Введение 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 7
1.1. Разновидности и функции письменной речи 7
1.2. Цели, задачи и этапы формирования навыка письма и письменной речи 9
1.3. Приемы и упражнения по обучению письменной речи 12
1.4. Трудности овладения письменной речью 15
1.5. Стандарт основного общего образования по иностранному языку
(ФГОС) по работе над письменной речью 17
Выводы 19
ГЛАВА II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 21
2.1. Отечественная методика обучения письменной речи на примере
написания эссе 21
2.2. Классификация подготовительных заданий и упражнений по развитию
письменной речи 25
2.3. Зарубежная методика обучения письму на уроке иностранного языка.
Классификация упражнений по развитию письменной речи немецкого методиста Райнера Бона 28
2.4. Особенности методики и этапов написания текста с опорой на готовые
текстовые материалы 37
Выводы 45
ГЛАВА III. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 48
3.1. Констатирующий этап эксперимента 48
3.2. Формирующий этап эксперимента 53
3.3. Оценка результатов процесса развития письменной речи на основе
методики обучения письменной речи на материале опорных текстов 61
Выводы 63
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 72
Методика обучения языкам представляет собой систему знаний о закономерностях процесса обучения неродному языку и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации.
Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. По окончанию школы обучающиеся должны уметь не только правильно оформлять письма и открытки, излагать содержание изученных текстов, но и делиться определенными событиями, эмоциями и чувствами, выражая их в письменной форме. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на соответствующем этапе обучения, то и устная речь постепенно становится богаче и логичнее.
Таким образом, развитие письменной речи является одной из важнейших и сложнейших задач при изучении иностранного языка.
В данной дипломной работе рассматриваются особенности обучения письменной речи на уроках иностранного языка, приемы и упражнения для ее совершенствования, а также применение методики обучения письменной речи на материале опорных аутентичных текстовых материалов.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена противоречием между высокими требованиями ФГОС к обучающимся, владеющих письменной речью на иностранном языке и недостаточной практической и методической разработанностью проблемы обучения иноязычному письму в школе.
Целью курсовой работы является изучение существующих методик обучения письменной речи, а также исследование эффективности методики развития письменной речи на материале опорных текстов в процессе проведения уроков среди учащихся старших классов.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
• Выявить характеристики, особенности, функции письменной речи;
• Изучить методические приемы и классификации упражнений по развитию письменной речи;
• Рассмотреть методики обучения по написанию связного текста;
• Ознакомиться с состоянием исследуемой проблемы в школьной практике:
• Выявить этапы работы по написанию сочинения с опорой на текстовые материалы;
• Разработать методические критерии по написанию текста на основе опорных материалов;
• Провести обучающий эксперимент с целью проверки эффективности методики.
Объект исследования: способы и приемы развития письменной связной речи учащихся старших классов.
Предмет исследования: особенности методики обучения письменной речи на материале опорных текстов.
В качестве методов исследования используются:
• Описательно-аналитический метод - для анализа и классификации различных методов развития письменной речи;
• Метод контекстного анализа, базирующийся на выявлении контекстных особенностей текстовых выражений;
• Анализ сочинений учащихся для получения данных об уровне сформированности их письменной речи;
• Методы математической обработки.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации теоретических знаний по обучению иноязычному письму школьников на уроках немецкого языка в средней и старшей школе.
Практическая значимость работы заключается в экспериментальной апробации методики обучения письменной речи на материале опорных текстов. Проведенный анализ экспериментального опыта может представлять определённую ценность для учителей и использоваться в практике преподавания иностранных языков.
База исследования: МБОУ Гимназия № 36 с углубленным изучением немецкого языка Авиастроительного района г. Казани
Структура данной работы представлена такими разделами, как введение, две главы, заключение, приложение и список литературы.
В данной дипломной работе были подробно рассмотрены методики обучения письменной речи, выявлены этапы работы над письменной речью на примерах упражнений и разных видов письменных заданий, а также детально изучены этапы и особенности проведения методики обучения письменной речи на материале опорных текстов.
