ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ НА ЧАЙНОМ СЕРВИЗЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Формирование эстетического вкуса у студентов среднего профессионального образования 6
1.2 Формирование эстетического вкуса у студентов на занятиях кистевой росписи 9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО КИСТЕВОЙ РОСПИСИ
2.1 Разработка факультативного курса для студентов среднего образовательного учреждения «Кистевая роспись» 15
2.2 Разработка конспектов занятий по курсу «Кистевая роспись» 24
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1 Анализ и обработка поискового материала, разработка эскиза чайного сервиза 39
3.2. Технологическая последовательность выполнения росписи сервиза 45
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Декоративно-прикладное искусство наиболее тесно связано с повседневной жизнью и бытом каждого человека. С работами декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у учащихся способности чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала декоративно-прикладного искусства, осознанно воспринимать это искусство,
квалифицированно пользоваться предметами декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Огромный потенциал, заложенный в народном декоративно-прикладном искусстве, дал возможность обеспечить его широкое использование в среднем профессиональном образовании. Обучение методике, технологии, специальным ремесленным навыкам в конкретном виде декоративно-прикладного искусства находится в тесной взаимосвязи с формированием ассоциативного, образного мышления, творческой фантазии и воображения студентов.
Каждая область и каждый регион нашей страны имеет различные направления художественной росписи по дереву. Среди них - Городецкая роспись, Хохломская, Мезенская, Волховская, Урало-сибирская, Полхово- Майдановская и др. Каждый промысел характеризуется конкретными формообразующими элементами, стилевыми особенностями, материалом, технологией изготовления и приемами работы. Данные виды росписи по дереву представляют собой благодатный материал для обучения студентов декоративно-прикладному искусству и формированию у них эстетического вкуса.
Мы живем в трудное социальное и экономическое время, когда человек не получает точных ориентиров для выбора идеалов, а стремительная и переменчивая мода (в литературе, живописи, кино и т.д.) обрушивает на людей поток насилия и агрессии. Одним словом наступило время вседозволенности. Классическая музыка и высокое искусство стало непопулярным среди молодежи.
В связи с этим необходимо учителям привлечь внимание учащихся к подлинному и настоящему искусству. Освоение народных промыслов может способствовать развитию художественно - эстетического вкуса у учащихся, а также духовной возвышенности. Сформированный художественно - эстетический вкус послужит освоением окружающего мира, искусства, и культуры.
Многие ученые: искусствоведы, культурологи, психологи, педагоги изучали вопросы народного творчества и декоративно-прикладного искусства, их роль в формировании эстетического вкуса у личности. Вопросы художественного творчества и его значения в процессе формирования личности, проблемы развития творческих способностей освещаются в работах: Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, A.A. Мелик-Пашаева, В.П. Строкова, П.М. Якобсона и других.
Научно-методические публикации, посвященные дидактическим особенностям организации учебных занятий по изобразительному искусству и декоративно прикладному искусству, принадлежат известным ученым, художникам - педагогам А.Д. Алехину, В.В. Корешков, Б.М. Неменскому, H.H. Ростовцеву.
Значительный вклад в теорию, раскрывающую нравственный, эстетический, социальный и искусствоведческий аспект народного декоративного искусства, внесли ученые Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков, и др.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования эстетического вкуса у студентов среднего профессионального образования.
Объект исследования: формирование эстетического вкуса у студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: формирование эстетического вкуса у студентов колледжа в процессе выполнения кистевой росписи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу, методические пособия и информационные источники по теме исследования.
2. Выявить условия и средства формирования эстетического вкуса учащихся на занятиях по кистевой росписи.
3. Разработать программу факультативного курса «Кистевая роспись».
4. Разработать конспекты занятий по курсу «Кистевая роспись».
5. Разработать эскиз росписи чайного сервиза.
6. Выполнить роспись чайного сервиза в урало-сибирской технике.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ источников по теме исследования.
2. Наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности студентов.
Практическая значимость: Разработанные программа факультативного курса «Кистевая роспись», конспекты занятий по данному курсу может быть использована в практической деятельности педагогов среднего профессионального образования. Выполненная творческая часть «Чайный сервиз в технике урало-сибирской росписи», может быть использован в качестве наглядности на занятиях кистевой росписи на разных уровнях обучения. Набор может быть использован в быту или в качестве подарка.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по ним, заключения, списка использованных
источников.
Произошли значительные изменения в экономической, социальной и политической жизни страны, которые значительно повлияли на образовательные процессы. Изменились ценностные ориентации учащихся, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру и собственному призванию. В связи с этими событиями мы должны постараться возобновить формирование у студентов эстетического вкуса и увеличить духовный потенциал их личности. Воспитание вкуса является составной частью эстетического воспитания.
