Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №39073

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

инвестиции

Объем работы217
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ 6
1.1. Сущностная характеристика инвестиционной привлекательности 6
1.2. Инструменты и методы управления инвестиционной привлекательностью регионов 12
1.3. Методики анализа инвестиционной привлекательности регионов 19
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ 30
3.1. Лучшие отечественные и зарубежные практики по повышению инвестиционной привлекательности 30
3.2. Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности
отдельных регионов РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

В современных рыночных условиях регионы не могут планомерно развиваться при отсутствии или недостатке необходимых ресурсов, таких как финансовые, трудовые, производственные, информационные и т.д. Большую роль в обеспечении региона ресурсами играют инвестиции, которые поступают в регионы, наиболее привлекательные для инвесторов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для развития и поддержания экономики региона на определенном уровне необходим постоянный приток средств, в частности, инвестиций. Именно за счет них у региона появляется возможность развития инфраструктуры и отраслей социальной сферы, увеличения уровня занятости населения, темпов производства, что в конечном итоге приводит к повышению уровня качества жизни населения региона. В условиях перехода на новый технологический уклад всегда требуются новые финансовые ресурсы, которыми страна и ее субъекты не в состоянии обеспечить себя в полном объеме. В такой ситуации именно инвестиции являются стимулятором роста производства, внедрения инноваций и повышения благосостояния, а уровень инвестиционной привлекательности обуславливает свободу перетока капитала.
Объектом исследования является инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации.
Предмет исследования - управление инвестиционной привлекательностью регионов России.
Целью исследования стал анализ инвестиционной привлекательности регионов РФ, который послужил основой для последующего объединения их в 4 группы по уровню инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
К задачам, выполнение которых позволит достичь поставленной цели, можно отнести:
1. Рассмотрение сущностной характеристики инвестиционной привлекательности.
2. Изучение инструментов и методов управления инвестиционной привлекательностью регионов.
3. Обзор методик анализа инвестиционной привлекательности регионов.
4. Проведение сравнительной характеристики инвестиционной привлекательности регионов РФ.
5. Выполнение анализа инструментов управления инвестиционной привлекательностью отдельных регионов.
6. Выявление проблем управления инвестиционной привлекательностью регионов.
7. Рассмотрение лучших практик управления инвестиционной привлекательностью.
8. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления инвестиционной привлекательностью регионов.
В рамках проведенного исследования были применены такие методы, как контент-анализ, статистический, аналитический, метод сравнения, синтез, индукция, ранжирование и рейтингование, изучение документации и информационных материалов. Были проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся инвестиционной политики, сайты рейтинговых агентств и статьи о методиках анализа ИП регионов.
Теоретической базой работы стали труды таких ученых, как Полтавченко Г. С., Мироедов А. А., Булгакова Л. Н., Турганали И. Т. и Абдимомынова А. Ш., Голайдо И. М. и Уварова Е. Е., Валинурова Л. С., Чиненов М. В., Бабанов А. В., Гришина И. В., Шахназаров А. Г. и Ройзман И. И., Изюмова О. Н., Нерсисян Л. С. и Салимова Ф. Н, а также Литвинова В. В.
Информационной базой работы стали статьи, монографии российских и зарубежных авторов, официальные сайты рейтинговых агентств, органов государственной власти РФ и ее субъектов, инвестиционные порталы субъектов, статистические данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, а также с официальных сайтов территориальных органов ГКС.
Вышеперечисленные задачи предопределили структуру работы, которая включила в себя введение, три главы, в двух из которых по три параграфа, в последней - два, заключение, список использованных источников и приложения. В приложениях в виде таблиц представлены результаты расчетов индексов по каждому показателю, индексов для блоков инвестиционного потенциала и инвестиционного риска и итоговый индекс уровня инвестиционной привлекательности.
