Изучение функциональных особенностей лексико-семантической группы «Природа» на занятиях по лингвистическому анализу текста (на примере поэзии 19 в
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения функционально -семантических особенностей лексики в поэтическом тексте 9
1.1. Понятие лексико-семантической группы 9
1.2. Специфика языковой организации поэтического текста 15
Глава 2. Теоретические основы лингвистического анализа текста 23
2.1. К вопросу об изучении языка художественных произведений в школе 23
2.2. Лингвистический анализ художественного текста и методика его
проведения 30
Глава 3. Методическая система обучения лингвистическому анализу текста 39
2.2. Исходные условия методического эксперимента 39
3.2. Описание формирующего эксперимента 50
3.3. Система заданий по лингвистическому анализу текста 67
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения функционально -семантических особенностей лексики в поэтическом тексте 9
1.1. Понятие лексико-семантической группы 9
1.2. Специфика языковой организации поэтического текста 15
Глава 2. Теоретические основы лингвистического анализа текста 23
2.1. К вопросу об изучении языка художественных произведений в школе 23
2.2. Лингвистический анализ художественного текста и методика его
проведения 30
Глава 3. Методическая система обучения лингвистическому анализу текста 39
2.2. Исходные условия методического эксперимента 39
3.2. Описание формирующего эксперимента 50
3.3. Система заданий по лингвистическому анализу текста 67
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Приложение
Изучение лирических произведений в школе составляет органическую часть учебного процесса. Работа с поэтическими текстами всегда вызывает особые сложности, которые обусловлены спецификой поэтической речи, особенностями восприятия поэтических текстов, психологической и культурной подготовкой школьников.
Несмотря на все сложности, работа с лирическими произведениями формирует духовно-нравственный и творческий потенциал учеников, что является важнейшей задачей школы в современном социокультурном мире.
Проблема изучения поэтических произведений в школе является важным аспектом современной методики преподавания литературы и русского языка. В работах М.А. Рыбниковой [Рыбникова 1985], Н.О. Корста [Корст 1963], О.Ю.Богдановой [Богданова 1999] рассмотрены аспекты школьного изучения поэтических текстов. Однако по-прежнему спорными остаются вопросы, как необходимо изучать поэтические тексты, и какая методика является верной и наиболее подходящей.
Выбор лингвистического анализа как приёма работы с поэтическим текстом связан с тем, что, являясь важным аспектом изучения словесной организации текста, такой анализ представлен в теории и практике преподавания русского языка весьма различно.
На сегодняшний день в педагогической практике имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению лирики в школе. Немало исследователей обращались к изучению художественных особенностей поэтических произведений, но в большинстве своём стихотворные тексты рассматривались в литературоведческом аспекте. Вопросы, касающиеся изучения в школе поэтических произведений с точки зрения языка, до сих пор являются актуальными в современной методике.
Среди многообразных исследований нашлось немалое количество работ, посвященных лингвистическому анализу текста. В центре внимания большинства ученых лингвистический анализ представлен не в методическом аспекте, а в рамках изучения языка народов России и переводческой деятельности. К подобным исследованиям можно отнести работу С.К. Васильева «Лингвистический и культурологический анализ текста оригинала для перевода» [Васильев 2010]; С.М. Исаевой «Лингвистический анализ художественного прозаического текста в национальной аудитории» [Исаева 1985]. Помимо этого, есть работы, посвященные изучению концептов через лингвистический анализ:
С.М.Магомедова «Концепт «Женщина» в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой: лингвистический и лингвокультурологический анализ» [Магомедова 2016]. Также есть работы, в которых рассматривается филологический анализ текста: Е.Е.Маркина «Филологический анализ пейзажного поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы как средство развития речи» [Маркина 1999].
Актуальность исследования определяется тем, что изучение языковой организации поэтического текста в школе всегда вызывает особые сложности, которые обусловлены спецификой поэтической речи. Изучение отдельной лексико-семантической группы, в частности ЛСГ «Природа», представленной в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева и А.А.Фета, позволяет учащимся приобрести навыки лингвистического анализа текста, углубить восприятие поэтических текстов, а также общую психологическую и культурную подготовку школьников. Недостаточная разработанность методики лингвистического анализа поэтического текста в школьной программе определило направленность работы на поиск научного решения методической проблемы.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном определении эффективной методической системы лингвистического анализа поэтического текста в среднем и старшем школьном звене.
