Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Италии в научном наследии М.С.Корелина

Работа №39049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М.С. КОРЕ ЛИН А 15
И ИТАЛЬЯНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ 15
УЧЕНОГО 15
1.1. Первые шаги в изучении Италии 15
1.2. Корелин в Италии 23
1.3. Внутренняя жизнь и культура повседневности Италии
XIX века в изображении Корелина 28
Глава 2. ОБРАЗ ИТАЛИИ 34
2.1. Гуманизм и университеты: проблема взаимовлияния 36
2.2. Церковь и гуманистическое миросозерцание: примирение идей 41
2.3. Политическая мысль и образ власти в гуманистический
период в изображении М.С. Корелина 46
2.4. Социальная структура гуманистического общества 51
2.5. Становление национального самосознания в
раннегуманистический период 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Источники 63
Литература


Актуальность темы исследования. В настоящее время в отечественной и мировой науке наблюдается рост интереса к такой сфере исследований, как имагология (от лат. imago - образ и др.-греч. Xoyoq - слово, знание), которая, в широком понимании, занимается изучением образа «чужого» (чужой страны, народа и т. д.) в общественном, культурном и литературном сознании той или иной страны, эпохи.
Историческая имагология изучает существовавшие в прошлом образы и стереотипы восприятия окружающего мира. Здесь имагология выступает как направление исторической антропологии. В исторической науке исследователь, определяя предметом своего интереса «образ», включает в ракурс рассмотрения не только то, что, собственно, представляет собой предмет изучения, но и то, как этот предмет видится в определенной социокультурной обстановке, тем самым подчеркивает важность временного и культурного своеобразия в восприятии событий реальности. Историков интересуют не только «события» или «процессы» исторического прошлого, но и та «другая реальность», которая существовала в умах людей ушедших от нас эпох - восприятие самих себя и мира в целом и т.д.
Кроме того, познавательные повороты конца XX в. привели к пониманию, что представления об исторической реальности всегда несут в себе не только научный, структурно-логический, но и образный компонент, и что это справедливо по отношению не только к «обычным» людям, но и к профессиональным историкам . Образы, которые создает историк-профессионал в своих трудах, дают основания для разработки научной картины мира и стимулируют формирование социальной и коллективной памяти.
Устойчивый интерес у современных исследователей вызывает рубеж XIX-XX вв., который был отмечен интенсивной работой исторической мысли в области теории и методологии исторического познания, открытием новых подходов в осмыслении прошлого. Увлечение историей в кругах широкой общественности, появление исторических журналов и обществ не только поднимали престиж исторической науки, но и предъявляли новые требования к качеству исторических произведений.
Одним из ярких представителей «русской исторической школы» XIX века был доктор всеобщей истории и профессор Московского университета Михаил Сергеевич Корелин (1855-1899). Его главные исследования посвящены культуре итальянского Возрождения - диссертация «Ранний итальянский гуманизм и его историография» и большое количество статей, отчасти объединенных в «Очерках итальянского Возрождения», отчасти изданных отдельно. Работы Корелина открыли в России специальное изучение проблемы итальянского Ренессанса и гуманизма как исторического явления . Богатое наследие дает возможность читателям познакомиться с прошлым Италии.
Объектом исследования является наследие выдающегося русского историка-медиевиста, одного из основоположников российского ренессансоведения Михаила Сергеевича Корелина.
Предметом исследования являются труды М.С. Корелина, посвященные Италии.
Цель настоящего исследования - выявление образа Италии, созданного М.С. Корелиным.
Достижение цели потребовало решение следующих задач:
1) обозначить важнейшие моменты творческой биографии М.С. Корелина и развитие его интереса к Италии;
2) определить теоретико-методологические подходы ученого в изучении прошлого;
3) представить внутреннюю жизнь и повседневность Италии XIX в. на основе изучения эпистолярного наследия М.С. Корелина 80-х гг.;
4) на основе трудов М.С. Корелина воссоздать образы прошлого Италии эпохи Возрождения в социально-экономическом, политическом, идеологическом и культурном аспектах.
Хронологические рамки: творчество М.С. Корелина рассматривается в историческом и историографическом контексте XIX века; исследуемый М.С. Корелиным период - это XIV - середина XV вв. (время становления гуманизма в Италии).
Методологические принципы исследования.
