Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ» В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1917-1929 ГГ.

Работа №39067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
563
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1
КОНЦЕЦИЯ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1920- 1929 гг. И МЕТОДЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 12
1.1 Концепция "нового человека" и "новой женщины" в трудах большевистской номенклатуры 12
1.2 Решение "женского вопроса" в советской России: проблемы и противоречия 24
Глава 2
ОБРАЗЫ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКИХ КИНОФИЛЬМАХ 1917-1929 ГГ 33
2.1 Облик советской женщины в социально-бытовых картинах ("Третья Мещанская" и "Ваша знакомая") 33
2.2 Кинофильмы рабоче-крестьянской тематики ("Мать" и "Генеральная линия") 46
2.3 Остросоциальное советское кино ("По закону" и "Парижский сапожник") 59
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 72

Начало XX века во всем мире ассоциируется с мощным культурным и производственным скачком, своеобразным "взрывом". Развитие науки и техники, медицины и психологии дало мощный толчок в деле популяризации материализма и атеизма. Кроме того, с новой силой вспыхнули идеи, ожидания и стремления, связанные с природой человека, его предназначении и месте в мире. К примеру, в литературе это отразилось в популяризации научно-фантастических произведений. Апеллируя к гипотетическому будущему, человеческое общество в таких произведениях зачастую было идеальным: отсутствие войн, продовольственный достаток, духовное и физическое здоровье всех членов общества. В социальной теории возникло несколько идей построения идеального общества, частью которого являлся не менее идеальный человек. Самой характерной из подобных утопических теорий стало распространение евгенистических идей. Не осталась в стороне и Советская Россия
Вся полнота власти в новом государстве сосредотачивалась в руках партии - РКП(б). Располагая влиянием на все стороны жизни населения, партийная элита приступила к формированию идеи построения нового социалистического, а затем и коммунистического общества. Разумеется, на всем протяжении существования партии, единого мнения по поводу методов достижения подобных целей никогда не существовало. Тем не менее, члены партии прекрасно понимали, что движущей силой преобразований станет молодой советский народ. В этой связи стало понятно, что для построения нового общества требуется наличие качественно нового человека. Появиться он мог как в результате целенаправленной пропаганды, так и благодаря принципиально новым методикам воспитания подрастающего поколения.
Одной из самых известных цитат В.И. Ленина, встречающихся в воспоминаниях А.В. Луначарского, стала фраза о том, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино" . Подобные высказывания касательно важности киноискусства встречаются и у других политических деятелей. Выбор кино в качестве одного из основных инструментов пропаганды едва ли можно было назвать случайным. К моменту, когда большевики захватили власть в стране, кинематограф (как отдельное направление искусства) был достаточно молод, но несмотря на это уже успел продемонстрировать всему миру свои специфические достоинства: наглядность, доступность, в большинстве случаев понятность, и кроме того, яркость образов, отображаемых на экране и остающихся в памяти людей на долгое время. Более того, образы героев какого- либо кинофильма нередко становились образцами для подражания у зрителя - одежда, прически, манеры поведения многих актеров и актрис, становясь их визитной карточкой, так или иначе влияли на моду, визуально перекраивая жизнь обывателей.
Все эти достоинства киноискусства, ставшие очевидными к началу 20-х годов, не остались без внимания и со стороны партийной элиты советской России. Войдя в поле деятельности государственной пропаганды, советское кино стало рупором идей социализма, коллективизма и веры в светлое будущее. Не осталась без внимания и идея создания принципиально нового типа человека. Герои кинокартин отныне должны были стать образцами для подражания как у подрастающего, так и взрослого населения страны.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, с одной стороны, популярностью такой междисциплинарной практики как gender studies, а также относительно слабой степенью изученности объекта исследования - советских кинофильмов 1920-х гг. Образ "нового человека" в советских кинофильмах указанного периода зачастую представлен мужскими персонажами и встречается в произведениях разного жанра. В то же время, образ "новой женщины" появляется и существует на экране в течение непродолжительного времени - только во второй половине 1920-х гг. Этот период связан с пиком общественных дискуссий о половом вопросе в СССР и съемками психологических и бытовых драм.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1929 г. Левая граница относится к приходу к власти большевиков и первым декретам в области женской эмансипации. Правая граница - год Великого перелома и начало свертывания большинства авангардных проектов во всех сферах искусства, выработка принципиально новых ориентиров в построении общества.