Объект исследования - процесс изучения лирических произведений в средних и старших классах на занятиях по лингвистическому анализу поэтического текста.
Предмет исследования - методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста как система вопросов и заданий.
В ходе данного исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: предложенная методическая модель лингвистического анализа лирического произведения и установленный методический потенциал будут способствовать более точному пониманию поэтических текстов. Многомерность стихотворного текста, проявляющаяся в семантических, культурологических, эстетических особенностях, поможет развить чуткость к художественному слову и воспитать эстетически развитого читателя.
Цель и гипотеза исследования предполагает решение ряда задач:
1) Рассмотреть и обобщить научную литературу по данной теме;
2) На основе изученной литературы выявить особенности поэтического текста и определить параметры его анализа;
3) Охарактеризовать теоретические основы изучения языка художественных произведений в школе;
4) Определить методические возможности лингвистического анализа поэтического текста;
5) Изучить отдельную лексико-семантическую группу, в частности ЛСГ «Природа», представленную в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева и А.А.Фета;
6) Экспериментально проверить эффективность разработанной в ходе исследования методики обучения лингвистическому анализу текста;
7) Разработать систему вопросов и заданий по формированию навыков определения скрытых смыслов лексических единиц и интерпретации поэтического текста в целом.
Для выполнения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- историко-теоретический (анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования);
- количественно-статистический (анализ работ обучающихся, анкетирование, беседа, наблюдение за процессом обучения, сравнительно - сопоставительный анализ результатов исследования);
- контрольный (установление эффективности предложенной методики лингвистического анализа стихотворного текста);
- индуктивно-дедуктивный (наблюдение за процессом обучения, анализ, классификация, систематизация и последующий синтез рассмотренных явлений).
Теоретической базой исследования послужили работы учёных, посвященные: рассмотрению поэтического языка и языка художественной литературы: В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, А.А. Потебни, Л.Я.Гинзбург, Л.В.Щербы С.Т. Золяна, В.М. Жирмунского, Ю.М.Лотмана, Я. Мукаржовского, Ю.Н. Тынянова и др.; изучению лексико-семантических групп, закономерностями их построения - В.Г. Гака, В.И.Кодухова, Д.Н. Шмелева, Э.В. Кузнецовой и др.; исследованию творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета - А.Л. Голованевского, Л.В. Пумпянского, А.Д.Григорьевой, И.И.Ковтуновой; методических разработок в области изучения художественных текстов - Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.П. Шереметевского, М.А. Рыбниковой, А.Д. Алферова, М.Л.Гаспарова и др.
Материалом для исследования послужили тексты стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, вошедшие в полные собрания сочинений поэтов, в которых употреблялись единицы, относящиеся к лексико-семантической группе «Природа».
Источником иллюстративного материала является Национальный корпус русского языка, который на данный момент является самым полным и репрезентативным собранием текстов на русском языке.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в работе:
- раскрыта специфика лингвистического анализа на уроках по изучению поэтических произведений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
- изучены методические возможности, которые позволяют с наибольшей полнотой реализовать потенциал урока по лингвистическому анализу художественного теста;
- предложена методическая модель изучения стихотворного текста на занятиях по лингвистическому анализу текста и экспериментально проверена эффективность методики;
- разработан комплекс заданий по лингвистическому анализу поэтического текста, который позволяет установить средства актуализации скрытых смыслов языковых единиц; изложить собственную интерпретацию произведений (на примере поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
На первом этапе исследования систематизировалась литература по проблемам, связанным с темой исследования; определялись задания и вопросы, которые впоследствии были включены в экспериментальное обучение. Практическая часть исследования проводилась в средней общеобразовательной школе Камышлинского района Самарской области (ГБОУ СОШ с. Камышла).
На втором этапе разрабатывалась методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста и осуществлялся формирующий эксперимент, конкретизировалась гипотеза, был проведен анализ полученных данных.
На третьем этапе полученные результаты были систематизированы и проверены, уточнена методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста, подводились итоги работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации теоретических подходов к поэтическому тексту в аспекте лингвистического анализа, в изучении отечественной методической литературы по вопросам обучения школьников работе с языком художественных произведений, в описании методической системы, обеспечивающей развитие знаний, умений и навыков учеников на занятиях по лингвистическому анализу поэтических текстов.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения материалов исследования в школе при изучении творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, при проведении занятий по лингвистическому анализу поэтических текстов. Предложенный методический инструментарий помогает научить школьников осознанной работе с поэтическим произведением, что способствует как развитию мыслительной деятельности, так и эстетического вкуса.