В основу исследования были положены принцип историзма, заключающий в себе рассмотрение событий исторической действительности в системе, динамике и взаимосвязи; принцип всеобщей связи явлений. При работе были использованы общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение и обобщение) и специально исторические методы исследования (историко-типологический, историко-сравнительный). Историко-генетический метод дает возможность обнаруживать и отмечать причинно-следственные связи возникновения того или иного образа.
Кроме традиционных методов исторического исследования, в работе использовались методологические подходы междисциплинарного научного направления «имагология», нацеленного на изучение социокультурного измерения предмета исследования, использования концептуальной пары «Свой-Чужой» . Имагология использует дискурсивный и функциональный анализ с тем, чтобы найти ответы на вопросы: почему реальность (в данном случае - итальянская) воображалась российскому наблюдателю так, а не иначе.
Для понимания методологической основы интереса М.С. Корелина к Италии, к стране, история которой стала предметом его исследований, важно подчеркнуть, что отправной точкой в подходе историка к прошлому стал завет его учителя Владимира Ивановича Герье . В одном из писем к своему ученику, когда тот делал решительный шаг в определении темы своей магистерской диссертации, В.И. Герье подчеркнул как необходимое условие успеха на научном поприще то, что исследователь должен «вживаться в условия и интересы изучаемых народов, чтобы правильно понять свой предмет» . И ученик завет своего учителя выполнил. Можно полагать, что полученное в процессе жизни в Италии знание о стране, людях, институтах, о духовной жизни, во многом определили, что Корелину удалось создать выдающиеся исследования о прошлом Италии.
Историография вопроса. В рамках работы привлечены труды ученых, посвященные развитию отечественной историографии XIX века и научному вкладу М.С. Корелина в развитие исторической науки, а также работы современных исследователей по проблеме феномена образа.
В блестящей плеяде отечественных ренессансоведов второй половины XIX в. М.С. Корелину принадлежит почетное место. Ученый прожил сравнительно недолгую жизнь, но тем не менее его фундаментальный труд «Ранний итальянский гуманизм, вышедший в 1892 г., стал настольной книгой практически для всех исследователей истории Ренессанса.
Отечественные историографы и специалисты по истории науки, в числе которых Е.В. Гутнова, Т.Н. Иванова, Г.П. Мягков, Т.Н. Скворцова, А.К. Матюков, ставят имя М.С. Корелина в первом ряду представителей «русской исторической школы», рамки существования которой обознача-
-5
ются промежутком с 1870 г. по 20-е годы XX века .
В середине 1980-х гг. вышло единственное на сегодняшний день монографическое исследование Б.Г. Сафронова, посвященное проблемам исторической теории в трудах М.С. Корелина . В работе впервые были представлены истоки исторического мировоззрения ученого.
О.В. Тихомирова также обращалась к научному творчеству историка, добавив дополнительные штрихи в оценку и характеристику творчества
л
М.С. Корелина . Тихомирова полагает, что историк стоит несколько особняком, опережает время: в частности, обращением к междисциплинарным подходам. Корелин, по мнению автора очерка, в своих исследованиях, главным образом, руководствуется историко-культурным подходом. Тихомирова использует и некоторые архивные материалы, но делает это только ради уточнения биографических моментов. Это «поле» в исследовательском плане тоже пока почти не возделано, хотя в литературе называются фонды разных архивов и библиотек, где хранятся многие рукописи, дневниковые записи, письма М.Н. Корелина и его жены.
Основательные суждения общего характера по поводу трудов и концепции М.С. Корелина высказывают авторы почти каждой диссертации или монографии, посвященной итальянскому Ренессансу (Н.В. Ревякина, Л.М. Баткин, Л.М. Брагина, А.Х. Горфункель, РИ. Хлодовский, О.Ф. Кудрявцев, И.А. Краснова, а также их ученики). К научному творчеству и ме-
-5
тодам Корелина в изучении Ренессанса обращалась и Н.И. Девятайкина . Иначе говоря, уровень внимания к наследию ученого не снижается, но при этом его рассмотрение с обозначенных выше точек зрения пока не стало специальной темой.
В настоящее время изучение проблем в сфере имагологии стало одним из активно развивающихся направлений исторической науки. Имаго- логия как наука сформировалась в 1950-е гг., первоначально во Франции и Германии, а начиная с 1960-х гг. стала развиваться в рамках целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин и в России .