Работа выполнена на 88 страницах (без учета приложений) и содержит 13 рисунков, 1 таблицу и 82 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях перехода на новый технологический уклад страна и ее субъекты не в состоянии в полном объеме обеспечить себя финансовыми ресурсами. В такой ситуации именно инвестиции являются стимулятором роста производства, внедрения инноваций и повышения благосостояния, что и обусловливает актуальность исследования инвестиционной привлекательности регионов.
Инвестиционный потенциал региона - это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных социально -экономической политикой региона.
Инвестиционный риск представляет собой вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона ввиду наличия в нем негативных условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или дохода от них.
Инвестиционная привлекательность является сформированным
инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками состоянием регионального хозяйства, отображаемым локальными и агрегированными индикаторами безопасности, доходности, реальности и перспективности инвестиций.
В ходе исследования автором была поставлена цель: анализ
инвестиционной привлекательности регионов РФ, который послужил основой для последующего объединения их в 4 группы по уровню инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Для достижения цели были определены задачи, которые позволили раскрыть сущность инвестиционной
привлекательности регионов, а также ее составные элементы, характеризующие регион с разных позиций.
Было отмечено, что единой методики оценки инвестиционной
привлекательности на данный момент не существует. Методики,
38
представленные в работе, отличаются как количеством показателей и группировкой их по блокам, так и способами вычисления итоговых значений и формами представления результатов проводимого анализа. В связи с этим была разработана собственная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, которая позволила провести количественный и качественный анализ регионов.
Для проведения расчетов уровня инвестиционной привлекательности регионов были вычислены значения инвестиционного потенциала и инвестиционного риска путем сложения значений входящих в каждый из них блоков, представляющих собой средние значения индексов относящихся к ним показателей. Конечный показатель, инвестиционная привлекательность, была представлена как частное от деления инвестиционного потенциала на инвестиционный риск.
В результате проведенного анализа было выявлено, что регионом-лидером с высокой инвестиционной привлекательностью является Московская область. Регионом с самым низким значением инвестиционной привлекательности по итогам 2017 года стала республика Тыва. Стоит отметить, что в уровне инвестиционной привлекательности регионов, а точнее в количественном соотношении регионов с высокой, средней и низкой инвестиционной привлекательностью, с 2005 года к концу рассмотренного периода практически ничего не изменилось. Несмотря на проводимую государственными властями политику по повышению инвестиционной привлекательности регионов, в этой области значительных изменений не наблюдается. На данный момент регионов с высоким инвестиционным потенциалом меньше, чем регионов с низким потенциалом, а регионов с высоким и низким инвестиционным риском примерно одинаковое количество. Также можно заметить, что есть несколько регионов, которые выделяются на фоне остальных, располагаясь дальше от центра.
В рассмотренных регионах имеется инфраструктура, позволяющая повысить инвестиционную привлекательность регионов и осуществлять поддержку инвесторов, однако не везде она используется в полной мере.
Наиболее оснащенным регионом стала республика Татарстан, наименее оснащенным - республика Тыва. Можно сделать вывод, что степень оснащенности инвестиционной инфраструктурой соответствует положениям регионов, занимаемым в схеме взаимосвязей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
В регионах, выбранных для анализа, были выявлены проблемы в следующих областях:
• транспортная инфраструктура;
• информационно-коммуникационная инфраструктура;
• демография;
• инновации.
Для решения выявленных проблем в проанализированных регионах были предложены следующие рекомендации.
Для Челябинской области и республик Кабардино-Балкария и Тыва осуществлять сотрудничество с регионами, имеющими высокий уровень развития инноваций, увеличивать расходы на научно-исследовательские разработки, т. к. расчет индекса по показателю «Внутренние затраты на НИР» показал низкий уровень в этих регионах, привлекать высококвалифицированные кадры в рамках государственных программ, предоставлять налоговые льготы для компаний, осуществляющих научно-исследовательские разработки, объявить конкурс на разработку путеводителя инвестора.
Для Челябинской области и республики Тыва можно порекомендовать подавать заявки на строительство новых автомагистралей в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», реализовывать проекты государственно-частного партнерства в области строительства автомобильных дорог.