Апробация работы. Работа апробировалась на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (2015-2017 гг.), Международной конференции «И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика» (Казань, 18-21 октября 2017 года), VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию СГУ «Междисциплинарные связи при изучении литературы» (30-31 мая 2019 года, Саратов). По материалам исследования опубликовано 8 работ: 2 тезиса и 6 статей.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, выдвигается гипотеза, аргументируется научная новизна.
В первой главе освещаются теоретические положения по проблемам исследования, даётся обзор литературы по теории изучения лексико - семантической группы, рассматриваются вопросы изучения поэтического текста.
Во второй главе рассматриваются основы изучения лингвистического анализа текста и проводится анализ научной и методической литературы по вопросам изучения языка художественных произведений в школе.
В третьей главе исследования описываются этапы экспериментального обучения. На основе результатов констатирующего эксперимента предлагается методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста в средних и старших классах и даются методические рекомендации по изучению особенностей поэтического языка Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Также в этой главе описаны упражнения и задания для работы на занятиях по лингвистическому анализу поэтического текста.
В заключении представлены результаты работы, излагаются основные выводы, резюмируются наблюдения, полученные в процессе исследования, а также формулируются перспективы последующей работы в русле данной тематики.
Несмотря на все сложности, работа с лирическими произведениями формирует духовно-нравственный и творческий потенциал учеников, что является важнейшей задачей школы в современном социокультурном мире.
Проблема изучения поэтических произведений в школе является важным аспектом современной методики преподавания литературы и русского языка. В работах М.А. Рыбниковой [Рыбникова 1985], Н.О. Корста [Корст 1963], О.Ю.Богдановой [Богданова 1999] рассмотрены аспекты школьного изучения поэтических текстов. Однако по-прежнему спорными остаются вопросы, как необходимо изучать поэтические тексты, и какая методика является верной и наиболее подходящей.
Выбор лингвистического анализа как приёма работы с поэтическим текстом связан с тем, что, являясь важным аспектом изучения словесной организации текста, такой анализ представлен в теории и практике преподавания русского языка весьма различно.
На сегодняшний день в педагогической практике имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению лирики в школе. Немало исследователей обращались к изучению художественных особенностей поэтических произведений, но в большинстве своём стихотворные тексты рассматривались в литературоведческом аспекте. Вопросы, касающиеся изучения в школе поэтических произведений с точки зрения языка, до сих пор являются актуальными в современной методике.
Среди многообразных исследований нашлось немалое количество работ, посвященных лингвистическому анализу текста. В центре внимания большинства ученых лингвистический анализ представлен не в методическом аспекте, а в рамках изучения языка народов России и переводческой деятельности. К подобным исследованиям можно отнести работу С.К. Васильева «Лингвистический и культурологический анализ текста оригинала для перевода» [Васильев 2010]; С.М. Исаевой «Лингвистический анализ художественного прозаического текста в национальной аудитории» [Исаева 1985]. Помимо этого, есть работы, посвященные изучению концептов через лингвистический анализ:
С.М.Магомедова «Концепт «Женщина» в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой: лингвистический и лингвокультурологический анализ» [Магомедова 2016]. Также есть работы, в которых рассматривается филологический анализ текста: Е.Е.Маркина «Филологический анализ пейзажного поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы как средство развития речи» [Маркина 1999].
Актуальность исследования определяется тем, что изучение языковой организации поэтического текста в школе всегда вызывает особые сложности, которые обусловлены спецификой поэтической речи. Изучение отдельной лексико-семантической группы, в частности ЛСГ «Природа», представленной в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева и А.А.Фета, позволяет учащимся приобрести навыки лингвистического анализа текста, углубить восприятие поэтических текстов, а также общую психологическую и культурную подготовку школьников. Недостаточная разработанность методики лингвистического анализа поэтического текста в школьной программе определило направленность работы на поиск научного решения методической проблемы.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном определении эффективной методической системы лингвистического анализа поэтического текста в среднем и старшем школьном звене.