В российской исторической науке подходы имагологии были впервые применены в 1970-е гг. Л.А. Заком в исследовании внешнеполитических стереотипов . Проанализировав основные теоретические подходы имагологии, автор показал возможности их применения в исследовании международных отношений, в частности, при изучении проблем формирования образа государства и влияния внешнеполитических стереотипов на отношения государств, сознательного конструирования образов и их использования в дипломатической практике.
На становление имагологии значительное влияние оказали достижения школы «Анналов», сформировавшейся в конце 1920-1930-е гг. во Франции. Ее представители М. Блок и Л. Февр впервые поставили человека с его сознанием и поведением в центр исторического исследования, опирались на междисциплинарную сотрудничество социально-гуманитар-
-5
ных наук в изучении прошлого, поставили проблему «чужого в культуре» . Другое влиятельное методологическое течение, способствовавшее становлению имагологии - концепция социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана, показавших, что социальная практика неразрывно связана с конструированием значений и символов, определяющих деятельность человека .
Отечественная имагология стала динамично развиваться с конца 1980-х гг. в рамках осваиваемых отечественной историографией новых направлений - исторической антропологии, истории ментальностей, интеллектуальной истории. Новое научное направление не случайно оформилось в 80-90-х гг. прошлого века. В это время исчез железный занавес между странами, увеличились политические, культурные контакты между народами и научными сообществами. Эти же годы вызвали рост националистических настроений, увеличение ксенофобии и интолерантности. Резко возрос спрос на исторические исследования в области межкультурных коммуникаций .
В Институте всеобщей истории РАН под руководством А.Я. Гуревича с конца 1980-х гг. проводился семинар по исторической антропологии и истории ментальностей, в том числе - образу «Другого» в культуре, материалы которого регулярно публиковались на страницах ежегодника «Одиссей. Человек в истории». Активное исследование диалога культур в истории, проблем формирования образов «Другого», их конкретно-исторических репрезентаций осуществляется в контексте изучения интеллектуальной культуры в рамках Российского Общества интеллектуальной истории при ИВИ РАН в ходе ежегодно проводимых конференций, в публикациях сборников статей, а также устно исторических исследований, таких как «История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени», «Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад», «Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории», где накоплен солидный опыт методологического осмысления феномена образа и ее конкретно-исторических реконструкций.
Изучение теоретических аспектов проблемы формирования образа «Другого» в истории взаимовосприятия народов, социумов и культур позволяет решать целый ряд исследовательских задач, имеющих междисциплинарное значение: углубить понимание психологических механизмов и закономерностей взаимовосприятия народов, проявляющихся в процессе межкультурной коммуникации; определить механизмы, тенденции и закономерности формирования образов «Своих» и «Чужих» в конкретноисторическом контексте исторического взаимодействия народов; выявить пути формирования представлений о «своих» и «чужих» в условиях конфликтного взаимодействия, войн; установить роль социальных, этнических, внешнеполитических стереотипов, психологических механизмов индивидуального и массового восприятия в формировании, конструировании и бытовании образов «Других». Эти задачи активно реализуются в российской историографии последних двух десятилетий, в том числе и при изучении восприятия другой страны российской интеллигенцией на рубеже XIX-XX вв.
В этот период в Италии побывали многие русские художники, поэты, писатели, ученые, философы, и все они оставили множество сочинений, в которых личные впечатления авторов стали материалом для идей и концепций, обогативших отечественную историософию, эстетику и культуру
Итальянский цикл А. А. Блока, навеянные итальянскими путешествиями стихи М.А. Волошина, А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, «Научные прогулки по историческим центрам Италии. Очерки флорентийской культуры» И.М. Гревса; «Венеция и венецианская живопись» П.П. Перцова; роман «Дальний край» и книга очерков «Италия» Б.К. Зайцева; «Начало итальянского Возрождения» и «Очерки и итальянского Возрождения» А.К. Дживелешва - вот лишь незначительная часть той обширной литературы, которая свидетельствует об интересе русских к Италии.
Нельзя оставить без внимания и «Образы Италии» Павла Павловича Муратова (1881-1950), который специально занимался репрезентацией образа страны . Его книга не только открыла всю сущность итальянской культуры в ее развитии, но и дала целостную картину итальянского быта, пейзажа городов, природы, произведений искусства и их создателей. Исследователи обращаются к монографии Муратова не только с целью раскрыть представления писателя об Италии, но и чтобы в контексте дискурса
Л
«свой - чужой» выявить образ России .