Эстетический вкус - это не врожденное качество личности человека, это социальная способность формирующиеся в процессе воспитания и образования человека. Человек, обладающий, эстетическим вкусом отличается своей целостностью, является не просто индивидом, а личностью. Такие люди обладают индивидуальным внутренним и духовным миром, определяемым социальными ценностями и предпочтениями. Такие личности ценятся, так как они обладают своеобразие и неповторимость. Эстетический вкус у таких людей формируется в процессе влияния культурных ценностей и духовной наполненностью. В современном мире эстетический вкус ушел на второй план, люди прибегают к любым общепризнанным эстетическим и культурным ценностям. Характеризуется это недостаточностью личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей степени развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.
Наиболее эффективным методом формирования эстетического вкуса является декоративно-прикладное искусство, так как визуальные объекты окружают нас повсюду. Преподаватели играют важную и ответственную роль в этом процессе. Они имеют возможность наполнить своих студентов любовью к истории своего народа и их промыслам, обучить ценить те знания, которые сохранились по сей день, научить их видеть прекрасное.
В своем исследовании мы постарались выявить эффективные методы и способы формирования эстетического вкуса у учащихся среднего профессионального образования на занятиях по кистевой росписи.
Кистевая роспись может послужить отличным решением для формирования эстетического вкуса у студентов. Она дает знания о народных промыслах и вековых традициях, студенты во время росписи фантазируют, вспоминают, мечтают и пропитываются любовью к этому декоративно-прикладному искусству.
В ходе исследования были изучены методические пособия, и литература о декоративно-прикладном искусстве, кистевой росписи, условия успешного формировании эстетического вкуса. Нами был разработан факультативный курс «Кистевая роспись» для студентов колледжа. Задачами курса являются: обучение учащихся техникам, и технологиям кистевой росписи в декоративно-прикладном искусстве, изучение специфических особенностей декоративно - прикладного искусства, развитие художественно-образного мышления и творческого воображения, способствование формированию эстетического вкуса.
Для факультативного курса «Кистевая роспись» были разработаны конспекты занятий по таким видам росписи как: «Гжель», «Хохлома», «Мезенская роспись» и «Урало-сибирская роспись». Занятия по данным темам были проведены во время педагогической практики в колледже. На занятиях студенты изучали историю возникновения, технологию выполнения росписи и выполнили кистевую роспись на предметах. В процессе занятий студенты с большим интересом обучались всем технологиям кистевой росписи, получили много теоретических знаний, тем самым внесли вклад в свое духовное состояние. Соблюдая все правила выполнения технологий каждой росписи, и используя свой эстетический вкус, самостоятельно составили композиции, подобрали цветовую гамму и расписали свои изделия. Студентам нужно давать творческую свободу для того, чтобы они фантазировали и разрабатывали индивидуальные и необычные композиции, тем самым можно сделать выводы об эстетическом вкусе, духовной наполненности, о знаниях преобладающих у каждого учащегося.
В творческой части выпускной квалификационной работы была задача выполнить роспись чайного сервиза «Нежность». В ходе работы были изучены разновидности кистевых росписей по дереву и их элементы. Выбор остановился на Урало-сибирской росписи, она заинтересовала нас своей необычной технологией выполнения. Первым этапом в практической работе была разработка эскизов в цвете и карандаше. Предпочтения в цветовой гамме остановились на розовых и красных оттенках и большом количестве растительных элементов в теплых тонах. Композиция состоит из одного крупного цветка, множество мелких цветов и большого количества растительных элементов, что дает композиции легкости и нежности. Данная цветовая гамма актуальна на сегодняшний день и идеально подойдет к любому интерьеру. В связи с этим и было придумано название чайного сервиза «Нежность». Кистевая роспись требует немало усилий, усидчивости и аккуратности, при нажатии кисти по дереву человек отдает всю свою нежность и любовь. В связи с этим и было придумано название чайного сервиза «Нежность».
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы, что все поставленные цели и задачи исследования
выполнены.
1. Аксенова, А. История искусства. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 с.
2. Алан, Д. Гир. 1000 лучших узоров для художественной росписи / Д. Гир. Алан. Барри Христоун. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2010. - 512 с.
3. Арбат, Ю.А. Русская народная роспись по дереву / Ю.А. Арбат. - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.
4. Бадаев, В. С. Искусство русской кистевой росписи. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство" /
B. С. Бадаев. - М.: Владос, 2013. - 71 с.
5. Белашова Т.А. Гжельская роспись. Мастер-класс. [Электронный ресурс] / А. Т. Белашова - Режим доступа: http://www.testsoch.info/rospis-tarelok-gzhel-master- klass/
6. Беляева, О. А. Композиция: практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 59 с.
