Введение 2
Глава 1. Понятие и виды транснациональной преступности 5
1.1. История формирования транснационального преступления 5
1.2. Понятие транснациональной преступности 10
1.3. Признаки транснациональной организованной преступности 22
Глава 2. Классификация транснациональных преступлений 28
2.1. Юридическая природа транснациональных преступлений 28
2.2. Преступления международного характера в системе
транснациональной преступности 61
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Актуальность исследования. Общество находится в сложной не только социально-экономической, но и криминальной обстановке. Преступность в Российской Федерации вышла далеко за рамки общеуголовной и превратилась в фактор, создающий реальную угрозу национальной безопасности, основам государственного устройства. Она имеет организованные формы с коррумпированными связями. Коррупцией поражены органы государственной власти и управления, в том числе правоохранительные. Преступность глубоко проникла в экономику, финансовую систему. Криминалитет контролирует значительную часть коммерческого потенциала страны. Авторитеты преступного мира закрепляются в органах государственной власти и управления. Сохраняется тенденция роста криминального влияния на сферу приватизации, рынок недвижимости, внешнеэкономической деятельности, оборота стратегических сырьевых и энергоресурсов, автомобильного, алкогольного, потребительского рынков. Организованные преступные группировки контролируют целые регионы страны. Особую опасность создают усиливающийся криминальный контроль над информационными сферами средств массовой информации, использованием глобальных компьютерных сетей, телекоммуникаций, радиоэфира, а также специальной техники. Деятельность организованных преступных формирований приобретает террористическую направленность, включая ее политическую окраску. Именно по этим видам преступлений российская организованная преступность плотно интегрирована в международные преступные отношения.
Степень разработанности темы исследования. Некоторые проблемы, соприкасающиеся с темой исследования частично освещены в работах Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, Л.И. Беляевой, А.К. Бекряшева, Н.С. Бекряшева, И.П. Белозерова, А.Г. Богатырева, О.Н. Ведерниковой, Л. Д. Гаухмана, Р.Р. Галиакбарова, С.П. Глинкиной, А.И. Гурова, Ю.А. Дмитриева, А.И. Долговой, Э.А. Иванова, Н.Г. Кадникова, И.И. Карпеца, ЛМ. Колодкина, Г.А. Кригера, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А. Куринова, В.Д. Ларичева, И.И. Лукашу-ка, В.В. Лунеева, С.В. Максимова, А.С. Михлина, А.В. Наумова, Д.К. Нечевина, В.А. Номоконова, В.С. Овчинского, П.Г. Пономарева, А.Л. Репецкой, А.Б. Сахарова, М.Д. Шаргородского, В.Е. Эминова, А.М. Яковлева, И.С. Янн и некоторых других.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с противодействием транснациональной организованной преступности в Российской Федерации.
Предметом исследования являются: транснациональная организованная преступность, ее юридическая природа, особенности проявления транснациональной организованной преступности в России, теоретические, правовые и организационные основы противодействия транснациональной организованной преступности.
Цель исследования - разработка теоретических и прикладных основ целостной концепции противодействия транснациональной организованной преступности в Российской Федерации.
Достижение этой цели осуществлялось путем решения следующих задач:
- исследование юридической природы организованной преступности, выявление детерминант, ее обусловливающих, а также особенностей ее проявления в Российской Федерации;
- уточнение и обоснование определений понятий транснациональной организованной преступности;
- выявление причин и условий транснациональной организованной преступности в Российской Федерации, исследование ее особенностей, состояния и структуры;
- анализ классификации и криминологической характеристики транснациональных преступлений;
- разработка целостной концепции противодействия транснациональной организованной преступности, включающей комплекс правовых и организационных мер;
- разработка функционально-организационного и правового механизма международного сотрудничества в сфере противодействия транснациональной организованной преступности в Российской Федерации;
- разработка направлений совершенствования системы противодействия транснациональной организованной преступности.
Методология и методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляет
диалектико-материалистический метод познания, который позволил рассматривать явления и процессы в исследуемой области в социальной взаимосвязи, обусловливающей транснациональную организованную преступность в Российской Федерации. В целях получения достоверных результатов и их научного обоснования диссертантом осуществлен комплексный и системный подход путем использования общенаучных методов познания, а также конкретно-научных и специальных познавательных методов.