Современные исследователи активно обращаются и к наследию историков, побывавших в Италии и оставивших интересные суждения о ней. В этом отношении особенно значима статья А.Д. Свешникова, посвященная многочисленным поездкам в Италию И.М. Гревса . Проанализировав суждения Гревса о стране, автор статьи приходит к любопытному выводу, что в сознании историка Италия из «живого музея» превращается в область для отстаивания своих собственных политических взглядов в той форме, которая была возможна в тех исторических условиях.
Итак, в историографии существуют работы, посвященные жизни и творчеству М.С. Корелина, но задача реконструкции образа Италии не ставилась, что также делает избранную тему интересной и научно значимой.
Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники. Их можно условно разделить на три группы.
Первую группу источников составляют научные исследования по истории Италии, вышедшие из-под пера М.С. Корелина. Труды, составляющие наибольший объем из того, что ученый успел написать и опубликовать, создали ему главную научную славу. В первую очередь, представляет интерес диссертация ученого «Ранний итальянский гуманизм и его историография» в 4 томах , а также «Очерки Итальянского Возрождения» .
В первом томе «Раннего итальянского гуманизма» дан подробный историографический обзор итальянского гуманистического движения, детально рассмотрены заслуги представителей различных отраслей исторического знания в изучении итальянского Возрождения, а также их отношение к самому явлению гуманизма. М.С. Корелли дает представление о развитии гуманистического движения в Италии и о условиях, в которых оно развивалось. Для нас представляет интерес, в какой обстановке творили гуманисты, какие религиозные воззрения, этические и политические взгляды рождались в этих условиях.
Второй и третий тома посвящены миросозерцанию первых гуманистов: Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, их друзей учеников и последователей, и раскрытию этих и других, более частных вопросов в исторической литературе. Здесь обстоятельно рассматриваются труды первых гуманистов, дается оценка и раскрывается значение их творческой деятельности.
Заключительный IV том дает представление о развитии гуманистического движения в разных областях Италии в XIV-первой четверти XV вв. Здесь ученый, уделяя внимание социально-политическому развитию каждого итальянского города и останавливаясь на различных институтах общества, дает целостное представление о прошлом Италии.
Для решения поставленных задач исследования, автор в основном опирался на I и IV тома.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного исследования была сделана попытка реконструировать образ Италии, созданный в трудах М.С. Корелина. Для нас было важно выяснить, каким образом знание современной ему Италии XIX века помогло ученому в изучении Италии возрожденческой?
Проследив жизненный путь историка, можно говорить о том, что ещё до поездки в Италию, М.С. Корелин задумался о написании исследования на итальянскую тему. Однако именно в Италии, по мере роста интереса к стране, у ученого полностью сформировалось виденье будущей диссертации.
Не в последнюю очередь интерес к стране был вызван стремлением отыскать ответы, стоявшие на повестке дня перед российской общественностью и исторической наукой. Речь идет о проблемах отношений между властью и обществом, демократизации образования, в том числе женского, национальности и т.д. Неслучайно Италия как колыбель гуманизма и Возрождения, как страна первых университетов и свободной науки, привлекла внимание ученого. Так, обращаясь к истории прошлого Италии, историк способствовал формированию коллективной памяти, программируя, таким образом, будущее развитие России.
Для Корелина Италия была как бы «вечным хранилищем истории». Он смотрел на нее, стараясь сквозь современность увидеть прошлые века. Он много ходил, много наблюдал, делился новыми мыслями с учителем, его интересовали и памятники старины, и особенности итальянской действительности XIX века, которые позволяли «почувствовать прошлое».
Важнейшими событиями истории Италии XIX века Корелин считал процесс её объединения и создание единого национального государства. Но историк критически оценивает методы, которые выбрала Италия на пути достижения к цели. Корелин, наблюдая за политическими и идеологическими течениями в стране, с сожалением отмечает, что быть очевидцем этих процессов «больно и стыдно».