Источники данного исследования можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это труды партийной элиты Советской России (Троцкого, Бухарина, Луначарского, Коллонтай), посвященные разработке концепта "нового человека" и "новой женщины". Во-вторых, это советские кинофильмы 1917-1929 гг., в которых прямо или косвенно прослеживается женская проблематика. В третьих, это периодические издания обозначенного периода, посвященные критике и анализу отобранных картин. Наконец, в четвертых, это работы и статьи режиссеров этих кинокартин, посвященные внутренним и внешним особенностям их создания.
Труды советских идеологов концепта "нового человека" в разной степени представляют основные черты характера и поведения абстрактного идеального человека. На основе данных трудов можно попытаться дать определение этому термину. "Новый человек" - это активный участник некого модернизационного
проекта (политического, культурного, социального), постоянно себя перерабатывающий в соответствии с неким "идеалом", в то же время подготавливающий почву для следующего, всё менее и менее "испорченного" поколения. Наиболее важными с точки зрения темы исследования являются труды А. Коллонтай и А. Луначарского. В работе "Новая мораль и рабочий
класс" А. Коллонтай дает развернутый анализ литературных образов героинь романов конца XIX-начала XX вв. Основные выделяемые в них черты - независимость и целеустремленность - она переносит на свой идеальный образ "новой женщины". При этом важным моментом является то, что для нее данный концепт не является абстракцией, она искренне убеждена в существовании подобного типа женщин (еще одна немаловажная черта такой женщины у Коллонтай - холостое положение). Работа А.В. Луначарского "Воспитание нового человека" в отличие от труда А.Коллонтай является не программной, а проблемной. Написанная в период наивысшего развития нэпа, она очерчивает круг проблем и противоречий, накопившихся в советском обществе, в первую очередь у молодежи. Нарком просвещения критикует ситуацию, возникшую среде комсомольской молодежи - искаженное представление о новой морали и семейных отношениях, вульгарную трактовку многих большевистских лозунгов.
Отбор советских кинофильмов проходил на основе анализа характеристик, изложенных в обозначенных выше трудах идеологов. Как уже было сказано, активное внедрение женских персонажей в качестве главных действующих лиц происходит во второй половине 1920-х годов, в наиболее активный период дискуссий о половом вопросе. Однако можно отметить наличие кинообразов "новой женщины" и в кинофильмах более раннего периода. Одним из таких фильмов стал "Товарищ Елена" , снятый еще до прихода к власти большевиков. В ней достаточно широко раскрывался образ революционерки - участницы Февральской революции. Позднее, в газете "Правда" давалась критическая оценка картины, в которой этот образ был назван карикатурным - выделялись такие черты как бесчувственность и бесчеловечность, вульгарное изображение революционной деятельности.
Говоря же о фильмах 1920-х годов можно отметить, что некоторые образы "новой женщины" носили декларативный характер, т.е. являлись в некотором роде инструкцией по внутреннему преобразованию зрителя - такими представлены героини кинофильмов "Мать" и "Генеральная линия" . Другие образы изначально не ставили целью стать примером для подражания, однако содержали в себе большинство характеристик, относимых к концепту "новой женщины". Такие фильмы были отнесены в группу остросоциальных картин. Наконец, наиболее важными, по моему мнению, картинами стали так называемые социально-бытовые фильмы - "Третья Мещанская" и "Ваша знакомая" . В подобных фильмах отсутствовал назидательный характер, главные героини представляли из себя обыкновенных жительниц Советской России и не претендовали на роль "идеалов". Однако ситуации, в который оказывались эти героини достаточно точно очерчивали круг проблем, с которыми сталкивалась женщина в повседневности.
