ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ 6
§1.1 Изучение робототехники в высшей школе 6
§1.2 Компетенции, формируемые в процессе изучения робототехники 10
§1.3 Обзор и анализ робототехнических наборов, используемых при подготовке будущих учителей 15
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 23
§2.1 Анализ существующих образовательных ресурсов обучения робототехнике 23
§2.2 Анализ учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями)», профиль «Математика и физика» 31
§2.3 Разработка образовательного веб-ресурса в поддержку преподавания робототехники в высшей школе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие современного общества и производства определило возникновение и развитие нового класса - машин-роботов и
соответствующего научного направления - робототехники, как прикладной науки, занимающейся разработкой автоматизированных технических систем. На данный момент робототехнику можно смело относить к одному из самых перспективных направлений в научно-техническом прогрессе, где новые технологии и искусственный интеллект прогрессируют еще быстрее. В связи с чем интеграция учебной робототехники в образовательный процесс высшей школы имеет особо важное значение, особенно при подготовке будущих учителей естественно-научного профиля [13]. Именно поэтому возникает необходимость в разработке учебно-методического и ресурсного
обеспечений подготовки будущих учителей по данному направлению в высших учебных заведениях, чем и определяется актуальность данного исследования.
Объектом исследования является учебное обеспечение изучения робототехники студентами педагогического направления высших учебных заведений.
Предметом исследования является процесс изучения робототехники студентами педагогического направления высших учебных заведений.
Объект и предмет исследования определяют цель исследования - разработать учебное обеспечение изучения робототехники студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика и физика»), в виде образовательного веб-ресурса.
С учетом цели, объекта и предмета исследования определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия робототехника;
- изучить требования, предъявляемые к педагогу по робототехнике;
- провести сравнительный анализ робототехнических наборов и образовательных ресурсов, которые используются при подготовке будущих учителей в области робототехники;
- выполнить анализ учебного плана подготовки будущих учителей по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика»;
- разработать образовательный веб-ресурс в поддержку преподавания робототехники студентам, обучающимся по педагогическому направлению.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что разработанное учебное обеспечение в виде образовательного веб-ресурса будет способствовать эффективной подготовке будущих учителей в области робототехники, если:
1) раскрыть сущность понятия робототехника;
2) изучить требования, предъявляемые к педагогу по робототехнике;
3) провести сравнительный анализ робототехнических наборов и образовательных ресурсов, которые используются при подготовке будущих учителей в области робототехники;
4) выполнить анализ учебного плана подготовки будущих учителей по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика» на предмет изучения робототехники;
4) разработать образовательный веб-ресурс в поддержку преподавания робототехники студентам, обучающимся по педагогическому направлению.
Научная новизна данной работы заключается в разработке лабораторных работ по обучению робототехнике студентов педагогического направления.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что:
1. Раскрыта сущность понятия робототехника.
2. Изучены требования, предъявляемые к педагогу по робототехнике.
3. Проведен сравнительный анализ робототехнических наборов и образовательных ресурсов, которые используются при подготовке будущих учителей в области робототехники.
4. Выполнен анализ учебного плана подготовки будущих учителей по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика» на предмет изучения робототехники.
Практическая значимость заключается в разработке образовательного веб-ресурса, содержащего конструкты лабораторных занятий по робототехнике для подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика и физика»).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Включение программирования и робототехники в учебный процесс подготовки будущих учителей является «точкой роста» информатизации образования, оно нацелено на подготовку студентов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий и четко сформулированную образовательную концепцию.
С целью реализации данной стратегии нами был разработан образовательный веб-ресурс, определены его роль и место в высшем образовательном пространстве, создана структура ресурса, прописаны формы, методы и технологии обучения студентов. Отметим, что развитие робототехники и улучшение качества преподавания является неотъемлемой частью прогрессирующей цифровизации образования.
1. Ресурсное обеспечение качественного профессионального образования [Электронный ресурс] // Институт непрерывного образования - URL: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/RMO_prof/3_5/3_5_prof.htm (дата обращения
02.02.2019) .
2. Учебно-методический комплекс «РобоТрек» [Электронный ресурс] // РобоТрек - 2019. - URL:
https://docplayer.ru/52783993-Uchebno-metodicheskiy-kompleks-robotrek- rossiya-g-sankt-peterburg-ul-poeticheskiy-bulvar-dom-2-litera-a-7-921-7-965.html (дата обращения 04.02.2019).
3. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников учебное пособие / Т.В. Никитина // - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - С. 169.
4. Параскевов А.В. Современная робототехника в России: реалии и перспективы / А.В. Параскевов, А.В. Левченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104(10). - URL: http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/116.pdf (дата обращения 02.03.2019).
5. Оспенников Н.А Формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с моделями / Н.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. - С. 206-214.
6. Оспенникова Е.В. Принцип политехнизма в обучении физике: современная интерпретация и технологии реализации в средней школе / Е.В. Оспенникова, И.В. Ильин, М. Г. Ершов, А.А. Оспенников // М-во образования рос. Федерации, Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2014. . - С. 21-40.
7. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. 2. Основы технологии развития самостоятельности школьников в изучении физики: монография / Е. В. Оспенникова // М-во образования рос. Федерации, Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. - С. 44.
8. Суранов А.Я. Физические исследования с Vernier и LEGO Mindstorms NXT: лабораторные занятия по науке и технологиям, проектированию и математике с использованием датчиков Vernier / А.Я. Суранов // Бивертон: Vernier Software and Technology (США, штат Орегон), 2009. - С. 109.
9. Шамало Т. Н. Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе политехнической подготовки на уроках и во внеклассной работе по физике / Т. Н. Шамало, А. М. Мехнин // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. - С. 230-234.
10. Bers, M., et al., Teachers as Designers: Integrating Robotics in early Childhood education // Information Technology in Childhood Education, 2015. URL:
http://makepuppet.org/stem/research/item1_earlychildhood_designcourse_BersITC E.pdf (дата обращения 01.04.2019).
11. Carberry, А., Hynes, М., Underwater Lego Robotics: Testing, Evaluation & Redesign // Academia - 2018 - URL:
http://www. academia. edu/2991725/Underwater_LEGO_Robotics_T esting_evaluat ion_and_redesign (дата обращения 05.04.2019).
12. Korherr, М., Schulklasse testet neue EV3 Physik-Experimente // Eine Entwicklung der htw saar und des Fraunhofer Instituts im Auftrag von LEGO® Education - 2017 - URL:
http://emrolab.htw-saarland.de/index.-php/news/154-ev3physikexperimente (дата обращения 10.04.2019).
13. Carberry, A.R. & McKenna, A.F. Exploring students’ conceptions of modeling and modeling uses in engineering design // Journal of Engineering Education, 2014 Vol.103, No.1. URL:
http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jee.20033/pdf (дата обращения
12.04.2019) .
14. Робототехника и образование [Электронный ресурс] // Научнопопулярный портал занимательная робототехника - 2018 - URL: http://edurobots.ru/wp-content/uploads/2018/02/robot_conf_perm_2018.pdf (дата обращения 15.04.2019).
15. ООО «Инновационное образование» [Электронный ресурс]. - 2019 - // SlideShare URL: http://www.slideshare.net/Innovative_Education/lego-
educationafterschool-programs-overview (дата обращения 16.04.2019).