М.С. Корелин выступает не только командированным ученым, но и иностранным путешественником и опытным наблюдателем. Ученый интересовался итальянским искусством, умело подмечал национальные особенности жителей Италии. Эти люди казались ему гостеприимными и приветливыми, но порой ещё скучными и чересчур эмоциональными. В конечном счёте Михаил Сергеевич начал замечать как положительные, так и отрицательные черты итальянской действительности. Но никак нельзя говорить о равнодушии ученого к этой стране. В конечном счете он стал осознавать Италию просто как другую страну с иным менталитетом, с которым он в итоге начал считаться и который старался понять.
Неподдельный интерес Корелина к итальянской истории и культуре сочетается порой с ироничным отношением к итальянцам настоящим, ежедневно встречавшимся ему в стенах университета, театра, библиотек Италии. Начинает проявляться некая противоречивость: с одной стороны, историк восхищается гуманистическим прошлым страны, считает её прекрасной, а с другой - перед ним предстают реальные итальянцы, не похожие на тех «возвышенных индивидуалистов».
Знания об отношении Михаила Сергеевича к Италии дают возможность лучше осмыслить его труды, во многих из которых явственно присутствует образ Италии.
В своих исследованиях Корелин стремился прояснить механизм зарождения и распространения идей, которые на определенном этапе существования человеческого общества становятся господствующими в умах людей. Так, тема индивидуализма, культурного роста личности красной нитью проходит через все его научное творчество.
И в охваченной гуманистическим движением Италии, и в Италии XIX века, можно наблюдать обращение к прошлому, к истокам. Героине- ское прошлое продолжает жить в настоящем и представляется более живым и привлекательным, чем настоящее. В попытке найти пример для подражания можно наблюдать преемственность: если гуманисты обращались к античному наследию, то итальянцы в XIX в., в свою очередь, искали этот идеал в эпохе Возрождения.
Рассмотренные в исследовании различные институты: высшая школа, церковь, политические и социальные группы - позволяют говорить об изменениях, затронувших все сферы жизни итальянского общества в XIV- XV вв. Гуманистические идеи проникли практически во все сферы жизни и стали причиной становления нового светского миросозерцания, независимой науки и самостоятельного искусства. Этот «новый мир», в котором уже не было места средневековому догматизму и схоластическому мышлению, в своей совокупности и составляет образ Италии эпохи раннего Возрождения.
Так, научные труды и эпистолярное наследие М.С. Корелина стали не только важным вкладом в изучении культуры Возрождения и становления гуманизма, но и способствовали формированию определенных национальных образов и представлений об Италии и итальянском народе.
В перспективе работы над темой возможно расширение поля исследования, а именно изучение образа Европы и европейца в сознании историка. Разработка данного вопроса подразумевает обращение к огромному количеству как исторических, так и историографических источников. Всё это непременно поспособствует новым открытиям, связанным с творчеством ученого и его образом мыслей.



1. Герье В.И. М.С. Корелин. Биографический очерк // Вестник Европы.-М., 1900.-С. 307-315.
2. Иванцов М.А. М.С. Корелин как профессор и руководитель студенческих занятий // Русская мысль. 1899. Кн. X. С. 137-148.
3. Кареев Н.И. Итальянский гуманизм и новый его исследователь // Вестник Европы. 1892. № 8. С. 441М66, № 9. С. 5-31, № 10. С. 541-565.
4. Кареев Н.И. М.С. Корелин, как историк гуманизма // Ранний итальянский гуманизм и его историография. Т. 1. Изд. 2-е. - 1914. - С. 7-17.
5. Ключевский В.О. М.С. Корелин. Некролог // Вопросы философии и психологии. - М., 1899. - Еод X, кн. 46 (I). - С. VIII-XIX.
6. Конский П.А. Биографический очерк М.С. Корелина // Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Критическое исследование. СПб., 1914. - Изд. II. Т. I. - С. XXIII-XXXV
7. Корелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. Кн. X // Русская мысль. - М., 1890. - XI, кн. II. - С. 57-68; XI, кн. V - С. 36-60; XI, кн. VI. - С. 72-82; XI, кн. VIII. - С. 41-50; XI, кн. X. - С. 1-23; XI, кн. XII. - С. 1-37.
8. Корелин М.С. Еуманизм, или Возрождение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. и 4 доп. т. - 1893. - Т. IX. - С. 879-886.
9. Корелин М.С. Дневник / опубл. под общ. ред. Д.А. Цыганкова // Terra Europa: интеллектуальное пространство московских историков второй половины XIX века / Под общ. ред. Д.А. Цыганкова. - М.: Полит, энц., 2014. - С. 273М49.