Как отмечает Альмира Усманова, аналитическая работа с фильмом требует знания истории кино, основных направлений, стилей и режиссеров.11
Печатные издания и воспоминания создателей кинофильмов содержат важную информацию об истории создания картин, а также об их актуальной критике в советском обществе.
Историография проблемы охватывает ряд общих работ по истории кино в СССР, несколько специализированных статей и монографий, посвященных разбору и анализу отдельных кинофильмов (например, "Третьей Мещанской"), работы, относящихся к изучению положения женщин после Октябрьской революции и решения "полового вопроса" в СССР.
Одной из первых работ по теме исследования стал историко-критический очерк А. Грошева "Образ советского человека на экране" . По мнению автора, кинофильмы 1920-х годов отличались поверхностным и формалистским изображением крестьян и рабочих. Само понятие "советский человек", по мнению Грошева, выкристаллизовалось на экране только в период окончательного установления соцаеалистического канона во всем искусстве, т.е. в 1930-е годы. Данная работа дает представление об отношении к исследуемым нами картинам в сталинский период.
Интерес к исследованию советских кинофильмов с точки зрения гендерного подхода проявляется только в конце XX века. Крупнейшей работой в данной области стала монография Джудит Мэйн "Кино и женский вопрос" . Это исследование стало первым и наиболее полным анализом советских немых кинофильмов 1920-х годов. Автор анализирует способы репрезентации образов женщины в нескольких фильмах: "Стачке" С. Эйзенштейна, "Матери" В. Пудовкина, "Третьей Мещанской" А. Роома и др. Работа была написана с опорой на феминистскую критику искусства, поэтому автор акцентирует внимание на типичных чертах, которыми создатели фильмов наделяли своих героинь. Наиболее полно в монографии представлен разбор конкретных сцен в двух исследуемых нами фильмах.
К историографии советской повседневности были отнесены работы Наталии Лебиной . В них подробно анализируется развитие различных бытовых практик, в той или иной мере повлиявших положение женщин. Исследования по женской политике советской власти представлены в монографии Дэвида Л. Хоффмана и многих современных статьях.
Методология исследования базируется на трудах ученых, посвященных проблеме репрезентации образов в киноискусстве. Наиболее глубокими, основательными и влиятельными подходами к анализу визуальной культуры и ее продуктов в контексте репрезентативного подхода являются феминистская кинокритика и теория "мужского взгляда" Лауры Малви с одной стороны, и конструктивистская теория репрезентации Стюарта Холла - с другой.
Попытка Л.Малви с помощью психоаналитической теории показать каким образом "бессознательное в патриархальном обществе формирует фильм" имела очень важное значение и существенным образом повлияла на дальнейшее развитие феминистской кинокритики.
Достоинством исследовательского подхода Л.Малви является то, что она одна из первых артикулировала наличие гендерной специфики современных кинофильмов, обратила внимание на присутствие ранее не замечаемого "третьего зрителя" - кинокамеры, от положения, "взгляда" которой зависит дальнейшая специфика построения о взаимодействия образов в фильме. Ее идеи оказали сильнейшее влияние на авангардистское течение в кинематографии.
Наиболее значимым в контексте данного исследования является обоснование процесса идентификации различных категорий зрителей с киногероями в зависимости от социальных (в первую очередь - гендерных) их (киногероев) ролей последних. Именно этот тезис представляется наиболее интересным и важным для наших целей, а именно - для выяснения специфики взаимосвязи кинообраза и феноменов социальной реальности.
Помимо вышеуказанной методологии, исследование опирается на основные положения нескольких других междисциплинарных направлений в науке, а именно:
Культурную историю - направление современной исторической науки, предметом которой выступает история социокультурных форм, процессов и коммуникаций, культурных значений, коллективных представлений и символов, различных стилей мышления.
Визуальные исследования - междисциплинарное направление, академическое поле исследования которого обычно включает в себя некоторые комбинации культурологии, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах.
Гендерные исследования - междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений.