Юридической базой исследования явились Конституция, уголовное право, соответствующие законы Российской Федерации, а также международные правовые акты, относящиеся к предметной области исследования.
Структура и объем работы определены целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Социальную значимость транснациональной организованной преступности нельзя недооценивать. Она характеризуется сложными видами криминальной деятельности, осуществляемой в широких масштабах и посягающей на общественные отношения, охраняемые уголовными законами различных государств. Вопросы эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью остаются проблемой.
Научный итог исследования по транснациональной организованной преступности следующий:
1. Обоснована необходимость нового научного направления, представляющего теорию, предназначенную для создания международной криминологии, объективного обеспечения детерминант транснациональной организованной преступности, разработки правовых и организационных мер противодействия транснациональному организованному криминалитету.
2. Исследован юридический аспект транснациональной преступности, сделан анализ ее состояния, структуры и особенностей проявления в Российской Федерации.
3. Выявлены и исследованы причинный механизм, обусловливающий
тенденции распространения транснациональной организованной
преступности в Российской Федерации, а также проблемы, связанные с неэффективностью противодействия ей.
4. Разработаны теоретические, правовые и организационные основы концепции противодействия транснациональной организованной преступности в Российской Федерации.
Основной причиной неэффективности противодействия транснациональной организованной преступности является неолиберальная модель экономики.
Организованная преступная деятельность в России все более приобретает транснациональный, международный характер. Это проявляется, с одной стороны, в совершении организованными группами преступлений на территории нескольких государств, с другой — в совершении преступлений межгосударственного характера (в частности, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, захвата заложников, терроризма и др.). Эти особенности организованной преступности касаются как стран ближнего зарубежья (в рамках бывшего Советского Союза), так и других зарубежных государств.
Сравнительный анализ преступлений, совершаемых организованными преступными группами или преступными сообществами, и всей массы преступлений по данным общеуголовной статистики в Российской Федерации позволяет сделать однозначный вывод о том, что доля преступлений, обладающих наиболее высокой степенью общественной, значительно выше (в кратности от 1,5 до 10 раз) среди преступлений, совершаемых организованными преступными группами или преступными сообществами.
Транснациональная организованная преступность характеризуется сложными видами преступной деятельности, посягающей на общественные отношения, интересы или блага, охраняемые уголовными законодательствами двух или более государств и субъектами составов которых являются иностранные граждане, имеющие целью, как правило, получение огромной финансовой прибыли или приобретение власти. Основу транснациональной организованной преступности составляет совокупность транснациональных преступлений, совершаемых организованными преступными группами.
Транснациональная организованная преступность состоит из международных преступлений, преступлений международного характера, преступлений с «иностранным элементом».
Международные преступления — это такие деяния, которые посягают на мир и безопасность человечества, то есть основы международного правопорядка, установившиеся международные отношения, важнейшие общепризнанные интересы мирового сообщества, установленные международными договорами и национальным законодательством.
В качестве организационных мер по реформированию правоохранительных органов предлагается: радикальное увеличение объема финансирования деятельности правоохранительной системы, совершенствование их материально-технического потенциала; реформирование прокуратуры, в том числе дислокация органов прокуратуры внетерриториального деления; ликвидация системы согласования кадров прокуратуры с руководителями субъектов Российской Федерации; сосредоточение функций прокуратуры на задаче уголовного преследования за нарушение закона, отказ от функций общего надзора; передача функции следствия в прокуратуру, изъятие данной функции у всех иных правоохранительных органов; реформирование Министерства внутренних дел, в том числе относительно вопросов по передаче на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень задач, которые не только смогут более эффективно выполняться на местах (охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности), но и позволят усилить гражданский контроль за их осуществлением (например, через прямые налоги населения, идущие на содержание муниципальной милиции, через выборную систему руководителей местных органов охраны общественного порядка).
В системе правоохранительных органов приоритетным должен стать обмен информацией о бандитских формированиях, организованных группах и преступных сообществах, планируемых похищениях людей, захватах заложников, террористических актах, лидерах преступной среды, «ворах в законе», контактах должностных лиц государственных органов федерального уровня и субъектов федерации, а также лиц, являющихся кандидатами в выборные органы власти, с криминалитетом организованных преступных формирований.