10. Корелин М.С. Западная легенда о докторе Фаусте: Опыт исторического исследования // Вестник Европы. - СПб.: "Вестник Европы". Т. VI. Ноябрь. 1882.-С. 263-294.
И. Корелин М.С. Искусство и действительность. Исторические замечания // Русская мысль. - М., 1889. - Еод десятый, кн. IV - С. 62-73.
12. Корелин М.С. / Очерки итальянского Возрождения. Изд. 2-е. - М.: [Типография А. И. Поплавскош], 1910. - 248 с.
13. Корелин М.С. Очерки развития философской мысли в эпоху. I. Миросозерцание Франческо Петрарки // Вопросы философии и психологии. - М., 1897. - Еод VIII, кн. 1 (36). - С. 14-53.
14. Корелин М.С. Папство в эпоху гуманизма // Русская мысль. - М., 1899. - Еод двадцатый, кн. X. - С. 70-104.
15. Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Т. 1М. СПб., 1914. Т. 1. Историографический обзор. - Изд. 2-е. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. -XXXVI, 270 с.; Т. II: Франческо Петрарка. Его критики и биографы. - Изд. 2-е. - СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1914. - IV, 255 с.; Т.
III. : Джиованни Боккаччио, его критики и биографы. - Изд. 2-е - СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1914. - IV, 168 с.; Т. IV Современники, друзья, ученики и последователи первых гуманистов в XIV и в первой четверти XV столетия. - Изд. 2
е. - СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1914. - VI, 448 с.
16. Корелин М.С. Торквато Тассо и его век // Исторический вестник. 1883. №7-9.-С. 187-203.
17. Корелин М.С. Этический трактат Лоренцо Валлы "Об удовольствии и об истинном благе" // Вопросы философии и психологии. - М., 1895. - Еод VI, кн. 4 (29). - С. 391М44.
18. Корелин М.С. Эпоха Возрождения и германофилы // Вестник Европы. Т. XII. -М., 1885. - С. 698-720.
19. Переписка В.И. Еерье и М.С. Корелина / подг. Д. А. Цыганков // Terra Europa: интеллектуальное пространство московских историков второй половины XIX века / Под общ. ред. Д.А. Цыганкова. - М.: Полит, энц., 2014. - С. 449-636.
20. Письма М.С. Корелина В.И. Герье / сост. Д.А. Цыганков // История и историки: историографический вестник. 2007 / Институт российской истории РАН; отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2009. С. 321-360.
21. Лукиан. Как следует писать историю / пер. С. Толстой // Лукиан. Избранное / пер. с древнегреч.; сост., предисл. И. Нахова; коммент. И. Нахова и Ю. Шульца. -М., 1987. - 624 с.
Литература
22. Баткин Л.М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. - М.: Изд-во РГТУ, 1995. - 448 с.
23. Белгородская Л.В. Историческая имидженология: предмет и категория науки. - 2013.
24. Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моек, филос. фонд. - М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. - 323 с. (Первое издание на англ, в 1966 г.)
25. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М.: Прогресс, 1986.
26. Власть и образ: очерки потестарной имагологии / отв. ред. М. А. Бойцов, Ф. Б. Успенский. - СПб.: Алетейя, 2010. - 384 с.
27. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение в трудах русских учёных XIX века // Вопросы истории. - 1945. - № 5-6. - С. 97-118.
28. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.: Высшая школа, 1974. - 399 с.
29. Девятайкина Н.И. М.С. Корелин: подходы и методы изучения Ренессанса и его историографии (на примере Петрарки) // Cursor mundi. Человек античности, средневековья, возрождения. - Иваново, 2017. С. 133-151.
30. Зак Л.А. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы -М.: Междунар. отношения, 1976. -287 с.
31. Земсков В.Б. Образ России в современном мире и иные сюжеты / отв. ред., сост. Красавченко Т.Н. - М.; СПБ.: Центр гуманитарных инициатив: Гнозис, 2015. - 343 с.
32. Иванова Т.Н. Научное наследие В.И. Герье и формирование науки всеобщей истории в России (30-е гг. XIX - начало XX века). - Чебоксары: Изд- во Чуваш, ун-та, 2010. - 382 с.