Поиск образов "новой женщины" в раннесоветских кинофильмах в данном исследовании происходит с целью установления связи между идеологическими установками советского государства и их репрезентацией на киноэкране. Т.е. необходимо установить, насколько в советской России 20-х годов образ "новой женщины" на экране соотносился с другими трактовками этой концепции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1) проанализировать труды советских идеологов, посвященные концепции "нового человека", в целом, и "новой женщины", в частности.
2) изучить способы реализации этих концепций в советской России 1920х гг.
3) выявить среди кинофильмов периода 1917-1929 гг. те, в которых прослеживается образ "новой женщины".
4) проанализировать киноязык, содержание и идеологические установки в этих фильмах.
5) сравнить соответствие кинообразов "новой женщины" с общими характеристиками этой концепции, существовавшими в данный период.
Объектом данного исследования стали кинофильмы СССР 1917-1929 гг. прямо или косвенно затрагивающие женскую проблематику, а предметом - образы "новой женщины" в них.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения и списка литературы и источников. В первой главе анализируются труды советских идеологов, занимавшихся разработкой концепции "нового человека" в 1920-е годы, а также исследуются методы реализации этих проектов в советской России после Октябрьской революции. Во второй главе анализируются отобранные по наличию определенных характеристик персонажей картины, так или иначе отображающие на экране образы "новой женщины". Глава разделена на тематические разделы - социально бытовые картины, фильмы рабоче-крестьянской тематики и остросоциальные советские кинофильмы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приход к власти большевиков ознаменовал собой череду многочисленных политических, социальных и культурных изменений в стране. Разрыв с прежней "буржуазной" культурой проходил в стране наряду с процессом создания собственной социалистической культуры. Одной из центральных тем преобразования общества в стране стала концепция "нового человека". Не будучи когда-либо официально оформленной, эта концепция проходила процесс постоянной трансформации, изменяясь в зависимости от ситуации в стране.
Одной из первых концепций "нового человека" стал идеал человека- революционера Л.Д. Троцкого. В его понимании человек будущего прежде всего представлял собой активного участника будущей Мировой революции, а потому должен был обладать определенным набором характеристик, присущих настоящему революционеру. Им выделялись ум и образованность, физическое здоровье, верность идеалам борьбы за освобождение пролетариата, хладнокровие и храбрость. Постепенно, в связи с уменьшением надежд на скорейшее свершение Мировой революции, а также из-за падения авторитета Троцкого, его концепция уступила место новому типу.
Им стала концепция "нового человека" А.В. Луначарского и Н.И. Бухарина получившая название "созидателя нового мира". Революционный пыл к тому моменту уже остыл, большинство преобразований нацеливалось внутрь страны. Для Бухарина идеалом человека считалась гармонически развитая личность, нацеленная на работу в коллективе. Такая личность сочетала в себе баланс аскетизма и гедонизма, умственного и физического развития. В концепции А.В. Луначарского большое внимание уделялось, с одной стороны, готовности человека работать на благо готовящейся индустриализации страны, а с другой - вопросам этики и морали. Больше всего в его трудах уделялось внимание взаимоотношению конкретных людей, размышлениям о человечном отношении к окружающим. Концепция Луначарского и Бухарина была в направлена одновременно и на личность, и на социум и подкреплялась утилитаристскими соображениями.
Особняком от остальных стояла концепция "новой женщины" А. Коллонтай - первой женщины министра в советской России. Идеология марксистского феминизма, разработанная ею в начале XX века легла в основу этой концепции. По мнению Коллонтай, "новая женщина" - это вполне себе реально существующая личность, чаще всего незамужняя. Среди характеристик "новой женщины" Коллонтай выделяла способность побеждать свои эмоции, уважение собственного достоинства и требование его от мужчины, независимость и целеустремленность.
Реализация этих концепций на практике требовала проведения значительных трансформаций как в области законодательства, так и в бытовой и культурной сфере. Первые декреты советской власти дали женщине равные политические и трудовые права с мужчиной, упростили процедуру бракосочетания и разводов. Политическая и экономическая свобода должны были способствовать освобождению женщин от патриархальных оков, ведь теперь, имея возможность полноценно себя обеспечивать, женщина могла не зависеть от мужчины и самостоятельно обустраивать свою жизнь. Роль прежнего домашнего очага должно было перенять государство, в связи с чем реализовывались концепции социального материнства и социализации быта.