Объект исследования - процесс изучения лирических произведений в средних и старших классах на занятиях по лингвистическому анализу поэтического текста.
Предмет исследования - методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста как система вопросов и заданий.
В ходе данного исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: предложенная методическая модель лингвистического анализа лирического произведения и установленный методический потенциал будут способствовать более точному пониманию поэтических текстов. Многомерность стихотворного текста, проявляющаяся в семантических, культурологических, эстетических особенностях, поможет развить чуткость к художественному слову и воспитать эстетически развитого читателя.
Цель и гипотеза исследования предполагает решение ряда задач:
1) Рассмотреть и обобщить научную литературу по данной теме;
2) На основе изученной литературы выявить особенности поэтического текста и определить параметры его анализа;
3) Охарактеризовать теоретические основы изучения языка художественных произведений в школе;
4) Определить методические возможности лингвистического анализа поэтического текста;
5) Изучить отдельную лексико-семантическую группу, в частности ЛСГ «Природа», представленную в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева и А.А.Фета;
6) Экспериментально проверить эффективность разработанной в ходе исследования методики обучения лингвистическому анализу текста;
7) Разработать систему вопросов и заданий по формированию навыков определения скрытых смыслов лексических единиц и интерпретации поэтического текста в целом.
Для выполнения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- историко-теоретический (анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования);
- количественно-статистический (анализ работ обучающихся, анкетирование, беседа, наблюдение за процессом обучения, сравнительно - сопоставительный анализ результатов исследования);
- контрольный (установление эффективности предложенной методики лингвистического анализа стихотворного текста);
- индуктивно-дедуктивный (наблюдение за процессом обучения, анализ, классификация, систематизация и последующий синтез рассмотренных явлений).
Теоретической базой исследования послужили работы учёных, посвященные: рассмотрению поэтического языка и языка художественной литературы: В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, А.А. Потебни, Л.Я.Гинзбург, Л.В.Щербы С.Т. Золяна, В.М. Жирмунского, Ю.М.Лотмана, Я. Мукаржовского, Ю.Н. Тынянова и др.; изучению лексико-семантических групп, закономерностями их построения - В.Г. Гака, В.И.Кодухова, Д.Н. Шмелева, Э.В. Кузнецовой и др.; исследованию творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета - А.Л. Голованевского, Л.В. Пумпянского, А.Д.Григорьевой, И.И.Ковтуновой; методических разработок в области изучения художественных текстов - Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.П. Шереметевского, М.А. Рыбниковой, А.Д. Алферова, М.Л.Гаспарова и др.
Материалом для исследования послужили тексты стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, вошедшие в полные собрания сочинений поэтов, в которых употреблялись единицы, относящиеся к лексико-семантической группе «Природа».
Источником иллюстративного материала является Национальный корпус русского языка, который на данный момент является самым полным и репрезентативным собранием текстов на русском языке.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в работе:
- раскрыта специфика лингвистического анализа на уроках по изучению поэтических произведений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
- изучены методические возможности, которые позволяют с наибольшей полнотой реализовать потенциал урока по лингвистическому анализу художественного теста;
- предложена методическая модель изучения стихотворного текста на занятиях по лингвистическому анализу текста и экспериментально проверена эффективность методики;
- разработан комплекс заданий по лингвистическому анализу поэтического текста, который позволяет установить средства актуализации скрытых смыслов языковых единиц; изложить собственную интерпретацию произведений (на примере поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
На первом этапе исследования систематизировалась литература по проблемам, связанным с темой исследования; определялись задания и вопросы, которые впоследствии были включены в экспериментальное обучение. Практическая часть исследования проводилась в средней общеобразовательной школе Камышлинского района Самарской области (ГБОУ СОШ с. Камышла).
На втором этапе разрабатывалась методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста и осуществлялся формирующий эксперимент, конкретизировалась гипотеза, был проведен анализ полученных данных.
На третьем этапе полученные результаты были систематизированы и проверены, уточнена методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста, подводились итоги работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации теоретических подходов к поэтическому тексту в аспекте лингвистического анализа, в изучении отечественной методической литературы по вопросам обучения школьников работе с языком художественных произведений, в описании методической системы, обеспечивающей развитие знаний, умений и навыков учеников на занятиях по лингвистическому анализу поэтических текстов.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения материалов исследования в школе при изучении творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, при проведении занятий по лингвистическому анализу поэтических текстов. Предложенный методический инструментарий помогает научить школьников осознанной работе с поэтическим произведением, что способствует как развитию мыслительной деятельности, так и эстетического вкуса.