33. Мягков Г.П., Иванова Т.Н. Часть 4. Научные коммуникации в российском историческом пространстве // Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Аквилон, 2014. - С. 532-644.
34. Иванова Ю.В., Лещенко П.В. Историческая культура Кватроченто // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л. И. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 410М55.
35. Кареев Н.И. Теория исторического знания (Историка). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1913. -320 с.
36. Кореева И.С. Научные командировки и их роль в становлении науки всеобщей истории как науки в России (30-60 гг. XIX в.). //Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 150. Серия Еуманитарные науки. Кн. 1. - Казань, 2008. - С. 219-224.
37. Мазур Л.Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Еуманитарные науки. -2013. - № 3 (117). - С. 243-256.
38. Ле Гофф Ж. Университеты и государственная власть в Средние века и эпоху Возрождения // Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000. - 328 с.
39. Леонтьева О.Б. Образы исторической реальности в современной отечественной историографии // Историческая экспертиза. 2015. № 2 (3). С. 4
19.
40. Макаров А.И. Образ Другого как образ памяти (методологические аспекты проблемы репрезентации прошлого) // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. -Вып. 18. -М., 2007. - С. 6-18.
41. Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». - Казань: Изд-во Казанского университета,
2000. -295 с.
42. Нехаева С.В. Университеты в эпоху Возрождения // Культура Возрождения. Энциклопедия в 2 т. / Под ред. О.Ф. Кудрявцева (отв. ред.), Н.В. Ре- вякиной (зам. отв. ред.) и др. - Т. 2. В 2-х кн. - Кн. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. - С. 364-372.
43. Ощепков А. Р. Имагология // Знание. Понимание. Умение. - М., 2010.-№1.-С. 251-253.
44. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2011. - № 4. - С. 3140.
45. Поляков О.Ю. Становление и развитие категориального аппарата имагологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.-2014.-№ 9.-С. 125-134.
46. Поршнева О.С. Историческая имагология в современной российской историографии / О.С. Поршнева // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: в 2-х т. - Екатеринбург: [УрФУ], 2014. - Т. 1. - С. 126-129.
47. Пшизова С.Н. Флорентийский университет и развитие гуманизма в XIV-XV вв. // Средние века. М., 1993. - Т. 56. - № 1-2. - С. 153-173.
48. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. - Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2000. - 323 с.
49. Репина Л.П. Представления о прошлом и связь времен в историческом сознании // Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад / Под ред. Л. И. Репиной. М.: Круги, 2010. - С. 9-25.
50. Савельева И.М., Полетаев А.В. Обыденные представления о прошлом: теоретические подходы // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории / Под общ. ред. Л.П. Репиной. - М.: Круги, 2008. - С. 50-77.
51. Сафронов Б.Г. Вопросы исторической теории в работах М.С. Ко- релина. -М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 152 с.
52. Свешников А.В. И.М. Гревс об Италии XIX века // В.К. Пискор- ский и развитие науки всеобщей истории в России: сборник статей / составит, и отв. ред. Г.П. Мягков. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - С. 227-335. (в печати)
53. Скворцова Т.Н. В.И. Герье и М.С. Корелин // Средневековый город. - Саратов, 2006. - Вып. 17. - [Электронный ресурс] URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/9644/15.pdf.
54. Скворцова Т.Н. М.С. Корелин как преподаватель и исследователь ренессансной педагогики // Берегиня-777-Сова. - 2012. - №3 (14). - С. 142— 150.
55. Сопов А.В. Идеи "доброго правления" в творчестве итальянских гуманистов XIV-XV вв.: венецианцы, неоплатоники и другие // International scientific review. - 2015. - № 4. - С. 56-59.
56. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А. О. Чубарьян. -М.: Аквилон, 2014. — 576 с.
57. Тихомирова О.В. Михаил Сергеевич Корелин (1855-1899) // Портреты историков. Время и судьбы. Т. 3. Древний мир и средние века. - М., 2004. -С. 513-531.
58. Филимонов В.А. Н.И. Кареев и М.С. Корелин: коммуникация в рамках греко-римского дискурса // Диалог со временем. - 2014. №. 49. С. 138— 162.
59. Юсим М.А. Франческо Гвиччардини - от "Истории Флоренции" к "Истории Италии" / М.А. Юсим // Новая и новейшая история. - 2018. - № 4. - С. 3-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