщен опыт педагогов по реализации цифровых образовательных ресурсов, который можно будет использовать при изучении темы Средневековья в 10 классе общеобразовательных школ.
Практическая значимость ВКР состоит в том, что материалы по теме исследования, анализ и обобщение опыта работы по применению цифровых технологий в старших классах средней школы, технологические карты занятий по теме Средневековья для учащихся 10 класса, могут быть использованы в практической деятельности учителей истории и студентов при подготовке к урокам.
Методы исследования: анализ научной, историко-педагогической, методической и учебной литературы; изучение и обобщение передового и массового опыта работы учителей по преподаванию истории в школе и старших классах; синтез цифровых технологий при обучении Средневековья на уроках истории в 10 классе.
Апробация исследования: основные положения исследования докладывались на итоговой студенческой научно-практической конференции (Апрель, 2019г., г. Елабуга) и были опубликованы.
Нурхаметова Д.И. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ // Студенческий вестник: научный журнал. - № 22(72). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
Структура ВКР включает в себя: введение, две главы по два параграфа, выводы по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении представлены три разработки урока по теме Средневековья для учащихся 10 классов общеобразовательной школы, с применением цифровых технологий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. Цифровые технологии позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Как оказалось — это далеко не простая задача. Технологически её можно рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, как чисто научно-техническую проблему. В таком случае учитель истории, как в прочем и любого другого предмета, должен обладать глубокими знаниями, умениями, навыками и профессиональными
компетенциями в области цифровых технологий, хорошо усвоить школьный курс физики, информатики, программирования и ряда других предметов.
Во-вторых, как проблему педагогическую, в решении которой учителю истории необходимо быть также профессионально подготовленным человеком, обладающим богатым человеческим опытом, яркой жизненной позицией и рядом других качеств. В этой связи учитель истории должен хорошо знать основы современной дидактики, теории и методики воспитательной работы, основы классической и современной психологии, социологии и ряда других фундаментальных наук, изучаемых студентами в системе высшего образовании.
В-третьих, как проблему научно-методического характера, помогающего учителю истории осознать, что среднее (полное) общее образование — это завершающий этап в жизни школьника, задачей которого является обеспечение каждого из учеников опытом социального взаимодействия с другими людьми, его адаптацию в современном мире, содействие гражданскому, духовному развитию и самоопределению. И в этом благородном деле изучение курсов по Всемирной истории и Истории Отечества играют свою благородную роль.
Наконец, в-четвертых, как проблему внутри школьного, образовательного характера педагогического труда учителя истории, которая, как известно, решается более успешно только в том случае, когда организована система специализированной подготовки учащихся старших классов, ориентированной на индивидуализацию процесса обучения и социализацию обучаемого.
Это возможно только в том случае, когда максимально учитываются потребности ребенка в самоопределении, его дальнейшие планы в сфере образования и получения профессии, а также реальные потребности рынка труда и занятости населения того или иного региона РФ.
Именно с точки зрения этих позиций нами проведен анализ научно - технической, педагогической, учебно-методической литературы, материалов периодической печати и Интернет-ресурсов в области внедрения цифровых технологий в работе учителя истории, в том числе в процессе преподавания темы «Средневековье», в рамках более углубленного курса Всемирной истории.
Таким образом, на наш, взгляд, поставленные во введении цель и задачи ВКР успешно решены, а содержание проведенного исследования можно считать успешно выполненным.


1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. Учебник 10 класс / Л.Н. Алексашкина, В.Н. Головина. - М.: Просвещение. - 2010. - 431с.
2. Акулов О.А. Информатика: базовый курс: учеб. для студентов вузов / О.А. Акулов, Н.В. Медведев - М.: ОМЕГА Л. - 2007. - 560 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2006. - 608 с.
4. Анохин А. Б. Android для телефонов и планшетов: недостающее руководство для всех!: все версии от 2 до 4 / А.Б. Анохин.- М.: Изд-во Триумф. - 2012. - 224с.: ил. + CD-ROM.
5. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. / Цифровая трансформация системы образования проектирования ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений. // Проблемы цифровой трансформации системы образования- 2017. - № 1. - С.78-81.
6. Ахтариева Р.Ф. К вопросу исследования феномена «Образовательное
пространство» /Инновации и традиции в решении проблем модернизации современного образования: Материалы II международной научно-практической конференции //Р.Ф. Ахтариева и др. - Елабуга: Изд-во филиала КФУ в г. Елабуга. - 2012. - С.27 - 31.
7. Бадд Э. Мастерская CSS: профессиональное применение Web-стандартов.
: Пер. с англ. /Э. Бадд, К. Молл, С. Коллизон - М.: ООО «И.Д. Вильямс». - 2007. - 272 с.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие
для инженерно-педагогических институтов и индустриально -
педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга». - 1996. - 344 с.
9. Волович Г.И. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых
электронных устройств. 2-е изд., испр.- / Г.И. Волович. - М.: Издательский дом «Додэка -XXI». - 2007. - 528 с.
10. Ворожейкина Н.И. ЕГЭ - 2010. История: Сборник заданий / Н.И. Ворожейкина, Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина - М.: Просвещение. - Эксмо. - 2010. - 288 с.
11. Всеобщая история 10 класс (Климов) Глава 2.Средние века 7. Западная Европа V-X вв.: от варварских королевств до христианских империй. 8. Византия и Восточная Европа. [Электронный ресурс] (дата обращения: 3.05.2019)
12. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.11. /М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА - ПРЕСС - Образование. - 2007. - 240 с.
13. Всемирная история: в 24 т. Т. 13. - М.: Изд-во «АСТ». - 1995. - 575 с.
14. Вурста Н.И. Историческое сочинение / Н.И. Вурста. - Ростов н/Д. - Феникс. - 2019. - 221 с.
15. Галеева И.Ш. Опытно - экспериментальная работа профессионального объединения учителей по формированию личности ребенка / И.Ш. Г алеева // Школа: проблемы и поиски. - Казань. - 2005. - № 1. - С. 34-37
16. Головко А.В. История /А.В. Головко. - М.: ЭКСМО. - 2017. - 304 с.
17. Губина С.Л. Всемирная история в схемах, терминах, таблицах. Издание 5 / С.Л. Губина. - Ростов н/Д. - «Феникс». - 2017. - 108с.
18. Детский университет Приволжского федерального округа: Занимательные и методические материалы. Выпуск 1. - Елабуга. - 2013. - 300 с.
19. Дурова Н.А. Записки кавалерист - девицы. Переиздание /Н.А.Дурова. - Казань. - Татарское книжное издательство. - 1979. - 200 с.
20. Дронов В.А. Разработка интерактивных Web-сайтов. / В.А. Дронов. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2007. - 480с.
21. Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников.
Программы элективных курсов: профильная школа. - М.: Вентана - Граф. - 2006. - 256 с.
22. Загладин Н.В. Всеобщая истории с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд. / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». - 2009. - 432 с.
23.Занимательная история: в 6 кн. Кн. 3. - М.: Изд-во «АСТ». - 1996. - 450 с.
24. История России с древних времен и до конца XX века: в 3 т. Т. 2. - М.: Изд-во «АСТ». - 1997. - 575 с.
25. Имамова И.Ф. Проблемы внедрения информационных технологий в учебный процесс / И.Ф. Имамова // Школа: проблемы и поиски. - Казань.
- 2005. - №1. - С 29-31.
26. Ишимов А.О. История России в рассказах для детей. В 2 т. /А.О. Ишимов
- М.: Изд-во «АСТ». - 1996. - 440 с.
27. Кузин А.В., Дёмин В.М. Компьютерные сети: Учебное пособие /А.В. Кузин, В.М. Демин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. - 2005. - 192 с.