В качестве рекомендаций для Кабардино-Балкарской республики и республики Тыва можно предложить создать Ассоциацию инвесторов/предпринимателей и организовывать региональные форумы по инвестиционной деятельности, внедрять программы переобучения граждан, оставшихся без работы в связи с изменившейся структурой спроса на рынке труда, проводить переобучение граждан пожилого возраста для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, стимулировать трудовую миграцию путем предоставления льгот.
Для повышения инвестиционной привлекательности республики Тыва можно предложить создать специализированный орган, осуществляющий инвестиционную политику, открыть коворкинг-центр «Точка кипения», подать заявку на создание ОЭЗ в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Реализация предложенных рекомендаций позволит регионам повысить инвестиционную привлекательность, что станет стимулятором роста производства, внедрения инноваций и повышения благосостояния общества.
Таким образом, был проведен анализ инвестиционной привлекательности регионов в теоретическом и практическом аспекте, что позволило получить наиболее полную картину динамики и текущей ситуации в сфере инвестирования в регионах и достигнуть поставленной цели.


1. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
2. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
3. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
4. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
10. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145- ФЗ;
11. «Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1» от 31.07.1998 № 146-ФЗ;
12. «Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2» от 5.08.2000 № 117-ФЗ;
13. Закон Республики Татарстан от 10 октября 2011 года № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»;
14. Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»;
15. Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;
16. Закон Республики Татарстан от 28.11.2003 № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций»;
17. Указ Президента Республики Татарстан № УП-477 от 18.06.2012 «Об Инвестиционной декларации Республики Татарстан»;
18. Указ Президента Республики Татарстан от 05 июля 2012 года № УП- 538 «Об образовании Инвестиционного совета Республики Татарстан»;
19. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 1254 от 28.12.2018 «Об утверждении Инвестиционного меморандума на 2019 год»;
20. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999 № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;
21. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
31.10.2013 № 823 «Об утверждении Государственной программы
«Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»;
22. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2017 года № 928 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям-управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных площадок муниципального уровня, создаваемых (проектируемых) промышленных (индустриальных) парков и (или) создаваемых (проектируемых) промышленных площадок муниципального уровня, а также их резидентам на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений на территории инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на приобретение нового оборудования в целях создания, развития или модернизации производства товаров (работ, услуг)»;
23. Распоряжение Президента Республики Татарстан от 18.12.2018 № 425 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по улучшению инвестиционного климата в Республике Татарстан в соответствии с показателями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2018 - 2019 годы»;
24. «Земельный кодекс Республики Татарстан» от 10.07.1998 № 1736;
25. Закон Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях»;
26. Закон Челябинской области от 28.08.2003 № 175-ЗО «О
стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области»;
27. Закон Челябинской области от 28.08.2008 г. № 297-30 «О предоставлении государственных гарантий Челябинской области»;
28. Закон Челябинской области от 28.11.2016 № 453 -ЗО «О снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»;
29. Постановление Правительства Челябинской области от 16 декабря
2015 года № 623-П «О государственной программе Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на
2016 - 2020 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области»;
30. Распоряжение Правительства Челябинской области от 26.07.2013 г. № 138-рп «Об утверждении Инвестиционной стратегии Челябинской области до 2020 года»;
31. Распоряжение Губернатора Челябинской области от 24 октября 2012
г. № 1300-р «О создании Совета при Губернаторе Челябинской области по улучшению инвестиционного климата»;
32. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 г. № 23- РЗ «Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике»;
33. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 ноября 2015 года № 44-РЗ «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов»;
34. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2002 года № 18-РЗ «Об инвестиционном налоговом кредите»;
35. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2011 года № 27-РЗ «О порядке предоставления государственных гарантий Кабардино- Балкарской Республики»;
36. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2010 года № 57-РЗ «О предоставлении льготы по налогу на имущество организаций и понижении ставки налога на прибыль организаций субъектам инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике»;
37. Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2015 года № 49-УГ «О Совете при Главе Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям и предпринимательству»;
38. Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 07 марта 2013 года № 27-УГ «Об инвестиционной декларации Кабардино-Балкарской Республики»;
39. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 февраля 2013 г. № 36-ПП «Об инвестиционной стратегии КабардиноБалкарской Республики на период до 2030 года»;
40. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2012 г. N 1-ПП «О государственной программе Кабардино-
Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
41. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2006г № 233-ПП «О создании открытого акционерного общества «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики»;
42. Конституционный закон Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № 886 ВХ-1 «О земле»;
43. Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 года № 1541 ВХ-II «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения»;
44. Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 года №2 476 ВХ-I «О налоге на имущество организаций»;
45. Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1171 ВХ-I «Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва»;
46. Закон Республики Тыва от 31 декабря 2010 года № 279 ВХ-I «О порядке предоставления государственных гарантий Республики Тыва»;
47. Указ Главы Республики Тыва от 17 апреля 2013 года № 83 «Об Инвестиционной декларации Республики Тыва»;
48. Постановление Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 года № 450 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы»;
49. Постановление Правительства Республики Тыва от 2 июля 2015 года № 326 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Тыва до 2020 года»;
Книги, монографии
50. Литвинова, В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: монография / В. В. Литвинова. - М.: Финансовый университет, 2013. - 116 с.;
Печатная периодика
51. Булгакова Л. Н. методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов // Финансы и кредит. - 2004. - №15. - С. 5-7;
52. Голайдо И.М., Уварова Е.Е. Инвестиционный климат региона: содержание, структура и проблемы формирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2016. - №3. - С. 236-242;
53. Гришина, И. В. Комплексная оценка инвестиционной
привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей / Гришина И. В., Шахназаров А. Г., Ройзман И. И. // Инвестиции в России. - 2001. - №4. - С. 5-16;
54. Мироедов, А. А. Использование показателя валового регионального продукта в оценке экономического развития региона / А. А. Мироедов, О. А. Шарамыгина // Вопросы статистики. - 2003. - № 9. - С. 29-36;
55. Полтавченко Г. С. Инвестиционная составляющая регионов ЦФО / / Внешняя торговля. - 2002. - №4-5. - С. 3-5;
56. Ройзман И. И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. - 2006.- № 3. - С. 9-11;
57. Турганали И. Т., Абдимомынова А. Ш. Экономическое содержание и структура инвестиционного потенциала региона // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 507-510;
Электронные ресурсы
58. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб.
[Электронный ресурс] / Росстат. М. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1138623506156;
59. Бабанов, А. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона [Электронный ресурс] / А. В. Бабанов // Вестник ИЭАУ. - 2013. - №2. - Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauka-v- ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-n-2/babanov-a.b.-
investicionnaya-privlekatelnost-i-investicionnyj-klimat-regiona/;
60. Изюмова О. Н. Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона [Электронный ресурс] / О. Н. Изюмова // УЭкС. - 2011. - №34. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-priroda- innovatsionnogo-potentsiala-i-investitsionnoy-privlekatelnosti-regiona;
61. Финансово-кредитный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/financial-
credit/articles/456/investicionnyj-klimat.htm;
62. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан [Электронный ресурс] http://tida.tatarstan.ru/;
63. Агентство инвестиционного развития Челябинской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.investregion74.ru/;
64. Инвестиционный паспорт Кабардино-Балкарии [Электронный
ресурс] / Режим доступа: https://invest.kbr.ru/;
65. Инвестиционный портал Республики Татарстан [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://invest.tatarstan.ru;
66. Инвестиционный портал Республики Тыва [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ituva.ru.;
67. Инвестиционный портал Челябинской области [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://ru.investregion74.ru/index_ru.htm;
68. Консультативный совет по иностранным инвестициям в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fiac.ru/ru/;
69. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/index.htm;
70. Путеводитель инвестора Республики Татарстан [Электронный
ресурс] / Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/investment-guide/guide-to-
investment-tatarstan-2019-rus.pdf

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