7. Бесчастнов, Н. П. Художественный язык орнамента учебное пособие для вузов / Н. П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2010. - 335 с.: ил. - (Изобразительное искусство)
8. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М.: РИП-холдинг, 2016. - 268 с.
9. Богданова Р.У. К проблеме оценивания результативности в системе дополнительного образования / Р.У Богданова // Внешкольник. - 2018. - № 7. -
C. 5 - 11.
10. Большаков, М. В. Декор и орнамент в книге / М.В. Большаков. - М.: Книга, 2012. - 160 c.
11. Величко, Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Энциклопедия / Н.К. Величко. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. - 224 с.
12. Волкова А. В., Цвелюх И. П. Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства /А. В. Волкова, И.
П. Цвелюх. // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 296-300. — URL https://moluch.ru/archive/157/44269/ (дата обращения: 09.06.2019).
13. Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств: живопись, скульптура, архитектура / П.П. Гнедич.- М.: Эксмо, 2018.- 975 с.
14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования /В. П. Голованов. - М.: Протос, 2015. - 231с
15. Городецкая роспись. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusmybb.5bb.ru. (дата обращения: 18.04.2019)
16. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция: учебное пособие / К. Т. Даглдиян. - 3-е изд. - Ростов Н/Д: Феникс, 2011. - 312 с.
17. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е. Б. Евладова, Николаева Л.А. // Педагогика. - 2016. - №3. - С.39-44.
18. Жегалова, С.К. Русская народная живопись / С.К. Жегалова. - М.: Прогресс, 2010. - 205 с.
19. Журавлёва, Л.С. Резное и расписное дерево / Л.С. Журавлёва. - М.: Прогресс, 2010. - 205 с.
20. Кандинский, В. В. Текст художника. Избранные работы / В. В. Кандинский. - М.: Юрайт, 2019. - 204 с.
21. Кашепов, М. В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования / М. В. Кашепов. // Внешкольник. - 2017. - № 11. - С. 19 - 23.
22. Киплик, Д. И. Техника живописи: учебник для среднего профессионального образования / Д. И. Киплик. - М.: Юрайт, 2019. - 472 с.
23. Куцакова. Л. В. Чудесная Гжель: учебное издание / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 20 с.
24. Ломов, С. П. Цветоведение: учебное пособие для вузов, по спец. "Изобразительное искусство", "Декоративно-прикладное искусство" и "Дизайн" / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов. - М.: Владос, 2015. - 144 с.
25. Максимов, С. В. Крылатые слова / С. В. Максимов. - М.: Юрайт, 2019. - 277 с.
26. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву / Х.И. Махмутова. - М.: Дрофа, 2012. - 287 с.
27. Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е.Н. Медынский // Педагогика и психология. - №5. - 2016. - С. 22-26.
28. Мережковский, Д. С. Больная Россия. Эссе / Д. С. Мережковский. — М.: Юрайт, 2019. — 187 с.
29. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-е издание исправлено и дополнено - М.: ФОРУМ, 2013 - 288с.
30. Наговицына, Т.Е. Урало-сибирская роспись на Алтае / Т.Е. Наговицына.- ИЦ РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2016 - 64с.
30. Омельяненко, Е. В. Цветоведение и колористика: учебное пособие для вузов / Е. В. Омельяненко. - 3-е изд., исп. и доп. - СПб.: Лань, 2014. - 104 с.
31. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 395 с.
32. Полежаев, Ю. О. Художник росписи по дереву: учебное пособие для учащихся нач. проф. учебных заведений / Ю. О. Полежаев. - 2-е изд., стер. - М.: Академия,
2012. - 192 с.
33. Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего
профессионального образования / А. Г. Скакова. - М.: Юрайт, 2019.- 164 с.
34. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник/ Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова.- М.: Академия, 2016.-140с.
35. Стасов, В. В. Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения в 6 ч. Часть 1 / В. В. Стасов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 427 с.
36. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. - М.: Юрайт, 2019. - 235 с.
37. Ушкова, Н. В. Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе / Н. В. Ушкова // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 544 - 545. — URL https://moluch.ru/archive/57/7844/ (дата обращения: 09.06.2019).
38. Файзрахманова А. Л. Развитие проектной культуры талантливой молодежи в области декоративно-прикладного творчества / А.Л. Файзрахманова, И. М. Файзрахманов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1-1. - С. 197201.
39. Хворостов, А. С. Художественные работы по дереву: учебник для вузов / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов; под общей редакцией А. С. Хворостова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. — 248 с.
40. Штиллер, Д. Акрил для начинающих. Как искать сюжет, создавать композицию, работать с цветом и многое другое. / Д. Штиллер - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 96 с.