28. Матусевич Т.А. ArcGIS Online для организаций /Т.А. Матусевич. - //ARCREVIEW - современные геоинформационные технологии. - 2012. - №4. - С.15-16.
29. Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию. - М. - 2017. - № 8. - С. 14-23.
30. Синклер Я. Введение в цифровую звукотехнику. Пер. с анг. / Я Синклер. - М.: Энергоатомиздат. - 1990. - 80с.
31. Серов Б.Н. Поурочные разработки по Истории России с древних времен до конца XIX века (учебно-методическое издание) / Б.Н. Серов, М.В. Лескинен - М. «ВАКО». - 2003. - 304 с.
32. Средние века [Электронный ресурс] (дата обращения: 13.04.2019)
33. История России 10 класс. [Электронный ресурс] (дата доступа 27.02.2019) .
34. История Средних веков. Том 1. Сказкин С. 2010 г. [Электронный ресурс] (дата доступа 27.03.2019).
35. История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник: / Под ред. С.П. Карпова. — 4-е издание. — М.: Изд-во Моск. ун-та и «Высшая школа». - 2003. — 640 с.
36. История средних веков: учебно-методические рекомендации для
студентов всех специальностей истор. фак. / Сост. А.Ю. Бодак, Е.А. Бурик]; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. всеобщей истории. - Брест: Изд-во БрГУ, 2013. - 64 с.
37. Кацва Л.А. История Отечества / Л.А. Кацва. - Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ГИА и ЕГЭ. //Под ред. В.Р. Лещинера. - М.: АСТ ПРЕСС-КНИГА. - 2017. - 848 с.
38. Лебедева Р.Н. История. Даты: Справочник: 5-11 класс. ФГОС. /Авт. состав. - Р.Н. Лебедева. - 3-е изд. пер. и доп. - М.: Издательство «Экзамен». - 2017. - 237 с.
39. Лебедева Р.Н. История в схемах и таблицах: Справочник: 5 - 11 классы. ФГОС. 4 изд. пер. и доп. / Р.Н. Лебедева. - М.: Изд-во «Экзамен». - 2018.
95 с.
40. Маркин С.А. История. Картографический тренинг. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Изд. 3-е исправ. / С.А. Маркин. - Ростов н/Д «Феникс»
2016. - 158с.
41. Международный Фестиваль школьных учителей 2018 год. [Электронный ресурс] (дата обращения 15.02.2019).
42. Исторические хроники: История средних веков в средней школе [Электронный ресурс] (дата обращения 15.02.2019).
43. История средних веков [Электронный ресурс] (дата обращения
20.02.2019) .
44. Первушина Е. История после уроков. Тайны и загадки русской истории XVIII - XIX веков / Елена Первушина. - Ростов н/Д «Феникс». - 2019. - 142с.
45. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система: база данных. (дата обращения:
01.03.2019) .
46. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие, Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы / М.Ю. Савченко. - М.: ВАКО. - 2008. - 240 с.
47. Социально-экономические и политические процессы в Западной Европе в конце XI-XV веков [Электронный ресурс] (дата доступа 25.02.2019).
48. Студенты в средние века: учеба, развлечения и бунты. [Электронный ресурс] (дата доступа 27.05.2019).
49. Тематическое планирование и программы курсов истории. 10-11 классы: пособие для учителей /Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, А.Г.Колосков, Л.И.Ларина. - М.: Школьная Пресса. - 2005. - 144 с.
50. Тэффи и др. Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»: Книга для ст. школьного возраста /Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. - М.: Просвещение. - АО «Учеб. литература». - 1996. - 144 с.
51. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко. - М.: Просвещение. - 1991. - 175 с.
52. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике, Базовый уровень: 10-11 классы / А.Х. Шелепаева. - М.: ВАКО. - 2011. - 352 с.
53. Шпека И.А. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах: из опыта работы / И.А. Шпека. - М.: Чистые пруды. - 2007. Вып. №4 (16). - 32 с.
54. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. / Б. Хантер. - М.: Просвещение. - 1989. - 224 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