Главная задача состоит в том, чтобы отделить организованную преступность от государственных структур и ликвидировать коррупцию. Действенная и эффективная система борьбы с организованной преступностью и коррупцией может быть построена только на эффективной законодательной основе.
Эффективность противодействия транснациональной организованной преступности возможна при условии скоординированной деятельности правоохранительных органов всех заинтересованных государств. В этих целях необходима разработка совместных программ предупреждения транснациональной организованной преступности, различных ее видов, а также создание межгосударственного, координирующего органа, обеспечивающего взаимодействие правоохранительных органов всех государств.
Организация Объединенных Наций, ее Совет Безопасности должны пересмотреть приоритеты своей деятельности. Государствам нужно создать действенные международные инструменты борьбы с транснациональной организованной преступностью и терроризмом. Назрела необходимость организации единого мирового центра по противодействию транснациональной организованной преступности. Помимо разветвленного информационного обмена, такой центр должен быть способным выполнять функции международных расследований и международных оперативно-розыскных операций и иметь для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования.
1. Всеобщая Декларация прав человека // Права человека: Сб.междунар. док. -М. 1986.-Ст. 4460.
2. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке //А/СО№7187/6.
3. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; ратифицирована 28 марта 1998; вступила в силу 1 сентября 1998 г. // СЗ РФ. -1998. -№36. -Ст. 4465.
4. Закон «О Конституционном суде РФ от 21 июля 1994 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. -№ 14. - Ст. 1447.
5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.)
6. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // Чистые руки. 1999. - № 3.
7. Конституция Российской Федерации. -М., 1997.
8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос. газ.-2000,- 10 янв.
9. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации от 12 авг. 1995г.//Рос. газ. 1995. - 18 авг.
10.6 основах государственной службы РФ: Закон Российской Федерации от 31 июля 1995 г.//Рос. газ. 1995. -3 авг.
11. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1993 г. №103.
12. Положение об отделах по надзору за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности (РУОП): Утв. Генеральной прокуратурой РФ от 26 марта 1998 г.
13. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 октября 1997 г. N 67 «Об организации прокурорского надзора за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности».
14. Протокол № 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (совершен 6 ноября 1990 г.; ратифицирован 30 марта 1998 г.; вступил в силу 1 сентября 1998 г.). // СЗ РФ. 1998. - № 36. - Ст. 4467.
15. Рекомендации группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров «восьмерки» (Париж, 12 апреля 1996 г.).
16. Решение о бюджете Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств на 1995 год (Минск, 26 мая 1995 г.).
17. Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (Москва, 24 сентября 1993 г.).
18. Решение о вопросах организационно-финансового обеспечения деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 г.).
19. Решение о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с
организованной преступностью и иными видами опасных
преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года (Москва, 17 мая 1996 г.).
20. Решение о Перечне статистических показателей результатов работы
по борьбе с организованной преступностью на территориях
государств участников Содружества Независимых Государств за 1999 год (Москва, 20 июня 2000 г.).
21. Решение о Перечне статистических показателей результатов работы
по борьбе с организованной преступностью на территориях
государств участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.).
22. Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств участников Содружества Независимых Государств (Москва, 12 марта 1993 г.).
23. Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа -7 сентября 1990 г.).
I. Специальная юридическая литература
1. Барбашина Н.Л. Организованная преступность и бандитизм в странах СНГ. Минск : Изд-во Белорус, гос. ун-та, 2015. - 208 с.
2. Батурин Е. В. Политические инструменты противодействия
международному наркобизнесу // Журнал «Проблемы экономики и юридической практики», 2011 URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/politicheskie-instmmentv- protivodevstviva-mezhdunarodnomu-narkobiznesu (дата обращения
10.06.2019)
3. Батурин Е. В. Противодействие международному наркобизнесу // Журнал «Социально-политические науки», 2012 URL: https://cvberleninka.ru/article/n/protivodevstvie-mezhdunarodnomu- narkobiznesu (дата обращения 10.06.2019)
4. Батурин Е. В. Формирование антинаркотической политики стран участниц сиг в XXI в. // Журнал «Власть», 2011 URL: https://cvberlenirLka.ru/arttcle/rfformirovanie-antinarkoticheskov- politiki-stran-uchastnits-sng-v-xxi-v (дата обращения: 10.06.2019)
5. Векленко В. В., Борков В. Н. Уголовная ответственность участников коррупционной организации // Российский следователь. -2014. -№ 24. - С. 25-29.