Апробация работы. Работа апробировалась на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (2015-2017 гг.), Международной конференции «И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика» (Казань, 18-21 октября 2017 года), VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию СГУ «Междисциплинарные связи при изучении литературы» (30-31 мая 2019 года, Саратов). По материалам исследования опубликовано 8 работ: 2 тезиса и 6 статей.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, выдвигается гипотеза, аргументируется научная новизна.
В первой главе освещаются теоретические положения по проблемам исследования, даётся обзор литературы по теории изучения лексико - семантической группы, рассматриваются вопросы изучения поэтического текста.
Во второй главе рассматриваются основы изучения лингвистического анализа текста и проводится анализ научной и методической литературы по вопросам изучения языка художественных произведений в школе.
В третьей главе исследования описываются этапы экспериментального обучения. На основе результатов констатирующего эксперимента предлагается методика обучения лингвистическому анализу поэтического текста в средних и старших классах и даются методические рекомендации по изучению особенностей поэтического языка Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Также в этой главе описаны упражнения и задания для работы на занятиях по лингвистическому анализу поэтического текста.
В заключении представлены результаты работы, излагаются основные выводы, резюмируются наблюдения, полученные в процессе исследования, а также формулируются перспективы последующей работы в русле данной тематики.
Проведённое исследование было направлено на формирование умений по лингвистическому анализу стихотворного текста у школьников среднего и старшего звена. Обозначенные цели и задачи были направлены на уточнение педагогических условий, которые позволят сформировать необходимые умения у школьников, на разработку эффективного алгоритма изучения поэтических произведений и комплекса заданий, где акцент был сделан на лексические особенности поэтических произведений, эти упражнения были нацелены на изучение текстов с пониманием авторского замысла. Учитывая вышесказанное, предложенный комплекс упражнений был направлен в первую очередь на семантическую характеристику языковых единиц и их функций. Данный подход предполагал работу со всей лексикой, которая вызывала затруднение при восприятии смысла произведения. В процессе работы обучающиеся использовали как имеющиеся знания, так и обогащали их благодаря новым сведениям, которые они получали при исследовании.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод, что 2/3 обучающихся не умеют работать с поэтическим текстом в рамках лингвистического анализа, ученики не понимают специфику лирики, вследствие этого во многих работах мы находим отхождение от текста и поиск смысла произведения за его пределами, что влияет на интерпретацию текста и понимания авторского замысла.
Полученные результаты подтвердили правильность выбора нами темы исследования и позволили обозначить этапы дальнейшего исследования и направления в разработке методических рекомендаций по изучению поэтических произведений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева на занятиях по лингвистическому анализу текста в средних и старших классах. На этапе формирующего эксперимента данная методика была апробирована.
Представленная методика лингвистического анализа поэтического текста в 9 и 10 классах подразумевает последовательную поэтапную работу, которая заключается в обобщении имеющихся знаний о поэтическом тексте и языке художественной литературы > включение понятия лингвистический анализ > рассмотрение языковых особенностей изучаемых поэтов > разбор лингвистического материала конкретного текста. Вся работа строится на межпредметных связях русского языка и литературы, что также содействует пониманию авторского замысла.
Контрольный этап эксперимента показал, что последовательное изучение лирических произведений на предмет их языковых особенностей как в 9, так и в 10 классе позволяют ученикам углубиться в произведение и провести качественный анализ его языковой структуры.
При выполнении задания из 70 школьников контрольной группы, только 30 человек (47%) правильно проанализировали поэтический текст. В других работах было допущено много ошибок. В то время как в экспериментальных группах без ошибок было выполнено 50 из 60 работ (83%). Помимо этого, 36 учеников (51%) контрольных групп и 42 - (70%) экспериментальных - сделали анализ текста самостоятельно, а 34 ученика (49% ) контрольных групп и 18 - (30%) экспериментальных - смогли сделать при минимальной помощи учителя.
Апробация экспериментальной методики показала правильность выдвинутой гипотезы - сформированные умения лингвистического анализа поэтического текста будут способствовать верному пониманию стихотворений. Кроме того, предложенная методика обучения лингвистическому анализу стихотворного текста обладает огромной самостоятельной ценностью: она учит работе с любым художественным текстом, так как представленный план лингвистического анализа может быть использован и для анализа прозаического текста.