По своему появлению и пути становления, а также психологическому содержанию процесс письма резко отличается от процесса устной речи. Письменная речь в отличие от устной речи дистантна, заранее планируется, монологична, рассчитана на зрительное восприятие и многократное прочтение написанного, это более медленный процесс. Таким образом, письменная речь позволяет обучающемуся:
- фиксировать устную речь с целью сохранения ее в пространстве и времени;
- продумывать речь, редактировать перестраивать текст;
- передавать содержание отсутствующему собеседнику.
Целью обучения иностранной письменной речи является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, которая включает знание письменных знаков, правописания слов, лексики и грамматики, композиции письменных текстов, умение создавать различные типы письменных сообщений, владение содержанием и формой письменного произведения речи, способами выражать мысли в письменном виде.
В современной методике преподавания иностранных языков в российских школах широкое распространение получило «креативное письмо», которое по своему содержанию носит творческий характер. В качестве основных заданий по данному типу письма преподаватели проводят такие виды работ, как изложение, реферирование, написание писем и сочинений. Для того, чтобы обучающиеся могли логично и грамотно писать сочинения, отечественные методисты предлагают проводить подготовительные упражнения, направленные на перефразировку, сокращение текста, умение логично и последовательно передавать содержание текстов, а также речевые упражнения, основной чертой которых является работа с самим содержанием письменного высказывания. Подготовительный этап упражнений по написанию сочинений выделяется в зарубежной методике в отдельную разновидность «инструментальное письмо». Помимо описанных выше методов работы над развитием письменной речи, немецкие методисты предлагают также коммуникативно-функциональное письмо, имеющее определенное коммуникативное намерение и межкультурное письмо, отличительной чертой которого являются размышления о различиях разных культур.
Изученная в данной работе методика написания собственного текста с опорой на готовые текстовые материалы представляет для обучающихся широкий выбор упражнений работы с текстом - прочтение и анализ опорных текстовых материалов, выбранных преподавателем, выбор главной ключевой информации из прочитанного текста, планирование собственного сочинения, его структурирование и редактирование. У преподавателя есть возможность комбинировать формы классной работы - проводить определенные этапы изучения текстов как в групповой и парной форме, так и в индивидуальной.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что методика написания собственного текста на материале опорных текстов способствует активному развитию письменной речи на иностранном языке у обучающихся. В конечных результатах данной работы наблюдалось улучшение качества языкового оформления и структурирования текстов, обучающиеся научились раскрывать одну главную тему для сочинения с совершенно разных сторон, используя предлагаемые в качестве опорных текстов материалы.
Подводя итог нашей работы, можно сказать, что обучение письменной речи является неотъемлемой частью учебного процесса и способствует формированию у обучающихся речемыслительных навыков, расширению кругозора и развитию умения создавать письменные высказывания и связные тексты. Методика написания сочинения на основе опорных текстовых материалов в свою очередь позволяет описать поставленную проблему более глубоко и всесторонне, обогащает у обучающихся активный и пассивный словарь, способствует формированию навыка работы с несколькими источниками и выявлять в них основные проблемы, что повышает объективность изложения и мотивацию обучающихся работать с аутентичными текстами на иностранном языке.
1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. - 185 с.
2. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. - М. : 1965. - С. 99-104.
3. Бим И. Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации.— М., 1974. - С. 131-135.
4. Бим И. Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.— М.: Педагогика, 1981.— 455 с.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы.— М.: Просвещение, 1988. - 87с.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам и проблемы школьного учебника. - М., 1977.- 288с.
7. Вербицкая М. В., Махмурян К. С. ЕГЭ 2009. Английский язык. Тренировочные задания.— М.: ЭКСМО, 2008.— 144 с.
8. Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностранному языку специальности. Учебно-методическое пособие. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. — 205 с.
9. Верещагина И.Н. Рогова Г.В. Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Просвещение,2008.- 224с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960 - 123с.
11. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии.— 1963.— № 5.— С. 61-72.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам.— М., 2000. - 152с.
13. Г альскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студента лингв. ун - тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2009. - 336с.
15. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в школе - М.: Высш. шк., 1982 - 573 с.
16. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / - М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
17. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности.: Москва; АСТ, Астрель; 2007.
18. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности.— М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2001.— 428 с
19. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - С. 4666.
20. Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам/Под ред. В. С. Цетлин.— М., 1970.
21. Кубрякова Е. С. Структура и семантика. Т. 1.— М., 2001.— С. 72-81.
22. Кузьмина Л.Г. New challenges in writing: Пособие по развитию культуры письменной речи. - М. «Еврошкола», 1998 - С. 46-48.
23. Кузьмина Л.Г. К вопросу о содержании обучения иноязычной письменной речи // Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - В.1. - С. 97-99
24. Кузьмина Л.Г. Критерии оценки уровня сформированности умений письменной иноязычной речи//Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России. М, «Еврошкола», Часть 2, 1999 - С.56-58.
25. Леонтьева А.А. Методика обучения иностранным языкам. - М., 1988
26. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. — М: Изд- во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
27. Маслыко, Е.А., Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 2004. - 522 с
28. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Ред. М. К. Колкова.— СПб, 2006 - С. 75-80.
29. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др.— М.: Высш. школа, 1982.— 373 с.
30. Методика обучения немецкому языку в средней школе/Под ред. В. А. Бухбиндера.— Киев, 1984 - С.129-136.
31. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи // Иностранные языки в школе. 1997. № 2. С. 5 - 11.
32. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1990. 243с.
33. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной ре - чью// Логопед, 2005 - №3 - С. 35-43.
34. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
35. Сацук А.П. Аутентичность как методическая категория в обучении немецкому языку. БрГУ имени А.С. Пушкина, Брест. 2016.
36. Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования// Иностранные языки в школе . - 2002. - № 6. 189 с.
37. ФГОС 2012. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
38. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
39. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: Учебное пособие для студентов филологических факультетов.3-е изд., испр. и дол. — М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
40. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М: Издательство Икар, 2011.- 454с.
41. Bohn, R. Schriftliche Sprachproduktion (Hrsg.), Deutsch als Fremdsprache. HSK 19, Helbig, 2001.
42. Wrobel, А. Phasen und Verfahren der Produktion schriftlicher Texte, in Brinker, K. et al. (Hrsg.), Text- und Gesprachslinguistik, DeGruyter, Berlin, 2000- 458-472 с.
43. Gansei, C., Jurgens, F. Textlinguistik und Textgrammatik. Westdeutscher Verlag, Wiesbaden, 2002.
44. Gregg, L., Steinberg E. Cognitive processes in writing. Lawrence Erlbaum Associates, Махвах, 2007.
45. Kast, B. Fertigkeit Schreiben. (Fernstudieneinheit 12). Langenscheidt, Berlin, 1995.
46. Neuner, G. Aufgaben und Ubungsformen bei der Entfaltung des Schreibens, 1996.
47. Portmann-Tselikas, P. R. Der Einfluss der Textlinguistik auf die Fremdsprachendidaktik, Text- und Gesprachslinguistik. Berlin, 2002 - 830842.
48. Thonhauser, I. Was ist neu an den Aufgaben im aufgabenorientierten Fremdsprachenunterricht, 2010, 8-16.
49. Philipp, M. Wirksame Schreibforderung. Metaanalytische Befunde im Uberblick. Didaktik Deutsch, 2012, 58.
50. Hayes, J., Flower, L. Identifying the organization of writing processes, 1980.
51. Sharples, M. Adding a little structure to collaborative writing” in Diaper, D.& Sanger, C. (eds.) CSCW in Practice: an Introduction and Case Studies, Springer-Verlag: London, 1993.
52. Steffen, K. Schreibkompetenz. Schreibenalsintelligentes Handeln, 1995-4.