Первая концепция подразумевала создание сетей учреждений по уходу за детьми с раннего детства. Вторая подразумевала появление в стране общественных прачечных и столовых, освобождающих женщину от традиционных патриархальных обязанностей. Другими преобразованиями в области либерализации положения женщин стали разрешение абортов и выплата алиментов брошенным матерям. Социализация быта подразумевала под собой в том числе обобществление домашнего хозяйства, которое наиболее полно было реализовано в создании домов-коммун.
Рупором продвижения идей женской эмансипации в советской России стали женотделы, занимавшиеся продвижением наиболее активных женщин во властные структуры, просветительской деятельностью в деревне и провинции, изданием специализированных журналов.
Несмотря на кажущийся прогрессивный характер политики в области решения полового вопроса, многие решения советской власти привели к многочисленным проблемам и противоречиям. Либерализация брачных отношений привела к вульгаризации любовных отношений в среде молодежи, из-за чего значительно возросло число нежелательных беременностей и абортов, которые в свою очередь, в конце 1930-х годов негативно сказались на демографической ситуации в стране. Созданные в Москве и Петербурге студенческие дома-коммуны носили утилитаристский характер и не получили массового распространения, и как следствие не могли серьезно повлиять на традиционный уклад жизни в отдельно взятой семье. Деятельность же женотделов зачастую встречала сопротивление даже в правящих кругах, а общая доля женщин в партийных и властных структурах все время не превышала 10%.
Одним из самых доступных и наглядных способов пропаганды новых порядков и жизненного уклада стала в советской России кинематография. Через образы героев предполагалось демонстрировать на экранах образцы взаимоотношений между людьми, объяснять необходимость внутренних духовных преобразований, наглядно демонстрировать преимущества нового времени в сравнении со старым. Образ "новой женщины" на советском экране активно внедряется только во второй половине 1920-х годов. Можно предположить, что это стало своеобразной реакцией на усилившиеся дискуссии о половом вопросе и месте женщины в новом строящемся обществе.
Первая рассмотренная нами группа фильмов получила название социально-бытовой (в печати того времени активно использовалось просторечное обозначение "бытовая фильма"). Особенностями данных картин являлась не пропаганда конкретных моделей поведения, а заострение внимания общества к проблемам, существующим в советском обществе на данный момент. Так, в кинофильме "Третья Мещанская" обыгрывалась тема любовного треугольника, сложившегося между молодыми комсомольцами. В финале картины главная героиня бросает своих любовников, уговаривавших ее сделать аборт, и уезжает в город одна, самостоятельно растить и воспитывать ребенка. В картине "Ваша знакомая" заострялось внимание на проблемах трудовой дискриминации и служебных романов. Главная героиня этого фильма также оказывалась в ситуации любовного треугольника, но в финале размыкала его. Образы героинь этих кинофильмов как архетипы "новой женщины" могут быть рассмотрены и с точки зрения наличия определенных черт характера (таких как независимость и гордость), и благодаря наличию созидательного характера сюжета картин. Главные героини, пройдя через трудности бытовых отношений, обретают подлинную свободу и счастье.
Вторая группа фильмов, обозначенных нами как рабоче-крестьянские, преследовала при создании принципиально другие цели. Диалектический характер их сюжета подразумевал в первую очередь понятность и наглядность для зрителей из числа рабочих и крестьян. В фильме Всеволода Пудовкина "Мать" образом "новой женщины" выступает персонаж Ниловны - замученной патриархальным бытом вдовы, которая через лишения и трудности становится на путь революционной борьбы с угнетением рабочего класса. В финале четко вырисовываются ее принципиально новые черты: смелость,
целеустремленность, верность идеалам революции. В другом фильме, "Генеральной линии" Сергея Эйзенштейна, главная героиня крестьянка Марфа Лапкина олицетворяет собой генеральную линию между старой и новой жизнью в деревне. Такие черты характера Лапкиной как трудолюбие, стремление к коллективу и любовь к родно земле по ходу сюжета преобразуют отсталую деревню в передовое товарищество, активно использующее достижения технического прогресса.