В нашем исследовании мы не ставили задачу рассмотреть и разобрать все уровни лингвистического анализа текста, а хотели обратить внимание на одну из важнейших составляющих данного анализа - лексический уровень текста, в частности на изучение ЛСГ «Природа» в поэзии XIX века. При такой работе, нами было отмечено, что авторская смысловая и эмоциональная нагрузка в стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета предусматривает тщательный отбор и организацию словесного материала, в связи с этим лингвистический анализ поэтического текста, являясь методом изучения художественного текста, предполагает комплексную, поуровневую работу, которая должна включать в себя рассмотрение фонетических, стилистических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических особенностей текста.
Проведённый анализ выполненных работ доказывает правомерность выдвинутой гипотезы и эффективность предложенной модели обучения лингвистическому анализу текста на примере поэтических произведений
А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.
Перспектива исследования предусматривает расширение исследовательской базы рассмотрением поэтических текстов других авторов и сопоставительным анализом языкового материалах исследуемых поэтов.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод, что 2/3 обучающихся не умеют работать с поэтическим текстом в рамках лингвистического анализа, ученики не понимают специфику лирики, вследствие этого во многих работах мы находим отхождение от текста и поиск смысла произведения за его пределами, что влияет на интерпретацию текста и понимания авторского замысла.
Полученные результаты подтвердили правильность выбора нами темы исследования и позволили обозначить этапы дальнейшего исследования и направления в разработке методических рекомендаций по изучению поэтических произведений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева на занятиях по лингвистическому анализу текста в средних и старших классах. На этапе формирующего эксперимента данная методика была апробирована.
Представленная методика лингвистического анализа поэтического текста в 9 и 10 классах подразумевает последовательную поэтапную работу, которая заключается в обобщении имеющихся знаний о поэтическом тексте и языке художественной литературы > включение понятия лингвистический анализ > рассмотрение языковых особенностей изучаемых поэтов > разбор лингвистического материала конкретного текста. Вся работа строится на межпредметных связях русского языка и литературы, что также содействует пониманию авторского замысла.
Контрольный этап эксперимента показал, что последовательное изучение лирических произведений на предмет их языковых особенностей как в 9, так и в 10 классе позволяют ученикам углубиться в произведение и провести качественный анализ его языковой структуры.
При выполнении задания из 70 школьников контрольной группы, только 30 человек (47%) правильно проанализировали поэтический текст. В других работах было допущено много ошибок. В то время как в экспериментальных группах без ошибок было выполнено 50 из 60 работ (83%). Помимо этого, 36 учеников (51%) контрольных групп и 42 - (70%) экспериментальных - сделали анализ текста самостоятельно, а 34 ученика (49% ) контрольных групп и 18 - (30%) экспериментальных - смогли сделать при минимальной помощи учителя.
Апробация экспериментальной методики показала правильность выдвинутой гипотезы - сформированные умения лингвистического анализа поэтического текста будут способствовать верному пониманию стихотворений. Кроме того, предложенная методика обучения лингвистическому анализу стихотворного текста обладает огромной самостоятельной ценностью: она учит работе с любым художественным текстом, так как представленный план лингвистического анализа может быть использован и для анализа прозаического текста.
В нашем исследовании мы не ставили задачу рассмотреть и разобрать все уровни лингвистического анализа текста, а хотели обратить внимание на одну из важнейших составляющих данного анализа - лексический уровень текста, в частности на изучение ЛСГ «Природа» в поэзии XIX века. При такой работе, нами было отмечено, что авторская смысловая и эмоциональная нагрузка в стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета предусматривает тщательный отбор и организацию словесного материала, в связи с этим лингвистический анализ поэтического текста, являясь методом изучения художественного текста, предполагает комплексную, поуровневую работу, которая должна включать в себя рассмотрение фонетических, стилистических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических особенностей текста.
Проведённый анализ выполненных работ доказывает правомерность выдвинутой гипотезы и эффективность предложенной модели обучения лингвистическому анализу текста на примере поэтических произведений
А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.
Перспектива исследования предусматривает расширение исследовательской базы рассмотрением поэтических текстов других авторов и сопоставительным анализом языкового материалах исследуемых поэтов.