6. Воронин Ю.А., Родионова Т. А. Современные тенденции развития транснациональной организованной преступности URL: https://cvberleninka.ru/article/rfsovremennve-tendentsii-razvitiva- transnatsionalnov-organizovannov-prestupnosti (Дата обращения
10.06.2019)
7. Выступление Ю. И. Чиханчина, директора Федеральной службы по финансовому мониторингу / Финансовая безопасность. 2016. № 14. С. 24.
8. Еолованова А.Е. Политика Турции и Болгарии по противодействию наркотрафику на "Балканском маршруте" // Журнал «Научный журнал», 2019 URL: https://cvberleninka.ru/article/rfpolitika-turtsii-i- bolgarii-po-protivodevstvivu-narkotrafiku-na-balkanskom-marshrute (Дата обращения 10.06.2019)
9. Еоловко Л. В. Два альтернативных направления уголовной политики по делам об экономических и финансовых преступлениях: Crime Control и Doing Business // Закон. - 2015. - №
8. - С. 32-45.
Ю.Едемская М. В. Дело Скрипаля. URL: http://www.vfmgua.nl/uploads/files/pub/%D0%9A%D0%BE%D0%BD
%D 1 %84%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D0%BD%D 1 %86%D0%B8%
D1 %8F%2025,04,2018%20(%D 1 %87%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %82%D 1%8C%2021.pdf (Дата обращения 10.06.2019)
П.Журба О.Л. Права и свободы человека на стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков (на основе судебной практики РФ и Украины) // Исследование проблем предупреждения наркомании и противодействия наркопреступности в Республике Крым / под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь, 2014. С. 267-279.
12. Ильин А. Е. Истоки современной организованной преступности / А. Е. Ильин, Т. В. Прокофьева // Российский следователь. - 2014. - № 13. - С. 47-51.
13. Клеймёнов М. И, Клеймёнов И. М. Развитие организованной
преступности: явление и определение // URL:
https://cvberleninka.rif article/rfrazvitie-organizovannov-prestupnosti- vavlenie-i-opredelenie (дата обращения 10.06.2019)
14. Клейменов М. И, Клейменов И. М., Кон дин А. И. Феномен служебной организованной преступности // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-sl uzhebnoy-organizovannoy- prestupnosti (дата обращения 10.06.2019)
15. Клеменов И.М. Международный терроризм и транснациональная
организованная преступность URL:
https://cvberleninka.rif article/rfmezhdmiarodnvv-terrorizni-i- transnatsionalnava-organizovannava-prestupnost (дата обращения
10.06.2019)
16. Кобец П.Н. Анализ информационных правовых актов государств участников СНЕ в сфере противодействия обороту новых психоактивных веществ и наркотических средств, а также сходных с ними химических веществ. Матрица научного познания. № 3
2017. С. 289-293.
17. Кобец П.Н. Анализ международных нормативно-правовых актов, направленных на противодействие незаконного оборота наркотических средств. Международной научный журнал «Символ науки». № 11 ч. 4., 2016.
18. Кобец П.Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия. // Полицейская деятельность. — 2016. - № 6. - С.596-602. DOI: 10.7256/22221964.2016.6.21353
19. Кобец П.Н. О комплексном подходе к формированию и реализации государственной антинаркотической политики середины второго десятилетия XXI столетия. Международной научный журнал «Символ науки». № 10 ч. 1., 2016.