Последняя группа фильмов была выделена по признаку наличия в них остросоциальных проблем, так или иначе связанных с темой исследования. В кинофильме Льва Кулешова "По закону" поднимается проблема буквального следования закону, который несмотря на объективность, может приносить людям несчастья. Главная героиня картины - Эдит - с одной стороны олицетворяет собой черты "новой женщины" - равноправие в мужском коллективе, смелость и упорство, а с другой - мало подходящие ей религиозность и повышенную эмоциональность. Фильм Ф. Эрмлера "Парижский сапожник" - один из наименее изученных в историографии, являет собой пример экранизации проблемы, озвученной ранее в "Третьей Мещанской" - свободные отношения, порождающие несвоевременную с точки зрения мужчин беременность. Несмотря на критику подобного отношения к женщине, проблема, как и в действительности, остается неразрешенной.
Таким образом, анализ раннесоветских кинофильмов 1920-х годов дает представление о характере отображения в них исследуемого нами образа "новой женщины". Необходимо отметить, что в полной мере ни один из концептов "нового человека" так и не был реализован на экране. Однако в большей или меньшей степени его характеристики могут быть встречены во многих кинофильмах этого периода. Наиболее явно эти образы выражены в героинях кинофильмов "Мать", "Ваша знакомая" и "Генеральная" линия, во многом сходясь с концептами Троцкого, Коллонтай и Луначарского соответственно. Менее выражены эти характеристики в оставшихся фильмах, однако проблемный характер картин также позволяет выделить ряд характерных черт женских персонажей.
Дальнейшее исследование обозначенной тематики может вестись в области изучения рецепции кинообразов зрителями и влияния этих образов на жизнь этих людей. Предполагаемой базой теоретически могут стать воспоминания современников и более глубокий анализ периодической прессы.


I. Труды членов большевистской номенклатуры:
1) Бухарин Н.И. Социализм и его культура [Текст]: произведение / Н.И.
Бухарин // Тюремные рукописи Н.И. Бухарина: в 2-х книгах. - М.: АЙРО-ХХ, 1996.
2) Бухарин Н.И. Философские арабески [Текст]: произведение / Н.И. Бухарин // Тюремные рукописи Н.И. Бухарина: в 2-х книгах. - М.: АЙРО-ХХ, 1996.
3) Коллонтай А. М. К истории движения работниц в России. Харьков, 1920.
4) Коллонтай, А.М. Новая мораль и рабочий класс : I. Новая женщина. II. Любовь и новая мораль. III. Отношение между полами и классовая борьба / А. Коллонтай. - М. : ВЦИК Советов р., к. и к. депутатов, 1919.
Ленин В. И. Великий почин (1919) // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 2324
5) Луначарский А.В. О воспитании и образовании [Текст]: сборник / сост., Г.Д. Днепров, К.С. Ершова, Ф.С. Озерская; ред. Н.В. Кондашова /А. В. Луначарский. - М.: Педагогика, 1976. - 631 с.
6) Луначарский А.В. Воспитание нового человека. - Ленинград: изд-во Прибой, 1928.
7) Троцкий Л.Д. Задачи коммунистического воспитания [Эл. ресурс]: [речь от 18 июня 1923 г. ] // www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl965.htm.
8) Троцкий Л.Д. Искусство революции и социалистическое искусство [Текст]: произведение / вступ. ст. Ю. Борев // Литература и революция - М.: Политиздат, 1991. - 400 с.
9) "Кино". - 1927. - №1-7. Москва
10) "Советское кино". - 1925-1927. Москва.
11) "Советский экран" - 1926-1928. Москва
12) "Учительская газета" - 1927 - №2. Москва.
III. Воспоминания режиссеров, сценаристов и др.:
13) Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. - М.: "Искусство", 1975.