20. Кобец П.Н. Приоритетные направления совершенствования
межгосударственной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и киберпреступностью // Журнал «Символ науки», 2017 URL: https://cvberleninka.ru/article/n/prioritetnve-
napravleniva-sovershenstvovaniva-mezhgosudarstvennov-devatelnosti- v-sfere-borby-s-nezakonnym-oborotom-narkotikov-i (дата обращения 10.06.2019)
21. Комиссаров В. С., Енсебаева Г. Б. Совершенствование уголовного законодательства об организованной и транснациональной организованной преступной деятельности (на примере республики Казахстан, российской федерации, китайской народной республики) URL: https://cvberlenirLka.ru/article/ri/sovershenstvovanie-ugolovnogo- zakonodatelstva-ob-organizovannov-i-transnatsionalnov- organizovannov-prestupnov-devatelnosti-na (дата обращения
10.06.2019)
22. Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий от 25.10.2013 г. URL: http://www.e- cis.info/page.php?id=23808 (дата обращения 10.06.2019 г.)
23. Корсаков К.В. Криминологический и уголовно-правовой анализ
современной организованной преступности // Журнал «Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук», 2017 URL:
https ://cvberleninka. ru/article/n/kriminologicheskiy-i-ugolovno- pravovov-analiz-sovremennov-organizovannov-prestupnosti (дата обращения 10.06.2019 г.)
24. Логинов Е. Л. Отмывание денег через Интернет-технологии / Е. Л. Логинов // Методы использования технологий для легализации криминальных доходов и уклонение от уплаты налогов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
25. Мацкевич И.М. Транснациональная организованная преступность:
понятие и признаки URL:
https://cvberleninka.ni/article/n/transnatsionalnava-organizovannava- prestupnost-ponvatie-i-priznaki (дата обращения 10.06.2019 г.)
26. Меркурьев В. В. Криминологическая характеристика
организованного сопротивления борьбе с преступностью // Журнал «Всероссийский криминологический журнал», 2013 URL: https: //cvberleninka. ru/article/n/kriminologicheskava-harakteristika- organizovannogo-soprotivleniva-borbe-s-prestupnostvu (дата
обращения 10.06.2019 г.)
27. Митьков В.Н. Оперативно-розыскное противодействие
преступности иностранных граждан в условиях международного сотрудничества URL: https://cvberleninka.ru/article/n/operativno-
rozvsknoe-protivodevstvie-prestupnosti-inostramivh-grazhdan-v- uslovivah-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva (дата обращения
10.06.2019 г.)
28. Михайлов Б. EL, Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного
оборота наркотиков // Журнал «Вестник Московского университета МВД России», 2017 URL: https://cvberleninka.ru/article/n/aktualnve- problemv-protivodevstviva-legalizatsii-dohodov-poluchennvh-ot- nezakonnogo-oborota-narkotikov (дата обращения 10.06.2019 г.)
29. Мулявка Д. Г., Рекуненко Т. А. Информационно-аналитическая деятельность налоговой милиции по противодействию налоговой преступности URL: https://cyberleninka.ni/article/n/informatsionno- analiticheskava-devatelnost-nalogovov-militsii-po-protivodevstvivu- nalogovov-prestupnosti (дата обращения 10.06.2019 г.)
30. Нафиков И. С. Теневая экономика как материальная основа организованной преступности в условиях крупного города (вопросы теории и практики) : дис. ... канд. юрид. наук. -
Казань, 2012. - С. 88. URL:
https://cvberleninka.m/article/n/fenomen-sluzhebnov-organizovannov- prestupnosti (дата обращения 10.06.2019 г.)
31. Пихов А. Х.-А. Контрабанда культурных ценностей как
транснациональное преступление URL:
https: //cvberleninka. ru/article/n/kontrabanda-kultumvh-tsenno stev-kak- transnatsionalnoe-prestuplenie (дата обращения 10.06.2019 г.)
32. Сборник материалов ФАТФ по противодействию финансированию терроризма. Париж: ФАТФ, 2016. С. 85-86.
33. Скобликов П. А. Борьба с организованной преступностью в
контексте парламентского контроля // Уголовное
судопроизводство. -2014. - № 2. - С. 6.
34. Тарбагаев А.Н. Актуальные вопросы совершенствования борьбы с
организованной преступностью / А.Н. Тарбагаев // Криминологический журнал Байкальского государственного
университета экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 56-59.
35. Тарбагаев А.Н. Проблемы уголовно-правовой квалификации терроризма URL: https://сvberleninka.ru/article/n/problemv-ugolоvno- pravovov-kvalifikatsii-terrorizma (дата обращения 10.06.2019 г.)
36. Тишкин Д.Н. Политические аспекты борьбы с российской организованной преступностью в контексте обеспечения национальной безопасности // Журнал «Власть», 2019 URL: https://cvberleninka.ru/article/n/politicheskie-aspektv-borbv-s- rossivskov-organizovannov-prestupnostyu-v-kontekste-obespecheniva- natsionalnov-bezopasnosti (дата обращения 10.06.2019 г.)
37. Торопов С.А. Международный наркотрафик: проблематика и пути
противодействия (анализ наркотических угроз применительно к Российской Федерации) // Журнал «Вестник Краснодарского университета МВД России», 2015 URL:
https: //cyberleninka. ru/article/n/mezhdunarodnyy-narkotrafik- problematika-i-puti-protivodevstviva-analiz-narkoticheskih-ugroz- primenitelno-k-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 10.06.2019 г.)
38. Харсеева В. Л. Факторы, порождающие наркоманию среди молодежи, и способы их преодоления // Журнал «Общество: социология, психология, педагогика», 2015 URL: https://cvberleninka.ni/article/n/faktorv-porozhdavuschie-narkomanivu- sredi-molodezhi-i-sposobv-ih-preodoleniva (дата обращения
10.06.2019 г.)
39. Хижняк Д.С. История возникновения, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования транснациональных преступлений / Д.С. Хижняк // Библиотека криминалиста : науч. жури. — 2013. — №4. — С. 281-292.
40. Хижняк Д.С. Предупреждение транснациональной преступности и борьба с нею как стратегическая задача государства: опыт США // Журнал “Всероссийский криминологический журнал”, 2015 URL: https://cvberleninka.ru/article/ri/preduprezhdenie-transnatsionalnov- prestupnosti-i-borba-s-nevu-kak-strategicheskava-zadacha-gosudarstva- opyt-ssha (дата обращения 10.06.2019 г.)
41. Хренков О. В. Незаконный оборот морских биоресурсов:
российско-китайский аспект // Журнал «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2013 URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/nezakonnvv-oborot-morskih- bioresursov-rossivsko-kitavskiv-aspekt (дата обращения 10.06.2019 г.)
42. Червонных Е.В. Некоторые вопросы противодействия
транснациональной преступности на территории государств - участников СНГ // Журнал «Вестник Белгородского юридического института МВД России», 2014 URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/nekotorve-voprosv-protivodevstviva- transnatsionalnov-prestupnosti-na-territorii-gosudarstv-uchastnikov-sng (Дата обращения 10.06.2019)
43. Шалагин А.Е., Шляхтин Е.П. Проблемы предупреждения и противодействия организованной преступности // Журнал “Вестник Казанского юридического института МВД России”, 2015. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/problemv-preduprezhdeniva-i- protivodevstviva-organizovannov-prestupnosti (Дата обращения
10.06.2019)
44. Щеблыкина И. В., Звягинцев В. В. Транснациональная организованная преступность как угроза безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств: некоторые проблемы теории и практики // Пространство и время. 2014. № 4 (18)
II. Интернет-ресурсы
1. Виктор Иванов о создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Выступление на заседании Коллегии ФСКН России //Информационно-публицистический сайт «Нет - наркотикам». URL: http://www.narkotiki.ru/5_75579 (дата обращения: 10.06.2019)
2. Владимир Колокольцев принял участие в заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ. URL: www.mvd.ru (дата обращения 10.06.2019 г.)
3. Маркин рассказал об иерархии в группировке Гайзера. URL: http://www.tvzvezda.ru. (дата обращения 10.06.2019 г.)
4. Сайт ООН: URL:
http://www.im.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ orgcrime.shtml (дата обращения 10.06.2019 г.)
5. Степанова Е.А. Афганский наркотрафик: совместная оценка угрозы. Доклад российско-американской группы по афганскому наркотрафику / Ин-т Восток - Запад. Нью-Йорк, 2014. URL: http://elibrary.ru/ item. asp?id=21775680 (дата обращения 10.06.2019
г-)