14) Шкловский В. За сорок лет. М., 1965.
15) Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа. Том II. О строении вещей. - М.: 2006.
16) Юткевич С. Контрапункт режиссера - М.: 1960.
IV. Справочная литература:
17) Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России (19081919). М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 568 с.
V. Кинофильмы:
18) Ваша знакомая (Л. Кулешов, 1927)
19) Генеральная линия (С. Эйзенштейн, 1929)
20) Мать (В. Пудовкин, 1926)
21) Парижский сапожник (Ф. Эрмлер, 1927)
22) По закону (Л. Кулешов, 1926)
23) Третья Мещанская (А. Роом, 1927)
Литература:
1) Бабич, Е.С. Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917-1938 гг. [Текст] / Е. С. Бабич // Вопросы исторической науки: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 34-37.
2) Гращенкова И.Н. Киноантропология ХХ/20. - М.: "Человек", 2014. - 896 с.
3) Грошев А.Н. Образ советского человека на экране. - М.: Госкиноиздат, 1952.
- 249 с.
4) Измозик, В.С., Лебина, Н.Б.. Петербург советский: "новый человек" в старом пространстве: 1920-1930-е годы. - Спб.: Крига, 2016. - 248 с.
5) Лебина Н. Б. Пассажиры колбасного поезда: Этюды к картине быта российского города: 1917-1991 / Наталия Лебина. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 584 с.
6) Лебина, Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю / Наталия Лебина. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 488 с.
7) Литература и новый человек / [отв. ред. В.В. Ермилов]. - Москва: Акад.наук СССР. - 1963 - 430 с.
8) Макаренко, А.С. Педагогическая поэма. М., Госполитиздат, 1944. - 540 с.
9) Молостова, Е.С. Модели «Нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. №9 (180). - С. 168-175.
10) Мусский И.А. 100 великих отечественных кинофильмов - М.: «Вече», 2005.
- 256 с.
11) Новиков, С.Г., Забелинская, О.С. Разработка А. В. Луначарским идеала «Нового человека»: ретроспективный взгляд [Текст]: статья / С.Г. Новиков, О. С. Забелинская // Учебный эксперимент в образовании. — Саранск, Изд-во МГПИ, 2011. — № 4 — С. 10-14.
12) Паперный В. Культура Два. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2016. - 416 с.
13) Поршнева, О. С. Реализация большевистского проекта "новая женщина" в 1923-1928 гг.: противоречия и проблемы / Личность, общество и власть в истории России. Новосибирск:, 2018. С383-397.
14) Семихат, Е.И. Теоретико-методологические основания использования концепта "репрезентация" в эмпирическом социологическом исследовании кинофильмов.
15) Смагина С.А. Критика «полового вопроса» в советском кинематографе второй половины 1920-х - начала 1930-х гг. / С.А. Смагина // Артикульт. 2017. 27(3). С. 89-94.
16) Усманова А.Р. "Визуальный поворот" и гендерная история. / А.Р. Усманова // Гендерные истории Восточной Европы (под ред. Е.Гаповой, А.Пето и А.Усмановой), Минск: ЕГУ Пресс, 2002. С. 38-67.
17) Усманова, А.Р. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 183-204.
18) Усманова А.Р. О марксистской теории любви. // Феминизм и философия: переосмысливая наследие Симоны де Бовуар. Топос. 2010. №3. С. 195-227.
19) Хоффманн Дэвид Л. Взращивание масс. Модерное государство и советский социализм. 1914-1939. - Historia Rossica // М.:Новое литературное обозрение,
2018. - 424 с.
20) Юкина И.И. На пути к марксистскому феминизму. Деятельность Александры Коллонтай // Социология науки и технологий. 2014. №2. - С. 81-91.
21) Graffy Julian. Bed and Sofa: The Film Companion (I.B.Tauris Publishers, 2001) . - 125 с.
22) Mayne J. Kino and the Woman Question. Feminism and Soviet Silent Film. (Ohio State University Press, Columbus, 1989. - 230 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